Классный час "вежливые слова". Вежливый человек - какой он? Качества вежливого человека Какие слова говорят воспитанные и вежливые люди

Русская речь наполнена вежливыми (волшебными) словами, несущими добро, радость, надежду человечеству. Произношение полезных фраз делает людей отзывчивее, мягче, культурнее. Допустим отсутствие вежливых выражений русского языка. Моментально последуют значимые изменения. Достойный поступок окажется незамеченным, простая просьба станет приказом, обычная речь покажется дерзкой, вызовет недовольство, испортит настроение…

Обученные волшебным словам дети, взрослые, осознают силу разговорной речи, подкрепляя личный, деловой успех. Важно уметь своевременно, искренне говорить добрые слова.

Приветствие при встрече и обращении

  1. Здравствуйте (здорово живете, здравия желаем)
  2. Доброе утро (добрый день, добрый вечер)
  3. Привет (приветствую, приветик, салют, хелло)

При знакомстве друг с другом

  1. Здравствуйте
  2. Представление: имя, фамилия, отчество
  3. Рад знакомству
  4. Приятно познакомиться

Слова благодарности

  1. Благодарю
  2. Спасибо
  3. Признателен
  4. Тронута вниманием
  5. Наше почтение

Слова при извинении

  1. Извините
  2. Простите
  3. Прошу прощения
  4. Сожалею

Слова с просьбой

  1. Пожалуйста
  2. Прошу
  3. Окажите любезность, великодушие

При прощании

  1. До свидания (до встречи)
  2. Всего хорошего (всего доброго)
  3. Всех благ
  4. Удачи

При разговоре по телефону

  1. Здравствуйте
  2. Доброе утро (добрый: день, вечер)
  3. Привет
  4. Имеете время поговорить?
  5. Сейчас удобно вести беседу?
  6. Благодарю
  7. Тронута вниманием
  8. До свидания (встречи)

Список для детей

  • здравствуйте;
  • с добрым утро, добрый день, добрый вечер;
  • извините, пожалуйста;
  • спасибо;
  • спокойной ночи;
  • до свидания;
  • пожалуйста;
  • позвольте;
  • разрешите спросить, узнать, поинтересоваться;
  • приятного аппетита;
  • позвольте помочь;
  • угощайтесь либо возьмите, пожалуйста;
  • приятно познакомиться.

Важно ли говорить вежливые слова?

Люди живут окруженные магией, отражающейся в природных явлениях, искусстве, повседневном быту. Сила волшебства таится в словах, произносимых постоянно в бесконечном количестве. Удивительно, фразами, выражениями собеседник может ранить, обидеть либо вдохновить, обрадовать, развеселить.

Как сделать, чтобы общающийся индивид получал положительную энергию?

Людям хочется слышать приятные слова. Произношение вежливых фраз наполняет душу теплом, светом, надеждой, спокойствием.

Взрослые, малыши, подростки обладают вербальной магией

Важно умело пользоваться волшебством, научить детей добрым, полезным фразам, грамотно применять магические выражения. Достаточное количество вежливых словосочетаний используется ежедневно в моменты встречи, знакомства, просьбы, прощания, телефонной беседы. Нужно запомнить »волшебные» фразы, вовремя и правильно их произносить.

Благодаря вежливым словам люди способны творить добро, производить приятное впечатление при знакомстве, находить верного друга, подругу, спутника жизни, делового партнера.

Люди постоянно убеждаются в магической силе вежливого выражения, независимо от назначения. Утром, встречаясь с соседом, подругой, сокурсником, юноша, девочка, пенсионер здороваются, произнося »Здравствуйте», »Привет» и обязательно слышат теплое приветствие. Люди вдохновляются, заряжаются положительной энергией, теплота слов вселяет позитив, появляется улыбка.

Прощание обязательно сопровождается фразами »До встречи», »До свидания», являющимися подтверждением важности общения. Собеседники выражают дружелюбие, подают надежду на новые встречи.

