Предприятия сельского хозяйства. Значение и состав АПК

самостоятельный хозяйственный субъект, производящий сельскохозяйственную продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В рыночных условиях развитие экономики республики или отрасли, где непосредственно производится продукция, возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности, которая может осуществляться в различных организационно-правовых формах, определенных Гражданским кодексом Республики Беларусь. Выбор той или иной формы зависит от размеров первоначального капитала, масштабов предполагаемой деятельности, возможности установления партнерских отношений с другими предпринимателями, особенности налогообложения и многих других обстоятельств. Предприниматели, которых привлекает самостоятельность и независимость от непосредственных начальников или партнеров, могут зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Однако, как правило, крупные участники рынка товаров и услуг имеют статус предприятия (юридического лица). Предприятие как экономическое понятие представляет собой предпринимательскую производственную единицу, функционирующую в разных сферах деятельности и выступающую объектом собственности в виде обособленного имущественного комплекса. С позиции права в состав предприятия как имущественного комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и иное имущество. Как субъект предпринимательской деятельности предприятие осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке. С социальной точки зрения предприятие - это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей (как материальных, так и духовных) всего коллектива. Поэтому задачами предприятия являются: выплата работникам социально справедливой заработной платы, которая обеспечивала бы воспроизводство рабочей силы; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т. д. Каждое сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством продукции, характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим единством. Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Также они позволяют оказывать услуги и выполнять определенные работы на сторону с целью извлечения прибыли. Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит свое отражение в общей и организационной структуре предприятия. Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы - объемом реализуемой продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли, фондами предприятия и т. д. Извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности. Поскольку предприятие является собственником имущества, то по белорусскому законодательству оно наделяется правом юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и действует либо на основании устава, либо учредительного договора или устава, либо только учредительного договора. В уставе отражаются: организационная и правовая формы предприятия (фирмы); наименование, почтовый адрес; предмет и цель деятельности; уставный фонд; порядок распределения прибыли; органы контроля; перечень и местонахождение структурных единиц и др. Предприятие должно обладать определенными, присущими ему признаками, без которых оно не может быть признано юридическим лицом и участвовать в законченном хозяйственном обороте. Во-первых, предприятие должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество. Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Во-вторых, конституционным признаком предприятия является его способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при исполнении обязательств перед бюджетом. В-третьих, признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т. е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, с гражданами и другими юридическими и физическими лицами. В-четвертых, важным признаком предприятия как юридического лица является его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами. В-пятых, предприятие как юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции, представлять установленную государственными органами отчетность. И, наконец, любое юридическое лицо должно иметь наименование, указывающее его организационно-правовую форму. Как уже отмечалось выше, предприятие имеет общую и организационную структуру. Под общей структурой предприятия подразумевается комплекс производственных, вспомогательных, обслуживающих и других подразделений, их количество, величина, соотношения между ними по размеру занимаемых площадей, численности работников, орудий