Что грозит за езду по обочине. Будет ли штраф за езду по обочине и какой? Что позволит улучшить бесперебойное движение машин

С настоящей загруженностью дорог всегда найдется кто-то самый «умный», кто норовит двигаться быстрее всех. Часто такие ситуации складываются если на дороге пробка, и водители объезжают ее по обочине. Также такие случае не редки, когда по полосе движется тихоходный КАМаЗ, а встречная полоса занята. В итоге, этот самый КАМаЗ обгоняют используя обочину.
На самом деле не каждое медленное средство можно считать тихоходным и обгонять его соответственно тоже нельзя, согласно ПДД, будь то обочина или выезд на встречную через сплошную линию. Скажем так, выезд через сплошную это и вовсе серьезное правонарушение, а вот езда по обочине малое из возможных зол. Именно к езде по обочине прибегают дабы не выезжать на встречку, а также продвинуться вперед.
Итак, я представил возможные случаи езды по обочине, но еще не рассказали о штрафах за них. Именно об этом далее.

Что такое обочина у дороги, где не стоит продолжать движение

Прежде чем начну "махать шашкой" перечисляя критерии к штрафу, давайте разберемся с тем, что же такое обочина. Для этого достаточно взглянуть в "Общие положения" ПДД. В них можно прочитать определение.

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

То есть если говорить своими словами, то либо крайняя часть дороги с гравийным или земляным покрытием в отличии от асфальтового,

Либо все что находится за разметкой 1.2.

Я как мог аккуратно нарисовали стрелочками то место, где как раз и начинается обочина, с ее возможными вариантами разметки или без разметки вовсе.

В дополнение к вышеприведенной информации хотелось бы сказать о разметке 1.2. Не надо путать эту разметку с разметкой 1.1, которая разделяет полосы движения встречного направления на проезжей части. По сути 1.2 это разметка находящаяся справа относительно полосы движения и указывает она исключительно на обочину. Это значит, что если нет запрещающих знаков, то пересекать ее можно для остановки на обочине.

Теперь когда понятно где начинается обочина, можно поговорить и о запрете передвижения по ней. В ПДД написано

То есть езда по обочине запрещена, с некими исключениями, про которые расскажу далее в статье.

Какой статьей регламентируется штраф за проезд (обгон, опережение) по обочине

Такой статьей в КоАП является Статья 12.15 КоАП РФ «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона». Фактически в ней говориться о движении по обочине, также в статье упоминается и о нарушение в отношении выезда на встречную полосу через сплошную, но об этом в статье "Штраф за выезд на встречную полосу, через сплошную линию разметки ".
А теперь больше конкретики, то есть конкретно по нашей тематике, о езде по обочине. Кроме того, мы приведем и текст из КоАП РФ, чтобы явно обозначить условия сопутствующие такому нарушению как езда по обочине.

Штраф за движение (езду, опережение) по обочине

Итак, как уже упомянуто, езда по обочине относится к административным правонарушениям, которое оговорено статьей 12.15 КоАП РФ. Про обочину сказано в части 1 данной статьи…

…Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней - влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

То есть штраф в 1500 рублей будет выписан водителю за езду по обочине, в случае если его уличат в данном правонарушении. По факту случаи взимания таких штрафов редки, так как-либо инспекторы не в состоянии успеть везде и всюду, либо они просто игнорируют наказание за данное правонарушение.
Также здесь есть и еще одно "НО". Что такое движение по обочине и как долго надо ехать по ней, чтобы водителю выписали штраф? Ведь по факту когда водитель останавливается на обочине, в разрешенном месте, он тоже совершает движение по ней. В этом случае штраф с него не берут. Такой вариант защитной речи в качестве доводов может быть весьма полезен, при общении с инспекторами ГИБДД, когда водитель будет утверждать, что съехал для остановки. Хотя здесь уже будет все на грани понимания условных определений, человеческого фактора и настроения...
Так как все зависит от множества факторов, порой не "играющих нам на руку", то в связи с этим хотелось бы обратиться к водителям пропускающим транспорт и тем, кто считает что их должны пропускать, смещаясь на обочину за линию разметки. Первые нарушают правила, при этом фактически сами и добровольно. И здесь очень кстати будет фраза - благими делами выложена дорога в ад. Вторые, мигая фарами сзади или "поджимая" машины, фактически провоцируют нарушения другими, а также чрезвычайные ситуации.
Остается лишь надеяться на взаимное понимание тех и других, и соблюдение ПДД, не взирая на все провокационные факторы. Ведь именно здравый разум и чуть больше затраченного времени на дорогу, способны избавить многих нас от спровоцированных проблем.

