Трудовой договор на муниципальную должность. Трудовой договор (контракт) с муниципальным служащим администрации Озерского района Московской области

(Шайхатдинов В. Ш.) («Российский юридический журнал», 2013, N 5)

О СРОЧНЫХ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРАХ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

В. Ш. ШАЙХАТДИНОВ

Шайхатдинов Владимир Шамильевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Рассматривается регулирование срочных трудовых договоров на муниципальной службе. Указывается, что соответствующие вопросы должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы. Обращается внимание на случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а также на случаи, когда срочный трудовой договор может заключаться.

Ключевые слова: муниципальная служба; муниципальный служащий; лицо, замещающее муниципальную должность; срочный трудовой договор; предельный возраст нахождения на муниципальной службе.

On the fixed-term employment contracts for municipal service V. Sh. Shaykhatdinov

The regulation of the fixed-term employment contracts for municipal services is considered. It is stated that these issues should be resolved on the basis of the provisions of the Labor Code on the fixed-term employment contracts taking into account the specific character of municipal service. The author draws attention to cases where the fixed-term contract must be concluded as well as to cases where the fixed-term employment contract may be concluded.

Key words: municipal service; municipal employee; person taking up a post for municipal service; fixed-term contract; age limit for municipal service.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» <1> (далее — ФЗ N 25) не содержит положений о срочных трудовых договорах. Исключение составляют п. 2 ст. 7, где речь идет о муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, а также п. 2 ст. 19, где сказано о срочном трудовом договоре с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста нахождения на службе. Между тем вопросы, связанные со срочными трудовыми договорами на муниципальной службе, имеют существенное значение. От их решения зависит соблюдение прав муниципальных служащих, а также стабильность кадрового состава органов местного самоуправления. ——————————— <1> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

Согласно п. 6 ст. 16 ФЗ N 25 поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ N 25. К этому следует добавить, что в силу п. 2 ст. 3 ФЗ N 25 на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ N 25. Сказанное означает, что вопросы срочных трудовых договоров на муниципальной службе должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы. В Трудовом кодексе РФ вопросам срочных трудовых договоров посвящены ст. ст. 58 и 59. В ст. 58 указывается, что срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В случаях же, перечисленных в ч. 2 ст. 59, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению его сторон без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Кроме того, в ст. 58 ТК РФ отмечается, что запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Наконец, в ст. 58 указано, что срочный трудовой договор заключается, как правило, на срок не более пяти лет. Перечень случаев, в которых заключается срочный трудовой договор, содержится в ст. 59 ТК РФ. При этом, как уже отмечалось, ч. 1 данной статьи включает случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а ч. 2 — когда он может заключаться по соглашению сторон. Здесь следует подчеркнуть, что дополнительные основания заключения срочного трудового договора могут устанавливаться лишь Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом, но не законом субъекта РФ, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным подзаконным нормативным правовым актом <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. П. Орловского) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009 (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное). —————————————————————— <1> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. П. Орловского. М., 2008. С. 204.

Из ч. 1 ст. 59 ТК РФ выделим лишь те случаи заключения срочного трудового договора, которые применимы к муниципальной службе: 1) на время исполнения обязанностей отсутствующего работника; 2) на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; 3) с лицами, направляемыми на работу за границу; 4) для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника; 5) при поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах местного самоуправления. На последнем случае необходимо остановиться подробнее. Здесь речь идет о должностях муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (п. 2 ст. 7 ФЗ N 25). При этом следует ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) кто является лицом, замещающим муниципальную должность; 2) кто относится к муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность? В п. 2 ст. 1 ФЗ N 25 перечислены лица, замещающие муниципальные должности: депутаты; члены выборных органов местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления; члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Более подробно об этих лицах сказано в ст. ст. 2, 35 — 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <1> (далее — ФЗ N 131). Что касается конкретных наименований лиц, замещающих муниципальные должности, а также должностей муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, то они содержатся в реестрах должностей муниципальной службы в субъектах РФ. ——————————— <1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Так, в Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденном Законом Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 49-ОЗ <1>, закреплены следующие положения. ——————————— <1> СПС «КонсультантПлюс».

1. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа. 2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования. Из изложенного можно сделать вывод, что срочные трудовые договоры должны заключаться только с указанными лицами, которые непосредственно обеспечивают исполнение полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования. Сроки действия этих договоров ограничиваются сроком полномочий соответствующих лиц, замещающих муниципальные должности. При досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, действие срочных трудовых договоров прекращается. Следовательно, ни с какими другими муниципальными служащими муниципальных образований Свердловской области не могут заключаться срочные трудовые договоры как с лицами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. То же касается и других субъектов РФ. Поэтому противоречащими федеральному законодательству являются положения ст. ст. 21 и 35 Устава Кыштымского городского округа Челябинской области <1> о том, что первый заместитель, заместители главы городского округа назначаются на должность на основании срочного трудового договора, заключенного на срок полномочий главы городского округа. При этом не учитывается, что указанные должностные лица имеют определенные для них относительно самостоятельные направления деятельности и не входят в число лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий главы муниципального образования. Особо следует остановиться на главах местных администраций. Во-первых, они не относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, а значит, не могут заключать срочные трудовые договоры с муниципальными служащими на срок своих полномочий. Во-вторых, современное законодательство не относит кого-либо из муниципальных служащих к числу лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий глав местных администраций. В частности, таковыми не являются заместители глав местных администраций. Следовательно, с ними должны заключаться трудовые договоры на неопределенный срок или срочные трудовые договоры на срок не более пяти лет. ——————————— <1> Там же.

