Нормативно правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. Управление и правовое регулирование бж

В данной главе представлен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей сферу безопасности жизнедеятельности на территории Российской Федерации. Рассмотрены основные положения и статьи Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и иных федеральных законов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства от существующих опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера.

После изучения данной темы студент должен:

знать

  • основные нормативные правовые акты, регулирующие сферу безопасности жизнедеятельности на территории РФ;
  • основные положения и статьи Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года в области безопасности жизнедеятельности;
  • систему обеспечения безопасности в Российской Федерации, структуры, отвечающие за ее реализацию;
  • общие положения основных федеральных законов в области обеспечения безопасности граждан, территорий и государств;
  • основные государственные структуры, обеспечивающие безопасность населения и порядок обращения к ним в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

уметь

  • соблюдать основные правила безопасного поведения (на улице, в местах массового скопления людей, при возникновении криминогенных, террористических опасностей и угроз), предусмотренные действующим законодательством РФ в области безопасности;
  • соблюдать меры безопасности в различных ситуациях;

владеть

  • алгоритмом безопасного поведения в случае возникновения ЧС;
  • правилами личной безопасности, регулируемыми существующим законодательством РФ в области безопасности жизнедеятельности;
  • общими положениями основных федеральных законов в области обеспечения безопасности граждан, территорий и государств.

Основные понятия: федеральный закон, Конституция РФ, правовой акт, подзаконные акты, безопасность, безопасность жизнедеятельности, правовая система, законодательство в области БЖД, правовое обеспечение безопасности, пожарная безопасность, дорожно-транспортная безопасность, безопасность человека, общества и государства, международная безопасность.

Нормативные документы и правовые акты

Обеспечение принципов правового государства невозможно без высокой эффективности законодательного регулирования общественных отношений, основой которой являются единая правовая система, строгая соподчиненность и взаимодействие нормативных правовых актов, уровень их подготовки, а также наличие механизмов реализации правовых норм.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности представляет собой совокупность законов и различных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Нормативный акт – это документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы, т.е. общеобязательные, исходящие от государства, правила поведения. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы подразделяются на две большие группы, составляющие систему нормативных правовых актов, – федеральные законы и подзаконные акты (рис. 2.1).

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются Конституция РФ и федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, которые в совокупности составляют федеральное законодательство.

Строгое соблюдение законности является одним из основополагающих принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности. От современного специалиста требуется глубокое знание законов РФ и правовых актов, так как это поможет создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Система общеобязательных норм, установленных или разрешенных государственными органами и охраняемых от нарушений

государством, является регулятором взаимоотношений между личностью и обществом.

Рис. 2.1.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является основной закон государства – . Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций;
  • правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления);
  • приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Таким образом, правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РФ и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

Среди органов, осуществляющих безопасность, можно выделить следующие основные:

  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы;
  • Министерство внутренних дел РФ;
  • Министерство труда и социального развития РФ;
  • Министерство здравоохранения РФ;
  • Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Федеральная пограничная служба РФ.

Рассмотрим более подробно некоторые из нормативных документов.

Конституция Российской Федерации является основным законом государства, определяющая его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

В ст. 2 Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Статья 17 гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст. 59 защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В п. "ж" ст. 83 определен государственный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности – Совет Безопасности РФ, определяющей полномочия Президента РФ в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил РФ).

В 1991 г. была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР. В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета РФ по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. принят Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности", но некоторые его пункты перестали отвечать требованиям современной действительности, и 28 декабря 2010 г. принимается новый Федеральный закон № 390-Φ3 "О безопасности" (далее – Закон о безопасности). В нем определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства и личности, общественной, экологической, информационной и иных видов безопасности. Определены система безопасности и ее функции, установлены порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

Закон о безопасности устанавливает основные принципы обеспечения безопасности личности: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, а также разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.

Данным документом также устанавливается содержание деятельности в этой сфере. С этой целью определяются соответствующие полномочия и функции Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального собрания РФ, федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также муниципалитетов.

В Законе о безопасности определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и основные задачи, и другие вопросы. Принципы, которые закреплены в законе, легли в основу разработки многих законодательных актов в сфере безопасности.

В настоящее время система мер по обеспечению безопасности РФ диктуется положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года , утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 537 (далее – Стратегия-2020), которая представляет "официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу".

В документе раскрывается ключевое понятие: "национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства".