Как поступить, если необходима помощь?

Следует просить, искренне произнося, »Пожалуйста, помогите», »Окажите любезность». Собеседник, к которому обращены добрые фразы, обратит внимание, обязательно проявит доброжелательность.

Какие слова употребляют во время знакомства с девушкой, парнем либо руководящим лицом?

Важно произвести впечатление, чтобы заметили, достойно оценили, захотели продолжить общение, пригласили на работу. Вежливых выражений при знакомстве немало - »Разрешите представиться», »Приятно познакомиться» и т. д. Главное, произносить душевно, максимально искренне. Собеседник обязательно проявит интерес, оценит интеллект, поймет, насколько приятно общаться.

Сложнее извиняться

Требуется правильно подобрать вежливые слова, сказать их с чувством большого сожаления. Это поможет возобновить прежние взаимоотношения с партнером, друзьями, родными. Фразы извинения облегчают душевное состояние людей. Собеседники смягчаются, проявляют доброжелательность.

Важность применения вежливых слов неоспорима

Волшебные выражения, фразы помогают расположить собеседника, вызвать положительные эмоции, внимание. Люди, употребляющие полезные слова, фразы, выражения, приятны, притягательны, интересны при общении. Вежливые слова поднимают настроение, позволяют наслаждаться душевным покоем, независимо от возраста, пола, статуса, занятости.

Слова вежливости необходимо говорить постоянно, они являются ключом успешной деятельности в повседневной жизни!

Что говорят правила вежливости при разговоре?

Правила вежливости - самые основные каноны воспитанного гражданина. Вежливый человек - настоящий друг, приятный собеседник, желанный гость.

Существует немало законов вежливости во время общения большого числа людей либо двух человек. Главное, не забывать произносить, правильно и своевременно использовать волшебные слова.

Плюс к знаниям, употреблению добрых фраз, выражений: необходимость проявлять грамотную тактику поведения при разговоре с собеседником:

  1. При обращении незнакомого человека с просьбой, необходимо отложить дела, проявить максимальное уважение, принять активное участие в разговоре.
  2. Перебивать ведущего беседу человека - невоспитанность. Слушать надо внимательно, проявлять терпение, подождать до окончания разговора. Неуместны замечания, подсказки, высказывание мнений во время рассказа собеседника.
  3. Разговор ведется в окружении людей? Проявлять следует культуру, нельзя реагировать на речь, обращенную к сидящему рядом человеку.
  4. Бестактное поведение общающегося человека необходимо мягко остановить, прекратить разговор.
  5. Ведется обсуждение, либо оскорбление людей? Пробуйте перевести тему беседы.
  6. Плохим тоном считается долгий разговор.
  7. Общение предполагает проявление вежливости, внимательности, такта. Собеседнику необходимо срочно уйти? Своевременно нужно завершить беседу. Требуется поменять тему разговора, если присутствующим людям неинтересно слушать.
  8. Нестандартные фразы следует исключить. Значения выражений собеседнику могут быть неизвестны, непонятны.
  9. Общаясь с другом, знакомым, родственником, нельзя критиковать, обсуждать, оговаривать отсутствующих людей. В противном случае создастся неприятная обстановка. Об отсутствующих говорить надо хорошее, либо просто молчать.
  10. Общаться, размахивать руками - признак дурного тона, показывающий невоспитанность индивида. Нужно достаточно ясно, четко выражать собственные мысли.

Предоставленная информация поможет понять значимость вежливых выражений. Произнося волшебные фразы, люди делают окружающий мир светлым, добрым, богатым.

Сказано классиком, что у людей и мысли, и одежда должны быть прекрасными. Но откуда берется в человеке то шестое или седьмое чувство, которым он различает, что красиво, а что - безобразно? Воспитывается красотой межличностных отношений. От богатства внутреннего мира наших далеких предков появились вежливые слова в русском языке.

