Жалоба на государственную жилищную инспекцию (гжи). Предписание жилищной инспекции Предписание гжи

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А51-28632/2015
г. Владивосток
25 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В.Шабедько

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью «Старт» (ИНН 2505010357, ОГРН 1062505009874, дата регистрации 05.05.2006, юридический адрес 692446, Приморский край, г.Дальнегорск, ул.Осипенко,10)

к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата регистрации 12.05.2011, юридический адрес 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Алеутская 45А)

о признании незаконным предписания за №51-03-14/56 от 10.09.2015 года

При участии в заседании:

от Заявителя: помощник руководителя Н.Н.Лапин по Дов.№ 1-ю от 11.01.2016

от Административного органа: не явился, извещен.

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Старт» (далее по тексту Заявитель, Общество, ООО «Старт») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее Административный орган, ГЖИ, Жилищная инспекция) о признании незаконным предписания № 51-03-14/56 от 10.09.2015 года

Обосновывая заявленные требования, Общество в судебном заседании пояснило, что Жилищная инспекция не является стороной договора, заключенного между ООО «Старт» и собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 67 по Проспекту 50 Лет Октября в г. Дальнегорск. ГЖИ также не является стороной, чьи интересы, права и обязанности затрагивал бы данный договор.

По мнению Заявителя, поскольку деятельность ГЖИ регламентируется Положением о государственной жилищной инспекции Приморского края от 18.05.1995 № 257, а также Постановлением № 493 от 11.06.2013 «О государственном жилищном надзоре», то положения данных нормативных актов не наделяют Инспекцию правом устанавливать соответствие заключенного договора между обслуживающей организаций и собственниками помещений многоквартирных домов, а также выдавать предписание с требованием о внесении изменений в договор.

Общество считает, что законодатель не наделяет жилищную инспекцию правом вмешиваться в договорные отношения, регулировать эти отношения, устанавливать соответствие договорных отношений действующему законодательству и, тем более, требовать изменения договора.

Соответствие либо несоответствие договора (либо его отдельных пунктов) действующему законодательству отнесено к компетенции судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов.

Также, ООО «Старт» ходатайствовало о восстановлении срока, установленного на обжалование Предписания, пояснив, что в Обществе произошла смена руководства, срок пропущен на незначительное количество дней, имело место заблуждение относительно оспаривания ненормативного акта, так как Общество по таким же основаниям обжаловало Предписание № 51-03-14/60 от 01.10.2015 года, выданное по обслуживанию другого многоквартирного дома.

Рассмотрев данное ходатайство, в судебном заседании 18 апреля 2016 года, суд, признав причины пропуска срока уважительными, удовлетворил его в порядке, предусмотренном ст.ст. и Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 АПК РФ .

Административный орган предъявленные требования не признал, настаивал на законности и обоснованности принятого Предписания.

В письменных пояснениях, представленных в материалы дела, указал, что материалами проверки подтверждается факт установленных при проверке нарушений, совершенных Обществом.

При этом каких-либо нарушений процедуры привлечения к административной ответственности Административным органом не допущено.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании приказа государственной жилищной инспекции Приморского края за № 51-09-1948 от 28.08.12.2015 в отношении ООО «Старт» (ООО «Старт») , лицензия № 025 000185 от 28.04.2015 года, была назначена внеплановая выездная проверка с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам граждан по обращению от 26.08.2015 № 51гр-5021- 5022 на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В процессе проверки было предложено представить копию договора управления многоквартирным, заключены с собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 67 по Проспекту 50 Лет Октября в г. Дальнегорск.

По результатам проверки был составлен акт от 10.09.2015 года №51-03-21/166 и ООО «Старт» было выдано предписание № 51-03-14/56 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, которым управляющей компании предписано в срок до 10.11.2015:

Исключить подпункты 1.3. и 3.2. из дополнительного соглашения к договору управления от 2008 года, заключенного между собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 67 по Проспекту 50 Лет Октября в городе Дальнегорске и управляющей организацией ООО «Старт»;

Произвести перерасчет собственникам помещений многоквартирного жилого дома № 67 по Проспекту 50 Лет Октября в городе Дальнегорске, в соответствии с принятой ценой в дополнительном соглашении к договору управления от 2008 года (приложение № 2).

Общество, полагая, что указанное Предписание не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы дела, изучив доводы Заявителя и возражения Административного органа, считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Поскольку согласно пункту 3 статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения, а из пункта 8 статьи следует, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, следовательно, в случае выявления нарушений порядка утверждения условий такого договора и его заключения, жилищная инспекция должна (вправе) обратиться в суд с соответствующим заявлением о признании договора управления недействительным. Иное означало бы нарушение установленного законом порядка изменения или расторжения договора, предусмотренного ГК РФ.

Таким образом, выдавая Обществу предписание о внесении изменений в спорный договор, Жилищная инспекция вышла за пределы своих полномочий, предусмотренных ее административным регламентом.

По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, указанное предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Вместе с тем, оспариваемое предписание не соответствует вышеуказанным требованиям.

Как видно из оспариваемого ненормативного акта, предписанное мероприятие по изменению договора (дополнительного соглашения) адресовано только Обществу. Выполнение его посредством одностороннего внесения изменений в существенные условия договора приведет к нарушению прав и законных интересов второй стороны в договоре (собственников помещений в многоквартирном доме), защищенных статьей .

