Методические рекомендации составления птп и ктп. Разработка оперативных планов тушения пожаров Кто по фз разрабатывает план тушения пожара

План тушения пожара (ПТП) - оперативный документ предварительного планирования, устанавливающий порядок организации тушения развившихся пожаров и спасания людей на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.
Методический план тушение пожаров должен предусматривать: предварительное планирование организации боевых действий подразделений пожарной охраны, прибывших на место пожара и действия персонала объекта, их взаимодействие; рациональную расстановку сил и средств, привлекаемых для тушения пожара; своевременное обеспечение руководителя тушения пожара (РТП) и штаба пожаротушения оперативной и справочной информацией об особенностях объекта, возможного масштаба развития пожара, а также применения средств тушения и обеспечения необходимых мер безопасности.

Основание для разработки

Планы тушения пожара должны составляться на:

  • Предприятия (объекты) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа.
  • Предприятия (объекты) химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений.
  • Предприятия (объекты) электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).
  • Предприятия (объекты) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.
  • Отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.
  • Производственные корпуса промышленных предприятий и здания не производственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более.
  • Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью: по распиловке древесины-50 тыс.м3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс.т в год и более.
  • Предприятия (объекты) транспорта: автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств); железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции); авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы); водного (морские и речные порты, терминалы);
  • Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.
  • Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супер-маркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более; повышенной этажности (более 9 этажей); культовые сооружения.
  • Учебные и детские заведения: общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования. детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.
  • Культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры; музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки; дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.
  • Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).
  • Особо ценные объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; - Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.
  • Сельскохозяйственные объекты: мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более; мельницы производительностью 200 т/сутки и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более; животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более. - Строящиеся крупные и уникальные объекты.

На объекты не вошедшие в данный перечень и не определенные другими ведомственными документами ПТП разрабатываются по решению начальника территориального УГПС.

Разработке ПТП должен предшествовать глубокий анализ оперативно-тактических особенностей объекта и его противопожарного состояния с прогнозированием места возникновения и развития возможных ситуаций, а также масштабов их последствий, материалы крупных пожаров на аналогичных объектах. Разработанный ПТП должен быть скорректирован с планом ликвидации аварийных ситуаций объекта для совместного использования при ликвидации пожаров и аварий. При разработке ПТП на объекты жизнеобеспечения города (района) в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей и участников тушения пожара, а также обеспечение необходимых мер безопасности.

Состав планов.

ПТП должен быть оформлен отдельной книгой в жесткой обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210 x 297 мм (А4(М11)) и состоять из текстовой части, графической части и приложений. Структура и содержание разделов ПТП должны быть строго регламентированы и определятся настоящей инструкцией. Текстовая часть ПТП должна состоять из следующих основных разделов:

  • титульный лист (приложение 4);
  • оглавление;
  • прогноз наиболее вероятных мест возникновения и развития пожаров; - расчет необходимого количества сил и средств;
  • организация взаимодействия подразделений ГПС со службами жизнеобеспечения объекта и территориальными службами города (района);
  • рекомендации РТП и должностным лицам штаба пожаротушения, требования соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.

В текстовой части разделов ПТП должны быть изложены:

  • оперативно-тактическая характеристика объекта;
  • особенности и прогноз развития пожара;
  • противопожарное водоснабжение объекта и прилегающей территории;
  • водные данные расчета необходимого количества сил и средств при каждом варианте тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения; - рекомендуемые средства тушения.

Дополнительно должны прилагаться конкретные рекомендации РТП, оперативному штабу пожаротушения и тылу на пожаре; инструкции по взаимодействию оперативного штаба со службами жизнеобеспечения объекта, города (района) и другими организациями; основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала объекта при возникновении пожара; необходимые расчетные и справочные материалы, относящиеся к развитию и тушению пожара на данном объекте.

В графической части ПТП должны быть представлены:

  • план-схема объекта на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних строений, вариантами рациональной расстановки пожарной техники, а также с указанием всех водоисточников;
  • поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы основных зданий и сооружений объекта, с нанесением дорог и проездов;
  • схема для начальника тыла по расстановке пожарной техники на водоисточники (с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку или подвоза ее с удаленных водоисточников);
  • схемы организации связи на пожаре.

