Болезнь Баха, хоральная прелюдия Vor deinen Thron tret ich hiermit и смерть гения музыки. Рассветная

Таким образом, мы видим, что наша победа над болезнью во многом будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от реализации Божественного в нашей природе и, как следствие, от силы преодолеть всё, что является неправильным. Во-вторых, от осознания того, что основная причина болезни кроется в дисгармонии между личностью и душой; в-третьих, от нашей готовности и способности обнаружить недостаток, который вызывает такой конфликт; и в-четвертых, от удаления любого такого недостатка путем развития противоположной добродетели.

Долг искусства исцеления – наделить нас необходимыми знаниями и средствами, с помощью которых мы сможем преодолеть наши недуги и, в дополнении к этому, назначать такие средства, которые будут укреплять наше сознание и физическое тело, и дадут нам больше возможностей для победы. Тогда мы действительно будем способны поражать болезнь в её корне, с реальной надеждой на успех. Медицинская школа будущего не будет в отдельности интересоваться конечными результатами и последствиями заболеваний, и не будет уделять так много внимания физическим повреждениям, или назначать лекарства или химические препараты ради паллиативного лечения симптомов, но, зная истинную причину болезни и зная, что очевидные физические проявления вторичны, она сосредоточит свои усилия на обеспечении той гармонии между телом, умом и душой, которая приводит к облегчению и лечению болезней. В таких случаях корректировка сознания, предпринятая на раннем этапе, позволит предотвратить надвигающуюся болезнь.

Среди типов средств, которые станут использоваться для лечения, широкое распространение получат прекраснейшие растения и травы, уже имеющиеся в аптеке природы, Божьей волей наделенные лечебной силой для разума и тела человека.

Со своей стороны мы должны практиковать мир, гармонию, индивидуальность и целеустремленность, и все больше развивать осознание того, что мы по сути имеем Божественное происхождение, мы дети Творца. Таким образом, внутри нас, если мы будем развивать это, со временем безусловно появится сила для достижения совершенства. И это понимание должно крепнуть в нас, пока не станет основной чертой нашего существования. Мы должны строго соблюдать миролюбие, представляя наш разум озером, которое всегда спокойно, без волн, и даже без ряби, нарушающей его безмятежность, и постепенно развивать это состояние мира до тех пор, пока жизненные ситуации, обстоятельства и особенности характера не станут бессильны нарушить спокойствие поверхности озера или пробудить в нас чувства раздражительности, депрессии и сомнения. Существенно поможет практика ежедневно выкраивать немного времени на то, чтобы спокойно подумать о красоте мира и пользе спокойствия, осознать, что нам не о чем волноваться и тревожиться, что мы можем справиться практически со всем, пребывая в покое, и этим покоем повышаем эффективность всего, что мы делаем. Гармонизация нашего поведения в соответствии с желаниями нашей Души и пребывание в том состоянии покоя, которое не даст испытаниям и несовершенствам мира затронуть нас, является по-настоящему великим преуспеянием и несёт нам Мир, дарующий понимание; и хотя поначалу это может показаться недостижимой мечтой, каждый из нас может осуществить её при должном терпении и настойчивости.

От нас вовсе не требуется становиться святыми, мучениками или великими сподвижниками; большинству из нас предназначены куда более скромные позиции. Но от каждого из нас ожидается понимание радости жизни и жизненных приключений, и жизнерадостное исполнение нашей работы, которая возложена на нас нашим Божественным происхождением.

Для тех, кто болен, умственный покой и гармония со своей Душой является великим подспорьем в выздоровлении. Медицина и уход будущего будут обращать больше внимания на развитие этих качеств в пациенте, чем мы делаем это сегодня, когда, способные оценить течение и прогрессирование болезни только в рамках материалистической науки, мы думаем больше о том, как быстро сбить температуру и о средствах, которые скорее затормозят, чем ускорят выздоровление, и не берём во внимание то, что в первую очередь больному нужно успокоенное состояние ума и тела. Нет никаких сомнений в том, что, если на подступах болезни привести себя в состояние покоя и гармонии со своей Душой, недуг не разовьётся. В этот момент нам необходимо погрузиться в себя и обрести хотя бы долю того спокойствия, которое снизошло на воду, когда Христос, стоя в лодке посреди бушующего Галилейского озера, повелел: «Умолкни, перестань».

Наш взгляд на жизнь зависит от близости к собственной Душе. Чем теснее единство, тем больше будет гармонии и мира, и тем ярче воссияет свет Истины и блеск счастья, происходящих из высших сфер; они будут поддерживать нас в нашей стойкости и неустрашимости перед трудностями и ужасами мира, так как они основаны на Вечной Истине Блага. Знание Истины также даст нам уверенность в том, что, какими бы трагичными не представлялись некоторые события, они всего лишь формируют новый этап эволюции человека; и что даже болезнь сама по себе благотворна и работает, подчиняясь определённым законам, служащим производству наивысшего добра и вынуждающих постоянно стремиться к совершенству. Владеющие этими знаниями уже не могут расстроиться, впасть в депрессию или потерять мужество перед лицом этих событий, которые так отравляют жизнь другим, и, несомненно, страх и отчаяние уходят безвозвратно. Если мы сможем существовать постоянном общении с нашей собственной Душой, с нашим Небесным Отцом, то этот мир действительно станет миром радости, и никаким неблагоприятным влияниям не дано будет нас затронуть.

Нам не позволено увидеть величину нашей собственной Божественности или осознать величие нашей Судьбы и узреть славное будущее, которое нас ожидает; потому что если бы мы всё это могли, жизнь наша протекала бы без испытаний, не требовала бы никаких усилий или проверок, на что мы способны. Наша добродетель заключается в том, по-видимому, чтобы совершать великие вещи, чтобы вести праведную жизнь, не теряя мужества и добродетели, и с достоинством проходить через трудности. Мы можем, как бы то ни было, пребывая в тесном единстве с нашим Высшим Я, поддерживать ту гармонию, которая позволит нам преодолевать мировое противостояние и сделает наше путешествие прямой дорогой к нашей судьбе, и мы совершим его, не смущённые и не обескураженные никакими влияниями.

Следующее качество, которое нам надо в себе развивать, это индивидуальность. Также следует освободиться от всех мирских влияний и следовать только зову своей Души, не позволяя другим людям вовлекать нас в свои дела или влиять на нашу жизнь. Мы должны стать хозяевами своей жизни, самостоятельно управлять своей лодкой в этом бушующем море жизни, не бросать руля и не передавать его другим. Мы должны добиться абсолютной и полной свободы, такой, чтобы каждое наше действие, – нет, даже каждая наша мысль – зарождалась исключительно в нас самих, и это позволит нам жить и продвигаться по собственному желанию в полном согласии с собой.

Самую большую трудность для продвижения в этом направлении представляют наши сверстники, в силу существования ряда общепринятых условностей и ложных стандартов. Но мы должны укрепить своё мужество, которого так недостаёт многим из нас, и которое очень пригодится при столкновении с трудностями как окружающей жизни, так и, что может оказаться ещё сложнее, с трудностями личными. Мы должны быть способны беспристрастно решать, что хорошо, а что плохо и бесстрашно действовать, не стесняясь присутствия друзей и родных. Какое же огромное количество среди нас тех, кто геройствует в мире, но трусит дома! Хотя для того, чтобы не дать нам следовать по пути своего предназначения, могут быть использованы и хитрые средства, такие как видимость любви и привязанности, или фальшивое чувство долга, и прочие методы, которые позволят поработить нас в угоду желаний других людей. Голос нашей собственной Души, он, и только он один имеет право указывать нам, каков наш долг и нельзя позволять окружающим его перекрикивать. Нам нужно прикладывать все возможные силы для развития своей индивидуальности, научиться идти по жизни, не ища ни опоры, ни одобрения, ни руководства ни в ком, кроме собственной Души, для того, чтобы держать свою свободу обеими руками и нырять в мир за всеми необходимыми знаниями и опытом.