Часть 1 ст. 59 ТК РФ заканчивается положением о том, что срочный трудовой договор должен заключаться в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Один такой случай касается глав местных администраций. Согласно п. 2 ст. 37 ФЗ N 131 глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Например, согласно п. 1 ст. 38-1 Устава муниципального образования «Город Екатеринбург» <1> глава администрации назначается на срок полномочий городской Думы, но не менее чем на два года. ——————————— <1> Отд. изд. Екатеринбург, 2012.

Второй случай — заключение срочных трудовых договоров с муниципальными служащими, достигшими предельного возраста нахождения на службе. Исходя из п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Из этих положений можно сделать следующие выводы. Во-первых, продление срока нахождения на муниципальной службе лица, достигшего предельного возраста, не является обязательным для представителя нанимателя (работодателя). Однако если такое решение принято, то заключение срочного трудового договора с муниципальным служащим обязательно. Во-вторых, количество продлений срока нахождения на муниципальной службе не установлено, но каждое продление должно быть произведено на срок не более одного года. О верности такого толкования содержания п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 свидетельствует судебная практика <1>. ——————————— <1> См., например: Справка Пермского краевого суда по результатам обобщения судебной практики по применению федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

До сих пор речь шла о случаях обязательного заключения срочного трудового договора с муниципальными служащими (ч. 1 ст. 59 ТК РФ). Что касается случаев, когда трудовой договор с муниципальными служащими может заключаться, то они предусмотрены в ч. 2 ст. 59 ТК РФ. Это заключение трудового договора: 1) с поступающими на работу пенсионерами по возрасту; 2) с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; 3) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (при этом срок трудового договора с данными лицами должен определяться либо уставом муниципального образования, либо соглашением сторон); 4) с лицами, обучающимися по очной форме обучения; 5) с лицами, поступающими на работу по совместительству.

Kommentarij k Trudovomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod red. Yu. P. Orlovskogo. M., 2008.

——————————————————————

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 25) не содержит положений о срочных трудовых договорах. Исключение составляют п. 2 ст. 7, где речь идет о муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, а также п. 2 ст. 19, где сказано о срочном трудовом договоре с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста нахождения на службе. Между тем вопросы, связанные со срочными трудовыми договорами на муниципальной службе, имеют существенное значение. От их решения зависит соблюдение прав муниципальных служащих, а также стабильность кадрового состава органов местного самоуправления.

Согласно п. 6 ст. 16 ФЗ N 25 поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ N 25. К этому следует добавить, что в силу п. 2 ст. 3 ФЗ N 25 на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ N 25. Сказанное означает, что вопросы срочных трудовых договоров на муниципальной службе должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы.

В Трудовом кодексе РФ вопросам срочных трудовых договоров посвящены ст. ст. 58 и 59. В ст. 58 указывается, что срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В случаях же, перечисленных в ч. 2 ст. 59, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению его сторон без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Кроме того, в ст. 58 ТК РФ отмечается, что запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Наконец, в ст. 58 указано, что срочный трудовой договор заключается, как правило, на срок не более пяти лет.

Перечень случаев, в которых заключается срочный трудовой договор, содержится в ст. 59 ТК РФ. При этом, как уже отмечалось, ч. 1 данной статьи включает случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а ч. 2 - когда он может заключаться по соглашению сторон. Здесь следует подчеркнуть, что дополнительные основания заключения срочного трудового договора могут устанавливаться лишь Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом, но не законом субъекта РФ, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным подзаконным нормативным правовым актом.

Из ч. 1 ст. 59 ТК РФ выделим лишь те случаи заключения срочного трудового договора, которые применимы к муниципальной службе: 1) на время исполнения обязанностей отсутствующего работника; 2) на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; 3) с лицами, направляемыми на работу за границу; 4) для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника; 5) при поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах местного самоуправления.

На последнем случае необходимо остановиться подробнее. Здесь речь идет о должностях муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (п. 2 ст. 7 ФЗ N 25). При этом следует ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) кто является лицом, замещающим муниципальную должность; 2) кто относится к муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность? В п. 2 ст. 1 ФЗ N 25 перечислены лица, замещающие муниципальные должности: депутаты; члены выборных органов местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления; члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Более подробно об этих лицах сказано в ст. ст. 2, 35 - 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131). Что касается конкретных наименований лиц, замещающих муниципальные должности, а также должностей муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, то они содержатся в реестрах должностей муниципальной службы в субъектах РФ.

Так, в Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденном Законом Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 49-ОЗ, закреплены следующие положения.
1. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа.
2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования. Из изложенного можно сделать вывод, что срочные трудовые договоры должны заключаться только с указанными лицами, которые непосредственно обеспечивают исполнение полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования. Сроки действия этих договоров ограничиваются сроком полномочий соответствующих лиц, замещающих муниципальные должности. При досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, действие срочных трудовых договоров прекращается.