Судебная практика по:

По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ

Управляющим организациям регулярно приходится сталкиваться с Госжилинспекцией, которая выносит предписания и требует их исполнения. В статье мы рассмотрим роль ГЖИ в работе УК, перечислим основные случаи вынесения предписаний и расскажем о том, как действовать компании, которая хочет выполнить предъявленные контролирующим органом требования, отсрочить их выполнение или обжаловать полученные указания.

В июле 2014 года начал работать 255-ФЗ, внесший в Жилищный кодекс РФ изменения, касающиеся лицензирования управляющих организаций. С этого момента у государства появился действенный инструмент, позволяющий допускать УК на рынок и в случае нарушений лишать их возможности работы путем отзыва лицензии. В новых условиях более широкие полномочия в качестве контролера получила Государственная жилищная инспекция, подразделения которой работают в каждом регионе.

При обнаружении нарушений выносит предписания об их устранении, а также инициирует применение санкций - от наложения штрафов до отзыва лицензии и привлечения руководства УК к суду.

Роль ГЖИ в работе управляющих компаний

Госжилинспекция решает две основные задачи:

  • выявляет и пресекает нарушения жилищного законодательства;
  • защищает права граждан на получение коммунальных и жилищных услуг.

Жилищная инспекция выписывает требующие исполнения предписания не только в отношении управляющих компаний, этот государственный орган, в том числе, следит за нарушениями со стороны властей на всех уровнях.

За Госжилинспекцией закреплен достаточно широкий перечень полномочий в отношении УК. Это одна из основных инстанций для обращения граждан, у которых появляются претензии к качеству получаемых жилищно-коммунальных услуг и работе управляющей компании.

(при получении жалоб), обнаружение в ходе них нарушений грозит штрафом, причем при невыполнении предписаний ответственность и санкции ужесточаются. ГЖИ вполне правомерно может проводить следующие действия в отношении УК:

  • проверять документацию, всесторонне анализировать ее, предоставлять рекомендации, позволяющие оптимизировать деятельность управляющей организации;
  • контролировать то, насколько полно УК исполняет свои обязанности в отношении обслуживаемого ею жилищного фонда и своевременного выполнения ремонта в МКД;
  • контролировать проведение ремонтных работ в многоквартирных домах, а также их финансирование.

Кроме этого, жилищная инспекция может следить за:

  • содержанием придомовой территории;
  • состоянием коммуникаций внутри многоэтажки;
  • соблюдением требований противопожарной безопасности;
  • обоснованностью выставляемых жильцам счетов на оплату коммунальных услуг и многими другими аспектами деятельности управляющей организации.

Существенное расширение полномочий ГЖИ произошло в 2013 году, когда было принято правительственное постановление №493. В том числе, с этого момента жилищная инспекция занимается разбирательством всех вопросов, касающихся платежей за коммунальные и жилищные услуги.

В каких случаях инспекторы выносят предписания

Если сотрудники ГЖИ при проверке обнаруживают нарушения, то они составляют протокол и выносят требующее исполнения в определенный срок предписание, которое заключается в устранении установленных недостатков. К примеру, Госжилинспекция может потребовать от УК:

  • провести ремонт какого-то из элементов многоэтажки, например, стен, крыши, подвала, окон или инженерных коммуникаций;
  • выполнить перерасчет оплаты за ЖКУ;
  • восстановить нормативные параметры поставляемых жильцам коммунальных ресурсов, например, температуру горячей воды в кранах или воздуха в комнатах;
  • соблюсти санитарные требования в части содержания дома, к примеру, обеспечить чистоту подъездов, и так далее.

ГЖИ может выносить предписания не только в отношении управляющих организаций. В том числе, она реагирует на нарушения со стороны ресурсоснабжающих организаций или самих жильцов. РСО, к примеру, могут получать предписания о повышении температуры подаваемой воды, если проверка зафиксирует нарушения параметров на коммуникациях за пределами МКД.

Претензии Госжилинспекции к собственникам квартир в большинстве случаев связаны с незаконным выполнением перепланировок. Если инспекторами будут зафиксированы несогласованные или угрожающие безопасности жильцов (как соседей, так и самих владельцев жилплощади) изменения конструкций многоэтажного дома, то они вынесут предписание об их немедленном устранении.

Порядок исполнения предписаний и контрольная проверка

Управляющие компании обязаны исполнять предписания ГЖИ, их невыполнение карается штрафом в соответствии с частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, в случае невозможности выполнения нужно добиваться переноса и продления сроков, либо заниматься обжалованием и оспаривать вынесенное решение.

Требования Госжилинспекции выполняются в соответствии с теми сроками и указаниями, которые приводятся в предписании. По завершении установленного времени ГЖИ присылает на объект инспекторов для проведения контрольной проверки. Управляющую организацию об этом обычно не оповещают. Однако сроки такой проверки всегда примерно одни и те же - она проводится сразу после завершения выделенного на устранение нарушения временного промежутка.

Внесенные в предписания ГЖИ . Некоторые управляющие компании неправильно трактуют этот момент и считают, к примеру, что указанный инспекторами перечень работ по текущему ремонту необходимо сначала утвердить на общедомовом собрании. Действительно, в обычной ситуации последовательность действий именно такая. Работы по дому заказываются и оплачиваются жильцами, поэтому требуют их утверждения.

