Белый шаман алтая. Шодоев николай андреевич

Стояла невыносимая жара; дорога клубилась густой пылью, которая повсюду проникала в машину, забивалась в нос, в глаза; все время хотелось остановиться и вылить на себя ведро ледяной воды!..

Мы держим путь из Усть-Коксы, наше паломничество на Белухе подходило к концу и осталось совершить последнее: нас ждала волнующая встреча!

Наконец слева показался указатель, покрытый толстым слоем, словно грязной мукой, все той же пылью: "Мендур-Соккон". Это название с алтайского переводится как "побитый градом".

Две мои спутницы и я понимаем, что наконец-то близка встреча с человеком, который живет в этом селе, который на Алтае уже при жизни стал легендой. Лично я много раз слышал о нем; о том большом деле, которому он посвятил свою жизнь. Не в моих правилах слагать мнение о человеке на основании чужих высказываний, поэтому я с нетерпением ждал мгновения, когда мы встретимся с Николаем Андреевичем Шодоевым .

Вот и село; типичное для этих мест алтайское селение, простая дорога, петляющая сквозь него, по обеим сторонам дороги простые дома, но аккуратные и чистые дворы.

Практически рядом с каждым домом - аил, это типично для алтайских деревень, причем аил здесь не является украшением подворья, не есть дань моде; это строение - одновременно и жилище, и символ многих законов и сакральных знаний алтайцев. На крышах некоторых из них печные трубы, курящиеся сизым дымком...

Едем медленно, в открытые окна автомобиля ворвался запах курта (сыра, который в конце приготовления коптится в аиле над очагом); мимо какого-то дома проплыл густой аромат варенья из яблок или груш; тут и там вдоль дороги лежат козы, телята и прочая живность, которая создает неповторимую картину деревенской жизни, где все настоящее: и еда и быт, и в конечном итоге сама жизнь. Более правильная, что ли: без суеты и многого лишнего, чем неизлечимо заболел в наше время город.

Навстречу нам неспешно идет паренек лет 16-ти, внимательно смотрит на наше пыльное чудо-юдо. Он здоровается первым, как это и принято здесь повсеместно; спрашиваю, где дом Шодоева. Мальчуган улыбается и показывает сразу на небольшой и неприметный дом неподалеку.

Там живет!- говорит он.

Направляю машину к дому Николая Андреевича, парнишка не уходит, и все это время наблюдает - хочет убедиться, правильно ли мы его поняли.

Повезло: Николай Андреевич был дома и на стук калитки вышел к нам навстречу сразу.

В тот же момент я почувствовал, что наша встреча будет необыкновенной; так и случилось...

Окончил Горно-Алтайский государственный педагогический институт в 1971 г. С 1955 г. по 1971 г. — работал учителем в Яконурской средней школе Горно-Алтайской АО; с 1971 по 1973 г. — учитель Козульской восьмилетней школы Горно-Алтайской АО;

С 1973 г. по 1986 г. — становится директором Мендур-Сокконский средней школы Горно-Алтайской АО; а с 1986 г. по 1994 г. — директором Мендур-Сокконского краеведческого музея Горно-Алтайской АО.

С 1994 г. — заведующий Мендур-Сокконским филиалом Горно-Алтайского республиканского музея им. А.В. Анохина.

Не раз в своей жизни убеждаюсь, что мнение о людях нужно складывать самому!

Вот и сейчас я смотрю на Николая Андреевича и понимаю, что все те, кто мне о нем рассказывали, представляли его каждый по своему...

Передо мной стоял человек невысокого роста, худощавый, подвижный; не напряжен, но все время собран; живые карие глаза, потрясающей доброты улыбка; во всех словах и ответах сквозит терпение - явный признак огромного стажа настоящего педагога. Поразительно, но очевидно то, что Шодоев обрадовался встрече с нами!

Пыльную дорожную усталость как рукой сняло, мы заторопились, заговорили все разом; сказали прямо, что ехали сюда посмотреть Мендур-Сокконский краеведческий музей алтайской культуры и встретиться с самим Шодоевым лично!

Посмеялись, познакомились, неловкости не было - ощущение непринужденности и легкости. Именно с этим чувством у меня до сих пор ассоциируется встреча с Шодоевым!

Николай Андреевич предложил нам проехать к музею.

Сегодня это главная достопримечательность села; все там посвящено истории, традициям, быту, вере и культуре алтайского народа.

Что вас интересует? - Николай Андреевич задал этот вопрос как-то неожиданно; в такие моменты всегда начинаешь внутренне метаться, чтобы разговор был по существу, чтобы успеть и не забыть задать нужные вопросы. Как назло, в диктофоне сели батарейки!

За несколько минут до этого Шодоев пригласил нас в аил, который находится возле музея. Там мы и расположились для беседы.

Мы хотели бы услышать о Вас и Вашей жизни, о музее, о его создании и его истории; и конечно же о Билике!..

Я родом из племени иркит, которое родилось от первых шести племен Алтая. На это ушло 5 веков (с 9-го по 13-й века).

Из мифа о происхождении племен алтайцев известно, что от детей отца-духа Алтая произошли племена: от Тота - пошло племя тодош, от Теле-Сей - телесы, от Теле-Нгет - племя теленгиты, от Теле-Уут - племя телеуты, от Куман-Ай - кумандинцы, от Кыпа - кыпчаки.

С началом "века зла" (9 век н.э.) на Алтай пришли кыргызы, уйгуры, и племена перемешались.

Возникло седьмое племя - иркиты. Иркиты стали главными защитниками Алтая в трудные грозные времена (13 - 17 века).