Вербальный мусор, от которого чахнут души

Когда слышим от людей других национальностей утверждение, что русские неприятны, потому что общаются между собой, то хочется каждому русскому раздать по разговорнику, в который была бы вписана сотня обыкновенных вежливых фраз. Но ведь многие бы и не взяли. Оскорбились бы, потому что гордятся тем, что весь мир ругается «русскими матами». Это страшно. Народ, который породил из своей среды светочей всечеловеческой культуры, матерным, грязным словом пользуется во всех сферах человеческой деятельности.

А ведь в русском языке имеются вежливые слова. их можно составить довольно длинный. Почему бы не обновить, не ввести вновь в обиход прекрасное русское слово «сударь»? (А в обращении к женщине это слово звучит еще лучше и благозвучнее - сударыня). Но многие души успели зачахнуть в атмосфере словесного мусора. «Эй, ты, лысый, передай на билет!» - такая фраза омрачит настроение не только тому, кому она адресована, но и многим другим, до чьего слуха донеслись эти слова. А представить, что можно сказать и по-иному, многие уже и не могут. «Будьте так любезны, передайте на билет» - кто из нас слышал подобное обращение в транспорте?

«Да какая разница!»,- восклицают, а не спрашивают даже. Но позвольте! Неужели действительно обращение «Эй, ты!» слышать приятнее, чем «Сударь»?

Как нас воспринимают другие?

Чуткие души поэтов уже заметили изменения в ментальности русского народа, а случилось это потому, что из нашего обихода ушли предложения с вежливыми словами. Читаем стихи нашего современника из Польши (подстрочный перевод): «Свой мир русские создать не могут, потому что словно знамя, несут с собою мат». А ведь поэт говорит именно о нас, о простых русских людях. Политиков он в глаза свои не видел.

И страшен вывод, который сделал простой обыватель: на Колыму за такие стихи нужно отправлять.

Да нет, сударь, вы не правы! К таким стихам нужно прислушаться. И изменить себя, а затем, потихоньку и мир начнет меняться вокруг тебя. И требуется-то малось: нужно всего лишь говорить друг другу вежливые слова. Список их можно составить, например, из произведений А.С. Пушкина:

Будьте любезны.

Рад вам услужить.

Желаю здравствовать.

Вашими молитвами.

Сударыня, рад я вам сказать, что вы прелестны.

Сударь, и муж мой так же говорит.

Некоторые скажут, что это все о графах да князьях. Но Пушкин из гущи народной выхватил и увековечил фразу: «Невежда драки ищет, а вежливый - друзей». Данная мысль соизмерима с его романом в стихах.

Детей рожают взрослые, но учатся они у взрослых сами

Существует сайт, на котором дети выражают свои мысли о пользе вежливости. Хорошая затея.

Но ей недостает внимательного взрослого, который хотя бы список вежливых слов для детей составил. Бедность детского лексикона в стихотворениях могла бы поразить человека ХІХ века. Три выражения: «Спасибо», «Здравствуйте», и «До свидания» переползают из одного детского творения в другое. Но они не виноваты. Учатся-то детки у нас, а научиться, простите, нечему. И детские восторги о том, как хорошо и замечательно быть культурным и вежливым, отдают фальшью. Но взрослые, которые курируют тот сайт, тоже глухи. У них в головах, как и у их детей, те же вежливые слова. Список им никто не составлял, и они тоже не видят, как и их дети, в нем необходимости.

Красота отношений

Красота человеческих отношений сужена, она не находит своего выражения и увядает. И стих девочки 12 лет о том, что «не важны слова, а важны чувства» звучит по-взрослому не искренне.

Обман своих собственных чувств слышится во фразах, в которых говорится о «не важности» слов. Парадоксальность ситуации заключается в том, что данный дурной тон, который маленькая поэтесса услышала от взрослых и ввела в свое произведение, взрослые не заметили и отметили с лучшей стороны умение девочки подбирать рифмы. Но техника - это не поэзия. Не техника создает поэзию, а наоборот. Вежливые слова... Список их не нужно специально составлять, они должны идти из глубины души. Более того, они должны быть к месту, а не в рифму. Лучше бы наполнили сайт детскими стихами со словами бабушкам, друзьям, даже игрушкам! А примеры... пусть бы были, как техническое пособие, чтобы дети и взрослые учились выражать свои лучшие чувства и радовали ими близких людей.