Стратегия-2020 является базовым документом для планирования развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, а также основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Стратегическая цель национальной обороны состоит в предотвращении войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Основы и организацию обороны РФ определяет Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" (далее – Закон об обороне).

Закон об обороне устанавливает полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Статья 9 данного закона регулирует правовые отношения граждан в области обороны, определяя исполнение воинской обязанности в соответствии с Законом об обороне. Раздел IV документа характеризует деятельность Вооруженных Сил, определяет общий состав, комплектование и штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Одним из важных элементов национальной безопасности РФ является гражданская оборона, обеспечивающая выживаемость государства в военное время. Правовые основы области гражданской обороны закреплены в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28 "О гражданской обороне" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о гражданской обороне).

Закон о гражданской обороне определяет основные задачи гражданской обороны, одной из которых является обучение населения защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также раскрывает принципы организации и ведения гражданской обороны, определяет органы, осуществляющие управление гражданской обороной. Государство определяет силы гражданской обороны, к которым в соответствии со ст. 15 относятся спасательные воинские формирования, подразделения Федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о защите населения), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Закон о защите населения определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации).

Действие Закона о защите населения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационноправовой формы (далее – организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные понятия закона приводим ниже.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Основные цели Закона о защите населения – предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с данным Законом определяются нрава и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о пожарной безопасности) определяет общие основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и регулирует общественные отношения, возникающие в этой области, закрепляет основные понятия.

Закон о пожарной безопасности описывает систему обеспечения пожарной безопасности в России, устанавливает виды и задачи пожарной охраны, указывает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области пожарной безопасности, регламентирует обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации, и т.д. Законом предусматривается обязательное обучение различных категорий населения мерам пожарной безопасности, в том числе в образовательных учреждениях различного уровня.

Деятельность, в основе которой лежит противодействие терроризму, регламентируется Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 "О противодействии терроризму" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о противодействии терроризму).

Документ устанавливает организационные и правовые основы профилактики терроризма и борьбы с ним, а также применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом, основные принципы противодействия терроризму, формы ликвидации или возможность минимизации последствий терроризма.

Статьи 1–4 упомянутого Закона регулируют общие положения закона, они устанавливают правовую основу документа, описывают основные принципы, дают определения всем понятиям, используемым в законе, и определяют форму международного сотрудничества России в борьбе с терроризмом. В ст. 5–8 трактуются организационные основы и применение Вооруженных Сил РФ в противодействии терроризму, а также пресечение террористических актов в воздушной среде и внутренних водах.

Закон о противодействии терроризму определяет правовой режим и условия проведения контртеррористических операций, в том числе задействованные в борьбе с терроризмом силы и средства, участие Вооруженных Сил РФ и форма руководства.

Статьи 18 и 19 упомянутого Закона регламентируют порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, и социальной реабилитации лиц, пострадавших в гой или иной мерс от террористических актов, а также вопросы социальной и правовой защиты для лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.

Закон устанавливает ответственность организаций за причастность к терроризму, а также форму и размер вознаграждения за содействие в борьбе с данной преступной деятельностью.

Таким образом, исходные законодательные принципы обеспечения безопасности России составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные акты органов государственной власти и управления, а также международные договоры и обязательства РФ, регулирующие отношения в различных сферах жизнедеятельности.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция соответствовали правовым предписаниям.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

· Федеральные законы.

· Указы Президента РФ.

· Постановления Правительства РФ.

· Приказы, директивы, инструкции и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12. 1994 г № 68 – ФЗ.
Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
2. Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28 – ФЗ
Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
3. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 № 794

Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования Единой системы, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
№ 323-ФЗ
от 21.11.2011определяет первую помощь пострадавшим как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.

Федеральными органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты применительно к условиям данного региона в рамках федерального законодательства.

Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности

Экологическая безопасность . Обеспечение экологической безопасности на территории РФ основано на действии закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, а также обеспечения экологической безопасности.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, а также гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов ) и Госсанэпиднадзора (Департамент Минздравсоцразвития ) имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода (в качестве платы) у организаций выпускающих продукцию с применением экологически опасных технологий.

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов в области охраны природы ГОСТ 17.Х.У.ZZ: устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы), при этом: X - номер группы стандартов, Y - номер вида стандартов, ZZ - порядковый номер стандарта.

