Функции консульских представительств консульские привилегии и иммунитеты. Международное право

Консульские привилегии и иммунитеты

(англ. consular privileges and immunities) - в международном праве льготы и преимущества, предоставляемые консульским учреждениям, консульским должностным лицам (выполняющим функции консула) и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей в государстве пребывания. К.п. и и. определяются в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях (1963 г.), двусторонними консульскими конвенциями, др. международно-правовыми документами.

К привилегиям консульского учреждения относятся: устанавливать и поднимать представляемого государства на здании консульства; право беспрепятственно сноситься со своим правительством, с дипломатическим представительством и консульскими учреждениями своей страны, находящимися на территории государства пребывания и на территории третьих стран, посредством обычных средств связи, шифрованных депеш, дипломатической почты и консульских курьеров (с согласия государства пребывания может установить радиопередатчик и пользоваться им); освобождение от любых видов налогов, сборов и пошлин всех консульских помещений и жилищ консульских должностных лиц и сотрудников консульских учреждений; освобождение консульских сборов от всех налогов и пошлин.

Иммунитеты консульского учреждения предусматривают прежде всего неприкосновенность консульских помещений, доступ в которые допускается только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства. Венская о консульских сношениях (1963 г.) допускает, что в случае пожара или др. стихийного бедствия такое согласие может предполагаться. Неприкосновенность консульских помещений, обеспечиваемая на основе взаимности, в то нее время не дает права использовать их в целях, несовместимых с функциями консульского учреждения. Консульские помещения, предметы их обстановки, консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Более детальные о неприкосновенности консульских помещений определяются двусторонними консульскими конвенциями.

Иммунитеты консульских должностных лиц включают их личную неприкосновенность, они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению, иначе как на основании постановлений органов судебной власти в случае совершения этими лицами тяжких преступлений. Консульские и сотрудники консульств не подлежат юрисдикции государства пребывания в том, что касается их служебной деятельности (это не применяется в отношении некоторых гражданских исков). В случае отказа консульского должностного лица, вызванного в в качестве свидетеля, давать , к нему не могут применяться никакие меры принуждения со государства пребывания.

Государство пребывания предоставляет консульским должностным лицам и сотрудникам консульства, а также членам их семей льготы в виде освобождения от налогов, сборов и пошлин, выполнения личных повинностей, досмотра личного багажа, уплаты таможенных пошлин.

Лица, пользующиеся К.п. и и., обязаны уважать действующие в государстве пребывания законы, постановления и правила (см.: словарь. Т. II. - М., 1984).


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Консульские привилегии и иммунитеты" в других словарях:

    Консульские привилегии и иммунитеты - (англ. consular privileges and immunities) в международном праве льготы и преимущества, предоставляемые консульским учреждениям, консульским должностным лицам (выполняющим функции консула) и сотрудникам … Энциклопедия права

    Дипломатические привилегии и иммунитеты - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям … Энциклопедия права

    - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям, представительствам государств при международных межправительственных… … Большой юридический словарь

    КОНСУЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ - соглашения, заключаемые между государствами. Они содержат нормы консульского права, определяющие порядок учреждения консульских представительств, назначения и отозвания, круг деятельности, права, привилегии и иммунитеты консульских должностных… … Юридическая энциклопедия

    - (англ consular convention/treaty) в международном праве соглашение между государствами, определяющее порядок учреждения консульств и назначения консулов, их компетенцию, консульские привилегии и иммунитеты, взаимно предоставляемые консульским… … Большой юридический словарь

    Консульская конвенция - (англ consular convention/treaty) в международном праве соглашение между государствами, определяющее порядок учреждения консульств и назначения консулов, их компетенцию … Энциклопедия права

    Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия

    ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1963 - международная конвенция о консульских сношениях, заключенная в Вене 24 апреля 1963 г., кодифицирующая нормы международного права, регулирующие консульские отношения. Конвенция устанавливает: общие положения о консульских сношениях и значения… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Право экстерриториальности (дипломатического иммунитета) - исключение дипломатических представителей из юрисдикции государства страны их пребывания на основе предусмотренных международным правом привилегий и льгот. Согласно разделу 15 ст. У Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г.… … Элементарные начала общей теории права

    Посольство - … Википедия

Книги

  • Консульская служба Российской Федерации на современном этапе. Учебное пособие для студентов вузов , Лебедева Ольга Владимировна. В учебном пособии комплексно исследованы вопросы структуры, организации и приоритетных направлений консульской службы Российской Федерации на современном этапе, ее задачи, функции, а также…
  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

Консульские учреждения в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях (1963 г.) пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

Пользование государственным флагом и гербом . Государственный флаг представляемого государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения.

