Увольнение с военной службы: основания, порядок, выплаты. Увольнение военнослужащих в запас и уход в отставку: тонкости процедуры Методические рекомендации по увольнению с военной службы

Увольнение с военной службы - неизбежность, с которой столкнется любой защитник родины. Эта процедура не так проста, как уход с обычной, гражданской работы. Чтобы уйти с военной службы, одного желания контрактника иногда бывает недостаточно. Об этом следует помнить при выборе военной профессии, так как изменить его впоследствии будет довольно сложно.

Законодательные основы для увольнения

Военная служба – особый вид деятельности, и Трудовой кодекс распространяется на нее лишь отчасти. В основном, нюансы добровольного и принудительного увольнения военнослужащих регулируются специальными нормативными актами:

  1. Главный закон-регулятор – ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе», раздел (VII).
  2. ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего», статья 23.
  3. Положение о прохождении военной службы». Содержится в Указе Президента России № 1237 от 16 сентября 1999 года, статья 34.

Эти документы являются основными, но не единственными законодательными источниками, регламентирующими данные вопросы. В частности, Приказом министра обороны № 660 от 30 октября 2015 г. установлен порядок увольнения с военной службы, подробно описана его процедура.

Порядок увольнения с военной службы

За своевременное увольнение подчиненных отвечают командиры войсковой части. В обязанности военачальников входит отслеживать, кто во вверенных им подразделениях вскоре достигнет предельного возраста, или у кого заканчивается контракт. За полгода до этого события, командир:

  • уточняет, будет ли заключаться новый контракт;
  • при отрицательном ответе адресовывает личное дело подчиненного в специальную уполномоченную службу, где подсчитают выслугу лет;
  • направляет военнослужащего на ВВК (военно-врачебную комиссию), если есть необходимость или желание увольняющегося контрактника;
  • предоставляет не только очередной отпуск, но и дополнительные дни, на которые подчиненный вправе рассчитывать (все они должны быть отгуляны перед тем, как будет издан приказ);
  • организовывает итоговую аттестацию (за 4 месяца до окончания службы);
  • сообщает подчиненному решение о его профессиональной судьбе и проводит с ним беседу о его предстоящих действиях, в том числе, и в отношении трудоустройства (за 3 месяца до расчета);
  • подготавливает представление на увольнение и направляет его в кадровую службу военного ведомства.

Представление должно быть отправлено кадровикам с расчетом, что они получат его за 2 месяца до срока завершения военной службы подчиненного. К нему прикладывают комплект документов:

  • лист проведенной беседы (копия, оригинал подшивается в личное дело военного);
  • результаты итоговой аттестации (копия);
  • медзаключение ВВК, при проведении обследования (копия);
  • рапорт об увольнении (если требуется согласие военнослужащего на оставление службы, или по каким-то причинам он покидает ее досрочно).

В завершение регламента командиром или начальником воинского подразделения готовится приказ об увольнении, в соответствии с которым контрактник оставляет военную службу.

Основания для увольнения военнослужащего

Полный перечень оснований, по которым военнослужащий может уволиться (или быть уволенным) приведен в законе о военной службе. Их несколько десятков. В рамках статьи будут рассмотрены наиболее распространенные из них.

По состоянию здоровья (по болезни)

Военные вынуждены часто уходить в отставку по состоянию здоровья. Служба в Вооруженных Силах полна трудностей и бытовых тягот, что впоследствии сказывается на самочувствии контрактника.

Важный аргумент для оставления ВС по здоровью – медицинское заключение ВВК, где человек признается либо вовсе не годным к военной службе, либо допускается к ней ограниченно.

Получив подобную бумагу, офицер вправе подать рапорт на увольнение из армии. В документе он указывает болезнь как основание для такого шага. К заявлению в обязательном порядке прикладывается заключение врачей, подтверждающее наличие серьезных проблем со здоровьем.

Аналогичный рапорт может подать не только кадровый военный, но и работник различных правоохранительных органов – МВД, МЧС, ФСИН, ФСБ и прочих силовых ведомств. Однако, что бы ни написали медики, решение подать в отставку зависит только от самого военнослужащего. Если он желает продолжать службу и находит для этого силы, насильно отправить его на отдых нельзя.

По окончании контракта

Когда срок действия контракта заканчивается, военному человеку нужно сделать выбор:

  • или продлить его;
  • или уволиться на гражданку.

Решив оставить военную службу, контрактник подает соответствующий рапорт начальству. Сделать это надо за четыре месяца до завершения срока службы. По истечении действия контракта военнослужащий будет исключен из списков кадрового состава подразделения. Он сможет бесплатно доехать до нового места жительства со всеми членами семьи.

В связи с окончанием контракта, военнослужащий уходит в запас, а не в отставку. Отличие состоит в том, что в отставку отправляют контрактников, негодных к службе по здоровью, если они решили больше не служить. В остальных случаях совершается увольнение в запас.

За нарушение условий контракта

Несоблюдение условий контракта – не лучшее основание для увольнения. Военному оно грозит:

  • лишением полагающихся по закону пособий;
  • неполучением ежегодной матпомощи;
  • невыплатой премии за эффективную службу.

Для не обеспеченных жильем контрактников, участвующих в военной ипотеке, последствия такого увольнения будут особенно плачевны. Им придется не только самостоятельно погашать долг перед банком, но и вернуть Министерству обороны полную сумму внесенных за него средств. В 2018 году максимальная сумма жилищного займа по военной ипотеке составляет 2 400 000 рублей.

