Чередование звуков в однокоренных словах. Чередования гласных и согласных правило

Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
  • ц – ч – к (лицо – личико – лик);
  • с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
  • ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
  • щ – ск (лощеный – лоск);
  • щ – ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю – губить);
  • вл – в (ловлю – ловить);
  • мл – м (кормлю – кормить);
  • пл – п (куплю-купить) и другие.
  • Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

    Первоначальный облик конструкции

    В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

    Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).

    Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».

    Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».

    Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.

    То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

    В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.

    Изменения на «границах» конструктивных элементов

    Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».

    Корни с чередованием: правописание, примеры

    Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

    Чередование: что это такое

    Корни с чередованием – это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

    Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг – дружба (вариативность согласных г/ж) или возить – везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

    • о – ы – у: сохнуть – усыхать – сухой;
    • о – ы(и): бой – бить; вой – выть;
    • о – е – и: мор – умереть – умираю; ожог – жечь – выжигать;
    • о – а: рост – растить.
    • Нередки случаи, когда гласные «о» либо «е» чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день – дня; сон – о сне.

      Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

      Правописание зависит от ударения

      Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

      Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

      Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение . Исключение – слово утварь .

      Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .

      Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори . Исключения – зоревать, зорянка .

      Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. «О» употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с «ы».

      Правописание зависит от последующего согласного

      От последующего согласного будут зависеть буквы «а» и «о», входящие в следующие корни с чередованием:

      1. -Лаг-/-лож-: перед «г» следует писать «а», а перед «ж» употребляется «о»: полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение – слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

      2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли ; возраст – сращение – заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .

      3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка ; проскочить – проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .

      Правописание зависит от последующего гласного

      Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).

      Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

    • -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
    • -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
    • -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
    • -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
    • -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
    • -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
    • -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
    • -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
    • -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.
    • Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться .

      Правописание зависит от лексического значения

      Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

      Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .

      Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква «о»: сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .

      Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

      • к – ч: рука – ручной;
      • х – ш: грех – грешный;
      • г – ж – з: друг – дружочек – друзья;
      • д – ж – жд: водить – вожатый – сопровождать;
      • б – бл: любовь – влюбленный;
      • п – пл: ослеп – ослепла;
      • в – вл: ловит – улавливает;
      • м – мл: кормить – кормлю.
      • Упражнения: корни с чередованием гласных

        Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

        В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

        Чередование гласных

        В целом чередуются и гласные, и согласные буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

        Чередование гласных — это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага р имеет букву «А» в корне, а слово заго реть — букву «О».

        Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные. Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

        История чередующихся корней

        Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

        Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

        Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

      • следующая за чередующейся гласной согласная;
      • ударение;
      • суффикс;
      • смысловое значение.
      • Правописание гласных А-О: соседняя согласная

        Чередование «А» и «О» зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

        От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

        После «Г», «К», «СТ» и «Щ» пишите букву «А» в корне. После «Ж», «Ч» ставьте в корне букву «О».

        Например: располаг аться — располож иться, предполаг ать — предполож ить (но полог ), скак ать – вскоч ить. (но скач ок, скач у), ра сти — нара щивать — взро сление (но ро сток, отра сль, Ро стов, ро стовщик)

        Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

        От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

        В безударной позиции в корнях -пла в-, -за р-, -па й- пишите букву «А».

        Например: зо рька — за ря, припо й — па йка, пла вать (но зо ревать, пло вец, пло вчиха).

        В безударной позиции в корнях -го р-, -тво р- и -кло н- ставьте букву «О»:

        Например: зага р — заго реть, тва рь — тво рение, кла няться – покло ниться (но выга рки, прига рь, утва рь).

        От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс «А», то в корне пишите букву «А».

        Например: ка са ться — ко снуться, отло жить — безотла гательно.

        Правописание гласных А-О: значение корня

        От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

        Корень ра вн употребляется в значении «равнять, становиться равным».

        Например: ура внять права, сра внительный анализ.

        Корень ро вн употребляют в значении «ровнять, делать ровным».

        Например: подро внять (чёлку), сро внять с землёй, ро весник. Исключения: ра внина (ро вная), ра внение (становиться ро вно).

        Корень -ма к- употребляется в значении «опускать в жидкость».

        Например: прома кнуть салфеткой, ма кнуть печенье в чай.

        Корень мо к означает «пропускать жидкость».

        Например: промо кнуть до нитки, замо чить рубашку перед стиркой.