В то же время, нам следует быть начеку, не посягать на чужую свободу и ничего не ожидать от других, но наоборот быть готовым протянуть руку в случае необходимости и помогать подняться тем, кто затрудняется сделать это самостоятельно. Таким образом, каждая личность, встречающаяся на нашем жизненном пути, будь то мать, муж, ребёнок, незнакомец или друг, становится нашим попутчиком. Любой из них может в духовном плане превосходить или отставать от нас, но все мы являемся членами единого братства и частью большой общины, и совершаем одно и то же путешествие, стремясь к одной великой цели.

Мы должны быть тверды в своей решимости победить, бесповоротно продвигаясь к вершине горы, и давайте не позволим снежной лавине минутного сожаления скинуть нас вниз окончательно. Ни один великий подъём не свершался без ошибок и падений, их следует рассматривать как бесценный опыт, который поможет нам не ошибиться в будущем. Никакие мысли о прошлом не должны расстраивать нас; они остались позади, и память о них поможет избежать их повторения. Мы упорно должны подталкивать себя вперёд и дальше, не сожалея и не оглядываясь назад, оставляя прошлое, даже часовой давности, за спиной и устремив взор в великолепное будущее, которое сияет перед нами. Все страхи должно отринуть; они вообще не должны возникать в человеческом разуме, если только это не страх потерять из вида нашу Божественность. Страх чужд нам, потому что мы Дети Создателя, Искры Божественной Жизни, мы непобедимы, неукротимы и несокрушимы. Болезнь потому, видимо, жестока, что задумана как наказание за неправильные мысли и действия, которые приводят к жестокости по отношению к другим. Поэтому и необходимо изо всех сил развивать в себе любовь и братские чувства к людям, так как это предостережёт нас от свершения жестокости в будущем.

Культивирование Любви приведёт нас к осознанию Единства, истины, заключающегося в том, что все мы и каждый из нас является частью Одного Великого Создания.

Причиной всех наших проблем является эгоизм и обособленность, но они исчезают, как только Любовь и осознание великого Единства становятся частью нашей натуры. Вселенная – это физическое воплощение Бога, при её появлении Бог возрождается, при её завершении Бог эволюционирует ещё выше. Так же и с человеком: его тело само по себе есть воплощение, материализация его внутренней сути; через тело человек выражает себя, материализует качества своего сознания.

Наша Западная цивилизация одарена великим примером: нас ведёт доктрина Христа. Он служит посредником между нашими личностями и нашими Душами. Его миссия на земле заключалась в том, чтобы научить нас тому, как достичь гармонии и единения с нашим Высшим Я, с нашим Отцом небесным, и таким образом достичь совершенства в согласии с Высшей Волей Великого Создателя всея.

Тому же учил Господь Будда и другие великие учителя, которые спускались в определённое время на землю, чтобы указать человеку путь к достижению совершенства. Нельзя человечеству останавливаться на половине пути. Истина должна восторжествовать и человек должен вписать себя в бесконечную систему Любви своего Создателя.

И так, войдёмте же, братья и сестры, в великолепное сияние осознания нашей Божественности, и примемся просто и упорно работать над тем, чтобы присоединиться к Великой Задумке, быть счастливыми и излучать счастье, становясь частью великого Белого Братства, весь смысл существования которого – подчиняться желаниям Бога и чья величайшая радость заключается в служении своим младшим братьям.

Эдвард Бах (1886-1936 г.г.) был врачем, известным иммунологом, бактериологом и патологом. Его открытия в этих областях медицины можно считать эпохой становления иммунологии и бактериологии, а новые бактериальные вакцины, изобретенные доктором Бахом, стали известны в гомеопатической медицине род названием "Баховские нозоды". Доктор Бах, наряду с Гиппократом, Парацельсом, Гегеманом, Пастером и Листером, является одной из немногих личностей в истории медицины, которые совершили революцию в самом взгляде на здоровье. Он был выдающимся врачем, пользующим уважением во всем мире за большой вклад, как в ортодоксальную, так и в гомеопатическую медицину. Его многочисленные открытия были направлены в основном на создание безопасной и простой системы оздоровления, понятной и доступной каждому человеку.

Доктор Бах изучал медицину в Бирмингемском университете и закончил своё обучение в госпитале университетского колледжа в Лондоне, получив в 1912 году квалификацию врача. В том же году получил диплом члена Королевского колледжа хирургии и лицензиата Королевского терапевтического колледжа. Год спустя ему вручили дипломы бакалавра медицины и бакалавра хирургии. В 1914 году доктору Баху был вручен диплом за вклад в здравоохранение в Кембридже. В течении 1913 года доктор Бах работал в качестве врача и хирурга в различных больницах Лондона. Он заинтересовался иммунологией и поступил на работу ассистентом бактериолога в госпиталь университетского колледжа в Лондоне.

Он заинтересовался иммунологией и поступил на работу ассистентом бактериолога в госпиталь университетского колледжа в Лондоне. Он обнаружил, что течение хронических заболеваний и их лечение тесно связаны с состоянием определённых кишечных бактерий. Он разработал группу семи вакцин, достигнув выдающихся результатов.

Методы доктора Баха были опубликованы в различных медицинских журналах, зарегистрированы Королевским обществом здравоохранения, широко применялись профессиональными врачами. Доктор Бах всегда интересовался проблемами своих пациентов и верил в то, что должен существовать более безопасный и естественный способ воздействовать на причину болезни. Он продолжал свою исследовательскую деятельность в лабораториях на Харли стрит до 1919 года, занимая пост патолога и бактериолога в лондонской гомеопатической больнице. Здесь он познакомился с системой научного познания "Органон", описанной в книге врача Самуила Ганемана,- и сразу увидел сходство между его собственной практикой и теорией Ганемана- "Лечить пациента, а не болезнь" Воодушевленный теорией "мельчайшей дозы", он приступил к разработке средств из полученных вакцин. В результате была создана группа из семи вакцин, принимаемых перорально, которые стали известны как "Семь нозодов Баха». Наблюдения за пациентами, проводимые Бахом, привели его к заключению, что определённые типы людей реагируют одинаково на болезнь и лечение. Он разработал способ проникновения в теорию типов, разделив пациентов на семь групп, каждая из которых соответствовала одному из семи Нозодов. Он сделал попытку описать реакцию своих пациентов на болезнь, а не саму болезнь. Несмотря на успех в медицине он все ещё не чувствовал удовлетворения. Для него все заболевания были не просто " неполадками в машине человеческого тела, а отсутствие гармонии между душой и телом." Симптомы болезни были лишь внешним проявлением негативных эмоций.

Одним из его постулатов было: " Лечите человека, а не болезнь". Он признавал, что причинами заболевания были негативные эмоции, такие как: страх, неудовлетворение собой, чувство вины, нетерпение, грусть и так далее. Именно поэтому он стал искать лекарства, исцеляющее душу, которые могли бы повлиять на причину заболевания.

В результате он убедился, что его диагностика по негативным эмоциональным состояниям была более эффективна, чем та, которая была основана на клинических обследования. В 1913г году он завершил работу над основной системой Цветочных средств, которая была в последствии названа его именем

Доктор Бах глубоко верил в то, что мы представляем собой гораздо больше, чем нежели просто физические существа - мы духовные существа и каждый из нас пришёл в этот мир с ясной целью и для выполнения определённой миссии. Когда мы отклоняемся от духовной миссии, от нашей духовной цели, возникает дисгармония. Это может произойти посредством вмешательства других людей, если мы позволяем им сбить нас с нашего курса или посредством наших собственных настроений, страхов, колебаний и сомнений. Сам Эдвард Бах инкарнировал, воплощая позитивное состояние . В последние годы жизни он оставил позади себя всё то, что могло сделать приятным существование: социальный престиж, финансовую безопасность, традиции ортодоксальной медицины, своё профессиональное прошлое, чтобы посвятить себя, несмотря на улыбку своих коллег, существовать почти в нищете, исключительно по своему призванию.

