Что сказать на исповеди пример. Исповедь: как проходит, как подготовиться, что говорить батюшке

Безгрешных людей не бывает в принципе: об этом говорит Библия, церковь и здравый смысл. Человек, посещающий божий храм чаще одного раз в год, наверняка знает, насколько для православного христианина важна исповедь: как правильно называть свои грехи на исповеди, – советы батюшки помогут ответить на этот вопрос.

Если исповедь в церкви предстоит вам впервые, почитайте в предыдущей статье о том, . Ведь это важнейшее в жизни каждого христианина таинство требует особой подготовки, морального настроя и чистых намерений. Во время исповеди человек переживает сеанс примирения с Богом, он не просто перечисляет свои грехи в присутствии священника или цитирует все «10 заповедей».

Человек приходит в первую очередь, с покаянием и осознанием своих грехов . Если вы не знаете, какие грехи называть, обратитесь изначально к церковной литературе. Почитайте книги «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова или «В помощь кающимся» Святителя Игнатия Брянчанинова . Однако и этой во всех отношениях полезной литературой не следует увлекаться.

Не стоит во время исповеди вовсю сыпать церковными словами и терминами, вести себя чересчур пафосно, или, наоборот, слишком мелочно, называя все малейшие прегрешения и ошибки. Исповедь – это большая духовная работа , и заниматься ею следует на протяжении всей жизни. Мы приходим к исповеди, чтобы обнажить свой грех перед Богом, раскаяться и осознать все уродство своего греха.

Ваше раскаяние должно исходить изнутри , из самого сердца. Это напрямую означает, что впредь вы не будете повторять содеянные грехи в будущем, или обязуетесь бороться с искушением повторить их снова.

К исповеди человек приходит перед важными жизненными событиями – крещением, венчанием, перед причастием и во время больших церковных праздников. Подготовку к этому таинству следует производить заранее: несколько дней держать пост, молиться, мысленно очищать свое сознание . В этот же период происходит кропотливая работа над составлением текста исповеди.

Лучше всего написать все на листе бумаги и спокойным голосом воспроизвести в церкви перед батюшкой. Так вы не будете волноваться и не забудете обо всех основных моментах исповеди.

К самой исповеди выдвигаются определенные требования :

  • конкретность;
  • лаконичность;
  • искренность;
  • безжалостность по отношению к собственным грехам.

Тщательная подготовка к исповеди особенно знакома женщине, поскольку во время покаяния следует придержать эмоции и отдать предпочтение конкретике. Нет ничего постыдного в том, если вашей исповеди будет предшествовать генеральная репетиция.

Также, можно посмотреть видео об исповедях других людей или записать свое, чтобы изучить все ошибки и не повторять их во время реального таинства. Далее, в статье вы узнаете, что говорить батюшке:примеры фраз на исповеди помогут вам правильно построить свою речь. А прямо сейчас мы расскажем, как ни в коем случае не следует вести себя во время исповеди.

Что нельзя говорить на исповеди?

  1. Не начинайте с пустяковых прегрешений , таких как нарушение поста или работа во время праздника.
  2. Говорите только о своих грехах , а не о грехах своих близких.
  3. Не стоит, назвав свои грехи, тут же искать им оправдания .
  4. Не преуменьшайте своего греха и не бойтесь осуждения.
  5. Не относитесь к исповеди как к ежемесячному отчету, она должна быть искренней . А результатом исповеди является раскаяние.

На вопрос батюшки, грешны ли вы , следует отвечать: «Согрешил» или «Согрешила» и назвать, в каком именно грехе вы желаете покаяться. Например, «Согрешил прелюбодеянием, ложью» и т.д. Если батюшка не останавливает вас и не просит конкретизировать, какие именно прегрешения вы совершили, в подробности вдаваться не следует. Не пробуйте также что-либо утаить, поскольку вам необходимо быть честным , в первую очередь, перед самим собой.

Помните, что «список грехов» не ограничивается Десятью заповедями . Необходимо доверить свои проступки и прегрешения батюшке, если вы:

    • Пренебрегали людьми, из чувства гордыни или себялюбия.
    • Осуждали других.
    • Сделали аборт или пренебрегали воспитанием детей в пользу удовольствий.
    • Были малодушными, перекладывали ответственность на других.
    • Не уплатили долги или воздержались от оплаты труда наемным работникам.
    • Распространяли сплетни или клевету.
    • Были жадными по отношению к нуждающимся.
    • Страдаете пьянством или наркозависимостью.
    • Часто ленитесь и как бы «плывете по течению».
    • Желаете «красивой жизни» или роскоши.
    • Ведете себя равнодушно по отношению к других людям, не помогаете им побороть их собственный грех.

Пожалуй, и этот список грехов будет не совсем полным. Добавим сюда обращение к гадалкам, воровство, богохульство, злобу, жестокость, зависть и еще множество мелких и тяжких человеческих грехов. С одними из них вы расстанетесь легко и непринужденно. Иные будут преследовать вас и после исповеди. Ведь человек не безгрешен и не идеален.

Те, кому впервые в жизни предстоит поучаствовать в одном из важнейших христианских таинств, задаются вопросом, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. Человек, который хочет покаяться и , может не знать, как рассказывать о своих грехах.

Известный церковный деятель современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) выделил два варианта построения исповеди:

  • по десяти заповедям;
  • по заповедям блаженства.

В своей книге, посвященной исповеди, иерарх приводит пример того, как можно произносить исповедь и каяться в своих грехах. Архимандрит анализирует каждую из заповедей и описывает, какие обязанности должны иметь христиане перед Богом согласно этим заповедям. Иоанн указывает читателям на ошибки в повседневной жизни, которые ведут к забвению веры.

Он анализирует заповеди блаженства и указывает на то, что люди предают небрежению. Рассматривая вторую заповедь блаженства ("блаженны плачущие"), он спрашивает читателя, оплакивал ли он осквернение Божьего образа в себе, свою нехристианскую жизнь, приливы гордыни и гнева. Он показывает читателям, как далеко они стоят от ступеней нравственного совершенства.

