Презентация - административное право. Административное право Презентации по курсу административное право

Административное право Понятие административного права

  • Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и в сфере реализации исполнительной власти!
Виды отношений, регулируемых административным правом:
  • внутриаппаратные отношения, т.е. система органов исполнительной власти, компетенция органов, должностных лиц, формы и методы работы, например отношения внутри министерства;
  • отношения между органами исполнительной власти и гражданами, например между водителем автомашины и инспектором ГИБДД;
  • отношения между гражданами в сфере общественного порядка, например между водителем и пешеходом, мелкое хулиганство и др.
Особенность административных отношений:
  • носят властный характер
  • неравенство в положении субъектов в административно-правовых отношениях
  • являют-ся организационными, т.е. направлены на организацию процесса исполнения законов
  • споры между сторонами этих отношений разрешаются, как правило, во внесудебном порядке, т.е. в рамках сферы государственного управлений
Меры административного принуждения
  • МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
  • Административно-
  • предупредительные
  • Административно-
  • пресекательные
  • Административная
  • ответственность
  • (взыскания)
  • предупреждение
  • штраф
  • Возмездное изъятие орудия
  • Конфискация
  • Лишение специального права
  • Исправительные работы
  • Административный арест
  • Выдворение из пределов РФ
Административное принуждение
  • Административно-предупредительные меры направлены на предупреждение возможных правонарушений в сфере государственного управления. Эти меры носят профилактический характер, но они представляют собой определенные ограничения и запреты.
  • Административно-пресекательные меры имеют целью прекращение противоправных действий. К ним относятся: требование работника милиции от гражданина или должностного лица прекращения административных правонарушений; непосредственное физическое воздействие на правонарушителя, применение спецсредств для пресечения массовых беспорядков;
Административная ответственность
  • Административная ответственность - это один из видов юридической ответственности, основанием возникновения которой является совершение административного проступка.
  • К административной ответственности могут быть привлечены физические лица, достигшие 16 лет. При этом субъектами административной ответственности выступают не только физические, но и юридические лица.
  • предупреждени е носит исключительно моральный характер. Оформляется оно в письменном виде , устное предупреждение не является мерой административного взыскания. Однако вынесенное письменное предупреждение учитывается при повторности совершения административного проступка.
Виды административных взысканий
  • Штраф - представляет собой денежное взыскание.
  • Возмездное изъятие орудия совершения правонарушения или объекта правонарушения состоит в том, что изъятый предмет реализуется государством с передачей вырученной суммы бывшему собственнику предмета за вычетом расходов по реализации принудительно изъятого предмета. Однако такое изъятие не приме-няется к лицам, для которых охота является основным источни-ком существования.
Виды административных взысканий
  • Конфискация - то же принудительное изъятие, но безвозмездное и обращается в собственность государства. Чаще всего эта мера применяется за нарушение таможенных правил, правил ры-боловства и др.
  • Лишение специальных прав , например права управления транспортом, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими прав ами. Срок лишения прав не может быть менее 15 дней, а максимальный срок - не более трех лет.
Виды административных взысканий
  • Исправительные работы назначаются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием до20% заработка в доход государства
  • Aдмuниcтративный арест применяется в исключительных случаях и срок его составляет до 15 суток. Эта мера назначается только судом и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 12,лет, к несовершеннолетним (до 18 лет), к инвалидам I и II групп.
Виды административных взысканий
  • Выдворение за пределы Российской Федерации иногда считают не мерой взыскания, а мерой административного пресечения, так как она не вызывает всех правовых последствий, которые возникают при применении мер административного взыскания.

1 слайд

2 слайд

Тема 1. Административное право как отрасль права. Содержание Предмет административного права Метод административного права Административные правоотношения Нормы административного права Структура административного права Место административного права в системе отраслей права

3 слайд

2. Метод административного права Понятие отраслевого метода правового регулирования. «классическая теория» А.Я. Вышинского: императивный и диспозитивный метод теория «единого метода» В.Д. Сорокина: предписание, запрет и дозволение как универсальные общеправовые методы теория «режима правового регулирования» С.С. Алексеева: метод – это совокупность принципов и презумпций Метод административного права следует отличать от административных методов или методов реализации властных полномочий государственной администрации.