Однако в случае с вынесенным жилищной инспекцией предписанием все несколько иначе. Требования этого органа обязательны, в том числе, и для общедомового собрания, поэтому его подтверждения здесь не требуется. Управляющей организации в такой ситуации остается только два пути:

  • провести требуемые работы;

Собрание при получении указаний ГЖИ проводить, скорее всего, придется. Однако на нем будет обсуждаться не само решение контролирующего органа, а то, как именно организовать его исполнение. Например, собственники квартир будут обсуждать, какую организацию пригласить для проведения работ и где взять средства для оплаты ее услуг.

Наличие предписания не означает, что УК будет заниматься ремонтом за собственный счет. Оплачивать это в любом случае будут владельцы квартир. Если у управляющей организации на данный момент нет накоплений для проведения работ, то на общедомовом собрании будет ставиться вопрос о дополнительном сборе средств и о сумме, которую в определенный срок должна внести каждая из квартир.

Санкции при неисполнении предписаний

Максимальный размер штрафных санкций для УК в случае неисполнения законного предписания ГЖИ в соответствии с КоАП РФ - 300 000 рублей. Кроме этого, в отношении злостных нарушителей Госжилинспекция может начать процедуру лишения лицензии.

При фиксации инспекторами каких-либо нарушений в работе УК небольшой штраф выписывается практически всегда, это неизбежно. Будут ли к управляющей организации применены более серьезные меры - зависит от ее дальнейших действий. Она может либо обжаловать вынесенное предписание, либо заняться его исполнением. Если выполнить все требуемое ГЖИ к установленному сроку не представляется возможным, то нужно хотя бы показать определенную активность в заданном направлении. Это позволит избежать признания злостным нарушителем, в отношении которого применяют наиболее суровые наказания.

Как обжаловать предписание Госжилинспекции

Если управляющая организация склоняется к обжалованию предписания ГЖИ, то делать это нужно в определенный срок, и здесь возможно два варианта действий.

  1. Инспектор не указал в предписании конкретного срока его исполнения. В таком случае у УК имеется три месяца на то, чтобы обжаловать его.
  2. В предписании прописан срок выполнения требований. В этой ситуации обжаловать документ нужно до окончания указанного временного промежутка. В противном случае управляющая организация будет признана нарушившей предписание, что чревато серьезными последствиями. Если срок исполнения предписания кажется УК слишком коротким, то следует подавать ходатайство о его продлении (образец этого документа мы прикрепим в качестве приложения).

Перед обжалованием действий ГЖИ необходимо выяснить, кому именно подотчетна эта структура, потому что в разных регионах тут могут быть различия. В зависимости от ситуации управляющая организация может подать:

  • жалобу в городскую мэрию или губернатору;
  • жалобу в приемную руководителя ГЖИ региона;
  • заявление о признании незаконности предписания в суд.

Обращение в суд - это крайняя мера. Срок давности для подобных исков составляет 90 дней. Образец судебного заявления также приложим к статье.

Вложенные файлы

  • Ходатайство о продлении срока исполнения предписания государственного органа.doc
  • Жалоба в ГИЖ.doc

Оспаривание предписание жилищной инспекции - головная боль управляющей компании и гражданина. Жилищная инспекция является структурой, которая занимается решением различных вопросов, в том числе конфликтных, в сфере эксплуатации недвижимого жилого и нежилого имущества. Если вы считаете, что ваша управляющая компания вас обманывает, вы можете обратится в жилищную инспекцию с жалобой, а в свою очередь обяжут вашу управляющую компанию выполнить . Наш адвокат по вопросам ЖКХ Вам в этом поможет.

ВНИМАНИЕ : наш адвокат по ЖКХ не только помогает гражданам, но и проводит защиту управляющих компаний от злоупотребления со стороны контролирующих органов и потребительского экстремизма жильцов обслуживаемого дома.

Штраф за неисполнение предписания жилищной инспекции

Периодически данная инспекция организует проверки для выявления нарушения норм законодательства в сфере недвижимости. По итогам проверок сотрудники инспекции составляют предписания, исполнение которых обязательно и контролируется. Неисполнение предписания жилищной инспекции может привести к серьезным санкциям по отношению к собственнику помещения, физическим лицам от 4 000 до 5 000 рублей, а для юридических лиц от 40 000 до 50 000 руб.

Зачастую граждане не согласны с предписаниями и у них возникает вопрос: как обжаловать предписание ГЖИ. При возникновении таких вопросов, лучше всего обратится к нашему адвокату по жилищному праву, который ответит на все ваши вопросы включая вопрос: .

ПОЛЕЗНО : смотрите видео с советами по обжалованию решений и предписаний госоргана, пишите свой вопрос в комментариях ролика и получите ответ

Куда пожаловаться на злоупотребление по вынесению предписания?

Адвокат в сфере ЖКХ разъяснит вам алгоритм подачи жалобы на предписание, полученное от жилищной инспекции, в следующие инстанции:

  1. Главе региона: мэру или губернатору города;
  2. В вышестоящую инстанцию - жилищную инспекцию на федеральном уровне;
  3. В прокуратуру, если усматривается преступность намерений со стороны служащих, которые вынесли предписание;
  4. В суд с подачей административного иска о признании предписания незаконным.

Обжалование постановления государственной жилищной инспекции возможно после вынесения и осуществляется по строго установленному регламенту. Также хотелось бы отметить, что суды зачастую встают на сторону обратившихся, если в действиях жилищной инспекции действительно будут выявлены нарушения и их предписания будут признаны недействительными.