Эту книгу признают хорошим пособием, объясняющим, что следует считать грехом в человеческой жизни. Но она не может быть инструкцией о том, что нужно говорить. Кающийся должен сам выбирать слова, которые будут идти из его сердца, и искренне желать раскаяться.

Подготовка к исповеди и ее проведение

Человек, который хочет исповедаться впервые, должен тщательно вспомнить все совершавшиеся грехи. Для удобства он может составить конспект, который позволит ему ничего не забыть во время таинства. Он может заранее поговорить со священнослужителем, который назначит для него время во время общей исповеди или особо.

Люди исповедуются у священнослужителей в порядке очереди. Пришедший должен подождать своей очереди. После этого он, повернувшись к собравшимся, просит у них прощения за совершенные грехи. Они говорят, что Бог простит, и прощают его. После этого исповедующийся идет к священнослужителю.

Человек подходит к аналою, крестится, совершает поклон, а после начинает исповедоваться. Подойдя к священнику, он должен обратиться к Богу и сказать, что перед Ним он согрешил. В начале он может представиться исповедующему его священнику, но это можно сделать и в конце, когда священнослужитель должен будет называть его имя в молитве. Далее наступает время перечисления грехов, рассказ о каждом из которых должен начинаться со слова: «согрешил/согрешила».

Также, подойдя к аналою, верующий может сказать «Исповедуется раб Божий (раба Божия)» и назвать имя. Затем сказать «Раскаиваюсь в грехах» и начать их перечисление.

Когда кающийся заканчивает перечислять свои грехи, он должен выслушать слово иерея, который может отпустить ему грехи или назначить наказание для мирянина (епитимью). После этого человек еще раз крестится, совершает поклоны, прикладывается к Евангелию и Кресту.

Исповедь – одно из важнейших таинств в жизни христианина. У новообращенных и поздно пришедших к вере часто возникает вопрос, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. . Человек должен показать, что он осознал свою греховную жизнь и хочет измениться.

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.

Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога.

Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни.

Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: "во всем грешна" или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полней мелких, ставших привычными слабостей и грехов.

Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие" (1 Ин. 3, 4).

Есть грехи против Бога и Церкви Его. В эту группу входят многочисленные, соединенные в непрерывную сеть духовные состояния, к числу которых относится, наряду с простыми и очевидными, большое число скрытых, на первый взгляд невинных, а на самом деле наиболее опасных для души явлений. Обобщенно эти грехи м жно свести к следующим:

1) маловерие,
2) суеверие,
3) кощунство и божба,
4) немолитвенность и пренебрежение к церковной службе,
5) прелесть,
6) чревоугодие,
7) сребролюбие,
8) гневливость, раздражительность,
9) осуждение ближнего,
10) уныние,
11) ложь,
12) празднословие,
13) убийство, самоубийство и аборт,
14) хищение (воровство),
15) лихоимство,
16) блудные помыслы,
17) соблазнительные разговоры,
18) блуд,
19) прелюбодеяние,
20) кровосмешение,
21) противоестественные половые связи.

Маловерие

Это грех, пожалуй, самый распространенный, и бороться с ним приходится непрерывно буквально каждому христианину. Маловерие часто незаметно переходит в полное безверие, причем страдающий им человек зачастую продолжает посещать богослужение, прибегать к исповеди. Он не отрицает сознательно бытия Божия, однако, сомневается в Его всемогуществе, милосердии или Промысле. Своими поступками, привязанностями, всем укладом своей жизни он противоречит исповедуемой им на словах вере. Такой человек никогда не углублялся даже в самые простые догматические вопросы, боясь потерять те наивные представления о христианстве, часто неверные и примитивные, которые он когда-то приобрел. Превращая Православие в национальную, домашнюю традицию, набор внешних обрядов, жестов или сводя его к наслаждению красивым хоровым пением, мерцанием свечей, то есть к внешнему благолепию, маловеры утрачивают самое главное в Церкви — Господа нашего Иисуса Христа. У маловера религиозность тесно связана с эмоциями эстетическими, страстными, сентиментальными; она легко уживается с эгоизмом, тщеславием, чувственностью. Люди этого типа ищут похвалы и хорошего мнения о них духовника. Они подходят к аналою, чтобы пожаловаться на других, они полны собой и стремятся всячески продемонстрировать свою "праведность". Поверхностность их религиозного воодушевления лучше всего доказывается их легким переходом от приторно-показного "благочестия" к раздражительности и гневу на ближнего.

Такой человек не признает за собой никаких грехов, даже не утруждает себя попыткой разобраться в своей жизни и искренне считает, что не видит в ней ничего греховного.

На самом деле такие "праведники" часто проявляют к окружающим бездушие, эгоистичны и лицемерны; живут только для себя, считая воздержание от грехов достаточным для спасения. Полезно напомнить себе содержание главы 25-й Евангелия от Матфея (притчи о десяти девах, о талантах и, особенно, описание Страшного суда). Вообще религиозное самодовольство и самоуспокоенность — главные признаки отдаления от Бога и Церкви, и это наиболее ярко показано в другой евангельской притче — о мытаре и фарисее.

Суеверие

Часто в среду верующих проникают и распространяются там всевозможные суеверия, вера в приметы, ворожба, гадание на картах, различные еретические представления о таинствах и обрядах.

Подобные суеверия противны учению Православной Церкви и служат развращению душ и угасанию веры.