        Чередование гласных А-О

        Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

        Вставьте потерянные буквы:

        1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

        2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

        Ответы на упражнения на чередование «А» и «О» в корне слова:

        1) Подло жили булавку, наивно пола гаем, правильно изла гаем мысли, поло жите игрушки на место, случайно ко снулся, не прика сайтесь руками, нала гаются обязательства, распола гайтесь на диване, соприко сновение, нало женный платёж, Соборное уло жение, предла гают помощь; знаменитая пло вчиха, выпла вляется сталь, пла вучесть судна; старые сапоги промо кают, прома кни руки салфеткой, промо кнуть до нитки;

        2) Ра внение в рядах, разро внять бетон, сра внить два варианта корня, несра внимые суждения, выро внять загар, повысить уро вень жизни, ра вняются на лучших учеников, уро внять яму, живописные ра внины; густая поро сль, врожденное сра щение пальцев, зара стают сорняком, пора стёт густой травой, современная отра сль производства, нара стили силы.

        Чередование гласных е-и: правила правописания

        Правописание чередующихся «Е» и «И» в корнях определяется с помощью одного показателя — суффикса «А». Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву «И». Если суффикса нет, тогда пишем букву «Е».

        Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

        Например: забе рёт — заби ра ет, приде рётся — приди ра ется, заме рли — зами ра ет, запе р — запи ра ется, выте рся — выти ра ется, бле стит — бли ста ет, выже г — выжи га ют, посте лить — рассти ла ться, выче т — вычи та ть.

        Исключения: соче та ть, соче та ние.

        Чередование гласных Е-И

        Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием «Е» и «И».

        1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

        Стекло бле стит, звёзды бли стают, грибы соби рают, собе рут игрушки, уми раю со смеху, заме р от восхищения, отпе реть дверь, отпи рают ворота, проте реть лицо, проти рают пыль, выде рну скотч, выди рают зубы; разми наем мышцы, поджи мает хвост, припоми нают о домашних делах, произносят закли нания.

        И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

        2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

        Перебе рём старую одежду, переби рается через дорогу, бле снуть на солнце, заме рла от страха, запе реться в комнате, гармоничное соче тание, выте реть со стола, сди рать скотч, переби рать черешню, уми рать со смеху, выми рающий вид, отпи рать замок, изби рательная кампания, высти ранные футболки, подбе решь одежду, выде рнут зуб, прижи гать рану, выти рать пыль, приде рется к опечаткам, зани маться предприни мательством.

        И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова («А» и «О», «Е» и «И»):

        1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

        2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

        3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

        4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

        5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

        Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

        Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!

        Правила правописания гласных: орфограммы в корне слова

        Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

        Особенности

        Работая с изучаемой орфограммой в корне , школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки . Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь .

        Область применения правила


        Корень
        – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть ), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

        Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть ? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

        Разновидности

        Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

      • непроверяемые,
      • проверяемые,
      • чередующиеся,
      • выбираемые.
      • От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму : обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

        Непроверяемые

        Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

    1. безударные гласные;
    2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.
    3. Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

      Проверяемые

      Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

      Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

      го ра́ – го́ рка, в го́ ры.

      Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

    4. дуб – дуб ок, дуб ы;
    5. чест ный – чест ь, чест ен.
    6. весна – весенний, вёсен.
    7. В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

      Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других - соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

      Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова мла дший, моло дой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

      «О -Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е . Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё , если нет – тогда О ё пот – ше птать, шо рох – родственных с Е нет).

      Чередования

      Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

      Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примир ять (друзей) – проверочное слово мир . Пример ять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

      Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

      Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

      Последующие согласные

      В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А , а перед С без последующей Т – всегда О . Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав , нарицательные росток и ростовщик пишутся через О , а слово отрасль – через А . В список данного типа не включены. Причины будут разъяснены ниже.

      От суффикса -а- зависит выбор гласной И : выберешь – выби ра ешь, раздерет – проди ра ться, выжечь – выжи га ть, презреть – прези ра ть, замереть – зами ра ть, отпереть – отпи ра ть, застелить – рассти ла ется, вытереть – сти ра ть, вычет – вычи та ние, блестящий – бли ста ть;

      гласной А : -кос-//-кас- (коснуться – ка са ние)

      сочетания ИМ , ИН на месте А (Я) :

    8. нажа ть – сжима ть
    9. поня ть – принима ть
    10. кля сть – проклина ть
    11. нача ло – начина ть
    12. измя ть – смина ть
    13. Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г , но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (полож ить – слага емое), так что для их проверки годятся два способа.