Перед "веком голода" (13 век до н.э.) пришли монголы, племена перемешались, возникло восьмое племя - майман.

С началом "желтой эры" (18 век) пришли арасеи. Ныне рождается девятое племя орус-Алтай (русский алтаец). Есть коренные алтайцы, есть русские алтайцы, то нарождающееся племя, которому немногим более двух веков.

Русские алтайцы - новое, девятое племя Кан Алтая , именно оно станет защитником земли - природы, прежде всего, леса и всего живого на ней. А чтобы пробудилось их сердце как у алтайцев, будущих защитников земли алтайской, потребуется самое малое - еще 100 лет. В связи с ускорением движения времени, вместо 504 лет орус-Алтай пройдет лишь 360 лет.

Коренные алтайцы, Алтай-Кижи, - не пришельцы в горах Алтая, здесь они появились на свет Божий. Они не были кочевниками в полном смысле этого слова, и сейчас живут так же, как их предки: к лету мужчины и старшие дети гонят домашних животных в тайгу высокогорья, а на зимовку спускаются в долину, где их ждут жены и матери.

Нужно немало времени русским алтайцам для развития духовности, ведь возникающее новое племя не только защищает, но и сдерживает растворение коренных жителей в новой среде, перенимая их традиции и совершенствуя их развитие. Если сейчас здесь вырубят лиственницу, Кан-Алтай снова станет голой землей, так как основными деревьями были кедр, а сейчас - лиственница. Те, кто останется в будущем, будут вынуждены уйти с этой земли на все четыре стороны света или туда, где меньше цивилизации, как уходили первые алтайцы, сарт-тургуты, в 12-6 веках до н.э. При благоприятном развитии плода племени русских алтайцев в утробе матери-земли (Умай-Эне) ее символом считается гора Белуха (Уч-Сумер), будет развиваться их душа, как душа будущего народа, следующего, алтайско-русского мироздания...

Нужно отметить, что таких лиц у моих спутниц (а мы знакомы много лет!) я не видел ни разу!

Лица одухотворенные; там и смесь потрясения, и осознание чего-то очень важного; удивления смыслом сказанного хотя бы потому, как легко и непринужденно человек на наших глазах связывает момент настоящего времени с древними предками своего народа. Он точно знает законы Вселенной-гармонии, по которым издревле жили Алтайцы и несмотря на тотальное уничтожение культурных и религиозных ценностей в лихие времена, зерна этого ценного мировоззрения дошли до наших дней. Не в книгах, а в живых людях - носителях этого знания...

Мы же сегодня ограничили себя миром компьютера, телевидения и номинальных потребностей, которые до бесконечности служат улучшению нашего комфорта; мы зачастую не помним по именам наших бабушек, а речь о предках уровня 3, 4 колена назад - для многих это абстрактный мир. А с абстрактным миром и связь абстрактная, а это и есть корень нации, его сила и генокод народа!

Я очень ждал этого момента и откровенно наслаждался реакцией моих спутниц в ходе рассказа Николая Андреевича.

В рамках этой небольшой заметки сложно раскрыть тему Билика; собственно, у меня нет такого намерения. В конце статьи вы найдете название книг об Алтайском Билике, созданных(не могу сказать по иному!) Шодоевым.

И все же позвольте вкратце обозначить ключевые моменты, связанные с Биликом.

Алтайский Билик - это сокровище мудрости великого древнего народа, которое благодаря своей образной форме и передаваемым из поколения в поколение устным сказаниям, историям, правилам сохранилось у современных алтайцев, по крайней мере - в основных и характерных своих чертах. Эти знания существуют в наши дни не столько в письменных источниках, текстах, сколько в памяти людей, традициях, обычаях, взглядах на жизнь. Они по-прежнему, чаще неосознанно, определяют жизнь и особенности мировосприятия всех народов, исторические корни которых восходят к древнему Алтаю.

Часть древних знаний сохранилась в памятниках культуры, музейных экспонатах, культовых знаках, наскальных рисунках.

Наконец, в сознании людей - как старшего,так и молодого поколения - продолжают жить мифы, легенды, сказания алтайского народа, которые не стали еще мертвыми литературными памятниками.

Алтайский Билик - это своеобразное мировоззрение, мудрый взгляд на мир, Природу, человеческое общество, опирающийся на многовековой опыт народа, несуетное отношение к жизни, глубокое понимание природных энергий и ритмов и острое ощущение драматических противоречий нашего времени.

Алтайское слово "Билик" - ёмкое, оно объединяет веками растущие из одного корня смыслы: знание, познание, мудрость, наука. После отделения рациональной науки от единого, целостного Знания она стала называться по-другому - «билим». Тот, кто чувствует родной язык, ощущает и различия в «энергетике» слов, понятий. Мудрый родной язык ведет нас по жизни и, рано или поздно, подводит к выбору: или живое познание мира как трудная, но светлая дорога к мудрости, или рутинная служба - хранить и пополнять «сундук» с накопленными знаниями...

А затем был музей.

Внешне - лиственный бревенчатый дом с синими наличниками, для искушенного знатока музейных экспозиций мог бы показаться слишком уж скромным! Пока не отворилась дверь внутрь. И мы шагнули в другое время, в другой мир, в поистине иное измерение...

Музей состоит из двух залов;

Практически все письменные материалы, такие как документы, рукописи, письма - представлены на алтайском.

Потрясающие впечатления производят фотографии, которые здесь хранятся. Это снимки выдающихся людей, заслуженных тружеников, простых людей, врачей и преподавателей, работников колхозов... Таких лиц сейчас не встретишь! У этих людей не было второго лица, они были пронзительно - настоящими, без искажений, без сегодняшнего приукрашения и двусмысленности.

