Изучение готовности к риску. Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта) Тест личностной готовности к риску шуберта

Методика позволяет оценить степень готовности к риску . Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок. Исследования также показали, что:

  • с возрастом готовность к риску падает;
  • у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
  • у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
  • у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
  • с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
  • в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Инструкция к тесту
  • «полностью согласен», «безусловное да»: +2 балла;
  • «больше да, чем нет»: +1 балл;
  • «ни да, ни нет», «нечто среднее»: 0 баллов;
  • «больше нет, чем да»: -1 балл;
  • «полностью не согласен»: -2 балла.
Тестовый материал
  1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжело больному человеку?
  2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
  3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?
  4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
  5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
  6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?
  7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?
  8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
  9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
  10. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?
  11. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.

    Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

    Показатели уровня готовности к риску:
  • Меньше -30 баллов – низкий.
  • -10…+10 баллов – средний.
  • Свыше 4-20 баллов – высокий.

Назначение . Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимает­ся как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Инструкция. Оцените степень своей готовности совершать действия при ответе на каж­дый из 25 вопросов. Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по следующей схеме: "полностью согласен», «безусловное да» +2 балла; «больше да, чем нет» -+1 балл; «ни да, ни нет», «нечто среднее» - 0 баллов; «больше нет, чем да» -1 балл; «полностью не согласен» -2 балла.

Вопросы

1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее ока­зать необходимую медицинскую помощь тяжело больному человеку?

2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опас­ной и длительной экспедиции?

3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости бо­лее 100 км/ч?

5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фаб­ричную трубу?

10. Моглии бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Пскова до Москвы?

15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно пережил тяжелее дорожное происшествие?

16. Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постель­ным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движу­щегося со скоростью 50 км/ч?

19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людь­ми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?

20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высо­ковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?

24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

Показатели уровня готовности к риску:

Меньше -30 баллов - низкий.

10...+10 баллов - средний,

Свыше 4 - 20 баллов - высокий.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (за­щите).


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Опросник “Степень хронического утомления”

Данная методика предназначена для диагностики доклинических степеней хронического утомления, которое в своих крайних формах переходит в разряд патологических состояний (различные формы астенического синдрома, неврозов и др.), что требует ме­дицинского вмешательства.

Хроническое утомление даже на ранних стадиях своего развития существенно снижает работоспособность человека, а в выраженных степенях приводит к затруднению выполнения даже хорошо знако­мой работы и в крайних степенях - к полному срыву деятельности.

Отличительной чертой хронического утомления является его длительное “подспудное” накопление, которое проявляется чаще всего только в различных субъективных жалобах и недомоганиях. Оно долгое время не имеет объективно регистрируемых проявле­ний. При сильных степенях хронического утомления распад дея­тельности и ухудшение здоровья могут проявиться в форме мас­сированного “обвала”.

Поэтому своевременная диагностика развития хронического утомления чрезвычайно важна для организации профилактичес­ких и коррекционных мероприятий по поддержанию общей тру­доспособности человека.

Данная методика представлена в виде традиционного опросника, который включает 36 развернутых утверждений, соответ­ствующих наиболее типичным проявлениям хронического утом­ления в разных сферах жизнедеятельности. Они могут быть под­разделены на четыре основные группы симптомов, включающих:

симптомы физиологического дискомфорта (п. 3, 9, 10, 11, 13, 1б, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 32);

снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт (п. 1, 4, 5, 8, 19, 20, 21, 34, 35, 36);

нарушения в эмоционально-аффективной сфере (п. 2, 7, 15, 18, 22, 30);

снижение мотивации и изменения в сфере социального обще­ния (п. 6, 12, 14, 28, 33).

Формулировки симптомов хронического утомления даны как в прямой, так и обратной форме. Опросный лист, предлагаемый испытуемому для заполнения, представлен ниже.

Для оценки наличия признаков хронического утомления ис­пытуемый может использовать три варианта ответов - согласен сутверждением (ответ “Да”), не согласен (ответ “Нет”) и не уверен в четком выборе (ответ “Да-Нет”). Полученные ответы по каж­дому пункту методики переводятся в трехбалльную оценочную шка­лу с учетом типа формулировки утверждения:

Основным показателем выполнения методики является индекс хронического утомления (ИХРУ), который подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам опросника. Значения ИХРУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 72 баллов. Для вынесения диагно­стического суждения о степени хронического утомления исполь­зуются следующие градации ИХРУ:

Для более полной качественной интерпретации результатов целесообразно также подсчитать удельный вес разных групп симп­томов в общем индексе хронического утомления (см. выше). По­скольку количество утверждений, входящих в разные группы симп­томов, неодинаково, то имеет смысл подсчитать процентное от­ношение набранньк по соответствующим пунктам опросника бал­лов к их максимально возможному числу:

симптомы физиологического дискомфорта - 15 пунктов, mах = 30 баллов;

снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт - 10 пунктов, mах = 20 баллов;

нарушения в эмоционально-аффективной сфере - б пунктов, mах =12 баллов;

снижение мотивации и изменения в сфере социального обще­ния - 5 пунктов, mах = 10 баллов.