Следовательно, ни с какими другими муниципальными служащими муниципальных образований Свердловской области не могут заключаться срочные трудовые договоры как с лицами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. То же касается и других субъектов РФ. Поэтому противоречащими федеральному законодательству являются положения ст. ст. 21 и 35 Устава Кыштымского городского округа Челябинской области о том, что первый заместитель, заместители главы городского округа назначаются на должность на основании срочного трудового договора, заключенного на срок полномочий главы городского округа. При этом не учитывается, что указанные должностные лица имеют определенные для них относительно самостоятельные направления деятельности и не входят в число лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий главы муниципального образования. Особо следует остановиться на главах местных администраций. Во-первых, они не относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, а значит, не могут заключать срочные трудовые договоры с муниципальными служащими на срок своих полномочий. Во-вторых, современное законодательство не относит кого-либо из муниципальных служащих к числу лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий глав местных администраций. В частности, таковыми не являются заместители глав местных администраций. Следовательно, с ними должны заключаться трудовые договоры на неопределенный срок или срочные трудовые договоры на срок не более пяти лет.

Часть 1 ст. 59 ТК РФ заканчивается положением о том, что срочный трудовой договор должен заключаться в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Один такой случай касается глав местных администраций. Согласно п. 2 ст. 37 ФЗ N 131 глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Например, согласно п. 1 ст. 38-1 Устава муниципального образования "Город Екатеринбург" глава администрации назначается на срок полномочий городской Думы, но не менее чем на два года.

Второй случай - заключение срочных трудовых договоров с муниципальными служащими, достигшими предельного возраста нахождения на службе. Исходя из п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Из этих положений можно сделать следующие выводы. Во-первых, продление срока нахождения на муниципальной службе лица, достигшего предельного возраста, не является обязательным для представителя нанимателя (работодателя). Однако если такое решение принято, то заключение срочного трудового договора с муниципальным служащим обязательно. Во-вторых, количество продлений срока нахождения на муниципальной службе не установлено, но каждое продление должно быть произведено на срок не более одного года. О верности такого толкования содержания п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 свидетельствует судебная практика.

До сих пор речь шла о случаях обязательного заключения срочного трудового договора с муниципальными служащими (ч. 1 ст. 59 ТК РФ). Что касается случаев, когда трудовой договор с муниципальными служащими может заключаться, то они предусмотрены в ч. 2 ст. 59 ТК РФ. Это заключение трудового договора: 1) с поступающими на работу пенсионерами по возрасту; 2) с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; 3) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (при этом срок трудового договора с данными лицами должен определяться либо уставом муниципального образования, либо соглашением сторон); 4) с лицами, обучающимися по очной форме обучения; 5) с лицами, поступающими на работу по совместительству.

МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ

(в редакции Постановления Мэра г. Ярославля от 23.09.2015 N 1799 , Постановления Мэрии г. Ярославля от 27.01.2017 N 114)

В соответствии с , Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" , Законом Ярославской области "О муниципальной службе в Ярославской области" , Уставом города Ярославля

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить форму трудового договора с муниципальным служащим (приложение).

2. Признать утратившими силу:

Постановление мэра города Ярославля от 28.03.2006 N 996 "Об утверждении формы трудового договора с муниципальным служащим";

Постановление мэра города Ярославля от 17.12.2007 N 4056 "О внесении изменений в постановление мэра от 28.03.2006 N 996" ;

Постановление мэра города Ярославля от 22.06.2009 N 1825 "О внесении изменений в постановление мэра города Ярославля от 28.03.2006 N 996";

Постановление мэрии города Ярославля от 10.11.2011 N 3015 "О внесении изменений в постановление мэра города Ярославля от 28.03.2006 N 996" ;

Пункт 1 постановления мэрии города Ярославля от 10.04.2012 N 829 "О внесении изменений в муниципальные правовые акты в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" .

3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания. Действие постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2014.

Первый заместитель мэра
города Ярославля
А.В.НЕЧАЕВ

Приложение. ФОРМА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ

Приложение
к постановлению
мэра города Ярославля
от 23.07.2014 N 1833
(в редакции Постановления Мэра г. Ярославля от 23.09.2015 N 1799,
Постановления Мэрии г. Ярославля от 27.01.2017 N 114)

Трудовой договор N _____

с муниципальным служащим

г. Ярославль "____" _____________ 20___ г.

Представитель нанимателя в лице _______________________________________

(наименование должности руководителя органа городского самоуправления,

муниципального органа; лица, которому делегировано право назначения

на должность муниципальной службы путем заключения трудового договора)

(фамилия, имя, отчество)

действующего на основании _________________________________________________

__________________________________________________________________________,

именуемый в дальнейшем Представитель нанимателя, с одной стороны, и

гражданин

__________________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

именуемый в дальнейшем Муниципальный служащий, с другой стороны, заключили

настоящий трудовой договор о нижеследующем:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. По настоящему трудовому договору Муниципальный служащий берет на

себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы, а

Представитель нанимателя обязуется обеспечить Муниципальному служащему

прохождение муниципальной службы в соответствии с законодательством

правовыми актами органов городского самоуправления.

2. Муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности,

предусмотренные должностной инструкцией, по должности _____________________

___________________________________________________________________________

(наименование должности муниципальной службы и подразделения)

___________________________________________________________________________

и соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка _____________________,

а Представитель нанимателя обязуется обеспечить Муниципальному служащему

замещение должности муниципальной службы, своевременно и в полном объеме

выплачивать Муниципальному служащему денежное содержание и предоставить ему

социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской

Федерации, законодательством Ярославской области, нормативными правовыми

актами органов городского самоуправления о муниципальной службе и настоящим

трудовым договором.

3. В реестре должностей муниципальной службы в Ярославской области

должность муниципальной службы, замещаемая Муниципальным служащим, отнесена

к группе __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(указать группу должностей)

должностей муниципальной службы.

4. Дата начала исполнения должностных обязанностей ___________________.

(число, месяц, год)

II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

5. Муниципальный служащий имеет права, предусмотренные

муниципальной службе, в том числе право расторгнуть трудовой договор и

уволиться с муниципальной службы по собственной инициативе, предупредив об

этом Представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

6. Муниципальный служащий обязан исполнять обязанности муниципального

служащего, предусмотренные законодательством Российской Федерации,

органов городского самоуправления о муниципальной службе, выполнять

обязательства, соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные

Федеральными законами "О муниципальной службе в Российской Федерации" , "О

противодействии коррупции", другими федеральными законами, принимать меры

по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Муниципальный служащий обязан соблюдать требования законодательства

Российской Федерации о государственной тайне (в случае допуска к

государственной тайне на постоянной основе).

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАНИМАТЕЛЯ

7. Представитель нанимателя имеет право:

а) требовать от Муниципального служащего исполнения должностных

обязанностей, возложенных на него настоящим трудовым договором, должностной

инструкцией, а также соблюдения Правил внутреннего трудового распорядка ___

__________________________________________________________________________;

б) поощрять Муниципального служащего за успешное и добросовестное

исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу,

выполнение заданий особой важности и сложности;

в) применять к Муниципальному служащему дисциплинарные взыскания в

случаях совершения дисциплинарного проступка, несоблюдения ограничений и

запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта

интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях

противодействия коррупции Федеральными законами "О муниципальной службе в

Российской Федерации" , "О противодействии коррупции", другими федеральными

законами;

г) реализовывать иные права, предусмотренные законодательством

Российской Федерации, законодательством Ярославской области, нормативными

8. Представитель нанимателя обязан:

а) обеспечить Муниципальному служащему организационно-технические

условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

б) обеспечить предоставление Муниципальному служащему социальных

гарантий, установленных законодательством Российской Федерации,

законодательством Ярославской области, нормативными правовыми актами

органов городского самоуправления о муниципальной службе и настоящим

трудовым договором;

в) соблюдать законодательство Российской Федерации, законодательство

Ярославской области, нормативные правовые акты органов городского

самоуправления о муниципальной службе и условия настоящего трудового

договора;

г) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством

Российской Федерации, законодательством Ярославской области, нормативными

правовыми актами органов городского самоуправления о муниципальной службе.

IV. ОПЛАТА ТРУДА

9. Муниципальному служащему устанавливается денежное содержание,

которое состоит из:

Должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью

муниципальной службы в размере __________ рублей в месяц;

Оклада за классный чин в соответствии с присвоенным классным чином

(со дня присвоения классного чина);

Ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия

муниципальной службы в размере __________ процентов должностного оклада;

Ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в

установленном размере в зависимости от стажа муниципальной службы,

определяемого в соответствии с законодательством Ярославской области о

муниципальной службе;

Ежемесячной надбавки к должностному окладу за допуск к

государственной тайне на постоянной основе в размере __________ процентов

должностного оклада, определяемом в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

Премий за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с

муниципальными правовыми актами;

Ежемесячного денежного поощрения в размере ___________ должностного

Единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого

отпуска в размере одного должностного оклада;

Материальной помощи в размере двух должностных окладов.

10. Муниципальному служащему могут производиться иные выплаты,

предусмотренные соответствующими федеральными законами, законами и иными

нормативными правовыми актами Ярославской области.

11. Установленные пунктами 9 и 10 настоящего договора выплаты _________

(выплачиваются в месте прохождения муниципальной службы;

перечисляются на указанный муниципальным служащим счет в банке)

V. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

12. Муниципальному служащему устанавливается __________________________

__________________________________________________________________________.

(нормальная продолжительность служебного времени, ненормированный

служебный день, сокращенная продолжительность служебного времени,

неполное служебное время)

13. Муниципальному служащему предоставляется:

1) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30

календарных дней;

2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет,

продолжительность которого определяется в соответствии с частью 2 статьи 8

Закона Ярославской области "О муниципальной службе в Ярославской области" ;

3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный

служебный день продолжительностью 3 календарных дня в случае, если в

соответствии с муниципальным правовым актом Муниципальному служащему

установлен ненормированный служебный день.

VI. СРОК ДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

14. Трудовой договор заключается:

1) на неопределенный срок;

2) на срок:

с "_____" __________ 20____ г. по "_____" __________ 20____ г.

VII. УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ В СВЯЗИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

15. Муниципальному служащему обеспечиваются надлежащие организационно -

технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

16. Муниципальному служащему предоставляются гарантии, предусмотренные

законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской

области, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления о

муниципальной службе.