В одном из залов можно увидеть дьаик - аналог иконы, святыни, которая ранее находилась в каждом аиле (жилище). Сотоит из цветных лент ткани. Каждый цвет символизирует важное для алтайцев понятие. Белая лента - дух Алтая (лента путников!), голубая лента символизирует место, где хранится душа человека, розовая - луну, желтая - солнце.

Так же можно посмотреть большое количество экспонатов, посвященных Белой Вере Алтайцев , о которой Николай Андреевич рассказывает крайне интересно и обстоятельно.

В одном из залов музея мы увидели нечто, что вызвало вопрос, что же это такое? Шодоев пояснил нам, что это изображение Кангыя (Вселенной) в виде выточенного из камня мирового яйца, волнообразная поверхность которого символизирует вращение звезд и планет вокруг оси Кангыя.

У самого входа в музей стоит соок-соокы, камень, которому в наше время дали оскорбительное, на мой взгляд, название "каменной бабы". Этот камень нашли неподалеку от Мендур-Соккона, где было найдено захоронение бронзовой эпохи.

Как часто бывает, находка эта была случайной: в результате обрушения берега реки почва обнажила человеческие останки. А это в свою очередь послужило началу работы сотрудников агентства Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай, Национального музея им. Анохина и Института алтаистики.

Мы как во сне бродили по музею и боялись слова проронить!.. Лишь изредка задавали вопросы Шодоеву и получив тот или иной ответ не переставали удивляться, какое огромное количество знаний уложено в этом человеке!..

В довершении ко всему Николай Андреевич предложил нам изучить свой тип личности, согласно Алтайскому гороскопу, составителем которого он является. Характеристики были удивительно просты, малословны и потрясающе точны!

Нужно добавить, что в музее меня не покидало ощущение, что это внешне небольшое помещение - бесконечно! Мои спутницы подтвердили эти мысли уже когда мы делились впечатлениями в Усть-Кане, когда покинули Мендур-Соккон. Как будто мы попали через обычные деревянные дверные створки в огромную вселенную, где своя жизнь, свое времятечение, своя событийность и собственная цель...

В довершении изучения музея Шодоев предложил нам прикоснуться к каменным духам и задать им какой-то свой тайный вопрос или просто попросить совета. Эти камни уже внешне так необычны! А при прикосновении к ним возникают сначала необычные ощущения, потом звон, вибрация, руки становятся горячими и перед глазами начинает мелькать кавалькада всевозможных образов. И духи говорили с каждым из нас. Не хотелось рассказывать об этом, делиться. Каждый из нас унес частицу этой древней мудрости с собой...

Время осмотра музея подошло к концу. Я оглядываюсь назад, в один из затененных залов и понимаю, что реально я физически нахожусь в одном измерении пространства и времени и сейчас, как только откроется дверь наружу - я шагну в другое...

Последним потрясением был момент, когда я посмотрел на часы: прошло почти 5 часов с момента нашей встречи! Этот кусок времени пронесся вне обычного восприятия, к которому мы привыкли; это была еще одна часть той череды чудесных мгновений, которые подарил нам Николай Андреевич!

Мы очень быстро попрощались и уехали. В душе было четкое ощущение полноты, счастья и осознания, что сегодня нам несказанно повезло. Повезло встретить человека, живого носителя знания Билик , шамана-хранителя знаний, как назвал его известный писатель и исследователь древней культуры майя Хозе Аргуэльес, когда побывал в музее.

Сегодня эта встреча кажется мне не совсем реальной и только книги, которые мы взяли у Николая Андреевича (его книги) говорят о том, что в определенно это событие было реальностью.

Мне очень повезло в жизни в том, что иногда (а это бывает нередко) моими спутниками становились удивительные, потрясающие, выдающиеся люди. Они оставляют внутри тебя какое-то зерно, частицу своей светимости; и это тебя меняет. Меняет качество тебя. Ты становишься сильнее, больше, полнее, мудрее, лучше. Ты ощущаешь, что все не напрасно, что твой путь имеет смысл, что ты не стоишь на месте, а соответствуешь замыслу небес и двигаешься по Реке Жизни! И ты таким нравишься сам себе.

Я верю, что встречи с такими Душами - это единственная ценность, которую может накопить человек и пронести с собой через всю жизнь и через смерть.

Больше всего поражает то, что Николай Андреевич всю жизнь прожил в деревенской среде, учил деревенских ребятишек, но его внутренний рост потрясает! Поверьте мне, человеку, родившемуся и выросшему в такой же маленькой деревеньке Горного Алтая! Это непросто и дорогого стоит!

Сейчас, когда я пишу эти строки, временами перевожу взгляд на свой Дьяйык; он расположен в нескольких метрах от меня в моей городской квартире. Окна закрыты, нет ни кондиционера, ни вентилятора, но ленты на нем шевелятся как от ветра... Ветка священного арчына рядом кажется темной, почти черной; я чувствую мягкий, пьянящий аромат можжевельника.

Очень спокойные чистые чувства переполняют мое сердце сейчас, и я желаю счастья моему Алтаю, процветания всем людям, здоровья и силы таким людям, как Николай Андреевич Шодоев, кто нитями своей светимости связывает каждого из нас с нашими истоками, откуда растет Дерево Жизни всего человечества.


Добавить комментарий

Алтай – это место, где живет Волшебство. Оно дает о себе знать через места Силы, через удивительную красоту Природы, через бесценные ее дары и через загадочных людей, которые умеют общаться с духами — алтайских шаманов.