Преобладание той или иной группы симптомов свидетельству­ет о глубине соматизации негативных последствий хронического утомления и указывает на сбои в работе тех регуляторных меха­низмов деятельности, которые прежде всего нуждаются в коррек­тировке.

Так же как и уровень личностной тревожности, степень разви­тия хронического утомления является важным опосредующим фак­тором, который обусловливает особенности актуального ФС. Об­щая астенизация организма связана с истощением адаптацион­ных ресурсов человека, что существенно ограничивает возможно­сти человека адекватно реагировать на профессиональные нагруз­ки. Она приводит также к необходимости актуализировать в дея­тельности резервные ресурсы, что усугубляет эффекты перенап­ряжения и истощения.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и соотнесите его с тем, как вы себя обычно чувству­ете в течение последних нескольких месяцев. Если оно совпадает с типичными для вас ощущениями - зачеркните ответ “Да”, в противном случае - зачеркните ответ “Нет”. Если вы затрудняетесь в выборе от­вета, подчеркните оба предложенных варианта “Да-Нет”.

1. Чаще всего у меня хорошее самочувствие да - нет

2. Я стал(а) раздражительным да - нет

3. В последнее время я стал (а) хуже видеть да - нет

4. Я стал(а) забывчивым да - нет

5. После работы я чувствую себя разбитым(ой) да - нет

6. Мне нравится работать в коллективе да - нет

7. У меня часто бывает подавленное настроение да - нет

8. Я чувствую постоянную тяжесть в голове да – нет

9. У меня отекают ноги да - нет

10. У меня бывают головокружения да - нет

11. У меня бывает ощущение, что мне трудно вздохнуть да -нет

12. Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу и уйти домой да -нет

13. После сна я обычно встаю вялым(ой) и плохо отдохнувшим(ей) да - нет

14. Мой рабочий день обычно пролетает незаметно да - нет

15. Я стал(а) часто ссориться со своими близкими да - нет

16. После пробуждения я засыпаю с трудом да - нет

17. Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах да -нет

18. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым раньше я относился(лась)спокойно да-нет

19. Я стал (а) вялым и безразличным да -нет

20. Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые нужно сделать

Сегодня да -нет

21. В последнее время мне стало трудно работать да- нет

22. У меня ровный и спокойный характер да - нет

23. Меня мучают боли в висках и во лбу да -нет

24. У меня часто бывают приступы сердцебиений да - нет

25. Когда я работаю, у меня почти все время болят спина и шея да -нет

26. У меня часто возникает ощущение тошноты да - нет

27. У меня часто болит голова да -нет

28. Моя работа мне перестала нравиться да - нет

29. Я постоянно хочу спать днем да -нет

30. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер да -нет

31. Когда я читаю, мне приходится напрягать глаза да -нет

32. Чаще всего у меня беспокойный сон да -нет

33. Я с удовольствием прихожу на работу да -нет

34. Я все время чувствую себя усталым(ой) да -нет

35. В последнее время я чувствую общее недомогание да -нет

36. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком да - нет

Индекс хронического утомления


2 балла - полностью согласен, полное “да”;.

  • 1 балл - больше “да”, чем “нет”;
  • 0 баллов - ни “да”, ни “нет”, нечто среднее;
  • 1 балл - больше “нет”, чем “да”;
  • 2 балла - полное “нет”.

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов.

Результат. Меньше –30 баллов: слишком осторожны; от –10 до +10 баллов: средние значения; свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорциально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

  • с возрастом готовность к риску падает;
  • у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
  • у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
  • у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
  • с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
  • в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

Шкалы: готовность к риску

Назначение теста

Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок. Исследования также показали, что:

С возрастом готовность к риску падает;
. у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
. у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
. у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
. с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
. в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

. «полностью согласен», «безусловное да»: +2 балла;
. «больше да, чем нет»: +1 балл;
. «ни да, ни нет», «нечто среднее»: 0 баллов;
. «больше нет, чем да»: -1 балл;
. «полностью не согласен»: -2 балла.

Тест

1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжело больному человеку?
2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?
4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?
7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?
8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Пскова до Москвы?
15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно пережил тяжелое дорожное происшествие?
16. Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?
19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?
20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
22. Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?
24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.

Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

Показатели уровня готовности к риску:

Меньше -30 баллов - низкий.
. -10…+10 баллов - средний.
. Свыше 4-20 баллов - высокий.