Доктор Бах писал: « Какие бы ошибки мы не совершали, реакция, в конечном счёте, проявляется в нас самих, делая на несчастными, заставляя на испытывать дискомфорт или страдать. Дискомфорт и страдания учат нас понимать разрушающее действие неправильного поведения и негативных мыслей. И мы сами страдаем от подобных проступков, которые показывают нам, как это негативное влияние отражается на других и насколько это влияние противоположно Божественному чувству Любви и всеобщего Единства.»

Доктор Бах рассматривал болезнь как просто необходимую, требующую для человека коррективу- послание нашей Души, призыв к тому, что нужно пересмотреть и изменить свою жизнь, если мы стремимся обрести здоровье и обрести себе счастье. Он говорил о том, что наша Душа указывает нам на наши ошибки для того, чтобы предостеречь нас от более существенных и грубых ошибок, чтобы отвратить нас от действий, способных нанести больше вреда, чтобы, если мы сбились, наставить нас на путь Истины и Света, с которого мы никогда не должны были сходить. Негативные состояния сознания, если мы их допускаем, находят своё отражение на физическом уровне, возникает то, что мы называем болезнью. Не понимая настоящей причины, мы связываем дисгармонию с внешними обстоятельствами, микробами, холодом, жаром и даем названия всем результатам артрит, рак, астма, близорукость..... думая, что болезнь начинается в физическом теле и не можем понять почему не поддается лечению.

Старая модель рассмотрения человека, исключительно как машины, находится на грани угасания. Наш материалистический взгляд на жизнь претерпел серьёзные изменения, приняв во внимание духовный аспект личности, который до сих пор абсолютно не учитывался. Мы живём в переломное время...время когда система "СОЗНАНИЕ-ТЕЛО" заменяет ортодоксальную медицину..

и доктор Бах один из ее пионеров...

Не может быть и речи об истинном исцелении, если мы не находимся в гармонии с самим собой, если нет изменений во взглядах и отношениях, мира в душе, в сознании и внутреннего спокойствия. Но какая бы причина не скрывалась за нашими болезнями, какие бы неприятности не разрушали наше счастье - эти прекрасные, чистые, природные средства призваны вернуть нам благополучие и радость жизни. (Эдвард Бах)

(24.09.1886 – 27.11.1936) – английский врач, гомеопат, бактериолог и духовный писатель, наиболее известный разработкой так называемых цветочных средств Баха. 100 лет тому назад доктор Бах считал, что причиной большинства заболеваний являются болезненные состояния разума человека и подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным. Гомеопатическим способом он готовил настойки из абсолютно безвредных дикорастущих цветов и некоторых растений и назначал их больным для коррекции их эмоционального состояния. Философские взгляды Эдварда Баха и его подход к целению от лучших достижений древней медицины перекинули мост далеко в будущее.

Детство и начало трудовой жизни

Эдвард Бах родился 1886 году в городке Мозли (Moseley), расположенном примерно в трех милях от Бирмингема, – в области древней кельтской культуры, тесно связанной с природой. Уже в детстве Эдвард был сложившейся натурой, умел серьезно сосредотачиваться на тех вещах, которые его интересовали. Его отличала большая любовь к природе и огромное сострадание ко всем страждущим. Потому он мечтал найти простую форму лекарства, которая вылечивала бы многие заболевания, а также представлял, что целительная сила течет у него из рук – сон, который он реализовывал в течение своей жизни.


Отношения в семье Бахов были достаточно жесткие. Позже Э. Бах многократно писал о том, что родители не должны пресекать желания детей. Напротив, они обязаны пестовать в детях независимость, индивидуальность и свободу так, чтобы ребенок не боялся самостоятельно думать и действовать. Он много писал о том, что именно в раннем детстве в семье складываются стереотипы, с которыми приходится потом бороться всю жизнь. Его отец был литейщиком и хотел, чтобы старший сын Эдвард перенял его мастерство, поэтому мальчик с шестнадцати лет начал помогать отцу, не переставая мечтать о врачебной деятельности.

Будучи очень деликатным, только через три года такой несчастной жизни Эдвард решился сказать отцу о своем призвании. Учитывая его слабое здоровье, отец позволил ему оставить литейное дело и осуществить свою мечту стать врачом. Биографы доктора Баха писали о том, что Эдвард чувствовал себя очень виноватым из-за того, что пришлось в связи с учебой взять некоторое количество денег из семейного бюджета.

Медицинские исследования и первые годы медицинской практики

Эдвард Бах в молодости

В возрасте 20 лет он начал изучать медицину в Бирмингемском университете; завершая образование, работал в клинике Университетского колледжа (University College Hospital) в Лондоне; в 1912 году получил диплом врача от Королевской коллегии хирургов (Royal College of Surgeons), а через год – звание бакалавра медицины.

В бытность студентом-медиком, Эдвард Бах проводил немного времени с книгами, поскольку истинное изучение заболеваний для него заключалось в наблюдении за пациентами и различиями в их реакции на болезнь. Он заметил, что стандартное лечение не всегда действовало одинаково на одну и ту же болезнь у разных пациентов. Он начал замечать, что те пациенты, которые обладают похожими свойствами личности, часто реагировали сходным образом на одно и то же лечение, другим же, с отличными чертами личности, требовалось иное лечение, хотя все они жаловались на одно и тоже нарушение. Практический опыт и наблюдения были единственным верным способом обучения, и начинающий врач мало прибегал к использованию общепринятых теорий до тех пор, пока не убеждался в их пользе на своем опыте.

14 января 1913 года Э. Бах сочетался браком со своей первой женой. Заметим, что почти вся имеющаяся информация о жизни д-ра Баха исходит либо из книг, писем и брошюр, которые он оставил после себя, либо из биографии, написанной его ассистенткой Норой Уикс. В книге «Медицинские открытия доктора Эдварда Баха» Нора дает много увлекательных сведений о его работе, но очень мало данных о его частной жизни. Бах сам тщательно уничтожил многие из своих писем и брошюр до своей смерти, оставляя только те, которые хотел обнародовать.

Иммунология и открытие 7 нозодов

Клиника Университетского колледжа

В 1913 году Бах стал врачом-травматологом в клинике Университетского колледжа, а затем в том же году хирургом-травматологом в Национальном госпитале трезвенников (National Temperance Hospital), однако плохое состояние здоровья вынудило его отказаться от последней должности, и после периода восстановления он занялся частными консультациями на Харли Стрит, где вскоре был очень занят практикой.

Чем больше он работал, тем больше оставался недоволен результатами, которые получал с помощью традиционной медицины. Он чувствовал, что в лучшем случае только смягчает и облегчает симптомы, и еще больше убеждался, что личностям его пациентов следует уделять не меньше внимания, чем рассмотрению симптомов их недугов. Присматриваясь к другим методам лечения, он заинтересовался иммунологией и вскоре занял должность помощника бактериолога в клинике Университетского колледжа.

Эдвард Бах был невероятно трудолюбивым человеком – напряженный график приема пациентов и задачи, которых он хотел достичь в сфере научно-исследовательской работы, стали негативно сказываться на его здоровье. В 1917 году он потерял сознание в своей лаборатории. У него констатировали злокачественную опухоль селезенки, которую надо было незамедлительно оперировать. Учитывая характер болезни, сложность операции и бытовых условий*, прогнозировалось, что Э. Баху осталось жить всего только три месяца. Однако врач был полон решимости продолжать начатые исследования. Жизненная энергия и увлеченность придали ему столько сил, что после назначенного времени Э. Бах не только не оставил этот мир, но прожил еще 19 лет, работая еще более интенсивно, чем раньше.

* В 1916 году у д-ра Баха родилась дочь, а уже в апреле 1917 года он потерял жену. В мае этого же года состоялся его второй брак, завершившийся разводом в 1922 году.

