Закон науке и научно технической деятельности. Закон о науке и государственной научно-технической политике

Научная деятельность в Российской Федерации регулируется сразу несколькими документами. Один из основных – ФЗ № 127 «О науке и государственной научно-технической политике» , успешно действующий на протяжении более двадцати лет.

Общие сведения

ФЗ о научной деятельности поступил на рассмотрение членам Государственной Думы в 1996 году. 12 июля народные избранники приняли проект. 7 августа его одобрили члены Совфеда. «Свежая» редакция закона появилась в 2016-м (23 мая). Она получила законодательную силу 1 июля 2017 года. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» состоит из пяти глав и восемнадцати статей.

Структура документа включает описание взаимосвязей между работниками научной сферы, представителями властей и лицами, которые являются пользователями результатов научных исследований и полученных в их результате продуктов и услуг.

Также читайте о последних изменениях в Федеральном законе №102

Юридический акт номер 127 предполагает полномочия сотрудников сферы науки в поиске и определении тем для осуществления научных изысканий, включая:

  1. Свободу выбора в вопросах предмета и методов опытных работ и исследований;
  2. Право на защиту от недобросовестной конкуренции;
  3. Осознание возможных рисков в процессе проведения работ;
  4. Право на получение необходимых данных, кроме тех, которые не подлежат разглашению в соответствии с законодательством РФ.

Закон № 127 определяет, что научным деятелем следует называть лицо, имеющее научную степень уровня кандидата, доктора, доцента или профессора. Присуждение данного звания проходит в соответствии с итогами соответствующей аттестации. В перечень законных привилегий научных работников входят следующие аспекты:

  • Закрепление авторских прав на созданные труды и исследования;
  • Прерогатива на компенсацию за результаты своей деятельности;
  • Право на процент от выработки по итогу реализованного конечного продукта научного исследования;
  • Возможность осуществлять совмещенную научно-предпринимательскую деятельность;
  • Привилегия по получению государственных дотаций на научную работу;
  • Право становиться участником научных симпозиумов, семинаров, тендеров, конкурсов и пр.;
  • Возможность получения дополнительного образования.

Поводом для присуждения научной степени является наличие высшего образования и диссертации за авторством соискателя. Получить данное звание могут лица, имеющие степень магистра или аспиранта. Вердикт о ее присвоении выносит комиссия по аттестации, которая также оценивает представленную работу. Свидетельство о наличии научной степени должно быть юридически заверено, если соискатель планирует работать за рубежом. Данное правило также распространяется на иностранных поданных. В ст. 6 актуального закона упоминается, что процесс подтверждения документа проводится после того, как соискатель оформит заявление в письменном виде.

Для получения грантов, финансовых дотаций, а также заслуженного внимания со стороны государства и содействия от иностранных коллег, научные организации представляют заявления для признания области или проекта, над которым они трудятся, социально значимыми.

Государство поощряет развитие научной отрасли и рост числа разработок и проектов. Для этой цели идет регулярное формирование фондов поддержки. Их руководство поручается как физическим, так и юридическим лицам, если те выказывают обоснованный интерес в развитии науки. Порядок функционирования фондов включает:

  • Определение векторов в плане исследований в научно-технической сфере;
  • Детерминация программ и академических проектов;
  • Проведение анализа;
  • Выделение финансовых средств;
  • Надзор;
  • Совместная работа с зарубежными фондами поддержки.

Последние изменения, внесенные в 127 ФЗ

Изменения в ФЗ о научной деятельности произошли в мае 2016 года (23.05). Поправки, появившиеся в тексте, носят умеренный характер. Корректировке подверглась статья четвертая закона, содержание которой указывает регламент по частичному делегированию полномочий университетским организациям. Суть данных полномочий состоит в регулировании процесса защиты академических работ.

Другие поправки в законе:

  • П. 2 ст. 7 – описывается спектр полномочий органов власти и государственных научных академий в процессе определения вектора развития, а также координации научной деятельности;
  • Абзац 3 п. 2 ст. 11 – утверждается прерогатива общей гласности на этапе выбора проектов и программ научного развития и исследований, реализуемых в рамках конкурсов;
  • Абзац 7 п. 2 ст. 11 – фраза о «концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки» дополнена словом «технологий»;
  • Абзац 3 п. 1 ст. 12 – оформляет понятие о выборе основного курса по эволюции научного процесса и технологий в России;
  • Абзац 15 п. 1 ст. 12 – приводится информация о полномочиях правительства РФ по надзору в сфере науки и техники;
  • Абзац 1 п. 1 ст. 13 – указываются данные о процессе определения политики государства в научно-технической отрасли, включая прогноз, выбор вектора развития, рекомендаций по воплощению научных проектов в жизнь при содействии общественного обсуждения, а также на конкурсной и аналитической основе;
  • Абзац 2 п. 2 ст. 14 – дополнен словом «технологий».