VIII. ИНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

17. Муниципальному служащему устанавливается (не устанавливается)

испытание на срок ____ месяцев в целях проверки его соответствия замещаемой

должности муниципальной службы.

18. Иные условия трудового договора: __________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________.

IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. ПРЕКРАЩЕНИЕ (РАСТОРЖЕНИЕ) ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

19. Представитель нанимателя и Муниципальный служащий несут

ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя

обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

должностных обязанностей, не установленных настоящим трудовым договором и

должностной инструкцией Муниципального служащего.

21. Изменения и дополнения могут быть внесены в настоящий трудовой

договор по соглашению сторон в следующих случаях:

а) при изменении законодательства Российской Федерации,

законодательства Ярославской области;

б) по инициативе любой из сторон настоящего трудового договора.

При изменении Представителем нанимателя определенных сторонами условий

настоящего трудового договора Муниципальный служащий уведомляется об этом в

письменной форме не позднее чем за два месяца до их изменения.

22. Изменения и дополнения, вносимые в настоящий трудовой договор,

оформляются в виде письменных дополнительных соглашений, которые являются

неотъемлемой частью настоящего трудового договора.

23. Настоящий трудовой договор может быть прекращен (расторгнут) по

основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации (в том

числе по соглашению сторон с выплатой выходного пособия (денежной

компенсации) в размере, не превышающем трехкратного среднего месячного

заработка Муниципального служащего), а также по инициативе Представителя

нанимателя в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О муниципальной

службе в Российской Федерации" .

X. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И РАЗНОГЛАСИЙ

24. Споры и разногласия по настоящему трудовому договору разрешаются

по соглашению сторон, а в случае если согласие не достигнуто, - в порядке,

предусмотренном законодательством Российской Федерации.

25. Настоящий трудовой договор составлен в двух экземплярах, имеющих

равную юридическую силу. Один экземпляр хранится Представителем нанимателя

в личном деле Муниципального служащего, второй - у Муниципального

служащего.

Представитель нанимателя Муниципальный служащий

(наименование должности, Ф.И.О.) (Ф.И.О.)

___________________________________ ___________________________________

___________________________________ ___________________________________

(подпись)

Паспорт: серия ______ N ___________

Выдан _____________________________

___________________________________ (кем, когда)

Адрес: ____________________________ Адрес: ____________________________

___________________________________ ___________________________________

ИНН ______________________________ ___________________________________

Телефон ___________________________

Органы публичной власти не могут функционировать без сотрудников, обеспечивающих их деятельность, иначе говоря, без чиновников. В органах государственной власти это государственные служащие, в местных органах власти (если говорить юридическим языком - органах местного самоуправления) - муниципальные служащие. Характер работы муниципальных служащих имеет публичное значение, и регулирование их трудовой деятельности отличается определенной спецификой. Об этих особенностях мы расскажем в нашей статье.

Определение понятия муниципальной службы дано в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ). Это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нередко к муниципальным служащим относят депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Однако непосредственно в Законе № 25-ФЗ установлено, что эти лица не являются муниципальными служащими, они относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, и действие указанного Закона на них не распространяется.

Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий данных органов, аппарате избирательной комиссии муниципального образования. А муниципальный служащий - это гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Следует отметить, что зачастую к муниципальным служащим относят работников муниципальных учреждений (школ, детских садов, поликлиник и т. д.), а также муниципальных предприятий. Однако названные организации не являются органами местного самоуправления, поэтому указанные лица не считаются муниципальными служащими и к ним не применяются положения Закона № 25-ФЗ.

Сохраняется ли статус муниципальных служащих у сотрудников местной администрации при наделении администрации правами юридического лица и придании ей организационно-правовой формы муниципального казенного учреждения?

Необходимо исходить из того, что наделение местной администрации правами юридического лица осуществляется во исполнение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) и не изменяет статус местной администрации как органа местного самоуправления. Следовательно, данный фактор не влияет на статус сотрудников, обеспечивающих деятельность местной администрации.

Сотрудник местной администрации исполняет обязанности, связанные с выполнением администрацией переданных государственных полномочий (ведение воинского учета). Считается ли он муниципальным служащим?

Как уже указывалось, должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления. Она создается с целью обеспечения исполнения всего объема полномочий органа местного самоуправления (в рассматриваемом случае - местной администрации), т. е. как полномочий по решению вопросов местного значения, так и полномочий по реализации переданных государственных полномочий. Поэтому лицо, замещающее должность в местной администрации и исполняющее обязанности, связанные с осуществлением местной администрацией переданных государственных полномочий, является муниципальным служащим.

Распространяются ли на муниципальных служащих нормы трудового законодательства?

Основное правило, которым следует руководствоваться в отношении муниципальных служащих, заключается в том, что на них распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ.?

Так, ТК РФ установлено, что продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска по общему правилу составляет 28 календарных дней. Для муниципальных служащих в этом отношении действуют специальные нормы Закона № 25-ФЗ, устанавливающие продолжительность отпуска 30 календарных дней.

А вот порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, поскольку в этом случае особенности Законом № 25-ФЗ не предусмотрены.

СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Начальник отдела администрации сельского поселения оформила отпуск по уходу за ребенком. Можно ли в этой ситуации заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего?

Законом № 25-ФЗ установлены особенности срочного замещения должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. В остальных случаях применяются общие нормы ст. 59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Обратите внимание! В отношении каждого кадрового вопроса на муниципальной службе следует определить, установлена ли Законом № 25-ФЗ специфика его решения. При отсутствии таковой нужно руководствоваться нормами трудового законодательства

Штатное расписание в органе местного самоуправления утверждается на основе реестра должностей муниципальной службы, который предусматривается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. В реестр могут быть включены должности муниципальной службы, которые учреждаются для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления). Эти должности замещаются на срок полномочий данных лиц, соответственно, с данной категорией муниципальных служащих заключаются срочные трудовые договоры. К этой группе муниципальных служащих относятся, например, помощники депутатов.

В практике часто приходится сталкиваться с неверным применением положения о срочном трудовом договоре.

Так, при замещении должности главы местной администрации по контракту, заключаемому на срок полномочий представительного органа муниципального образования (но не менее чем на два года), с его заместителем также заключают срочный трудовой договор на такой же срок. Это ошибка, поскольку заместитель главы местной администрации обеспечивает деятельность местной администрации как органа местного самоуправления, а не руководителя данного органа. Поэтому с заместителем должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок.

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Законом № 25-ФЗ для гражданина, который претендует на замещение должности муниципальной службы, а также в отношении муниципального служащего установлены определенные ограничения.

Среди таких ограничений в ст. 13 Закона № 25-ФЗ указывается наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы. Перечень таких заболеваний утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». Названный документ содержит перечень врачей-специалистов, осмотр которыми обязателен при прохождении диспансеризации, и перечень лабораторных и функциональных обследований.

В перечне заболеваний, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу либо продолжать ее, предусмотрены, например, психические заболевания, расстройства поведения и эпилепсия.

Какие медицинские документы представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу?

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет в орган муниципального образования Заключение по форме № 001-ГС/у (приложение ), выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям «психиатрия» и «психиатрия-наркология».

Возможно ли поступление на муниципальную службу иностранных граждан?

Поступление на муниципальную службу, а также ее прохождение иностранными гражданами возможно только в том случае, если с соответствующим государством Российская Федерация заключила договор, предусматривающий право граждан этой страны находиться на муниципальной службе.

В администрации сельского поселения начальником отдела образования работает женщина, сын который претендует на замещение в этой администрации должности муниципальной службы специалиста 1 категории юридического отдела. Можно ли принять его на службу? Какие ограничения существуют для принятия на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы для лиц, находящихся в родственных отношениях, и кто из родственников подпадает под это ограничение?

Закон № 25-ФЗ содержит закрытый перечень таких лиц. К ним относятся: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. При этом предусматривается два случая, когда нельзя принять гражданина на муниципальную службу, а муниципальному служащему находиться на муниципальной службе.

Первый случай. Наличие указанных отношений с главой муниципального образования, но только если он осуществляет полномочия руководителя местной администрации.

Второй случай. Наличие близкого родства или свойства между двумя муниципальными служащими. При этом ограничение действует только тогда, когда между указанными лицами имеет место непосредственная подчиненность или подконтрольность.

На рассматриваемую ситуацию указанные ограничения не распространяются.

Что понимается под непосредственной подчиненностью?

Непосредственная подчиненность существует, когда муниципальный служащий в соответствии с документами, определяющими его должностной статус, подчинен главе муниципального образования.

Например, супруг избран главой муниципального образования и исполняет полномочия руководителя местной администрации. В такой ситуации супруга не может замещать должность заместителя главы местной администрации.

Другой вариант. Глава местной администрации замещает должность по контракту, т. е. является муниципальным служащим, так же как и его заместитель. И в этой ситуации супруга главы не может замещать должность его заместителя. Вместе с тем она может замещать иную должность муниципальной службы в местной администрации при условии, что отсутствует непосредственная подчиненность.

Как определить непосредственную подконтрольность?

Наличие таковой следует определять опять же исходя из документов, которые устанавливают статус муниципальных служащих, право одного из них контролировать другого.

ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Федеральный законодатель установил для муниципальных служащих определенный перечень запретов. Рассмотрим некоторые из них.

Запрет 1. Муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (напоминаем, это означает избрание депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления). При этом следует обратить внимание, что запрет не зависит то того, на какой основе - постоянной или непостоянной - исполняются полномочия.

Запрет 2. Муниципальному служащему запрещено замещение должности муниципальной службы в случае избрания на государственную должность как федеральную, так и субъекта РФ.

Вопросы возникают на региональном уровне и касаются, как правило, ситуации, когда муниципальный служащий избран депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (областной думы, областного совета депутатов и т. д.) и осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» депутат указанных региональных органов государственной власти отнесен к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ. Как и в отношении муниципального уровня, в данном случае запрет действует независимо от того, что полномочия депутата исполняются на непостоянной основе.

Запрет 3. Муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав органа управления коммерческой организации (за исключением случаев, когда ему это поручено в соответствии с законодательством), в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, а также заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством.

При соблюдении каких условий муниципальный служащий может заниматься «иной оплачиваемой деятельностью»?