Д-р Э. Бах с дочерью

В 1918 году он оставил работу в клинике и основал свою собственную лабораторию для продолжения исследований. В ноябре он вступил в масонскую ложу, в которой, судя по документам, состоял до конца жизни.

В 1919 году он занял должность патолога и бактериолога в Лондонской гомеопатической больнице, где впервые познакомился с работами Самуила Ганемана (S. Hahnemann), основателя гомеопатии. По мере изучения работы Ганемана – «Органон», он был поражен сходством идей Ганемана и своих: «лечить пациента, а не его болезнь».

В процессе бактериологических исследований Бах обнаружил, что определённая микрофлора кишечника соответствует не только определенному заболеванию, но еще больше – вполне определенному человеку со всеми присущими ему индивидуальными особенностями. В результате он выявил семь групп кишечных бактерий, которые соответствуют семи различным типам характеров и разработал гомеопатические препараты, которые не надо было впрыскивать, а можно было принимать внутрь, что гораздо больше нравилось пациентам и намного реже приводило к осложнениям. Эти знаменитые семь «кишечных нозодов*» доктора Баха помогли множеству людей, особенно тем, кто страдал хроническими заболеваниями.

_______________________________

* Нозоды - препараты, созданные на основе продуктов болезней человека (патологические выделения и патологически изменённые ткани), а также микробиологических препаратов.

Врач и открытые им бактериальные нозоды становились все более популярными, коллеги использовали открытия Э. Баха и называли его вторым Ганеманом. Бах изучал влияние питания на здоровье, публиковал статьи о хронических заболеваниях и иммунитете.

Последние шесть лет жизни и открытие цветочных эссенций

Несмотря на то что Эдвард Бах считал гомеопатию медициной будущего, после десяти лет практики он все же от нее отвернулся. Он был не удовлетворен тем, что лекарства, суть которых состоит в том, чтобы вылечить человека и помочь ему вернуть здоровье, готовятся из веществ, связанных с заболеванием. Врач был уверен, что природа могущественна и в ней возможно найти средства, которые могли бы помочь человеку во всех затруднениях. Его намерением было найти в природе растения, которые могли бы заменить открытые им бактериальные нозоды.

Подспорьем в этой новой для него деятельности были воспоминания детства, проведенного в сельской местности, а также необыкновенные наблюдательность и интуиция. Тем не менее, прошло много времени, пока он нашел свой путь к новому методу лечения людей.

Найти растения с теми же паттернами и действием, что и нозоды, Баху удалось лишь в 1928 году. Однажды, находясь на большом званом обеде и наблюдая за другими гостями, он вдруг увидел, что, на самом деле, типов личности больше чем те семь, которые он выявил в работе с нозодами. В этот момент вдохновения он увидел, что обобщенно говоря, все человечество принадлежит к различным «типам групп». С тех пор он удвоил усилия, наблюдая за тем, как его пациенты реагировали на жизнь и обстоятельства, тщательно документировал все свои выводы, расширив количество типов групп.

Подобные – «озаренные» – состояния были для Баха не редкостью. Когда в сентябре 1928 года он интуитивно поехал в Уэльс, на него снизошло очередное прозрение. Прогуливаясь вдоль реки Аск, он привез в лондонскую лабораторию три растения, из цветков которых, используя придуманный им самим «солнечный метод», приготовил три первых цветочных настоя. Это были цветы губастика, недотроги и репешка, помогающие при тревогах и страхах, характерных для самого доктора Баха. Настоем из цветов губастика (Mimulus) он предполагал лечить страх бедности и одиночества; из цветов недотроги (Impatiens) - болезненную суету и спешку, а из цветов репешка (Agrimony) - склонность к гипертрофированному чувству долга. Так доктор Бах иллюстрировал разные реакции человеческих типов и позитивный настрой, который восстанавливают цветочные лекарства. Спустя долгое время, чтобы пояснить смысл своего открытия, он даже придумал сказку, повествующую об особенностях характеров разных человеческих типов.


После первых «цветочных» открытий доктор Бах прекратил исследовательские работы в Лондонской гомеопатической клинике и в начале 1930 года открыл врачебную практику в сельской местности. На тот момент Бах был очень уважаемым и выдающимся человеком в области бактериологии. Очень немногие из его коллег могли понять внезапное изменение направления его работы, не было недостатка в тех, кто пытался заставить его изменить решение. Однако это ни к чему не привело, так как он был абсолютно убежден в своем пути. Результатом, как мы теперь знаем, стало открытие 38 различных эссенций, вместе с двумя уникальными методами приготовления, которые он разработал для них.

Как доктор Бах находил растения, способные исцелять недуги? На этот вопрос сегодня можно ответить лишь отчасти. Обладая очень тонкой чувствительностью, свойства различных цветов он определял по тому воздействию, которое они оказывали на него самого. Покинув Лондон (жизнь в большом городе угнетала и опустошала его) и перебравшись в сельскую местность, он каждый день совершал длительные прогулки в поисках растений-целителей. Бах так хорошо улавливал тонкие энергии, что мог, приблизив к губам каплю росы или лепесток цветка, получить полное представление о его целебных свойствах. Ему достаточно было взглянуть на какой-нибудь цветок, чтобы немедленно ощутить все те эмоциональные и физические состояния, которые могла вылечить эссенция этого цветка.

Между 1930 и 1932 д-р Бах нашел и подготовил цветочные эссенции тех растений, которые он назвал «Двенадцать Целителей». Их он связал с типами кармических уроков, с которыми люди должны были работать в жизни.

В эти первые годы исследований и подготовки эссенций, он жил в Кромере (Cromer), на берегу моря, и путешествовал, чтобы найти цветы, которых недоставало для завершения его работы. В 1933 году он ввел в практику еще четыре растения, которые назвал «Четырьмя Помощниками».

Дом в Сотвеле

В 1934 году, после того как он исходил вдоль и поперек английские поля и решил, что его оздоровительная система вполне готова, он осел в деревне Сотвел (Sotwell). Там он служил своим клиентам, заботился о саде и даже собственноручно мастерил мебель. Но в начале весны 1935 года он вдруг почувствовал импульс, заставивший его возобновить исследовательскую работу.

В то время как первые эссенции были открыты им в течении 6 лет, на основании длительных наблюдений за растениями и состоянием больных, вторая группа была создана всего за полгода. Это новое открытие явилось колоссальной нагрузкой для Эдварда Баха. Нора Уикс свидетельствует, что, несмотря на крайнюю занятость, на слабость и изнуренность, он продолжал заботиться обо всех, кто обращался к нему за помощью, и всегда дарил улыбку, стремясь принести радость и счастье своим соседям. Воистину он следовал тем простым истинам, о которых говорил в своих книгах: «Жизнь не требует от нас немыслимых жертв; она просит совершать наше путешествие с сердцем, наполненным радостью и быть благословением для окружающих».

С тех пор как Бах опубликовал свои первые статьи о цветочных эссенциях, его стал преследовать Английский медицинский совет (English Medical Council). В своем последнем письме, адресованном в EMC в 1936 году, он писал: «Убедившись, что полевые травы очень просты в использовании и так удивительно эффективны по своей целительной силе, я отказываюсь от ортодоксальной медицины». Он также заявил, что больше не считает себя врачом и предпочитает называться травником. Тем не менее, его имя никогда не было изъято из медицинского реестра Великобритании.

Ноябрем того же года датировано его знаменательное письмо к ближайшим сотрудникам, в котором он сообщил: «Моя задача выполнена, Моя миссия в этом мире закончилась». Обращаясь к Норе Уикс, Виктору Бюллену и Мэри Тэбор, он продолжил: «Есть моменты, подобные этому, когда я жду зова, сам не знаю откуда. Если этот зов придет, а это может произойти в любую минуту, я прошу вас, вас троих, продолжить замечательную работу, которую мы начали. Работу, которая может освободить людей, устраняя силы болезни...» Его ассистенты должны были серьезно отнестись и к следующей его просьбе: «Многие захотят увеличить число лекарств, захотят изменить и усложнить метод, но старайтесь его сохранить в его полной простоте».