4 слайд

2. Метод административного права Особенности административно-правового метода: 1. Участники правоотношения юридически неравны между собой. 2. Административные правоотношения чаще всего возникают независимо от воли их участников. 3. Содержание правоотношения (права и обязанности сторон) не зависят от воли их участников. 4. Санкции носят характер карательной ответственности перед государством.

5 слайд

2. Метод административного права Модели административного права: Закрытая модель адм. права – стремление к максимальной эффективности государственного управления. Цели деятельности администрации определяются политической элитой, не лежат в сфере правового регулирования и не подконтрольны судам Открытая модель адм. права – нормативно-правовое (конституционное) целеполагание как общий принцип правового регулирования

6 слайд

2. Метод административного права Требования к механизму административно-правового регулирования: нормами административного права должны исчерпывающе определяться пределы и основания властных полномочий государственных органов; усмотрение органов не должно предполагать возможности расширения вмешательства либо установления дополнительных обременений для частных лиц; недопустимо применение административно-правовых норм по аналогии.

7 слайд

3. Административные правоотношения Признаки административных правоотношений состав участников этих отношений: один из участников представляет государство содержание правоотношения: реализация публично-правовых функций государства. В действиях лица, действующего от имени государства, реализуется публичный интерес, требующий подчинения ему. Этот интерес предопределяет неравное положение сторон

8 слайд

3. Административные правоотношения Основание возникновения административного правоотношения – сложный юридический состав (1) материально-правовое основание – события либо действия (правомерные или неправомерные), (2) формально-правовое основание – совершение действий, юридически закрепляющих (констатирующих) наступление материально-правового основания.

9 слайд

3. Административные правоотношения Субъекты административного правоотношения государственные органы должностные лица и служащие, государственные организации (учреждения и предприятия), частные лица – граждане (граждане Российской Федерации, иностранцы и апатриды), коллективные объединения граждан – общественные объединения (в том числе не имеющие статуса юридического лица), коммерческие и некоммерческие организации. Объект административного правоотношения – реализация государственных функций, а именно защита публичных, государственных интересов и обеспечение интересов частных лиц.

10 слайд

3. Административные правоотношения Содержание административного правоотношения А.И. Елистратов: «Момент долга или обязанности сохраняет в публичном праве доминирующее значение». Для властной стороны издание административных распоряжений выступает не как субъективное право (которое можно реализовывать по своему усмотрению), а как публично-правовое полномочие – одновременно и право, и обязанность по отстаиванию публичных интересов. Для частного лица реализация его правовых возможностей также становится не только правом, но и обязанностью. Лишь в редких случаях административное право сохраняет диспозитивность.

11 слайд

3. Административные правоотношения Виды административных правоотношений I. По составу субъектов: 1) между государственными органами, в зависимости от подчиненности органов субординационные и координационные отношения. 2) между должностными лицами и сотрудниками одного государственного органа. отношения связаны с организацией работы государственного органа и носят характер служебных. 3) между государственными органами и подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. 4) между государственными органами и частными лицами (гражданами и организациями), а также с неподведомственными этим органам государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. 5) Отношения между государственными учреждениями и частными лицами (гражданами и организациями). Такие отношения могут носить и гражданско-правовой характер, если в их основании лежит заключение договора.

12 слайд

3. Административные правоотношения II. По цели, которая преследуется властным субъектом при вступлении в правоотношение, регулятивные и охранительные отношения. III. По характеру властного воздействия отношения государственных органов и государственных учреждений с частными лицами могут быть властно-принудительными и предоставляющими.