Особо следует остановиться на таком достаточно распространенном и губительном для души учении как оккультизм, магия и т. д. На лицах людей, продолжительное время занимавшихся так называемыми оккультными науками, посвященных в "тайное духовное учение", остается тяжелый отпечаток — знак неисповеданного греха, а в душах — болезненно искаженное сатанинской рационалистической гордыней мнение о христианстве как об одной из низших ступеней познания истины. Заглушая детски искреннюю веру в отеческую любовь Божию, надежду на Воскресение и Жизнь Вечную, оккультисты проповедуют учение о "карме", переселении душ, внецерковный и, следовательно, безблагодатный аскетизм. Таким несчастным, если они нашли в себе силы покаяться, следует объяснить, что, кроме прямого вреда для душевного здоровья, занятия оккультизмом вызываются любопытствующим желанием заглянуть за закрытую дверь. Мы должны смиренно признать существование Тайны, не пытаясь проникнуть в нее нецерковным путем. Нам дан верховный закон жизни, нам указан путь, прямо ведущий нас к Богу, — любовь. И мы должны идти по этому пути, неся свой крест, не сворачивая на окольные дороги. Оккультизм никогда не способен открыть тайны бытия, на что претендуют их приверженцы.

Кощунство и божба

Эти грехи нередко уживаются с церковностью и искренней верой. Сюда в первую очередь относится кощунственный ропот на Бога за Его немилосердное якобы отношение к человеку, за страдания, которые ему кажутся чрезмерными и незаслуженными. Иногда дело доходит даже до хулы на Бога, на церковные святыни, таинства. Часто это проявляется в рассказывании непочтительных или прямо оскорбительных историй из жизни священнослужителей и монахов, в насмешливом, ироническом цитировании отдельных выражений из Священного Писания или из молитвословий.

Особенно распространен обычай божбы и поминовения всуе Имени Божия или Пресвятой Богородицы. Очень трудно отделаться от привычки употреблять эти священные имена в бытовых разговорах в роли междометий, которые используются для придания фразе большей эмоциональной выразительности: "Бог с ним!", "Ах ты, Господи!" и т. д. Еще хуже — произносить Имя Божие в шутках, и уж совсем страшный грех совершает тот, кто употребляет священные слова в гневе, во время ссоры, то есть наряду с ругательствами и оскорблениями. Кощунствует и тот, кто грозит гневом Господним своим недругам или даже в "молитве" просит Бога наказать другого человека. Большой грех совершают родители, в сердцах проклинающие своих детей и угрожающие им карой небесной. Призывание нечистой силы (чертыхание) в гневе или в простом разговоре также греховно. Употребление любых бранных слов также является кощунством и тяжким грехом.

Пренебрежение к церковной службе

Этот грех чаще всего проявляется в отсутствии стремления участвовать в таинстве Евхаристии, то есть долговременное лишение себя Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа при отсутствии каких-либо обстоятельств, мешающих этому; кроме того, это вообще отсутствие церковной дисциплины, нелюбовь к богослужению. В качестве оправдания обычно выдвигается занятость служебными и бытовыми делами, отдаленность храма от дома, длительность богослужения, непонятность литургического церковнославянского языка. Некоторые достаточно аккуратно посещают богослужения, но при этом лишь присутствуют на литургии, не причащаются и даже не молятся во время богослужения. Иногда приходится сталкиваться с такими печальными фактами, как незнание основных молитв и Символа веры, непонимание смысла совершаемых таинств, а главное, с отсутствием интереса к этому.

Немолитвенность

Немолитвенность, как частный случай нецерковности, — грех общераспространенный. Горячая молитва отличает искренне верующих от верующих "теплохладных". Надо стремиться не отчитывать молитвенное правило, не отстаивать богослужения, надо стяжать дар молитвы у Господа, полюбить молитву, ждать с нетерпением молитвенного часа. Постепенно входя под руководством духовника в молитвенную стихию, человек научается любить и понимать музыку церковнославянских песнопений, их несравненную красоту и глубину; красочность и мистическую образность литургических символов — все то, что называют церковным благолепием.

Дар молитвы — это и умение владеть собой, своим вниманием, повторять слова молитвы не только губами и языком, но и всем сердцем и всеми мыслями участвовать в молитвенном делании. Прекрасным средством для этого является "Иисусова молитва", которая заключается в равномерном, многократном, неторопливом повторении слов: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Об этом молитвенном упражнении существует обширная аскетическая литература, собранная в основном в "Добротолюбии" и в других отеческих творениях.

"Иисусова молитва" особенно хороша тем, что не требует создания специальной внешней обстановки, ее можно читать идя по улице, во время работы, на кухне, в поезде и т. д. В этих случаях она особенно помогает отвлечь внимание наше от всего соблазнительного, суетного, пошлого, пустого и сосредоточить ум и сердце на сладчайшем Имени Божием. Правда, не следует начинать занятия "духовным деланием" без благословения и руководства опытного духовника, поскольку подобное самочинение может привести к ложному мистическому состоянию прелести.

Духовная прелесть

Духовная прелесть существенно отличается от всех перечисленных грехов против Бога и Церкви. В отличие от них этот грех коренится не в недостатке веры, религиозности, церковности, а, напротив, в ложном ощущении избытка личных духовных дарований. Человек, находящийся в состоянии прельщения, мнит себя достигшим особых плодов духовного совершенства, подтверждением чему служат для него всевозможные "знамения": сновидения, голоса, видения наяву. Такой человек может быть весьма одарен мистически, но при отсутствии церковной культуры и богословского образования, а главное, из-за отсутствия хорошего, строгого духовника и наличия среды, склонной легковерно воспринимать его россказни как откровения, такой человек приобретает часто многих сторонников, вследствие чего и возникло большинство сектантских антицерковных течений.

Обычно начинается это с рассказа о загадочном сне, необыкновенно сумбурном и с претензией на мистическое откровение или пророчество. В следующей стадии находящемуся в подобном состоянии, по его словам, уже наяву слышатся голоса или являются сияющие видения, в которых он распознает ангела или какого-нибудь угодника, или даже Богородицу и Самого Спасителя. Они сообщают ему самые невероятные откровения, часто совершенно бессмысленные. Это случается с людьми и малообразованными, и с весьма начитанными в Священном Писании, святоотеческих творениях, а также с теми, кто отдался "умному деланию" без пастырского руководства.