В день своего пятидесятилетия д-р Бах выступил с лекцией «Лечение растениями» (Healing by Herbs), и вскоре после этого, 27 ноября, во сне его сердце перестало биться.

Удивительные черты характера

Будучи крайне непростым человеком, Эдвард Бах был очень чувствителен к страданию других и одновременно бескомпромиссно отстаивал некоторые принципы, особенно те, которые касались уважения к свободе. Он мог быть растроганным из-за мельчайшей вещи, но мог и разгневаться. Полный юмора, он любил простые удовольствия жизни, страстно любил служить другим. Он обладал очень развитой интуицией и способностью широко мыслить, щедрой и экспансивной любовью ко всему живущему, твердостью в любом испытании, и наряду с этим – исключительными качествами целителя.

Кабинет д-ра Э. Баха

Доктор Бах, врач-идеалист, был одержим страстью к исследованиям человеческой природы. В его статьях и выступлениях на конференциях видна постоянная забота о том, чтобы научить каждого руководствоваться своей духовной природой, избавляться от гнета эмоций и неправильных убеждений, а также от влияния других людей, даже самых близких. Для него абсолютная свобода есть наше право от рождения: «Если мы внимаем и слушаемся только наших собственных желаний, не попадая под влияние другой персональности, мы всегда будем ведомы по правильному пути наилучшим образом, делая наши жизни в высшей степени полезными и здоровыми для других». Или еще: «Каждое человеческое существо уникально в том, что он или она имеет свою собственную персональность, которая не должна давать себя подавить современной тенденции разрушить характер, тенденции, которая старается сделать из нас простые элементы большой машины.… Со временем, те, кто остались верны сами себе, всегда рассматривались как гении, так как какова бы ни была позиция, в которой они находились, они выполнили свое предназначение. Мир любит их и вдохновлен теми, у кого было мужество выполнить свою миссию, не заботясь о публичном мнении. И каждый должен быть примером индивидуальности».

Как видим, доктор Бах придавал большое значение сохранению индивидуальности. Его чувствительность делала его очень уязвимым, и он должен был с самого начала своей жизни ограждать себя. Когда он был в контакте со своим «маленьким голосом», он излучал мир вокруг себя, и его любовь была так велика, что становилась целительной для существ, которым он желал помочь. Он мог чувствовать даже скрытые настроения окружавших его людей. Порой он настолько улавливал негативные мысли и энергию некоторых персон, что должен был отстраняться от них и даже избегать. Однажды, во время концерта, он внезапно поднялся и выбежал из зала. Человек, сидящий позади него, внешне нормальный, излучал такие негативные чувства, что они были для Баха непереносимыми. И наоборот, если человек просил его о помощи, даже чувствуя его негативное состояние, он забывал о своих импульсивных реакциях, чтобы полностью отдаться заботе о нем.

Медицина цветов и философия, которые он подарил миру, несомненно, были божественным вдохновением, однако он оставался при этом очень человечным. Кроме своего непредсказуемого характера, доктор Бах много курил. Он был вегетарианцем несколько лет, но время от времени употреблял мясо, «чтобы остаться в моем теле до того, как моя миссия будет закончена», – говорил он. Всю жизнь он был мучим своим телом, которое заставляло его страдать от частых болей. Несмотря на страдания, он был упорен в работе, не позволяя телесным пыткам влиять на его миссию. Когда он бродил в поисках дикорастущих растений, способных помочь его пациентам, бывало так, что он страдал от язв на ногах, от ослепляющих мигреней, от мучительных навязчивых невралгий. Он говорил: «Я должен знать, что такое боль, и изучать каждое ощущение для того, чтобы иметь истинное осознание того, как страдают другие».

Всю жизнь он старался не позволять влиять на себя протоколам, конвенциям или другим людям и реагировал немедленно на свои внутренние импульсы, даже в разгар собрания или застолья.

Доктор Бах умел развлекаться и восхищаться, увлекался простыми вещами, как ребенок. Он был в контакте с растениями и животными. Случалось, что птицы приближались к нему без страха и садились на его лопату, когда он работал в саду. Рассказывают, что даже опасные собаки приходили лизать ему руки. Он утверждал, что прожил уже несколько жизней целителем. Он мечтал принести страдающим медицину, которая была бы доступна всем.

Сила цветов доктора Баха

Пишущая машинка д-ра Э. Баха

В работах, оставленных Эдвардом Бахом, нет упоминания о религии или философии, которые ему были близки. Но в них нередко встречаются ссылки на Будду, Христа, Мастеров Белого Братства. Его произведения изобилуют такими выражениями, как Высшее Я, Божественное Руководство, бессмертие души, череда жизней... Некоторые из них могут навести на мысль о его причастности к масонству. Трудно сказать, какие, на самом деле, школы или духовные традиции вдохновляли ученого, но во главе его исследований всегда стояло духовное содержание человека.

«Болезнь не наказание, но всего лишь коррекция: она указывает нам на наши же ошибки и не дает совершить ошибки еще более серьезные и тем самым нанести себе еще больший вред; она помогает нам вернуться на путь Истины и Света, с которого мы сошли» – так размышлял Эдвард Бах, разрабатывая в начале ХХ века цветочную терапию.

Результаты изысканий Баха оказались неожиданными: «Болезни, особенно хронические, - это лишь следствие душевной дисгармонии. Они возникают, когда есть конфликт между нашим физическим “я” с его чувствами и желаниями и нашим Высшим “Я”». Поэтому лечение должно начинаться с гармонизации душевного состояния человека, а за ней уже последует улучшение самочувствия физического организма. Если же помогать только организму и не помочь человеку изменить свое поведение, избавиться от негативных эмоций и мыслей, то его состояние может ухудшиться. Истинное излечение, а не только физическое восстановление наступает, когда человек начинает извлекать уроки из своих недомоганий, когда меняет свои мысли, чувства, поведение и его душа получает возможность проявлять все свои лучшие качества.

Потенциалы, которые душа человека стремится реализовать через физическое «я», доктор Бах назвал добродетелями Высшего «Я»: это мужество, постоянство, целеустремленность, радость, в развитии которых и заключается подлинное счастье человека. Если их не развивать, то рано или поздно человек начинает чувствовать себя несчастным, а другие люди видят лишь теневую сторону его добродетелей, то есть недостатки и пороки. Эти недостатки и вызывают болезнь.

Э. Бах. «Исцели себя сам»

Если бы человек жил в полной гармонии со своей душой, болезни обходили бы его стороной. Но так как наше физическое «я» беспокойно, инертно, полно противоречий и безвольно, организм в конечном итоге заболевает.

В книге «Исцели себя сам» (Heal Thyself) (1931 г.) доктор Бах описал свое видение медицины и врачей будущего: их в первую очередь будет волновать внутренний мир, а не физическое тело человека. Иной видел он и больницу будущего: «Это будет Храм Мира, Надежды и Радости. Там не будет суеты и шума, не будет ни одного из этих пугающих современных аппаратов и машин, никакого запаха дезинфекционных средств и наркотиков, ничего, что напоминает о болезни и страдании; там не будут то и дело мерить температуру и беспокоить пациента, не будет ежедневных осмотров с простукиванием и обследованием стетоскопом, которые внушают мысли о болезни; там не будут постоянно измерять пульс, из-за чего начинает казаться, что сердце бьется слишком часто, - ибо все это нарушает мир и спокойствие, которые так необходимы больному, чтобы поскорее выздороветь. Больница, словно мать, примет его в свои руки, успокоит и утешит, вернет ему надежду, веру и мужество, чтобы он смог преодолеть свои трудности».