13 слайд

4. Нормы административного права Нормы административного права определяют: статус участников административных правоотношений (компетенцию органов государственной власти, формы и порядок реализации властных полномочий) формы контроля за деятельностью органов и должностных лиц государственной администрации порядок защиты прав частных лиц от неправомерного, в том числе необоснованного вмешательства со стороны государственных органов

14 слайд

4. Нормы административного права Особенностью диспозиции административно-правовых норм выступает преобладание в них предписания над дозволением (характерным для гражданского права) и запретом (характерным для уголовного права) – см. Сорокин В.Д. Избранные труды. СПб., 2005. С.401. Чаще всего административно-правовая норма содержит правовую обязанность для участников административных правоотношений. Исключение – охранительные административные нормы, которые устанавливают запрет.

15 слайд

4. Нормы административного права Виды административно-правовых норм: регулятивные и охранительные материальные и процессуальные и проч.

16 слайд

Принципы административного права 1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными социальными ценностями и непосредственное действие прав и свобод (ст.2 и18 Конституции РФ). Реализация принудительных полномочий государственных органов должна быть обоснована, необходима и соразмерна 2. Принцип равенства перед законом. Государственная администрация должна опираться на принцип формального равенства: в одинаковых случаях применять одни нормы закона и толковать их в одинаковом смысле.

17 слайд

Принципы административного права 3. Принцип разделения властей (ст.10 Конституции РФ) предполагает разграничение функций и самостоятельность компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти: ограничение нормотворчества и юрисдикции исполнительной власти, а также подзаконный характер её деятельности. 4. Принцип законности формальное соответствие полномочиям, вытекающим из закона и соответствие по содержанию тем целям и принципам, которые установлены законом.

18 слайд

Принципы административного права 5. Принцип судебного контроля за административной деятельностью: Действия и решения органов и должностных лиц государственной администрации могут быть проверены с точки зрения их формальной законности и обоснованности, хотя и не с точки зрения их целесообразности (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 №14-П). Судебный контроль за юрисдикционной деятельностью государственной администрации: должна быть предоставлена гарантия судебного пересмотра административных действий (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. №13-П, п.5 мотивировочной части).

19 слайд

Принципы административного права 6. Принцип единства системы государственной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации и в пределах полномочий федеральных органов по предметам совместного ведения составляют единую систему исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ).

20 слайд

Принципы административного права 7. В экономической сфере – принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности для частных лиц. Государственная администрация может осуществлять ту или иную деятельность лишь в случае необходимости защиты публичных интересов, в ограниченных законом областях (общезапретительный принцип), а для частных лиц, напротив, ограничения их свободы могут устанавливаться как исключение – для защиты конституционно значимых ценностей (общедозволительный принцип).

21 слайд

5. Структура административного права Структура советской науки административного права: Общая часть: общие вопросы (понятие и природа гос.управления), участники административных отношений, формы и методы осуществления государственного управления, законность и дисциплина в управлении. Особенная часть: административно-политическая сфера социально-культурная сфера экономическая сфера.

23 слайд

5. Структура административного права Общая часть: – теория административных правоотношений – понятие и особенности правового положения субъектов административных правоотношений, – система и структура органов исполнительной власти, – учение об административном действии, – правила административного процесса, – виды деятельности органов исполнительной власти, – контроль за деятельностью государственных органов.

24 слайд

6. Место административного права в системе отраслей права Соотношение административного и конституционного права: конституционно-правовые отношения складываются между частным лицом и государством в целом, а административно-правовые – между частным лицом и отдельным государственным органом (кроме судов). внутри системы государственных органов, конституционно-правовые отношения возникают между высшими органами государства, административные – либо в системе административных органов (главным образом в исполнительной власти) и внутри отдельных государственного органа.

25 слайд

6. Место административного права в системе отраслей права Соотношение административного и гражданского права: см. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве // X cб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1926. теория интереса ("publicum jus est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singu lorum utilitatem"). теория субъектов теория метода регулирования Англо-саксонская система не предполагает автономность правового регулирования, в государствах континентальной правовой семьи (Германия, Франция) наоборот исключается распространение норм частного права на государственные органы.