На плане-схеме выделенными контурами показывают: объект возможного пожара, прилегающие здания (открытые технологические установки, сооружения) с указанием степени огнестойкости и разрывов; наносятся водоисточники, которые можно использовать при тушении пожара, их объем и расстояния по маршрутам прокладки рукавных линий; обозначают расстановку пожарных автомобилей, прибывающих на объект по установленному номеру (рангу) пожара.

На поэтажных планах, показывают места расположения средств пожаротушения: внутренних пожарных кранов, узлов управления спринклерной системой, насосных станций, стационарных установок газового и пенного тушения, вентиляционных агрегатов противодымной защиты и местных электрощитов управления ими, места отключения электроэнергии, установки задвижек на внутреннем противопожарном водопроводе, наличие лифтов, эвакуационные выходы из помещений в коридоры, фойе, вестибюли и пути движения по ним до выхода на лестничную клетку или непосредственно наружу, указывается месторасположения: основного технологического оборудования (с указанием его основных технических характеристик и параметров работы); прямых и обратных технологических потоков (с указанием их условных сечений, производительности и параметров работы), межблочной отсекающей запорной арматуры (с указанием ее типа, исполнения, быстродействия); систем противопожарной защиты (с указанием их основных характеристик); приведенный радиус зон интенсивности воздействия ударной волны при взрыве; места возможного образования пожаровзрывоопасной среды; участки возможных аварий и их причины; вероятные источники зажигания; пути распространения огня при пожаре; предусмотренные проектом меры защиты участков, узлов и аппаратов от пожара и взрыва.

Графическая часть ПТП должна выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре как рабочий материал НШ) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4(М11) с размером не менее 210 х 297 мм. Рекомендуемые форматы: генеральный план - А3(М12), поэтажные планировки и разрезы - А4(М11) - А3(М12). Допускается для крупных и сложных в оперативном отношении объектов увеличивать размер до 594 x 420 мм формат А1(М24). Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М1:50 - М1:200. Все материалы графической части и рекомендации участникам тушения пожара должны быть защищены от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата плана тушения пожара.

Рекомендации (инструкции) для должностных лиц необходимо оформлять в двух экземплярах: один находится в составе плана тушения пожара, а второй выдается каждому должностному лицу для руководства в процессе тушения пожара.

В качестве приложений к ПТП должны прикладываться расчетные и справочные материалы для начальника оперативного штаба пожаротушения и других должностных лиц ГПС. Например, схема организации связи на сложном объекте; схема с указанием количества стволов (ручных и стационарных), которые можно ввести от автомобилей, установленных на ближайших к месту пожара водоисточниках, с учетом работы от одного автомобиля нескольких отделений, схемы расстановки и организации по эффективному использованию автолестниц и коленчатых автоподъемников; схемы организации работы заправочного пункта у водоема и снабжение водой работающих от подвозной воды автомобилей; схемы организации использования вспомогательной техники и т.д.

Карточка тушения пожара (КТП) - документ, содержащий основные данные об объекте, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара. Карточка тушения пожара составляются на объекты не вошедшие в перечень объектов на которые составляются планы пожаротушения, а также на технологические установки; электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала, кабельные отсеки энергообъектов; на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности, а также на населенные пункты в сельских районах. По решению руководителей подразделений ГПС, КТП могут быть составлены на объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении. КТП должны размещаться на установленных типографских бланках единого формата 150 х 200 мм, разработанных в гарнизонах пожарной охраны. Титульный лист КТП выполняется чертежным шрифтом, прописными буквами высотой 8-12 мм. КТП должна содержать информацию об объекте, которая разрабатывается в виде таблицы. В КТП должен быть определен порядок взаимодействия подразделений ГПС с обслуживающим персоналом объекта. В графическую часть КТП входят общая схема объекта и поэтажные планировки. Их выполняют обязательно в масштабе от 1:200 до 1:500, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черчения и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб должен соответствовать размеру карточки. При значительных размерах зданий поэтажные планировки рекомендуется выполнять в масштабе развернутого вкладыша размером 200 х 300 мм.

Графическая часть должна быть наглядной и не загроможденной второстепенными элементами. На схеме объекта показывают: выделенные контуры объекта; прилегающие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости; ближайшие улицы и подъезды к объекту; водоисточники, вошедшие в план-схемы, с расстояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий пожарными подразделениями.