Кому можно ездить по обочине без угрозы штрафа (мопед и тихоходное ТС)

Необходимо сказать пусть не о главном, но об обязательном. О том, что некоторым видам ТС все-таки можно ездить по обочине, при этом это не будет считаться нарушением ПДД. Это означает, что наказания в виде штрафа не последует. Достаточно обратиться к пункту 24.7 ПДД , чтобы понять, о чем мы хотим сказать.

Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Само собой из этого пункта следует, что мопеды могут передвигаться по обочине, при этом о штрафе в такой ситуации речь не идет. Если они, конечно, не мешают пешеходам, не создают помех.
Еще стоит сказать о тихоходных ТС. А вернее о том, что их вполне можно оправдать, если они будут ехать по обочине. Об этом написано в пункте 11.6 ПДД

В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

То есть если водитель тихоходного ТС прижался вправо и едет по обочине, то следуя данному пункту ПДД, он ничего не нарушает, так как ПДД не диктуют для него однозначной остановки, а лишь рекомендуют ее. При этом об ограничениях для заезда вправо, вплоть до заезда на обочину, ничего не сказано. Однако заметьте, что в отличии от мопеда, тихоходное ТС может принимать вправо лишь для того, чтобы пропустить едущих за ним, а мопед может постоянно ехать по обочине, вне зависимости от дорожной ситуации.

Можно ли заплатить штраф за езду по обочине со скидкой

Вопрос - ответ на тему "Штраф за езду, обгон по обочине"

Вопрос: Какой будет штраф за езду (движение) по обочине?
Ответ: Штраф за езду по обочине составляет 1500 рублей. Мопед имеет право движения по обочине не мешая пешеходам, а также тихоходное ТС для случая предоставления дороги едущим за ним.

Обочина представлена в виде элемента дорожного полотна, примыкающего непосредственно к проезжей части. Трактовку термина регламентирует Правительственное Постановление РФ № 1090. Обочина отличается первостепенно типом покрытия. Если же покрытие проезжей части и обочины одинаковое, используется определённая разметка.

Движение автомобилей по обочине запрещено на законодательном уровне, поскольку данное действие представляет опасность для общественности. Какой штраф за обочину придётся уплатить в разных ситуациях, и какие транспортные средства освобождены от административного наказания?

Назначение обочины

Согласно ПДД обочина предназначена для следующих целей:

  • использование при возникновении непредвиденной ситуации;
  • стоянка или остановка автомобиля, если нет запрещающих знаков (читайте также подробнее о );
  • движение велосипедистов и пешеходов;
  • обеспечение устойчивости дорожного полотна.

Велосипедисты в возрасте старше 14 лет имеют право передвигаться только по специальным велосипедным дорожкам, если таковые имеются. При их отсутствии возможно использование обычной дороги с правой стороны. Если проезжая часть слишком перегружена, а велосипедные дорожки отсутствует, допустима езда по обочине.

Если же велосипедист ещё не достиг возраста 14 лет, его передвижение допустимо исключительно по местам категории жилой зоны или по тротуару.

Несмотря на обилие правил на водителей скутеров и мопедов, данная категория чаще других их нарушает. Мопед должен ехать исключительно по проезжей части и только с правой стороны. Если на обочине нет пешеходов, в крайних случаях разрешено движение и по этому участку дороги. Тем не менее, законодательных запретов по этому поводу нет. По пешеходным зонам и велосипедным дорожкам данной категории водителей категорически запрещено передвигаться, как и по тротуарам.

