Защита потерпевшего от уголовного преступления. Эксперты: необходима более эффективная защита прав потерпевших от преступлений

«Виртуозы» - это недостаточное слово для его предприятия...

Его подход принципиально отличается от формального подхода, "ремесленников" данной сферы деятельности. Герасимов РАБОТАЕТ, искренне переживая за человека, который к нему обратился, платно или бесплатно не играет роли, он бьётся за всех, старается помочь изо всех сил. Он перерывает кучу информации подобной вашей проблеме, на сайтах верховного суда и пр. ищет нестандартные подходы.... Он задал такого уровня планку, что к другим адвокатам уже ноги не идут, потому, что помню их скучающие лица, на которых написано: "оплачивайте и до свидания, у меня рабочий день окончен".

Виртуозы в квадрате, в кубе.... Хоть в Москву переезжай, чтоб получать...

Ваша работа действительно располагает к написанию публичной благодарности.

К юристу Герасимову Сергею Валентиновичу и его внештатному помощнику Олейнику Владиславу Павловичу обращалась дважды: впервые по поводу нарушения права инвалида на предоставление ежегодного санаторно-курортного лечения; повторно –по проблемам сына, которому бывший работодатель предъявил иск о возмещении материального вреда. Я очень благодарна Сергею Валентиновичу и Владиславу Павловичу не только за грамотные консультации, юридическое сопровождение, но и за человеческое участие и моральную поддержку. Сергей Валентинович - это действительно Профессионал своего дела (и именно с большой буквы), который не только быстро и грамотно составляет все необходимые юридические документы, но еще и поясняет суть происходящего в процессе доступным для обывателя языком. Имелась некая сложность: я нахожусь в пяти часовых поясах от Москвы, юридическая помощь оказывалась дистанционно посредством переговоров по телефону и Skype; но Сергей...

За профессиональную работу, за то, что смогли вернуть мне мою квартиру, отсудив ее у Департамента городского имущества

Выражаю благодарность юридической компании ИП С.В. Герасимов «Виртуозы гражданской защиты» за профессиональную работу, за то, что смогли вернуть мне мою квартиру, отсудив ее у Департамента городского имущества г. Москвы. Особое спасибо Герасимову Сергею Валентиновичу, который, после подробной консультации, четко сформулировал план работы, который ни разу не дал сбоя. Спасибо за взаимопонимание и поддержку Валерии Ивановне Попович, которая представляла мои интересы в суде и непосредственно работала со мной. Спасибо Вам за то, что в нелегкое для меня время, каждый член Вашей большой команды, оказывал поддержку и всегда был готов помочь, ответить на все вопросы, связанные со столь трудной ситуацией. Желаю всему коллективу дальнейших успехов и процветания!

С уважением, Галкина Екатерина Ивановна.

10 января 2014 года в силу вступил Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ " " (далее – Закон). Документ принят с целью расширения процессуальных прав потерпевших, что должно создать условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве и обеспечить защиту их прав и законных интересов. Как отмечают разработчики , до его принятия вопросы защиты прав потерпевших в российском законодательстве были урегулированы недостаточно полно.

В связи с этим, изменению подверглись как общие процессуальные права потерпевших, так и права несовершеннолетних потерпевших, гарантии возмещения потерпевшим вреда, причиненного преступлениями. Также скорректированы особенности осуществления административного надзора в отношении осужденных за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, меры государственной защиты потерпевших, положения об информировании потерпевших о перемещениях осужденного и ряд других. Отдельные положения , тем не менее, вступят в силу только с 1 января 2015 года. В основном это нормы, направленные на защиту прав несовершеннолетних потерпевших.

Новые процессуальные права потерпевших

"Данная норма должна защитить права потерпевшего, прежде всего его права, закрепленные в , согласно которой он должен иметь реальную возможность обжаловать в суд по решения, затрагивающие его права. Однако если мы не придем к реально независимому суду на всех уровнях, то данные изменения в лучшем случае не будут реально обеспечивать права потерпевшего", – отмечает Ахмат Глашев , советник АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

По мнению Антона Матюшенко , расширение перечня процессуальных документов, которые должны вручаться потерпевшему, крайне позитивное, так как нередки случаи, когда потерпевший или представитель узнают о вынесенных по делу решениях только при ознакомлении с материалами по уголовному делу, теперь же потерпевший имеет право получать копии документов в ходе производства по делу.

