«История светофора. История светофора

Знаете сколько лет светофору? Почти сто! 5 августа 1914 года родился светофор. В этот день отмечают Всемирный день светофора, однако впервые это изобретение явилось миру значительно раньше, но как это часто бывает - первый блин вышел комом.

В середине позапрошлого века на улицах больших городов творился форменный беспредел: грузовые тележки, коляски, конные повозки, животные, пешеходы и чудо техники - машины на паровом двигателе - все передвигались, как им вздумается, и часто наезжали друг на друга. Обстоятельные англичане первыми озаботились дорожным вопросом. И вот 10 декабря 1868 года главную площадь Лондона у строения английского парламента «украсил» светофор. Это шестиметровое несимпатичное сооружение, имевшее лишь отдаленное сходство с современным элегантным «праправнуком» сконструировал механик Найт, сотрудник железнодорожного ведомства.

Сложная конструкция оборудовалась парой семафорных «крыльев», которые в горизонтальном положении сигнализировали «стоп», а расположенные под 45° к низу разрешали ехать. На верхушке железного столба крепился вращающийся фонарь с газовыми трубками, имевший с одной стороны красное стекло, а с другой - зеленое. В основании столба располагалась ручка для поворота фонаря, а также ременной привод для управления семафорными закрылками.

Специально для этого «динозавра» выделили штатную единицу, исполнявшую сии почетные обязанности. Несмотря на всю основательность, просуществовал светофор всего 3 недели. 2 января 1869 года газовые трубки в фонаре взорвались, травмировав дежурного полицейского. Бедняга от полученных повреждений умер в клинике. Светофор убрали, больше никто не хотел рисковать. И светофорную тему в обществе тоже закрыли, более чем на полвека.

Но конечно славные энтузиасты в одиночку продолжали технические разработки. И в 1910 году американец Эрнст Сиррин получил патент и установил в Чикаго первый светофор, работающий без участия человека. Правда, он функционировал только днем, потому что не имел подсветки. На двух автоматически сменяющих друг друга панелях было написано «Stop» и «Prossed».

В 1912 году появился первый электрический светофор. Его изобрел подающий надежды молодой полицейский Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити. Это был большой деревянный ящик, имевший крышу с уклоном и два округлых окошка, в которых виднелись стекла - красное и зеленое. Внутри «скворечника» находились две лампы. Эта конструкция возвышалась на внушительном шесте, по которому вились провода, соединяющие лампочки и «пульт управления», который находился на земле в тележке. Сейчас, возможно, эта махина смотрелась бы нелепо, но тогда - она вполне успешно функционировала и вызывала восхищение.

Вот мы и приблизились, наконец, ко дню, когда, по мнению специалистов, родился настоящий светофор. Это произошло 5 августа 1914 года в Кливленде. Предприниматель Гаррет Морган вскоре после приобретения машины, на себе лично ощутивший все «прелести» дорожного движения, пораскинул мозгами и изобрел светофор. Он был похож на железнодорожный семафор, отличаясь лишь тем, что каждый из двух цветов теперь загорался автоматически с определенным интервалом времени. Позже Гарриет Морган запатентовал свое детище, только почему-то удалось ему это лишь в 1923 году.

Далее развитие светофора начало двигаться вперед семимильными шагами. Неподалеку от места установки поставили будку с полицейским, следившим за работой светофора. При смене цветов была предусмотрена подача звукового сигнала, издаваемого полицейским при помощи свистка. Но нетерпеливым водителям этого было мало, они не хотели ждать: подъезжая к светофору на красный свет - они гудели в специальный рожок, и услышав звук, полицейский переключал свет на зеленый. До поры до времени все это было приемлемо, но автомобилей становилось все больше, каждый желающий дудел на свой лад, не исключая и сидевшего на своем посту полицейского. Гул дорожного движения нарастал, и звуки тонули во всеобщей какофонии, создавая хаос. Надо было срочно что-то делать. И вот в 1918 году светофор обрел третий «глаз» - желтого цвета. Сначала такую модель поставили в Нью-Йорке, затем в Детройте, Париже, Гамбурге… А до нас дошла очередь 15 января 1930 года, первый советский светофор установили в Ленинграде, а к концу года - и в Москве.