Шаманизм давно и серьезно исследуется с различных точек зрения: религиозной, этнографической, культурной, философской, психологической… Об этом написано немалое количество книг, статей и монографий. Вокруг этого явления очень много споров, тайн, легенд и вопросов.

Почему же людей так интересует шаманизм?

Чем больше развивается наука, техника, чем сложнее становится мир, иными словами, чем быстрее движется прогресс, тем больше разрушаются связи людей друг с другом и с Природой. Но на уровне своего бессознательного мы чувствуем, насколько эта связь важна для нас, насколько она наполняет нашу жизнь силой и смыслом, и мы тоскуем об этой утрате. И мы обращаемся к тем, кто сумел сохранить эту мощную связь.

В Сибири есть живые примеры тех, чей образ жизни близок к Природе и к ее Силе, это шаманы. Интересны шаманские представления о мироустройстве, о взаимодействии с Природой, шаманские ритуалы и атрибуты. Чем больше мы узнаем о них, о том, какие они, тем больше мы узнаем и понимаем что-то важное и о себе тоже. Сперанский в своей книге «Дар шаманизма – дар волхования» говорит о том, что шаманизм близок русскому народу и то, что мы знаем как шаманизм, в русской традиции называлось кудесничество, и входило в практику волхвов.

Так кто же он такой – шаман?

Шаман – это человек, который обладает необыкновенным даром – он умеет погружать себя в особое, измененное состояние сознания, для того, чтобы общаться с миром духов. Делает он это для того, чтобы договориться с духами об исполнении определенных поручений.

Далеко не каждый человек может стать шаманом. Исследователь Алексеенко Е.А. писала: «Шаманский дар признавался вечным, а его носители — отдельные шаманы — составляли лишь временные (на одну человеческую жизнь) звенья в общей бесконечной цепи его существования». Считалось, что дар передается по наследству, по отцовской либо материнской линии.

Представления шаманов об устройстве мира очень образны и поэтичны. Например, считается, что у каждого объекта или явления Природы, даже у камня или дождя, есть свой хозяин – самостоятельное существо. И у этого хозяина есть разум и облик. Шаман умеет общаться с хозяином, признавая его и подчиняясь ему. Таким образом, шаманы обеспечивают обычным людям благополучную земную жизнь.

У мироздания, по представлениям шаманов есть два полюса: на одном из них боги Неба, на другом боги Земли. Есть и другие силы, действующие уже не в вертикальном, а в горизонтальном мире. Для того, чтобы найти ответы на вопросы, шаманы очень много путешествуют, как по вертикали — поднимаясь к небу и спускаясь под землю, так и по горизонтали, как в пространстве реального мира, так и в пространстве иной реальности.

Интересно представление шаманов о душе человека. Душа – это подарок бога Неба, она попадает на землю в виде солнечного лучика или падающей звезды (тело же человека сотворено богами Земли). Представление о душе совсем не похоже на то, как описывается душа в мировых религиях, в частности в христианстве. В шаманской картине мира человек имеет много душ (или одна душа имеет несколько составляющих). Даже название используется другое, не душа, а двойник. Двойник обладает способностью покидать тело человека во время сна, бродить маленьким огоньком по окрестностям, и возвращаться обратно при пробуждении человека. Или не возвращаться… Двойника мог поймать хозяин горы или тайги, он мог стать жертвой злого духа, заблудиться. В таком случае человеку угрожала болезнь. Шаман же мог найти и вернуть потерявшегося двойника.

Обряд, который проводит шаман, называется камланием. Само слово имеет в основе тюркский корень «кам», значение его – колдун, знахарь, прорицатель. Этот обряд обычно сопровождался жертвоприношением домашнего животного божествам и духам. Во время камлания двойник шамана совершает путешествия по разным сферам тройственной Вселенной (небесной, земной и подземной) вместе с духами-помощниками, которые охраняют шамана и помогают ему в этом пути. Путешествие на небо одно из самых сложных путешествий шамана, оно под силу далеко не каждому. Наиболее характерным для шаманов было путешествие в нижний, подземный мир. Существует камлание божеству Алтаю, его священным горам.

Обряд имеет определенный порядок, тем не менее, ритуал никогда не повторяется полностью. В зависимости от назначения, обряд мог быть проведен в разное время суток и мог продолжаться несколько дней. Целью обряда могло стать излечение больного человека, поиск пропавших вещей, животных, людей, воздействие на погоду, а так же предсказания и прорицания. Лечение было наиболее популярной и распространенной целью камлания. По поводу возникновения болезней было два представления. По первому представлению возникновение болезни объяснялось вселением в человека вредоносного. Другое представление связывалось с тем, что двойник человека – его душа — вышел из тела человека.

Место для камлания не имело большого значения, важную роль играли шаманские атрибуты и ритуальное облачение. Особенно велико значение бубна шамана, все основные действия шамана во время ритуала связаны именно с ним.

Алтайский шаманизм – это древняя религия с ярким ритуальным культом и особым состоянием его служителей во время камлания. И эта особенность ошибочно принимается за сущность шаманизма, на этом фиксируется главное внимание очевидцев и исследователей. Суть же шаманизма в обожествлении и почитании Природы, в преклонении перед ее великой силой и мудростью.

АЛТАЙСКИЕ ШАМАНЫ

Шаманизм – самая древняя вера на земле и древнейшая форма человеческих знаний, которая, вобрав в себя лучшие традиции предшествующего ей тотемизма, оформилась в философскую систему в период мезолита (9-12 тыс. лет назад).
Родина шаманизма – Сибирь, а само слово „шаман“ происходит от эвенкийского saman „сын неба“.
Шаманы вот уже более десяти тысяч лет приковывают к себе внимание людей.