Отдельный блок изменений связан также с правами потерпевшего в связи с проведением судебной экспертизы. Так, в отличие от действовавших ранее норм, следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы в том числе и потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные . Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением ().

При назначении и производстве судебной экспертизы потерпевший или его представитель и его представитель вправе ():

  • знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
  • заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;
  • присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются следователем, в том числе, потерпевшему, его представителю. При этом им разъясняется право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы ().

"Новелла, связанная с расширением прав потерпевшего в связи с проведением судебной экспертизы, на мой взгляд, носит позитивный характер. Потерпевший получил всю совокупность прав, благодаря которым он может полноценным образом участвовать в производстве экспертизы (одного из важнейших следственных действий), до этого многим потерпевшим приходилось проводить независимую экспертизу за собственный счет", – отмечает Антон Матюшенко .

"Это действительно существенный момент. Ибо часто потерпевший не может добиться справедливости именно виду ограниченности своих прав в связи с назначением судебных экспертиз. Это особенно касается случаев нанесения побоев, тяжких телесных повреждений. Опять же скажу, что они будут эффективными, если суды первой инстанции будут реально независимыми. Но это, по сравнению с другими новшествами, действительно существенное", – комментирует изменения Ахмат Глашев .

  • о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания;
  • о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы;
  • о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы в случае, если потерпевший или его законный представитель сделает соответствующее заявление до окончания прений сторон.

Если до окончания прений сторон потерпевший (его законный представитель) изъявил желание получать в обязательном порядке упомянутую информацию, суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит определение или постановление об уведомлении потерпевшего (его законного представителя). Копия документа направляется вместе с копией обвинительного приговора в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания.

В случае выезда осужденного к месту жительства или получения им разрешения на выезд за пределы исправительного учреждения, администрация уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя незамедлительно ( и ч. 6.1 ). Основание направления таких уведомлений – наличие в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ " "). В свою очередь органы внутренних дел теперь должны в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора (п. 7 ч. 1 ).

Усиление ответственности потерпевшего

Закон устанавливает, что потерпевший не имеет права уклоняться от прохождения освидетельствования , от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Возмещение вреда потерпевшему и охрана тайны его личности

По мнению Ахмата Глашева , описанные выше изменения в части введения дополнительных гарантий возмещения вреда потерпевшему можно расценивать как положительные, если они не станут механизмом давления на осужденного (обвиняемого).

"Но здесь очень велик соблазн манипулировать этим для своих целей", – отмечает эксперт.

Меры по защите прав несовершеннолетних потерпевших

С 1 января 2015 года по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 16 лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом. В этом случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета (). При этом законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего может быть отстранен от участия в уголовном деле , если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего потерпевшего. Это будет происходить на основании постановления дознавателя, следователя, судьи или определению суда. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего (ч. 2.2 ). Кроме того, ч. 3 дополнена положением о том, что разглашение данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 14 лет, без согласия его законного представителя не допускается.

С 1 января 2015 года также вступят в силу нормы, определяющие особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего (поправки к ). Так, обязательным станет участие педагога или психолога, если указанные следственные действия проводятся: с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля:

  • не достигшего 16 лет;
  • достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

По уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно в обоих случаях (ч. 4 ). При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Напомним, что сейчас присутствие таких специалистов обязательно только для детей, не достигших 14 лет.

Также с 1 января 2015 года применение видеозаписи или киносъемки станет обязательным в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Исключения составят случаи, когда несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки будут храниться в уголовном деле. Кроме того, оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также фото- и видеоматериалов, сделанных в ходе допросов, осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. Тем не менее, по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд сможет выносить мотивированное решение о необходимости допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно (ч. 6 ).

Меры государственной защиты потерпевших

Значительные изменения также произошли в сфере государственной защиты, в том числе и потерпевших. Так, меры государственной защиты могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Наряду с этим, при переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ему за счет средств федерального бюджета будет оказываться материальная помощь и возмещаться расходы, связанные с переездом (ч. 5 , Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, далее – закон о государственной защите).

