Счетная палата нашла нарушения в деятельности минобрнауки, включая финансирование работы студенческого омбудсмена.

Счетная палата нашла масштабные нарушения в Минобрнауки. Там пришли к выводу, что бюджетная отчетность министерства недостоверна. Кроме того, субсидии регионам на сумму почти 2,5 млрд руб. были распределены некорректно. Контрольное ведомство уже обратилось в Генпрокуратуру и попросило провести проверку.


Минобрнауки в 2016 году расходовало часть средств без одобрения правительства, к такому выводу пришла Счетная палата. За 2016 год в обход кабинета министров было потрачено больше 2 млрд руб. Например, в Кабардино-Балкарии ведомство приобрело участок земли и объект незавершенного строительства на 240 млн руб. Также обнаружен ряд нарушений при подготовке бюджетной отчетности министерства. В нее не попала информация о выданных патентах.

Вопросы вызвал и процесс госзакупок. Контракты на сумму почти 50 млн руб. были заключены при конфликте интересов. Победившее в тендерах ООО «Центр развития науки» возглавляла бывший сотрудник Минобрнауки. Ведомство в прошлом году перечислило 8 млн руб., но работы так и не были выполнены. Министерство, согласно сведениям контролеров, и не сдержало финансовых обязательств по выплатам перед студентами. Из средств, заложенных на гранты, была распределена лишь треть.

По мнению Счетной палаты, некорректно были распределены больше 1,5 млрд руб. между регионами. Не выполнило ведомство и свои обязательства в строительстве. Из 47 объектов только 21 был введен в эксплуатацию. Контрольный орган направил эти сведения в ФАС, Минфин и обе палаты парламента.

Какие последствия последуют после отчета Счетной палаты? И имеет ли это расследование политический аспект?

Руководитель отделения Transparency International Россия в Екатеринбурге Екатерина Петрова отмечает, что и парламент, и прокуратура имеют механизмы для воздействия на Минобрнауки и руководителя ведомства. Однако они вряд ли будут использованы.

«Счетная палата обязана направлять результаты своей проверки в прокуратуру. Какая после этого последует реакция, это уже другой разговор. У прокуратуры широкие полномочия, - заметила она. - Можно говорить о том, что признаки нецелевого расходования средств есть. Например, половина объектов до сих пор не введена в эксплуатацию, есть и признаки конфликта интересов при заключении контрактов. В общем-то, этого достаточно для того, чтобы как минимум уволить должностных лиц, которые ответственны за эти нарушения. Но я абсолютно уверена, что этого не последует. Для этого должно быть политическое решение».

Отчет Счетной палаты может иметь вес при распределении мест в новом кабинете министров, отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. С этой точки зрения действия контрольного органа могут быть атакой на позиции главы Минобразования Ольги Васильевой, считает эксперт.

«Важнейшим фактором является расстановка сил после президентских выборов в 2018 году. Очевидно, что либо до выборов, либо после, что вероятнее, произойдет ротация в правительстве. Поэтому позиция Счетной палаты важна с точки зрения того, кто из министров имеет высокие шансы сохранить свои посты. Конечно же, очень серьезное идет давление на главу Минобрнауки Ольгу Васильеву. С учетом того, что сейчас особое внимание уделяется именно экономической составляющей, то, конечно же, для нее важно показать какой-то результат, - пояснил он. - Работа министерств оценивается, как правило, по итогам года. Однако это не касается ведомства, отвечающего за образование, в виду того, что у него совсем другой цикл активности. Так что время для атаки на Минобрнауки выбрано неслучайно, и к концу августа можно ждать новых разоблачений в его адрес».

Ранее Счетная палата уже обращалась в Генпрокуратуру. Жалоба была подана на Минстрой. Надзорный орган усомнился в достоверности расходов ведомства на 4,5 млрд руб.

Антон Белицкий/ТАСС

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение на исполнение федерального бюджета Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) .

Проверкой установлено, что бюджетная отчетность Минобрнауки России за 2016 г. является недостоверной.