Закон № 25-ФЗ разрешает муниципальному служащему заниматься иной оплачиваемой деятельностью, но при этом должны соблюдаться два условия.

Первое условие заключается в том, что конкретный вид деятельности не указан в качестве запрещенного для муниципального служащего, второе - в том, что деятельность не должна приводить к конфликту интересов, т. е. не должна влиять на объективность исполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Муниципальный служащий занимается иной оплачиваемой деятельностью, не имея разрешения представителя нанимателя (работодателя). Правомерно ли это?

Законом № 25-ФЗ установлено, что представитель нанимателя (работодатель) должен быть только уведомлен муниципальным служащим, разрешения не требуется. Естественно, что занятие иной оплачиваемой деятельностью возможно только за пределами рабочего времени.

Представителю нанимателя (работодателю) стало известно, что занятие муниципальным служащим иной деятельностью приводит к конфликту интересов. Каковы его полномочия в создавшейся ситуации?

Представитель нанимателя (работодатель) обязан принять меры по урегулированию конфликта интересов. Для этого он должен предупредить муниципального служащего о необходимости прекратить занятия оплачиваемой деятельностью, установив разумный срок, до истечения которого муниципальный служащий обязан выполнить требование представителя нанимателя (работодателя).

Представитель нанимателя (работодатель) вправе отстранить муниципального служащего от замещаемой должности до того момента, пока он не представит документальное подтверждение того, что им прекращена указанная деятельность. Если же муниципальный служащий этого не сделает, представитель нанимателя (работодатель) обязан его уволить за нарушение требований закона. Следует иметь в виду, что на период отстранения от должности за муниципальным служащим сохраняется денежное содержание.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ

В отличие от общего положения, согласно которому допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими 16 лет, трудовой договор при замещении должности муниципальной службы может быть заключен только с гражданами, достигшими возраста 18 лет. При этом гражданин обязан владеть государственным языком РФ, соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к определенной должности, а также не должно быть обстоятельств, служащих ограничениями для приема на муниципальную службу.

Что включают в себя квалификационные требования и кем они утверждаются?

Квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Данные требования устанавливаются принимаемым уполномоченным органом местного самоуправления правовым актом на основе типовых квалификационных требований, которые, в свою очередь, устанавливает закон субъекта РФ.

При подсчете стажа работы по специальности следует обратить внимание на следующую позицию Верховного Суда Российской Федерации: чтобы стаж работы по специальности мог быть включен в стаж, дающий право на замещение должности муниципальной службы, он должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении (определение ВС РФ от 25.06.2010 № 56-В10-2).

Гражданин претендует на замещение должности муниципальной службы, требующей не менее четырех лет муниципальной (государственной) службы или пяти лет работы по специальности. Он имеет высшее образование по специальности «учитель математики» и второе высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление». Три года гражданин работал учителем в школе и пять лет руководил муниципальной организацией, при этом диплом об образовании по второй специальности был получен в тот период, когда гражданин уже в течение одного года являлся руководителем указанной организации. В стаж работы по специальности включаются период работы преподавателем, поскольку в это время гражданин имел соответствующее высшее профессиональное образование, и период работы директором организации, но только с момента получения диплома о втором высшем образовании по специальности «государственное и муниципальное образование». Последний период составил четыре года (пять лет минус один год). Рассматриваемые периоды работы - три и четыре года - суммируются. В результате общий стаж по специальности составил семь лет при требуемых пяти.

При поступлении на муниципальную службу, помимо тех документов, которые должны быть представлены в соответствии с ТК РФ, гражданин предъявляет:

  • собственноручно заполненную анкету по форме, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р;
  • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе;
  • заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.

При поступлении гражданина на муниципальную должность, которая включена в перечень, установленный правовым актом РФ, представляются также сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина. Указанные сведения представляются в том же порядке и по такой же форме, которые в субъекте РФ утверждены для государственных гражданских служащих.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

Хотелось бы обратить внимание на допускаемую на практике ошибку, когда в качестве нанимателя для муниципального служащего рассматривается орган местного самоуправления. Следует иметь в виду, что нанимателем для муниципального служащего будет муниципальное образование (городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, так же как с муниципальными служащими, вступает не муниципальное образование, а его представитель. И он уже осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Однако в ТК РФ термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляются. Поэтому, чтобы обеспечить возможность применения положений ТК РФ к муниципальным служащим, Закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)». Кто будет исполнять полномочия работодателя в отношении муниципального служащего, определяется в каждом муниципальном образовании самостоятельно.

Закон № 25-ФЗ не предусматривает обязательное проведение конкурса для замещения должности муниципальной службы. Данный вопрос решается в каждом муниципальном образовании по-своему. При этом может быть принято решение о том, чтобы поступление на все должности муниципальной службы проходило без конкурса (за исключением главы местной администрации), либо может быть предусмотрен перечень отдельных должностей, замещение которых возможно только по итогам конкурса.

Вместе с тем хотелось отметить позицию Верховного Суда РФ, выраженную в определении от 19.11.2008 № 78-Г08-36. Рассматривался вопрос о праве органов государственной власти Санкт-Петербурга установить в законе обязательность проведения конкурса для замещения должностей муниципальных служащих, в обязанности которых вменено выполнение отдельных переданных государственных полномочий. Суд указал на то, что «нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации, являются специальными нормами, регулирующими спорные правоотношения по наделению органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга». Основываясь на этом выводе, Верховный Суд РФ признал право органов государственной власти субъекта РФ предусмотреть обязательное проведение конкурса в данном случае.