Кроме того, для избрания в отношении защищаемого лица мер безопасности, предусмотренных , соответствующий орган теперь в обязательном порядке должен заключать с ним договор, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, права и обязанности самого органа и защищаемого лица при ее применении. Также орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица (см. ).

Построение правового государства и развитие демократических начал общественной жизни предполагают признание приоритета общечеловеческих ценностей, и прежде всего жизни, здоровья, свободы, достоинства, чести, прав и интересов личности. В связи с этим требуется переоценка характера общественной опасности преступлений против личности и правонарушений, связанных с посягательствами на нее, а также всех преступлений, в результате которых нарушаются права и законные интересы граждан .

Предмет особой заботы и правовой защиты - права и интересы потерпевшего. С общим ростом преступности в стране, важнейшей задачей государства является охрана (в том числе и уголовно-правовая, уголовно-процессуальная) законных прав и интересов граждан страны и в первую очередь потерпевших от преступлений .

По мнению И.М. Ибрагимова, «проблема защиты прав потерпевших в России, как и в других государствах мира, является одной из важных и постоянно актуальных проблем уголовно-процессуального правоведения и правоохранения. Несерьезное отношение к ее решению является серьезным препятствием для дальнейшего развития и совершенствования в России уголовного правосудия и предупреждения беспрецедентно растущего качественного и количественного уровня ежедневно совершаемых преступлений… Российское уголовно-процессуальное законодательство в этом аспекте содержит в себе немалое количество концептуальных, нормативных, институциональных и функциональных изъянов» .

Высокое политическое значение уголовного судопроизводства в современной России определяется конституционным положением о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). В уголовно-процессуальном законе на основе Конституции РФ определено назначение уголовного судопроизводства, которое состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также личности от незаконного необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ) .

Российскому законодателю, при всех его ощутимых достижениях в деле теоретической и правовой модернизации действовавшего ранее уголовно-процессуального законодательства, так и не удалось в полной мере практически реализовать свое основное предназначение и поставленную им в п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ правомерную задачу по приоритетной защите достоинства, конституционных и процессуальных прав потерпевших, страдающих от ежедневно совершаемых различных преступлений. Результаты конкретного функционального анализа действующих уголовно-процессуальных норм и практики их применения для защиты прав потерпевших свидетельствуют о том, что конституционные гарантии прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве являются недостаточными и потому не обретают должной силы через применение уголовно-процессуальных положений, которые подчас диссонируют с идеями, ценностями, целями и принципами, закрепленными в Конституции РФ и международно-правовых актах, предусматривающих защиту прав жертв преступлений .

Остается проблемным вопрос об очевидной несоразмерности характера и объема прав и обязанностей обвиняемой и потерпевшей сторон в уголовном судопроизводстве, несмотря на то, что уголовно-процессуальное законодательство России во многом отражает императивные нормы международного и, в частности, европейского права, которое с особой тщательностью закрепляет не только права подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и их адвокатов-защитников, но также самих пострадавших от преступления людей и их представителей .

Между тем, основной функцией уголовной юстиции является обеспечение нужд и защита интересов потерпевшего. Реализация обязанности государства по защите прав потерпевшего лежит на стороне обвинения, т.е. на органах и должностных лицах, обязанных в каждом случае обнаружения признаков преступления возбудить уголовное дело и принять определенные законом меры по установлению события преступления и изобличению лица, его совершившего . Этим и обеспечивается на стадии предварительного следствия право потерпевшего на доступ к правосудию и возмещение причиненного вреда.

В отличие от других участников уголовного судопроизводства потерпевший занимает своеобразное процессуальное положение, а также одновременно играет различные роли при рассмотрении уголовного дела. Он выступает в уголовном судопроизводстве в разных качествах: во-первых, он может выступить в уголовном процессе в роли свидетеля или очевидца обстоятельств совершенного против него преступления. Во-вторых, он может стать активным участником процесса доказывания по уголовному делу, субъектом и источником доказывания. В-третьих, он изначально предстает как субъект обвинения своего обидчика - обвиняемого в уголовном процессе. Наконец, он является самостоятельным участником уголовного процесса, который действует в целях восстановления своих нарушенных прав и реализации законных интересов посредством возмещения причиненного ему преступлением морального, физического и имущественного вреда.