Так в нарушение закона «О бухгалтерском учете» Минобрнауки России не отражен в регистрах бюджетного учета земельный участок (в размере 1/2 доли), используемый Минобрнауки России на праве ограниченного пользования. Минобрнауки России не отражены в регистрах бухгалтерского учета 39 объектов нематериальных активов в виде патентов на результаты интеллектуальной деятельности.

Доходы, администрируемые Минобрнауки, за 2016 год исполнены в сумме 2,75 млрд руб., или 86,7% от уточненного прогноза поступления доходов (3,17 млрд руб.).

Кассовое исполнение расходов составило 360,56 млрд руб., или 98,4% общего объема бюджетных ассигнований установленных сводной бюджетной росписью. Неиспользованные остатки составили 5,76 млрд руб.

Дебиторская задолженность в целом за 2016 г. выросла на 1,44 млрд руб., составив на конец года 15,92 млрд руб. Кредиторская задолженность на 1 января 2017 г. составила 13,55 млн руб.

Выявлены нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание госуслуг в отношении федеральных госучреждений. Например, Минобрнауки России в первом полугодии 2016 г. перечислил субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания 3 учреждениям (ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт», ФГБУ «Федеральный институт медиации») в размере 75%, что превышает установленное ограничение в 50% годового размера субсидии в течение первого полугодия. Кроме того, Минобрнауки не соблюден предельный объем перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания указанным организациям в 1 полугодии 2016 г.: перечисление субсидии в 3 квартале 2016 г. не производилось, платежи в сумме 62,87 млн руб., 12,95 млн руб. и 3 млн руб. (75%) соответственно произведены Минобрнауки России раньше установленных сроков (во 2 квартале 2016 г.). Отчеты о выполнении госзадания на 2016 г. вышеуказанных учреждений показывают выполнение и перевыполнение показателей, характеризующих качество и объем научных работ, несмотря на отмену у каждого учреждения одной из работ и снижение финансирования, что свидетельствует о недостатках планирования Минобрнауки России показателей научных исследований.

Установлены признаки нецелевого использования средств федерального бюджета. Проверка показала, что Министерством в 2016 г. допущены нарушения при осуществлении бюджетных инвестиций. Так, в нарушение Бюджетного кодекса Минобрнауки России в 2016 г. в рамках субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания направило средства федерального бюджета на модернизацию имущественного комплекса, научно-образовательной инфраструктуры и объектов социальной инфраструктуры подведомственных бюджетных и автономных учреждений в общем объеме 2,19 млрд руб. Например, Минобрнауки России неправомерно принято решение о выделении ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» субсидии на финансовое обеспечение госзадания на выполнение работ в 2016 г. на сумму 240 млн руб. «Псковский государственный университет» приобрел у ООО «КАББАЛК-ИНТУРИСТ» (Кабардино-Балкарская Республика) объект незавершенного строительства стоимостью 167,6 млн руб. и земельный участок стоимостью 72,4 млн руб. по договору купли-продажи в отсутствии решения Правительства.

В нарушение закона «О некоммерческих организациях» Министерство сформировало госзадание Московскому авиационному институту (МАИ), которое не коррелируется с основными видами деятельности, предусмотренными Уставом МАИ, а также произвело перечисление субсидии Институту на выполнение данного госзадания в целях обеспечения деятельности Уполномоченного по правам студентов в сумме 3,91 млн руб. При этом, должность Уполномоченного по правам студентов в РФ штатным расписанием Министерства не предусмотрена. Согласно письму Генеральной прокуратуры приказ Минобрнауки России об утверждении в должности Уполномоченного по правам студентов в Российской Федерации был издан при отсутствии законных оснований.

По 5 госконтрактам на общую сумму 49,19 млн руб., заключенным в 2016 г. Минобрнауки России с ООО «Центр развития науки». Проверкой выявлено, что руководитель ООО «ЦРН» в период с 3 июля 2012 г. по 24 января 2014 г. занимал должность директора правового департамента Минобрнауки России. В связи с этим, существуют признаки аффилированности и конфликта интересов при осуществлении закупок Министерства.