труда. Производственная структура представляет собой форму организации производ-ственного процесса и выражается в размере, количестве, составе и удельном весе производственных подразделений предприятия. Основной структурной производственной единицей сельскохозяйственного предприятия является чаще всего комплексная бригада, внутри которой находятся различные производственные подразделения - фермы. В задачу вспомогательных служб входит обеспечение нормальной бесперебойной работы основных отраслей - растениеводства и животноводства. В состав вспомогательных цехов входят ремонтные, инструментальные, слесарно-ремонтные, энергетические и др. Функции хранения, транспортировки продукции сырья, материалов, выполняют обслуживающие подразделения. Структура предприятия должна быть рациональной, экономичной, прямолинейной (обеспечивать кратчайшие пути транспортировки сельскохозяйственной продукции, сырья и материалов). Очень важно построить оптимальную структуру управления предприятием. Организационная структура управления предприятием это упорядоченная совокупность служб, управляющих его деятельностью, взаимосвязями и соподчинением. Она непосредственно связана с производственной структурой предприятия, определяется задачами, которые стоят перед персоналом предприятия, многообразием функций управления и их объемом. Организационная структура аппарата управления характеризуется различным числом звеньев. Деятельностью предприятия руководит председатель (директор или генеральный директор), который может быть или собственником имущества, или наемным работником (в этом случае с ним заключается контракт). Для обеспечения эффективного руководства предприятием у руководителя имеется непосредственно подчиненный ему функциональный аппарат управления и заместитель. Каждый из них руководит частью работы по управлению производственным процессом и имеет в своем подчинении соответствующие функциональные службы. Структура аппарата управления зависит от: объема производства, специализации хозяйства, производимой продукции и т. д. В системе управления предприятия можно выделить следующие направления деятельности: техническая оснащенность, ориентированная на управление инвестициями и технологией. Ее задачей является создание условий наиболее эффективного использования оборудования, производственных ресурсов; организация совместной деятельности персонала, включая распределение заданий по конкретным исполнителям и срокам, контроль исполнения, устранение недочетов и сбоев в работе предприятий; социальная сторона, которая обеспечивает эффективную работу системы. Она включает подбор и продвижение работников, обеспечение рационального распределения ответственности в ходе принятия решений, эффективную систему оплаты труда и т. д. Деятельность предприятия в целом, равно как и отдельных его служб, определяется внешними и внутренними условиями его развития. К внешним условиям относятся: существующая система хозяйствования, ее правовая основа, уровень государственного регулирования, обычаи и традиции населения и др. Внутренние условия по характеру своего воздействия и влияния на функционирование предприятия следующие: условия ресурсного обеспечения производства. Это здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, сырье и материалы, топливо, электроэнергия, рабочая сила и т. д., иными словами все то, без чего невозможно организовать выращивание сельскохозяйственной продукции; условия, обеспечивающие требуемый уровень экономического и технического развития (научно-технический прогресс, новейшие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, повышение квалификации работников, инновации); условия, обеспечивающие коммерческую эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия (маркетинг, реклама и др.). Это условное разделение, четкой границы между этими группами нет. По степени воздействия на производство они различны. Первая группа определяет ресурсы предприятия, его потенциальные возможности, но уровень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы. Реализация условий, входящих в третью группу, непосредственно направлена на обеспечение ритмичности производства путем организации обеспечения его всеми необходимыми ресурсами для производ-ства сельскохозяйственной продукции в качестве и количестве, позволяющем удов летворить требования рынка, снижение издержек производства или, по крайней мере, удержание их на определенном уровне путем проведения эффективной коммерческой работы.