Обеспечение помещениями . Государство пребывания должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать ему помощь в получении помещений иным путем.

Неприкосновенность консульских помещений . Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях государственной обороны или для общественных нужд. В случае необходимости отчуждения помещений для указанных выше целей принимаются все возможные меры во избежание нарушения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачивается соответствующая и эффективная компенсация.

Освобождение консульских помещений от налогов . Консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или любое лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Неприкосновенность консульского архива и документов . Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения.

Свобода передвижений . Государство пребывания должно обеспечивать всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории, за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности.

Свобода сношений . Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши.

Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с согласия государства пребывания. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме перечисленных корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования.

Консульский курьер снабжается официальным документом, в котором указывается его статус и число мест, составляющих консульскую вализу. За исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, он не может быть ни гражданином государства пребывания, ни, если он не является гражданином представляемого государства, лицом, постоянно проживающим в государстве пребывания. При выполнении своих функций он должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

Консульская вализа может быть вверена командиру судна или гражданского самолета, направляющегося в порт или аэропорт, прибытие в который разрешено. Он снабжается официальным документом с указанием числа мест, составляющих вализу, но он не считается консульским курьером. По согласованию с компетентными местными властями консульское учреждение может направить одного из своих работников принять вализу непосредственно и беспрепятственно от командира судна или самолета.

Сношения и контакты с гражданами представляемого государства . В целях облегчения выполнения консульских функций в отношении граждан представляемого государства:

а) консульские должностные лица могут свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами представляемого государства и доступа к ним;

б) компетентные органы государства пребывания должны безотлагательно уведомлять консульское учреждение представляемого государства о том, что в пределах его консульского округа какой- либо гражданин этого государства арестован, заключен в тюрьму или взят под стражу в ожидании судебного разбирательства или же задержан в каком-либо порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщения, адресуемые этому консульскому учреждению лицом, находящимся под арестом, в тюрьме, под стражей или задержанного, также безотлагательно передаются этими органами консульскому учреждению. Указанные органы должны безотлагательно сообщать этому лицу о правах, которые оно имеет согласно настоящему подпункту;

консульские должностные лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеют право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Они также имеют право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в их округе во исполнение судебного решения. Тем не менее консульские должностные лица должны воздерживаться выступать от имени гражданина, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, если он определенно возражает против этого.

Уведомление о смерти, опеке или попечительстве и об авариях судов и самолетов . При наличии соответствующей информации у компетентных властей государства пребывания эти власти обязаны:

  • в случае смерти гражданина представляемого государства безотлагательно уведомить об этом консульское учреждение, в округе которого произошла смерть;
  • безотлагательно уведомить компетентное консульское учреждение о любом случае, когда назначение опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или другого лица, не обладающего полной дееспособностью и являющегося гражданином представляемого государства. Однако предоставление этой информации не должно препятствовать применению законов и правил государства пребывания в том, что касается таких назначений;
  • если судно, имеющее национальность представляемого государства, потерпело крушение или село на мель в территориальных или внутренних водах государства пребывания или если самолет, зарегистрированный в представляемом государстве, потерпел аварию на территории государства пребывания, безотлагательно уведомить об этом ближайшее к месту происшествия консульское учреждение.

Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений в соответствии с Венской конвенцией имеют преимущества, привилегии и иммунитеты.

Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Конвенции, с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.

Члены семьи работника консульского учреждения, проживающие вместе с ним, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей Конвенции, с момента предоставления ему привилегий и иммунитетов или с момента вступления их на территорию государства пребывания, или же с того момента, когда они стали членами его семьи или его частными домашними работниками, в зависимости от того, что имело место позднее.

Когда функции работника консульского учреждения прекращаются, его привилегии и иммунитеты, а также привилегии и иммунитеты члена его семьи, проживающего вместе с ним, обычно прекращаются в момента, когда данное лицо оставляет государство пребывания, или по истечении разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они продолжают существовать, даже в случае вооруженного конфликта.

Что касается членов семьи работника консульского учреждения, то их привилегии и иммунитеты прекращаются, когда они перестают быть членами семьи работника консульского учреждения. Однако, если такие лица намереваются покинуть государство пребывания в течение разумного срока, то их привилегии и иммунитеты сохраняются до момента их отъезда.