К шаманам и сейчас обращаются многие люди в надежде на исцеление, за помощью в личной жизни или просто в поисках совета.
Наверное, поэтому игнорировать шаманизм становится всё сложнее и сложнее, особенно в наш просвященный 21 век! Накопилось немало примеров активного и самое главное - результативного проявления этого направления знаний.

Одним из подтверждений реальной помощи людям в прогнозах их будущего и исцеления являются наши экскурсии
«В гости к Алтайским Шаманам».

Шаманом может стать не каждый: этот дар передается по наследству, иногда – через поколение. Так, например, Клара Кыпчакова, к которой в гости мы возим своих туристов – шаманка в седьмом поколении.

Помимо „зова предков“, будущие шаманы должны уметь видеть духов и общаться с ними, лечить без помощи лекарств, понимать язык животных, знать обряды своего народа и быть хранителями устного эпического творчества. Последнее особенно важно, потому что шаманизм не имеет своих „священных книг“ – это исключительно устные верования, передающиеся из поколения в поколение.
Кроме того, у каждого шамана есть свое священное место, обычно это одна из священных у алтайцев гор.
Хороший шаман владеет приемами ритуального общения с божествами и духами, употребляет особую шаманскую терминологию, умеет путешествовать в ту или иную сферу Вселенной, знает дороги и маршруты этих путешествий, ориентируется в пространстве миров, населенных дугами и божествами.

Специалисты считают, что шаманы обладают развитой интуицией. И это шестое чувство позволяет им входить в измененные состояния сознания (ИСС). И тогда они вполне осязаемо могут общаться с духами. Сомнологи называют шаманский транс термином «осознанный сон», когда сновидения воспринимаются, как явь. Некоторые ученые, исследующие феномен ИСС, считают, что это новый, еще недоступный для большинства людей уровень видения мира.
Самое главное - в течение всей своей жизни шаман стремится освободиться от эмоций, связанных с агрессией, обидой, подавленностью. Чем меньше ты злишься, тем больше твоя сила, тем глубже ты видишь.

Данные электроэнцефалограммы, снимаемой во время сеансов излечения больного, показали, что мозг шамана и пациента начинают работать в одном ритме. После сеанса эмоциональное состояние и работа иммунной системы больного улучшаются. Практика показывает, что во многих случаях после воздействия шамана наступало выздоровление. Но никто из специалистов не скажет, что вылечил именно шаман. Ведь среди своих пациентов он в первую очередь выделяет людей, верящих в его силу. С точки зрения психотерапии это понятно: срабатывает эффект плацебо, когда пациент верит в излечение. Тем более что в отличие от доктора, визит к которому продолжается 15 - 30 минут, шаман может провести с больным значительно больше времени в борьбе против болезни и смерти...
Когда шаман занимается исцелением, он видит болезнь так, как будто душа человека потерялась в тонком мире. Он находит ее и исцеляет.

Часто во время исцеления шаманы используют атрибут всадника камчу (плеть), как это делает и шаман Клара Михайловна Кыпчакова.
Камча обычно пропитана потом коня, к такой плети ней боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила, и поэтому камчу вешали у изголовья молодых женщин. Также верили, что среди кнутов особой магической силой обладают желтые латунные плети с рукояткой из таволги. Тувинцы говорят, что "…шайтан боится человека с красной камчой, а казахи считают, что "сатана боится желтой камчи". В понятиях казахов латунь - символ чистоты. В начале XIX в. у изголовья рожениц вешали плетку известного человека по имени Дильдебай, жившего в Жетысу, считая, что эта камча обладает волшебной силой. Во время родовых схваток женщин били этой плетью по спине. Дильдебай говорил: "Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть". Такое лечение плетью применяли не только шаманы и лекари, но даже некоторые местные доктора.

Шаманизм – вера универсальная, она не делит людей на „своих“ и „чужих“. В этом смысле шаманизм похож на буддизм – это скорее стиль жизни с уверенностью, что все вокруг имеет сакральный смысл, и мир на самом деле сложнее, чем кажется. „Ко мне приходят и говорят: „Я христианин (или мусульманин), поэтому я не могу ходить к шаману“. Это предрассудки. Мы же не говорим, что какие-то таблетки помогают мусульманам, а какие-то – только христианам. Вот и шаман может помочь всем.

Такая универсальность притягивает – и поток людей, обращающихся за помощью к шаманам, не ослабевает. Правда, нужно опасаться лже-шаманов, или, как их презрительно называют на Алтае, „ряженых“.

Узнать о подстерегающих Вас опасностях и об открывающихся перед Вами возможностях в будущем, а так же узнать о неизвестных своих недугах и слабостях и исцелиться, Вы сможете во время наших путешествий "В гости к НАСТОЯЩИМ АЛТАЙСКИМ ШАМАНАМ"!

Удивительное духовное путешествие к шаманам на Горный Алтай.

Человек всегда ищет решение своих проблем: здоровье, деньги, карьера, личная жизнь, дети и многое другое. Для того, чтобы найти решение, Пути избираются самые разные… А потом человек идёт к шаману. А значит, вас не зря привели на эту страницу.

Что же такое шаманизм и кто такой шаман?

Шаманизм — это жить в согласии с собой и с природой, это принятие. Шаман — проводник между миром человека и миром духов. У вас есть удивительная возможность всё увидеть, почувствовать самим, а главное — принять непосредственное участие в шаманских обрядах!

