Тест по «повесть о петре и февронии муромских. Контрольная работа: Образ семьи в "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Контроль реализации программы

Контрольный тест по произведению

«Повесть о Петре и Февронии Муромских

Вариант 1

Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченным Давыдом, прислал к ней сказать:

Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.

Она же в ответ:

Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.

Он вторично посылает к ней:

Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.

Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, нареченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25-й день.

После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви, Пречистой Богородицы, А Февронию – вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.

Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой

Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»)


  1. Житие

  2. Рассказ

  3. Летопись

  4. Поучение

  1. Открывает повествование

  2. Завершает повествование

  3. Является кульминацией сюжета

  4. Является одним из этапов развития сюжета

  1. Желание Февронии дошить покров в святую церковь

  2. Желание Давыда побыстрее покинуть мир

  3. Невозможность для людей разъединить тела Ефросинии и Давыда после смерти

  4. Неверно выбранный день смерти
А4. Какими оказались люди, пытающиеся разлучить тела Февронии и Петра?

  1. Жестокими

  2. Трусливыми

  3. Отчаявшимися

  4. Неразумными
А5. С какой целью автор при характеристике Петра и Февронии использует такие слова и выражения : «к блаженному Петру», «предали оба вместе чистые души в руки Божии», К их святым телам»?

  1. Выявляет в героях серьезное отношение к смерти

  2. Наделяет героев неземными чертами

  3. Характеризует психологическое состояние героев

  4. Показывает, что после смерти оба были причастны к лику святых
В1. Укажите художественно-выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить свое отношение к нему («святым их телам», «чистая душа», «блаженный Петр»)

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его высказываний (со слов: «Сестра Ефросиния!...»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов «Феврония, нареченная Ефросинией…» выпишите сочетание слов, которое называет то, что вышивала Феврония для соборного храма Богородицы.

В4. Объясните значение слова риза.

С1. Какие необычные события происходили после смерти Петра и Февронии? Как вы это объясните?

Контрольный тест по древнерусской литературе

Вариант 2

7 класс

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Чт о умеете хорпошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творить, не ленитесь ни на что хорошее…
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.


  1. Поучение

  2. Летопись

  3. Слово

  4. Рассказ
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. Является завязкой сюжетного действия

  2. Завершает повествование

  3. Является кульминацией сюжета

  4. Является экспозицией
А3. Главной идеей данного фрагмента является:

  1. Мысль о почтении к старым людям

  2. Идея Владимира Мономаха о том, что учиться и трудиться надо постоянно

  3. Самоуверенность Владимира Мономаха

  4. Мысль о том, что надо любить ближнего своего как самого себя
А4. Какая из данных ниже идей не заявлена Владимиром Мономахом в данном фрагменте?

  1. Чтите гостя

  2. Любите жену свою, но не давайте ей власти над собой

  3. Творить добро

  4. Накормите и напоите просящего
А5. К какому типу текста относится данный фрагмент из произведения Владимира Мономаха?

  1. Рассуждение

  2. Описание

  3. Повествование

  4. Одновременное совмещение описание и повествования

В1. Укажите художественно-выразительное средство, основанное на сопоставлении и используемое в следующем предложение : «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев»
В2. Что, по мнению Владимира Мономаха, надо делать, если какие-то из его наставлений забудутся?
В3. Из абзаца, начинающегося сл слов « Что умеете хорошего …», выпишите слово, которое называет то, что является матерью «всему дурному».
В4. В абзаце, начинающемся со слов «Старых чтите…» найдите объяснение, которое дает Владимир Мономах, когда пишет о том, что «более же всего чтите гостя».
С1. Какие из поучений Владимира Мономаха, данные во фрагменте, актуальны до сих пор?

Работа состоит из 3-х частей: часть А (с выбором ответа), в части В ответ нужно вписать самому, а в части С надо дать развернутый ответ на вопросы по даному произведению. Часть а содержит 6 вопросов с выбором ответа. Часть В содержит 5 контекстов, в которые нужно вставить недостающие слова. Цитаты в этом задании взяты прямо из текста произведения. В части С учащийся формулирует ответ полностью самостоятельно.

Выдержка из текста:

Выберете 1 вариант из предложенных и обведите в круг

1. В каком городе происходит действие?