      В словах с чередованиями:

    14. -гор-//-гар - (горе́ть – зага́р),
    15. -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
    16. -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
    17. -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
    18. -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
    19. -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
    20. -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
    21. -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
    22. -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
    23. -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
    24. -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –
    25. в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О .

      Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А .

      Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

      Оттенки значения

      Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

      -мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

      -плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

      -скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

      -равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» - требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

      Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

      Выбираемые гласные

      Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

      К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

    26. жи-ши , ча-ща , чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы , Я , Ю , за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
    27. после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).
    28. Также в эту группу входит правило, согласно которому И , стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (и нтересный – безы нтересный - сверхи нтересный).

      Часть 1. Орфограммы в корне гласные

      Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

      Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы , Я-А , Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис- ). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.

    Конспект урока русского языка

    3 класс, «Школа России»

    Тема урока:

    Чередование согласных в корне слова.

    Подготовила и провела:

    Головатюк В. В.

    Формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;

    Введение в активный словарь школьников формулировки чередование согласных в корне слова;

    Формировать практический опыт правописания слов с чередующейся согласной, безударной гласной и парной согласной в корне слова;

    Развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся;

    Воспитывать уважение друг к другу.

    Ход урока

      Организационный момент.

    Прозвенел уже звонок.

    Начинается урок.

    Мы за парты сели ровно.

    И к работе все готово.

    2.Чистописание.

    - Начнем с чистописания.

    - Угадайте, какие буквы мы сегодня будем прописывать:

    Хохлатый хилый хорек,

    хрумкая хвощ,

    хвастался холеным хвостом.

    На доске записывается буква

    У Маши на кармашке

    Расцвели ромашки.

    На доске записывается буква

    - Посмотрите на эти буквы.

    - Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

    Запишите эти буквы, чередуя их. А что значит « чередуя», как вы понимаете это слово?

    - Чередовать, значит следовать по очереди, сменяя друг друга.

    3.Подготовка к изучению новой темы.

    - Отгадайте загадку:

    Смех-смех

    Летом снег.

    Вихрем в воздухе летает.

    Почему же он не тает?

    -Что это?

    -Правильно, это пух.

    -Запишите это слово в тетради.

    -Подберите к нему однокоренные слова. (по мере подбора учитель и дети записывают слова в тетради).

    Пух, пушинка, пушистый, пуховой, пуховик.

    Выделим корень.

    - Что вы заметили? (ш и х меняются).

    - Такая замена называется чередованием и это тема урока сегодня.

    (Учитель записывает тему на доске).

    -Какие же буквы чередуются в словах, которые мы записали? (Ш-Х )

    Учитель вывешивает на доску карточку с этими буквами.

    -Только ли эти буквы могут чередоваться?- давайте посмотрим.

    4. Работа по теме урока.

    1. На доске слова:

    Снег

    Берег

    Пирог

    Сапог

    -Что общего у этих слов?

    - Объясните написание парной согласной на конце.

    - Образуйте новые слова при помощи суффикса -ок и запишите их парами в тетради.Один ученик у доски.

    Какие слова получатся?

    - Выделите корень. Как меняется последняя согласная? (г меняется на ж). Подчеркните последнюю согласную в корне. Учитель вывешивает на доску табличку с парой г-ж.

    - В какой части слова это происходит? (в корне слова).

    - Как называется это изменение согласных в корне? (чередованием).

    Давайте прочитаем в учебнике на стр. 120 новые сведения о русском языке.

    5. Закрепление.

    1. Какие еще буквы могут меняться в корне? Давайте посмотрим.

    - Прочитайте слова:

    Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.

    Река, речка, речушка, речь, реченька.

    Рука, ручка, ручей, ручонка, ручной.

    - Можно ли слова каждой строки назвать однокоренными?

    -Почему нет? Выделим корень в однокоренных словах.

    - Какие звуки чередуются в этих корнях?

    Д-ж, к-ч.

    ФИЗМИНУТКА

    Руки в стороны в полет

    Отправляем самолет.

    Правое крыло вперед,

    левое крыло вперед.

    Раз, два, три, четыре-

    Полетел наш самолет!

      Работа по учебнику.

    - Упражнение 74 на стр. 119.

    - Прочитайте стихотворение Елены Трутневой.

    -Вставьте пропущенные буквы.