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанна с обеспечением безопасности жизнедеятельности. Конференция ООН (международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, в настоящее время включает в себя 193 государства) в 1992 году в Рио-де-Жанейро единогласно приняла Декларацию по окружающей среде, с целью установить глобальное взаимодействие для сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы планеты Земля.

Охрана труда .

Основы законодательства РФ об охране труда, как составная часть обеспечения безопасных условий жизнедеятельности граждан, обеспечивают единый порядок регулирования отношений между работодателями и работниками на предприятиях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ (ст. 7, ст. 37), требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.
Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда … устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов , содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов. В нее входят:
- государственные стандарты (ГОСТы);
- система стандартов безопасности труда (ССБТ);
- отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;
- санитарные правила СП (нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания. СП обязательны для соблюдения всеми государственными органами, юридическими лицами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами);
- гигиенические нормативы ГН;
- правила безопасности ПБ;
- инструкции по безопасности ИБ;
- правила по охране труда отраслевые ПОТО;
- типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.
ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:
- к производственному оборудованию;
- к производственным процессам;
- к средствам защиты работающих.
Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов, на основе которых, создаются новые безопасные технологии и техника, а также осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.
В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне отвечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.

Чрезвычайные ситуации
Постановлениями Правительства РФ от 4.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» и от 2.11.2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС. Все население страны делится на категории:
1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений обучаются по соответствующим программам дисциплин БЖД и ОБЖ.
Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС, как в мирное, так и в военное время.
За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни более 2,5 млн. человек, нанесен ущерб здоровью более 600 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.


Похожая информация.


Тема 13 Административно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности

Вопрос 1. Понятие, содержание и правовые основы управления государственной безопасностью

Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности. В частности, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ говорится о безопасности государства, в п. «м» ст. 71 – об отнесении безопасности к ведению Российской Федерации; в п. «д» ст. 114 подчеркивается, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности; в п. «ж» ст. 83 указывается, что Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Современное понятие безопасности сложилось не сразу, причем за последние годы законодательно-правовое оформление указанной сферы управления претерпело существенные изменения.

Так, 5 марта 1992 г. был принят Закон РФ «О безопасности», однако в условиях углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической функций государства его оказалось недостаточно. Значительно изменилась и система органов безопасности. Поэтому 26 июля 2002 г. указанный закон был принят в новой редакции.

В широком смысле безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности – ее прав и свобод; общества – его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Государственная безопасность – это состояние прочности, незыблемости и нерушимости политической и экономической основы и государственной границы. Охрана государственной безопасности как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности государственных органов и общественных организаций, имеющей своей целью обеспечить неприкосновенность и защиту государственной границы.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, ведущие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти – в первую очередь ФСБ России и Служба внешней разведки (далее – СВР России).

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Предметом обеспечения безопасности Российской Федерации являются ее конституционный строй (форма государственной власти, политическое и экономическое устройство, обеспечение свободы личности и ряд других элементов), суверенитет (возможность государственной власти свободно и самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику, то есть независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних) и территориальная целостность.

Обеспечение безопасности Российской Федерации включает в себя:

Выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

Выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;

Борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

Обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

Защита сведений, содержащих государственную тайну;

Осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;

Защита и охрана государственной границы Российской Федерации;

Обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд других видов деятельности.

Вопрос 2. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации

Для обеспечения безопасности (то есть состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В ст. 2 Закона «О безопасности» (в ред. 2009 г.) к органам, осуществляющим безопасность, относятся чуть ли не все государственные органы вне зависимости от их принадлежности к ветвям государственной власти: государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности «через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».

Согласно ст. 8 указанного Закона систему безопасности страны образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Значит, налицо два элемента системы безопасности: 1) законодательство; 2) органы безопасности (в совокупности – система органов безопасности). Понятно, что органы судебной и законодательной власти не могут быть включены в перечень органов безопасности хотя бы потому, что, как сказано в абз. 1 ст. 11 Закона: «Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации», – а в правовом государстве президент не может руководить законодательной и судебной ветвями власти.

Основными функциями системы безопасности являются:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны Президента РФ, Министерство внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Совет безопасности Российской Федерации

Президент РФ возглавляет Совет безопасности РФ; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Согласно Закону «О безопасности» Совет безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.

Основной задачей Совета безопасности РФ является разработка проектов указов и иных правовых актов, например указов о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения. Совет безопасности РФ наделен обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств.