Невыполнение контрактных условий подразумевает совершение военнослужащим:

  • дисциплинарного проступка;
  • административного правонарушения;
  • уголовного преступления.

Если дисциплинарный проступок является прямым нарушением заключенного контракта, то относительно совершенных преступлений и правонарушений иногда возникает вопрос: почему они считаются его нарушением? Однако, подписывая контракт, кадровый военный обязуется соблюдать российское законодательство. Преступая закон, он нарушает данный пункт документа.

По собственному желанию

Собственное желание является одним из оснований для законного увольнения военнослужащего по контракту. Его еще называют досрочным, так как военнослужащий покидает службу раньше установленного срока.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту в добровольном порядке возможно только при наличии определенных обстоятельств. К ним относятся:

  • ухудшившееся состояние здоровья (при признании человека частично годным к военной службе):
  • необходимость ухаживать за больными родителями, ребенком или другими близкими родственниками;
  • систематическое нарушение контракта со стороны военного ведомства;
  • необходимость переезда в другую местность;
  • избрание депутатом Госдумы или иным органом представительной власти.

В этих и иных случаях, обозначенных в законе (ст. 51 ФЗ о воинской службе), военнослужащий подает рапорт, в котором указывает причину, по которой он хочет досрочно уйти на «гражданку». Если аттестационная комиссия сочтет ее уважительной, то контрактник может уволиться по собственному желанию.

Увольнение военных пенсионеров

Имея 20 лет выслуги, военнослужащий вправе покинуть армию, удалившись на пенсию. По достижении установленного выслужного срока он приобретает статус военного пенсионера и право на получение пенсии независимо от того, продолжит ли службу.

За полгода до окончания 20-летнего срока контрактнику надо определиться, собирается ли он уйти на пенсию. Приняв положительное решение, составить соответствующий рапорт и подать его командиру части. Далее запускается описанная выше процедура. В кадровом подразделении, куда направляется рапорт, производится расчет выплат будущему пенсионеру.

Военная пенсия назначается Минобороны, ее размер должны утвердить в двухмесячный срок. После издания руководством части приказа об увольнении контрактник становится пенсионером и начинает регулярно получать денежные выплаты.

Пенсия по выслуге лет назначается и в случаях, если кадровый военный подлежит увольнению в связи:

  • с достижением предельно возможного возраста;
  • с состоянием здоровья;
  • организационно-штатными изменениями.

Увольнение военнослужащих срочной службы

Срочники, которые проходят службу по призыву, увольняются из армии по двум основаниям:

  • в связи с окончанием срока исполнения почетной воинской обязанности;
  • в связи со слабым здоровьем (коммисуются досрочно).

При первом варианте командиры ждут издания президентского указа о демобилизации, после чего уже сами подготавливают приказ об увольнении в связи с окончанием срочной службы. Вернувшись домой, отслужившие в армии молодые люди становятся на учет в военкоматах по месту жительства.

Если в армию довелось призвать физически нездоровых людей, то по состоянию здоровья их могут отправить обратно на «гражданку». Негодность или ограниченную годность устанавливает врачебная комиссия. Если она выдает именно такое заключение, то военнослужащего комиссуют, не дожидаясь срока окончания службы. В его военном билете делается отметка о его досрочном уходе со службы, с указанием причины такого шага командования.

Незаконное увольнение контрактников

Неправомерное увольнение с военной службы, проходящей по контракту, человек может оспорить. Ему дается на это 3 месяца. В течение данного времени он вправе обратиться в военный суд, чтобы обжаловать приказ командира. Военнослужащий подает исковое заявление, где излагает, в чем состояло нарушение и просит восстановить его на службе.

Дело рассматривается в 10-дневный срок. На судебном заседании должны присутствовать как истец, так и ответчик. Если суд поддерживает контрактника, тот восстанавливается в должности с даты принятия соответствующего постановления.

Наиболее часто обжалуются дела:

  • беременных контрактниц;
  • не обеспеченных жильем военнослужащих;
  • без получения согласия военного;
  • без расчета причитающихся выплат;
  • без материального обеспечения.
  • Единовременное пособие при увольнении военнослужащих

Размер единовременной выплаты при уходе со службы контрактника не зависит ни от класса, ни от звания, ни от категории военнослужащего. Имеет значение лишь основания, по которым он оставляет службу, и как долго она проходила.

При увольнении контрактникам положены единоразовые выплаты в следующих размерах:

  • 5 окладов – находившимся на службе меньше 10 лет;
  • 10 окладов – находившимся на службе от 10 до 15 лет;
  • 15 окладов – находившимся на службе от 15 до 20 лет;
  • 20 окладов – отслужившим больше 20-летнего срока.

На такие денежные пособия смогут рассчитывать кадровые военные, оставившие службу по следующим основаниям:

  • достижение максимально возможного возраста;
  • установление военными врачами негодности (или ограниченной годности) к службе;
  • несоблюдение условий действующего контракта военным ведомством;
  • ОШМ (то есть, организационно-штатные мероприятия);
  • избрание депутатом в законодательные органы;
  • состоявшееся назначение на исполнительный пост.