Классный час во 2 классе. Конспект.

Автор: Хуснутдинова Эльмира Фердинандовна.
Студентка Набережночелнинского педагогического колледжа.

Конспект классного часа для 2 класса. "Вежливые слова и поступки".

Цель: - формировать нравственные качества у учащихся.
Задачи: - уточнить и расширить представление о вежливости;
- учить правильно пользоваться вежливыми словами;
- воспитывать положительные черты характера;
Оборудование: стихи, загадки, ребусы, жетоны

Ход классного часа:

1. Мотивационный момент.
- Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!
- Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!
- Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения
-Ребята мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте,
однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать название этой страны мы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. Давайте выполним эту работу. Кто хочет выйти к доске и решить эту задачу.
- Молодцы! Разгадали тайну. Она называется «Страной вежливости» .
- Ребята, а путешествовать мы будем вот на таком автобусе.
- Ребята, а для того чтобы начать наше путешествие давайте вспомним:
- Какие вежливые слова вы знаете? (ответы детей)
- А для чего необходимы вежливые слова? (ответы детей)
- А что такое «вежливость» ?
(ответы детей)
- Вежливость – это доброе поведение, почтительное отношение. Слово «вежливость» произошло от устаревшего слова «вежество», которое означает «учтивость», «учёность».
- Итак, в путь!

Станция 1.

Ребята, наша первая станция называется «Урок вежливости»
Для прохождения этой станции нам надо решить задачу.
- Ребята, сейчас я вам раздам листочки со стихотворением, а вам нужно прочитать его и карандашом подчеркнуть вежливые слова. Работать мы будем в парах.
Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенье прошу!
(ответы детей)
- Молодцы! Правильно.
- Итак, продолжаем наше путешествие.

Станция 2.

– Посмотрите, как называется наша следующая станция?
- Правильно, «Составь пословицу»
- Я думаю, вы слышали такую пословицу «Доброе слово и кошке приятно». Как вы её понимаете?
(ответы детей)
- А теперь я предлагаю вам соединить части пословиц. Посмотрите на доску, на первом столбике написано начало пословицы, а в другом столбике их конец. Но их концы перепутались, ваша задача найти конец и правильно закончить пословицу.
Жизнь дана-------говори смело
Ласковое слово---так и прослывёшь
Про доброе дело--на добрые дела
Как проживёшь----лучше мягкого пирога
- Ребята, как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Хорошо, молодцы. Пословицы вы знаете.

Станция 3.

– Ребята, посмотрите как называется наша следующая станция?
- Правильно, «Путаница»
- Ребята, Сейчас я вам раздам задания. Там записаны слова, но буквы перепутались. Вам нужно «распутать» слова.
ПИБСОСА ЛАБГОРДАЮ БОРДОГО ТИПУ ОБДОЙР ОНИЧ
(спасибо, благодарю, доброго пути, доброй ночи)
- Молодцы! А вы знаете, что означают слова «спасибо» и «благодарю»?
(ответы детей)
- Слово «Спасибо» - это слово выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета необходимо благодарить за даже небольшую услугу. Слово «спасибо» появилось в русском языке в начале 20-го века. Оно произошло от словосочетания «спаси Бог». Когда говорим другому человеку «спасибо», желаем ему, чтобы его спас Бог.
- Слово «Благодарю» образовано из двух слов: благо и дарить. Говоря это слово, вы делитесь частичкой вашего блага и отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую» то есть «приношу благодарение»
- Ребята, а теперь давайте посмотрим мультик(Лунтик Невежи) . Смотрим внимательно, потом я вам задам вопросы.
- Ребята, правильно ли поступили гусеницы, не извиняясь перед Генералом Шером?
- Правильно ли поступил Лунтик, научив гусениц вежливым словам?
- Ребята, а вы всегда так поступаете?
- В каких случаях желательно употреблять вежливые слова?