В состав Совета безопасности РФ входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Секретарем, постоянными членами и членами Совета безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Президент РФ назначает и освобождает от должности постоянных членов и членов Совета безопасности РФ, причем последние не вправе участвовать в его заседаниях. К ведению членов Совета безопасности РФ отнесено предварительное рассмотрение проектов указов Президента РФ, выносимых на заседания Совета безопасности РФ, проводимые его секретарем. Только постоянные члены Совета безопасности РФ простым большинством голосов принимают решения по вопросам, отнесенным к ведению этого органа. Решение Совета вступает в силу после его утверждения председателем.

Таким образом, Совет безопасности РФ является органом политико-правового руководства. В его компетенцию входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление.

Заседания Совета безопасности РФ проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Постоянные члены Совета безопасности РФ обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности РФ участвуют в его работе с правом совещательного голоса.

Правительство РФ также осуществляет функции в сфере безопасности. К ним относятся обеспечение руководства в пределах определенной законом компетенции государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организация и контроль разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Основные полномочия ФСБ России подразделяются на следующие группы:

Контрразведывательная деятельность;

Руководство пограничными органами;

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ России;

Разрешительные полномочия.

ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ.

ФСБ России не имеет в своем составе подведомственных войск, однако только в центральном аппарате этого органа насчитывается 4 тыс. военнослужащих.

В ФСБ России предусмотрены коллегиальные формы деятельности, но полномочия коллегии, как и в других правоохранительных органах, ограничены совещательными и рекомендательными функциями. В отличие от общегражданских министерств и ведомств, в состав коллегии входят лишь военнослужащие; участие в ее деятельности ученых и специалистов, не осуществляющих военно-служебные обязанности, исключается.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

Государственная фельдъегерская служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.

Ее основные задачи:

Обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;

Доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;

Доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств – участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

Доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации.

Федеральная службы охраны Российской Федерации

В компетенцию Федеральной службы охраны РФ (далее – ФСО России) входит обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной охране, а именно: Президента РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, Генерального прокурора РФ, председателей высших органов судебной власти, а также глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания на территории России. По решению главы государства государственная охрана может быть предоставлена и иным государственным служащим. Всем упомянутым должностным лицам, за исключением Президента РФ, который подлежит государственной охране пожизненно, охрана предоставляется на срок полномочий.

В состав ФСО России входит подчиненная главе государства служба безопасности Президента РФ. Таким образом, Президент является единственным должностным лицом, личная безопасность которого обеспечивается всей системой органов государственной охраны.

Служба внешней разведки Российской Федерации

Обеспечение безопасности Российской Федерации на территории зарубежных государств осуществляется в процессе проведения внешней разведки. Полномочия в этой сфере осуществляются органами силовых министерств и ведомств.

СВР России осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической и экологических сферах, участвует в обеспечении безопасности дипломатических и иных представительств России за рубежом, а также находящихся на территории зарубежных государств граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ осуществляет разведывательную деятельность преимущественно в военной и военно-политических сферах. Полномочия в сфере внешней разведывательной деятельности входят также в компетенцию ФСБ России. Назначает на должность и освобождает от нее руководителей органов внешней разведки, а также утверждает положения об этих органах Президент РФ.

В осуществлении функций органов СВР России принимают участие лица, оказывающие этим органам конфиденциальное содействие. Правовое регулирование в этой сфере (в частности, установление прав, обязанностей, форм и методов деятельности указанных лиц) осуществляется ведомственными актами органов СВР России. Ограничения в персональном составе лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам СВР России, такие же, как и в сферах правового регулирования аналогичной категории граждан, действующих в системе ФСБ России.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

К органам исполнительной власти, обеспечивающим общественную и экологическую безопасность при возникновении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относится Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ). К его ведению отнесено осуществление государственного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности. Указанные полномочия находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что обусловливает наличие территориальных и иных органов, подчиненных МЧС РФ.

В систему МЧС РФ входят региональные центры, Государственная противопожарная служба, иные органы управления, а также образовательные, научно-исследовательские и другие организации.