Чревоугодие

Чревоугодие — один из целого ряда грехов против ближних, семьи и общества. Оно проявляется в привычке неумеренного, чрезмерного употребления пищи, то есть объедания или в пристрастии к утонченным вкусовым ощущениям, услаждении себя пищей. Конечно, разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил — это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, а также от тяжести работы, которую выполняет человек. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно больше денег на новые, еще более изысканные продукты. Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, всякий глоток влаги после угашения жажды, просто для удовольствия, — это уже чревоугодие. Сидя за столом, христианин должен не дать увлечь себя этой страсти. "Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств — тем яростнее похоть" (Авва Леонтий). "Чревоугодие — мать любодеяния", — сказано в одном древнем патерике. А св. Иоанн Лествичник прямо предостерегает: "Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало".

Препятствия к молитве происходят от слабой, неправильной, недостаточной веры, от многозаботливости, суеты, занятости мирскими делами, от грешных, нечистых, злых чувств и мыслей. Эти препятствия помогает преодолеть пост.

Сребролюбие

Сребролюбие проявляется в форме расточительности или противоположной ей скупости. Второстепенный на первый взгляд, — это грех чрезвычайной важности — в нем одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царство Божие. Христос учит: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6, 19-2!).

Гневливость, раздражительность

"Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1, 20). Гневливость, раздражительность — проявление этой страсти многие кающиеся склонны оправдывать причинами физиологическими, так называемой "нервностью" вследствие страданий и невзгод, выпавших на их долю, напряженностью современной жизни, трудным характером родных и близких. Хотя отчасти эти причины и имеют место, однако они не могут служить оправданием этой, как правило, глубоко укоренившейся привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на близких. Раздражительность, вспыльчивость, грубость в первую очередь разрушают семейную жизнь, приводя к ссорам из-за пустяков, вызывая ответную ненависть, желание отомстить, злопамятство, ожесточают сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. А как тлетворно действует проявление гнева на юные души, разрушая в них Богом данную нежность и любовь к родителям! "Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали" (Кол. 3, 21).

В аскетических творениях отцов Церкви содержится немало советов для борьбы со страстью гнева. Один из самых действенных — "праведный гнев", иными словами, — обращение способности нашей к раздражению и злости на саму страсть гнева. "Не только допустимо, но впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки" (св. Димитрий Ростовский). Св. Нил Синайский советует быть "кротким с людьми", но браннолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию" ("Добротолюбие", т. II). Тот же писатель-подвижник говорит: "Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей".

По отношению же к ближним следует проявлять кротость и терпение. "Будь мудр, и уста тех, которые говорят о тебе злое, заграждай молчанием, а не гневом и руганием" (св. Антоний Великий). "Когда злословят тебя, смотри, не сделал ли ты что-либо достойное злословия. Если не сделал, то злословие почитай улетающим дымом" (св. Нил Синайский). "Когда почувствуешь в себе сильный приток гнева, старайся молчать. А чтобы самое молчание принесло тебе больше пользы, обращайся мысленно к Богу и читай мысленно про себя в это время какие-либо краткие молитвы, например, "Иисусову молитву", — советует святитель Филарет Московский. Даже спорить надо без ожесточения и без гнева, так как раздражение тут же передается другому, заражая его, но ни в коем случае не убеждая в правоте.

Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить его пороки, забывая о своих грехах. "Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение" (св. Василий Великий).

На исповеди надо рассказать, не питаем ли мы злобы на ближнего и примирились ли с тем, с кем ссорились, а если кого не можем увидеть лично, то примирились ли с ним в сердце своем? На Афоне духовники не только не разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего, служить в церкви и приобщаться Святых Тайн, но, читая молитвенное правило, они должны в молитве Господней опускать слова: "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим", дабы не быть лжецами перед Богом. Этим запрещением инок как бы на время, до примирения с братом, отлучается от молитвенного и евхаристического общения с Церковью.

Существенную помощь получает молящийся о тех, кто часто вводит его в искушение гнева. Благодаря такой молитве в сердце вселяется чувство кротости и любви к людям, которых еще недавно ненавидели. Но на первом месте должна быть молитва о даровании кротости и отгнании духа гнева, мести, обиды, злопамятства.

Осуждение ближнего

Одним из самых распространенных грехов является, бесспорно, осуждение ближнего. Многие даже не отдают себе отчета в том, что бесчисленное число раз согрешали им, а если и сознают, то полагают, что это явление столь распространенно и обыденно, что даже не заслуживает упоминания на исповеди. На самом деле этот грех является началом и корнем многих других греховных привычек.

Прежде всего, грех этот находится в тесной связи со страстью гордости. Осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. К подобным люд м обращены слова аввы Исаии: "У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны" ("Цветник духовный").

Осуждающие забывают, что Сам Спаситель заповедал: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф. 7, 1-3). Нет греха, соделанного одним человеком, которого не мог совершить и всякий другой. И если ты видишь чужую нечистоту, то, значит, она уже проникла в тебя, ибо невинные младенцы не замечают разврата взрослых и тем сохраняют свое целомудрие. Потому осуждающий, даже если он прав, должен честно признаться себе: а не совершил ли он сам того же греха?

Наш суд никогда не бывает беспристрастным, ибо чаще всего основан на случайном впечатлении или совершается под влиянием личной обиды, раздражения, гнева, случайного "настроения".

Если христианин услышал о неблаговидном поступке своего близкого, то, прежде чем возмутиться и осудить его, он должен поступить по слову Иисуса сына Сирахова: "Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет... Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего" (Сир. 19, 6-8; 13-19).