Как, в каком порядке и по каким причинам происходит увольнение военнослужащего с военной службы, в чем суть вопроса, какие льготы от государства полагаются данной категории граждан. Это самые распространённые вопросы касающиеся действующих офицеров и военных пенсионеров. В данной статье мы рассмотрим информацию: основания увольнения с военной службы, сама процедура увольнения и какие права и гарантии, установленные законом, предусмотрены для бывших военнослужащих.

Общие законодательные положения об увольнении военнослужащих из рядов Вооруженных Сил РФ

Увольнение с военной службы происходит в соответствии с правилами, обозначенными в Уставе ВС и Федеральных законах:

  • Федеральный закон (Далее ФЗ) «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года с изменениями от 15.02.2016. Основной закон о военной службе для российских граждан и иностранцев. Порядок увольнения военных, основания и применение взысканий за коррупцию описаны в разделе 7.
  • Указ Президента РФ № 1237 от 16.09.99 года «Вопросы прохождения ВС» с изменениями за 2016 год. Вопросы о порядке увольнения изложены в статье 34.
  • ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 с изменениями от 2016 года. Закон регулирует права и свободы военнослужащих и основные обязанности по несению службы. В ст. 23 прописаны правила увольнения и право на дальнейшее трудоустройство.
  • Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2002 «Об организации прохождения ВС офицерами и прапорщиками (мичманами) в ВС РФ». Порядок увольнения военных и круг ответственных лиц определены в п. 22, 23, 25 одноименной инструкции, утвержденной этим приказом.

Причины увольнения из Вооруженных Сил РФ

Федеральные законы устанавливают три возможных способа увольнения военнослужащих со службы:

  • Увольнение с ВС в запас. Осуществляется автоматически, военнослужащий признан не годным военно-врачебной комиссией (ВВК) к несению службы и до достижения ими максимальной возрастной границы.
  • Выход в отставку.Если превышен максимальный возраст для несения военной службы или человек признан не годным по состоянию здоровья.
  • Увольнение с ВС в связи с осуждением по уголовной статье. В ЭТОМ случае происходит прекращение службы в армии, с занесением данной информации в военный билет.

Также есть безусловные основания для увольнения:

Согласно статье 51 «Закона о военной службе», оставить Вооруженные Силы РФ можно, если:

  • По возрасту. В случае превышения максимального возраста при пребывании на военной должности. Для мужчин возраст от 50 до 65 лет, в зависимости от воинского звания, а для женщин - 45 лет. Иными федеральными законами могут устанавливаться и другие возрастные пределы. С военнослужащими в предельном возрасте возможно подписать новый контракт. Для высших чинов возраст может быть увеличен до 70 лет, для остальных - до 65 лет. При продлении сроков контракта человек имеет право уволиться в любое время.
  • При окончании сроков службы по призыву или контракту.
  • При признании военнослужащего не годным к прохождению военной службы медицинской комиссией. Или признании ограниченно годными.
  • В случае если у офицера прекращено гражданство РФ или он считается подданным другой страны.
  • При отчислении из среднего профессионального учреждения военной направленности или из военного ВУЗа следующего круга лиц: мужчин до 18 лет, женщин не офицерского звания, а также контрактных военных-мужчин и женщин-офицеров, которые не хотят заключать новый контракт.
  • Офицер избран в Государственную Думу или региональный парламент.
  • Военнослужащий лишился своего воинского звания и права допуска к военным тайнам.
  • При утрате доверия к военнослужащему со стороны человека, в чьих полномочиях уволить его. Утратить доверие можно по различным причинам: не принял усилия для улаживания конфликта, в котором представлял одну из сторон; не подал справки о своих доходах и расходах, имущественных обязательствах; осуществлял коммерческую деятельность или помогал в ней за отдельную плату; хранил свои деньги или общие деньги семьи в иностранных банках; был членом некоммерческих иностранных организаций и т.д.
  • В случае приостановления на определенный срок деятельности армии.
  • При решении суда, запрещающем человеку занимать воинские должности в определенный временной период.

Личный мотив

Увольнение с военной службы по личным мотивам граждан. В этом случае военнослужащий должен известить своего командира части, подать рапорт с вескими мотивами, подтверждающими необходимость решения покинуть службу. Командир части данный рапорт о досрочном увольнении может отклонить без объяснений.

Увольнение со службы военнослужащих по контракту

Граждане, проходящие службу в ВС России по контракту, могут быть уволены в следующих случаях:

  • Военнослужащим не выполняются условия, обозначенные в контракте.
  • Если вступило в силу лишение свободы гражданина за совершение им неумышленного преступления.
  • Не пройдено химико-токсикологическое обследование.
  • Если военнослужащий употребляет запрещенные вещества без разрешения врача.
  • Военнослужащий совершил административное или дисциплинарное правонарушение.
  • Для досрочного увольнения достаточно двух разных проступков.