Если речь идёт об автомобиле, в обычной ситуации использование обочины для передвижения недопустимо. Автомобилистам разрешено использовать обочину в следующих случаях:

  1. Остановка , то есть специальное прекращение движения машины на срок до 5 минут, например, для высадки или посадки пассажиров.
  2. Стоянка – также специальное прекращение движения, но уже на более, чем 5 минут (читайте также о назначении ). Погрузка и высадка пассажиров недопустима, в противном случае будет наложен соответствующий штраф. Помните, что отдельные участки дороги оснащены запрещающими знаками, согласно которым по ряду причин нельзя ни останавливаться, ни делать стоянку. Согласно п. 12.1 ПДД, стоянку можно организовать только по ходу движения, то есть с правой стороны. Если обочины нет, можно организовать стоянку непосредственно на проезжей части, обязательно справа. В определённых ситуациях допустимо использование тротуара. Если другое транспортное средство или конструктивный элемент инфраструктуры дороги уже занял обочину, её использование другим водителем недопустимо.
  3. Объезд препятствия также может оправдать использование обочины для езды, однако факт наличия препятствия необходимо будет доказать, если водителя всё-таки оштрафовали. В качестве препятствия можно расценивать проведение дорожных работ, ДТП и т. д.

Помните, что конкретное расстояние, при котором за движение по обочину назначается штраф, в законодательстве не упоминается. Этот нюанс водители часто используют, чтобы объехать медленно движущийся транспорт или пробку.

Административное наказание актуально только тогда, когда использование рассматриваемого участка дорожной разметки конкретно для движения можно доказать.

Формулировка правил относительно запрета на езду по обочине для машин неполная, есть определённые исключения для других категорий транспортных средств. Какие ТС могут беспрепятственно использовать обочину для передвижения? Вот их список:

  • водители мопедов в крайних случаях;
  • велосипедисты старше 14 лет;
  • сани или гужевой транспорт, поскольку из-за очень низкой скорости движения они тормозят общий поток машин;
  • ТС коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб с соответствующими спецсигналами и обозначениями.

Почему машинам нельзя ездить по обочине?

Пребывание в пробке всегда утомляет водителей, и они могут попытаться объехать её через обочину, объясняя свои действия стремлением сократить время ожидания для себя и других водителей. По факту, происходит обратное, поскольку выезд на обочину замедляет движение. После завершения данного запретного манёвра водитель стремится вернуть своё место в общем потоке, что способствует торможению движения и усугублению пробки. Согласно правилам дорожного движения п. 9.9, запрет на использование обочины для движения автомобилей объясняется следующими проблемными последствиями:

  1. Переход автомобиля с асфальтового покрытия на гравийную дорогу на высокой скорости часто оборачивается авариями.
  2. Использование обочины для обгона – аморальное и нечестное отношение к другим участникам дорожного движения (читайте также, ).
  3. Возникает риск навредить здоровью или жизни пешеходов, при наличии таковых.
  4. Колёса поднимают пыль с обочины, которая направляется в сторону других водителей, и они вынуждены ею дышать.
  5. Поднятая пыль существенно ухудшает видимость, поэтому риск ДТП возрастает.
  6. Если на обочине стоит транспортное средство, то водитель, решивший использовать данный участок дороги для обгона, может повредить ТС. Нарушитель вынужден будет компенсировать ущерб по ОСАГО.

Штрафные санкции

Итак, какой штраф за езду по обочине может быть выписан водителю в разных ситуациях? Рассмотрим их:

  1. Использование правой обочины для объезда другого ТС воспринимается, как нарушение правил обгона согласно КоАП РФ ст. 12.15, п. 1. Водителю выписывается штраф на сумму 1 500 рублей.
  2. Использование левой обочины наказывается намного строже, поскольку речь идёт об обочине левой полосы. Актуальными в данном случае являются все запреты, связанные с движением по встречной полосе. Нарушение такого рода ведёт к штрафу в размере 5 тыс. рублей. Другой вариант административного наказания – лишение прав на 4 — 6 месяцев. Повторное правонарушение данного характера ведёт к лишению прав на срок до года, если инцидент был зафиксирован сотрудником ГИБДД, или штрафу на сумму 5 000 рублей, если нарушение зафиксировала автоматическая камера фото- и видеофиксации.