Станция 4.

Ребята, продолжаем наше путешествие по стране Вежливости.
- Итак, наша следующая станция называется «Ежели вы вежливы»
- Я вызываю двух желающих участниц к доске. И говорю им ситуации, которых вы должны будете показать. Вы с помощью вот таких телефонов будете общаться друг с другом.
1. Вы обидели своего друга. И пытаетесь извиняться. Как вы это сделаете?
2. Вы хотите пригласить друзей на день рождения. Как вы это сделаете?
3. Твои друзья приглашают тебя в кино, но ты не можешь пойти с ними. Как вы ответите на их предложение?

5 Станция «Вежливая».

Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете?
Игра «Доскажи словечко»
- Сейчас я буду загадывать загадки, а вам нужно будет досказать словечко.
1. Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…. (Извините)
2. Дед про внучку говорил:
“Экая досада!
Я ей мишку подарил.
Вижу – очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы … (Спасибо)
3. К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
4. Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
5. Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
6. Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!)
- Молодцы!
Игра «Будь внимательным!»
- Сейчас, мы немного отдохнём. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны отвечать «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
(ответы детей)
У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
(ответы детей)
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
(ответы детей)
Кто из вас скажите, братцы,
Забывает умываться?
(ответы детей)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
(ответы детей)
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
(ответы детей)
2. Заключительная часть.
- Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Мы с вами прошли все станции, и решили все задачи. И мы смело можем получить гражданство этой страны.
- Давайте ещё раз произнесем эти волшебные слова, чтобы получить гражданство Страны вежливости.
- Если будем вежливы
Каждый день и каждый час -
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
- Ребята, не забывайте вежливые «волшебные» слова. Они помогут вам быть воспитанными людьми.
- Наш классный час окончен. Всем спасибо.

Методическая разработка классного часа

"Вежливые слова".

Цель: познакомить обучающихся с основами вежливого общения, как друг с другом, так и со взрослыми людьми;

побудить задуматься над причинами необходимости вежливого общения и последствиями несоблюдения норм общения.

Методы и формы работы: беседа, работа в группах.

Необходимое оборудование: плакаты по теме, листы с текстами для групповой работы.

Класс: 3

Время: 45 минут

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Учитель (У). Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.

Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)

А что для вас означает слово здоровье? Счастье? (Дети отвечают).

2. Вступление.

(У). Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… («Здрасте»).

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

(У). Ребята, я вижу что вы смеётесь, действительно, стихи кажутся очень весёлыми, а давайте-ка с вами подумаем, а так ли это на самом деле?

(На доске два рисунка. Сюжеты: подросток бежит на выход из театра, отталкивая на ходу прохожих; в класс зашел взрослый человек, ребята встали).

(У). - Посмотрите на рисунки. Какое отношение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети объясняют)

А почему этот рисунок вызвал у вас одно отношение, а этот другое (Дети объясняют)
- Как вы думаете, а как нужно было поступить в первом случае? Для чего важно соблюдать нормы поведения и общения? (Ответы детей)
- Молодцы!

3. Беседа по теме.

(У). Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уметь слушать других людей, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.

Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?

Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.

Думаю, что наш мальчик с первого рисунка тоже этого хочет (внимание - на рисунок).

Что необходимо этому мальчику сделать, чтобы он тоже, когда вырастет, стал успешным взрослым человеком?

Дети: Предполагаемые ответы:

Научиться общаться с другими людьми правильно, научиться себя вести, соблюдать правила поведения и общения.

(У). А как вы думаете, ребята, какие волшебные вежливые слова помогут этому мальчику добиться уважения окружающих и стать успешным человеком?