Давайте поднимем тему управленческого учета в такой специфической и достаточно редко освещаемой в данном ключе сфере, как сельское хозяйство. О положении дел в этой области данных накоплено немало, но назвать их обнадеживающими трудно. Итак, о чем же конкретно идет речь? Что принято подразумевать под этим термином?

Под управленческим учетом понимают систему сбора и подачи информации, на основании которой принимаются решения, касающиеся деятельности той или иной организации. Благодаря системам управленческого учета возможно понять положение дел - состояние предприятия, рациональное или не очень распределение наличных ресурсов. Конечной целью такой системы является повышение эффективности любой производственной деятельности.

Основные цели учета

Как и в других сферах, основной на сельскохозяйственном предприятии служит подача менеджерам и руководителям информации, нужной для грамотного принятия решений и успешного управления компанией. К основным задачам его относятся:

  1. Составление плана производственной деятельности и бюджета.
  2. Расчет затрат и определение мер контроля благодаря средствам оперативного учета.
  3. Анализ полученных данных и разработка принимаемых решений на основе полученных отчетов.

Учет в сельскохозяйственных организациях. В чем особенности?

Система управленческого учета на предприятиях подразумевает достижение оптимального сочетания качества и количества выдаваемой продукции. Уровень экономической эффективности, характерный для сельского хозяйства, определяется, во-первых, указанным соотношением (затраты-результаты), напрямую зависящим от степени эффективности использования всех производственных ресурсов. Во-вторых, от управляемости тех процессов, которые для них характерны.

Строить систему управления сельскохозяйственной организацией следует, основываясь на затратах как основном мотивирующем факторе. Система их оптимального распределения обязана снабжать необходимой информацией с нужной степенью детализации, способствовать выявлению и внедрению тех направлений деятельности, которые могут считаться высокорентабельными. Именно такая политика способна повысить эффективность в данной сфере.

О реформах в сфере АПК

Наша страна в течение ряда десятилетий переживает определенные реформы, цель которых - дать максимум возможностей Цели и задачи подобных преобразований во всех подробностях раскрываются правительственным Постановлением Российской Федерации номер 717, вышедшим в июле 2012 года. В нем перечисляются основные задачи, возлагаемые на принятую на период 2013-2020 гг. программу.

О чём же идёт речь в данном серьезном документе? Приоритет отдается оптимальной земель, стимулированию роста объема производства продовольствия и всех основных видов агропродукции, предотвращению распространения болезней в среде животных путем финансирования соответствующих мероприятий, поддержке инфраструктуры аграрного рынка. Согласно постановлению, рынки сбыта нужно регулировать с большей эффективностью, укреплять и поддерживать так называемые малые хозяйственные формы сельскохозяйственных организаций.

Следует уделять внимание более эффективному взаимодействию государственных органов контроля с аграрным сектором. Основная задача на указанный период - постепенное увеличение рентабельности данной немаловажной отрасли, рост качества жизни сельских жителей и создание условий, при которых возможны инновационные разработки и достойное техническое обеспечение сельхозпредприятий.

О финансах

На указанные годы в федеральный бюджет будет заложен в целях реализации программы серьезный объем денежных средств. Согласно ожиданиям, финансовые вливания прогнозируемо принесут ряд немаловажных изменений в развитии отрасли. Но следует помнить, что главное условие - целевое и как можно более рациональное использование выделенных средств.

Не следует забывать и о том, что при изменениях в структуре мирового сельского хозяйства появившихся после введения нашей страной санкций на импорт определённых видов продуктов, требуется резкое повышение эффективности данного сектора и продуманная организация сельскохозяйственной продукции, производимой отечественными поставщиками.

На успешно действующих аграрных предприятиях следует повышать производительность труда, добиваться более высокого уровня эффективности выращивания культур, обеспечить бесперебойность заготовки нужного в объемах страны количества сельхозпродукции для ликвидации ее дефицита. Следует уделить особенное внимание эффективному использованию наличных активов - земель, пашен, ферм, садов, поголовья животных, транспорта и т. п.

Что важно?

Аграрный сектор требует привлечения молодых и грамотных специалистов-управленцев, новых инновационных программ и разработок на каждом из производственных участков. Организация сельскохозяйственного предприятия требует четкого распределения мер ответственности. Источники финансирования, как собственные, так и субсидированные, должны быть использованы с максимальной эффективностью.

Для успешного достижения указанных целей каждый хозяйствующий субъект в сфере сельскохозяйственного производства обязан обладать хорошо отлаженной внутренней управляющей системой. Без неё невозможно налаживание эффективной производственной деятельности, выявление необходимых внутренних резервов.

Где система?

Главная трудность, присущая сфере управления предприятиями аграрного комплекса - отсутствие полной и достоверной информации, без которой невозможны продуманные управленческие решения. Система единых методических рекомендаций, согласно которым возможна организация учета и управления по отдельным отраслям экономики, в настоящее время отсутствует. Из-за этого многие предприятия довольствуются объемами доходов гораздо ниже возможных, возрастают незапланированные расходы, теряются достоверные данные по себестоимости продукции.