Грех уныния

Грех уныния чаще всего происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами и, как результат, — угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, зависть. Основа и корень нашей духовной жизни и силы — любовь ко Христу, и ее нужно в себе растить и воспитывать. Всматриваться в Его образ, прояснять и углублять его в себе, жить мыслью о Нем, а не о своих мелких суетных ударах и неудачах, отдавать Ему свое сердце, — это и есть жизнь христианина. И тогда в сердце нашем воцарятся тишина и мир, о котором говорит св. Исаак Сирин: "Умирись с собой, и мирятся с тобою небо и земля".

Ложь

Нет, пожалуй, ни одного более распространенного греха, чем ложь. К этой категории пороков следует также причислить неисполнение данных обещаний, сплетни и празднословие. Этот грех так глубоко вошел в сознание современного человека, так глубоко укоренился в душах, что люди даже не задумываются о том, что любые формы неправды, неискренности, лицемерия, преувеличения, хвастовства являются проявлением тяжелого греха, служением сатане — отцу лжи. По словам апостола Иоанна, в Небесный Иерусалим "не войдет никто преданный мерзости и лжи" (Откр. 21, 27). Господь наш сказал о Себе: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14, 6), и потому прийти к Нему можно, лишь идя по дороге правды. Только истина делает людей свободными.

Ложь может проявляться совершенно беззастенчиво, открыто, во всей своей сатанинской мерзости, становясь в таких случаях второй природой человека, постоянной маской, приросшей к его лицу. Он так привыкает лгать, что не может выражать свои мысли иначе, нежели облекая их в заведомо не соответствующие им слова, тем самым не проясняя, а затемняя истину. Ложь незаметно закрадывается в душу человека с детских лет: часто, не желая кого-либо видеть, мы просим близких сказать пришедшему, что нас нет дома; вместо прямого отказа от участия в каком-либо неприятном для нас деле, мы притворяемся больными, занятыми другим делом. Такая "бытовая" ложь, кажущиеся невинными преувеличения, шутки, основанные на обмане, постепенно развращают человека, позволяя ему впоследствии ради собственной выгоды идти на сделки со своей совестью.

Как от диавола не может быть ничего, кроме зла и погибели для души, так и от лжи — его детища — не может последовать ничего, кроме растлевающего, сатанинского, антихристианского духа зла. Не существует "спасительной лжи" или "оправданной", сами эти словосочетания кощунственны, ибо спасает, оправдывает нас только Истина, Господь наш Иисус Христос.

Грех празднословия

Не менее чем ложь, распространен грех празднословия, то есть пустого, бездуховного пользования Божественным даром слова. Сюда же относятся сплетни, пересказ слухов.

Часто люди проводят время в пустых, бесполезных разговорах, содержание которых тут же забывается, вместо того, чтобы поговорить о вере с тем, кто страдает без нее, ищет Бога, посетить больного, помочь одинокому, помолиться, утешить обиженного, поговорить с детьми или внуками, наставить их словом, личным примером на духовный путь.

В молитве св. Ефрема Сирина говорится: "...Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми". Во время Великого поста и говения надо быть особенно сосредоточенными на духовном, отказаться от зрелищ (кино, театра, телевидения), быть осторожными в словах, правдивыми. Уместно еще раз напомнить слова Господа: "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 36-37).

Надо бережно, целомудренно обращаться с бесценными дарами слова и разума, ибо они роднят нас с Самим Божественным Логосом, Воплощенным Словом, — с Господом нашим Иисусом Христом.

Убийство, самоубийство и аборт

Страшнейшим грехом во все времена считалось нарушение шестой заповеди — убийство — лишение другого величайшего дара Господня — жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и убийство во чреве — аборт.

Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны в этом грехе родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, избивающие их за мельчайшую провинность, а то и без всякого повода. Повинны в этом грехе и те, кто сплетнями, наговорами, клеветой вызывал озлобление в человеке против кого-либо третьего и тем более — наущал его физически расправиться с ним. Часто этим грешат свекрови по отношению к своим невесткам, соседи, возводящие напраслину на женщину, временно разлученную с мужем, намеренно вызывая сцены ревности, которые кончаются избиениями.

Своевременное неоказание помощи больному, умирающему — вообще равнодушие к чужим страданиям тоже следует рассматривать как пассивное убийство. Особенно ужасно подобное отношение к престарелым больным родителям со стороны детей.

Сюда же относится неоказание помощи человеку, попавшему в беду: бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения.

Но мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Каждый на себе испытал, как ранит и убивает душу злое, жестокое, язвительное слово.

Не меньший грех совершают и те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Приглашать на пьяное сборище юношу или девушку, подстрекать к отмщению обид, соблазнять развратными зрелищами или рассказами, отговаривать соблюдать пост, заниматься сводничеством, предоставлять свое жилище для пьянства и развратных сборищ — все это соучастие в нравственном убийстве ближнего.

Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их — это тоже нарушение шестой заповеди.

Предаваясь чрезмерной печали, доводя себя до отчаяния, мы грешим против той же заповеди. Самоубийство — величайший грех, ибо жизнь есть дар Божий, и только Ему принадлежит власть лишить ее нас. Отказ от лечения, намеренное неисполнение предписаний врача, сознательное нанесение вреда своему здоровью чрезмерным употреблением вина, курением табака — тоже медленное самоубийство. Некоторые убивают себя чрезмерным трудом ради обогащения — это тоже грех.

Святая Церковь, ее святые отцы и учители, осуждая проведение абортов и считая это грехом, исходят из того, чтобы люди не пренебрегали бездумно священным даром жизни. В этом заключается смысл всех церковных запрещений по вопросу об абортах. При этом Церковь напоминает слова апостола Павла, что "жена... спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2, 14. 15).

Женщину, находящуюся вне Церкви, предостерегают от этого поступка медицинские работники, разъясняя опасность и моральную нечистоту этой операции. Для женщины, признающей свою причастность к Православной Церкви (а таковой, по-видимому, следует считать всякую крещеную женщину, приходящую в храм для исповеди), искусственное прерывание беременности недопустимо.