Хорошая новость, для тех, кто интересуется, но сомневается. Хочет задать вопросы по обрядам или познакомится с шаманами, посмотреть на мир глазами шаманов. Задать вопрос и получить ответ от духов, попросить помощи в делах и отношениях, очистить свою душу и получить поддержку своего рода, открыть свои дары и понять своё предназначение. Слушать и слышать себя, обрести поддержку духа своего рода.

Земля начинает просыпаться от глубокого векового сна и зовёт своих детей на сакральные места своей живой тверди, дабы окунуться в родные материнские просторы, напоиться силами, да начать пробуждаться совместно и созвучно ёё целительным вибрациям. В сильных точках планеты, люди силы и мощного духа издревле проводили свои обряды, оказывая дань уважения матери-земле, духам стихий и отцу небесному.

Мы приглашаем вас совершить удивительное путешествие с шаманами Айданой Алтын-Суу и Туей Самдан, в одно из таких сакральных мест Горного Алтая.

Впервые семинар проводится с Гульнарой Азаубаевой, практикующим шаманом из Тюмени.

Программа семинара будет насыщенной. Если вы чувствуйте в себе желание присоединиться к сакральному процессу, если вы услышали этот зов духов земли, мы ждём вас!

Что вам даст путешествие?

  • Индивидуальная работа шаманов лично с вами на протяжении всего семинара.
  • Знакомство с древними шаманскими мистериями, не из книг, а непосредственно на своём опыте, во время обрядов с шаманами.
  • Ответы на интересующие теоретические вопросы о шаманизме, стихиях, духах, талисманах и др.
  • Выплетание Родового Древа для восстановления связи с Родом и Предками, получения разрешения на использование ресурса Рода.
  • Понимание, чего по настоящему хочет твоя Душа, что нужно сделать для пробуждения радости сердца.
  • Изготовление личного шаманского оберега хранителя.
  • Вам откроется прекрасный и удивительный мир Алтая, с его чистейшими озёрами и реками, белоснежными вершинами, целебными источниками и неповторимой культурой.
  • А самое главное, Усадьба "Арчын" волшебное место, где связь с Высшими Силами очень близка! Привезите с собой своё самое заветное желание, и расскажите о нем Духам Места. Оно обязательно исполнится!

Программа поездки

  • Приезд на Горный Алтай в Усадьбу "Арчын", вокруг черневая тайга, заповедник, здесь отличное место для отдыха и размышлений.
  • Проживание в кедровом летнем доме в уединённом, чистом и спокойном месте.
  • Знакомство с Алтаем — его культурными традициями и обычаями. Совершение подношения Духам Предков.
  • Приготовление Подношения для Духов Огня.
  • Обряд выкармливания Духа Огня с Благопожеланиями на долголетие и здоровье.
  • Ознакомительная беседа "Как шаман видит мир".
  • Вопросы и ответы.
  • Шаманский обряд очищения, исцеления и защиты от всех негативных воздействий.
  • Очищение — это снятие негативных энергий, которые вас окружают и подпитываются вашей жизненной энергией и Силой.
  • Работа с негативными эмоциями — чувствами обиды, вины и самосожаления, печали, раздражительности и жадности.
  • Очищение души. Избавление от страданий, болей и депрессии.
  • Несложный пеший поход "Знакомство с Духами".
  • Мощные шаманские практики на открытие жизненной дороги.
  • Эмоциональный массаж.
  • Очищение водой из Священного Источника.
  • Очищение тела, разума и души в шаманской бане, ладование вениками.
  • "Очищение" — упражнения, направленные на эмоциональное и энергетическое очищение, накопление энергии, а также раскрытие потенциала внутренней силы.
  • Освобождение от наносного, открытие своей Природы: женской или мужской.
  • Шаманский ритуал (чистка матки) разрыва санс-контакта, что поможет оборвать связи с прошлым, избавиться от навязчивых мыслей и преследования кармы, снять с себя негативное влияние ненужных людей.
  • Изготовление и оживление шаманского оберега.
  • Посещение главной Святыни. Обряд на Рассвете.
  • Древние шаманские молитвы на Любовь, благополучие и счастье у горы Любви.
  • Исцеление души и сердца от прошлых отношений, бесплодия.
  • Обряд на привлечение достойного мужчины (женщины), счастливую семейную жизнь и привлечение Светлой души ребёнка.
  • Привлечение Духа семьи, помогающего сохранить гармонию и понимание в отношениях.
  • Плетение Родового Древа Фравахар.
  • Защитная магия.
  • Утренняя прогулка и обряд у "Родового тополя".
  • Звуковая медитация — медитация под звук Бубна.
  • Обряд Благословения Алгыс.
  • Ритуал — Благодарение Земле, природе, Духам.
  • Передача духовных знаний из уст практикующих шаманов.
  • Беседы с шаманами. Заключительный круг.

Ритуалы будут сопровождаться совместным обращением к Небу шаманов и участников, через обрядовые песнопения. Будут использованы разные шаманские музыкальные инструменты, звуки которых помогают очищению души. Если есть хомусы, бубны, поющие чаши — берите с собой!

Этот выезд для тех, кто готов для честного взгляда на себя, на собственную жизнь, готов к наведению порядка в голове и душе, кто желает освободиться от глубокого груза прошлого и полноценно начать жить в настоящим…

Выездной семинар на Месте Силы — это 5 дней глубокой внутренней работы.

Если вы не боитесь изменений, активны, у вас есть желание меняться и готовность действовать? Присоединяйтесь!