МКАД

МКАД не определяется, как автомагистраль из-за наличия знака 5.3 «Автомобильная дорога», обочины обозначены на таком дорожном полотне сплошной линией. Такая разметка указывает на полный запрет на движение или выезд на данный участок, как и в случае со скоростной трассой. На МКАДе установлено более 100 устройств фото- и видеофиксации. Нарушители будут в автоматическом порядке оштрафованы на 1 500 руб.

Трасса

Стоит запрет, как на движение, так и на остановку на данном участке дороги, поскольку для этих целей выделены специальные места. Неисправность, которая привела к неспособности автомобиля двигаться, расценивается как единственное возможное исключение.

В такой ситуации водитель обязан в обязательном порядке выставить знак аварийной остановки и активировать аварийные огни.

Транспорт, который выезжает на обочину с намерением остановиться, не нарушает законодательные нормы, если речь не идёт об автотрассе, однако, даже в данной ситуации водитель может быть оштрафован, если воспользуется задним ходом. Движущиеся по краю дороги велосипедисты и пешеходы оказываются в опасном положении, так же, как и другие водители. При нарушении данного правила штраф за движение по обочине задним ходом составляет 500 руб.

Каждый водитель должен соблюдать действующие ПДД, определяющие уровень безопасности для многих участников транспортного движения. Одно из основных требований – это учет ограничений относительно мест, где разрешается передвигаться на машине. Езда по обочине приводит к , вне зависимости от сложившихся обстоятельств на дороге.

Трактовка понятия «обочина»

В ПДД прописано трактование понятия «обочина». Под данным термином принято понимать территорию, которая располагается с проезжей дорогой. Обочина всегда отличается специальным покрытием, а также разметкой, выполненной с учетом определенных требований. ПДД разрешает передвигаться по тротуару только взрослым велосипедистам и обычным пешеходам.

Таким образом, любая езда машины на обочине запрещена. Скорость не играет какой-либо роли. Единственное исключение – это необходимость срочной остановки, причем помехи должны исключаться даже в то время, когда водитель съезжает с места парковки.

В крупных российских городах, где отмечаются частые транспортные заторы, инспекторы ГИБДД зачастую фиксируют нарушения относительно езды по обочине. Однако «пробка» не может быть даже смягчающим обстоятельством.

Такие ситуации приводят к повышению опасности пешеходов и велосипедистов, так как они утрачивают возможность свободного, безопасного передвижения. Важно понимать, что переезд в нужный ряд машин приводит к образованию дополнительных помех для других участников дорожного движения и увеличение километража «пробки». Такие маневры по обочинах, отличающихся визуально и схематичной разметкой от основного полотна дороги, приводят к штрафным санкциям.

Кому разрешается двигаться по обочине?

В России запрещено движение машин по обочинам даже, если на основной дороге произошла «пробка» и отсутствует возможность быстрого передвижения. Исключением является необходимость срочной остановки, которая не будет создавать помех другим участникам автомобильного движения.

Парковка слева на обочине разрешена только в исключительных случаях:

  • наличие одной полосы проезжей дороги с учетом разного направления транспортных средств, а также с обязательным отсутствием путей для движения трамваев;
  • транспортное движение по одному направлению (грузовики, вес которых превышает три с половиной тысяч тонн, могут останавливаться только для загрузки – разгрузки).

Таким образом, парковка на левой стороне дороги также часто приводит к появлению штрафных санкций. Соблюдение этих требований ПДД определяет уровень безопасности для каждого водителя.

По обочине разрешается движение следующего транспорта:

  • машины, которые принадлежат специальным местным службам, выполняющим коммунальные обязанности;
  • грузовой транспорт, используемый для доставки различного товара.

Чаще всего для коммунальных машин, грузовиков движение разрешается только в исключительных ситуациях. Обычно разрешается движение по обочине только для определенных видов транспортов (велосипеды и легкие мопеды), а также для людей-пешеходов. Данные нормы прописаны в действующем ПДД РФ.

