Что не относится к обязанностям полиции. В какой форме полиция обязана принимать и регистрировать заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях? Задержание полицией: суть и трактовка понятия

Все указанные ниже пункты статей взяты исключительно из Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

При обращении к гражданину

П. 1 ст. 5 гласит о том, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Зачастую сотрудники полиции считают себя вправе ограничивать права и свободы граждан без причины по своему желанию (примером могут служить беспричинные проверки документов у граждан).

П. 4 ст. 5 гласит, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Нередко сотрудники полиции при обращении к гражданину не представляются, и выдвигают требования к гражданину, не объяснив причину и цель обращения. И практически никогда не объясняются причины и основания применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, а также возникающие права и обязанности граждан, связанные с данным действием сотрудника полиции.

П. 5 ст. 5 также часто нарушается. В соответствии с данным пунктом, сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Однако очень часто бывает так, что сотрудник полиции не представляется, ссылаясь на то, что это не он обратился к гражданину, а гражданин обратился к нему и, соответственно, он имеет право не представляться.

Ограничение прав граждан

П. 7 ст. 5 говорит о том, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом, однако в жизни нередко сотрудники полиции предпочитают лишь на словах объяснить, например, какую операцию они проводят, а не показывать документ, подтверждающий проведение данной спецоперации.

На основании п. 2 ст. 6 всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Отсюда следует, что сотрудник полиции при проведении каких-либо процедур, ограничивающих права граждан, обязан действовать в строгом соответствии с законом, беспричинное проведение различных процедур (например, ) является незаконной деятельностью и может стать поводом обращения с жалобой на действия данного сотрудника.

Помимо этого, п. 4 ст. 6 говорит о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Зачастую в обосновании своих незаконных действий (например, парковка с нарушением требований ПДД) сотрудники полиции ссылаются на служебную необходимость, что им законом прямо запрещено.

П. 1 ст. 13 обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Однако сотрудники полиции зачастую предпочитают отправлять граждан в дежурную часть, вместо того, чтобы принять заявление на месте.

П. 2 ст. 13 обязывает сотрудников полиции прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия. Пожалуй, первый пункт, который выполняется чаще всего и в котором сложно обвинить самих сотрудников полиции, чаще всего они просто завалены другими вызовами и не имеют физической возможности незамедлительно прибыть на место преступления.

П. 4 ст. 13 обязывает сотрудников полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению. Однако порой сотрудники полиции предпочитают не устранять причину, по которой в том или ином месте совершается большое количество правонарушений, а фиксировать факт правонарушения с целью последующего составления административного материала для улучшения показателей своей работы.

Разумеется, это не полный перечень обязанностей сотрудников полиции, которые зачастую не исполняются, однако это основные, с которыми встречаются почти все граждане. Разумеется, есть сотрудники полиции (чисто статистически), которые исполняют все требования буквы закона, однако подавляющее большинство все же либо не знают закона, либо сознательно его нарушают. В любом случае, подобные действия должны пресекаться гражданами (граждане вправе сделать замечание сотруднику полиции о нарушении им закона или обратиться в соответствующие органы с жалобой на действия конкретного сотрудника полиции).

Что нужно знать гражданам, которые для обращения решили лично прийти в дежурную часть?

Прием и регистрация заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях в дежурных частях территориальных органах и подразделениях полиции осуществляются круглосуточно.
Все заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и происшествии подлежат обязательному приему.
При личном обращении заявителя в дежурную часть территориального органа МВД России сотрудникам полиции запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении территориальных органов МВД России, иных органов государственной власти.
Заявитель вправе приложить к заявлению о преступлении, об административном правонарушении либо о происшествии необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме.
Государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно.
Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления о преступлении, об административном правонарушении и происшествии в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут.
При приёме заявления о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии при личном обращении заявителя, то одновременно с их регистрацией в дежурной части территориального органа оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.
Заявителю обязаны выдать специальный талон-уведомление с регистрационным номером, подтверждающий факт подачи заявления.

Насколько важно вовремя сообщать о случившемся в полицию?