Перечисленные факторы отрицательно влияют на рентабельность всех участков сельского хозяйства. К сожалению, нашей страны пока не объединен специализированной информационной системой управления, благодаря которой могла бы появиться возможность оптимизации деятельности предприятий АПК.

О значении учета

В свете вышесказанного управленческий учет выступает в качестве основного инструмента, благодаря которому возможно получение всех нужных данных для принятия взвешенного хозяйственного решения. Наличие его на предприятии ведет к формированию единой системы информации и обеспечивает эффективность и своевременность принимаемых руководством решений и, как результат, успешное развитие сельскохозяйственной организации.

На основе учета создаются информационные базы данных, отличные от бухгалтерских, но без которых невозможно принятие важных решений. Система эта также позволяет обеспечивать мониторинг на наиболее актуальных участках хозяйства и способствует развитию среди сотрудников корпоративного духа.

Почему дело не движется?

Как уже было сказано, к сожалению, пока единой системы управленческого учета всего сектора данной отрасли не существует. Мероприятия по его внедрению относятся скорее к единичным случаям. Причина этого - множество трудностей и особенностей, присущих деятельности в данной специфической отрасли, традиционно консервативное отношение к большинству изменений в управленческой сфере.

Информация о неоспоримых преимуществах и дополнительных возможностях, которые управленческий учет способен дать сельскохозяйственным организациям, воспринимается с трудом и не находит себе сторонников. Как следствие специалистов, способных эффективным образом организовать этот самый учет, остро не хватает.

Что можно предпринять?

Где же выход, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию? По данным аналитиков, есть смысл прибегнуть к следующим мерам:

  1. Адаптировать имеющийся западный опыт к российским условиям, не сбрасывая со счетов наличие успешных отечественных разработок (в том числе и советского периода), грамотно применять их в изменившихся условиях современной экономики.
  2. Разработать принципиально новые параметры, согласно которым возможна эффективная организация сельскохозяйственного производства, объединив их в стройную систему с повышением контроля над принятыми решениями в сфере финансов и управления.

О конкурентоспособности

Если проблема создания стойкой жизнеспособной информационной системы управления, внедряемой на российских сельскохозяйственных предприятиях, будет решена, конкурентоспособность данной отрасли значительно возрастет. Это, в свою очередь, позволит российским аграриям повысить суммарный объем продаж собственной продукции и укрепить имеющиеся территориальные позиции в границах внутреннего рынка.

В связи с отсутствием четких нормативных документов в сфере подобного учета от российского законодательства требуется разработка необходимых норм с подробным описанием методик и особенностей их внедрения согласно отраслям.

Организация сельскохозяйственного производства в теории. Почему нет результатов?

Теоретические исследования, существующие в данной сфере на нынешний день, не дают эффективной картины возможностей управленческого учета в его практическом применении. Авторы их главным образом заняты попытками трансформации существующих западных методик без учета отраслевых особенностей, присущих российским сельскохозяйственным организациям. Для осознания руководителями важности и целесообразности введения системы управленческого учета требуются серьёзные экономические исследования.

Основой учета должен стать продуманный порядок действий по сбору и обработке всей необходимой первичной информации. Основываясь на совокупности таких данных, можно наладить контроль затрат в разрезе отдельных объектов. Речь идет о различных сельскохозяйственных культурах или целых их группах (в растениеводстве) или видах животных в другой отрасли - животноводческой.

О бюджетировании

Метод управленческого учета, именуемый бюджетированием, позволяет руководителям сельскохозяйственных организаций планировать собственные возможности с последующим анализом полученных результатов. Каковы ключевые моменты этого метода? К ним можно отнести адресность, координацию и оценку затрат. Проводится он путём составления операционных бюджетов с контролем над их деятельностью при помощи отчетов об исполнении.

Специфика составления бюджетов сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, а именно - необходимость планирования самых разных показателей (объемов посева и вносимых удобрений, планируемого сбора урожая, роста надоев и поголовья скота, количества комбикормов и т. п.). Составляемый бюджет обязан учитывать наличие сезонных колебаний, особенности, присущие каждой отрасли (птицеводству, растениеводству, животноводству, пчеловодству), поправку на климатический фактор и события физиологического характера - от гибели урожая до падежа скота.