  • А) Муром
  • Б) Киев
  • В) Новгород
  • Г) во всех перечисленных
  • А) Олег
  • Б) Владимир
  • В) Павел
  • Г) Петр
  • А) Пучок льна
  • Б) станок
  • В) Сорочку, порты и полотенце
  • Г) Агриков меч
  • А) от вражьей крови
  • Б) от деяний жены своей
  • В) от неправильного лечения
  • Г) от высокомерия своего
  • А) Лесорубами
  • Б) древолазами
  • В) плотниками
  • Г) столярами
  • А) Богатства
  • Б) часть государства
  • В) Агриков меч
  • Г) супруга Петра

Дубинина Анна Витальевна –

учитель русского языка и литературы

в МОУ СОШ № 67 г. Сочи

Аннотация

Данный тест может быть использован на уроке литературы в 7 классе при проверке знания текста произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Работа рассчитана на 20 минут урока. К тесту прилагаются ответы и критерии оценивания.

Использованная литература:

Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч1/ авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008- 416с.

Тест по литературе для 7 класса (программа Г.С. Меркина) по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Выберете 1 вариант из предложенных и обведите в круг.

В каком городе происходит действие?

В) Новгород

Г) во всех перечисленных

2. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

Б) Владимир

3. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

А) Пучок льна

Б) станок

В) Сорочку, порты и полотенце

Г) Агриков меч

4. От чего тело Петра покрылось струпьями?

А) от вражьей крови

Б) от деяний жены своей

В) от неправильного лечения

Г) от высокомерия своего

5. Кем работали брат и отец Февронии?

А) Лесорубами

Б) древолазами

В) плотниками

Г) столярами

6. Что попросила Февронья у бояр?

А) Богатства

Б) часть государства

В) Агриков меч

Г) супруга Петра

Впишите недостающее слово, которого требует контекст.

В1 «…тело Петра покрылось струпьями и открылись ______ , и напала на него тяжкая болезнь».

В2 «Плохо дому без ушей, а горнице без __________».

В3 «… он через ноги на ___________ глядит».

В4 «Если будет добросердечен и не _______________, то будет здоров».

В5 «Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка ___________ мне сорочку, порты и полотенце».

Дайте развернутый ответ на вопросы.

С1 Почему Петр решает покинуть Муром?

С2 Что повелели сделать супруги Муромские, когда подошел конец их жизни?

С3 Какое чудо совершалось неоднократно после смерти Петра и Февронии?

Ключи к заданиям частей А,В,С:

В3 смерть

В4 высокомерен

С1Не мог оставить жену свою ради княжения.

С2 Велели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посередине, и завещали положить тела их в том гробу.

С3 Люди обретали супругов Муромских в едином гробе, не смотря на то, что хоронили в разных местах.

Оценка работ:

За часть А – 1*6= 6 баллов

За часть В – 2*5= 10 баллов

За часть С – 3*3=9 баллов

25-23балла – «5»

22-18 баллов – «4»

17-13 баллов – «3»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Турочакская средняя общеобразовательная школа»

Манеева Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Урок на тему: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.

Цели урока:

1. Образовательная : ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»; показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; раскрыть образы святых Петра и Февронии; помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков; показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая: формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;· развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;· совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная: · воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;· воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;· посредством музыки воспитывать эстетический вкус учащихся.

Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

Структура урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

II. Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд

Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.

Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Слайд

III. Сообщение темы урока.

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд

Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.

С этим произведением мы с вами уже познакомились на прошлом занятии.

Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

IV. Работа с эпиграфом. Слайд

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил:

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово учащимся. Слайд

V. История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

А)ХVI век… - время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. (Слайд)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. (Слайд) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Б)- Петр и Феврония – реальные исторические личности. Слайд 18 Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Слайд 20Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Ребята, в речи наших русичей встретились слова Слайд: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают?

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и

Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд

Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайды

Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

Дайте определение повести.

Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

Назовите виды житий. (Виды: -«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

Житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

Какую структуру имели жития?

Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки и жития вы нашли в произведении?

Перечислите сказочные элементы этой повести.

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).)

Какие черты повести присутствуют в произведении?

Исторически точны названия мест;

Рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/. Слайд 23-3

-Назовите черты жития в этом произведении.

* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.

Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный - святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). - Слайд

В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? Слайд (Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. (Слайд)

VII. Характеристика образов главных героев.

Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии (Слайд), что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

Обратимся к образу Петра.

Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.)

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

Обладает ли ими Петр? Запишем их.

Какие еще черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Верность заповедям Божьим,

вера в Бога

(благочестие, религиозность)

Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» -

Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»

Мудрость

Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.»

Любовь и верность близким

Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.»

Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром».

Умение прощать

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

«Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.»

Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.»

IX. Характеристика Февронии

Т. О., мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

Заглянем в дом к Февронии.

Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп.

Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

О чем это говорит? (О какой черте характера это говорит?) (О добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

2. Переказ фрагмента

Так почему же женился Петр на Февронии? (Потому что полюбил ее).

За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки.

Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна).

Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?

(Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.)Запишем.

Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского х-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде». –

Чудесный дар

Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

Кротость, смирение

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?

* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.

VIII.Работа с предметами-символами (Слайд)

Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета: лестница, тропа и круг.

Что такое лестница? (Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)

Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? (Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)

Как мы с вами поднимаемся по лестнице, чтобы что-нибудь достать, сделать или просто оказаться в нужном месте, точно так же и человек идет по символической лестнице, преодолевая препятствия, преграды, чтобы достичь вершины - совершенства.

А что такое тропа? (Тропа́ (тропи́нка) - узкая протоптанная дорожка).

Каким будет жизненный путь человека, если его представить в виде тропы?

Тропа символизирует сравнительно спокойную, ровную жизнь человека, в которой встречаются незначительные препятствия, заставляющие человека сворачивать то в одну, то в другую сторону.

А вот круг –это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.

С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ. (Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.)(Слайд)

Если мы с вами сравним жизненный путь Февронии с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?

(Круг. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима.)(Слайд)

IX. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.(Слайд)

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

Мужество

Добросердечие

Кротость

Смирение

Верность заповедям Божьим (благочестие, религиозность)

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

А какими нравственными качествами обладает Феврония?

Мудрость

Добросердечие

Трудолюбие

Милосердие

Способность самоотверженно любить

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность)

Чудесный дар

Верность

Кротость, смирение

X.Домашнее задание. Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание, чтобы нам с вами не возвращаться к нему.

Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) (Слайды)

Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью. Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)(Слайд)

Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. (слайд)

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 31 В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. (Слайд) Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

XI. Итог урока.

Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд 33

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

В чем основная ценность книги?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.)

Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

А в современное время эти качества ценятся?

Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

Какова же основная идея повести? (. Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.)

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей. А помочь в этом смогут книги, которые вы видите на нашей выставке. В них вы найдете не только повесть о Петре и Февронии, но и рассказы о жизни других святых православной церкви.

XII.Выставление оценок.

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» (7 класс)

а) древний неизвестный летописец

б) монах Нестор

в) писатель Ермолай Еразм

2. Определите жанр произведения.

б) сказание

в) бытовая повесть

3. Черты, каких фольклорных жанров, проявились в «Повести о Петре и Февронии»? а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча; ж) частушка.

4 . Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести?

а) волшебный конь

б) борьба со Змеем

в) встреча с мудрой девой

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести?

а) рассказ о благочестивых родителях

б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни

в) построение храма, церкви

6. Какова функция загадок в повести?

а) подчеркнуть связь с фольклором

б) показать мудрость героини

в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной

7. В каком городе происходит действие?

в) Новгород

8. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

б) Владимир

9. В чём тайна смерти злого змия?

а) тайну смерти не знал сам змий

б) его ждала смерть от Петрова плеча, Агрикова меча

в) смерть была на конце иглы

10. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

а) пучок льна

б) сорочку, порты и полотенце

в) Агриков меч

11. От чего тело Петра покрылось струпьями?

а) змий забрызгал его своей кровью

б) от деяний жены своей

в) от неправильного лечения

12. Чем занималась Феврония, когда слуга Петра впервые приехал в село Ласково?

а) занималась по хозяйству

б) ткала полотно

в) вышивала

13. Кем работали брат и отец Февронии?

а) лесорубами

б) древолазами

в) плотниками

14. При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра?

а) Пётр должен был жениться на Февронии

б) он должен был истоптать три пары железных сапог

в) он должен был её богато одарить

15. Что попросила Февронья у бояр?

а) богатства

б) Агриков меч

г) супруга Петра

16. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии?