А пока таких больниц нет, человеку необходимо понять, что у большинства недугов две основные причины. 1. Физическое «я» часто живет иллюзией своей самостоятельности, независимости от души, а если человек ориентирован только на материальную сторону жизни, то оно в принципе не способно распознать существование души. Тогда, образно говоря, оно отрезает себя от своей пуповины, засыхает и уничтожает само себя. 2. Но иногда, даже признав существование души, физическое «я» все равно действует вопреки ее целям, нарушая закон единства, нарушая целостность человека.

Цветочная терапия доктора Баха помогает восстановить связь между душой и телом, дает физическому «я» возможность снова услышать душу. Или, говоря словами самого Баха, помогает человеку, который уже не был самим собой, вновь обрести себя.

Бах разработал 38 цветочных препаратов для семи основных душевных состояний человека. Он использовал цветки определенных видов растений, наделенных, по его словам, божественными целительными силами. Это в основном неядовитые растения; растения, которые человек не использует в качестве пищи; и растения, свойства которых не очевидны. Большую их часть до сих пор считают сорными. Настои готовятся из цветков только тех растений, которые выросли в естественных для них условиях и местах обитания.

Цветочные эссенции д-ра Э. Баха

Освобождение души, или эссенции, растения из его физического тела по методу Баха происходит под действием солнечного света или высокой температуры. В отличие от традиционных лекарственных средств, цветочные настои Баха не оказывают физического воздействия: физические и химические свойства воды почти не меняются, либо изменения столь незначительны, что они не поддаются анализу известными научными способами. Приготовление настоев напоминает естественный алхимический процесс, в котором четыре стихии соединяют свои силы: Земля и Воздух - пока растение набирает силу, Огонь (Солнце) - на стадии освобождения эссенции, Вода становится новым носителем души (эссенции) растения. Терапевтический эффект возникает при взаимодействии души человека с душой растения, поэтому больной сам подбирает себе и препарат, и ритм его приема.

Эдвард Бах считал, что его цветочные концентраты в очень скором будущем станут использовать не только в больницах, но и в каждом доме; и они будут служить не только лечению психосоматических заболеваний, но и духовному очищению людей, которые заботятся о своем духовном росте. Предвидя возражения скептиков, он советовал не отворачиваться от использования этой методики только потому, что она так проста. Ведь «истинная простота проистекает не от невежества, а от чистоты мудрости. Как и все красивое, цветы связаны с Небом божественных мыслей и оказывают на нас его нежное, но действенное влияние» (Шри Рам).

Эдвард Бах о враче будущего

Его образование будет посвящено детальному изучению бытия человека, пониманию его божественной природы, глубокому осознанию важности очищения и совершенствования, а также поиску способов помочь больному восстановить гармонию между его Высшим «Я» и физическим телом.

Слушая рассказ пациента о своей жизни, врач сможет определить причину дисгармонии между душой и телом, дать необходимый совет и подобрать правильное лечение.

Он будет знать природу и ее законы, а также то, как использовать ее целебные силы в лечении пациента, чтобы вернуть в его сердце мир, надежду на выздоровление, радость и веру; чтобы пробудить его собственные исцеляющие силы. Пациент будущего будет понимать, что только он сам может облегчить свою боль.

Врач будет работать с красивыми простыми природными лекарствами, которые своими сильными светлыми колебаниями будут помогать пациенту исцелять самого себя - будут укреплять его физическое тело и помогать ему успокаивать свои чувства, побеждать страхи.

Врач будет понимать, что он сам не может исцелять людей, но благодаря своему искреннему стремлению облегчить боль и глубокой любви станет проводником божественной целительной силы, которая поможет пациенту вернуться на путь божественного закона.

Врач станет для больного добрым другом, который всегда сможет его внимательно выслушать и будет принимать таким, какой он есть. Общение больного с врачом станет сотрудничеством и совместным поиском пути к выздоровлению. Если больной, поговорив с врачом по душам, почувствует себя лучше, значит, первый шаг к выздоровлению уже сделан.

Жизнь, взгляды Эдварда Баха, предложенный им способ сохранять и поддерживать здоровье наводят на одну простую мысль: если бы мы, глубоко и серьезно изучая натурфилософию и законы мироздания, приблизились к пониманию сокровенной сути вещей, то картина, что открылась бы нашему взору, повергла бы нас в изумление. Тогда стали бы реальностью и новая врачебная этика, и уважение ко всем формам жизни, и ответственность за использование тех знаний, которые дает нам природа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://www.edwardbach.org/
  2. http://silaenergy.info/o-d-re-edvarde-bakhe
  3. http://www.epochtimes.ru/content/view/47138/7/
  4. http://atendimentofloralonline.webnode.com/portfolio/
  5. Леон Ренард (Leon Renard). Медицина души (La medicine de l’ame du Dr Edward Bach). Введение.
  6. Татьяна Ильина. Сила цветов доктора Баха.
    http://www.bez-granic.ru/index.php/2013-08-04-13-26-15/kakustroenmir/1872-sila-tsvetov-doktora-bakha.html

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением». Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти.
В последние годы жизни гения музыки проявляется болезнь глаз. Трудно сказать, что это было – диабетическая ретинопатия, возрастная макулодистрофия, глаукома или катаракта. Возможно была гипертония, которая могла усугубить проявления катаракты. Бах жаловался сначала на трудности при чтении, особенно в условиях пониженной освещенности. Говорилось даже о выпадении отдельных букв при попытках беглого чтения. У него ухудшилось цветовосприятие и сумеречное зрение. А еще эти загадочные головные боли. Артериальная гипертензия, атеросклероз сосудов головы и шеи? Если так, то повышение давления и атеросклероз, особенно сонных артерий, имеют четкую связь с макулодистрофией.

Его оперировал некий Д. Тейлор (John Taylor, 1703–1774). Он был старшим сыном Джона Тейлора, хирурга и аптекаря из Норвича. Родился 16 августа 1703 года. В 1722 году поступил на работу в качестве помощника аптекаря в Лондоне. Учился хирургии под руководством У. Чизелдена (William Cheselden) в госпитале св. Фомы, уделяя особое внимание заболеваниям глаз. Затем Тейлор некоторое время практиковал в Норвиче в качестве общего хирурга и окулиста, но, встретив значительное сопротивление врачебной корпорации, решил расширить сферу своей деятельности. В 1727 году он начал путешествие по стране, и до 1734 объехал большую часть Британских островов. Получил степень доктора медицины в Базеле в 1733 году и стал членом тамошней коллегии врачей. В 1734 году Тейлор получил степень доктора медицины в университетах Льежа и Кельна. В том же году совершил турне по Франции и Голландии и вернулся обратно в Лондон в ноябре 1735 года. В 1736 году он был назначен окулистом английского короля Георга II. Более 30 лет Тейлор продолжал свои офтальмологические «гастроли», имея в Лондоне штаб-квартиру, но посетив почти каждый суд в Европе!

Тейлор уверял, что слушал лекции Г. Бургаве и учился коучингу у выдающегося французского хирурга и анатома Жана Луи Пти (Jean Louis Petit, 1674–1750). Похоже, что лучше он от этого не стал. Современники характеризовали Тейлора как субъекта, который потрясающе умел «убалтывать» больных. Существует очень выразительное определение его: «в науке - ученый, в практике - шарлатан».Он был автором книги «История путешествий и приключений Шевалье Джона Тейлора, офтальмиатра» (Лондон, 1761). Себя он неизменно величал «шевалье» (кавалер). Помните «шевалье д,Артаньяна»? Ну прямо мушкетер! Если судить по тому, скольких пациентов Тейлор лишил глаз, то да. Тейлор путешествовал по Европе в карете, на которой были нарисованы красивые и выразительные… глаза! О его прибытии в город сообщалось заранее (он использовал громкий слоган «Возвращая зрение - возвращаю жизнь»), чтобы привлечь как можно больше доверчивых простофиль. Обычно он делал небольшой разрез в конъюнктиве глаза и накладывал повязку на семь дней. За это время он смывался из города, и его обман не успевали разоблачить. А под повязкой легче развивалась вторичная инфекция, которая тогда могла легко погубить глаз. Примечательно, что в качестве платы за лечение Тейлор принимал не только деньги, но и ценные вещи, например золотые часы. Писатель Сэмюэль Джонсон использовал пример Тейлора в качестве иллюстрации того, как «далеко в своей наглости может дойти невежество». Но Тейлор не смущался упреками и называл себя опытным «коучером» - хирургом, специализирующимся на удалении катаракты дроблением.