Одними из главных условий успешного раскрытия преступлений, задержания лиц, совершивших какое-либо противоправное деяние являются своевременность, быстрота реагирования и полнота действий сотрудников полиции на первоначальном этапе. Фактор времени прибытия сотрудников полиции на место совершение преступления зачастую является определяющим для его раскрытия по «горячим следам».
Своевременность прибытия сотрудников полиции на место происшествия зависит от наличия в оперативном подчинении дежурной части необходимого количества мобильных сил (следственно-оперативных групп, групп немедленного реагирования, нарядов полиции, приданных сил), способных в кротчайшие сроки осуществить непосредственное реагирование на сигнал.

Куда можно пожаловаться на сотрудника полиции, и какие меры реагирования должны быть приняты по жалобе?

О противоправных действиях сотрудника полиции можно сообщить его непосредственному руководителю, в инспекцию по личному составу, в службу собственной безопасности органа внутренних дел, а также в органы прокуратуры. По обращению гражданина будет проведена служебная проверка, по результатам которой - определены меры реагирования.

Можно ли вызвать полицию, если поздно вечером или ночью во дворе под окнами шумят соседи или компания? Что сотрудники полиции могут сделать в этом случае?

Подобные действия будут квалифицироваться как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ). В таких случаях прибывшие по вызову сотрудники полиции обязаны немедленно потребовать прекращения противоправного поведения. А также обеспечить документирование противоправного деяния, а именно: составить протокол об административном правонарушении.

Как поставить квартиру на вневедомственную охрану?

Нужно обратиться в территориальный орган внутренних дел, где сообщат адрес и контактные телефоны территориального подразделения вневедомственный охраны, или непосредственно в территориальное подразделение вневедомственной охраны.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 « Сроки административного задержания» КоАП РФ.

Имеют ли право сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) останавливать и досматривать автомобилистов?

Да, имеют. При наличии определенных оснований. Например, при нарушении ПДД, при наличии ориентировки о том, что данное транспортное средство находится в розыске или используется в противоправных целях.

Надо ли звонить в полицию, если я стал свидетелем подозрительной ситуации, которая показалась мне имеющей отношение к совершению преступления? Обязана ли полиция принять и зарегистрировать мое обращение?

Большинство преступлений раскрывается благодаря активному участию граждан. Сотрудники полиции в любом случае обязаны принять и зарегистрировать ваше обращение.

При личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел одновременно с регистрацией заявления (сообщения) о происшествии оперативный дежурный обязан выдать Вам талон-уведомление. В нем указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.

На какой срок имеют право задержать человека в полиции?

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 «Сроки административного задержания» КоАП РФ.

Административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ (Ст. 94 УПК РФ «Основания освобождения подозреваемого).

Можно ли вызвать полицию, если поздно вечером или ночью во дворе под окнами шумят соседи или компания? Что полицейские могут сделать в этом случае?

Подобные действия будут квалифицироваться как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (Ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ). В таких случаях прибывшие по вызову сотрудники полиции обязаны немедленно потребовать прекращения противоправного поведения. А также обеспечить документирование противоправного деяния, а именно: составить протокол об административном правонарушении.

Имеет ли право полиция не приезжать на телефонный вызов? И если да, то в каких случаях?

Сотрудники полиции в любом случае обязаны приехать на вызов.

Я написал заявление о краже, какие документы мне должны выдать?

При личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел одновременно с регистрацией заявления (сообщения) о происшествии оперативный дежурный обязан выдать Вам талон-уведомление. В нем указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.

Имеет ли право полиция не принять заявление? И если да, то при каких условиях?

Органы внутренних дел обязаны принимать все поступающие к ним заявления.

Как узнать информацию (ФИО, рабочий телефон, адрес и время приема граждан и т.п.) о своем участковом?

Информацию о своем участковом можно узнать в дежурной части территориального органа внутренних дел или на официальном сайте МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ.