В случае смерти работника консульского учреждения члены его семьи, проживающие вместе с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления ими государства пребывания или до истечения разумного срока на оставление государства пребывания.

Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Консульские помещения не должны использоваться в целях, не совместимых с выполнением консульских функций.

Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений являются следующими.

Личная неприкосновенность консульских должностных лиц . Консульские должностные лица подлежат аресту и предварительному заключению только на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. Когда возникает необходимость задержания консульского должностного лица по указанным основаниям, судебное преследование должно быть начато против него в возможно короткий срок.

За исключением указанных случаев, консульские должностные лица могут быть заключены в тюрьму или подлежат другим формам ограничений личной свободы только во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу. Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы.

Уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании . В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если глава консульского учреждения сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы.

Иммунитет от юрисдикции . Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций (за исключением гражданского иска, вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства либо третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом).

Обязанность давать свидетельские показания . Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала не может отказываться давать показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания. Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению этим лицом своих функций. Он может, когда это возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в консульском учреждении или же принимать от него письменные показания.

Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

Налоговые изъятия . Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания, налогов и сборов на частный доход, а также ряда других.

Освобождение от таможенных пошлин и досмотра . Государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами разрешает ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги.

Наследственное имущество работников консульского учреждения и членов их семей . В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживавшего вместе с ним, государство пребывания:

а) разрешает вывоз движимого имущества умершего, за исключением имущества, которое было приобретено в государстве пребывания и вывоз которого был запрещен в момент его смерти;

б) не взимает никаких государственных, районных или муниципальных налогов на наследство или пошлин на наследование с движимого имущества, которое находится в государстве пребывания исключительно в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.

Освобождение от личных повинностей и обложений . Государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких, как реквизиция, контрибуция и военный постой.

Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.

Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:

  • – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие ("пожарная оговорка"; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
  • – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
  • – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
  • – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
  • – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
  • – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.

Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Личные привилегии и иммунитеты:

  • 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
  • 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
  • 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
  • 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
  • 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.

Как и дипломатические, консульские привилегии и иммунитеты делятся на принадлежащие консульскому учреждению и на личные привилегии и иммунитеты его сотрудников. Однако и те, и другие предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств (преамбула Конвенции 1963 года). Действующее международное право исходит из того, что консульские учреждения в качестве уполномоченных государственных органов должны пользоваться особыми правовыми преимуществами, вытекающими из суверенитета представляемых ими государств. Необходимость в предоставлении консульским должностным лицам привилегий и иммунитетов связана с особенностями их деятельности, которая характеризуется практически ежедневным столкновением с правовой системой и властями страны пребывания.

Анализируя практику предоставления и реализации консульских привилегий и иммунитетов, можно сделать два важных замечания. Во-первых, принадлежащие отдельным лицам консульские привилегии и иммунитеты носят, по общему правилу, функциональный характер . Это означает, что соответствующими преимуществами сотрудники консульских учреждений могут пользоваться только при исполнении своих служебных обязанностей (пункт 1 статьи 43 Конвенции). Во-вторых, в настоящее время наблюдается тенденция к приближению консульских привилегий и иммунитетов по своему объему и характеру к дипломатическим привилегиям и иммунитетам. Такое сближение происходит путем закрепления соответствующих норм в двусторонних соглашениях между государствами и отражает рост роли и значения консульских отношений. Данная тенденция связана еще и с тем, что предоставление консульствам благоприятного режима всегда носит взаимный характер, то есть выгодно обеим сторонам. Например, по Консульской конвенции между СССР и США 1964 года, консульские должностные лица и консульские служащие двух государств пользовались абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. В соответствии со статьей 16 Консульской конвенции между Казахстаном и Венгрией от 9 марта 1995 года, консульские должностные лица не могут быть арестованы или задержаны ни при каких обстоятельствах, хотя Конвенция 1963 года при наличии ряда условий допускает подобные меры (см. далее).

Консульское учреждение имеет право пользоваться государственным флагом и гербом представляемого государства, которые могут быть установлены на консульском помещении, на резиденции главы учреждения и на его средствах передвижения.

Государство пребывания обязано оказать содействие представляемому государству и консульскому учреждению для приобретения на своей территории помещений, необходимых для самого учреждения и его работников.