Надо признать, что кое-какие достижения у Тейлора все же были. Он был первым, кто описал кератоконус, да и в хирургическом подходе к косоглазию (посредством разреза глазодвигательной мышцы) он был впереди своего времени (R. Zegers, 2011). Пациенты во второй половине XVIII века при глазных операциях сидели в кресле в вертикальном положении и плотно прижимались помощником врача к спинке стула, ведь единственной анестезией были алкоголь и опиаты. А вот Д. Тейлор использовал шпатель, которым прижимал верхнее веко к костной стенке глазницы. Части назоресничного нерва или его ветвей «выключались», а именно эти нервы обеспечивали иннервацию роговицы, радужки и ресничного тела, поэтому манипуляция Тейлора все-таки ослабляла боль.
В течение последнего года жизни Баха зрение композитора стало настолько плохим, что он, после уговоров друзей, решился на операцию. На беду в тот момент и прикатил Тейлор в своей «глазной» карете. Первая операция Баха состоялась между 28 и 31 марта 1750 года, а вторая была выполнена в период с 5 по 7 апреля. Скорее всего, первая операция была стандартным «коучингом» - процедурой, которую Тейлор описал в своей книге о лечении катаракты и глаукомы (1736). При этой операции разрез размером около 4 мм производился на 3,5 мм кзади от лимба. Плоско-выпуклой иглой вскрывалась задняя капсула хрусталика, и движением иглы кпереди и вниз непрозрачный хрусталик смещался книзу в стекловидное тело. Понятно, что без какой-либо коррекции даже в случае удачи человек мог видеть очень плохо. Второй раз Бах был прооперирован из-за появления катаракты (?!). Возможно, что коучинг привел к смещению хрусталика кпереди, зрачковому блоку и вторичной глаукоме.
Что именно случилось во время операции, нам никогда не будет известно, но общий подход Тейлора после вмешательства включал кровопускание, слабительные, закапывание в глаз капель крови от убоя голубей (?!) и припудривание его сахарной пудрой или прокаленной солью. В случае серьезных воспалений Тейлор назначал большие дозы ртути. И это все происходило в доантисептическую эпоху. Конечно, много осложнений могло быть вызвано такими операциями: увеит или эндофтальмит, вторичная глаукома, кровоизлияние, отслойка сетчатки и даже (после 4–8 недель) симпатическая офтальмия.

Кстати говоря, неизвестно, прооперировал Тейлор один или оба глаза у Баха в обоих случаях. Он, возможно, взялся за вторую операцию потому, что результат был не совсем таким, как он хотел, или, возможно, он прооперировал второй глаз во время второй операции. По данным газеты Vossische Zeitung (1750 г., № 41), Бах был в состоянии видеть намного лучше после первой операции: «В числе других он оперировал - причем с наижелательнейшим успехом - и господина капельмейстера Баха, из-за [слишком] частого употребления зрения почти совершенно оного лишившегося, - какового неоценимого счастья многие тысячи людей сему всемирно знаменитому композитору от души желали и всячески господину Тейлору за то признательны… [Сообщение в „Берлинской привил. газете“. - Лейпциг, 1.IV. 1750 г.]». Но есть предположение, что на газету мог оказать влияние сам Тейлор.

Биографы указывают на то, что Бах полностью ослеп после второй операции и что он почувствовал себя плохо и испытывал боль в глазах. Но, как уже говорилось, боль в глазах была и задолго до этого. Именно то, что Бах был «совершенно слепой» после второй операции, говорит в пользу операции на двух глазах или слепого до операции одного глаза. Если и правда его правый глаз был незрячим, то Тейлор предпочел, как и всегда, оперировать левый глаз! Кроме того, выражение «полностью слепой», которое использовалось тогда, возможно, не совпадает с интерпретацией современных офтальмологов. Бах так и не восстановился после операции. В источниках упоминается внезапное возвращение зрения за несколько дней до смерти композитора, за которым последовал инсульт. Потом развилась лихорадка, спутанность сознания и наступила смерть. 28 июля 1750 года, в 18:15, на 66-м году жизни, несмотря на помощь двух самых искусных врачей в Лейпциге, И. С. Бах умер менее чем через четыре месяца после второй операции.

Внезапный краткий, спонтанный возврат зрения композитора большинству исследователей кажется маловероятным после длительного периода воспаления и/или повышенного внутриглазного давления. Может, это была галлюцинация или синдром Бонне, когда больные испытывают сложные зрительные галлюцинации. Этот синдром связан с ухудшением или потерей зрения из-за того, что деафферентация вызывает в сенсорной коре спонтанную активность с формированием зрительных образов в сознании. Впервые описавший этот синдром Шарль Бонне (Charles Bonnet, 1720–1793) сам им не страдал. Галлюцинации были у его деда - Шарля Люллена. Он перенес операцию по поводу катаракты, и зрение было довольно плохим. В 1759 году он описал внуку свои разнообразные видения. Первое, что он «увидел», - носовой платок в воздухе. Большой голубой носовой платок с четырьмя оранжевыми кругами. Он знал, что это галлюцинация, потому что платков в воздухе не бывает. Потом он увидел большое колесо на горизонте. Но иногда он не был уверен в том, видит он сейчас галлюцинацию или нет, потому что галлюцинации могли соответствовать зрительному контексту. Один раз у него в гостях были внучки. Он спросил: «Кто эти красивые молодые люди с вами?» Они ответили: «Увы, дедушка, с нами нет никаких красивых молодых людей». И тогда красивые молодые люди исчезли. Ш. Люллен видел сотни разных фигур, различные пейзажи всех видов. Однажды он увидел человека в халате, курившего трубку, и понял, что это он сам и есть. «Это был единственный персонаж, которого он узнал»(G. de Morsier, 1967).
«Апоплексический удар» - в те времена неспецифический термин, который, возможно, указывает лишь на то, что Бах потерял сознание. Но это не была внезапная «аритмическая» смерть от остановки кровообращения. У композитора была лихорадка и постепенная утрата сознания. Лихорадка свидетельствует об инфекции. Важно понять, есть ли связь между операцией Д. Тейлора и инфекцией. Кажется маловероятным, что послеоперационный эндофтальмит тлел в течение четырех месяцев, прежде чем привести к смертельному сепсису. Безусловно, операции, кровопускание и/или слабительные, примененные Тейлором, ослабили бы и проявления инфекции. Одним словом, однозначно обвинить Д. Тейлора в смерти Баха невозможно. Но ведь он же ослепил и другого великого композитора - Генделя! Судьба, кстати говоря, жестоко отомстила Тейлору: согласно легенде, перед смертью он сам ослеп.

«Некролог» пишет о болезни Баха: «У него было слабое от природы зрение, которое следствие неслыханного воодушевления, с которым он учился, особенно в молодые годы, когда бодрствовал целыми ночами, все ухудшалось, и в последние годы эта слабость зрения превратилась в болезнь глаз. Бах хотел было избавиться от своей болезни путем операции. Движимый отчасти желанием всеми своими оставшимися, и еще очень свежими, духовными и телесными силами служить богу и своим ближним, отчасти следуя совету некоторых своих друзей, возлагавших большие надежды на одного глазного врача, прибывшего в то время в Лейпциг, Бах решил избавиться от болезни путем операции. Однако операция, несмотря на то, что ее пришлось проделать дважды, не удалась. Он не только потерял зрение, но вследствие операции и оказавших вредное действие лекарств, разрушился весь его до того совершенно здоровый организм, так что целые полгода он был почти постоянно болен. За десять дней до смерти казалось, что зрение его поправляется, так что как-то утром он снова начал видеть и даже мог выносить свет. Но через несколько часов после этого с ним случился апоплексический удар, затем резко поднялась температура и, несмотря на все старания двух самых лучших врачей Лейпцига вернуть его к жизни
28 июля 1750 года в четверть девятого на шестьдесят шестом году жизни он тихо отошел в другой мир».