МЧС РФ лицензирует деятельность по предупреждению и тушению пожаров, а также производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. МЧС РФ совместно с Госгортехнадзором России лицензирует деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

В структуру центрального аппарата МЧС РФ входит совещательный орган – коллегия МЧС РФ, которая состоит из министра (председателя коллегии) и его заместителей – членов коллегии по должности, а также из иных руководящих работников МЧС РФ. Разрешение коллизий, возникающих в работе коллегии МЧС РФ, осуществляется Президентом рф.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности 1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

СТАТЬЯ 3. Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с

Из книги Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации автора Братановский Сергей Николаевич

Раздел V. Административно-правовое регулирование в области экономики Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика) 1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников

автора Автор неизвестен

Тема 19. Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах 1. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

1. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество отраслей (угольная, нефтяная, машиностроительная, пищевая промышленность и т.д.), которые, в

Из книги автора

2. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе Строительные предприятия, фирмы весьма многочисленны и разнообразны по своим наименованиям (строительные управления, строительно-монтажные управления, строительные отряды, например, мостоотряды,

Из книги автора

3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства: основные отрасли

Из книги автора

4. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе Общая социально-правовая характеристика состава и структуры хозяйственно-обслуживающего комплекса.В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа организационно самостоятельных

Из книги автора

Раздел VI. Административно-правовое регулирование в социально-культурной

Из книги автора

§ 2.1. Административно-правовое регулирование формирования служебного прокурорского аппарата и прохождения службы В современной России прохождение государственной службы является сложным правовым явлением и связано с комплексом социально-экономических отношений.

Из книги автора

8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ Безопасность персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, – это обеспечение неприкосновенности личности персонала органов и учреждений ФСИН России, их чести и

Из книги автора

9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Обеспечение личной безопасности осужденных – это организационно-правовой комплекс, функционирующий в целях обеспечения права осужденного на

Из книги автора

Тема 14 Административно-правовое регулирование в сфере обеспечения обороны Вопрос 1. Организационно-правовые формы управления оборонойВ соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» оборона – это система политических, экономических, военных,

Из книги автора

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере Государственное управление – это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства

Из книги автора

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере Управление в социально-культурной сфере охватывает отрасли социального развития и социальной политики, культурного

УДК 614.8:340

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РФ

А. В. Бакланова, С. Е. Стешко Научный руководитель - Н. В. Юрковец

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассмотрена нормативно-правовая база и основные направления, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности. Проведена сравнительная характеристика ЧС за 2013-2014 гг.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, безопасность, природная среда, охрана труда, ЧС, федеральный закон.

LEGAL REGULATION OF LIFE SAFETY IN EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

A. V. Baklanova, S. E. Steshko Scientific supervisor - N. W. Yurkovets

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

In this article, the regulatory framework and the basic directions that provide life safety. The comparative characteristics of emergency for 2013-2014.

Keyword: legal framework, security, natural environment, health and safety, emergency, federal law.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются: федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций; правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления); приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение государственного управления достигается правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объектах, предприятиях и организациях. Управление ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются обеспечение безопасности (охраны) труда, защиты окружающей среды и защиты в ЧС (прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС) .

Охрана окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Фе-

Секция «Промышленнаябезопасность»

дерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Охрана труда. Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов. Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

Чрезвычайные ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно совершенствуется с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонное падание.

Необходимость создания государственных систем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обусловлена нередко имеющими место огромными масштабами последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, для предотвращения и ликвидации которых требуется сосредоточение усилий всего государства, организация взаимодействия различных органов управления, сил и средств, в целом - формирование и реализация государственной политики в данной области.

В апреле 1992 года для реализации государственной политики была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 году в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Целью создания этой системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время (см. таблицу) .

Обзор сравнительной характеристики ЧС за период 2013-2014 гг.

ЧС по характеру и Количество ЧС Погибло Пострадало

виду источников

возникновения 2014 г. 2013 г. % 2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г.

Техногенные ЧС 186 166 12,05 556 563 1 620 1 621

Природные ЧС 44 116 -62,07 11 6 128 233 215 947

Биолого-социальные 31 46 -32,61 0 0 2 362

ИТОГО 262 335 -21,79 567 620 129 869 218 177

Рассмотрение нормативного правового обеспечения, регулирующего отношения, связанные с защитой населения и окружающей среды, позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся система правового регулирования в основном обеспечивает решение необходимых задач БЖД.

1. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2011. 680с.

2. МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения 20.02.2015).

3. Защита территорий и населения в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / сост.: Н. В. Юр-ковец, О. П. Потапаева; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014.

© Бакланова А. В., Стешко С. Е., 2015

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

«Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд». Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте». В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

    Федеральные законы.

    Указы Президента РФ.

    Постановления Правительства РФ.

    Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

    Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

    Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.

Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.

Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.