Помещение консульского учреждения, его имущество и средства передвижения неприкосновенны и пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции. В противном случае государство пребывания должно принять все меры во избежание нарушения выполнения консульских функций и выплатить представляемому государству эффективную компенсацию. Кроме того, государство пребывания должно обеспечить защиту консульских помещений от всякого вторжения или нанесения ущерба. Войти в консульское помещение можно только с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства. Вместе с тем (и в этом отличие консульских привилегий от дипломатических), в случае стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты, согласие главы консульства может предполагаться.

Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Консульское помещение и резиденция штатного главы консульского учреждения освобождаются от всех налогов, кроме тех, которые взимаются за конкретные виды обслуживания.

Все работники консульского учреждения должны обладать свободой передвижения по территории государства пребывания, соблюдая при этом его законы и правила, касающиеся государственной безопасности. Консульское учреждение пользуется свободой сношений с представляемым государством наравне с дипломатическими представительствами (см. главу 14). Аналогичный режим устанавливается в отношении консульской вализы (почты), содержащей официальную корреспонденцию, документы и предметы, предназначенные исключительно для официального пользования. Однако здесь есть небольшой нюанс: если есть основания полагать, что консульская вализа содержит другие предметы, она может быть по требованию властей государства пребывания вскрыта в их присутствии уполномоченным лицом представляемого государства. Если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Личной неприкосновенностью пользуются консульские курьеры (в том числе ad hoc), снабженные официальным документом.

Специфической привилегией консульского учреждения, необходимой ему для осуществления своих функций, является право контактов с гражданами представляемого государства. В соответствии со статьей 36 Конвенции 1963 года, консульские должностные могут иметь свободный доступ к гражданам представляемого государства, а те, в свою очередь, - доступ к консульским должностным лицам. Кроме того, государство пребывания обязано уведомлять консульское учреждение обо всех случаях ареста, задержания и заключения в тюрьму граждан представляемого государства, если они этого потребуют. Консульские должностные лица имеют право посещать таких граждан, беседовать и переписываться с ними, а также принимать меры к обеспечению им юридического представительства.

Власти государства пребывания обязаны также уведомлять консульское учреждение о смерти гражданина представляемого государства и о необходимости установления опеки или попечительства над недееспособными гражданами представляемого государства.

При выполнении своих функций консульские должностные лица имеют право обращаться в компетентные власти своего консульского округа и, в соответствии с законами страны пребывания - в ее центральные органы власти.

Консульское учреждение вправе взимать за совершение консульских актов сборы и пошлины, предусмотренные законами представляемого государства. Такие сборы и пошлины освобождаются в государстве пребывания от всех налогов и других платежей.

Что касается личных консульских привилегий и иммунитетов , то их объем зависит от статуса той или иной категории работников консульского учреждения. Наибольшим объемом привилегий обладают консульские должностные лица, то есть лица, непосредственно выполняющие консульские функции. Каждый работник консульского учреждения пользуется соответствующими привилегиями и иммунитетами с момента вступления на территорию государства пребывания или с момента приступления к своим обязанностям.

Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Консульские должностные лица не подлежат аресту и предварительному заключению, за исключением случаев совершения тяжких преступлений и наличия соответствующего судебного постановления. В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица оно обязано являться в компетентные органы государства пребывания, но ему должно ставиться как можно меньше препятствий для выполнения его функций, а судебное преследование должно быть начато в возможно короткий срок. Об аресте, задержании или возбуждении уголовного дела немедленно уведомляется глава консульского учреждения. Если эти меры приняты против него, то уведомляется представляемое государство.

Консульские должностные лица и консульские служащие (административно-технический персонал) обладают иммунитетом от юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Вместе с тем, таким лицам может быть предъявлен гражданский иск в следующих случаях:

Иск вытекает из гражданско-правового договора, заключенного сотрудником консульского учреждения в личном качестве;

Иск связан с возмещением вреда, причиненного несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным любым транспортным средством;

Иск является встречным и непосредственно связанным с основным иском, поданным в рамках дела, возбужденного самим консульским должностным лицом (консульским служащим).

Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей, однако они могут отказаться от дачи показаний по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций. Консульские должностные лица имеют право отказаться от дачи любых показаний.

Лишение работников консульского учреждения личной неприкосновенности, иммунитета от юрисдикции государства пребывания и права отказаться от дачи показаний может быть в любой момент осуществлено представляемым государством. Такой отказ от привилегий и иммунитетов должен быть явно выраженным, однако он не означает отказ от иммунитета от исполнительных действий по исполнению судебного решения. Для таких действий нужен отдельный отказ.