По нынешний день принцип работы светофора практически не изменился. Естественно, он постоянно совершенствуется, видоизменяется. Например, в первоначальных моделях верхний сигнал был зеленого цвета, однако позже это место занял красный. Со временем светофоры стали оборудоваться звуковым сопровождением для слепых, кнопкой для пешеходов, предоставляющей им возможность самостоятельно переключать цвета. Сигнальные экраны стали выполняться в специальных цветовых гаммах, которые улавливаются людьми с нарушениями зрения и с особенностями восприятия цвета. То есть, конечно, светофоры имеют общепринятые цвета, но в красный добавлен оранжевый, а в зеленый - синий. Очень удобны модели с обратным посекундным отсчетом, по которому можно сориентироваться, когда сменится цвет. Еще созданы реверсивные светофоры, с дополнительным лунно-белым окошком... А итальянские ученые разработали сенсорный светофор, который сам будет решать, когда переключаться. В данный момент проводятся его испытания.

Светофоры достаточно дороги - один объект, в зависимости от оснащения, обходится казне в 30 - 80 тысяч долларов. Интересно, предполагал ли такие масштабы незадачливый житель деревеньки Гороховка, что поблизости от Бобруйска, стащивший пешеходный светофор, в надежде продать его или, на худой конец, обменять на выпивку. Но то ли покупатель нынче слишком жадный пошел, то ли никому в хозяйстве светофор не надобен, а поймали вскоре воришку с поличным у себя дома, теперь «шьют» уголовное дело, понимаешь…

Да, вот еще кое-что! Один российский новатор выдвинул идею: светофор с четырьмя окошками: зеленый - ехать; желтый - приготовиться; красный - стоп; ярко-красный - «все, теперь уже точно стоп!». Судя по сегодняшней обстановке на наших дорогах, думаю, проект заслуживает внимания

История светофора начинается в Англии в 1868 году. Хотя первый дорожный «регулировщик» просуществовал недолго, он внес свой вклад в развитие системы. Появление светофора связано с развитием железных дорог — свои «регулировщики» или семафоры там появились раньше, чем на дорогах, предназначенных для автомобилей. Первый светофор был установлен на одном из центральных перекрестков Лондона — рядом со зданием Британского парламента. У светофора было два режима работы: дневной и ночной.

Первый светофор появился в Англии возле здания Парламента в 1868 году

В светлое время суток работали своеобразные стрелки — если они находились в горизонтальном положении, это означало, что движение запрещено, если стрелки были повернуты вниз примерно на 45 градусов, это означало, что автомобили могли двигаться с осторожностью. В ночном режиме работал вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зеленого цветов. Управлялся этот механизм вручную полицейским, который находился рядом. Однако просуществовал этот светофор всего около года, однажды ночью он взорвался. В результате этого инцидента пострадал постовой, и это, несмотря на то, что газовый фонарь находился на высоте около 6 метров. Устройство было признано ненадежным и запрещено. До следующего светофора Англии пришлось ждать почти полвека.

Между тем, необходимость в регулировании дорожного движения ощущалась и в других странах. Возможно, особенно остро это чувствовалось в США благодаря «стараниям» Генри Форда. Количество автомобилей на улицах американских городов стремительно увеличивалось, а пересечение перекрестков становилось все более сложным, как для автомобилистов, так и для пешеходов.

В 1910 году — спустя 40 лет после светофора в Англии, Эрнст Сирин патентует «автоматический светофор». Отличие этой конструкции заключается в том, что переключаться он может без непосредственного участия человека, а привычных красного и зеленого сигналов там не было, вместо них были таблички: Proceed и Stop. В 1914 году в США регистрируется первая светофорная компания. В Кливленде устанавливают систему из 4 электрических светофоров. Однако, как и прежде, они управляются полицейским из будки, установленной рядом. Кстати, третий сигнал светофора «желтый» добавился лишь в 20-х годах прошлого века.