Защита потерпевшего определяется также объемом прав, предоставляемыми ему уголовно-процессуальным законодательством (ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Потерпевший вправе: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представителя; участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта; знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему; получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; обжаловать приговор, определение, постановление суда; знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения; ходатайствовать о применении мер безопасности; осуществлять иные полномочия.

Одной из гарантий государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является также обеспечение безопасности потерпевшего в остроконфликтном процессе уголовного судопроизводства.

Подводя итоги, можно обобщить, что понятие "защита прав потерпевшего" включает в себя как их беспрепятственную реализацию, т.е. охрану от их нарушения со стороны подозреваемых, обвиняемых или самих работников правоохранительных органов государства, так и их восстановление посредством законодательно предусмотренных, а также не запрещенных законом процедур. Если работники правоохранительных органов по тем или иным причинам не выполняют законодательно возложенные на них государством обязанности по охране и реализации прав потерпевшего, то потерпевший должен иметь право и реальную способность самостоятельно или посредством своих представителей, в том числе и высококвалифицированных и опытных адвокатов, защищать свои процессуальные и субстанциональные (возмещение ему морального, физического и материального вреда) права и интересы. В этой связи неправомерное лишение доступа пострадавшего к правосудию на практике может быть обусловлено не только незаконными действиями участников уголовного судопроизводства, но подчас и действующими законодательными пробелами и погрешностями.

Трунов И.Л. - профессор, д.ю.н., адвокат.

Проблемы закрепления и реализации прав потерпевших в уголовном судопроизводстве

Проблема защиты прав жертв преступлений стоит давно и остро и не только в России. Наказание преступника, как форма обеспечения прав потерпевшего от преступления, не решает все проблемы. Отношение к жертве преступления - критерий эффективности правоохранительных и общественных структур. Следственным комитетом России совместно с членами Общественной палатыразработан новый законопроект «», который должен стать воплощением демократических принципов уголовного судопроизводства, отвечающих международным стандартам защиты прав человека. Положительные предложения законопроект, бесспорно содержит, но требует серьезных доработок и изменений. Международные нормы права и законодательство России провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» - Конституция РФ (статья 52). Приведенное конституционное положение напрямую направлено на закрепление за государством обеспечение потерпевшего доступа к правосудию и законодательную защиту не только от преступлений, но и от злоупотреблений властью. Обеспечение прав жертв преступлений лежит именно на государстве. Уголовно-процессуальный кодекс России, указывает на то, что одним из назначений уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (подп. 1 ч. 1 ст. 6 УПК). Тем не менее, реальная действительность свидетельствует об отсутствии должного соблюдения этих требований. Законодательные недоработки усугубляются коррупцией. Есть что-то противоестественное в позиции законодателя, видящего за проблемой защиты прав человека только того, кто преступил закон, кто бросил вызов обществу и государству, а не жертвы преступлений те миллионы судеб, которые попираются правонарушителями.

Прибегая к помощи потерпевшего, органы уголовного преследования решают главным образом свои служебные задачи. Не учитывается то, что после совершенного преступления жертва находится в состоянии острых психологических и материальных проблем и потому нуждается в правовой защите и повышенном внимании. Жертва нуждается в помощи как непосредственно после деяния, так и в пролонгированной помощи (сироты, при утрате кормильца, инвалиды по утрате трудоспособности, медицинское сопровождение на период лечения и т.п.), человек должен получать правовую, медицинскую, материальную помощь, однако в российском праве потерпевшему не уделяется достаточного внимания.

По данным ВНИИ МВД России, около 60 % жертв преступлений предпочитают вместо обращения в милицию предпринимать самостоятельные действия по восстановлению справедливости. Каждый год в России появляется свыше 2 миллионов потерпевших. Если же учесть близких родственников пострадавших, их иждивенцев, то количество составит более 6 миллионов человек. Согласно статистическим данным МВД РФ, в 2009 году рассматривалось свыше 22 млн. заявлений, сообщений о происшествиях. И только по 10% из них принимаются решения о возбуждении уголовных дел . Если учитывать латентную преступность, примерно 7 миллионов человек становятся жертвами незарегистрированных преступлений. Права более 2 млн., официально признанных потерпевшими, хоть и плохо, но формально как-то соблюдаются, а миллионы жертв преступлений реально пострадавших от незарегистрированных преступлений, не получают никакой правовой помощи и защиты от государства.