Хищение (воровство)

Некоторые считают нарушением заповеди "не укради" только явное воровство и грабеж с применением насилия, когда отбираются крупные денежные суммы или другие материальные ценности, и поэтому, не задумываясь, отрицают свою виновность в грехе хищения. Однако хищением является всякое незаконное присвоение чужого имущества как собственного, так и общественного. Хищением (воровством) следует считать невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время.

Грех лихоимства

Не менее предосудительно тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости, при возможности самому зарабатывать на пропитание. Если человек, пользуясь несчастьем другого, берет с него больше, чем следует, то он совершает грех лихоимства. Под понятие лихоимства подпадает также перепродажа пищевых и промышленных продуктов по завышенным ценам (спекуляция). Безбилетный проезд в общественном транспорте — это тоже поступок, который следует считать нарушением восьмой заповеди.

Грехи против седьмой заповеди

Грехи против седьмой заповеди по самой природе своей являются особенно распространенными, живучими, а потому и наиболее опасными. Они связаны с одним из сильнейших человеческих инстинктов — половым. Чувственность глубоко проникла в падшую природу человека и может проявляться в самых разнообразных и изощренных формах. Святоотеческая аскетика учит бороться со всяким грехом с самого его малого появления, не только с уже явными проявлениями плотского греха, но с похотливыми помыслами, мечтаниями, фантазией, ибо "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5, 28). Вот примерная схема развития в нас этого греха.

Блудные помыслы

Блудные помыслы, развивающиеся от воспоминаний прежде виденного, слышанного или даже испытанного во сне. В уединении, часто ночью, они особенно сильно одолевают человека. Здесь лучшим лекарством являются аскетические упражнения: пост в пище, недопустимость лежания в постели после просыпания, регулярное чтение утреннего и вечернего молитвенного правил.

Соблазнительные разговоры

Соблазнительные разговоры в обществе, непристойные истории, анекдоты, рассказываемые с желанием понравиться окружающим и быть в центре их внимания. Многие молодые люди, чтобы не показать свою "отсталость" и не быть осмеянными товарищами, впадают в этот грех. Сюда же надо отнести пение безнравственных песен, писание похабных слов, а также употребление их в разговоре. Все это приводит к порочному самоуслаждению, которое тем более опасно, что, во-первых, связано с усиленной работой воображения, а во-вторых, так неотступно преследует несчастного, что он постепенно становится рабом этого греха, который разрушает его физическое здоровье и парализует волю к преодолению порока.

Блуд

Блуд — неосвященное благодатной силой таинства Брака совокупление холостого мужчины и незамужней женщины (или нарушение целомудрия юношей и девушкой до брака).

Прелюбодеяние

Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности одним из супругов.

Кровосмешение

Кровосмешение — плотская связь между близкими родственниками.

Противоестественные половые связи

Противоестественные половые связи: мужеложство, лесбизм, скотоложство.

Об отвратительности перечисленных грехов вряд ли следует подробно распространяться. Всякому христианину очевидна их недопустимость: они ведут к духовной смерти еще до физической кончины человека.

Всем мужчинам и женщинам, приносящим покаяние, если они состоят в связи, не освященной Церковью, следует настойчиво рекомендовать освятить свой союз таинством Брака, в каком бы возрасте они ни были. Кроме того, и в браке следует соблюдать целомудрие, не предаваться неумеренности в плотских удовольствиях, воздерживаться от сожительства в посты, накануне воскресных и праздничных дней.

Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Но спрашивают, как это возможно, как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное — уверенность в том, что грех повторяется? Ведь на опыте своем каждый знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам; наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения.

Было бы ужасно, если бы это было так. Но к счастью, — это не так. Не бывает случая, чтобы, при наличии искреннего покаяния и доброго желания исправиться, с верой принятое Святое Причастие не произвело в душе благих перемен. Дело в том, что, прежде всего, мы не судьи самим себе. Человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, поскольку и он сам, и то, что он судит, — величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившееся духовное зрение могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились. На самом деле они остались те же, может быть, даже ослабели, но раньше мы их не так замечали. Кроме того, Бог, по особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха — тщеславия и гордости. Часто бывает, что грех еще остался, но частые исповеди и причащения Святых Тайн расшатали и ослабили его корни. Да сама борьба с грехом, страдание о своих грехах — разве это не приобретение?! "Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение", — говорил св. Иоанн Лествичник.

И даже если нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет.

Об отношении к священникам и к исповеди

Согласно правилам Православной Церкви ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста. Иными словами, уже с семилетнего возраста Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве Покаяния. Дети и подростки, воспитанные своими родителями в христианской вере, по Православной традиции после семи лет приходят на исповедь, чинопоследование которой ничем не отличается от обычного.

Как часто надо исповедоваться? Надо исповедоваться возможно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов. Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми плодами последнего говения и возбуждаемыми ожиданием приближающейся новой исповеди.

Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его; лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным лицом исповедующим.

Но те духовные связи, которые образуются между исповедующимся и исповедником, хотя и не являются каким-либо формальными, не могут ставиться ни во что. Подлинная церковная жизнь требует постоянства и крепости таких связей — "пастыря" со своими, ибо только на такой основе и возможна жизнь духовная.

Общение со священником на исповеди — это неторопливое перечисление своих грехов и выслушивание молитв. К священникам, пастырям, нельзя относиться лишь как к требоисполнителям.

К сожалению, потребительское отношение к Церкви остается одним из самых распространенных пороков нашей церковной жизни.

"Потребительство" многолико, оно вырастает не только из лености и равнодушия к Церкви, но порой из "ревности не по разуму", отсюда и злоупотребление пастырским вниманием, своего рода исповеди-спектакли, разыгрываемые перед священником, отсюда "паломничество" из монастыря в монастырь, от духовника к духовнику, сопровождающееся всякого рода околоцерковными пересудами, подменяющими, по сути, духовную жизнь.