(на доске закрепляются слова рядом с первым рисунком)

  1. Здравствуйте
  2. До свидания
  3. Разрешите пройти
  4. Будьте добры
  5. Извините, простите
  6. и т.п.

(У). Ребята, а знаете ли вы, как появились в русском языке вежливые слова?

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор -
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
(С.Веселовская).

Вот такие интересные стихи мы с вами сейчас прочитали. А кто из вас услышал в этом стихотворении вежливое слово? Что это за слово?

Ответы детей (спасибо).

(У). Очень хорошо. А кто из вас знает, что означает это слово? Вот послушайте, что написала одна девочка в своем сочинении: «Оказывается, вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространённых в русском языке вежливых слов. Когда же мы его употребляем? Конечно, когда хотим поблагодарить.
В словаре С.И.Ожегова слово благодарность означает чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, а выразить это чувство нам помогают специальные вежливые слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, до свидания, пожалуйста. Самые простые, на первый взгляд, слова, а, сколько в них кроется смысла для каждого человека. Ведь ни один из нас не может обойтись без вежливого слова. Наверное, всем людям хочется быть вежливыми, но это не всегда получается, так как они забывают ещё об одном способе проявления вежливости- приветствии. В русском языке существуют десятки способов приветствия: «Здравствуйте», «Доброго здоровья», «Моё почтение», «Добро пожаловать», «Рад вас видеть».
Мы открываем утром глаза и слышим мамин голос: «Доброе утро!» В течение всего дня мы говорим: «Добрый день», «Здравствуйте». Здороваемся с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестренкой. Можно поздороваться с котёнком, пощекотав его за ухом, соседям и учителям сказать: «Добрый день»! Итак, целый день, пока, наконец, не наступит вечер, и мы не пойдём спать, сказав всем: «Спокойной ночи»!

Мне кажется, так приятно жить в мире вежливых слов: все улыбаются, любезны и добры, а какие слова, какая речь, словно на королевском балу. Ведь именно эти слова оказывают на человека положительное влияние: утешают, поднимают настроение, делают его отзывчивым, мягким, добродушным. Вежливые слова приятно слышать и говорить. Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня слышалась только вежливая речь, поэтому я и сам стараюсь разговаривать вежливо…

Очень рад я видеть Вас,

«Здравствуйте»,- скажу сейчас.

А когда я ухожу,

«До свидания»,- всем скажу.

Много разных слов на свете,

Очень разные слова.

Но «спасибо» говорите

Всем за добрые дела».

(У). Понравилось вам это сочинение? А какие вежливые слова и выражения вы в нем услышали? (ответы детей)

4. Физминутка. Упражнение “Вверх по радуге”.

Встаньте, дети. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.

5. Групповая работа.

(У). О чём мы узнали с вами на сегодняшнем занятии?

Дети: О вежливых словах.

(У). Я предлагаю немного поиграть и ответить вот на такие вопросы-загадки. Только помните, что вести себя нужно вежливо никого не перебивать и не выкрикивать ответы с места:

«Вежливое слова»

Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

(У). А теперь мы с вами попробуем разобрать ситуации и решить, как надо было правильно в них поступить.

Класс делится на группы по 5-6 человек.

Каждой группе даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию, слушая и уважая мнение каждого в группе и определить, какое правило вежливого поведения нарушается в данном случае. Определитесь, кто будет спикером у каждой команды, кто сможет грамотно выразить мнение группы

(раздаются листы с ситуациями ) Ситуации.

1. У Маши Васильевой День рождения. Она пригласила к себе на праздник несколько друзей. Всем было очень весело. Но скоро пришла пора ребятам идти по домам. Витя схватил первым свои пальто и ботинки, быстро оделся и выскочил за дверь, громко хлопнув дверью.

Вопрос для обсуждения в группе: Все ли в поведении Вити было правильно, если на празднике были ещё и другие ребята (мальчики и девочки), а так же родители Маши? А как надо было поступить вежливо?