На поэтажных планах должны быть представлены: планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы и выходы, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы, количество мест для размещения людей в каждом помещении, место нахождения обслуживающего персонала. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием их названий на сноске. В КТП, для детских учреждений, спальные комнаты, где размещены дети в ночное время, выделяют красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, поступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких карточек по диагонали, справа на лево наносят красную полосу шириной 10-15 мм.

На складские и торговые объекты, кроме общих требований, в карточках тушения пожаров должны содержаться данные о материальных ценностях, способах их хранения и эвакуации, свойствах пожаровзрывоопасных веществ и материалов, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применяемых огнетушащих веществах.

На планах зданий соответствующими условными знаками обозначают места хранения опасных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений электрическим током. В КТП на кабельные туннели необходимо указать кабельный отсек, секцию; порядок включения стационарных установок пожаротушения; мероприятия по созданию безопасных условий для работы персонала и пожарных подразделений по тушению пожара (подключить заземляющие устройства, выдать диэлектрические боты и перчатки); порядок выдачи письменного допуска на тушение пожара первому РТП, в графической части КТП должен быть представлен план кабельного отсека с нанесением входов и люков, секционных перегородок, стационарной установки пожаротушения, ответвления кабелей в соседние помещения и вентиляционные устройства


Схема 1.Пример расстановки сил, средств и выбор решающего направления для тушения пожара


Схема 2. Пример тактической расстановки сил и средств для тушения пожара


Схема 3. Схема тушения пожара авиатоплива

Разработка планов тушения пожаров

План тушения пожара (ПТП) - оперативный документ предварительного планирования, устанавливающий порядок организации тушения развившихся пожаров и спасания людей на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Он должен предусматривать: предварительное планирование организации боевых действий подразделений пожарной охраны, прибывших на место пожара и действия персонала объекта, их взаимодействие; рациональную расстановку сил и средств, привлекаемых для тушения пожара; своевременное обеспечение руководителя тушения пожара (РТП) и штаба пожаротушения оперативной и справочной информацией об особенностях объекта, возможного масштаба развития пожара, а также применения средств тушения и обеспечения необходимых мер безопасности.

Основание для разработки

Планы тушения пожара должны составляться на:

  • · Предприятия (объекты) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа.
  • · Предприятия (объекты) химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений.
  • · Предприятия (объекты) электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).
  • · Предприятия (объекты) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.
  • · Отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.
  • · Производственные корпуса промышленных предприятий и здания не производственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более.
  • · Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью: по распиловке древесины-50 тыс.м3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс.т в год и более.
  • · Предприятия (объекты) транспорта: автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств); железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции); авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы); водного (морские и речные порты, терминалы);
  • · Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.
  • · Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супер-маркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более; повышенной этажности (более 9 этажей); культовые сооружения.
  • · Учебные и детские заведения: общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования. детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.
  • · Культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры; музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки; дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.
  • · Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).
  • · Особо ценные объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; - Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.
  • · Сельскохозяйственные объекты: мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более; мельницы производительностью 200 т/сутки и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более; животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.
  • · Строящиеся крупные и уникальные объекты.

Разработке ПТП должен предшествовать глубокий анализ оперативно-тактических особенностей объекта и его противопожарного состояния с прогнозированием места возникновения и развития возможных ситуаций, а также масштабов их последствий, материалы крупных пожаров на аналогичных объектах. Разработанный ПТП должен быть скорректирован с планом ликвидации аварийных ситуаций объекта для совместного использования при ликвидации пожаров и аварий. При разработке ПТП на объекты жизнеобеспечения города (района) в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей и участников тушения пожара, а также обеспечение необходимых мер безопасности.

Состав планов.

ПТП должен быть оформлен отдельной книгой в жесткой обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210 x 297 мм (А4(М11)) и состоять из текстовой части, графической части и приложений. Структура и содержание разделов ПТП должны быть строго регламентированы и определятся настоящей инструкцией. Текстовая часть ПТП должна состоять из следующих основных разделов:

  • · титульный лист (приложение 4);
  • · оглавление;
  • · прогноз наиболее вероятных мест возникновения и развития пожаров; - расчет необходимого количества сил и средств;
  • · организация взаимодействия подразделений ГПС со службами жизнеобеспечения объекта и территориальными службами города (района);
  • · рекомендации РТП и должностным лицам штаба пожаротушения, требования соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.