Самым опасным и очень распространенным видом церковного "потребительства" является безответственное отношение к Святым Христовым Тайнам. Повсеместно принятая общая исповедь постепенно приучает мирян причащаться вовсе без исповеди, не говоря уже о предписанной уставом подготовке.

Всякий приступающий к исповеди должен знать: исповедь — не индульгенция, при которой чувство смущения, стыда и даже покаяния служит как бы платой, вносимой за грех и позволяющей жить дальше как ни в чем не бывало. Исповедь — это глубоко личностный акт, а вместе с подготовкой к исповеди и процесс, в котором человек раскрывается не только для Бога, но и для самого себя. Исповедь без преувеличения можно назвать процессом рождения личности, процессом иногда мучительным, ибо человеку приходится что-то от себя отсекать, что-то вырвать из себя с корнем, но и процессом спасительным и в итоге всегда радостным.

Есть еще один момент, на который надо обратить нимание, — уважение к исповеди.

Часто из-за толчеи в храме люди стоят чуть ли не вплотную к священнику и исповедующемуся, так что даже могут слышать их. Никакая толчея не может здесь служить оправданием, и никто не должен подходить к священнику и исповедующему так близко.

Тайна исповеди должна быть ограждена от всего, в том числе и от давки.

Желание исповедаться появляется не только у людей, преклоняющихся перед законом Божьим. Даже грешник не потерян для Господа.

Ему предоставляется возможность измениться через пересмотр собственных взглядов и признание совершённых грехов, правильного раскаяния в них. Очистившись от грехов и встав на путь исправления, человек не сможет вновь пасть.

Потребность исповедоваться возникает у того, кто:

  • совершил тяжелейший грех;
  • неизлечимо болен;
  • желает изменить греховное прошлое;
  • решил повенчаться;
  • готовится к причастию.

Причащаться впервые без исповеди могут малыши до семилетнего возраста, и, окрестившиеся в этот день прихожане.

Обратите внимание! Прийти на исповедь разрешается при достижении семи лет.

Часто бывает, что необходимость исповедаться возникла у человека зрелого возраста в первый раз. В таком случае, необходимо вспомнить о своих прегрешениях, совершенных с семилетнего возраста.

Не нужно торопиться, вспоминаем всё, записываем список грехов на листочек. Священник является свидетелем Таинства, стесняться и стыдиться его не стоит, как и самого всепрощающего Бога.

Бог в лице святых отцов прощает и тяжкие грехи. Но чтобы получить божье прощение, необходимо серьезно поработать над собой.

Для искупления грехов кающийся человек выполняет наложенную на него священником епитимию. И только после её выполнения покаявшийся прихожанин прощен при помощи «разрешительной молитвы» священнослужителя.

Важно! Готовя себя к исповеди, простите тех, кто вас обидел и попросите прощения у того, кого обидели вы.

На исповедь можно идти, если только Вы в состоянии отогнать от себя непотребные мысли. Никаких развлечений и легкомысленной литературы, лучше вспомните о Священном Писании.

Исповедь проходит в следующем порядке:

  • дождитесь своей очереди на исповедь;
  • повернитесь к присутствующим со словами: «Простите меня, грешную», услышав в ответ, что Бог простит, и мы прощаем, и только тогда подходите к священнику;
  • перед высокой подставой – аналоем склоните голову, перекрестившись и поклонившись, начинайте правильно исповедоваться;
  • после перечисления грехов, выслушайте священнослужителя;
  • затем, перекрестившись и поклонившись дважды, целуем Крест и святую книгу Евангелие.

Заранее продумайте, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке. Пример, определение грехов, можно взять из библейских Заповедей. Начинаем каждую фразу со слов, что согрешила и в чем точно.

Говорим без подробностей, формулируем только само прегрешение, если только батюшка сам не спросит о подробностях. Если Вы нуждаетесь в божьем прощении, то должны искренне раскаяться в своих поступках.

Скрывать что-либо от священника глупо, он помощник всевидящего Бога.

Цель духовного лекаря — помочь Вам покаяться в совершенных прегрешениях. И если у вас появились слезы, священник достиг своей цели.

Что считать грехом?

Определить, какие грехи называть батюшке во время исповедания, помогут известные всем библейские заповеди:

Виды грехов Греховные действия Сущность греха
Отношение к Всевышнему Не носит крестик.

Уверенность, что Бог находится в душе и не нужно ходить в храм.

Празднование языческих традиций, среди которых и «Хеллоуин».

Посещение сектантских собраний, преклонение неправильной духовности.

Обращение к экстрасенсам, гадалкам, гороскопам и приметам.

Уделяет мало внимания чтению Святого Писания, не учит молитвы, пренебрегает соблюдением Постов и посещением церковных служб.

Неверие, отступление от веры.

Чувство гордыни.

Издевательство над православной верой.

Неверие в единство Бога.

Общение с нечистой силой.

Нарушение заповеди о проведении выходного дня.

Отношение к близким Неуважение родителей.

Бесцеремонность и вмешательство в личную и интимную жизнь взрослых детей.

Лишение жизни живых существ и человека, издевательские и насильственные действия.

Занятия вымогательством, противозаконными действиями.

Нарушение заповеди о почитании родителей.

Нарушение заповеди об уважении близких.

Нарушение заповеди «Не убий».

Грех, связанный с развращением подростков и детей.

Нарушение библейских заповедей, связанных с кражами, завистью и ложью.

Отношение к себе Сожительство без венчания, занятия половыми извращениями, интерес к эротическим фильмам.

Использование в речи ненормативных слов и пошлых анекдотов.

Злоупотребление курением, алкогольными напитками, наркотиками.

Страсть к чревоугодию и обжорству.

Желание льстить, болтать, хвастаться добрыми поступками, любоваться собой.

Плотский грех – прелюбодеяние, блуд.

Грех сквернословия.