Загрузка или не ошибки жилищной инспекции не должны влиять на жизни управляющих компаний. Организации может показаться сложной процедура оспаривания решения инспекции, поэтому удобнее доверить ведение процесса нашему юристу, который не раз участвовал в таких процессах, помогал в вопросе , решал иные жилищные проблемы граждан и управляющих компаний. Он поможет составить заявление о признании незаконным предписание жилищной инспекции.

Это возможно, если получатель предписания не нарушил установленных правил по эксплуатации помещения. Если же предписание имеет под собой основания, то исполнить его собственнику или обслуживающей дом организации придется. За неисполнение предусмотрены установленные законодательством штрафы.

Порядок подачи жалобы на предписание жилищной инспекции

Чтобы вашу жалобу рассмотрели, вам необходимо чтобы в ней присутствовала следующая информация:

  • Кому идет обращение;
  • От кого направлена жалоба;
  • Конкретная суть проблемы со ссылками на нормы законодательства и основаниями для отмены решения инспекции;
  • Требования заявителя;
  • Подпись и дату подачи.

Не забудьте распечатать жалобу в двух экземплярах, ведь на одном их них вам поставят подтверждение того, что ее у вас приняли. Почтовая квитанция об отправке также является подтверждением направления жалобы. Стоит отметить, что чем больше у вас будет обращений на руках, тем проще вам будет участвовать в суде, ведь суд является последней и главной инстанцией, которая может вам помочь, но суд очень не любит, когда к нему обращаются в первую очередь.

Сама процедура обжалования решения жилинспекции довольно сложна и требует принятия оперативных решений. Также при составлении жалобы потребуется подкрепить документ документально оформленными свидетельскими показаниями, которые подтвердят правоту собственника, а также вескими и неоспоримыми аргументами и основаниями. Наши юристы подскажут, какие именно правила оформления данных документов применяются для инициации процедуры разбирательства. Если вас интересуют вопросы как происходит или же наоборот , в таком случае, вам лучше будет обратится к юристу, который подробно ответит вам на все ваши вопросы.

Срок оспаривания предписания управляющей или гражданином

ВНИМАНИЕ : Срок обжалования протокола ГЖИ также установлен законодательством. Он составляет три месяца, поэтому не пропустите подачу своего обращения с оспариванием. Восстановление срока возможно, но для этого будут требоваться уважительные причины и доказательства Вашей правоты.

Предписания жилищной комиссии бывают:

  • По устранению самовольной перепланировки;
  • По несоблюдению регламентов технического обслуживания;
  • По ненадлежащему использованию общего имущества;
  • По собственному ухудшению жилищных условий или своих соседей;

Основной сложностью процесса является подведомственность жилищной инспекции определенному госоргану. Именно поэтому жалоба на предписание жилищной инспекции подается в ту инстанцию, которая орган контролирует. В зависимости от контролирующего инспекцию органа жалоба подается в суд, губернатору города или в приемную инспектора по вопросам решения жилищных вопросов. Наши юристы рекомендуют направлять жалобу сразу в несколько органов, чтобы ускорить проведение процесса.

ВНИМАНИЕ: не пропустите возможность консультации юриста бесплатно без телефона через комментирование - подписавшись на наш канал YouTube.

Получили предписание или штраф от ГЖИ - подумайте, готовы ли его исполнить. Законодательство в сфере управления МКД сейчас настолько по-разному толкуют, что оспорить можно практически все. Если не согласны с полученным предписанием, обжалуйте или оспорьте его.

Мы покажем «жизненный цикл» дела об административном правонарушении управляющих организаций . Понимание каждого этапа его возбуждения и рассмотрения поможет вам выстроить правильную тактику взаимодействия с проверяющими и не пропустить срок для обжалования либо оплаты административного штрафа.

Этап 1. Возбуждение дела об административном правонарушении управляющих организаций

В силу положений ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно:

  • непосредственно обнаруженные должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • указанные в материалах, поступивших из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений;
  • содержащиеся в сообщениях и заявлениях физических и юридических лиц, а также сообщениях в СМИ.

В КоАП РФ установлены и иные основания для возбуждения дела об административном правонарушении, но в сфере ЖКХ обычно дела возбуждают именно по перечисленным основаниям.

Управляющим организациям, ТСЖ, ЖК и иным СПК (далее — управляющие организации, УО) чаще всего приходится иметь дело с Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ) и Государственным административно-техническим надзором, реже — с Роспотребнадзором и иными государственными органами.

ГЖИ проводит проверки на основании жалоб, поступающих от граждан и юридических лиц как непосредственно в ГЖИ, так и через прокуратуру.

При проведении проверки должны соблюдаться требования, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Основания для проверки в отношении УО:

  • истечение срока ранее выданного предписания об устранении тех или иных нарушений;
  • поступление жалобы от гражданина или юридического лица.

Внеплановая выездная проверка предваряется уведомлением проверяемого лица. Предварительное уведомление не обязательно только для проверки, проводимой в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Особые основания для внеплановой проверки в рамках государственного жилищного надзора предусмотрены ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ.