Досрочное увольнение военнослужащих по контракту со службы

Рассмотрим случаи досрочного увольнения:

  • Гражданин начал нести службу в МВД, национальной гвардии, пожарной службе или в другой силовой структуре.
  • По причине нарушений условий контракта заключенного с военнослужащим, относительно него: отсутствие обещанных ему по контракту выплат и премий. Увольнение осуществляется после подачи военнослужащим своему начальству рапорта, в котором изложена проблема. Если сложившуюся ситуацию изложенную в рапорте исправить невозможно, то в таком случае контрактник инициирует увольнение.
  • В связи с возникшими семейными обстоятельствами, препятствующими его дальнейшей службе в армии. Если у военнослужащего есть несовершеннолетний ребенок и второй родитель отказывается за ним ухаживать. Также сюда можно отнести болезнь близкого родственника, нуждающегося в уходе, или смерть близкого человека.
  • Увольнение с военной службы по состоянию здоровья: наличие проблем со зрением, сердечно-сосудистой системой, заболевания - рак или СПИД, психические расстройства.
  • Избрание в Государственную Думу РФ, парламент или муниципальное образование.
  • Организационно-штатные мероприятия.
  • Лишение воинского звания.
  • Военнослужащему не дали допуск к формам секретности, не прошёл проверку.
  • Суд назначил условный уголовный срок.
  • Нарушил обязанности по несению воинской службы на основе статьи 10 и 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и правил несения службы в органах госбезопасности и государственной охраны.
  • Произведен перевод на общегражданскую федеральную службу.
  • Стал гражданином другой страны.
  • По собственному желанию

Основания для подачи рапорта на увольнение из рядов ВС РФ по собственному желанию:

  • Заключение военно-медицинской комиссии (ВВК) о признании военнослужащего не годным или ограниченно годным к прохождению военной службы.
  • Назначение членом Совета Федерации или депутатом.
  • Смерть родителей, родных братьев и сестер во время исполнения ими обязанностей при несении военной службы.
  • Вступление в права высшего должностного лица субъектов РФ или избрание его военным судьей.
  • Уход за ребенком до исполнения 18 лет, если военнослужащий воспитывает его один, без матери (или отца).
  • Наличие других уважительных причин для увольнения, признанных таковыми специальной аттестационной комиссией после подачи рапорта для увольнения по собственному желанию.
  • Невозможность по медицинским показаниями проживать с членам семьи военнослужащего в местности несения военной службы, при невозможности перевода в другую местность, где нет противопоказаний по здоровью.
  • Назначение опекуном для малолетних братьев или сестер, при отсутствии иных родственников, на которых есть возможность возложить данные обязанности.
  • Необходимость содержать, осуществлять медицинский уход, помощь или надзор в отношении близких родственников по заключению медицинской социальной комиссии, если некому это сделать.
  • Изменение места несения воинской службы, когда оно связано с необходимостью переезда в другую местность (статья 80 ТК РФ).

Порядок увольнения с военной службы

Как правило военнослужащий покидает ряды ВС РФ когда истекает срок контракта. Соответствующая записью вносится в трудовую книжку военнослужащего с указанной датой и номером приказа. Также в ней обозначается, основание увольнения военнослужащего.

Порядок увольнения военнослужащего:

Весь процесс увольнения военнослужащих регулируется федеральными законами. За 6 месяцев до достижения предельного возраста военнослужащего или окончания срока контракта командир в/ч обязан:

  • Определить, можно ли заключить новый контракт. При этом учитывается физическое и моральное состояние военнослужащего, его обеспеченность площадью для проживания, выслуга лет и прочее.
  • Если принято решение об увольнении, личное дело направляется на подсчет выслуги лет.
  • Также военнослужащего могут направить на прохождение медицинского обследования или обследования военно-врачебной комиссии.
  • Военнослужащий должен отгулять очередной отпуск и дополнительные отпуска при наличии таковых.
  • Проводится беседа об увольнении в закрытой форме и делается запись о ней в личном деле военнослужащего.

Незаконное увольнение военнослужащего

Если военнослужащий не согласен с причинами, по которым его уволили из ВС МО РФ, или порядок проведения самой процедуры был не соблюдён. В этом случае он вправе обжаловать данное решение своего командования в течение трех месяцев. Данными исковыми заявлениями занимаются военные суды. Согласно правилам, закрепленным в «Статусе военнослужащих», исковыми можно считать следующие ситуации:

  • Офицера без его согласия увольняют до окончания выслуги лет на пенсию.
  • Офицер с выслугой в календарном исчислении свыше десяти лет (включая учёбу в Военном УЗ) без предоставления жилья.

Военнослужащим, не имеющим собственного жилья, на время досудебного разбирательства, командование части обязано предоставить временное жилье, даже если не собирается в дальнейшем восстанавливать его на прежней должности. Часто военные суды принимают компромиссные решения: обязуют командование обеспечить жилплощадью уволенного военнослужащего без восстановления в ВС РФ.

Так же командование части не имеет права исключать из списков личного состава беременных женщин. Данное действие являются грубейшим нарушением норм закона, которые нужно оспорить в гарнизонном суде первой инстанции или военном суде по месту жительства. Истец имеет право требовать своего восстановления на прежней должности и компенсации морального вреда.

Судебное разбирательство длится 10 дней. На заседании обязательно должны присутствовать истец-заявитель (уволенный военнослужащий) и ответчик (представитель командования части). Если суд занимает сторону заявителя, то он имеет право инициировать возмещение всех издержек (услуги военного юриста), а командование части восстановить его на прежней должности.