Интересный проект был реализован в те годы в Нью-Йорке. Там на 5-й авеню были установлены башни для регулировки движения. Они выглядели как высокие будки с сигналами трех цветов, в которых сидел полицейский и переключал кнопками светофор.

Башня со светофором, установленная на 5-ой авеню в Нью-Йорке в 1920-х годах

Вначале башни были деревянными, более поздние были построены из литой бронзы, смонтированной на крепком стальном каркасе. В середине 20-х годов, систему светофоров удалось автоматизировать, и башни с полицейскими стали больше не нужны.


Светофоры, которые пришли на замену «башням» в США

В 1920—1930 годах светофоры появляются и в Европе. В СССР первый такой «регулировщик» был установлен в 1930 году в Ленинграде, чуть позже он появился в Москве, а еще через несколько лет практика распространилась и на другие города.


Регулировщица с аккумуляторным светофором. 1943 год. Фото из архива музея Госавтоинспекции МВД России

Что же касается цветов, то существовали различные варианты. Так, например, красный всегда использовался для обозначения сигнала «стоп». Этот цвет всегда и везде ассоциировался с опасностью, поэтому его выбор выглядел логичным. А, вот, для «разрешающего» сигнала подчас использовали белый.

Первый светофор в СССР был установлен в 1930 году в Ленинграде

Впрочем, через несколько лет, этот вариант был признан неудачным и его заменили на зеленый. Что касается порядка, в котором расположены сигналы, то в нашей стране изначально зеленый сигнал находился сверху, а красный внизу. Ситуация изменилась после того, как СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Ежедневно и водители и пешеходы сталкиваются с таким изобретением человечества, как светофор. С детства все знают, для чего нужен этот прибор, и на какой свет можно осуществлять движение.

А вот как появился светофор, и почему были взяты именно такие цвета, известно не каждому.

Первый светофор

Первый прибор, призванный регулировать движение на проезжей части, появился в далеком 1868 году. Создателем устройства стал инженер Джон Пик Найт, который занимался разработкой железнодорожных семафоров.

Светофор был установлен в Лондоне, недалеко от здания парламента, и выглядел он совсем не так, как современные модели – у прибора имелись две семафорные стрелки, которые в горизонтальной позиции означали «стоп», а опущенные под углом в 45 градусов – «движение аккуратно, с осторожностью».

В условиях плохой видимости, в том числе и ночью, использовался еще и крутящийся фонарь, работавший на газу и подававший красные и зеленые цветовые сигналы.

Прибор имел ручное управление и, к сожалению, полицейский, управлявший устройством, получил ранение от взорвавшегося газового фонаря.

Таким образом, первый светофор проработал всего-навсего около трех недель, а идея регулировки движения посредством светофора не применялась еще 40 лет.

Светофор с автоматическим переключением

В следующий раз о светофоре вспомнили только в 1910 году. Именно тогда Эрнстом Сиррином была спроектирована и запатентована система автоматического переключения светофора. Однако этот прибор работал без подсвечивания и имел две надписи: Stop и Proceed.

Спустя два года в США Лестером Вайером был изобретен прибор, который визуально походил на современный светофор, потому как имел два круглых сигнала, светящиеся зеленым и красным цветами.

Первое оснащение перекрестка светофорами состоялось в Кливленде в 1914 году. Тогда было установлено сразу несколько светофоров, переключаемых полицейским из специальной будки, расположенной неподалеку. Приборы поочередно загорались то красным, то зеленым цветом и издавали звуковой сигнал.

Интересно, что первой страной в Европе, в которой были освоены светофоры, стала Франция , там приборами начали пользоваться с 1920 года. А вот в Англию, страну, где был изобретен первый светофор, усовершенствованные светофоры добрались лишь через семь лет.