    - Какие буквы вставили? Почему?

    -Какое задание предлагается выполнить в упражнении, прочитайте.

    - Ответьте на вопросы:

    1) Кого Мороз отряхнул с рукавов?(Один ученик записывает ответ на доске):

    Дед Мороз отряхнул с рукавов снегирей.

    2)Что лежит под высокой березкой?

    Под высокой березкой лежит снежок.

    3) Что сбросит сорока с веток?

    Сорока сбросит с веток снежный ком.

    -Найдите в этих предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень. Какие буквы чередуются?

    -Подчеркните главные члены предложений и укажите, какой частью речи они выражены. У доски это задание выполняет………………………….

    -Какие словосочетания можно выписать из этих предложений?(Устно)

    - А сейчас вы поработаете самостоятельно и найдете, какие еще буквы могут чередоваться в корне слова.

    3. Словарная работа.

    Мороженое-

    Огуречный-

    Столичный-

    Яблочный-

    -Найдите в словаре однокоренные слова и запишите пары. Выделите в них корень и подчеркните буквы, которые меняются. Самостоятельно.

    Проверка :-Какие буквы подчеркнули?

    - Что общего у слов 1 столбика? У 2? У всех слов?(Непроверяемая безударная гласная).

    - И последнее задание, где вам будет нужно показать все свои знания и умения.

    6. Письмо по памяти.

    -Прочитайте маленькое стихотворение.

    По узкой тропинке

    Гусиным шажком

    Гусиное войско

    Шагает гуськом.

    - Назовите однокоренные слова с чередующейся согласной. (ж-г).

    -Какие еще однокоренные слова здесь встретились?

    -Что значит «гуськом».

    - Как вы представляете себе «гусиное войско»?

    -Что значит «гусиным шажком»?

    -Какие орфограммы здесь встречаются? Подберите проверочные слова.

    -Прочитайте это стихотворение и постарайтесь запомнить для письма по памяти.

    Через 1 минуту учитель закрывает запись и дети записывают стихотворение по памяти.

    Взаимопроверка.

    7. Итог урока.

    - Итак, подведем итог.

    - Как называется замена звуков в корне однокоренных слов?(чередованием).

    -Какие буквы могут чередоваться в корне слов?

    -А могут ли другие буквы чередоваться? – об этом вы узнаете на следующем уроке.

    7. Домашнее задание.

    Стр. 120 упр.78.

    - Вам нужно будет выписать однокоренные слова группами и разобрать их по составу.

    1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

    Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.

      Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).

    2. В сложных словах выделяются два и более корня.

    Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.

      В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

      Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

    3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

    Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.

    4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

    Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.

    Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

    Чередование гласных

    Гласные Примеры
    О - е Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть.
    О - а Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать.
    О - ы, е - и Во й - вы ть, ше й - ши ть.
    О - е - и Сбо р - собе ру - соби рать.
    О - ы - у Со хнуть - заcы хать - су хой.
    О/е - «ноль» звука (беглые гласные) Ро т - рта, де нь - дня.
    И - ы И скусный - безы скусный.

    Чередование согласных

    Согласные Примеры
    К - ч Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек.
    Х - ш Сух ой - суш ить.
    Г - ж - з Друг - друж ить - друз ья.
    Д - ж - жд Вод ить - вож у - вожд ение.
    Т - ч - щ Свет - свеч а - освещ ение.
    Ст - щ Пёст рый - испещ рить.
    Д/т - с Вед у - вес ти, мет у - мес ти.
    Б - бл Люб ить - любл ю.
    П - пл Куп ить - купл ю.
    В - вл Лов ить - ловл ю.
    Ф - фл Граф ить - графл ю.
    М - мл Корм ить - кормл ю.

    Чередование сочетаний звуков

    Сочетания Примеры
    А/я - им - ин - м/н Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у.
    Ова/ева - уj Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю.

    Обратите внимание!

    Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

    5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

    Ср.: стол , лев , стен а и др.

    Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

    Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).

    6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

    Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

    Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

    Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .

    7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

    Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

    Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

    • Разберём такую часть слова как корень.

    Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

    Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

    • 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
    • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
    • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
    • 4) а\ о- расти- росток;
    • 5) е\ и- блестеть- блистать;
    • 6) б\ бл- любовь- люблю;
    • 7) в\ вл- ловить- ловля;
    • 8) м\ мл- ломить- преломление;
    • 9) п\ пл- лупить- луплю;
    • 10) ф\ фл- графить- графлю.