Орган государственной власти обязан предупредить УО о проверке не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Уведомление вы можете получить по электронной почте в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Отсутствие уведомления может стать основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Однако проверяющим не следует указывать на это. Мы рекомендуем сослаться на то, что ГЖИ не уведомила о проверке, в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. В этом случае постановление может быть признано незаконным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.08.2014 № Ф07-5887/2014 по делу № А56-55655/2013).

Акт по итогам проверки составляется с участием представителя УО либо в его отсутствие, если УО была уведомлена о проведении проверки.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, если не требуется выяснять дополнительные сведения. Впрочем, нарушение срока составления протокола не может служить основанием для отказа в привлечении к административной ответственности. Срок составления протокола, установленный КоАП РФ, не является пресекательным.

Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не исключает производства по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Данный вывод разделяется многочисленной судебной практикой (например, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.06.2016 № Ф01-2389/2016 по делу № А82-12940/2015, Челябинского областного суда от 03.05.2017 № 4а-549/2017). Должностное лицо УО вправе участвовать в составлении протокола об административном правонарушении (ст. 25.15, 28.2 КоАП РФ).

Тонкость

Закон № 294-ФЗ работает не всегда

На проверки, проводимые органами административно-технического надзора, не распространяются положения Закона № 294-ФЗ.

Связано это с тем, что правонарушения выявляют должностные лица инспекций административно-технического надзора при ежедневном мониторинге внешнего благоустройства территорий соответствующего муниципального образования. Положения Закона № 294-ФЗ не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов и юридических лиц и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора). В частности, закон не подлежит применению при проведении рейдовых мероприятий с целью плановых (рейдовых) осмотров (обследования) территорий (п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ). Следовательно, ограничения, установленные указанным законом, не применяются, на что указывает и судебная практика (например, решение Дмитровского городского суда от 04.04.2017 по делу № 12-92/2017).

Именно поэтому оспорить постановления о привлечении к ответственности органами государственного административно-технического надзора сейчас крайне сложно.

Этап 2. Рассмотрение дела об административном правонарушении управляющей организации

Дело об административном правонарушении, к ответственности за которые привлекают управляющую организацию, будет рассматривать тот же инспектор, который составил протокол.

О назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение. В определении указываются место и время рассмотрения дела, информация о вызове уполномоченных должностных лиц УО и об истребовании необходимых дополнительных материалов.

Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения в 15-дневный срок с момента составления протокола (ст. 29.6 КоАП РФ). Впрочем, рассмотрение дела об административном правонарушении с несоблюдением установленного ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ срока не влечет отказа в привлечении к административной ответственности либо признания постановления незаконным (постановление Верховного Суда РФ от 11.03.2016 № 301-АД16-61 по делу № А31-7180/2015).

Этап 3. Обжалование постановления жилищной инспекции по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении вы можете обжаловать постановление жилищной инспекции в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Это право вам предоставлено п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

В некоторых случаях жалобы по делам об административных правонарушениях рассматривают арбитражные суды. Это предусмотрено ст. 23.1 КоАП РФ.

Формулировка п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, не содержащая фразы «если иное не установлено действующим законодательством», в определенной степени не соответствует требованиям действующего законодательства и нуждается в корректировке. УО, как правило, вынуждены обращаться именно в суды общей юрисдикции, поскольку постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.22, 7.23.3 КоАП РФ обжалуются именно в судах общей юрисдикции. По ст. 7.23.2 КоАП РФ (за нарушение порядка передачи технической документации) — обычно в арбитражных судах.

Совет

Не тратьте время на обжалование постановления внутри ГЖИ

Обжалование постановления об административном правонарушении со стороны управляющей организации вышестоящему должностному лицу малоэффективно. Рекомендуем обращаться сразу за судебной защитой, поскольку в этом случае сохраняются шансы на отмену постановления.

В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Указанный срок может быть восстановлен при наличии соответствующего обоснования.

Срок давности для обжалования предписания составляет 3 месяца (ст. 198 АПК РФ). Аналогичный срок предусмотрен ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Но поскольку сроки для устранения нарушений предусматриваются предписанием и составляют в подавляющем большинстве случаев менее 3 месяцев, не затягивайте с обжалованием либо исполнением предписаний. За неисполнение предписания может последовать ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ с наложением штрафа в размере до 300 тысяч рублей.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, должно уплатить административный штраф в полном размере в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в силу. Условие установлено ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ. Такое постановление жилищной инспекции становится обязательным, если оно не обжаловано либо оставлено без изменения судебными актами.

Исключение из правила

Одновременно с протоколом по делу об административном правонарушении либо по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес управляющей организации может быть выдано предписание об устранении нарушений. Если вы не согласны с содержанием такого предписания, обжалуйте его отдельно. Порядок обжалования в этом случае отличается от порядка обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Если предписание выдается в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (например, в отношении УО по причине неправильного расчета за ЖКУ), то обжаловать его необходимо в соответствии с требованиями ст. 198-200 АПК РФ (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 по делу № А79-6686/2016).

Если предписание выдается в адрес некоммерческой организации (ТСЖ, ЖСК), то обжаловать его придется по правилам, установленным КАС РФ. Суд не вправе отказать в принятии административного искового заявления (апелляционное определение Московского областного суда от 28.09.2016 по делу № 33а-26603/2016). Ранее такие предписания необходимо было обжаловать в порядке, установленном гражданским законодательством, на что указывал Пленум Верховного Суда РФ в подп. 1, 2 и 3 постановления от 10.02.2009 № 2.