Также проверкой выявлен факт причинения имущественного ущерба государству. Минобрнауки России осуществлена оплата невыполненных работ по соглашениям о предоставлении субсидии для финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с выполнением прикладных научных исследований, ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П.Бардина» на сумму 4 млн руб. и ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» на сумму 4 млн руб.

По итогам 2016 г. Министерством не предоставлена субсидия фонду «История Отечества» в объеме 100 млн руб., несмотря на доведенные до Минобрнауки России лимиты бюджетных обязательств 29 сентября 2016 г.

По итогам 2016 г. фактическое количество получателей грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и специалитета составило 1 172 человека (грантополучатели 2015/16 учебного года и 2016/17 учебного года), что меньше показателя установленного Указом Президента на 1 228 человек. Федеральным бюджетом на 2016 г. было предусмотрено 384 млн руб. на выплату указанных грантов, при этом кассовое исполнение составило всего 102,8 млн руб., или 26,8%.

Нарушение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» госпрограммы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. в части учета обучающихся привело к некорректному распределению субсидий в общей сумме 1,62 млрд руб. между 69 регионами. Также в нарушение установленных Правил расчет коэффициента ресурсозатратности реализации обязательств региона, на основании которого произведен расчет размера субсидии из федерального бюджета бюджетам регионов в целях софинансирования мероприятий по разработке и распространению в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, осуществлен не верно, что привело к некорректному распределению субсидий между регионами в общей сумме 800 млн руб.

Из 32 объектов капитального строительства госсобственности Российской Федерации осуществлен ввод в эксплуатацию 10 объектов, или 31,2% от плана. Из 15 объектов госсобственности регионов введены в эксплуатацию 11 объектов, или 73,3% от плана. Положительные заключения госэкспертизы на проектную документацию и госэкспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости получены по 17 проектам из 40 планируемых (42,5%).

Минобрнауки России, как ответственный исполнитель госпрограммы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» не обеспечил достижение по итогам 2016 г. плановых значений 22 целевых показателей.

В 2016 г. из 28 показателей госпрограммы «Развитие науки и технологий» не выполнен 1 («Количество новых рабочих мест»). Так, не введены запланированные 40 рабочих мест, что связано с переносом сроков ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (опытно-технологические установки «Теплоцентраль», МЭИ).

Также не достигнуты значения 2 показателей, предусмотренных майским указом Президента. Фактическое значение показателя «Увеличение к 2015 г. до 2,44% доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science)» в 2016 г. – 2,31% (отклонение – 0,13%). Не достигнут показатель «Увеличение к 2015 году до 1,77% ВВП внутренних затрат на исследования и разработки»: в 2016 г. показатель составил 1,15 %, (отклонение - 0,62%).

Счетной палатой неоднократно отмечалось, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ведущий мировой рейтинг университетов до сих пор не определен Минобрнауки. Кроме того, нормативно не определен термин «Ведущие университеты». Согласно Правилам распределения и предоставления субсидий на господдержку ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров для определения размера субсидии вузу используется коэффициент. Вместе с тем, разработанная и утвержденная методика расчета данного коэффициента отсутствует.

Проверкой установлено, что внутренний финансовый контроль в 2016 г. Минобрнауки России не осуществлялся.

Принято решение направить представления Министерству образования и науки Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», обращение – в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Федеральную антимонопольную службу и в Министерство финансов Российской Федерации, а также заключение Счетной палаты – в палаты Федерального собрания.


Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на

По данным издания, Счетная палата выявила нарушения в работе Министерства образования и науки в 2016 году и направила обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку. В заключении СП говорится, что сотрудники министерства не внесли в отчетность информацию об одном участке земли и 39 патентах.