Принципы построения организационно-экономических основ сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК

Независимо от форм собственности и видов сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК их организационно-экономические основы построены на следующих принципах:

Деятельность сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК осуществляется самостоятельно , на основе их полной ответственности за результаты хозяйствования;

В состав сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК не входят другие юридические лица;

Основные направления деятельности: производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация;

Госхозы, сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), крестьянские, фермерские хозяйства и другие организации ведут свое производство на земле, передаваемой им государством во владение или пользование. Личное подсобное хозяйство членов СПК, работников госхозов и других граждан, как и индивидуальное садоводство, может вестись на земельных участках, передаваемых им на правах частной собственности;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) является юридическим лицом, имеет свой баланс и расчетные счета в банке, в том числе валютный счет, свое обособленное имущество и продукцию. Вмешательство в деятельность сельскохозяйственной организации (предприятия АПК) со стороны государственных, общественных и других организаций недопустимо;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) обеспечивает право на социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) повышает благосостояние работников, обеспечивая социальное устройство места жительства, создание соответствующих условий жизни, работы, быта и повышения профессионального, культурного и нравственного уровня развития работников;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) может на добровольных началах входить в межхозяйственные объединения, ассоциации и другие формы интеграции;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) несет ответственность по обязательствам своим имуществом по всем видам деятельности и не отвечает (за исключением крестьянских хозяйств) по долгам и обязательствам своих работников, как и они по долгам сельскохозяйственной организации (предприятия АПК);

Демократические основы самоуправления во всех структурах сельскохозяйственных организаций (предприятий АПК).

К организациям государственной формы собственности (госхозам) относятся :

Учебно-опытные хозяйства;

Племзаводы;

Подсобные и другие государственные сельскохозяйственные организации и предприятия АПК.


В среднем на 1 госхоз приходится более 3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе около 2 тыс. га пашни.

Государственные предприятия АПК могут быть созданы в форме унитарных предприятий (республиканских или коммунальных).

Госхозы и другие государственные сельскохозяйственные организации и предприятия АПК осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РБ. В каждом госхозе разрабатывается устав, в котором устанавливаются основные задачи его деятельности. Устав госхоза является основным документом, регулирующим внутрихозяйственные отношения и взаимоотношения с другими организациями и гражданами. Устав принимается собранием трудового коллектива и подлежит регистрации.

Государственные сельскохозяйственные организации и предприятия АПК являются самостоятельными товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность под руководством вышестоящего органа. Государство передает госхозам во владение землю и имущество для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и другой продукции на основании рационального использования земли и других элементов сельскохозяйственного производства с целью получения прибыли. В госхозах, как правило, по сравнению с сельскохозяйственными производственными кооперативами (СПК) более высокий уровень концентрации и реализации производства. Как юридические лица, госхозы имеют расчетный и другие счета в банках, в т.ч. валютный. Они функционируют на принципах полного хозрасчета, несут имущественную ответственность за результаты своей деятельности, ответственны за социальное развитие и материальное стимулирование работников.

сельскохозяйственные организации и предприятия АПК государственной формы собственности несут ответственность по всем обязательствам в пределах стоимости имущества находящегося на его балансе. Государственные органы не несут ответственности по обязательствам сельскохозяйственных организаций (предприятий АПК), а они не несет ответственности по обязательствам государства и его органов. Исключением здесь могут быть случаи, когда экономическая несостоятельность такой сельскохозяйственной организации (банкротство) вызвана его учредителями (участниками), которые имеют право давать обязательные для данного юридического лица указания, либо другим образом определять его действия.

После выполнения обязательств, уплаты налогов и других платежей государству, госхоз сам распоряжается произведенной продукцией и полученной прибылью.