В целях реализации Федерального закона от 20.08.04 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» в 2009 г принята Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы». Однако на данный момент практика свидетельствует, что меры государственной защиты применяются редко. Новая Государственная программа предусматривает за 5 лет ее действия применить меры в отношении 10 тысяч участников уголовного судопроизводства. И это, при том, что, как отмечено в самой Программе, за 5 лет только по особо тяжким преступлениям около 50 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей и каждый пятый из них получает угрозы с целью изменения либо отказа от даваемых показаний. Т.е. применение мер происходит в отношении, всего лишь, 0,5% от общего количества подзащитных.

Законопроект «О потерпевших от преступлений », разработанный Следственным комитетом России совместно с членами Общественной палаты,содержит много положительных новел. Так, жертвам преступлений не придется ждать, когда у осужденного появится возможность или желание возместить причиненный вред, платить компенсации потерпевшим будет государство с последующим регрессным возвратом с осужденного. Для этого к 2012 году создадут Национальный компенсационный фонд. Также предполагается разработчиками, финансирование фонда будет осуществлять за счет конфискованных денежных средств, полученных преступным путем, реализации арестованного имущества должников, взимаемых штрафов. Стоило бы отразить механизм работы фонда в законопроекте и закрепить предположения.

Законопроект определяет основы государственной политики по правовой и социальной защите пострадавших от преступных посягательств граждан, основывается он, в том числе, на общепризнанных нормах международного права. Рост преступности, в том числе терроризма, незащищенность ее жертв, как в России, так и в других государствах мира обуславливают необходимость международного сотрудничества в этой области. Все чаще внутригосударственные проблемы, возникающие в связи с выплатами компенсации потерпевшим за нанесенный им преступлением ущерб, перерастают в международные. Для их решения подписаны и ратифицированы ряд документов, ключевыми из которых являются Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29.11.1985г), в соответствии с пунктом 12 которой - государство должно взять на себя обязательства по компенсации вреда лицам, получившим в результате преступления значительные телесные повреждения или увечья, пенсии по утрате кормильца либо наступления инвалидности, с последующим возмещением выплаченных (выплачиваемых) сумм с осужденного в регрессном порядке. Также сюда можно отнести требования ст. 25 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности об установлении государством надлежащих процедур «для обеспечения доступа к компенсации и возмещению ущерба жертвам преступлений», Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 24.04.04 N 26-ФЗ.

Создание Национального компенсационного фонда соответствует, в том числе Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (ратифицированная Россией 10.04.2002г.) ч. 4 ст.8 которой гласит: «Каждое государство-участник рассматривает возможность создания механизмов, с помощью которых средства, полученные в результате конфискации, использовались бы для выплаты компенсации жертвам преступлений».

В международно-правовых актах не содержится понятия «потерпевший» употребляется понятие «жертва преступления», по своему содержанию эти понятия не являются тождественными. Из содержания Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, следует, что она распространяется не только на сферу уголовного судопроизводства, но и на другие процедуры - административные, посреднические и иные установленные соответствующим государством (п. п. 6 - 7 раздела "A"). В процессуальном отношении не каждая жертва преступления становится потерпевшим; в уголовно-правовом смысле потерпевшим может быть не только физическое лицо, но и юридическое; в некоторых случаях потерпевшим признается не жертва преступления, а ее близкие родственники. Также, жертва преступления приобретает статус потерпевшего только после вынесения надлежащим лицом постановления либо определения. В материальном аспекте оба эти понятия совпадают по своему основному признаку «потерпевшим (жертвой преступления) - является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Необходимо приведение законопроекта в соответствие с международными нормами права. Так, к примеру в разделе основных понятий, используемых в законопроекте «О потерпевших от преступлений» дать определение - потерпевший от преступлений, жертва преступления - физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Для возможности ратификации Европейской Конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Страсбург, 24 ноября 1983г.) необходимо введение в законопроект нормы соответствующей (Ст.2 Конвенции) - « Возмещение ущерба, осуществляется даже в том случае, если преступник не может быть подвергнут судебному преследованию или наказанию». Уровень раскрываемости корыстно-насильственных преступлений в России не превышает 60 процентов . Охватывает данная норма Конвенции ситуации, если преступник не может быть подвергнут уголовному преследованию, не установлен, либо не может быть наказан, скрывается, либо применяются предусмотренные законодательством освобождение от наказания в связи с актами амнистии и помилования, тяжелой болезнью осужденного и т.п. При этом, в тех случаях, когда государственные структуры, на которых возложена обязанность обеспечения правопорядка и безопасности в государстве и обществе, не сумели обеспечить этот правопорядок, то возмещать вред должны именно эти органы, в лице государственного фонда.