Пренебрежение к тому, что даровал господь – к здоровью.

Грех высокомерия.

Важно! К первостепенным грехам, на основе которых появляются и другие, можно отнести заносчивость, гордыню и спесивость в общении.

Пример исповеди в церкви: какие грехи говорить?

Рассмотрим, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, пример исповеди.

Исповедью, записанной на бумаге, можно воспользоваться, если прихожанин очень стесняется. Даже батюшки разрешают это, но образец священнику отдавать не нужно, перечисляем своими словами.

В православии приветствуется пример исповеди:

  1. подходя к батюшке не думайте о земных делах, постарайтесь прислушаться к своей душе;
  2. обратившись к Господу, нужно сказать, что согрешила перед Тобой;
  3. перечисляйте грехи, сказав: «Согрешила…(прелюбодеянием или ложью или еще чем-то)»;
  4. грехи рассказываем без подробностей, но не очень кратко;
  5. закончив перечисление грехов, каемся и просим спасения и милостыни у Господа.
    Похожие записи

Обсуждение: 3 комментария

    А если грехов пока мало, но как бы на совести не очень чисто и я обещала своему МЧ обязательно воцерковляться. Первое его требование, это сходить на исповедь и покаяться во всех тяжких. Которых к счастью у меня не много. И у меня это сейчас реальная проблема. А что если исповедоваться в интернете? Кто что думает на эту тему? Ну как я понимаю ты выкладываешь свой сайт и там батюшка за тебя молится и отпускает грех. Не?

    Ответить

    1. Вы простите, по моему ходить в храм по требованию МЧ не надо. К чему это? Это делают для БОГА, для очищения души, а не потому, что кто то «требует». Насколько я понимаю, у вас этой потребности нет. Бога обмануть не получится — ни через интернет, ни в храме.

      Ответить

    Отвечаю Кристине. Кристина, нет через интернет исповедоваться нельзя. Я понимаю вы испытываете страх перед священником, но вдумайтесь, саященник только свидетель вашего покаяния (он после вашей смерти перед Богом будет ходатайствовать о вас и говорить что вы покаялись если это было, в свою очередь демоны будут говорить о том чего в чем вы не покаялись) не усложняйте ни батюшке ни себе будущее. Не надо прятать грехи, не надо утаивать иначе таким образом вы их в количестве себе увеличите. Надо честно сказать всю правду о своих злых поступках, не оправдывая себя, но осуждая себя за них. Покаяние это исправление мыслей и жизни. После исповеди вы целуете крест и Евангелие в обещание Богу бороться с грехами которые исповедали. Ищите Бога! Ангела Хранителя!

    Ответить

В котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает исповедь священник или .

Почему нужно исповедоваться в присутствии священника, а не просто попросить прощения у Бога?

Грех – это грязь, – так вот, исповедь есть баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех есть яд для души, – так вот, исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения. В данном случае таким богоустановленным учреждением является Святая Церковь. Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но, друг мой, если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, – Церковь Христова, процесс омовения – Таинство Исповеди.

Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).

Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели!.. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом – Отцом Небесным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.

Как же происходит Таинство Покаяния, как к нему готовиться и как приступать?

Чинопоследование исповеди : начало обычное, иерейские молитвы и обращение к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… », собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое.

Исповедь принято совершать после вечернего или утром, непосредственно перед , поскольку миряне к причащению по традиции допускаются после исповеди.

Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви – , исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя – православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.

Грехи нужно понимать и в широком смысле – как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном – как фактические случаи преступления заповедей Божиих. Славянское слово «покаяние», означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов. Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со страстями.

Итак, приготовиться к исповеди – это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди. Но можно исповедать и прошлые грехи – или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически. При этом нужно знать, что искренне исповеданные грехи всегда и необратимо прощаются Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности – смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, – уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий исповедаться.

Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме – перед или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).

Обычное время совершения исповеди – перед . Обычно исповедуют и на вечернем богослужении, иногда устанавливают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.

Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой – столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь – подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Иногда священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль – деталь облачения священника – вертикальная полоса ткани на груди), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п., и т. п. Разобраться в своих грехах вам поможет раздел «Общая исповедь».

Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.

Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.

Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.

Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.

Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.

Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.

Все ли грехи прощаются в Таинстве Покаяния, или только названные?

Как часто нужно исповедоваться?

Минимально — перед каждым Причастием (по церковным канонам верные причащаются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 седмицы), максимальное число исповедей не установлено и оставлено на усмотрение самого христианина.

При этом следует помнить, что покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления грехов». Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения (см. последнюю молитву в Вечернем ); исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве Исповеди.

Как увидеть свои грехи?

Сначала это не сложно, но при регулярном Причащении, а соответственно и исповеди это становится всё более затруднительно. Нужно просить об этом Бога, ведь видение своих грехов – дар Божий. Но нужно быть готовым к искушениям, если Господь исполнит нашу молитву. Одновременно полезно читать жития святых и изучать .

Может ли священник не принять исповедь?

Апостольские Правила (52-е правило) «Если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не примет, да будет извержен из священного чина. Ибо [он] опечаливает Христа, сказавшего: радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике ()».

Отказать в исповеди можно, если её, по сути, нет. Если человек не раскаивается, не считает себя виноватым в своих грехах, не желает примиряться с ближними. Также не могут получить разрешение от грехов некрещёные и отлучённые от церковного общения.

Можно ли исповедоваться по телефону или письменно?

В Православии нет традиции исповедовать грехи по телефону или через интернет, тем более, что это нарушает тайну исповеди.
Следует также иметь в виду, что больные могут пригласить священника домой или в лечебницу.
Те, же, кто уехал в дальние страны, не могут себя этим оправдывать, ведь отпадение от Святых Таинств Церкви — это их выбор и профанировать Таинство ради этого неуместно.

Какие права есть у священника по наложению епитимии на кающегося?