Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин — один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.
Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:
- они возникают в процессе государственного управления;
- имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
- являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти-подчинения; б) отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административно-пра- вовых отношений остался практически до наших дней.
Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно указать на общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком важнейшем признаке этих отношений, как необходимость установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Иначе говоря, если такая гарантия судебной защиты отсутствует, то едва ли можно говорить о цивилизованных административно-правовых отношениях, характеризующихся организационностью, обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и проч. В более широком плане этот недостаток можно было бы определить как отсутствие правового режима административно-правовых отношений, как отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).
Понятие административно-правовых отношений
Это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм.
Норма административного права - это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение , но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения .
Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о реквизиции, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых отношений.
Особенности административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности . Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.
Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.
Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.
Виды административно-правовых отношений
Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям.
По своему характеру - материальные и процессуальные
По характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов) административно-правовые отношения.
По характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием - на реализацию ее санкции) административно-правовые отношения.
По продолжительности действия - бессрочные , срочные и краткосрочные административно-правовые отношения.
По объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие , отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:
– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;
– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.
Структура административно-правовых отношений:
– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;
– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;
– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
– материальные, основанные на нормах материального права;
– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
3) по целям:
– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
Основные и неосновные административные правоотношения
Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения;
Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.
Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между собою соподчиненностью. Так два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.д.
Субординационные и координационные административные правоотношения
Выделяют так же субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность отсутствует.
Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.
Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. Таким образом, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве
Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.
Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения
По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д. Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли “третьего лица”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере “ внутренней ” жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.
Административно-правовые отношения - это отношения, возникающие по поводу выполнения административных обязательств публичной администрацией. Характерным признаком административно-правовых отношений является то, что органы публичной администрации выступают в них властной стороной, которая реализует свои исполнительно-распорядительные полномочия. То есть имеет право на принятие властного (обязательного) решения.
1) они являются видом правовых отношений и формой существования социальных отношений. Они возникают, изменяются и прекращаются в сфере публичного администрирования;
2) они формируются в рамках и на основе административно-правовых норм, которые содержат в себе абстрактную конструкцию отношений;
3) отношения объективируются с возникновением юридических фактов, предусмотренных административно-правовыми нормами;
4) одна из сторон административно-правовых отношений всегда является носителем властных полномочий (публичная администрация), без которого существование административно-правовых отношений невозможно;
5) такие отношения могут существовать по принципу "власть - подчинение", когда одна сторона имеет властные полномочия в отношении другого (например, отношения между областной и районными государственными администрациями);
6) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие или желание второй стороны не является обязательным условием их возникновения, так же, как и наличие или отсутствие у нее властных полномочий. Ярким примером в этой ситуации является реординационные отношения, возникающие по инициативе граждан, в том числе при обжаловании действий и решений публичной администрации;
7) споры между сторонами таких отношений преимущественно решаются в административном порядке, хотя могут быть решены и в судебном (в том числе в порядке административного судопроизводства).
Составными частями административно-правовых отношений является юридическая основа, юридические факты, субъекты и объекты.
Юридическая основа - это административно-правовые нормы - как материальные, так и процессуальные, на основании которых возникают отношения.
Юридические факты - это определенные действия и события, которые служат фактическим основанием для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Действия - это факты, которые возникают по воле людей. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм. Неправомерные действия - это правонарушения, проступки, влекущие за собой применение мер принудительного воздействия. Правоотношения, вызванные противоправными поступками, называют деліктними.
События - это явления, не зависящие от воли людей, но приводят к определенным правовым последствиям (наводнения, землетрясения, пожары и т.п.).
Субъекты - это конкретные участники административно-правовых отношений - юридические и физические лица, наделенные правами и обязанностями в сфере управленческой деятельности. Предпосылкой вступления названных субъектов в конкретные административно-правовые отношения является наличие у них правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность - это способность субъекта административных правоотношений иметь права и нести юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Административная правоспособность юридических лиц возникает, как правило, с момента издания акта об их учреждении, а прекращается с их ликвидацией или реорганизацией. У физических лиц административная правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с их смертью. Административная правоспособность является основой дееспособности.
Административная дееспособность - это способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности в сфере управления. Правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность.
Объект - это то, по поводу чего возникают, развиваются и прекращаются административно-правовые отношения.