Выплаты при увольнении

Военнослужащим при увольнении положено выплачивать единовременные пособия на основании Федерального закона:

На размер выплат влияет категория военнослужащего, место его службы, основание, по которому его уволили из армии. При начислениях учитывается звание и среднемесячный оклад. После увольнения с военной службы человек имеет право на получение пособия. Размер исчисляется в окладах. Если армии отдано свыше двадцати лет службы, то размер пособия составляет семь окладов. Таким образом, для каждого военнослужащего предусмотрен размер единовременного пособия:

  • При выслуге лет менее 20-ти - 2 оклада месячного содержания
  • При выслуге лет более 20-ти - 7 окладов месячного содержания

При начислении единовременных пособий действуют и ограничения.

Кому не выплачивается пособие

Выплата единовременных пособий не предусмотрена в следующих случаях:

  • Офицер разжалован. Военнослужащий осужден и отбывает наказание.
  • Отчислен из общеобразовательных организаций.
  • Осуществлен переход в МВД или другую силовую структуру.
  • Военнослужащий имеет условную судимость.
  • Не прошедшим испытания, не получившим допуск к государственной тайне.
  • Не выполнившим условия военного контракта.

Дополнительные выплаты при увольнении военнослужащего

Увольнение с военной службы по здоровью дает право на дополнительную страховую помощь. Специализированная комиссия определяет, в каком размере будет осуществлена данная выплата. В случае если военнослужащий является сиротой или был представлен к государственным наградам, он может рассчитывать на увеличенную материальную помощь.

Льготы для участников боевых действий

Офицерам, уволенным в запас, за которыми закреплен статус участника боевых действий, правительством России предоставляются следующие льготы:

  • Государство на 50 % компенсирует расходы по оплате за жилье. По данной программе офицерам, проживающим в Москве, город компенсирует на 50 % расходы на оплату ЖКХ услуг. Военные из других городов о перечне льгот могут узнать в жилищном департаменте по месту проживания.
  • Предоставляет внеочередную медицинскую помощь.
  • Возможность оформить отпуск в удобное для офицера в запасе время.
  • Военнослужащий может за счет своего работодателя пройти курсы по переподготовке.
  • Офицер запаса имеет право на поступление вне конкурса в учебные заведения и на получение специальных стипендий.

Увольнение военнослужащего до обеспечения жильём

Сдача ранее полученного жилья Министерству Обороны

Обеспечение жильем за три года до достижения предельного возраста пребывания на военной службе

Зачастую у военнослужащих и членов их семей возникают спорные вопросы по данной тематике, мы можем помочь в решении данного вопроса.

В отличие от ухода с гражданской работы, увольнение с военной службы регулируют Устав военнослужащих и Федеральное законодательство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако, порядок данного процесса в разных местах может проходить по-разному ввиду того, что внутренние указы и постановления армейских подразделений могут вносить коррективы в некоторые аспекты процедуры.

Общие сведения

Любой военнослужащий несет службу в Вооруженных силах РФ в течение определенного периода. Этот временной промежуток именуется сроком службы.

На законодательном уровне установлены причины, позволяющие уволиться военному. Кроме того, существуют основания, на которых производится безусловное увольнение. К таким основаниям может относиться, к примеру, пожилой возраст военного.

Для солдат-срочников и солдат-контрактников порядок увольнения с военной службы различается:

  • увольнение военных, служащих по контракту, производится в индивидуальном порядке;
  • срочники же увольняются два раза в год в соответствии с приказами, издаваемыми Министерством обороны РФ.

Законодательная база

Основным законом, предоставляющим информацию о военной службе, как для российских, так и для иностранных граждан является , принятый в 1998 году: «О воинской обязанности и военной службе».

О порядках увольнения можно узнать в 34 статье Указа Президента РФ № 1237, изданного 16.09.1999 и измененного в прошлом, 2019 году.

Основания

В 2019 году военнослужащий может прекратить свою деятельность ввиду трех оснований:

  • выход в отставку;
  • уход в запас;
  • из-за осуждения по причине наличия уголовного дела.

Есть и ряд иных причин, позволяющих оформить безусловное увольнение.

Увольнение с военной службы

В зависимости от причины увольнения, военнослужащий может рассчитывать на одно из четырех оснований для прекращения военной службы.

  • отставка;
  • выход в запас;
  • уголовное дело;
  • безусловное увольнение.

По состоянию здоровья (по болезни)

В случае, если гражданин имеет какие-либо заболевания, препятствующие прохождению службы - то ему необходимо получить заключение от ВВК о состоянии своего здоровья.

При наличии данного документа, подтверждающего болезнь, может быть осуществлена процедура увольнения военнослужащего по состоянию здоровья. В таком случае основанием для процесса станет увольнение в запас.

Если же врачебная комиссия признала гражданина полностью негодным к военной службе, то процесс переходит в статус безусловного увольнения.

Это же основание используется при увольнении контрактных военнослужащих, имеющих ограничения к службе по состоянию здоровья и имеющим звания ниже старшин включительно.

По окончании контракта

В случае, когда контракт подходит к концу, военнослужащего необходимо предупредить за полгода до окончания действия документа.

Если он не намерен продлевать документ - то процесс увольнения производится безусловно.

В день ухода гражданин должен получить , размеры которого зависят от срока службы, звания и других, второстепенных фактов.

При несоблюдении условий

Военнослужащего также могут отстранить от деятельности ввиду нарушения условий, прописанных в конкретном военном контракте.

В таком случае, при увольнении, военный, вне зависимости от должности и заслуг, будет лишен выходного пособия.

По собственному желанию

При наличии конкретных условий, военнослужащие имеют право на .