Кроме того, ведомство неправомерно перевело 2,2 млрд руб. из федерального бюджета на модернизацию подведомственных и автономных учреждений. К примеру, министерство выдало Псковскому государственному университету 240 млн рублей. На эти средства вуз купил у Кабардино-Балкарии некий объект незавершенного строительства и землю. В заключении при этом не указывается, где именно находится эта земля. Покупка не была одобрена правительством.

По пяти госконтрактам на 49,2 млн рублей, которые заключило Минобрнауки, Счетная палата обнаружила конфликт интересов.Так, победивший в тендерах "Центр развития науки" возглавляла бывший начальник правового департамента ведомства Марина Лукашевич. Вместе с этим в заключении отмечается, что 8 млн руб. были заплачены за невыполненные работы Центральному научно-исследовательскому институту черной металлургии им. И.П. Бардина и Российскому химико-технологическому университету им. Д.И. Менделеева.

В то же время, ф онд "История отечества" не получил полагающиеся ему 100 млн руб. Также министерство не доплатило студентам, из 384 млн руб., заложенных на гранты, были потрачены только 102,8 млн руб.

Также Минобрнауки некорректно распределило 1,6 млрд руб. на создание условий для занятия физкультурой в селах. Как указывается в заключении, еще 800 млн руб. были неверно выделены субъектам федерации на софинансирование мероприятий по разработке "новых образовательных технологий" в вузах и учреждениях среднего профессионального образования.

Кроме того, в марте 2017 года стало известно, что Генпрокуратура обнаружила в Минобрнауки хищения бюджетных средств в 2014-2016 годах. Из-за действий бывшего главы департамента науки и технологий ведомства Сергея Салихова было растрачено около 127 млн рублей.

Также сообщается, что Минобрнауки выделило деньги Московскому авиационному институту министерство на уполномоченного по правам студентов в России. Сейчас эту должность занимает Артем Хромов. Как отметили в Счетной палате, в штатном расписании министерства нет такой должности, а в уставе МАИ не закреплен такой вид деятельности. Всего за минувший год авиационный институт получил на эти цели почти 4 млн рублей.

Артем Хромов, занимающий сейчас должность омбудсмена по правам студентов, в комментарии РБК заявил, что не получал денег от вуза. "Моя должность выборная и общественная. Оплачивалась работа ребят, которые на "горячей линии" сидели и обслуживали обращения. А я ни за один день работы ни рубля не получил к глубочайшему сожалению", - рассказал Хромов. При этом отмечается, что, по информации Росреестра, офис омбудсмена располагается в здании, которое до февраля 2017 года принадлежало МАИ.

В пресс-службе МАИ пока не ответили, куда были израсходованы 3,9 млн рублей.

Счетная палата также отметила недостатки при планировании Минобрнауки научных показателей для некоторых российских вузов. Саратовский государственный технический университет, Норильский государственный институт и Федеральный институт медиации, перевыполнили план по качеству и количеству научных работ, несмотря на снижение финансирования.

По данным контрольного ведомства, в минувшем году из 47 объектов, которые строит министерство, был введен в эксплуатацию только 21.

Согласно результатам проверки, Счетная палата решила обратиться в Генпрокуратуру, ФАС и Минфин. В пресс-службе Минобороны пока не ответили на вопросы РБК, но отметили, что ведомство изучит и учтет все замечания Счетной палаты.

Эксперт регионального антикоррупционного центра Transparency International в Санкт-Петербурге Елена Вандышева отметила, что по всем вышеперечисленным нарушениям должны быть проведены проверки. Специалист считает, что необходимо найти виновных, так как факты, выявленные СП, не предполагают случайных ошибок в отчетности.

" Речь может идти, например, о мошенничестве и подлоге", - подчеркнула Вандышева.

Министерство образования и науки в 2016 году неправильно распределило между регионами бюджетные субсидии на 1,6 млрд руб., обнаружила Счетная палата, сообщает пресс-служба ведомства.