Уголовно-процессуальное и уголовное законодательство России в значительной степени ограничивает и ущемляет права потерпевшего по отношению к правам подозреваемого (обвиняемого). Даже принцип равенства граждан перед законом в ст. 4 УК распространяется только на лицо, совершившее преступление. В связи с этим требуется его изменения и расширительное толкование: "Лица, совершившие преступление, а также лица, пострадавшие от преступлений, равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств".

Согласно принципу презумпции невиновности, подозреваемый и обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения (ст. 49 Конституции РФ, ч. 2 ст. 14 УПК РФ). В соответствии с этими положениями, обязанность доказывания вины обвиняемого в обоих рассмотренных случаях, должна возлагаться, в том числе и на потерпевшего. Отметим, что потерпевший, будучи не в состоянии собрать необходимую ему доказательственную базу, УПК РФ не предоставляет ему такой возможности. Необходимо дополнить статьюзаконопроекта «Права потерпевших от преступлений», нормой расширяющей состязательность. Потерпевший и его представитель в ходе уголовного судопроизводства вправе собирать доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования заключений и показаний эксперта и специалиста, справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Часть 3 ст. 42 УПК РФ гласит: что потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 УПК РФ. При этом, в статье 131УПК РФрасходы на представителя, как процессуальные издержки не указаны. Как следствие, невозможность получения квалифицированной юридической помощи бесплатно. Согласно законопроекта, «Потерпевшие от преступлений имеют право ходатайствовать овозмещении расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием включая возмещение расходов на представителя». Если потерпевший будет вести себя правильно, то ходатайство удовлетворят, либо если поделится частью средств. Оплата расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий, проживанием и расходы на представителядолжна производится в независимости от усмотрения должностных лиц.

Положительным нововведением законопроекта является предложение, что «Решение о признании потерпевшим выносится одновременно с возбуждением уголовного дела». Действующее сегодня законодательство России наделяет потерпевшего правом участвовать в уголовном преследовании (ст. 22 УПК РФ). Однако законом не определен срок, в течение которого лицо должно быть признано потерпевшим по уголовному делу, и на практике зачастую лицо признается потерпевшим на завершающей стадии уголовного судопроизводства, что лишает его прав на заявление отводов, подачу жалоб, заявлений, ходатайств и т.д. Де-факто, потерпевшим становится лицо, которому причинен вред, де-юре потерпевшим в уголовном судопроизводстве лицо становится с момента процессуального оформления данного факта (постановление о признании потерпевшим).

Не решает законопроект одну из болезненных проблем, это оказание потерпевшим бесплатной правовой помощи. Законом не предусмотрено предоставление потерпевшему бесплатной юридической помощи, в то время как обвиняемый (подозреваемый) имеет право на оказание бесплатной обязательной юридической помощи с момента его задержания. Достаточно заявить, что лицо от адвоката не отказывается, наступает обязанность обеспечить подозреваемого, обвиняемого защитником. В то же время, потерпевший самостоятельно должен обращаться за юридической помощью и оплачивать эту помощь. Законопроект регламентирует участие потерпевшего в уголовном либо гражданском судопроизводстве по возмещению морального вреда. Гражданский иск в уголовном процессе регламентируется несколькими отраслями права, без профессиональной юридической помощи жертве невозможно самостоятельно отстоять свои права и законные интересы. Усугубляют проблему вопросы определения размера морального вреда и денежной оценки страданий - это субъективное усмотрение того или иного судьи. Критериями оценки являются размытые понятия разумность и справедливость, конкретизировать которые не могут сами судьи.В России необходимо законодательное закрепление методики определения стоимости человеческой жизни и исчисления вреда, для расчетов компенсаций и материальной помощи жертвам преступлений, катастроф и терактов. В Великобритании по вопросам компенсации морального вреда создана и функционирует Комиссия, применяющая Тарифную таблицу 1994 года, в которой подробно описаны условия и суммы выплат компенсаций в зависимости от конкретных обстоятельств. Сегодня существуют Российские научные разработки, в которых произведен анализ различных методик и подходов по вопросу оценки стоимости жизни, показано, что на значение ее оценки влияет большое число факторов. Предлагаются конкретные способы и методы вычисления на базе международного и российского опыта .