Отношения госхоза с другими организациями, предприятиями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности регулируется договорами. В соответствии с действующим законодательством госхозы могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

В госхозе создаются отделения, животноводческие фермы, бригады, цеха, звенья и др. подразделения за которыми закрепляются земельные участки, техника. Госхоз может на добровольных началах вступить в объединения различной организационно-правовой формы, в целях наиболее полного использования на основе кооперации материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При этом, госхоз как правило сохраняет самостоятельность и права юридического лица.

Госхоз сам устанавливает структуру органов управления, численность аппарата управления и затраты на его содержание. Управление осуществляется на принципах единоналичия в сочетании с самоуправлением трудового коллектива. С директором госхоза заключается контракт. Директор несет ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности организации и решает все вопросы, за исключением, отнесенных в компетенцию общего собрания трудового коллектива и совета госхоза. Директор самостоятельно распоряжается имуществом госхоза. Бригадиров производственных подразделений избирают на собраниях трудовых коллективов, после чего их кандидатуры утверждаются директором.

Собственность госхоза неприкосновенна и находится под защитой государства. Его имущество госхоза может быть изъято только по решению суда. Госхоз сам планирует свою деятельность, исходя из спроса на продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечить развитие производства, социальной базы и повышение доходов работника.

В госхозе могут быть установлены имущественные паи работников. Размер такого пая определяется с учетом коэффициента трудового участия работника в работе хозяйства (стажа, заработной платы и т.д.).

На имущественный пай могут ежегодно начисляться и выплачиваться проценты (дивиденды) в размерах, установленных общим собранием трудового коллектива. Трудовые отношения работников регулируются законодательством о труде. Формы, системы и размеры оплаты труда устанавливаются самостоятельно. Минимальный размер оплаты труда определяется в законодательном порядке.

При выходе из госхоза для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, его работнику должен быть выделен отдельный участок в размере, установленном законодательством. Для ведения личного подсобного хозяйства работникам госхоза могут быть переданы в собственность земельные участки до 1 га. Из переданных госхозу земель он может предоставить работникам для временного пользования участки под сенокосы, пастбища и другие угодья в размерах, устанавливаемых общим собранием коллектива.

Госхоз обязан создавать безопасные условия труда.

Госхоз обязан своевременно проводить природоохранные мероприятия за счет собственных средств, и несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, лесов, вод и т.д..

К государственным сельскохозяйственным организациям также относятся сельские подсобные хозяйства промышленных предприятий. В большинстве случаев они создаются для обеспечения работников дополнительными продуктами питания. Часть таких хозяйств были созданы на базе убыточных сельскохозяйственных организаций. Большинство подсобных хозяйств являются структурными подразделениями промышленных предприятий, но некоторые из них - самостоятельные сельскохозяйственные организации. Имущество сельских подсобных хозяйств формируется за счет материальных средств промышленных предприятий. Объем и структура производства и направление использования продукции определяются учредителями. За подсобными хозяйствами закрепляются земельные угодья. В среднем на 1 подсобное хозяйство приходится около 70 га сельскохозяйственных угодий. Все основные сельскохозяйственные работы выполняются постоянными работниками подсобного хозяйства. Формы оплаты труда устанавливаются учредителем. Взаимоотношения работников и учредителя оформляются соответствующими трудовыми соглашениями. Большую часть произведенной продукции сельские подсобные хозяйства реализуют организациям общественного питания и работникам организации учредителя.

Сельскохозяйственные организации

"...1. Для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки..."