Размер штрафных санкций

Какой установлен штраф за езду по обочине в 2017 году? Принимая во внимание явный факт нарушения ПДД, обязательно налагается штраф в размере 1500 российских рублей. В 2017 году повышение штрафных санкций не отмечалось. Статистика подтверждает, что небольшая сумма в 1500 рублей пугает далеко не всех водителей, поэтому автомобилисты, которые попали в «пробки» и спешат по делам, все равно допускают нарушения ПДД.

В настоящее время активисты стараются добиться увеличения размера штрафных санкций. Главной задачей является успешное решение проблем, связанных с обгонами и потенциально негативными последствиями таких нарушений вождения машинами. Эксперты отмечают, что увеличение взыскания целесообразно только, если водители начнут понимать отсутствие возможности избежать наказания.

По данной причине изначально нужно позаботиться о внедрении специального оборудования, позволяющего . Только оттачивание схемы наказания правонарушителей может привести к соблюдению правил относительно невозможности езды по обочинах дорог.

Существующие противоречия при наложении штрафных санкций

На законодательном уровне зафиксирован размер штрафных санкций. Кроме этого, тщательно прописана процедура наложения штрафов, которые должны выплачиваться в обязательном порядке.

Например, водители могут оказаться правонарушителями даже, если они просто припарковались на обочине и в остальном соблюдали ПДД. Законодательство разрешает остановить машину только, если отсутствуют помехи для движения автомобилей, велосипедов и пешеходов. Соблюдение данного правила не так легко доказать, как хотелось бы. Этому способствует отсутствие специализированного оборудования, которое должно фиксировать все нарушения на фото и видео.

Во многих ситуациях парковка транспорта на тротуаре повышает риск оказаться оштрафованным. Водитель может припарковаться только, если учитывать важные нюансы ПДД. Если при выезде фиксируется факт движения инспектором, появляется возможность легитимного обвинения в нарушении ПДД. Это обусловлено тем, что парковка разрешена, а езда – запрещена. Таким образом, выплата штрафа оказывается неминуемым процессом. В дальнейшем все зависит от ситуации на дороге, наличия транспортной пробки и настроения инспектора ГИБДД.

Движение по обочине встречной полосы

Отдельное нарушение законодательства, действующего для водителей, – это обгон пробки. В этом случае шустрые автомобилисты могут выезжать на обочину встречной полосы, в результате чего повышаются риски относительно получения крупного штрафа. К печальным последствиям приводит следующий факт: фиксируется нарушение сразу двух правил. Автомобилистам нельзя ездить по встречной полосе и обочине.

Размер штрафа увеличивается, причем возможность для его обжалования полностью исключается. Более того, вправе лишить автомобилиста его водительских прав на срок до полугода.

Вывод

Запрет езды на обочине направлен на гарантированную безопасность для всех участников дорожного движения. Несмотря на отсутствие риска , наказание в виде штрафных санкций становится обязательным.

Езда автомобиля даже на минимальной скорости по тротуару повышает риск автомобильных аварий и получения травм пешеходов или велосипедистов. В последнее время местные власти городов России успешно решили вопросы, связанные с парковкой транспортных средств и регуляцией движения при пробках, благодаря чему правонарушения фиксируются все реже.

Для чего предназначена обочина? Кто может ездить по обочине и в каких случаях водитель будет оштрафован при выезде на нее – все это разберем в данной статье.

Понятие «Обочина» в ПДД

Обочина является составной частью дороги, которая, в свою очередь, представляет собой поверхность земли, обустроенную и используемую для движения любых транспортных средств.

Дорога состоит из:

  1. Проезжей части.
  2. Обочины.
  3. Тротуаров.
  4. Трамвайных путей.
  5. Разделительных полос.

Дорога может быть частью земельного участка, либо это искусственно созданная местность.

Участок обочины отделяется от проезжей части дороги горизонтальной линией. Он не предназначен для движения автомобильного или какого-либо другого транспорта, кроме некоторых случаев, определенных ПДД.

Обратите внимание, что обочина непосредственно примыкает к проезжей части.

Обочина имеет иное покрытие, чем основная часть дороги. Для разграничения используется разметка 1.2.1 или 1.2.2. На ней можно останавливаться либо оставлять машину для стоянки. При отсутствии тротуара по обочине могут осуществлять движение пешеходы.