Обращение в полицию - это процесс, который требует отдельного внимания. Не всем известно, как правильно воплотить задумку в жизнь. Но мало быть в курсе порядка обращения. Существует еще такое понятие, как срок рассмотрения Это период, в который ведется оценка той или иной ситуации, изучается дело, а затем формируется ответ. О нем тоже важно знать. Сегодня предстоит разобраться со всеми особенностями обращения в полицию. На каких нюансах заострить внимание? На какие правила и временные рамки рассчитывать? Обо всем этом будет рассказано далее. В действительности понять все особенности не так уж и трудно. Если в полной мере осознавать, сколько составляет срок рассмотрения заявлений установленного образца полицией, можно избежать лишнего негатива, а также проблем с правоохранительными органами.

Когда обращаться

Немаловажным и первым вопросом, который необходимо рассмотреть, является определение причин, по которым приходят в полицию с заявлениями. Когда подавать запрос на изучение тех или иных действий?

На самом деле ответ прост: при любых нарушениях закона и порядков можно обращаться с заявлением установленного образца в полицию. Если точнее, то чаще всего на практике правоохранительные органы имеют дело с:

  • мошенничеством;
  • побоями/драками;
  • угрозами;
  • кражами;
  • нарушениями общественного порядка (например, тишины);
  • пропажей граждан.

Также имеют место административные правонарушения. Но они встречаются реже. Так как быть в том или ином случае? Сколько составляет срок рассмотрения заявления в полицию?

Пропажа человека

Все индивидуально, поэтому нельзя точно сказать, сколько ждать при тех или иных обстоятельствах. Приходится практически каждую ситуацию рассматривать в отдельности. В последнее время все чаще и чаще граждане обращаются в полицию с заявлениями о пропаже близких или знакомых. Обычно запрос подается на 3-й день отсутствия человека. На подобные заявления реагируют весьма быстро.

Зачастую срок ожидания начала действий составляет 1 сутки. Но особо рассчитывать на подобную ситуацию не приходится. Как показывает практика, установленный срок ожидания составляет в среднем 3 дня. Именно столько придется ждать начала поиска человека после заявления о его пропаже.

Основные положения

Но это только первая ситуация. На самом деле рассмотрение заявления установленного образца в полиции, если верить населению, не имеет четко установленных границ. Ответ может прийти и через день, и через неделю. Несмотря на это, существуют общепринятые правила, которых необходимо придерживаться. Какой срок рассмотрения заявления в полицию в том или ином случае? гласит, что есть некоторые ограничения относительно данного вопроса. В статье 144 прописано, что дело должно начаться не позднее, чем через 3 дня с момента обращения. Именно такое правило действует в России на сегодняшний день. Поэтому требовать более быстрого реагирования на заявление не стоит.

Максимальный срок ожидания

Но это еще не все особенности, о которых важно знать. в полицию имеют несколько особенностей. Об одной уже было сказано. В соответствии с установленными правилами ждать придется 3 дня. Это общепринятое понятие. В некоторых случаях следует обратить внимание на то, что установленные временные ограничения способны меняться. Иногда они увеличиваются. На сколько? Каким будет срок рассмотрения заявления в полицию при подобных обстоятельствах?

Ничего трудного для понимания в этом нет. Ведь предельное время рассмотрения составляет 10 суток. Это максимум, после которого гражданин имеет право на написание жалобы о бездействии правоохранительных органов.

Реальная картина

Только вот на практике зачастую получается несколько иная ситуация. Срок рассмотрения заявления участковым полиции, как уже выяснилось, может варьироваться между 3-мя и 10-ю днями. Все зависит от нагрузки на отделение, а также от важности совершенного нарушения. Практика показывает, что иногда участковый способен продлить срок ожидания ответа на поданное заявление. Иногда в этом действительно есть необходимость. Бороться с подобными обстоятельствами бесполезно. На практике, если заявление рассматривают долго, остается только ждать. Ускорить работу правоохранительных органов никак не получится.

Что нужно для обращения

Отныне понятно, Сроки рассмотрения заявлений об административном правонарушении или любых других обстоятельств приблизительно одинаковые. Поэтому рекомендуется ориентироваться на минимумы и максимумы, приведенные ранее. Немаловажным моментом является порядок написания обращения в правоохранительные органы. Ведь не исключено, что полиция никак не отреагирует на представленную бумагу. Соответственно, граждане должны знать, что им потребуется для написания заявления установленного образца и его подачи по установленным правилам. На самом деле тут нет ничего особенного.