В текстовой части разделов ПТП должны быть изложены:

  • · оперативно-тактическая характеристика объекта;
  • · особенности и прогноз развития пожара;
  • · противопожарное водоснабжение объекта и прилегающей территории;
  • · водные данные расчета необходимого количества сил и средств при каждом варианте тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения; - рекомендуемые средства тушения.

Дополнительно должны прилагаться конкретные рекомендации РТП, оперативному штабу пожаротушения и тылу на пожаре; инструкции по взаимодействию оперативного штаба со службами жизнеобеспечения объекта, города (района) и другими организациями; основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала объекта при возникновении пожара; необходимые расчетные и справочные материалы, относящиеся к развитию и тушению пожара на данном объекте.

В графической части ПТП должны быть представлены:

  • · план-схема объекта на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних строений, вариантами рациональной расстановки пожарной техники, а также с указанием всех водоисточников;
  • · поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы основных зданий и сооружений объекта, с нанесением дорог и проездов;
  • · схема для начальника тыла по расстановке пожарной техники на водоисточники (с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку или подвоза ее с удаленных водоисточников);
  • · схемы организации связи на пожаре.

План тушения пожара является оперативным документом предварительного планирования, разработанным на основе комплексного анализа архитектурно-строительных, технических и противопожарных характеристик обслуживаемого объекта. Он устанавливает порядок реагирования в случае возникновения неконтролируемого возгорания, а также организацию мер пожаротушения и эвакуации людей из охваченных огнем помещений.

Разработка плана тушения пожара представляет собой сложный, многофакторный процесс, в котором принимается во внимание состояние системы противопожарной защиты на объекте, фактические ресурсы и средства для локализации и устранения возгорания, а также ряд других особенностей. Документ должен быть утвержден структурным подразделением МЧС, что становится возможным лишь в случае его полного соответствия нормативно-правовой базе пожарной безопасности. К составлению и содержанию плана предъявляются высокие требования, поэтому доверить его подготовку следует опытным экспертам.

Отличные услуги по разработке плана пожаротушения на оптимальных условиях предоставляет группа компаний «Ф-Метрикс».

Назначение плана пожаротушения

Основными функциональными задачами планов тушения пожара является выбор комплекса необходимых мер по борьбе с возможным возгоранием на объекте обслуживания, а также определение лиц, ответственных за обеспечение противопожарной защиты. Этим документам отводится важное место в процессе совершенствования методов теоретического и практического обучения в курсе охраны труда и пожарной безопасности сотрудников предприятий в разных сферах промышленности.

Составление и утверждение плана тушения пожара является обязательным для широкого круга объектов:

  • общественно-административных зданий;
  • учебных и медицинских учреждений;
  • культурно-развлекательных, торговых, спортивных комплексов открытого и закрытого типа;
  • предприятий транспортной, химической, нефтегазовой, энергетической, машиностроительной и металлургической промышленности;
  • сельскохозяйственных сооружений.

Согласно действующему законодательству, обязанности по подготовке документации пожаротушения возлагаются на владельцев объектов, относящихся к перечисленным категориям. Именно они становятся клиентами экспертов, для которых разработка плана тушения пожара является сферой профессиональной деятельности.

Структурные компоненты плана пожаротушения

Работа над данным документом пожарной безопасности предполагает создание текстовой и графической частей.

Текстовая часть содержит эксплуатационные и технические характеристики объекта, особенности системы пожарной безопасности, расчет пожарных нагрузок и прогноз вероятного распространения очага возгорания и неблагоприятного развития ситуации. Сюда также входят данные о потенциально опасных факторах, доступных средствах и ресурсах пожаротушения. Актуальными составляющими будут инструкции для ответственных за пожарную безопасность лиц, персонала объекта, прибывших на место пожара сотрудников пожарной службы.