Счетная палата проверила бюджетную отчетность Минобрнауки и обнаружила, что ведомство нарушило закон "О бухгалтерском учете" и не указало в регистрах бюджетного учета земельный участок и 39 "объектов нематериальных активов в виде патентов на результаты интеллектуальной деятельности".

Выявлены нарушения и в ходе выполнения госзаданий. Например, Минобрнауки в первом полугодии 2016 года перечислило госучреждениям (заводам) больше денег, чем должно было. Также проверка показала, что Министерство нарушило Бюджетный кодекс и направило 2,19 млрд руб. бюджетных средств на "модернизацию имущественного комплекса, научно-образовательной инфраструктуры и объектов социальной инфраструктуры" подведомственных ему учреждений. Ведомство также выделило "Псковскому государственному университету" субсидии на финансовое обеспечение госзадания, и университет купил у Кабардино-Балкарской Республики объект незавершенного строительства за 167,6 млн руб. и земельный участок стоимостью 72,4 млн руб. по договору купли-продажи без решения Правительства.

Еще Минобрнауки выделило Московскому авиационному институту (МАИ) почти 4 млн руб. на уполномоченного по правам студентов. Счетная палата провела проверку и выяснила, что в штатном расписании Минобрнауки вообще нет такой должности. А Артем Хромов , который сейчас является уполномоченным по правам студентов, денег не получил. В комментарии РБК он сказал: "Моя должность выборная и общественная. Оплачивалась работа ребят, которые на горячей линии сидели и обслуживали обращения. А я ни за один день работы ни рубля не получил, к глубочайшему сожалению". Поэтому неизвестно, куда ушли выделенные ему 4 млн руб.

Также проверка выявила факт причинения имущественного ущерба государству. Минобрнауки оплатило невыполненные работы по прикладным научным исследованиям, ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И. П. Бардина" незаконно получил 4 млн руб. и ФГБОУ ВО "Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева" - 4 млн руб. Фонд "История отечества", наоборот, денег не получил, хотя ему полагалось 100 млн руб. Недоплатило министерство образования и студентам. Из 384 млн руб., выделенных на гранты, выплатили только 102,8 млн руб.

По 5 госконтрактам Минобрнауки с ООО "Центр развития науки" на 49 млн руб. Счетная палата обнаружила конфликт интересов. Обнаружилось, что руководитель центра в 2012-2014 годах был директором правового департамента Минобрнауки.

Некорректно было распределено 1,6 млрд руб. регионам на создание спортивных площадок в селах. Также Счетная Палата обнаружила, что министерство не выполнило план по строительству и ввело в эксплуатацию всего 21 объект из 47.

Это далеко не все нарушения, Счетная Палата по результатам проверки обратилась в Генеральную прокуратуру, ФАС и Минфин.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов («Единая Россия») направил обращение (есть у «Известий») главе Счетной палаты РФ Татьяне Голиковой с просьбой провести проверку предоставления государственных субсидий от Министерства образования и науки 13 подведомственным организациям на сумму свыше 700 млн рублей. Как отметил законодатель, экспертная организация - общественное движение «Обрнадзор» - подготовила свое исследование, согласно которому выделение бюджетных средств министерством, как и деятельность его подведомственных учреждений, вызывает много вопросов.

Согласно докладу «Обрнадзора» (есть у «Известий»), в 2015 году Минобрнауки перечислило бюджетные средства (субсидии) на выполнение государственных заданий на общую сумму 701,043 млн рублей на счета 13 подведомственных учреждений, «деятельность которых имеет признаки фиктивной». При этом, как отметили эксперты, ни одно из 13 учреждений, деятельность которых была проанализирована, не участвует в оказании государственных услуг.

Сами государственные заказы и суммы, которые на них выделяются, вызвали удивление исследователей. За 27,687 млн рублей, как утверждается в докладе «Обрнадзора», Минобрнауки заказало в подведомственном Федеральном центре образовательного законодательства одну диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, защищенную исполнителем работ, и три научно-исследовательские работы в интересах Минобрнауки. По мнению экспертов, целесообразность и стоимость диссертации, защищенной частным лицом за госсчет, - вопрос не только эффективности расходования средств бюджета, но и возможной коррупционной составляющей.