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Здесь мы будем рассматривать ситуацию, когда местную администрацию возглавляет не глава муниципального образования, а глава, замещающий должность по контракту (далее - глава местной администрации). В этом случае он является муниципальным служащим, соответственно, на него распространяется действие Закона № 25-ФЗ, но с определенными изъятиями и дополнениями.

Законом № 25-ФЗ установлено, что порядок поступления на должность главы местной администрации по контракту определяетсяЗаконом № 131-ФЗ. Замещение указанной должности проходит исключительно на конкурсной основе. Решение о назначении лица на должность главы местной администрации принимается представительным органом муниципального образования (далее - представительный орган).

Следует обратить внимание на то, что согласно Закону № 131-ФЗ лицо назначается из числа кандидатов, т. е. у представительного органа должен быть выбор минимум из двух кандидатов. В противном случае результаты конкурса могут быть оспорены в суде как проведенные с нарушением требований Закона № 131-ФЗ.

Срок контракта определяется уставом муниципального образования и должен соответствовать сроку полномочий представительного органа, но при этом не может быть менее двух лет. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

В каких случаях возможно заключение контракта не на срок полномочий представительного органа?

Такая возможность возникает, например, при досрочном прекращении полномочий главы местной администрации. В этой ситуации часть срока полномочий представительного органа уже истекла и тогда контракт заключается на оставшийся срок. Если он составляет более двух лет, то контракт должен заключаться на этот период. Если же оставшийся срок полномочий составляет менее двух лет, то контракт заключается на два года.

Помимо ограничений, предусмотренных Законом № 25-ФЗ для поступления на муниципальную службу в отношении всех лиц, для кандидатов на должность главы местной администрации установлено дополнительное ограничение, которое заключается в том, что гражданин не может быть назначен на эту должность в случае, если он находится в отношениях близкого родства или свойства с главой муниципального образования. В перечне указаны родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов.

На главу местной администрации распространяются ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих. Но при этом глава местной администрации (в отличие от других муниципальных служащих) не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая, однако, не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут до истечения его срока. Основания для досрочного расторжения контракта установлены Законом № 131-ФЗ. Необходимо особо отметить, что установленный перечень данных оснований имеет закрытый характер, т. е. никаких иных причин для досрочного расторжения контракта быть не может.

УВОЛЬНЕНИЕ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Муниципальный служащий может быть уволен по основаниям, предусмотренным ТК РФ, а также по дополнительным основаниям, которые установлены Законом № 25-ФЗ.

Первое основание. Достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, - 65 лет. Но следует иметь в виду, что Закон № 25-ФЗ допускает продление срока нахождения на муниципальной службе.

До какого возраста допускается продление срока муниципальной И службы?

Продолжительность однократного продления составляет не более одного года. По истечении этого срока возможно продление трудового договора, но также не более чем на один год. Никакого возрастного ограничения на заключение данного вида трудового договора Закон № 25-ФЗ не устанавливает.

Второе основание. Оно связано с требованием в части гражданства, т. е. прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо вида на жительство.

Третье основание. С муниципальным служащим также расторгается договор в случае несоблюдения им ограничений и запретов, а с муниципальным служащим, замещающим должность, включенную в перечень, и в случае непредставления предусмотренных Законом № 25-ФЗ сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

Четвертое основание. Еще одно основание для расторжения трудового договора с муниципальным служащим - дисквалификация, которая является административным наказанием и назначается судьей.

Приложение

Форма заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению

Деятельность таких работников регламентируется следующими законодательными актами:

    Конституцией РФ;

    нормативными документами субъектов РФ;

    уставом муниципального образования (МО).

Согласно ст. 3 вышеназванного закона, на этих работников распространяется действие ТК РФ с особенностями, указанными в этом законе. Об этом же говорится в статье 11 ТК РФ .

Порядок приема на службу

Поступить на службу могут граждане, профессиональный опыт и образование которых соответствуют требованиям, указанным в законе № 25-ФЗ . Нанимателем в этом случае является МО. Полномочия нанимателя осуществляет представитель МО. Им может выступать глава или председатель.

При поступлении на службу необходимо предъявить документы:

Диплом об образовании;

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

Свидетельство ИНН;

Военный билет;

Заключение медицинского учреждения о состоянии здоровья гражданина;

Сведения о доходах и об имуществе (за год, предшествующий приему на работу)

Информация о кандидате подлежит проверке (подробнее на эту тему - в статье ). При обнаружении неблагоприятных обстоятельств, препятствующих трудоустройству, кандидату может быть отказано.

Условия заключения договора

В договоре должны быть указаны следующие условия:

    обязательно должна быть указана трудовая функция служащего;

    следующим необходимым условием является информация о месте работы. Указывается структурное подразделение, в которое принимается гражданин;

    к необходимым условиям относится дата начала работы служащего (согласно приказу). Контракт может заключаться на неопределенный срок или быть срочным (но не более, чем на 5 лет);