27 слайд

Административное право РФ Белов Сергей Александрович, к.ю.н., доцент кафедры государственного и административного права [email protected]

Административное право. Административная ответственность. Административные правоотношения. Административное принуждение. Административно-территориальное устройство России. Административное право РФ. Виды административных взысканий. Урегулирование задолженности. Взыскание дебиторской задолженности. Административная юстиция.

Порядок применения дисциплинарных взысканий. Основы административного права. Понятие и виды административного права. Юго-западный административный округ. Нормы административного права. Специальные административно-правовые режимы. Формы государственного (административно-территориального) устройства. Понятие и источники административного права.

Южный административный округ город москва. Устранение административных барьеров. Административное имущественное право. Тема Административно – территориальное устройство. Сущность и виды административного процесса. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы. Административное право Германии.

Задачи административного отдела. Типы экономических систем Административно-плановая система. Понятие и признаки административно-правового акта. Административная ответственность: общие положения. Административная этика. Административная (классическая) школа менеджмента. Развитие науки административного права в России.

Административно-общественный контроль в образовательном учреждении. Государственный строй и административно - территориальное устройство стран мира. Особенности административно-территориального устройства РФ. Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами.

Слайд 1

Административное право

Слайд 2

Понятие административного права
Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и в сфере реализации исполнительной власти!

Слайд 3

Виды отношений, регулируемых административным правом:
внутриаппаратные отношения, т.е. система органов исполнительной власти, компетенция органов, должностных лиц, формы и методы работы, например отношения внутри министерства; отношения между органами исполнительной власти и гражданами, например между водителем автомашины и инспектором ГИБДД; отношения между гражданами в сфере общественного порядка, например между водителем и пешеходом, мелкое хулиганство и др.

Слайд 4

Особенность административных отношений:
носят властный характер неравенство в положении субъектов в административно-правовых отношениях являют­ся организационными, т.е. направлены на организацию процесса исполнения законов споры между сторонами этих отношений разрешаются, как правило, во внесудебном порядке, т.е. в рамках сферы государственного управлений

Слайд 5

Меры административного принуждения

Слайд 6

Административное принуждение
Административно-предупредительные меры направлены на предупреждение возможных правонарушений в сфере государственного управления. Эти меры носят профилактический характер, но они представляют собой определенные ограничения и запреты. Административно-пресекательные меры имеют целью прекращение противоправных действий. К ним относятся: требование работника милиции от гражданина или должностного лица прекращения административных правонарушений; непосредственное физическое воздействие на правонарушителя, применение спецсредств для пресечения массовых беспорядков;

Слайд 7

Административная ответственность
Административная ответственность - это один из видов юридической ответственности, основанием возникновения которой является совершение административного проступка. К административной ответственности могут быть привлечены физические лица, достигшие 16 лет. При этом субъектами административной ответственности выступают не только физические, но и юридические лица.

Слайд 8


предупреждение носит исключительно моральный характер. Оформляется оно в письменном виде, устное предупреждение не является мерой административного взыскания. Однако вынесенное письменное предупреждение учитывается при повторности совершения административного проступка.

Слайд 9

Виды административных взысканий
Штраф - представляет собой денежное взыскание. Возмездное изъятие орудия совершения правонарушения или объекта правонарушения состоит в том, что изъятый предмет реализуется государством с передачей вырученной суммы бывшему собственнику предмета за вычетом расходов по реализации принудительно изъятого предмета. Однако такое изъятие не приме­няется к лицам, для которых охота является основным источни­ком существования.

Слайд 10

Виды административных взысканий
Конфискация - то же принудительное изъятие, но безвозмездное и обращается в собственность государства. Чаще всего эта мера применяется за нарушение таможенных правил, правил ры­боловства и др. Лишение специальных прав, например права управления транспортом, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Срок лишения прав не может быть менее 15 дней, а максимальный срок - не более трех лет.