ФГНБУ Минобрнауки - Экспертно-аналитический центр - за 94,853 млн рублей субсидий в 2015 году по госзаданию министерства должно отчитаться двумя диссертациями на соискание ученой степени кандидата наук, защищенными исполнителями работ, и 13 тезисами докладов конференции.

Еще одна подведомственная организация - Научный и информационно-методический центр «Базис» - за полмиллиона рублей за весь 2015 год должен по госзаданию Минобрнауки отчитаться одной статьей в научном журнале.

В ФГБНУ «Психологический институт РАО» размер субсидии на 2015 год составил почти 84,5 млн рублей при госзаказе в четыре диссертации на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук и 34 статьи в научных журналах. Еще в 2013 году, по данным «Обрнадзора», средняя зарплата в данном учреждении составляла более 177 тыс. рублей.

Владимир Бурматов, направивший запрос на имя Татьяны Голиковой с просьбой провести проверку трат Минобрнауки, отметил, что сегодня в России принят очень сложный бюджет, но, несмотря на это, более десятка подведомственных Министерству образований и науки учреждений существуют, по его мнению, для вывода денег. Всё это происходит на фоне заявлений о невозможности поднять стипендии, выплаты которых порой задерживаются, зарплаты учителям и нехватке учебников.

Нормально ли платить десятки миллионов рублей из бюджета частному лицу за защиту диссертации? Нормально ли существование организации, для которой единственной работой за год становится страница текста с двумя десятками тезисов, за что она получает 20 млн рублей, а сотрудники - сотни тысяч? Есть два варианта: либо эти деньги выводятся, отдаются неким субподрядчикам, либо это зарплатные деньги, которые выводятся для тех людей, которых необходимо «подкоримить», - считает он. - Устраивается фиктивный сотрудник, отдает свою карточку, а деньги получает другой человек. Обе эти схемы - коррупционные. Я думаю, что поскольку Счетная палата у нас работает оперативно, то и эти схемы она вполне сможет проверить. И, конечно, результатом должно стать сворачивание этой лавочки.

Кроме масштабных трат на государственные задания, в исследовании много внимания было уделено и местоположению учреждений. Многие из них экспертам «Обрнадзора» не удалось найти по адресам, указанным в учредительных документах.

Так, не удалось обнаружить «по прописке» Федеральный центр образовательного законодательства. По его адресу, указанному в реестре Минобрнауки - Чистопрудный б-р, 6/19, готовившим доклад экспертам удалось обнаружить несколько ресторанов и пивную. При этом, на сайте самого центра указано, что его почтовый адрес: ул. Люсиновская, 51, а местонахождение самой организации - ул. Орджоникидзе, 3.

Фантомную прописку эксперты «Обрнадзора» обнаружили и у Экспертно-аналитического центра, Федерального центра медиации, Научного и информационно-методического центра «Базис», Центра наглядных средств обучения и других учреждений.

По каким причинам учреждения не находились по своим юридическим адресам, были ли арендованы сторонними компаниями здания этих учреждений, вынуждены ли были эти учреждения сами арендовать иные площади и на каких условиях, в исследовании не отражено.

В Федеральном центре образовательного законодательства не согласились с претензиями «Обрнадзора» и депутата Госдумы. В частности, директор центра Владимир Насонкин отметил, что сегодняшнее законодательство позволяет юридическим лицам иметь как юридический адрес, так и фактический. В 2002 году здание по адресу Чистопрудный б-р, 6/19 было поставлено на капитальный ремонт. С этого же момента фактически центр находится на улице Орджоникидзе, 3 и занимает там помещения на основе договора аренды (Договор № 683 от 23.12.2011 года между центром и РУДН на сумму 340 200 рублей в год).