Как правило, консульские должностные лица, консульские служащие и проживающие с ними члены их семей освобождаются от всех обязанностей иностранцев по регистрации и получению разрешения на жительство и на работу в государстве пребывания. Однако этой привилегии лишены те консульские служащие, которые не находятся на постоянной службе в государстве пребывания или которые занимаются в государстве пребывания частной деятельностью.

Консульские должностные лица и консульские служащие, а также проживающие с ними члены их семей обладают фискальным (налоговым) иммунитетом. Они освобождены от уплаты любых налогов, за исключением косвенных налогов, налогов на частное недвижимое имущество, на наследственное имущество, на частный доход в государстве пребывания, сборов за конкретные виды обслуживания, регистрационных, судебных пошлин, гербовых сборов и т.п. Работники обслуживающего персонала консульского учреждения освобождены от налогов на получаемую ими заработную плату.

Таможенные привилегии консульских работников заключаются в праве беспошлинного провоза предметов, предназначенных для официального пользования консульским учреждением, а также предназначенных для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, включая предметы первоначального обзаведения. Консульские служащие освобождаются от таможенных пошлин только в отношении предметов, ввезенных во время их первоначального обзаведения.

Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, который следует вместе с этими лицами, освобождается от таможенного досмотра. Однако досмотр допускается в присутствии соответствующего лица при серьезных основаниях полагать, что в багаже содержатся предметы, не предназначенные для официального или личного пользования, а также ввоз и вывоз которых запрещены.

Социальное законодательство государства пребывания не распространяется на служебную деятельность работников консульских учреждений. Однако в случае, если сотрудник консульского персонала нанимает частных домашних работников, для него постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, обязательны.

Государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей (реквизиции, контрибуции и военного постоя).

Прекращение привилегий и иммунитетов работников консульских учреждений происходит:

С момента, когда лицо, функции которого прекращены, оставляет государство пребывания;

С момента, когда истек разумный срок для оставления государства пребывания таким работником.

В отношении действий, совершаемых консульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения каким-либо сроком.

Обязанность предоставления необходимых иммунитетов консульским должностным лицам лежит также на третьих государствах, через территорию которых такие лица следуют к месту назначения или возвращаясь в представляемое государство. Кроме того, третьи государства должны обеспечить неприкосновенность следующей через них официальной корреспонденции консульских учреждений.

Все лица, пользующиеся консульскими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Консульские помещения не должны использоваться в целях, не совместимых с выполнением консульских функций. Работники консульских учреждений должны соблюдать требования законодательства государства пребывания о страховании от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием транспортных средств.

Штатные консульские должностные лица не должны заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью в целях получения личных доходов. В противном случае соответствующее лицо (консульский служащий или работник обслуживающего персонала) и члены его семьи не вправе пользоваться какими-либо привилегиями и иммунитетами.

В большинстве случаев консульские функции осуществляются лицами, являющимися гражданами представляемого государства и находящимися на его государственной службе (штатными консульскими должностными лицами). Однако международное право допускает осуществление консульских функций нештатными (почетными) консулами и лицами, являющимися гражданами государства пребывания. Конвенция 1963 года содержит определенные положения, касающиеся статуса, привилегий и иммунитетов таких лиц и возглавляемых ими консульских учреждений.

Согласно статье 68 Конвенции, институт почетных консульских должностных лиц носит факультативный характер: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консулов. Например, Республика Казахстан признает институт почетных консулов. В пункте 3 статьи 1 Консульской конвенции между Республикой Казахстан и Венгерской Республикой от 9 марта 1995 года сказано, что стороны признают существование двух категорий консульских должностных лиц: штатные и почетные. При этом на почетных консулов и возглавляемые ими консульские учреждения положения казахстанско-венгерской Конвенции распространяются в увязке с положениями Венской конвенции 1963 года.

В большинстве случаев почетными консулами назначаются лица из числа граждан страны пребывания (нередко - выходцев из представляемого государства), которые пользуются у себя в стране авторитетом, имеют безупречную репутацию и прочные торгово-экономические связи с представляемым государством. Это, как правило, крупные бизнесмены, хорошо знающие внутригосударственное законодательство и особенности межгосударственных отношений двух стран. Институт почетных консулов позволяет экономить средства представляемого государства. Почетные консульские должностные лица не получают от него жалованья: их вознаграждением являются платежи и сборы, получаемые за оказание консульских услуг. Больше всего деятельность почетных консулов распространена в практике государств Латинской Америки, США, Великобритании, России, Греции и в скандинавских государствах.