Поэтому ситуация, в которой предписание и постановление жилищной инспекции будут обжаловаться отдельно друг от друга в разных судах, вполне возможна (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2017 № Ф01-840/2017).

Эпилог

Сложность работы с административным правом возрастает. Возможно, из-за тяжелой ситуации в стране в целом и в экономике в частности, возможно, по иным причинам, но штрафы становятся больше, подходы контролирующих органов — жестче, а вменяемые нарушения — абсурднее.

Презумпция невиновности в административном процессе перестает работать — обычной практикой становится ситуация, когда джентльмены в форме из инспекции административно-технического надзора после недавнего половодья заходят на территорию ЖСК и выписывают штраф в 15 тысяч рублей за лежащие на земле окурки.

Законодательство об административных правонарушениях, по весьма точному замечанию одного из юридических блогеров, является «правом, которое все знают, но никто не изучает» 1 . В университетах учат про разграничение государственной измены и шпионажа, но в практике мало кто с этим сталкивается. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за 2016 год российскими судами общей юрисдикции были рассмотрены 961 тысяча уголовных дел и 6 миллионов 400 тысяч дел об административных правонарушениях. А ведь есть еще и арбитражные суды, которые также рассматривают дела об административных правонарушениях!

А. Елаев. Юрист компании. 2017. № 4. С. 96.

КоАП РФ имеет множество нюансов, которые необходимо учитывать. Процессуальные нормы разбросаны между КоАП РФ, КАС РФ, АПК РФ и законодательством субъектов. Правила подведомственности запутаны и — возможно, ненамеренно — из года в год стараниями законодателя запутываются еще больше. Но все нюансы необходимо учитывать на практике. Только в этом случае сохраняются шансы на успешное разрешение споров.

Комментарии ( 19 )

    Если ГЖИ предписывает провести ремонтные работы, то необходимо либо их проводить, либо в судебном порядке обжаловать предписание. Но, вообще-то, предписания комиссии ОБЯЗАТЕЛЬНЫ и для общего собрания. Приоритет имеет сохранность здпния и недопущение его аварийного состояния. А собрание только должно решить КТО будет исполнять и ГДЕ взять деньги (т.е. по скольку скидываться будут?). Предписание отнюдь не означает, что УК должна делать все сама и за свой собственный счет. Только за счет собственников!

    Ответить

    У нас ГЖИ штрафует директоров УО за то, что УО не выполняют работ капитального характера.
    И инспекторам совершенно пофигу, что именно собственники должны принимать решение о капитальном ремонте.
    Жилищный кодекс для них не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так.
    У них задача стоит: всех без разбору штрафуем, пополняем казну.
    По одному и тому же адресу дважды вызывали и дважды штрафовали разные инспектора разницей в две недели. (собственники не хотят делать замену стояков, предлагали не единожды, а воду в квартире хотят, для этого пишут жалобы в инспекцию). Сейчас подали в суд на обжалование решения инспекторов. Но как сами понимаете, суд, дело долгое.

    Наши инспектора даже на адрес не выходят, сидят в кабинете и предписания выписывают, а потом штраф.

    Мы им: Жилищный кодекс говорит, что собственники принимают решения по предложениям УО, а они: должны сделать без решения, по предписанию, и все тут.
    Ситуация:
    Случилась авария, одна квартира заливает другую, в верхней квартире нет никого, отключили стояк. Стали искать жителей сверху расположенной квартиры. Параллельно написали письмо в ГЖИ с просьбой оказания помощи в поиске жильцов.
    Прошло три недели, мы нашли собственника в другом государстве, он приехал, течь в квартире устранили, с компенсацией ущерба вопрос решили. И в этот момент проснулась ГЖИ. НАПИСАЛИ НАМ ПРЕДПИСАНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ АВАРИИ!!! Ну не больные ли будут?
    И как с ними в этом случае действовать?
    Мы конечно написали, что все уже улажено, но нафига они вообще нужны? Штрафы выписывать?
    КАК БОРОТЬСЯ И ИХ НЕЖЕЛАНИЕМ РАБОТАТЬ?

    Ответить

    Смешная ситуация!!! Согласна с Вами полностью - ГЖИ абсолютно бесполезная контора. У меня знакомая там работает. Я задала ей вопрос "зачем выносить предписания, которые изначально незаконны?" Она мне честно ответила "если мы не будем их выписывать, то нас всех сократят за ненадобностью!" Вот такая правда!

    Ответить

  • Ну, нарываются - рассчитывают на то что председатели люди немного более культурные, чем в среднем население, где куда не плюнь, 50% вероятность что в рецедивиста попадешь, с хорошим таким "резюме" и статьями за мокрые дела...

    Вы вот что сделайте - продумайте уставы и договора так, чтобы все эти штафы и тп маразмы не "исчезали" у руководства, а как-то "шли дальше" - ну все в соответствии со старым совецким принципом "катят бочку - кати дальше"...
    Ну там вставить в договора например строчку что в случае штрафов по вине жителей(или вообще) им тоже это не проходит даром, а как-то на них отражается...
    Улавливаете идею?..

    Будет мерзко и много крови, но проблема все-таки решиться.

    Тогда у них будет "богатый" выбор - либо их сократят там, либо "сократят" сами жильцы, а население у нас сами знаете очень доброе...