Источник:

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) "О несостоятельности (банкротстве)"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Сельскохозяйственные организации" в других словарях:

  • - создаются для укрепления междунар. связей в области с. х ва (экономич., науч., технич.). М. с. о. могут быть межправительственными и неправительственными. К межправительственным М. с. о., в к рые входит СССР, относятся Совет экономич.… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
  • Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу) и реализующие эту… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции… … Юридическая энциклопедия

    Сельскохозяйственные науки - совокупность наук, изучающих с. х. производство, агрономия, зоотехния, экономика сельского хозяйства, ветеринария, инженерно технические науки. С. н. способствуют всемерному развитию и совершенствованию всех отраслей сельского хозяйства в … Большая советская энциклопедия

    В целях настоящей Конвенции термин сельскохозяйственные работы включает все работы, выполняемые на сельскохозяйственных предприятиях, включая плантации и крупные, оснащенные техникой сельскохозяйственные предприятия... Источник: КОНВЕНЦИЯ N 103… … Официальная терминология

    Сельскохозяйственные общества - впервые появляются в первой половине XVIII в., когда стали обращать большее внимание на практическое усовершенствование сельского хозяйства и исследовать влияние на него различных мероприятий политических и хозяйственно полицейских, что, в свою… …

    Сельскохозяйственные товары товары, которые классифицируются в группах 1 24 гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, а также такие товары, как маннит, D глюцит (сорбит), масла эфирные, казеин,… … Официальная терминология

    Школы сельскохозяйственные - I задаются целью снабдить сельскохозяйственное производство сведущими и сознательными руководителями. Потребность в подобной Ш. стала ощущаться с тех пор, как сложившиеся веками приемы хозяйства перестали удовлетворять запросам нового времени и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мелиорации сельскохозяйственные - Под этим термином разумеются всевозможные улучшения как в технике сельского хозяйства, так и в социальных и природных его условиях. В более старых сочинениях М. делят на положительные, которыми увеличиваются производительные силы природы, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • , Карелина С.А. (отв. ред.). В учебном пособии в форме структурированных схем и таблиц рассматриваются цели и роль института несостоятельности (банкротства) в рыночной экономике. Исследуютсяпонятие, критерии и признаки…

В агропромышленном комплексе действуют различные предприятия и организации разных организационно-правовых форм. Среди них имеются крестьянские (фермерские) хозяй- ства , акционерные общества, колхозы, подсобные и другие сель­скохозяйственные предприятия.

Большое развитие получили сельскохозяйственные коопе­ративы, вопросы организации и деятельности которых закрепле­ны в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Данный Закон под сельскохозяйственным кооперативом признает организа­цию, созданную сельскохозяйственными товаропроизводителя­ми на основе добровольного членства для совместной производ­ственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удов­летворения материальных и иных потребностей членов коопе­ратива (ст. 1).

Сельскохозяйственные кооперативы делятся на производ­ственные и потребительские. Производственные кооперативы создаются гражданами для совместной деятельности по произ­водству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Они могут создаваться для выполнения и иной, не запрещенной законом деятельности. В свою очередь, производственные коо­перативы делятся на сельскохозяйственные артели (колхозы), ры­боловецкие артели (колхозы), кооперативные хозяйства (кол­хозы). Могут создаваться и иные производственные коопера­тивы.

Сельскохозяйственная и рыболовецкая артель создается гражданами для совместной деятельности по производству, пе­реработке, сбыту сельскохозяйственной продукции. Кооператив­ное хозяйство создается главами крестьянских (фермерских) хозяйств либо гражданами, ведущими личные подсобные хозяй­ства, для совместной деятельности по обработке земли, произ­водству животноводческой и иной продукции.

Потребительские кооперативы создаются сельскохозяй­ственными товаропроизводителями (гражданами или юридичес­кими лицами). В зависимости от вида их деятельности они под­разделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслу­живающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, жи­вотноводческие, страховые и иные.

В целях координации своей деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов кооперативы могут объединяться в союзы (ассоциации) кооперативов.

В своей деятельности кооперативы опираются на государ­ство, которое принимает меры по стимулированию создания и государственной поддержки их деятельности, выделяя им сред­ства как из федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. При этом органы государственной власти, органы местно­го самоуправления не должны вмешиваться в хозяйственную и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, пре­дусмотренных законодательством РФ.