Первые светофоры с тремя фонарями

С трехцветным прибором автомобилисты и пешеходы познакомились только в 1920 году. Светофоры с использованием дополнительного желтого сигнала были установлены в Детройте и Нью-Йорке.

В Советском Союзе эксплуатация светофоров началась с 1930 года. Первое устройство появилось в Ленинграде, а затем в Москве.

Выбор цветов светофора

Многие считают, что цвета для светофора были выбраны в связи с эмоциональными ассоциациями большинства людей:

  • красный воспринимается, как цвет опасности,
  • желтый – способствует концентрации внимания,
  • зеленый олицетворяет умиротворение и спокойствие.

Надежда Зайцева

Красочная цветная презентация по ПДД. Материал подойдет для занятий в старшей и подготовительной группах.

Презентация поможет педагогам сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным, а правила дорожного движения запомнятся легче, так как материал представлен

наглядном виде.

1 слайд - название.

2 слайд - определение. Светофор - это ,оптическое устройство, подающее световые сигналы , регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пеше­ходных переходах.

3 слайд - После того как во второй половине XIX века на дорогах вместе с конными экипажами появились первые автомобили, возникла необходимость упорядочить движение транспортных средств- слишком разная была скорость и мобильность

4 слайд - Первый прибор появился ещё в 1868 году у здания английского парламента в Лондоне. Создал его железнодорожный инженер Джон Пик Найт. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки : поднятые горизонтально означали сигнал «стоп» , а опущенные под углом в 45° - движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного (запрещающий) и зелёного (разрешающий движение) цветов.

5 слайд - Но 2 января 1869 года произошла трагедия- это устройство взорвалось, когда приставленный к нему полицейский пытался его повернуть. Полицейский получил серьезные травмы и после этого идея регулирования движения была реализована только через 40 лет.

6 слайд - Но 2 января 1869 года произошла трагедия- это устройство взорвалось, когда приставленный к нему полицейский пытался его повернуть. Полицейский получил серьезные травмы и после этого идея регулирования движения была реализована только через 40 лет. Эта система не использовала подсветки , что затрудняло её использование в тёмное время суток.

7 слайд - В 1914 году в Америке появился первый электрический светофор .

Он работал при помощи электроэнергии и сигналы подавал электрическими лампочками. Светофор имел два круглых сигнала, красного и зелёного цвета. Командовал сигналами светофора регулировщик , который вместо желтого сигнала подавал предупреждающий звуковой сигнал свистком.

8 слайд - В 1920 ГОДУ трёхцветные светофоры с использованием жёлтого цвета были установлены в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретения были Уильямс Поттс и Джон Харрис.

9 слайд - Первые трёхцветные светофоры на дорогах

10 слайд - В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. В Москве эту систему регулирования дорожного движения установили 30 декабря 1930 года. Разместили её на углу Петровки и Кузнецкого моста.

Третьим городом, оснащённым светофором , стал Ростов-на-Дону.

11 слайд - Московский светофор . Конструкция светофора того времени была выполнена в виде циферблата часов, где стрелка указывала на цветное поле зеленого, желтого и красного цветов.

ФАКТ : расположение цветов в этой конструкции было не обычным, а перевёрнутым : сверху шёл зеленый, потом жёлтый и красный цвета.

В 1949 г было введено единое размещение огней светофора : красный – вверху, желтый – в центре зеленый – внизу.

12 слайд - Он легко, без напряженья

(Только глазом подмигнет,

Регулирует движенье

Тех, кто едет и идет!

13 слайд - Светофор зажегся красным ,

И пошёл поток машин,

Значит, станет путь опасным!

На дорогу не спеши!

14 слайд - На машины, на дорогу

Повнимательней гляди!

И постой еще немного :

Будет желтый впереди.

15 слайд - Ну а после загорится,

Как трава, зеленый свет !