Известный английский глазной врач шевалье Джон Тейлор, который позже лечил и Генделя, в своих мемуарах «История путешествий и приключений глазного врача шевалье Тейлора, написанная им самим» рассказывает, кстати, довольно неточно, историю лечения Баха: «Я видел множество удивительных животных, дромадеров, верблюдов и др., особенно в Лейпциге, где я возвратил зрение одному знаменитому музыканту, которому шел уже 88-ой год (sic!). С ним вместе вначале воспитывался Гендель».
Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии - "Vor deinen Thron tret ich hiermit" ("Вот я предстаю перед Твоим троном"), этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного "Искусства фуги".

«Капли для тех, кто живет в постоянном напряжении, хочет все держать под контролем и испытывает страх… Капли для тех, кто чувствует, что не заслужил испытаний, которые выпали на его долю, и жалеет себя… Капли для тех, кто не умеет сказать «нет» и всегда стремится угождать…» Такие не слишком связные пометки остались в моем блокноте с тех пор, как лет десять назад моя одноклассница привезла из Англии несколько загадочных флаконов темного стекла и попыталась мне перевести, для чего их содержимое нужно.

Те, кому знакомы так называемые «цветы Баха», наверняка согласятся: одно описание их свойств, кажется, уже обладает терапевтическим эффектом. И действительно, сам вопрос: «Что я сейчас ощущаю на самом деле?» - не первый ли шаг к тому, чтобы себе помочь, начать восстанавливать свое душевное равновесие? «Исцели себя сам» - этот принцип, которым вдохновлялся английский врач Эдвард Бах, прост и доступен каждому. Как и изобретенный им метод. Который, впрочем, не похож ни на один другой из известных методов медицины.

Суть его в следующем: пациент, вслушавшись в себя и оценив свое душевное состояние, сам выбирает один или несколько соответствующих цветочных эликсиров. А потом по нескольку раз в день принимает капли - до тех пор, пока не перестанет ощущать в них необходимость. «Таким образом человек получает возможность действовать самостоятельно, лучше узнавая себя и активно стремясь восстановить внутреннюю гармонию, - объясняет Лариса Райкова, сертифицированный консультант по «цветам Баха». - А это, в свою очередь, дает силы преодолеть болезнь».

«Лечить человека»

Медицинская карьера доктора Эдварда Баха (1886–1936) была не совсем типичной. Блестящий врач с передовыми для своего времени взглядами, он прежде всего интересовался пациентом, а не его диагнозом, стремился лечить человека, а не заболевание. С течением лет наблюдения привели его к выводу: болезнь непосредственно связана с нашим (неблагополучным) внутренним состоянием.

«Доктор Бах описал семь подобных состояний, - рассказывает Лариса Райкова. - Страх, неуверенность, недостаток интереса к настоящему, одиночество, повышенная восприимчивость к влияниям извне, отчаяние или уныние, чрезмерная забота о благе окружающих». Увлеченный любитель растений и тонкий знаток их свойств, Эдвард Бах искал возможности их применения, чтобы вернуть своим пациентам душевную гармонию.

Соцветия дикорастущих растений, собранные в указанных Бахом местах, помещаются в наполненный водой сосуд и отдают воде свои свойства

Первым шагом на этом пути стало создание 12 цветочных настоев, которые Бах вскоре дополнил особой композицией из пяти цветов - Rescue Remedy, своеобразной «скорой помощью» для состояний сильных потрясений и острого стресса. Опробовав их на себе, несколько лет спустя он создал еще 26 цветочных эликсиров, убежденный в том, что нашел наконец средство, способное помочь при любых душевных недугах.

Сегодня, как и десятилетия назад, цветочные эликсиры доктора Баха создаются в Англии по его методике. Соцветия дикорастущих растений, бережно собранные утром летнего погожего дня в указанных Бахом местах, помещаются в наполненный водой сосуд, где под воздействием солнца передают свои свойства воде. Далее настой консервируется алкоголем и разливается по флаконам, для удобства снабженным пипеткой, чтобы их можно было отмерять по каплям. Для детей разработана безалкогольная форма эликсиров.

Как принимать «цветы Баха»

Чтобы помочь себе при тех эмоциональных состояниях, которые ярко ощущаются здесь и сейчас и связаны с определенным событием, можно принимать по 3-4 капли соответствующего эликсира 2-4 раза в день (утром, вечером, а также в моменты, когда в этом чувствуется необходимость). Их можно растворить в небольшом количестве чистой, неминерализованной воды или капнуть прямо на язык.

Для более глубокой и продолжительной работы над эмоциями, которые сопровождают вас уже давно, растворите смесь из 2-3 капель каждого выбранного эликсира в том количестве воды, которое выпиваете в течение дня. Такой раствор нужно готовить не впрок, а ежедневно. Нужно пить его примерно по глотку в час на протяжении 2-3 недель. Вы сами почувствуете, когда необходимость в выбранной композиции исчезнет.

Помощь в терапии

«У «Цветов Баха» нет побочных эффектов, они не дают аллергических реакций, не токсичны и не вызывают привыкания, - говорит Лариса Райкова. - Их можно совмещать с любыми лекарственными препаратами, назначенными врачом. При этом начать их принимать каждый может самостоятельно. Например, если беспокойство связано с конкретной и понятной причиной (сложный экзамен, неприятное событие…), можно выбрать соответствующий эликсир. Однако если раздражение, страх или тревога становятся постоянными и мешают ясно оценить ситуацию, лучше обратиться к психотерапевту».

В Англии «цветы Баха» врачи сегодня регулярно прописывают пациентам, в Германии их также классифицируют как лекарственные средства, в Бельгии и Швейцарии их стоимость даже возмещают страховые компании, а в Испании «цветочная» терапия преподается на медицинских факультетах. У нас в стране «цветы Баха» зарегистрированы как гомеопатическое средство, но применяют их и некоторые врачи-аллопаты. «На работе у меня всегда под рукой флакончик Rescue Remedy, - признается онколог Татьяна Семикова. - Услышать онкологический диагноз всегда непросто, а это средство дает врачу возможность поддержать пациента, чтобы продолжить работу и разговор с ним».

Быть благодарными доктору Баху можно уже за то, что его эликсиры дают нам повод прислушаться к себе

Детский психолог Наталья Ломакина применяет цветы Баха в работе над коррекцией психоэмоциональных состояний у детей, приводящих к психосоматическим заболеваниям. «Эти цветочные препараты особенно эффективны для часто болеющих детей, тех, у кого адаптация к новым условиям, будь то детский сад или новая школа, и переживание страхов снижают иммунитет, - рассказывает она. - Кроме того, я замечаю, что с «цветами Баха» удается менее болезненно проходить разные этапы детских кризисов. Помогает то, что это монопрепараты, - я могу их подобрать в зависимости от конкретного состояния ребенка. Хотя это и не быстрый процесс, он требует также глубокого психологического обследования, которое позволяет выявить скрытые причины неблагополучного состояния».

Нерешительность, сомнения, душевная усталость, раздражение или чувство вины… Те, кто впервые знакомится с «цветами Баха», нередко признаются, что выбрать хочется все: в их описаниях каждый легко найдет частичку своих переживаний. Может быть, в этом и кроется часть разгадки их пока не объясненных наукой свойств? Так или иначе, быть благодарными доктору Баху можно уже за то, что его эликсиры дают нам повод прислушаться к себе. И всегда стремиться к душевной гармонии.