Графическая разработка плана тушения пожара предполагает создание комплекта документов:

  1. Генплан расположения объекта на местности, в котором указаны расстояния между элементами объекта и соседними сооружениями, варианты оптимального размещения пожарной техники, расстановка источников воды для пожарных систем.
  2. Поэтажный план здания, и, как дополнение – разрезы основных построек, схемы обозначением проходов и подъездов.
  3. Схема расположения водоисточников с указанием доступного количества подаваемых средств пожаротушения, а также возможности их доставки из удаленных запасов.
  4. Схема организации аварийной связи в случае пожара.

Документы графической части оформляются с использованием общепринятых условных обозначений. Основными требованиями к их созданию являются точность, достоверность, легкость и доступность восприятия.

Особенности и этапы подготовки

Разработка плана тушения пожара требует выполнения ряда условий:

  1. Детальное описание актуальных методов борьбы с огнем в соответствии с индивидуальными, отраслевыми и другими особенностями объекта.
  2. Указание категории пожарного риска.
  3. Увеличенное внимание к наиболее опасным с позиции пожарной защиты участкам и подготовка особой стратегии действий для их обслуживания.

Спектр работ, проводимых для подготовки плана пожаротушения, состоит из нескольких этапов:

  1. Выезд специалистов на место монтажа для тщательного обследования объекта.
  2. Комплексная оценка пожарных рисков.
  3. Анализ технической документации по объекту.
  4. Экспертное составление прогнозов развития пожара в конкретных условиях.
  5. Описание стандартных и альтернативных методов пожаротушения.
  6. Оформление текстовой и графической документации.

Готовый план подлежит утверждению в пожарной инспекции, и лишь после этого его разработка может считаться оконченной.

Услуги компании «Ф-Метрикс»

У нас можно заказать комплексные услуги проектирования, монтажа и обслуживания систем пожарной безопасности, а также подготовку плана пожаротушения. Такой подход обеспечит качественный результат и выгодные условия сотрудничества. Также в числе преимуществ наших услуг:

  1. Слаженная работа команды квалифицированных специалистов.
  2. Применение современных методов и технологий.
  3. Понимание и соблюдение нормативных и законодательных требований.
  4. Индивидуальные решения для каждого клиента.
  5. Оперативное выполнение заказа для объектов любых масштабов.
  6. Строгое соблюдение договорных условий.
  7. Консультации по вопросам пожарной безопасности.
  8. Ответственность за результат и гарантия качества.
  9. Доступные цены, программы лояльности для постоянных клиентов.

Понадобилась разработка плана тушения пожара? Сотрудничество с компанией «Ф-Метрикс» станет залогом превосходного результата. Обращайтесь!

Быстрое подавление огня на объекте возможно лишь при слаженной работе сотрудников предприятия, пожарных служб и оставшихся внутри посетителей. Не всегда только функционирование автоматических систем пожаротушения обеспечивает устранение огня. Правильно скоординированные действия персонала зачастую помогают не меньше тушильного оборудования.

Оперативный план тушения огня - полноценный документ, в котором прогнозируется обстановка и решаются основные вопросы по организации подавления распространяющегося пожара.

План пожаротушения представляет собой утвержденный в установленном порядке документ, характеризующий порядок действий, принципы и технические мероприятия по устранению возгораний на предприятиях, в организациях или учреждениях.

Основная задача оперативного плана тушения огня заключается в организации максимально эффективной взаимосвязи пожарной бригады и сотрудников объекта для сгруппированного тушения пожара.

Структура оперативного плана пожаротушения

Оперативный план пожаротушения составляется в двух экземплярах в письменном виде. Один из документов передается на пожарную станцию, второй находится на объекте.

План тушения огня должен включать такие разделы:

  1. Титульный лист.
  2. Подробное содержание (обязательно требуется, если объем плана более 10 страниц).
  3. Основная часть.
  4. Приложения и дополнения.

Документ состоит из графической и текстовой частей.

Текстовая половина содержит описание особенностей объекта, места его расположения, обязанности и последовательность взаимодействия дежурных команд. Для прибывших пожарных бригад также имеется отдельный раздел.

В текстовой части обязательно указывается степень пожароопасности объекта и прилегающих участков.

Разработчик плана, опираясь на сведения о предприятии, его конструкции, материалах строительства и отделки, функциональное назначение и другие факторы, вырабатывает оптимальный алгоритм тушения огня.