Нужно снова убедиться,

Что машины рядом нет.

16 слайд - Осмотри дорогу слева,

Следом справа посмотри.

И, иди по «зебре» смело,

Светофор благодари !

17 слайд - виды автомобильных светофоров

18 слайд - виды железнодорожных светофоров

19 слайд - Светофоры для маршрутных транспортных средств - трамваев, автобусов, троллейбусов.

Движение прямо разрешается только при одновременном включении нижнего и верхнего среднего сигналов; поворот направо - только при одновременном включении нижнего и верхнего правого; поворот налево, а также разворот - только при одновременном включении нижнего и верхнего левого. Если включены три верхних сигнала, а нижний выключен, то движение запрещено.

20 слайд - светофоры для пешеходов .

21 слайд - светофор для велосипедистов .

22 слайд - Красный цвет заметнее. Он призывает к осторожности, сдерживает нас. Поэтому красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.

23 слайд - Жёлтый цвет напоминает нам солнышко, которое может быть и другом, и врагом (если перегреться) . Солнышко как бы предупреждает : «Внимание! Будь осторожен, не торопись!»

24 слайд - Зелёный цвет – зелёные поля, леса, луга. Этот цвет связан с покоем и отдыхом. Это безопасность.

25 слайд - мультик про светофор и машины

26 слайд - День и ночь несёт дозор,

У дороги светофор .

Он цветами своих глаз

От беды спасает нас.

Аккуратно, не спешим,

Не несёмся, не бежим!

Подождав совсем немного

Мы идём через дорогу!

Публикации по теме:

Конспект занятия «История моего города, история моей страны» Занятие на тему: «История моего города. История моей страны». Цель: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.

Наша группа расположена на втором этаже детского сада. У меня давно была идея соорудить "действующий" светофор, при помощи которого можно.

«День рождения светофора» (подготовительная к школе группа)Здравствуйте ребята! Мы с вами встретились чтобы поговорить на очень важную тему.

Конспект занятия «Три сигнала светофора» Конспект занятия «Три сигнала светофора». /Для детей 2 младшей группы/ Цель. Создание условий для формирования у детей устойчивых навыков.

Конспект занятия «В гостях у светофора» Ведущая: «Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о светофоре и правилах дорожного движения. Дети, к нам кто-то стучится». Вбегает Буратино.

Современного человека в его жизни окружает множество бытовых предметов, которые кажутся ему настолько привычными и неизменными, что он даже не задумывается о том, что их когда-то не было, и что их кто-то создал. Сказанное в полной мере относиться и к такому привычному всем прибору как светофор. Его история началась давно, и пока он приобрёл знакомый нам всем облик, прошло немало времени.

Появление первого светофора

Первый прибор, предназначенный для регулирования дорожного движения при помощи подачи его участникам специальных сигналов, появился ещё в 1868 году. Именно тогда у здания английского парламента в Лондоне был установлен такой аппарат.

Создал его железнодорожный инженер Джон Пик Найт, который использовал для этого свой опыт работы с железнодорожными семафорами, которые работали по схожему со светофором принципу.

Естественно, что первый экземпляр светофора не был похож на современных его собратьев. Так управлялся он вручную, а его конструкция была самой простейшей: две семафорные стрелки, могущие свободно перемещаться в вертикальной плоскости.

При этом стрелка в горизонтальном положении обозначала требование остановки, а если она приподнималась вверх до 45 градусов, это означало предупреждение о том, что бы участники дорожного движения передвигались бы с максимальной осторожностью.

Ночью светофор использовал для своей работы газовый фонарь с цветной подсветкой, при этом красный свет означал приказ остановиться, а зелёный – разрешение продолжить дальнейшее движение.

Первый в истории человечества светофор был установлен на шесте длинной шесть метров и предназначен он был для облегчения перехода пешеходам дороги и его сигналы предназначались не для них, а для едущих по проезжей части транспортных средств.