Скачать закон о науке и научно-технической политике РФ

Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» будет полезен для ознакомления не только гражданам, которые уже состоялись профессионально в сфере научной деятельности, но и тем, кто только начинает свою карьеру на этом пути. Советуем изучить полную версию ФЗ номер 127

Новые знания необходимы человечеству для развития, понимания и усовершенствования мира. Исследования в медицине, образовании и других сферах жизнедеятельности человека регламентируются Федеральным Законом Российской Федерации.

Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации 7.08.1996 года. Регламент подразумевает отношения между научными деятелями, государственными органами и потребителями научно-технических работ, исследований, услуг.

Закон гласит, что у сотрудников научной деятельности есть право выбора на проведение интересующих исследований, а также:

  • свода выбора в тематике и способе экспериментальных работ;
  • защита от недобросовестной конкуренции;
  • понимание риска;
  • доступ к любой информации, за исключением секретной (подробнее этот пункт описан в статье №3 ФЗ О науке).

Научный деятель, это гражданин Российской Федерации (кстати, узнайте о законе РФ о ), который имеет определенную научную степень (кандидат, доктор, доцент или профессор). Квалификация присуждается по результатам аттестации. По закону, ученый имеет право на:

  • признание авторства;
  • получение вознаграждения за свою деятельность, например за собственное изобретение;
  • выплату процента за реализацию своего конечного продукта;
  • занятие собственной предпринимательской научной деятельностью;
  • принимать участие в научных исследованиях, конференциях и коллоквиумах;
  • финансирование своих исследований за счет государства;
  • участие в конкурсах и проектах;
  • дополнительное образование.

Для присвоения научной степени кандидатам необходимо написать диссертацию и иметь высшее образование. Допускаются магистры и аспиранты. Доктор наук — это следующая ступень в квалификации научно-технических работников (статья 4 ФЗ о науке). Для защиты научной работы создается аттестационная комиссия, которая дает оценку, а также принимает решение о присвоении или лишении ученой степени кандидата.

Для подтверждения документа о научной степени необходимо его заверить юридически. Это обязательно для иностранных сотрудников или признание документов действительными в другом иностранном государстве. По закону подтверждение документов осуществляется на основе письменного заявления соискателя (Статья №6 ФЗ-127).

Государством ежедневно рассматриваются заявления на признание наук общественно значимыми. По закону, организации имеют право на льготы, финансирование своих проектов, последующее признание и привлечение иностранных специалистов. Для развития проектов создаются научно-технические фонды поддержки. Основателями могут быть как физические так и юридические лица, заинтересованные в развитии науки. Работа фонда поддержки регламентируется Федеральным Законом о науке, и подразумевает:

  • формирование направлений научно-технических исследований;
  • выбор программы и академических проектов;
  • проведение экспертиз;
  • финансирование;
  • контроль процессов научно-технической деятельности;
  • сотрудничество с иностранными фондами поддержки естествознания (Статья 15.1 от 27.12.2000 года, ФЗ о науке).

Изменения в закон вносились в 2011 году. Они определяют аспекты бюджетной организации научно-технической деятельности — грантов. Финансирование проектов допускается иностранными фондами поддержки, и регламентируется законодательством Российской Федерации (Статья №2, ФЗ о науке).

Важно! Под номером 127 в РФ так же существует важный закон о несостоятельности граждан и банкротстве. Ознакомиться с основными положениями можно

Последние изменения в законе о науке

ФЗ о научной деятельности был дополнен 18 мая 2016 года. Последняя редакция затронула статью №4, в которой говорится о передаче университетам полномочий самостоятельно регулировать часть процессов по защите академических работ.

Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а так же другие высшие учебные заведения, которые достигли результатов в подготовке и реализации научно-технической деятельности, вправе самостоятельно утверждать положения о советах по защите ученых диссертаций. Так же, университеты имеют право:

  • регламентировать правила присуждения академической степени;
  • устанавливать критерии которым должны соответствовать диссертации;
  • Данные университеты принимают решения о предоставлении и лишении ученых степеней.

Закон о науке и научной деятельности 127

Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» регламентирует проведение академических исследований и деятельность организаций на основе требований.

Скачать ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 127

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 127-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике

<1> Организация Госкорпорации "Росатом" признается научной в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; N 51, ст. 6271; 2001, N 1, ст. 20; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6069; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 786; N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6434; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4167; 2011, N 10, ст. 1281; N 30, ст. 4596, ст. 4597, ст. 4602; N 45, ст. 6321; N 49, ст. 7063; 2012, N 31, ст. 4324; N 50, ст. 6963; 2013, N 19, ст. 2320; N 27, ст. 3477; N 39, ст. 4883; N 44, ст. 5630; 2014, N 52, ст. 7554; 2015, N 17, ст. 2475, N 29, ст. 4396).


ООО «КриоРус» работает в соответствии с Федеральным законом от 23 августа1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Вот некоторые цитаты из этого закона:

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-технической политике

Законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

  • фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
  • прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности

Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности

1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом:

  • гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
  • признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников

1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

6. Научный работник имеет право на:

  • получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
  • осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
  • публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

7. Научный работник обязан:

  • осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде;
  • объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

Статья 5. Научная организация

1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется законодательством Российской Федерации.

4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.

Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции

1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.