При этом остается непонятным, почему по завершении ремонта центр не вернулся в здание на Чистопрудном бульваре, которое сегодня занимают предприятия общественного питания.

Относительно потраченных субсидий в центре также не согласились с утверждениями критиков, что порядка 27 млн были потрачены на диссертацию и три научных работы.

Диссертации на соискание ученых степеней сотрудники центра выполняют и защищают в образовательных организациях, имеющих соответствующие диссертационные советы. Центр не оплачивает своим сотрудникам подготовку и защиту диссертаций, - отметил директор центра Насонкин. - Бюджетные средства, направляемые на деятельность центра, расходуются исключительно на выполнение ГЗ, а именно: оплату труда научных работников центра (25 человек), административного персонала центра (8 человек), на выплаты налогов и взносов, на материальное обеспечение деятельности центра, включая выплаты за аренду помещений.

По мнению же руководителя общественного движения «Обрнадзор» Алексея Монахова, из денег, направляемых на деятельность проверенных 13 учреждений Минобрнауки, может формироваться «черная касса», предназначения для дальнейшего перераспределения между чиновниками ведомства.

Мы полагаем возможным, что таким образом свои и без того неплохие оклады чиновники ведомства раздувают до невероятных. Тогда как и официальные зарплаты они получают не маленькие. Один такой оклад, оформленный на «мертвую душу», самого чиновника или его родственника, может прибавлять к его окладу 150–178 тыс. рублей, и таких «работ по совместительству» у одного чиновника может быть много. Мы опирались на данные за 2014–2015 годов, но уверен, что данные схемы отмывки стали популярны еще задолго до кризиса, так что вполне могут иметь место и в деятельности министерства за более ранние периоды, - считает Монахов.

Председатель совета директоров Института анализа политической инфраструктуры Евгений Туник считает, что история с субсидиями для подведомственных учреждений Минобрнауки вполне может закончиться без каких-либо последствий.

Данное расследование обнажает общую проблему государственных ведомств, в которых используются сомнительные движения средств. К сожалению, на сегодняшний день даже после проверок наказания для чиновников Минобрнауки может и не последовать. Сколько мы знаем за последнее время коррупционных дел, завершившихся вынесением наказания виновному в виде отбывания тюремного срока? Сажать-то сажают, только это всё в основном не федеральный уровень, - сказал Туник. - Но сегодня, когда вся страна находится в крайне затруднительном положении, а коррупционные истории чиновников наносят дополнительный вред, наказание должно был более суровым.

26 января первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов в ходе пленарного заседания нижней палаты парламента поднял вопросы о коррупционности в Министерстве образования и науки РФ. В частности, он напомнил о расследовании, в ходе которого выяснилось, что ведомство в 2014 году потратило на презентационные мероприятия (выставки) порядка 857 млн рублей.

В конце прошлого года много вопросов у депутата вызвала и персона директора одного из департаментов Минобрнауки РФ Михаила Алашкевича. Как тогда удалось выяснить, после прихода в ведомство Ливанова бывший работодатель Алашкевича - компания «ИБС Экспертиза» - выиграла тендеры Минобрнауки почти на 500 млн рублей.

Несмотря на все расследования, посвященные странной финансовой составляющей работы министерства, в правительстве считают нападки на ведомство безосновательными и в связи с этим там не было внутренних проверок и увольнений.

За последний период ряд организаций, чья деятельность довольно опосредованно связана с развитием образовательной среды и науки в нашей стране, с регулярностью посылают в различные правоохранительные органы обращения, представляя их фактами коррупционных правонарушений, связанных с деятельностью министерства.

В Министерстве образования и науки подчеркнули, что коррупционные правонарушения - это серьезные уголовно наказуемые деяния, устанавливать наличие которых уполномочены только правоохранительные органы.

На сегодняшний день соответствующими правоохранительными органами не было подтверждено ни единого факта коррупционных правонарушений в деятельности Минобрнауки России и никаких дел по таким «фактам» не открыто, - сказали в пресс-службе министерства.