К таковым относятся условия:

  1. Ограниченная или полная негодность к прохождению службы в связи с наличием заболеваний или травм.
  2. Переход солдата в статус депутата законодательного собрания.
  3. Смерть родственников, произошедшая во время прохождения солдатом службы.
  4. Признание гражданина высшим должностным лицом субъекта РФ или его избрание в качестве военного судьи.
  5. Другие причины, признанные комиссией уважительными.

Также отдельно выделяют причины, связанные с личными и семейными обязательствами.

Пенсионера

Военный пенсионер получает право на уход в отставку после того, как он выслужит срок в 20 лет.

В случае, как и с другими контрактниками, военных пенсионеров извещают об увольнении за полгода до окончания срока. Если военный не согласен и намерен продолжать службу - то он вправе подать рапорт на продление.

Рапорт перенаправляется к командиру, после чего тот принимает решение и проводит официальную беседу. Принятое в ходе нее решение объявляется пенсионеру. Свое мнение он может изложить в протоколе беседы, а также написать новый рапорт.

При увольнении в связи с преклонным возрастом, пенсионные рассчитываются Министерством обороны.

Утверждение может проводиться до двух месяцев. Процедура увольнения на пенсию заканчивается после того, как будет издан приказ.

После получения всех документов, военный пенсионер должен самостоятельно передать их в ПФР для оформления регулярных и единовременной выплат.

Незаконное

В случае, когда увольняемый военнослужащий , по которым было произведено увольнение, может быть проведено обжалование процесса. Документы должны направляться в военный суд.

Срок исковой давности в такой ситуации составляет три месяца.
Чаще всего обращения в суды поступают по причине увольнения служащих до завершения контракта и без их согласия. Также встречаются случаи увольнения по получению права на пенсионное обеспечение.

Помимо этого, военнослужащего нельзя уволить в одностороннем порядке в случаях, если он не выслужил 10 лет, а также не был обеспечен жильем.

Порядок действий

При увольнении военного с контракта, его необходимо предупредить об окончании срока действия документа.

До этого командир части, в которой служит гражданин, обязан:

  1. Выявить возможность продления контракта. При решении данного вопроса необходимо учитывать такие факторы, как состояние физического и психического здоровья служащего, наличие у него жилплощади и так далее.
  2. После принятия решения, перенаправить документы в виде личного дела служащего в спец. орган, в котором будет проведен подсчет лет выслуги.
  3. При необходимости, направить человека на медицинское освидетельствование или обследование.
  4. Предоставить военнослужащему очередной или дополнительный отпуск.

За 4 месяца до увольнения должна быть проведена итоговая аттестация военного, а еще через месяц с ним проводят собеседование, где сообщают возможные варианты развития событий.

Документы

При увольнении или отставке военного должен присутствовать письменный документ, имеющий установленные формы. На нем должны быть подписи нескольких лиц, а также командира части.

К бумаге дополнительно прилагают:

  • ксерокопию листа, оформленного в процессе беседы с военным;
  • ксерокопию листа с результатами аттестации;
  • рапорт об увольнении.

При необходимости, пакет документов может включать в себя копию документа от военно-медицинской комиссии. Перечисленные бумаги должны быть направлены в отдел военных кадров за два месяца до процедуры увольнения.

Образец рапорта

При наличии оснований, позволяющих уволиться, военный может подать рапорт начальству (командованию).

При этом, в соответствии с правами солдатов увольняться по собственному желанию, командование должно удовлетворить рапорт. Фактически рапорт представляет собой письменное донесение начальству о выполнении взятых на себя обязательств и просьбу об увольнении.

Командование производит процедуру увольнения без рапорта, если согласие военного не требуется, а его назначение на новую должность не предусматривается.

Во всех прочих случаях оформить процедуру увольнения возможно лишь при наличии рапорта и других документов, при их необходимости.

Выходное пособие

В случае увольнения контрактных военнослужащих, им на руки выдается единовременное пособие.

Если срок службы гражданина не превысил двадцати лет - то размер такого пособия будет соответствовать двух среднемесячным окладам. В случае превышения указанного срока размер выплат повышается до семи окладов.

Сами оклады являются составными и имеют две части. Первая зависит от звания, а вторая ‒ от занимаемой должности.

Так, к примеру, минимальное жалование рядового контрактника составляет 15 тысяч рублей. Это означает, что в случае прекращения действия контракта он получит на руки выходное пособие в виде 30 тысяч рублей.

Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.

Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. В отдельных случаях фактическое прекращение исполнения должностных обязанностей может не повлечь прекращение общих обязанностей военнослужащих или лишение их некоторых прав (например, при нахождении военнослужащего в плену или в положении интернированного). В то же время не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей влечет прекращение военно-служебных отношений (например, военнослужащий, находящийся в распоряжении соответствующего командира, имеет обязанности и права, за исключением тех, которые связаны с исполнением должности). Следовательно, прекращение военной службы должно быть основано на конкретных жизненных обстоятельствах (юридических фактах), с которыми закон связывает ее прекращение и которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений представляет собой совокупность последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемую приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.