Слайд 11

Виды административных взысканий
Исправительные работы назначаются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием до20% заработка в доход государства Aдмuниcтративный арест применяется в исключительных случаях и срок его составляет до 15 суток. Эта мера назначается только судом и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 12,лет, к несовершеннолетним (до 18 лет), к инвалидам I и II групп.

Слайд 12

Виды административных взысканий
Выдворение за пределы Российской Федерации иногда считают не мерой взыскания, а мерой административного пресечения, так как она не вызывает всех правовых последствий, которые возникают при применении мер административного взыскания.

Административное
право

ПЛАН
1.Административное право как отрасль
российского права.
2.Источники административного права.
3.Основные задачи, функции и принципы
административного права.
4.Отношения, регулируемые
административным правом.
5.Формы норм административного права.
6.Основные черты и особенности
административного права.

Термин «администрация» ведёт своё
происхождение из латинского языка и
означает «управление».
Поэтому административное право
иногда
определяют
как
право
управления.
Одной из важных задач административного права является
регулирование отношений в сфере государственного
управления. В то же время административное право регулирует
отношения, складывающиеся в сфере регулирования
общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан.
Административно-правовое регулирование
производится в первую очередь с
помощью таких методов, как
«наблюдение», «надзор», «контроль».

Административное право - отрасль
права,
регулирующая
общественные
отношения
в
сфере
управленческой
деятельности органов и должностных лиц по
исполнению
публичных
функций
государства и муниципальных образований.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
На федеральном
уровне
На региональном
уровне
На муниципальном
уровне

Источники

Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Законы субъектов РФ и подзаконные акты

Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (КоАП РФ)
Кодифицированный нормативный акт, регулирующий
общественные отношения по привлечению к административной
ответственности, а также устанавливающий общие начала,
перечень всех административных правонарушений, органы,
рассматривающие
дела,
порядок
привлечения
к
административной ответственности и порядок исполнения
решений по административным делам.
ФЗ № 195
от 01 июля 2002 года
Последние изменения ноябрь 2017 г.

Статья 1.1. Законодательство об административных
правонарушениях
Законодательство об административных правонарушениях
состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с
ним
законов
субъектов
Российской
Федерации
об
административных правонарушениях.

КоАП РФ
Статья 1.2. Задачи законодательства об
административных правонарушениях
Задачи
законодательства
правонарушениях:
об
административных
защита личности,
охрана прав и свобод человека и гражданина,
охрана здоровья граждан,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
защита общественной нравственности,
охрана окружающей среды,
охрана установленного порядка осуществления государственной власти,
охрана общественного порядка и общественной безопасности,
охрана собственности,
защита законных экономических интересов физических и юридических
лиц, общества и государства от административных правонарушений,
предупреждение административных правонарушений.

Функции административного права
Правоисполнительная
функция,
предопределяемая
тем,
что
административное право есть юридическая форма реализации исполнительной
власти.
Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов
исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
Организационная функция, проистекающая из организационного
характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно
«поддерживается» нормами административного права.
Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение
разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой
административным правом сферы государственного управления.
Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение
установленного в сфере государственного управления правового режима, так и
защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых
управленческих отношений.

Органы административной власти

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом
1.
Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед
законом.
Физические лица подлежат административной ответственности
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Юридические лица подлежат административной ответственности
независимо от места нахождения, организационно-правовых форм,
подчиненности, а также других обстоятельств.

ПРЕДМЕТ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВАсовокупность общественных отношений, складывающихся
в процессе организации и деятельности исполнительной
власти.
Деятельность
судебных органов по
рассмотрению
административных
правонарушений
Общественные отношения
возникающие в процессе
государственного
управления на всех его
иерархических уровнях
Функционирование
общегосударственного
контроля
Внутриорганизационные
отношения всех
государственных органов

СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА – это лицо или
организация, которые в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации могут быть
участниками (сторонами) регулируемых общественных
отношений.