Во время шаманских обрядов происходят изменения на клеточном уровне. Вначале проводится подготовка участников, к каждой группе применяется индивидуальный подход. Иными словами, что делать с каждым человеком подсказывают Духи — помощники шамана.

У шамана нет методик, он лишь проводник энергии Духов, Богов.

У нас нет задачи собрать большое количество людей, в то же время готовы принять любое количество участников, желающих поработать над собой, доверяющих.

Вы не вернётесь прежним, поездка круто изменит вашу жизнь! Вы выйдете из колеса повторяющихся событий!

Усадьба находится в центре Чойского района, вдали от магистральных туристических маршрутов, и потому здесь царят покой и безмятежность. Есть возможность отдохнуть от городского мельтешения и, оставшись наедине с неповторимой алтайской природой, услышать, наконец, своё сердце и обрести гармонию с собой и окружающим миром. Природа этих мест способствует релаксации и снятию стрессов. Чистые, прозрачные водоёмы, горы, навевающие мысли о вечном. Сверкающие на солнце ослепительно белые снега зимой, благоухающий цветущий ковёр альпийских лугов весной и летом, буйство красок и пьянящие ароматы осенней природы…

Энергетика этого места особенная. Неспроста рядом находится поляна, которая раньше использовалась шаманами для проведения своих ритуалов — на ней сохранилось даже шаманское каменное колесо. Это одна из причин, по которой здесь удивительно плодотворно проходят семинары и тренинги.

Природные и ландшафтные особенности усадьбы и её окрестностей — горное окружение, близость речки, наличие ровной поляны для занятий на свежем воздухе, крытой тренинговой веранды с очагом (аила), тишина и уединённость, дающие возможность сосредоточиться, — создают все необходимые условия для достижения поставленных целей.

Приглашаем вас в сказочный мир чудес и волшебства, радости, прогулок, живого огня, древних традиций и ритуалов шаманов, сказок и веселья!

Благодарим за признание и любовь.

На вершине рейтинга самых популярных тренеров "Самопознание.ру" в 2017 году расположились Айдана Алтын-Суу и Туя Самдан — потомственные шаманы, чьи мистерии и обряды полюбились жителям всей Сибири. Айдана и Туя помогают обрести здоровье, богатство, семейное счастье и любовь, проводят выездные мероприятия в местах силы и ведут индивидуальные приёмы. Айдана Алтын-Суу и Туя Самдан заняли 1-е и 2-е места годового рейтинга портала "Самопознание.ру".

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Кто они – шаманы ? Удивительные люди или простые смертные? Кто становится шаманом? Как живут шаманы? Эти вопросы возникали у меня не более чем из любопытства, пока в моей жизни не случилось нечто. Именно тогда я встретила самого удивительного человека – белого шамана Аржана Кезерекова. Пришло время, когда я могу рассказать миру о нем …

Я давно обещала рассказать вам об удивительном человеке, который живет совершенно простой жизнью в алтайской глубинке. Наши пути пересеклись в 2009 году и я надеюсь, что провидению будет угодно чтобы наше общение продолжалось еще очень долго. Этот человек носит необычное имя – Аржан, что в переводе с алтайского значит Святой. И его имя действительно соответствует его внутреннему миру. Аржан – известный алтайский шаман , лучше сказать кам и кайчи. Он целитель человеческих недугов, но самым главным его достоинством является то, что Аржан настоящий врачеватель душ. Итак я начинаю цикл рассказов, о белом шамане Алтая. Но обо всем по-порядку…

Когда рядом стоит смерть, жизнь становится пустой и холодной. Ты теряешь всякий интерес к окружающему миру. Но воистину говорю вам вы счастливейший из всех людей, если в такой момент с вами рядом оказался видящий человек. Ведь увидеть смерть доступно не каждому…
Именно в такой момент своей жизни я встретилась с Аржаном.
Мы вошли в небольшое помещение все убранство которого составляла лавочка, покрытая козьей шкурой, старенький диван с алтайским покрывалом, столик с ритуальными предметами, печь в углу и стол, за которым сидел сам хозяин. Молодой человек невысокого роста добродушно улыбался нам, но в его глазах было столько мудрости и опыта, что казалось это глаза глубокого старца. Я сразу обратила внимание на топшур – двухструнный инструмент, о котором слагалось много легенд.

Говорили, что именно по выражению топшура Аржан определяет состояние посетивших его людей. У топшура, вместо обычного грифа – голова из дерева, напоминающая голову человека. Это дух инструмента.