а) мудрость

б) любовь

в) смирение

17. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она

а) была мудрее их

б) имела дар целительства

в) была незнатного рода

18. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром?

а) город стал процветать

б) в городе начались усобицы

в) ничего не изменилось

19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить тела Февронии и Петра?

а) жестокими

б) неразумными

в) трусливыми

20. Что происходило в гробах героев после их смерти?

а) зажигались свечи

б) исцелялись больные

в) умершие соединялись в одном гробу

21. Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета?

а) Павел и Фёкла

б) Давид и Ефросиния

в) Владимир и Василиса

22. Как можно понять финал повести?

а) торжество любви

б) чудо как награда за благочестие

в) сказочный финал

Ответы к тесту «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

1. в 2. в 3. б, в, г, д 4. б, в 5. а, в 6. б, в 7. А 8. в 9. б 10. в 11. а 12б 13 б 14а 15г 16б 17б 18б 19б 20в 21б 22а

Тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских 7 класс. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:
— Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не остав­ляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.
Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, толь­ко не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.
Когда же подошел конец их жизни, они стали молить бога, что­бы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного боль­шого камня единый гроб с преградой посредине и завещали поло­жить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония — Ефросинией.
Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного хра­ма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:
— Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:

Он вторично посылает к ней:
— Еще недолго могу ждать тебя.
И третий раз послал к ней:
— Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.
Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, на­реченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки божий месяца июня в 25-й день.
После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию — вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в собор­ной церкви внутри города.
Наутро люди увидели, что их гробы пусты, а тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они пове­лели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хо­тели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их пре­ставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гро­бе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что означает слово воздух в данном тексте?

2. От чьей крови тяжело заболел Петр?


Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления.

4. Петр троекратно обращается к Февронии в финале повести. Как называется вид словесного искусства, традиции которого прояв­ляются в этом эпизоде?

5. Укажите название приема:
Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе.

Задания с развернутым ответом

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что означает слово блаженный в данном тексте?

2. Где (в какой земле) жила Феврония до встречи с Петром?

3. Как называется изобразительное средство?
И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать.

4. В финале повести происходят чудеса.
А как называется жанр фольклора, представляющий собой рассказ о вымышленных событиях?

5. — Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Как называется такая форма речевого взаимодействия героев ли­тературного произведения? ­

Задания с развернутым ответом

6. Какие черты личности героев проявились в данном фрагменте?

7. Какими представлены горожане?

8. Сопоставьте фрагмент «Повести о Петре и Февронии Муромских» и русскую народную сказку «Мудрая дева». Чем похожи герои­ни? Чем различаются?

Русская народная сказка Мудрая дева для 8 задания

Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к себе дядя и заставил овец пасти.
Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянни­ка, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему:
Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с бары­шом, — чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле: выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица:
О чем слезы льешь, добрый молодец?
— Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один — дядя, и тот обижает!
Какую ж обиду он тебе делает?
— Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, — чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
— Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги ба­ранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости!
Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и от­дает дяде вырученные деньги.
— Хорошо, — говорит дядя племяннику, — только ведь ты не своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь?
Парень признался.
— Шла, — говорит, — мимо девица, она научила.
Дядя тотчас приказал закладывать лошадь:
— Поедем, станем сватать ту девицу.
Вот и поехали.
Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать?
— Привяжите до зимы аль до лета! — говорит им девица.
Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привя­зать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета?
— Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге.
Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спрашивает ее дядя:
— Ты с кем живешь, девица?
— С батюшкой.
— Где ж твой отец?
— Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять.
— А когда назад воротится?
— Если кругом поедет — к вечеру будет, а если прямо поедет — и через три дня не бывать!
— Что ж это за диво такое? — спрашивает дядя. — Неужто и вправду- отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять!
— А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит — всего пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит — сто рублей потеряет.
— А что значит: ежели он прямо поедет — и в три дня не прибу­дет, а ежели кругом — к вечеру будет?
— А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом — дорогою!
Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего пле­мянника.

Ответы на тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских
1 вариант
1. покров // покров для чаши
2. змий
3. эпитет
4. фольклор // устное народное творчество
5. повтор
2 вариант
1. благой // добрый
2. Рязанская
3. эпитет
4. сказка // волшебная сказка
5. диалог