    Однокоренные слова и формы одного и того же слова

    Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

    Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

    Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

    Чередующиеся гласные в корнях

    Написание гласной зависит от места ударения

    1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.

    Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

    Исключения: пригарь, утварь.

    2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.

    Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

    Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня

    1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о

    Пример: Касаться, Коснуться

    2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.

    Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

    Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

    Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

    1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

    Пример: Предлагать, предложение

    Исключение: Полог

    2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.

    Пример: Растение, выращенный, вырос

    Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль

    3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о

    Пример: Проскакать, проскочить

    2.2. Корень слова

    1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

    Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (по й ти ).

    2. В сложных словах выделяются два и более корня.

    Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

    3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

    Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр, сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.

    4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

    Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

    Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

    Чередование сочетаний звуков

    5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

    Ср.: стол, лев, стен а и др.

    Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

    Например, корень ул- (ул ица, про ул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин, англичан ин ).

    6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

    Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

    Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

    Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ- .

    7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

    Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.

    Чередование согласных в корне слова. Согласные в русском языке

    Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

    Общая информация

    Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.

    Чередование согласных

    Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

    • з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
    • ц – ч – к (лицо – личико – лик);
    • с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
    • ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
    • щ – ск (лощеный – лоск);
    • щ – ст (мощеный-мост);
    • бл-б (гублю – губить);
    • вл – в (ловлю – ловить);
    • мл – м (кормлю – кормить);
    • пл – п (куплю-купить) и другие.

    Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

    Первоначальный облик конструкции

    В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

    Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).

    Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».

    Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».

    Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.

    То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

    В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.

    Изменения на «границах» конструктивных элементов

    Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».

    Примеры слов с чередованием гласных и согласных в корне слова

    В корне слов могут чере­до­вать­ся как глас­ные, так и соглас­ные. Приведем при­ме­ры с чере­до­ва­ни­ем глас­ных и соглас­ных в корне слов.

    В корне слов могут чере­до­вать­ся без­удар­ные глас­ные «а» и «о» . В таком слу­чае глас­ную невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во, поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных.

    Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне

    В кор­нях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся бук­ва «о» , а под уда­ре­ни­ем и «а» , и «о» , напри­мер:

    • гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вший­ся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, под­гор е ть, под­гор е лый, под­гор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый сейф, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние, воз­гор а ть, воз­гор а ние, пере­гор е ть;
    • заг а р, уг а р, уг а рный газ.
    • поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
    • кл а нять­ся, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
    • твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
    • тв а рь, тлетв о рный дух, затв о р, притв о р.

    В кор­нях кас/кос, лаг-/лож- напи­са­ние бук­вы «а» дик­ту­ет суф­фикс -а- , нахо­дя­щий­ся после кор­ня, напри­мер:

    • к а с а ться, к а с а ние, к а с а тель­ная линия, прик а с а ться;
    • при­кос­но­ве­ние, при­кос­нуть­ся, кос­нись;
    • изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
    • изло­жить, изло­же­ние, при­ло­жить, при­ло­же­ние, пред­ло­жить, пред­ло­же­ние, зало­жить, облож­ной дождь.

    Будем иметь в виду, что во мно­гих сло­вах в совре­мен­ном рус­ском язы­ке эти кор­ни срос­лись с при­став­ка­ми.

    В корне скак-/скоч- напи­са­ние букв «а» или «о» без уда­ре­ния зави­сит от после­ду­ю­щей соглас­ной, напри­мер:

    • проск ак ать, ск ак ание, обск ак ать, ск ак ун, ск ак алка;
    • подск оч ить на месте, выск оч ить из дома, заск оч ить на мину­ту, переск оч ить через лужу, выск оч ка.
    • рас­те­ние, рас­ти, рас­ти­тель­ность, росток, выра­щен­ный;
    • водо­рос­ли, нарост, на вырост, отрос­ли, вырос­ла.
    • пла­вать, спла­вать, пла­ва­тель­ный, пла­ву­чий, на пла­ву;
    • пло­вец - плов­цы, плов­чи­ха - плов­чи­хи.

    Тему чере­до­ва­ния глас­ных а//о в корне слов про­дол­жит с при­ме­ра­ми эта ста­тья.

    В кор­нях мак-/моч- напи­са­ние чере­ду­ю­щих­ся глас­ных а//о явля­ет­ся смыс­ло­вым, напри­мер:

    • макать в сме­та­ну, обмак­нуть перо в чер­ни­ла, мак­нуть в соль;
    • смо­чить вих­ры, про­мо­чить ноги, намо­чить воло­сы, про­мок­нуть под дождем, замо­чить бельё.

    Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне

    В кор­нях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, стел-/стил-, блест-/блист- отме­тим без­удар­ные глас­ные «е» или «и» в зави­си­мо­сти от при­сут­ствия суф­фик­са -а- , напри­мер:

    • изб и ра́ть - изб е рёшь;
    • отп и ра́ть - отп е р е́ть;
    • сд и ра́ть - сд е ру́, сд е рёт;
    • раст и ра́ть - раст е ре́ть;
    • обж и га́ть - обж ё гший;
    • заст и ла́ть - заст е ли́ть;
    • забл и ста́ть - забл е сте́ть;
    • выч и та́ние - вы́ч е ты.

    В кор­нях с эле­мен­та­ми им-, -ин- , за кото­рым сле­ду­ет суф­фикс -а- , пишет­ся бук­ва «и» , напри­мер:

    • пред­прин и м а ть;
    • пред­прин и м а тель;
    • пон и м а ть;
    • пон и м а ние;
    • прим и н а ть;
    • зан и м а ть;
    • зан и м а тель­ный.

    Примеры слов с чередованием согласных в корне

    Отметим исто­ри­че­ские тра­ди­ци­он­ные чере­до­ва­ния соглас­ных в корне слов:

    г//ж//з

    д//ж//жд

    • выход, ходок - выхо­жу - выхож­де­ние;
    • водить - вожу - вожде­ние;
    • родить - роже­ни­ца - рож­де­ние;
    • насла­дить­ся - насла­жде­ние;
    • бро­дить - бро­же­ние;
    • еда - слад­ко­еж­ка;

    к, ц, ч//т

    к//ч//ц

    • кли­кать - клич - вос­кли­цать, вос­кли­ца­ние;
    • ткать - ткач - ткац­кий;
    • бул­ка - булоч­ная;
    • пустяк - пустяч­ный;

    к// ц//ч

    т//ч//щ

    осве­тить - све­ча - осве­ще­ние;

    ст//щ

    ск//щ

    • вью­га - вьюж­ный;
    • бакла­га - баклаж­ка;
    • ков­ри­га - ков­риж­ка;
    • бума­га - бумаж­ка;
    • серь­га - сереж­ка;
    • лачу­га - лачуж­ка;
    • пичу­га - пичуж­ка;
    • застег­нуть - застёж­ка;
    • рас­тя­ги­вать - врас­тяж­ку;
    • Волга - волж­ский;
    • варяг - варяж­ский;
    • Норвегия - нор­веж­ский, нор­ве­жец, нор­ве­жен­ка.
    • отец, отцов, отцов­ский - отче­ство, отчий, Отечество;
    • с ерд­це - сер­деч­ный, сер­деч­ность.;
    • заяц - зай­чи­ха, зай­чо­нок;
    • яйцо - яич­ный, яич­ни­ца;

    Укажем более ред­кое чере­до­ва­ние соглас­ных н//ш :

    В кор­нях слов и их форм может про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных:

    • б//бл: влю­бить - влюб­лен­ность; губить - губ­лю; дро­бить - дроб­ле­ние, при­ба­вить - при­бав­ле­ние;
    • п//пл: сыпать - сып­лю, насы­пать - насып­лен­ный, высы­пать - высып­лю;
    • м//мл: кор­мить - корм­лю, корм­ле­ние; выкор­мить - выкорм­лен­ный;
    • в//вл: уди­вить - удив­ле­ние, выло­вить - вылов­лен­ный; нало­вить - налов­лю;
    • ф//фл: раз­гра­фить - раз­граф­лять, раз­граф­лю, раз­граф­лен­ный.

    Видеоурок «Понятие о чередовании согласных звуков в корне»


    russkiiyazyk.ru

    Корни с чередованием. Все правила

    Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

    Правило I. Корни с чередованием И//Е

    Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .

    • -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
    • -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
    • -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
    • -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
    • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
    • -блист-а // -блест- (блИст ать - блЕст еть)
    • -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
    • -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
    • -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)

    Правило II. Корни с чередованием А//О

    Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .

    • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
    • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

    Правило III. Корни с чередованием А//О

    Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .

    • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

    Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.

    Правило IV. Корни с чередованием А//О

    Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .

    • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

    Чередование, зависящее от ударения

    Правило V. Корни с чередованием А//О

    Если на корни –гАр — и – клАн — падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .

    • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
    • -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)

    Правило VI. Корни с чередованием А//О

    Если на корень –зАр — НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .

    Исключения: зор янка, зор евать.

    • -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)

    Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

    Правило VII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .

    • -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд промОк нуть под дождём)

    Правило VIII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .

    • -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры подровн ять грядку ).

    Это интересно:

    • Каковы условия возврата билетов - электронных, промо и других в авиакомпании S7 (С7) airlines: как действовать лично или через официальный сайт Если у вас возникла ситуация, требующая возврата или обмена авиабилета, надо учитывать […]
    • Займы с использованием материнского капитала Займы с использованием средств материнского (семейного) капитала на строительство дома или на приобретение недвижимости являются реальной альтернативой ипотеке, и выдаются для покупки всех […]
    • Генеральная доверенность на земельный участок (в т.ч. на оформление и продажу) Генеральная доверенность на земельный участок Генеральная доверенность на земельный участок, как и любая другая доверенность на недвижимость, составляется […]
    • Социальный налоговый вычет на лечение зубов Лечение зубов как правило, становится довольно затратной процедурой. Компенсировать часть расходов можно с помощью налогового вычета на лечение зубов. Как это сделать? Мы расскажем вам об […]
    • Как написать и куда подать заявление о вымогательстве денег? Сегодняшняя редакция уголовного кодекса не делает разграничений относительно предмета вымогательства. Т.е. ответственность за подобное преступление никак не зависит от […]
    • Программа «Материнский капитал» в регионах Федеральная программа «Материнский капитал» известна всем, но следует знать, что в 2018 году в большинстве регионов России успешно действует региональный материнский капитал. Следует знать, […]

    Что касается таких чередований, то они возникают в период утраты изначальных смыслов звуков в ходе процессов упрощения произношения. Для проверки правописания согласных сейчас действительно лучше запомнить варианты чередований.

    Но при этом сейчас встает, во-первых, вопрос реконструкции первоначального облика корня слова (т.е. какой согласный звук из чередующихся основной для корня, а какие возникают позднее в процессе упрощения). Во-вторых, какие смыслы привносятся (как меняется смысл слова) в чередовании согласных?

    Например, слово «Подруга» является производным от «Друг» с древним корнем «РуГа» («До РуГа »). Отсюда понятно, что основным в чередовании «Г - Ж - З» в корне является звук «Г ». Вариант «Подруж ка» возникает, видимо, под влиянием форм, типа «Друж ина» (хотя это слово тоже является упрощением первоначального варианта «Друг ина, Друг ить, Друг ой»).

    Такие неоправданные словоизменения в последующем приводят к большой путанице и изначальная смысловая и звуковая ясность теряется. Вот и здесь, к примеру, начинают пересекаться в звуке Ж формы чередований «Г - Ж » (Друг иня - Друж ина) и «Д - Ж » (Оруд ие - Оруж ие). Вот так и получается запутывание, когда люди, не владеющие полной картиной Родной Речи, начинают произвольно и невежественно разрушать первоначальные эталонные формы слов.

    Древние знали и хранили изначальные звуки Сотворения, изначальную Живую Речь. А современные люди видят в звуках речи лишь какие-то «знаки», в качестве игрушек в слова, и для них нет ничего зазорного в том, чтобы кое-как и приблизительно изъясняться ломаной речью.

    В ходе разрушения Живой Речи и создания новых форм слов меняется и смысл слова (корня), в соответствии с заменой согласных. К примеру, корни «Ругъ - Ружъ - Рузъ» в чередовании согласных «Г - Ж - З» фактически имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Га - «движение, путь», Жа - «живое начало», За - «вслед за данным».

    Правильно ориентироваться в таких вещах можно, зная смыслы звуков и ход исторических изменений (искажений) слов.

    Аналогичная картина и в чередовании «К - Ч - Ц ». Первоначальный вариант «Лик » с согласным К . Затем появляется «Лиц о» с согласным Ц . И в последнюю очередь - результат современного «словотворчества»: «Лич ико» со звуком Ч .

    Конечно же, корни «Ликъ - Лицъ - Личъ» в чередовании согласных «К - Ц - Ч» имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Ко - «оболочка, поверхность», Цо - «полное соединение», Чи - «полное продолжение, воспроизведение». Поэтому от них производны слова с разными смыслами и значениями: «Облик, Ликование » (от Лик), «Лицевая, Облицовка » (от Лицо), «Отлично, Личина, Личинка » (от Лич).