Особо актуален законопроект «О потерпевших от преступлений» для жертв терроризма. В соответствии действующим Законом «О противодействии терроризму» компенсация вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших, т.е. фактически никогда. Как правило, террористические акты совершает террорист смертник, или осужденный отбывает пожизненное наказание, или не установлен. Практика применения Закона «О борьбе с терроризмом» и Закона «О противодействии терроризму» показали нерешенность вопросов защиты прав и возмещения вреда потерпевшим от терроризма.

Таким образом, на сегодняшний день остро назрел вопрос принятия комплекса мер, направленных на защиту жертв преступлений. Необходимо ратифицировать Европейскую Конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений, существенно доработать и принять Закон «О потерпевших от преступлений» с соответствующим приведением нормативных правовых актов в соответствие с ним.

Трунов И.Л., Айвар Л.К., Востросаблин А.А. «Часть 1 - Экономический эквивалент жизни человека». Общественно-научный журнал «Вестник РАЕН» №4, 2004. Трунов И.Л., Айвар Л.К., Харисов Г.Х. «Часть 2 - Эквивалент стоимости человеческой жизни». журнал «Представительная Власть», № 3 (69), 2006.

"Гражданам, пострадавшим в результате преступлений, добиться восстановления нарушенных прав, полноценной психологической помощи, социальной и медицинской реабилитации, а также получения компенсации в условиях действующего законодательства затруднительно", – отметила в ходе состоявшегося на этой неделе круглого стола, организованного Фондом поддержки пострадавших от преступлений, председатель фонда Ольга Костина . По ее словам, согласно различным экспертным данным, в России пострадавшими от преступлений ежегодно становятся более 10 млн человек. При этом около 50% из них не обращаются в полицию, а предпринимают самостоятельные действия по восстановлению справедливости, вплоть до самосуда. "Жертвы преступлений боятся идти в полицию, потому что никто не гарантирует им помощь, раскрытие преступления и справедливую компенсацию", – считает она.

Кроме того, по мнению эксперта, для участия в уголовном процессе потерпевшим необходимы определенные знания. Так, например, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ("Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию") считаются уголовными делами частного обвинения (). Это означает, что уголовное дело будет возбуждаться не иначе как по заявлению пострадавшей стороны, а правоохранительные органы не принимают участие в доказывании вины, к примеру, домашнего тирана, так как эта обязанность лежит на плечах пострадавших. То есть, по общему правилу, пострадавшие сами должны подавать заявление в мировой суд, самостоятельно собирать доказательства, представлять обвинение в суд ( , ). "Поэтому в основном такие преступления остаются латентными, а потерпевшие – незащищенными", – считает Ольга Костина.

Вместе с тем количество жалоб от тех, кому отказывают в возбуждении уголовных дел и не признали потерпевшими также ежегодно растет, рассказали эксперты. "Если в 2016 году это была цифра в 2870 заявлений, то за 2017 год она перевалила за 3100, – отметил представитель Уполномоченного по правам человека в РФ Виктор Немченков . – К нам обращаются люди, которые самостоятельно не могут добиться признания их потерпевшими по делу. Еще очень много жалоб на несоблюдение в ходе расследования уголовного дела прав потерпевших. Не стоит забывать, что у потерпевших есть те же права, что и у других участников уголовного дела.