    Но это метод для совсем уж отмороженных и очень крут - например, для халтурщиков и убийц в белах халатах очень эффективен тк они научились выворачивать так, что нормальными методами их не достанешь, ну а ради неправильного DS и лишних 800р в сутки ОМС они гробят людей пачками, и на тему этиологии даже разговаривать не хотят...
    Вот тогда такой метод очень хорошо помогает - даешь родственникам пострадавшего пациента почитать учебнички на нужных страницах, для солидности прикладываешь все официальные отписки с намеком что официальными путями тут ничего сделать нельзя, ну а что будет дальше уже меня не волнует... (но обычно идет на пользу медицине и повышения качества медуслуг;))

    Так что метод очень хорош, но для совсем уж отмороженных, и очень крут. Попробуйте решить проблемы другими методами - если не получиться, делайте темы и начнем прорабатывать комплекты уставов и документов на системном уровне, чтобы столкнуть их лбами, если по-нормальному не понимают...

    Vladimir
    PS а вообще-то, как я понимаю, такие орг даже полезны - проблема не в их самих, а только в том что они занимаются ИБД и проявляют инициативу не там где надо...
    Тут же еще с другой стороны проблема есть - это что >90% жильцов просто тупая быдломасса, которая просто ничего делать не хочет и уж тем более платить...
    То есть если инициатива оплаты за капремонт будет идти от УК, то это мягко говоря не идет ей на пользу - могут выбрать другую УК, потом конечно дом развалиться совсем, но это будет потом и не сразу понятно...
    То есть я думаю что не следует ликвидировать эти аппендиксы полностью - надо просто обламать им рога, чтобы не занимались ИБД и все. А вот предписания по запросу самих УК или жильцов выдавать надо, конечно если они обоснованы и имеют смысл(вот и пусть проверяют, коли специалисты)...
    То есть использовать такие орг надо чтобы тупым жильцам объяснить что если счас не сделать во-время что надо, то потом дом развалится и будет хуже - к предписанию сторонней орг жильцы отнесутся не так отрицательно, как если бы инициатива шла от УК. Идея думаю понятна...

    Что касается плановых проверок, то считаю что все что идет по инициативе надзорной орг (за очень редким исключением когда уж что-то очень опасное и очень срочное) должно быть на уровне рекомендаций, и уж точно без всяких штрафов! Вот тут им надо обламать рога прямо на уровне закона - разработайте требования и вручите их местным депутатам - пускай решают проблему на законодательном уровне...
    (да, и еще бы не плохо заставить их вести какую-то систему учета - это бы многие проблемы решило.
    То есть обязать вести что-то вроде картотек, и брать все дефекты дома на учет в УК, и на контроль в надзорной орг)

    Всего одна небольшая поправочка в закон и все проблемы решаться - жало вырвано(штрафы им запретить выписывать вообще, не вижу в них смысла, если уж что-то очень серьезное то пусть сразу вызывают МЧС и милицию), а чем больше они найдут косяков и выдадут рекомендаций, тем всем лучше - тут и какие-то оправдания для УК перед жильцами, и учет какие дефекты были известны, если что-то дальше отвалиться, то уже будут основания чтобы выгнать идиотов и из УК - по своему дому знаю что пока в ЖКО не пришел нормальный главный инженер толку не было, не смотря на то что врод

    Ответить

    Необходимо все-все-все на свете оформлять актами и протоколами. Пусть и задним числом, главное дату правильную проставлять. И подписей побольше...И обязательно хранить ВСЕ предписания комиссии. Тогда судом можно все гна свете оспорить. А один-два раза суд выиграешь - потом автоматически суд будет на вашу сторону становиться. С дураками вообще трудно общаться, а с дураками-чиновниками - вообще трындец!

    Ответить

    Мы в своей домоуправляющей компании взяли за практику оспаривать в суде все штрафы и предписания ГЖИ, выдаваемые на дома, у которых остаток по статье текущий ремонт равен нулю.
    Если жители, на общем собрание собственников, отказываются собирать дополнительные средства,то мы с этим решением идем в суд. Суд пока придерживается нашей стороны и снимает штрафы и предписания.

    Ответить

    В нормативной документации нет понятий локальный и косметический ремонт. Есть текущий и капитальный.
    Так вот, только работы капитального характера обязательно должны голосоваться 2/3 собственников, а работы текущего ремонта выполняются УК по собственному усмотрению на основание результатов плановых и внеплановых осмотров.
    И если предписанные ГЖИ работы, по 170 постановлению относятся к работам текущего ремонта, то у Вас есть только одно основание не выполнять это предписание- закончились деньги, которые собственники собирали на текущий ремонт, и у Вас в договоре управления указано на то что Вы выполняете свои обязательства по содержанию имущества только в рамках тех средств, которые собрали собственники. Если этого пункта нет, то Вы по умолчанию за свой счет должны устранить нарушения.

    Ответить

    Уважаемые жильцы, а что же вы не контролируете расходы своих управляющих компаний? На что расходуются Ваши жилищно-коммунальные платежи по статьям капитальный и текущий ремонт жилого дома? При чем здесь ГЖИ? Прежде чем критиковать работу надзорного органа, чья деятельность ограничена ФЗ-294, защищающего права юридического лица и индивидуальных предпринмателей, уточните, чем данный контролирующий орган занимается и почему выдает предписания! Для этого загляните в ст.20 ЖК РФ, а не сетуйте на общее собрание! Управляющие компании, принявшие на свой баланс жилой фонд обязаны следить за сохранностью и надлежищим содержанием этого жилого фонда, отчитываться перед собственниками жилых помещений о совей деятельности и расходах, не раскидываться полученными по жилищно-коммунальным платежам средствами на приобретение авто, кваритр и т.д. Предписнаие ГЖИ выдает по результатам проведенной проверки и привлекает к ответсвенности по результатам проведенной проверки и эта обязанность установлена ФЗ-294, ст.17.