В тот момент лицо духа выражало глубокую скорбь. «Плохой знак» — подумала я. Шаман предложил нам присесть и каждый выбрал удобное для себя место. В печи горел огонь, на улице было холодно, нам пришлось долго ждать своей очереди и сейчас мы с удовольствием отогревались у печи. Все задавали вопросы и рассказывали о своих проблемах. Аржан внимательно слушал. Потом начал работать с каждым по очереди. Когда очередь дошла до меня он спросил: «А что волнует вас, что у вас случилось?» Все в недоумении замерли, так как он озвучивал проблемы каждого самостоятельно, лишь изредка говоря: — « задавайте вопросы». Из всей группы я была самая «косячная» и проблематичная на тот момент. Я попала в руки черных риэлторов, и в день посещения шамана я практически была бомжом. От многомиллионного бизнеса остались только воспоминания. Отобрали даже квартиру, и мы с детьми скитались по родственникам. Я проиграла все суды, и надежды на восстановление справедливости не было никакой. Я даже не знала с чего начать и просто спросила: «Вы можете сказать, кто совершил поджег?» (меня чуть не сожгли в собственном салоне). После этих слов Аржан изменился в лице и огонь в печи завыл так страшно, что мы все притихли. Было жутко. Казалось, что дверца печки просто вылетит, внутри печи бесновалось нечто. Даже закоренелому скептику нашей дружной компании – Шуре, стало не по себе. Шаман начал успокаивать огонь и просить духов о помощи. Он лил в огонь молоко, клал масло и конфеты, но кто-то или что-то внутри печи никак не хотело молчать и рвалось наружу. Аржан взял молоко и вышел на улицу. В печи все стихло. Мы сидели как пришибленные, говорить не хотелось. Когда шаман вернулся, он говорил много, он рассказывал истории, но до меня не доходило, зачем он это делает. Мы внимательно слушали и никак не могли сообразить, как эти истории могут повлиять на мою судьбу. Прямо было сказано лишь несколько фраз. Аржан обратился к моему старшему сыну и сказал: « Береги свою мать, ее дух очень устал, ей нужен покой». Обратившись ко всем, он сказал: « Эта женщина откроет источник жизни для людей». А мне он сказал, что я привела с собой смерть и она держала меня за руку. Но светлые духи и помощники моего рода не давали ей увести меня и привели меня к нему. Кто-то очень постарался и он даже сразу не увидел страшного потустороннего гостя, потому что это была не просто порча на смерть, а что-то более сильное и страшное. Аржан провел ритуал освобождения и очищения.
Потом мы долго слушали интересные и поучительные истории из жизни разных людей. 3 часа пролетело, как один миг. Мы душевно прощались с Аржаном и посмотрев в его глаза я поняла, что наши судьбы каким-то чудесным образом переплелись и я буду здесь частым гостем. После нас скопилась огромная очередь. Люди с нетерпением ждали своего часа общения с великим шаманом. Каких только машин не стояло у его ворот – люди ехали из самых разных уголков нашей страны. Аржан проводил нас до ворот и принял следующих странников, прибывших к нему за помощью, а наше путешествие продолжилось в глубоком молчании. Мы заехали по пути в прекрасную Каракольскую долину и расположились перекусить и отдохнуть. И вдруг, как будто всех сразу посетило озарение. Мы поняли, что все истории, которые рассказывал Аржан, были о нас самих! Мы судорожно начали вспоминать каждое слово и докапываться до сути. Еще долго мы вспоминали каждую историю, особенно когда рассказанные события стали проявляться очень четко в жизни каждого. И все, что было сказано шаманом в тот день, в точности произошло в наших жизнях.
Моя жизнь с того дня изменилась в лучшую сторону, но кардинальных перемен не происходило (в отличие от моих спутников). Я рассказывала о своей поездке знакомым и люди вереницей потянулись к Аржану. Ко мне обращались за помощью, все хотели попасть к шаману. Я давала телефон, но самостоятельно попасть к нему практически никто не мог. То телефон не отвечал, то Аржан был в отъезде. Мне пришлось связываться с Аржаном самостоятельно – на удивление для меня он всегда был доступен. Совершенно незаметно для себя я стала своеобразным проводником.
Все кто был у Аржана, еще долго звонили мне и писали, просили передавать ему привет и огромное спасибо за помощь. Но самым приятным было то, что все скучали по Аржану и непременно хотели увидеть его еще раз.
Однажды даже был такой случай, что люди из Екатеринбурга стали очевидцами неприятной истории. Там где они отдыхали, пропал маленький мальчик. Родители по совету местных жителей обратились к ясновидящей и она сказала, что мальчик утонул. Провидение свело меня с этими людьми, и я рассказала им об Аржане. Они, как и все, очень захотели попасть к нему. Я созвонилась с Аржаном и он сказал, что ждет их. Наталья (так звали одну из отправлявшихся в гости к шаману), решила взять с собой фотографию мальчика. Она сказала родителям, обезумевшим от горя, что они едут к шаману. Поиски длились уже более 2 суток и практически все отдыхающие пришли к выводу, что ребенка уже не вернуть.
Наталья рассказывала позже:
«Мы приехали к шаману, и я сразу же достала фотографию пропавшего мальчика. Шаман внимательно посмотрел на фото и куда-то вышел. Затем он вернулся и сказал: « не беспокойтесь, еще до вашего возвращения мальчика приведет женщина. Теперь они не сделают ему ничего плохого. Через 5 часов мы вернулись к месту отдыха и узнали, что мальчика действительно привела женщина, час спустя после того, как мы посетили Аржана. Женщина сказала, что нашла его у реки. Но по состоянию пропавшего мальчика не было видно, что ребенок голоден. И женщина выглядела испуганно, когда привела ребенка. Уже отчаявшиеся родители не верили в свое счастье и, забрав ребенка, немедленно покинули место отдыха, отказавшись даже искать виновных.»
Этот случай произвел на екатеринбургцев такое впечатление, что они рассказывали его всем, друзьям, знакомым и просто попутчикам. Муж Натальи, совершенно не верящий в шаманизм и потусторонний мир, кардинально изменил свое мнение после встречи с Аржаном. Когда мы расставались он сказал: -« Мы объехали весь Алтай, видели множество красивых мест и интересных людей. Но я до конца жизни буду вспоминать единственную встречу – встречу с Аржаном. Этот человек произвел на меня огромное впечатление». Тогда мне хотелось плакать от радости. Потому что Аржан стал для меня дорогим другом, и мне очень хотелось, чтобы вокруг него была не только людская печаль и проблемы, но множество теплых слов благодарности. Ведь человеческое тепло лучше огня или солнца согревает душу…
Для тех кто решил посетить Алтай и провести 6 незабываемых дней в обществе шаманов информация здесь