К сожалению, судьба первого светофора сложилась неудачно: в 1869 году газовый фонарь в нём взорвался и ранил управлявшего им полицейского. После этого происшествия его демонтировали и в течении следующих 50-ти лет в Лондоне не было установлено ни одного светофора.

Создание автоматических светофоров

Главным недостатком первых светофоров было то обстоятельство, что для управления ими требовался человек. Понятно, что при таких обстоятельствах нельзя было обеспечить светофорами большое количество улиц в городах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматических устройств для регулирования дорожного движения.

Считается, что первую подобную систему создал Эрнст Сирин, получивший на неё в 1910 году. При этом она использовала систему табличек с надписями «Stоp» и «Prоceed», которые, соответственно, запрещали и разрешали движение. Эта система не использовала подсветки, что затрудняло её использование в тёмное время суток.

В современном же виде светофор был создан в 1912 году изобретателем из штата Юта Лестером Вайром. Он уже работал на электричестве и имел два светильника круглой формы зелёного и красного цвета. Правда, свою конструкцию Вайр не запатентовал.

Однако массовое использование светофоров на улицах городов началось тогда, когда 5 августа 1914 года в Кливленде, штат Огайо, Американской светофорной компанией было установлено сразу четыре светофора. Располагались они на перекрестке 105 улицы и авеню Эвклида, а их создателем был Джеймс Хог.

Эти аппараты так же имели два электрических фонаря, при этом при переключении они издавали звуковой сигнал. Управлял работой аппарата полицейский, находящийся в специальной стеклянной будке, стоящей на перекрёстке.

Аппараты, же имеющие привычную нам трехцветную цветовую схему, появились значительно позднее, в 1920 году на улицах Нью-Йорка и Детройта. Их создателями были Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс.

Европа несколько отставала от США в процессе «светофоризации» и первый электрический светофор там появился во Франции в 1922 году, а Англии это устройство было установлено только в 1927 году.

В Стране Советов первый светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде. Поставили его на перекрёсток Невского и Литейного проспектов. В столице же страны эту систему регулирования дорожного движения установили несколько позже - 30 декабря того же 1930 года. Разместили её на углу Петровки и Кузнецкого моста. Третьим городом, оснащённым светофором, стал Ростов-на-Дону.


Все эти светофоры устанавливались в порядке эксперимента и после его завершения в одной только Москве к концу 1933 года было смонтировано около ста таких приборов.

При этом светофоры того времени отличались от привычных нам тем, что они использовали принцип работы механических часов, где стрелка указывала не на время, а на цветное поле, обозначающее режим движения. Их достаточно быстро заменили на знакомые нам электрические фонари с вертикальным расположением светильников, однако и они были не такие как мы привыкли. Дело в том, что расположение цветов в этой конструкции было не обычным, а перевёрнутым: сверху шёл зеленый, потом жёлтый и красный цвета.

Само же слово «светофор» вошло в русский язык в 1932 году, когда его включили в Большую советскую энциклопедию.

Устройство современных светофоров

Современные нам светофоры являются достаточно сложными устройствами и состоят из собственно светофора со светильниками, контроллера дорожной сигнализации, а так же датчиков транспортных средств. Устанавливаются они на специальных столбах и опорах на перекрёстках и вдоль автомобильных дорог.

Управляет современным светофором компьютер, который выбирает и синхронизирует направления движения согласно постоянно меняющейся дорожной обстановки. При этом датчики движения фиксируют движущиеся по трассе транспортные средства, задавая им ритм езды при помощи световых сигналов.

В крупных городах светофоры объединены в крупные автоматизированные системы по управлению дорожным движением, которые могут создавать такие достаточно сложные эффекты как, например, «зелёная волна».

Дальнейшие пути развития светофора как средства управления дорожным движение будут лежать в области развития искусственного интеллекта, который, со временем, сможет взять на себя все функции регулирования транспортных потоков, полностью исключив из этого процесса человека.