Основные черты административного права
Непременное участие
какого – либо органа
государственной власти
Отсутствие юридического
равенства сторон: один
участник имеет права, другой
обязанности
Выражают волю государства
Сторона несёт
ответственность перед
государством в лице
соответствующего
органа или
должностного лица
Административная
ответственность
наступает с 16 лет

Отношения, регулируемые административным правом, делят на три группы:

1. Отношения внутри
государственного
аппарата.
2. Отношения между
органами
исполнительной
власти и гражданами.
3. Отношения между гражданами.

1. Отношения внутри государственного аппарата

Данные отношения можно определить как
отношения
субординации
и
координации
(подчинения и согласования), существующие в
любом аппарате управления, в том числе
государственном.
Эти нормы (административные) закрепляют
структуру органов исполнительной власти
государства,
компетенцию
отдельных
подразделений этой структуры, взаимоотношения
чиновников, формы и методы работы.

2. Отношения между органами исполнительной власти и гражданами.

Этот
тип
отношений
является
наиболее
распространённым,
так
как
между
органами
исполнительной власти, такими, как например: отдел
социального обеспечения, управление образования,
ГИБДД и т. д

3. Отношения между гражданами.

Эти отношения преимущественно складываются
в сфере общественного правопорядка. Так как
государство не вездесуще, закон предоставляет
гражданам
возможность
самостоятельного
регулирования взаимоотношений с соблюдением
каждым прав и интересов другого.

В административном праве существуют понятия административного правонарушения и административной ответственности.

Административное правонарушение – это
посягающее на общественный или
государственный порядок, государственную
или личную собственность,
противоправное действие или бездействие,
за которое законом предусматривается
административная ответственность.

Признаки административного правонарушения

1.
2.
3.
4.
Деяние (действие или бездействие).
Противоправность деяния.
Прописано в административном кодексе.
Несёт в себе черты общественной
опасности, т.е. существует прямая связь
между данным деянием и наступлением
вредных последствий.

Виды административных правонарушений

Нарушения норм охраны труда, наносящие
вред здоровью.
Посягательство на собственность.
Наносящие вред природе, памятникам истории
и культуры.
Совершённые на транспорте.
Совершённые в области торговли и финансов.
Посягательство на общественный порядок.
Посягательство на установленный порядок
управления.
Приведите примеры

Административная ответственность и её виды

1. Предупреждение. Оно применяется за
совершение незначительных
правонарушений по отношению к лицам,
имеющим неплохую репутацию дома и на
работе. Предупреждение оформляется
письменным постановлением
соответствующего государственного органа.

2. Штраф.
Является наиболее типичной мерой
административного взыскания. Согласно общему
правилу, штраф с правонарушителей
взыскивается в размере одной десятой
минимального месячного размера оплаты труда,
установленного законодательством РФ на момент
совершения проступка.

3. Возмездное изъятие предмета
совершения административного проступка,
содержание которого состоит в его
принудительном изъятии, реализации и
передаче суммы реализованного за
вычетом накладных расходов.

4. Конфискация предмета совершения
административного проступка состоит в
принудительном и безвозмездном
обращении этого предмета в собственность
государства.

5. Лишение специальных прав,
предоставленных конкретному гражданину,
например, права управления автомобилем
на срок от 15 дней до 3-х лет за
систематическое нарушение порядка
использования этого права.

6. Исправительные работы, которые
применяются на срок от 15 дней до двух
месяцев с удержанием до 20 % заработной
платы в доход государства. Подобное
наказание налагается исключительно
народным судом.

7. В исключительных случаях может налагаться
административный арест (преимущественно
за мелкое хулиганство) на срок до 15 суток.
Административный арест не применяется к
беременным женщинам, женщинам, имеющим
детей до 12 лет, к лицам, моложе 18 лет, и к
инвалидам I и II групп.