    Только вот как в предыдущих примерах, так и в последующих нельзя забывать древнюю мудрость: «познай себя, и ты познаешь все!» Более всего эта мысль имеет отношение к Живой Речи. Потому что все, что есть в Живой Речи, сначала касается происходящего в Пространстве Восприятия Человека, а потом только, так или иначе, переносится (экстраполируется) на другие предметы, явления и события.

    Вот слово «Пахать», оно производно от первоначального понятия «Пах». Пахать - изначально значило «возделывать лоно» для засевания и воспроизводства Жизни Человеческой. И потом только, по аналогии, осуществился смысловой перенос на обработку и возделывание почвы для земледелия.

    И очень странно, что безличная форма глагола хранит изначальный корень Пах , а все личные формы произносятся через Ш :

    Пах ать - Паш у, Паш ет .

    Так получается чередование «Х - Ш ». Может быть, оправдание этому содержится в смысле звука Ш . Ведь чередуется же с этим звуком, а не с каким-то другим. А смысл Ш - это приблизительно: «защита, изоляция, ощущение» и т.п., и не вообще, а относительно самого человека (Ш уба, Ш ило, Ш ум ). Может быть, по этой причине первоначальная форма «паХ ать» произносится в личной форме через Ш : Паш ешь, Паш ем

    Есть же такие примеры еще.

    Слово (и корень) «Лес » как только начинает обозначать что-либо «лесное», но олицетворенное, тоже произносится через Ш : Леш ий .

    (Но при этом говорим «Лес ник », т.к. обозначаем этим словом нечто постороннее, а не естественно присущее лесу.)

    Отсюда получается чередование «С - Ш ».

    С таким же признаком чего-то «личного, свойственного, присущего» по смыслу связано и появление Щ в чередованиях: «СК - Щ » (лоск - лощ еный) и «СТ - Щ » (мост - мощ еный). На ощупь «лощ еный » - значит, что «с лоск ом». При этом Лоск - нечто безотносительно к человеку, а Лощ еный - уже через человеческое ощущение в пространстве его восприятия.

    Так же и в других примерах: куст иться - кущ ение , прост ить - прощ ение и т.д.

    Кстати говоря, чередование «СТ - Щ » встречается не только в корне, но и в суффиксах: сухост ь - сухощ авый, худост ь - худощ авый.

    Скорее всего, позднее именно такие естественно необходимые «звукоизменения» (чередования) и стали переноситься на другие формы словоизменения - уже нелогично и неоправданно, т.е. лишь формально (без смысла).

    На особенную форму личного восприятия (Пространства Восприятия) указывает и появление звука Л (со смыслом «ладность, внутреннее состояние, структура») в глаголах в первом лице: Любл ю, Губл ю, Ловл ю, Давл ю, Кормл ю, Шумл ю, Купл ю, Терпл ю, хотя в неопределенной форме и в других личных формах корень этих глаголов не имеет такого звука Л : Люб ить, Губ им, Лов ишь, Дав ить, Корм ит, Шум им, Куп ите, Терп еть…

    В принципе, появление Л в личной форме глагола, а именно в первом лице, понятно, если основываться на топографии пространства восприятия: все, что относится к «Я» («ко мне»), - это внутреннее, т.е. Л , а вот: Ты, Он, Они и т.д. - все это уже внешнее («вне меня»), относительно воспринимающего.

    Чередование согласных может происходить только в пределах одной части слов (либо в корне, либо в приставке, либо в суффиксе). Поэтому следует четко знать части слова, границы частей слов.

    Например, в корне слов вощ аной, дощ атый пишется Щ, потому что эта буква появляется на месте сочетания СК в корне (воск , доск а), т.е. происходит чередование в рамках одной части слова.

    А вот, обратите внимание, в словах брусч атка, или песч аник пишется сч, потому что такое сочетание согласных возникает на границе корня и суффикса (брус -ок , пес -ок ).

    А чередование, напоминаем, происходит только в рамках одной части слова, в данном случае в суффиксе: К - Ч.

    Вот примеры: Резк о - Резч е, Жестк ий - Жестч е, Бороздк а - Бороздч атый, Веснушк а - Веснушч атый и т.п.

    По смыслам звуков, К - показывает что-то ограниченное, разовое, а вот Ч - неограниченное, полное.