Среди всего, что потребуется гражданину для обращения в полицию, стоит выделить:

  • заявление в установленной форме;
  • удостоверение личности;
  • доказательства того или иного нарушения (если таковые имеются).

Лучше всего наносить визит в правоохранительные органы как можно скорее. Этот прием поможет отыскать преступника и наказать его. Но срок рассмотрения заявления (о мошенничестве, краже или ином событии) не поменяется. Об этой особенности придется помнить всегда.

Правила написания заявления

Следующий нюанс - вопрос о том, как правильно писать заявление установленного образца. Существует ряд правил, которых придется придерживаться. Неправильно составленный документ не примут на рассмотрение. Либо ему уделят внимание в самый последний момент. Непосредственно на срок рассмотрения заявления в полиции о правонарушении правильность его написания не оказывает влияния. Но рекомендуется не пренебрегать данной особенностью.

Среди правил написания выделяют следующие составляющие:

  • В правом верхнем углу пишется имя начальника отдела полиции, которому направляется документ. Там же требуется сообщить данные заявителя.
  • В центре листа (после личных данных) необходимо написать слово "Заявление", а под ним - причину обращения.
  • Далее следует основная часть. В ней кратко, но при этом развернуто описывается та или иная ситуация. Рекомендуется в подробностях изложить все действия и обстоятельства, которые способны повлиять на ход дела.
  • Если есть какие-либо материалы или документы, способные служить доказательством нарушения, нужно перечислить их в пронумерованном порядке после основной части заявления.
  • Свидетели указываются вместе с контактами для связи. О них лучше упоминать ближе к концу документа.
  • После всего перечисленного необходимо поставить дату обращения в правоохранительные органы, а также подпись заявителя.

На этом все. Ничего трудного в процессе написания документа нет. Именно его будут рассматривать тот или иной период времени.

На следующий день

Итак, подано заявление в полицию. Сроки рассмотрения оного известны. Что дальше? Немаловажным являются действия, которые должен предпринимать заявитель. На практике обычно граждане просто ждут, пока дело рассмотрят. Но на самом деле существует определенный ряд действий, способный повлиять на ход дела. А точнее ускорить процесс его рассмотрения в полиции.

Через сутки после подачи заявления о том или ином нарушении гражданин должен позвонить в отдел ОВД, в котором было оставлено заявление. Требуется назвать номер написанного ранее документа, а также уточнить информацию о сотруднике, который им занимается. Лучше всего сразу позвонить соответствующему лицу, а затем уточнить у него, как продвигается процесс рассмотрения. Это законное право всех заявителей. Желательно расспросить о том, как планируется действовать относительно разрешения возникшего нарушения.

После рассмотрения

Далее остается только ждать. Следует уяснить, что сотрудники полиции настороженно относятся к тем, кто знает свои права. Поэтому, скорее всего, дело будет рассмотрено в кратчайшее время. Как быть, если выяснилось, что заявление уже рассматривается сотрудниками? Обычно заявителя приглашают на личную беседу для дачи показаний. Если в ходе процесса диалог не задался (например, гражданину отвечали "холодно", чувствовалось халатное отношение к работе), необходимо обратиться к следователю напрямую.

Зачем? Чтобы дать ему понять, что сроки рассмотрения заявления о преступлении в полиции имеют свои ограничения. И надо уложиться с дачей ответа именно в установленное законом время.

О принятии решений

Последний нюанс, на который обращают внимание, - это то, что любое заявление рассматривается обязательно. И по итогам принимается одно из нескольких решений. Каких именно? Согласно УПК, принимаются следующие процессуальные решения:

  • возбуждение дела уголовного характера;
  • передача по подследственности;
  • отказ в возбуждении дела.

Больше никаких вариантов развития событий нет. Как правило, если имеет место состав преступления, а также реальные И уже после этого происходит расследование.

При принятии решения

Предположим, истек срок рассмотрения было принято решение о возбуждении уголовного дела. Что дальше? Проводится расследование, и ведется следственная проверка. Но перед этим придется столкнуться с еще одной особенностью процесса. Речь идет об отправке уведомления о принятии решения. Оно направляется заявителю по ранее указанному адресу (чаще - прописке). Как показывает практика, зачастую уведомления об отказе в возбуждении дел не направляются. А на деле сотрудники регистрируют якобы направленное уведомление в своей базе.