2. Петя Иванов возвращался из школы домой. Перед этим прошел дождь и на дорогах были лужи. Мальчик шёл в резиновых сапогах и сильно топал по лужам. Мимо шла девочка в красивом пальто. Петя не сразу её заметил и когда в очередной раз топнул по луже ногой, обрызгал девочке пальто. Девочка остановилась и заплакала, а Петя пошёл дальше.

Вопрос для обсуждения в группе: Как нужно было поступить Пете?

3. Света Пуговкина спускалась по лестнице вниз, когда ей навстречу с тяжелой сумкой шла наверх соседка-пенсионерка. Девочка быстро пробежала мимо пожилой женщины и вышла на улицу.

Вопрос для обсуждения в группе: Что забыла сделать Света? А что ещё вы сделали бы на её месте?

4. Толя Петров быстро бежал из школы домой. Он торопился на любимый фильм и поэтому бежал, почти не разбирая дороги. Мальчик налетел на пешехода и сбил его с ног, при этом сам упал и рассыпал книги из портфеля. Пешеход встал, помог Толе подняться, собрать упавшие на дорогу книжки. Толя схватил свой портфель и побежал домой.

Вопрос для обсуждения в группе: Как бы вы поступили на месте Толи?

5. У Кости Емельянова День рождения. На праздник он пригласил друзей. Пришел и его одноклассник Юра. Юра принес подарок, завернутый в красивую бумагу. Костя схватил подарок, быстро сорвал упаковку и увидел что там заводная машинка. «Ну-у-у…» - протянул Костя разочарованно, - «У меня уже такая есть», и кинул подарок в коробку с игрушками. Затем он отвернулся от Юры и протянул руки за подарком, который ему принёс одноклассник Женя.

Вопрос для обсуждения в группе: А как надо было поступить в такой ситуации Косте?

6. Подведение итогов занятия.

(У). Молодцы! Я вижу что все ребята поняли зачем нужны волшебные вежливые слова и как их надо использовать правильно в различных ситуациях. Я также надеюсь что вы их не забудете и будете чаще ими пользоваться.

Спасибо за урок!

Список источников:

  1. Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н. Степанова,

М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  1. http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=10447blogi.vitebsk.biz/tuttsie/1305/
  2. http://images.yandex.ru

1

- Классный час: "Вежливые слова"

Расширять запас «вежливых слов».

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.

Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

Учитель:– Ребята, давайте поговорим сегодня о словах. Это обычные, добрые, простые и полезные слова , .ещё их называют волшебными. Соберите в группах слово из рассыпанных слогов /веж-ли-вость/

Кто догадался о каких словах мы будем говорить?

Правильно, тема нашего классного часа «Вежливые слова»

А вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

Вы закончите школу, выберите профессию по душе. Но прежде всего вы должны стать настоящими людьми: воспитанными, вежливыми ,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: ...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице – маме понурый пришёл:

…(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень, когда услышишь ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости, говорим мы, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

То сидя на уроке,

Не будите с товарищем

Трещать, как две сороки.

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы, то есть сами.

Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

Ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

К классному часу вы подготовили пословицы и поговорки о вежливости и доброте. Познакомьте нас с ними , подумаем, о чем они говорят.

Хочу познакомить вас с другими пословицами, которые необходимо составить.

Игра «Составь пословицу»

- Соедините части пословиц:

Учись доброму - на добрые дела

Ласковое слово так и прослывёшь.

Жизнь дана дурное на ум не пойдет.

Как проживёшь, лучше мягкого пирога.

Про доброе дело говори смело.

Физминутка

Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.

«С добрым утром!» скажет твёрдо?

У кого у вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки

· Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

·Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

· Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Наш класс – это наша семья. Я думаю, каждый из вас хочет, чтобы эта семья была добрая, благополучная, поэтому давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу положительную энергию. (Выполнение задания)

Как бы мы не общались – словами, через рукопожатия, мы должны быть добрыми, вежливыми и дарить друг другу радость.

Песня» Если добрый ты»