2 балла - полностью согласен, «ДА»;

1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;

0 баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;

1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»;

2 балла - «НЕТ».

Опросник.

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию.

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Регистрационный бланк.

№ п/п -2 -1 № п/п -2 -1
Сумма баллов

Ключ.

Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к рису. Значения теста: от -50 до +50 баллов.

Интерпретация.

Меньше -30 баллов – слишком осторожны;

от -10 до +10 баллов – средние значения;

свыше +20 баллов – склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

С возрастом готовность к риску падает;

У более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

У женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

С ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;

В условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ М. ЦУКЕРМАНА

Используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различногорода применительно к подрост­кам и взрослым людям.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается ряд ут­верждений, которые объединены в пары. Из каждой пары Вам необходимо выбрать одно, которое наиболее харак­терно для Вас, и отметить его в регистрационном бланке.

Опросник.

1. а) Я бы предпочел работу, требующую многочис­ленных разъездов, путешествий.

б) Я бы предпочел работать на одном месте.

2. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день.

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

3. а) Мне не нравятся все телесные запахи.

б) Мне нравятся некоторые телесные запахи.

4. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать

на меня незнакомое воздействие.

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих

галлюцинации.

5. а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и

счастлив.

б) Я бы предпочел жить в неопределенные, смут­ные дни нашей истории.

6. а) Я не могу вынести езду с человеком, который любит скорость.

б) Иногда я люблю ездить на машине очень бы­стро, так как нахожу это

возбуждающим.

7. а) Если бы я был продавцом - коммивояжером, то предпочел бы твердый оклад, а не

сдель­ную зарплату с риском заработать мало или ничего.

б) Если бы я был продавцом - коммивояжером, то я бы предпочел работать сдельно,

так как у меня была бы возможность заработать боль­ше, чем сидя на окладе.

8. а) Я не люблю спорить с людьми, чьи воззрения резко отличаются от моих, поскольку

такие споры, всегда неразрешимы.

б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моим воззрением больше стимулируют,

чем люди, которые согласны со мной.

9. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование.

б) Страхование - это то, без чего не мог бы по­зволить себе обойтись ни один человек.

10. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.

б) Я бы хотел попробовать оказаться загипноти­зированным.

11. а) Наиболее важная цель в жизни - жить на полную катушку и взять от нее столько,

сколь­ко возможно.

б) Наиболее важная цель в жизни - обрести спо­койствие и счастье.

12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.

б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

13. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и

дисгармонич­ность.

б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

14. а) Худший социальный недостаток - быть грубым, невоспитанным человеком.

б) Худший социальный недостаток - быть скуч­ным человеком, занудой.

15. а) Я предпочитаю эмоционально - выразительных людей, даже если они немного

неуравновешенны.

б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

16. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть есть какая-то неосознаваемая

потребность причинить себе боль, вред.

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл, или ездить на нем.

Регистрационный бланк.

№ п/п Вариант ответа № п/п Вариант ответа
а б а б
а б а б
а б а б
а б а б
а б а б
а б а б
а б а б
а б а б
Сумма баллов

Ключ.

№ п/п Вариант ответа № п/п Вариант ответа
а а
а б
б а
б б
б б
б б
б а
б б
Сумма баллов

Интерпретация.

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущени­ях. Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что, в конечном счете, ведет к его личностному росту.

11-16 баллов - высокий уровень потребностей в ощущениях. Он обозначает наличие влечения, возможно, бесконт­рольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

От 6 до 10 баллов - средний уровень потребностей в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролиро­вать такие потребности, об умеренности в их удовлетворе­нии, то есть, с одной стороны - об открытости новому опыту, с другой стороны - о сдержанности и рассудитель­ности в необходимых моментах жизни.

От 0 до 5 баллов - низкий уровень потребностей в ощущениях. Он обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показате­лем предпочитает стабильность и упорядоченность неиз­вестному и неожиданному в жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональный психологический отбор является одним из путей рационального распределения кадров в системе МЧС России по специальностям и комплектации учебных заведений курсантами и слушателями на основе всесторонней оценки индивидуально – психологических свойств личности, что позволяет существенно повысить эффективность использования человеческих ресурсов и качество подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф природного и техногенного характера.

Методическое руководство содержит материалы рекомендательного характера, определяющие организацию мероприятий профессионального психологического отбора, содержание и особенности социально – психологического изучения и оценки нервно – психической устойчивости специалистов МЧС России и абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные заведения соответствующего профиля.

В руководстве представлены основные методы социально – психологического изучения личности, позволяющие оценить уровень интеллектуального развития, эмоционально – личностные качества, особенности мотивационно – волевой сферы конкретного индивида и спрогнозировать его поведение и успешность в учебной или профессиональной деятельности.