Консульские учреждения, возглавляемые почетными консульскими должностными лицами, пользуются большинством консульских привилегий и иммунитетов. Вместе с тем, на них не распространяются нормы Конвенции, гарантирующие неприкосновенность консульских помещений, имущества, средств передвижения, архивов и документов, а также освобождающие консульские помещения от налогов. Однако государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений учреждения, возглавляемого почетным консулом, от всякого вторжения или нанесения ущерба. Неприкосновенность архивов и документов таких учреждений гарантируется государством пребывания только в том случае, если они хранятся отдельно от любых других бумаг и документов, в том числе от частной корреспонденции главы консульского учреждения. Таможенными привилегиями консульские учреждения, возглавляемые почетными консулами, пользуются только при ввозе строго определенных видов имущества: государственных гербов, флагов, печатей, штампов, книг, канцелярского оборудования и т.п.

Нештатные консулы не обладают личной неприкосновенностью. Единственное, чего требует Конвенция в случае возбуждения против них уголовного дела - это оказания уважения и создания как можно меньше препятствий для выполнения консульских функций. В случае задержания или ареста почетного консула судебное преследование против него должно начаться в возможно короткий срок.

Почетные консулы (кроме тех, кто занимается в государстве пребывания коммерческой деятельностью) освобождаются от обязанностей по регистрации и получению разрешения на жительство. Все почетные консулы освобождаются от любых трудовых, государственных и военных повинностей, а также от уплаты налогов за вознаграждение и зарплату, получаемые от представляемого государства за выполнение консульских функций.

Институт почетных консулов Республики Казахстан регулируется статьями 87-89 Консульского устава, а также Положением Министерства иностранных дел № 254.. В соответствии с ними, Министерство иностранных дел Республики Казахстан по соглашению с государством пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетным (нештатным) консулам. Почетными консулами могут быть как граждане Республики Казахстан, так и иностранцы. Функции и полномочия почетных (нештатных) консулов определяются Министерством иностранных дел Республики Казахстан. Почетные (нештатные) консулы не состоят на государственной службе Республики Казахстан. Например, в сентябре 2005 года было открыто почетное консульство Республики Казахстан в Измире (Турция).

Статья 22 Конвенции 1963 года предусматривает, что в принципе консульские должностные лица должны быть гражданами представляемого государства. Консульские должностные лица из числа граждан государства пребывания могут назначаться только с определенно выраженного согласия этого государства, причем такое согласие в любой момент может быть аннулировано.

Если консульским должностным лицом является гражданин государства пребывания или постоянно проживающее в нем лицо, оно пользуется только иммунитетом от юрисдикции и личной неприкосновенностью и только в отношении официальных действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Что же касается привилегий и иммунитетов таких консульских служащих (то есть административно-технического персонала), работников обслуживающего персонала и членов семей консульских должностных лиц - граждан государства пребывания, то они могут пользоваться какими-либо правовыми преимуществами только в той степени, в какой они предоставлены им государством пребывания. Это означает, что государство пребывания само решает вопрос о предоставлении привилегий и иммунитетов таким лицам и об их объеме.

Согласно статье 5 Консульской конвенции между Республикой Казахстан и Венгерской Республикой, консульские должностные лица обязательно должны быть гражданами представляемого государства. Вместе с тем, с согласия государства пребывания на консульские должности могут быть назначены его граждане или граждане третьего государства.

В законодательстве Республики Казахстан (уголовно-процессуальном, таможенном, административном) закреплены нормы, предусматривающие необходимые привилегии и иммунитеты работников консульских учреждений иностранных государств.

Различают привилегии и иммунитеты консульских представи­тельств и их сотрудников.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств сле­дующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавли­вает ограничение неприкосновенности консульских представи­тельств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожар­ная оговорка» отсутствует.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защи­ты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представи­тельств следующие:

2) Консульское представительство может беспрепятственно сно­ситься со своим правительством, дипломатическим представительст­вом и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполни­тельных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пре­бывания.

5) Архивы и документы консульского представительства непри­косновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкос­новенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуют­ся личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задер­жанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» оп­ределяется по законодательству страны пребывания (Венская кон­венция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в от­дельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.


2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетель­ских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выпол­нением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представитель­ства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме слу­чаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности консульского агента за пределами его официаль­ных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглаше­ния, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатичес­ким

31. Контрмеры - это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение

Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида - санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.

Содержание - Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.

Условия - Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.

Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.