Чаще всего обочина имеет покрытие из:

  • щебня;
  • гравия;
  • дерна;
  • песка;
  • глины.

Помните, что не на каждой дороге имеется обочина. Иногда в ней просто нет надобности.

Наказание за движение по обочине

Основной причиной езды по обочине являются пробки. Это частая проблема мегаполисов. Поэтому водители решаются нарушить правила дорожного движения и объезжают пробку по этому участку дороги.

Единственное условие, когда водитель может выехать на обочину, – это временная остановка. Выезжая на обочину, вы создает следующие ситуации:

  1. Мешает движению пешеходов и велосипедистов.
  2. Поднимаете пыль, которая мешает нормально продвигаться другим машинам.
  3. Затрудняете движение при возвращении на дорогу.

За передвижение по обочине предусматривается административное наказание. Регулируется это статьей 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штраф за езду по обочине периодически повышается из-за несоблюдения правил. Изначально он составлял 500 рублей, сейчас вам уже нужно будет заплатить 1500 рублей. Многих водителей такой штраф не пугает, поэтому нарушения имеют место быть.

Не всегда на дорогах присутствуют сотрудники ГИБДД, которые отвечают за обнаружение нарушений, поэтому автоматизированные центры фотовидеофиксации могли бы решить данную проблему, но пока их у нас недостаточно.

Противоречия штрафа

Размер штрафа и моменты, когда его применяют, четко прописаны в Кодексе, но есть ситуации, когда это неуместно. Водитель может припарковаться на обочине или тротуаре, если это не затрудняет движения пешеходов. Но в итоге получается совсем другая картина, которую видит сотрудник ГИБДД.

Рассмотри такую ситуацию:

  1. Водитель останавливается на обочине, соблюдая все правила, никому при этом не мешая.
  2. Когда он выезжает с обочины обратно, то сотрудник ГИДББ его останавливает.
  3. Затем ему выписывается штраф за езду по обочине, ведь этот факт имел место быть.

Противоречие заключается в том, что стоять можно было, а ехать уже нельзя. Что-либо доказать практически невозможно.

Более лояльным наблюдателям за порядком можно объяснить, что вы правомерно стояли на обочине. Но в большинстве случаев вам полагается штраф. Сделано это, чтобы облегчить движение на крупных трассах, а так же в целях уменьшения аварийных ситуаций.

Штраф позволяет:

  • оградить автомобилистов от лишних выездов на обочину;
  • уменьшить количество аварийных ситуаций и травм пешеходов и велосипедистов;
  • решить вопрос с парковками, которые теперь осуществляются в специально отведенных местах.

Кому можно ездить по обочине?

Есть ряд транспортных средств, которым все же разрешено ездить по обочине:

  1. Механические средства.
  2. Тракторы.
  3. Медленный транспорт.
  4. Коммунальный транспорт.
  5. Дорожно-эксплуатационный транспорт.
  6. Транспорт, который подвозит грузы к торговым и другим объектам.

По обочине разрешается ездить велосипедистам при условии отсутствия велосипедной дорожки. При этом вы также не должны мешать движению пешеходов. Если же обочины нет, то движение велосипедиста осуществляется по проезжей части, но не далее 1 метра от правого края.

Также по обочине могут ездить водители мопедов. Допускаемое расстояние – 1 метр от правого края. Выезд далее разрешается, если нужно объехать препятствие или для осуществления поворота/разворота.

Согласно п.25.2 Правил Дорожного Движения в один ряд по обочине могут ехать гужевые повозки.

Езда по встречной обочине

Отдельным правонарушением является езда по встречной обочине. Такое возможно, если выехать с второстепенной дороги на главную и попасть в пробку. Водители, которые не любят терпеть или очень спешат, сворачивают на встречную обочину и объезжают автомобили.

В данном случае наказание последует более серьезное, чем штраф в размере 1500 рублей. Одновременно водитель будет наказан за езду по обочине и обгон с нарушениями, плюс выезд на полосу для встречного транспорта.

Наказание последует по статье 12.15, вам грозит:

  1. Штраф в размере от 5 тысяч рублей.
  2. Лишение водительских прав на срок до полугода.