Особенности административно-правовых отношений:
1) одной из сторон является субъект властных полномочий (между обычными гражданами такие отношения не возникают);
2) стороны в таких отношениях является, как правило, неровными;
3) могут возникать и без согласия сторон.
В связи с многоаспектностью предмета административного права возникает несколько критериев классификации административных правоотношений. Приведем некоторые из них.
1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют материальные административные правоотношения и процессуальные.
Материальные правоотношения - это отношения пассивного типа. Они выражающие статическую функцию права. Такие отношения складываются на основе уповноважуючих и запрещающих административно-правовых норм, то есть норм материальных. Отношения такого типа, возникнув однажды, могут длительное время оставаться "неподвижными", статичными. Так отношения между гражданином, получившим право на льготы, и органом публичного управления, который предоставляет эти льготы, будут находиться в статическом состоянии (оставаться материальными) до тех пор, пока гражданин не посчитает нужным реализовать данное право.
Процессуальные отношения - это отношения активного типа. Они выражают динамическую функцию права. Для их возникновения нужна процессуальная норма. Такие отношения постоянно находятся в развитии, то есть являются динамическими. Как правило, они складываются в процессе решения управленческих дел (например, дел об административных правонарушениях).
2. По характеру связей между сторонами административно-правовых отношений: вертикальные и горизонтальные.
Вертикальные - это отношения субординационной характера, то есть отношения власти и подчинения. Они имеют место там, где одна сторона подчинена второй.
Горизонтальные - правоотношения, в которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Административно-правовым такие отношения делает государственная воля, что требует от субъектов вступить в правовые отношения между собой на паритетных началах. Эта воля всегда выражена в форме административно-правового акта. Таким образом, основанием для возникновения данных отношений является и сама административно-правовая норма. Вследствие этого субъекты (адресаты нормы) не могут отказаться от вступления в правоотношения, а также не могут выйти за рамки наставлений, которыми регламентировано их взаимные права и обязанности.
Одним из видов горизонтальных административных правоотношений является реординационные, возникающие по инициативе физических и юридических лиц в случае их обращения к публичной администрации с целью реализации своего административно-правового статуса. Ярким примером таких отношений, возникающих по поводу предоставления физическим и юридическим лицам административных услуг.
Диагональные - отношения между субъектом и объектом управления, которые находятся в различных областях управленческой системы.
3. В зависимости от выполняемых функций они делятся на регулятивные и правоохранительные.
Регулятивные - те, что связаны с реализацией положительных задач публичного управления. Это организация работы аппарата управления, руководство нижестоящими структурами, удовлетворения запросов граждан и др.
Правоохранительные - отношения, возникающие по поводу ответственности за административные проступки. Они возникают между правонарушителем и правозастосовчим органом (его должностным лицом).
4. По характеру действий обязанного субъекта могут быть активными и пассивными.
Активные - обязанный субъект должен совершить определенные действия (гражданин, которому исполнилось 16 лет, обязан получить паспорт).
Пассивными - обязанный субъект должен воздержаться от совершения определенных действий - совершение правонарушения.
5. В зависимости от административно-правового статуса субъектов, участвующих в правоотношениях, выделяют:
Между подчиненными субъектами публичного управления, находящимися на различном организационно-правовом уровне, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами;
Между непідпорядкованими субъектами одинакового организационно-правового уровня. Это отношения между двумя министерствами, администрациями районов области и т.п. Такие отношения принято называть горизонтальными;
Между органами публичного управления и подчиненными им организационно предприятиями, корпорациями, концернами и т.п. Это отношения между администрацией и непосредственно предприятием;
Между органами публичного управления и предприятиями, учреждениями, организациями, которые им организационно не подчинены (организационно от них независимы). Это, к примеру, отношения между налоговой администрацией И предприятиями;
Между органами государственного управления и структурами местного самоуправления. Такие отношения складываются, например, между государственной администрацией района и исполкомом поселкового совета;
Между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями;
Между органами публичного управления и объединениями общественности.
Итак, механизм административно-правового регулирования состоит из административно-правовых норм, отношений и актов толкования. Административно-правовая норма имеет трехэлементную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Административно-правовые отношения возникают между субъектами административного права. Акты толкования более подробно выясняют содержание правовых норм.