Итоги и выводы

Отныне ясно, какой срок рассмотрения заявления в полицию имеет место. И как подавать данный документ тоже. Ничего особо трудного в этом нет. Подача заявления в полицию - процесс простой. Особенно если знать обо всех нюансах процедуры. Не следует делать ложных доносов и составлять лживые жалобы. Ведь если в ходе расследования выяснится, что заявитель ошибся, его ждет наказание. С этим не хочется сталкиваться.

Именно так работает полиция. Сроки рассмотрения заявлений об административном правонарушении или любом другом преступлении в России одинаковы. Только, как уже было сказано, на деле те или иные документы рассматриваются в индивидуальном порядке. И предсказать точно, когда именно заявитель получит ответ на свой запрос, почти невозможно.

Если с момента подачи заявления установленного образца прошло более 10 дней, можно требовать от правоохранительных органов ответа. Придется проявить настойчивость, чтобы сотрудники полиции 100% решили поставленную перед ними задачу. К счастью, зачастую удается разрешить ситуацию мирным путем. Ответы о возбуждении уголовных дел или отказе в дальнейшем рассмотрении приходят в установленные сроки.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина .

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Статья 8. Открытость и публичность

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности :

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования ;

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения , место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий , а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также , о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан , за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан , имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения , место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения , происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

Статья 14. Задержание

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления , а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы , специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы , специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу , в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях :

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение ; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении , о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

а) в письменной;

б) в устной;

в) в электронной;

г) во всех перечисленных.

19. В случае передачи заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, сотрудник полиции обязан уведомить об этом заявителя в течение:

а) 3-х часов;

б) 24 часов;

в) 3 суток;

г) не обязан уведомлять.

20. В каком случае и кому полиция обязана выдавать уведомления о приеме и регистрации письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях:

а) заявителям на основании письменных обращений;

б) заявителям на основании личных обращений;

в) вышестоящим должностным лицам полиции, уполномоченным осуществлять ведомственный контроль;

г) прокурорам, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями осуществляют надзор за исполнением полицией законов в каждом случае поступления таких заявлений.

21. В какой срок полиция обязана прибывать на место происшествия:

а) не позднее 30 минут после полученного сообщения о происшествии;

б) как можно в самый короткий срок;

в) незамедлительно;

г) немедленно.

22. На полицию возлагается обязанность:

а) оказывать доврачебную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

б) оказывать медицинскую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

в) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

г) оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

23. На полицию возлагается обязанность:

а) организовывать в соответствии с законодательством Российской Федерации спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;


б) в соответствии с законодательством Российской Федерации поддерживать организаторов спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

в) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимую правовую и иную помощь организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, а также обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

г) оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

24. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся массовые мероприятия:

а) принять меры к задержанию и доставить в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;

б) принудительно провести осмотр с использованием технических средств;

в) не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.

25. В обязанности полиции не входит розыск:

а) лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

б) лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу;

в) несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) лиц, пропавших без вести.

26. На полицию возлагается обязанность:

а) осуществлять розыск лиц без определенного места жительства, либо уклоняющихся от регистрации по месту временного пребывания;

б) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания не связанного с лишением свободы;

в) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

г) осуществлять розыск пропавших животных.

27. Какое полномочие не относится к деятельности полиции:

а) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима;

б) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;

в) оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;

г) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Обязана ли полиция оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания?

а) да, в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) да, в порядке, закрепленном в заключительных положениях Федерального закона «О полиции»;

в) нет, это несвойственная для полиции функция;

г) да, но в порядке, определяемом совместно МВД России и ФСИН России.

29. Сотрудники полиции имеют право беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан:

а) по предъявлении служебного удостоверения.

б) по предъявлении служебного удостоверения в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

в) по предъявлении предписания и служебного удостоверения.

30. К правам полиции не относится:

а) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом

б) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

в) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

г) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.