Выезд на встречную обочину будет рассматриваться по статьям:

  • 2 – о дорогах с 4-мя полосами;
  • 3 –о дороге с тремя полосами, где средняя используется для движения в оба направления;
  • 5 – о дорогах с перекрестками и дорогах с ограниченной видимостью;
  • 3 – о дорогах перед переездом.

В зависимости от ситуации применяется одна из этих статей, запрещающая выезжать на встречную полосу.

Запомните, что обочина не предназначена для езды автомобильного транспорта. На ней можно только остановиться на некоторое время. А за выезд на встречную обочину, вы можете вообще лишиться водительских прав.

Движение автомобилей по обочине запрещено. Вот и пункт 9.9 Правил дорожного движения об этом говорит. Правда, как это обычно бывает, у каждого правила есть исключения. Существуют они и в этом случае.

Ряд обстоятельств, по которым водитель смело заворачивать на обочину, описывается в том же пункте ПДД, который указан выше. По обочине могут ехать машины дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также транспортные средства, подвозящие грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда. Разумеется, выезжая на обочину, водитель должен обеспечить безопасность движения.

Кто может ездить по обочине?

По обочине могут двигаться велосипедисты в возрасте старше 14 лет. Но лишь в том случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части (пункт 24.2 ПДД РФ). В пункте 24.7 ПДД право двигаться по обочине получил также и водитель мопеда, но лишь в том случае, если он не создает помех пешеходам.

Есть в ПДД пункт 25.2, который разрешает двигаться по обочине гужевым повозкам (саням), верховым и вьючным животным, но только в один ряд и возможно правее. Кроме того, эти категории транспорта не должны создавать помех пешеходам.

Слово «обочина» также встречается в пункте 8.8 ПДД. В нем говорится о том, что водитель автомобиля может заезжать на обочину для разворота вне перекрестка в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Чем грозит движение по обочине?

Во всех остальных случаях движение по обочине попадает под часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ, предписывающую наказывать водителя за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги штрафом в размере одной тысячи пятисот рублей.

Интересная деталь: нечаянное пересечение автомобилем сплошной линии, разделяющей проезжую часть и обочину, также влечет наказание, но уже по другой статье – 12.16 КоАП часть 1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Другими словами, если вы едете по обочине, готовьтесь к тому, что ваш кошелек опустеет на 1,5 тыс. рублей, а если кратковременно пересекли сплошную линию разметки – на 500 рублей.

Объезд препятствия

А что делать, если проезжая часть состоит из одной полосы и обочины и на ней образовалось препятствие?

Сначала определимся с тем, что такое препятствие. Препятствие – это (пункт 1.2 ПДД) неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил, препятствием не является.

В этом случае водитель должен двигаться в направлении объезда, обозначенном предписывающими знаками. Если их нет, следует объехать препятствие по обочине. Если это невозможно, то по встречной полосе.

Может ли внезапно появившийся на месте инспектор ДПС оштрафовать вас по статье, запрещающей двигаться по обочине? Может. В этом случае вам следует заявить, что выезд на обочину был вынужденным из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. Если он продолжает настаивать, заявите, что он сам, нехороший человек, не принял все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия - этого требует Административный регламент МВД в области контроля за безопасностью дорожного движения. Пообещайте, что сообщите начальству о том, что он стоял и бездействовал вместо того, чтобы «на капу жать»… А еще скажите, что в случае наложения штрафа вы обязательно обжалуете его действие через суд. А прямо сейчас вы намерены позвонить в службу собственной безопасности и сообщить о том, как он «беспредельничает»…

Запишите его фамилию, зафиксируйте его данные, требуйте составления протокола и составления подробной схемы места нарушения. Наконец, сфотографируйте место, где присутствует непреодолимое препятствие на дороге.

Ложки не существует

И последнее. Асфальтированной обочины нет, если она никак не обозначена. Инспектор утверждает, что она есть – только краска стерлась. Не ведитесь на этот развод. В этом случае обочина – это всего лишь расширенная дорога, по которой могут передвигаться любые транспортные средства (в отсутствие соответствующих запрещающих знаков).