Графическая часть представлена детальной схемой размещения наиболее важных элементов предприятия с анализом их значения в случае аварийной ситуации.

Также в этой половине плана отражаются такие данные:

  • расположение пожарных водоемов;
  • все имеющиеся входы, выходы и оконные проемы;
  • планировка помещений;
  • схема земельного участка.

Для оформления графической части используют условные обозначения. Схемы должны быть легкочитаемыми, доступными и достоверными.

Объекты, требующие разработки плана пожаротушения

План тушения пожаров обязательно составляется для таких объектов:

  • пожаровзрывоопасных с наличием радиоактивных и взрывчатых веществ;
  • технически и конструктивно сложных, с уникальными технологическими процессами;
  • высших органов власти;
  • являющихся культурным наследим страны;
  • детских и медицинских учреждениях;
  • транспортных компаний;
  • металлургических и машиностроительных заводов.

Обеспечение противопожарной защиты на таких объектах крайне важно, поэтому к составлению оперативного плана пожаротушения следует относиться внимательно.

Ответственный за разработку плана пожаротушения

Согласно закону корректировка плана тушения огня возлагается на специальные подразделения Федеральной противопожарной службы (ФПС), которые охраняют (обслуживают) конкретную организацию.

Документ согласовывается с руководством объекта и утверждается начальником Специального управления ФПС. После этого оперативный план пожаротушения изучается представителями администрации.

Ответственность за разработку документа, его качество и достоверность, налагается на руководителя и назначенного сотрудника.

Чтобы план пожаротушения был разработан качественно и грамотно, можно обратиться в специализированную организацию.

Квалифицированный специалист работает поэтапно:

  • тщательно изучает объект;
  • исследует нормативную литературу, аналитические и другие материалы, раскрывающие тонкости тушения пожаров на подобных объектах;
  • оценивает пожарные риски;
  • проводит экспертизу документов предприятия;
  • прогнозирует вероятные места возникновения наиболее сложных пожаров и варианты их развития;
  • разрабатывает альтернативные методики подавления пожаров.

В составленном плане разработчик обязан описать методы борьбы с возгораниями на конкретном объекте, указать категорию пожарного риска, а также уточнить самые опасные в отношении возникновения пожара участки.

      Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

План пожаротушения – документ, прогнозирующий возможную обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара, на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы действий ПП.

Основное назначение плана – помочь руководителю тушения пожара быстро сориентироваться в обстановке, правильно определить решающее направление, использовать силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара, ускорить и облегчить постановку задач руководителям прибывающих подразделений и работникам, назначенным на отдельные участки работ на пожаре.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.

ПТП и КТП предназначены для:

Обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

Предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

Планирования основных действий по тушению пожаров;

Повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

В обязательном порядке ПТП составляются на:

    объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м 3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;

    объекты химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;

    объекты электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);

    объекты машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;

    отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.

    Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:

    по распиловке древесины – 100 тыс.м. 3 в год и более;

    по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс. тонн в год и более.

    Организации транспорта:

    автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно–троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);

    многоярусные подземные автостоянки;

    железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

    авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);

    водного (морские и речные порты, терминалы).

    Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

    Общественно-административные здания и сооружения:

    административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 250 и более работающих;

    торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 2000 м 2 и более;

    гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;

    повышенной этажности (более 9 этажей);

    культовые сооружения.

    Учебные и детские заведения:

    общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

    детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;

    летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.

    Культурно-зрелищные сооружения:

    киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

    музеи, картинные галереи, аппаратно–студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

    дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

    Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

    Объекты культурного наследия народов Российской Федерации.

    Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

    Сельскохозяйственные организации:

    мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;

    мельницы производительностью 200 т/сутки и более;

    элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

    животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.

    Жилые дома высотой более 70 метров.

    Иные объекты, на усмотрение начальника гарнизона пожарной охраны.

В обязательном порядке КТП составляются на:

    технологические установки;

    электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;

    кабельные отсеки энергетических объектов организаций;

    на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы;

    лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности (свыше 9 этажей);

    отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.);

    сельские населенные пункты.

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

Перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона ГПС и по его указанию дополняется и корректируется ежегодно.

Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.