    Ответить

    Спасибо, Ирина! Но я так понимаю, Вы не знаете специфики работы УК. Так "принявшие на свой баланс жилой фонд" - УК лишь управляют МЖД, но никак не ставят себе на баланс. Общее имущество МЖД остается в общей собственности всех собственников помещений в данном доме.
    "На что расходуются Ваши жилищно-коммунальные платежи по статьям капитальный и текущий ремонт жилого дома?" Обращаю Ваше внимание на то, что платежи населения носят целевой характер и никак не являются нашими...в тариф включена некая сумма (у нас например 0,80руб с 1кв.м), которая непосредственно и является платой за услуги УК.
    А ГЖИ обязана осуществлять надзор за соблюдением жилищного законодательства не только УК, но и собственниками помещений. Однако, сколько мы не обращались к ГЖИ с просьбой о помощи в борьбе с недобросовестными жильцами, которые нарушают права соседей, всегда получали отказ.

    Ответить

    Уважаемая Оксана и Светлана, повидимому Вам не известна специфика работы Государственной жилищной инспекции. Обратимся к нормативным документам, регулирующим деятельность ГЖИ, а именной ЖК РФ ст.20 и Постановление Правительства РФ "О Государственной жилищной инспекции РФ", где сказано, что задачей ГЖИ является контролья за сохранением использования жилого фонда всем участниками жилищных отношений, в том числе и собственниками. Вам не указано по каким например фактам Вы обращались в ГЖИ и получили отказ? Кроме того, "обязана осуществялть надзор" ограничивает этот надзор защитой юридических лиц федеральным законом № 294-ФЗ, четко регулирующий порядок проведения проверок юридических лиц надзорным органом. Так что управляющую компанию в связи с действием данного закона не так-то просто прийдти и проверить! Что же касается платежей населения, соглашусь, в том что носят целевой характер, однако это не является платой за услуги УК, а носит целевой характер на надлежащее содержание жилого дома и на другие цели направлено быть не может! Кроме того, данный тариф должен быть утвержден общим собранием собственников жилого дома, что УК не делает! или в Вашей управляющей компании не так и тарифы на услуги ЖКХ утверждаются общим собранием собственников жилого дома?

    Ответить



  • Ответьте мне на этот вопрос! (да и на вопрос Оксаны, создавшей эту тему)

    Ответить

    Если бы Вы внимательно прочитали вышеописанные мной и другими ситуации, у Вас не возникло бы вопроса: «Вам не указано по каким например фактам Вы обращались в ГЖИ и получили отказ?» ГЖИ просто на своей волне, волне наказать, выписать штраф любой ценой и им все равно, что два инспектора одновременно ведут два дела по одной и той же квартире, одному и тому же вопросу. (заявитель с одним обращением обратился дважды, с разницей в две недели) Каждой! надо копию устава и учредительных документов. (документы более чем на 30 листах). Вы понимаете, что это практически пачка бумаги? Каждая практически еженедельно вызывает директора. Я понимаю, что он довольно приятный собеседник, но вы думаете ему больше заняться не чем? И дело то в чем? В замене стояка ХВС. Работе как Вам должно быть известно капитального характера, проводимой по решению собственников. А собственников всех кроме одного всё устраивает, и они отказываются принимать какие-либо решения по этому вопросу. А почему УО должна менять стояк без решения собственников по предписанию инспекторов ГЖИ мне совершенно не понятно.

    С какого перепугу предписание инспектора ГЖИ стало важнее Жилищного кодекс?
    Почему ни одна из инспекторов не обратилась ни к одному из собственников с требованием о проведении голосования с цель решения вопроса о замене стояка и порядке финансирования данных работ. Почему сразу УО виновата? Может просто работать не охота? ведь что бы что бы по правилам все сделать, надо приложить много сил и времени, а так бац-бац и предписание: заменить в трехдневный срок. Не выполнили? идите сюда мы Вам штраф выпишем.

    Ответьте мне на эти вопросы! (да и на вопрос Оксаны, создавшей эту тему)

    А вот по вопросу утверждения ставок оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, не надо ехидничать и напраслину наводить! У нас все строго по закону. И как это Вам не нелепо слышать, утверждаются общим собрание собственников многоквартирного дома.
    К тому же если Вы не в курсе, собственники утверждают только небольшую часть из всех ЖКУ, ставки за некоторые виды жилищных услуги, а по коммунальным услугам ни УО ни собственники принимать решения не имеют право. Тарифы за коммунальные услуги приходят ежегодно свыше (ЖК).
    PS: плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; (ст.154, п.2 п.п.1 ЖК РФ) То есть фраза: «Что же касается платежей населения, соглашусь, в том что носят целевой характер, однако это не является платой за услуги УК, а носит целевой характер на надлежащее содержание жилого дома и на другие цели направлено быть не может!» в некотором роде е расходится с содержанием статьи Жилищного кодекса.
    Не удивлюсь, если Вы выписывали подобные вышеописанным предписания