Действующее законодательство о военной службе разграничивает правовые основания прекращения службы и порядок прекращения военно-служебных отношений. По процедуре увольнения военная служба прекращается в результате увольнения с военной службы или наступления определенного события. События, влекущие прекращение военно-служебных отношений, как правило, объективно связаны с невозможностью военнослужащего как субъекта военно-служебных отношений исполнять служебные обязанности в результате его смерти (гибели), пленения, интернирования или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Указанные юридические факты-события, с одной стороны, являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, с другой – обстоятельствами, непосредственно их прекращающими. События, которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, но их не прекращают, реализуются посредством процедуры увольнения с военной службы, т. е. в этом случае моменты возникновения основания и прекращения военно-служебных отношений не совпадают.


Прекращение военно-служебных отношений может иметь постоянный или временный характер. Временно прекращается военная служба в результате ее приостановления, пленения или интернирования военнослужащего. В указанных случаях военно-служебные отношения восстанавливаются не в результате привлечения или поступления на военную службу, а в результате устранения обстоятельств, влекущих временное прекращение военной службы. Во всех остальных случаях прекращение военной службы имеет постоянный характер, и возникновение военно-служебных отношений у конкретного лица может произойти только в результате его приема на военную службу.

Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

К числу событий (обстоятельств), не зависящих от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающих военно-служебные отношения, относятся:

– гибель военнослужащего в период прохождения военной службы;

– признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим;

– пленение или интернирование военнослужащего, а также захват его в заложники.

В двух последних случаях прекращение военно-служебных отношений носит временный характер.

Военная служба прекращается в результате наступления событий, не зависящих от субъектов военно-служебных отношений. К таким событиям относятся смерть военнослужащего, а также признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим. Фактически военно-служебные отношения в случае гибели (смерти) военнослужащего прекращаются в день, в который произошло данное событие, юридически прекращение военной службы оформляется приказом по воинской части об исключении его из списков воинской части со следующего дня после гибели или смерти.

Безвестное отсутствие, т. е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ. Для военнослужащих местом жительства может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ) в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Признание гражданина безвестно отсутствующим, кроме гражданско-правовых последствий (ст.ст. 38, 43, 188 ГК РФ), влечет прекращение военно-служебных отношений. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда. Однако указанное обстоятельство не влечет возобновления военно-служебного отношения, которое может вновь возникнуть, если имеются основания, которые были указаны ранее.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим. Если есть основания предполагать, что гражданин, в том числе военнослужащий, погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим (наступление «юридической смерти») производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти «юридическая смерть» не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти. Последствия аннулирования записи о смерти, так же как и отмена решения суда о признании безвестно отсутствующим, не являются основанием возобновления военно-служебных отношений; они могут вновь возникнуть только при наличии ранее указанных оснований.

Следовательно, безвестное отсутствие военнослужащего влечет окончательное прекращение военной службы в результате неопределенности его местонахождения и фактической невозможности исполнять им обязанности военной службы. Таким образом, пленение или интернирование военнослужащего, захват его в заложники также влекут прекращение военной службы. Плененные, интернированные или захваченные в заложники военнослужащие не могут исполнять служебных обязанностей. Однако их положение в отличие от безвестно отсутствующих военнослужащих отличается определенностью, т. е. должностные лица обладают достоверной информацией об их нахождении в указанном положении. Последнее обстоятельство свидетельствует о временности нахождения в нем военнослужащих, что привело законодателя к необходимости считать указанных лиц находящимися при исполнении обязанностей военной службы в целях сохранения за ними и членами их семей права на материальное обеспечение – одной из составляющих содержания военно-служебного отношения и статуса военнослужащих. Указанное право не сохраняется за военнослужащими, добровольно сдавшимися в плен, т. е. добровольно прекратившими военно-служебные отношения, в случаях, когда оно не предоставлено законом (подп. «л» п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако упомянутая норма свидетельствует о том, что законодатель связывает прекращение военной службы с фактом пленения военнослужащего, а по аналогии и с его интернированием или захватом в заложники, но частично распространяет на указанных лиц статус военнослужащих в целях материального обеспечения их семей.

Наиболее распространенным событием, прекращающим военно-служебные отношения, является увольнение военнослужащего с военной службы. К основаниям увольнения относятся обстоятельства, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношения.

Вся совокупность оснований увольнения военнослужащих с военной службы подразделяется на три большие группы:

1) основания, по которым военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке. При наличии таких оснований военнослужащий независимо от воли и желания его самого и его командиров должен быть уволен с военной службы (всего вышеназванным Законом предусмотрено 15 таких оснований для увольнения);

2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. При увольнении по данным основаниям либо командованию целиком принадлежит инициатива, либо командование должно дать свое согласие на такое увольнение (указанный выше Закон предусматривает 11 таких оснований увольнения);

3) основания, по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы. В данном случае определяющую роль играет волеизъявление военнослужащего: если при наличии таких оснований он изъявит желание уволиться с военной службы, то у командования возникает обязанность реализовать это право (всего данная группа включает 6 оснований увольнения).

К первой группе относятся следующие основания увольнения:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

е) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

– непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

– участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

– осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

– вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

ж) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

и) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

к) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

л) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

м) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

н) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

о) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

п) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

Ко второй группе оснований увольнения военнослужащего с военной службы, при которых инициатива увольнения принадлежит командованию, относятся следующие случаи досрочного увольнения:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавшего испытание;

ж) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

з) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

и) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

к) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

л) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

Третью группу оснований увольнения военнослужащего с военной службы составляют условия, при которых военнослужащие приобретают право на досрочное увольнение с военной службы. К ним относятся следующие случаи увольнения:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта в отношении военнослужащего;

б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящих военную службу по призыву);

в) по семейным обстоятельствам:

– в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

– в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

– в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

– в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе:

е) по собственному желанию – по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уважительных причин.

Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений и на него не распространяется статус военнослужащего. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (нахождение на стационарном лечении, участие в походах кораблей и др.). Следовательно, юридически прекращение военно-служебных отношений оформляется изданием приказа об исключении из списков воинской части. В военное время, с объявлением мобилизации и переводом армии на военное положение, увольнение с военной службы в запас прекращается.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы представляет собой сложный фактический состав, включающий юридические условия и юридические факты, момент наступления которых связан с исключением военнослужащего из списков воинской части и, как следствие, утратой статуса военнослужащего, в том числе ограничений ряда общегражданских прав, возникновением правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

В отличие от государственных служащих, которые имеют при определенных условиях преимущественное право на оставление на государственной службе в государственных органах, военнослужащие таким правом не обладают. В то же время Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ограничивает должностных лиц в принятии решения об увольнении военнослужащих в указанных случаях при наличии определенных обстоятельств. Указанные обстоятельства являются гарантиями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в реализации их конституционного права на труд. Так, не могут быть уволены с военной службы без их согласия военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, а также военнослужащие, указанные в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», без предоставления жилых помещений. Перечисленные обстоятельства играют роль юридических условий прекращения военно-служебных отношений, гарантирующих достойный социальный статус увольняемых военнослужащих.

Контрольные вопросы и задания :

1. Раскройте содержание понятия «прекращение военной службы».

2. Назовите основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.

3. Перечислите основания, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по инициативе командования.

4. Назовите основания, при которых военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Увольнение с военной службы – это важный и заключительный этап прохождения военной службы, в котором зачастую военнослужащие сталкиваются со значительными нарушениями своих прав. Это и увольнение с военной службы без достаточных к тому оснований за виновные действия, с нарушением установленной процедуры увольнения, увольнение с военной службы без согласия военнослужащего до обеспечения жильем по избранному месту жительства, или без полного удовлетворения положенным денежным довольствием или иными видами довольствия.

Нужно понимать, что законодательство не позволяет военнослужащему в одностороннем порядке отказаться от выполнения принятых на себя обязательств при заключении контракта о прохождении военной службы, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ, дающим возможность работнику расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя за две недели. Все предусмотренные действующим законодательством РФ основания увольнения с военной службы можно поделить на три категории: когда военнослужащий подлежит увольнению с военной службы независимо от желания самого военнослужащего и командования ( Положения о порядке прохождения военной службы); когда военнослужащий может быть уволен с военной службы ( Положения о порядке прохождения военной службы), для увольнения по указанным основаниям в одних случаях достаточно желания (волеизъявления) самого военнослужащего, в других случаях инициатива исходит от командования, в третьих - увольнение производится на основании волеизъявления военнослужащего, но с согласия командования; когда военнослужащий имеет право на увольнение ( Положения о порядке прохождения военной службы).

В последнее время законодательство было значительно ужесточено, в связи с чем, военнослужащие в настоящее время, по общему правилу, лишены возможности выбирать основания своего увольнения с военной службы. Так, если военнослужащего увольняют за виновные действия, такие как: несоблюдение условий контракта, нарушение запретов, утрата доверия, лишение воинского звания, вступление в законную силу приговора суда, отчисление из военной профессиональной образовательной организации и при этом у него имеется другое основание, например, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, признание негодным или ограниченно годным к военной службе, организационно-штатные мероприятия, такой военнослужащий не может настаивать на увольнении по другому основанию , избранному им.

Увольнение по собственному желанию с военной службы возможно тогда, когда у военнослужащего есть на то уважительные причины (очевидно те, что не указаны в 4 Положения о порядке прохождения военной службы) - по заключению аттестационной комиссии. Как Верховный Суд Российской Федерации "Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.".

Образец рапорта на увольнение с военной службы по собственному желанию можно .

Не всегда, правда, у военнослужащего имеются основания, позволяющие ему ходатайствовать об увольнении по собственному желанию, или его рапорт при наличии даже таких оснований не был удовлетворен, поскольку аттестационная комиссия подготовила отрицательное заключение. Оснований для обжалования такого решения нет, так в данном случае, как указано выше, увольнение по указанному основанию ВОЗМОЖНО, но не обязательно.

Рапорт на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ()

Образец рапорта на увольнение с военной службы по истечении срока контракта ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годным к военной службе ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы в связи с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годным к военной службе после обеспечения жильем/ жилищной субсидией ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по собственному желанию ()

Если Вы считаете, что Вас незаконно уволили с военной службы, или наоборот не увольняют с военной службы, Вам не зачли какие-либо периоды военной службы, необходимые для назначения военной пенсии в выслугу лет, Вам требуется помощь военного юриста или консультация военного юриста по вопросам увольнения с военной службы, выбора и изменения основания увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава воинской части или восстановления на военной службе в судебном порядке, если нужно представить Ваши интересы в суде, Вы можете обратиться к нам.

Звоните, пишите, задавайте вопросы военным юристам, мы будем рады помочь Вам!

Нужна помощь военного юриста по повпросам увольнения с военной службы?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по вопросам увольнения на понятном человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните : +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»