Из материалов, имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, следует, что в соответствии со статистическими данными за 2016 год количество вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел составило 6,8 млн. Однако, по словам экспертов, заявители о преступлениях все чаще не получают от правоохранительных органов уведомления о принятых по заявлениям процессуальных решениях и копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, несмотря на то, что согласно такие уведомления должны направляться заявителям не позднее 24 часов с момента принятия соответствующего процессуального решения. "Вот написал человек заявление в полицию и даже не знает, что дальше происходит с этим заявлением. Часто заявителям рассказывают, что идет проверка, а через полгода выясняется, что уже давно вынесено постановление об отказе", – рассказал ведущий юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Максим Пешков . В связи с этим Фондом предлагается скорректировать УПК РФ в части изменения порядка уведомления заявителя о принятом по заявлению процессуальном решении, порядка проверки законности вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором, а также установления в уголовно-процессуальном законодательстве статуса заявителя.

Также он отметил, что все чаще встречаются случаи немотивированных отказов органов дознания и предварительного следствия в ознакомлении заявителей с материалами проверки сообщений о преступлении по их заявлениям, в случае принятия процессуального решения в виде постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. По мнению эксперта, отказом в предоставлении доступа к материалам проверки нарушаются права заявителей, предоставленные им . Напомним, что согласно , органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. "В ходе практической работы с заявителями было установлено, что органами дознания и предварительного следствия искусственно создаются препятствия для ознакомления заявителей с материалами проверки, проведенной по их заявлениям", – убежден Немченков. Так, по его словам, к числу таких искусственных препятствий относятся отказы должностных лиц органов дознания и предварительного следствия в ознакомлении заявителей с материалами процессуальных проверок по их заявлениям в связи с отсутствием, к примеру, у сотрудника полиции обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления (). Он предлагает прямо предусмотреть право заявителя на ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении.

Как рассказали эксперты, еще одной проблемой является то, что на сегодняшний день потерпевшая сторона не может рассчитывать на адекватную социальную помощь и реабилитацию со стороны государства. Напомним, что компенсация вреда не является безусловной обязанностью виновного лица и производится только при наличии обвинительного приговора суда (). Кроме того, потерпевший не может претендовать на компенсацию вреда, причиненного преступлением, и в случае, если преступник не установлен или установлен, но скрывается от следствия, в связи с чем привлечь его к уголовной ответственности не представляется возможным. То есть социальная функция , гарантирующей право на компенсацию причиненного ущерба, фактически не реализуется на практике.

"В целях более эффективного восстановления социальной справедливости в части возмещения вреда, причиненного преступлением потерпевшему, должны быть закреплены условия, виды и размеры государственной компенсации, – отметила Ольга Костина. – Создание государственной компенсационной системы позволит снизить социальную напряженность, поскольку обеспечит реальную поддержку пострадавших, повысит уровень доверия граждан к правоохранительным и судебным органам, позволит ратифицировать ряд тематических международных правовых документов и избежать значительного количества обращений в ЕСПЧ".

Предполагается, что компенсационная система позволит производить выплаты даже в том случае, когда отсутствует возможность взыскания денежных средств с преступника, не нанося никакого ущерба бюджету страны. При этом формироваться она будет за счет штрафов, назначаемых в качестве уголовного наказания, государственных средств, полученных от конфискации имущества, сумм залогов, обращенных в доход государства и т. д. "Размер компенсации должен покрывать расходы по потере заработка, на содержание иждивенцев, на погребение, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию потерпевшего, а также на медицинскую и социальную реабилитацию близких родственников несовершеннолетнего потерпевшего при наличии прямых последствий преступления", – пояснила Ольга Костина. По ее словам, Следственным комитетом РФ совместно с Фондом поддержки пострадавших от преступлений разрабатывается проект федерального закона "О потерпевших от преступлений", которым будут установлены основные принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших.

Вместе с этим необходимо развивать также систему социальной, медицинской и психологической реабилитации потерпевших от преступлений, считают участники круглого стола. "Например, для работы с пострадавшими детьми, необходимо привлечение специалистов в области возрастной или педагогической психологии, клинических психологов со знанием и опытом работы в отрасли психологии развития ребенка, практикой в области детско-родительских отношений и психологической травмы, а также врачей-психотерапевтов, – считает Ольга Костина. – Необходимо развивать систему помощи пострадавшим, с обязательным последующим медико-психологическим сопровождением".