Что такое смысл жизни. Смысл жизни - в детях! Самореализация как жизненная цель

Вопрос, каков смысл жизни человека, задает себе практически каждый. Смысл жизни, понятие его является одним из центральных в философии или религии. Отсутствие смысла жизни может привести к депрессии и серьезным заболеваниям, поэтому искать ответ на него необходимо. Когда цель жизни пропадает, человек бывает несчастен, теряет интерес к жизни, что осложняет и существование находящихся рядом людей. В поисках жизни со смыслом кто-то обращается к религиозным текстам, кто-то проходит психологические тренинги, кто-то самостоятельно ищет ответ на этот вопрос, изучая трактаты известных философов.

Природа вопроса: какова цель и смысл жизни человека

Многие регулярно задаются вопросом: в чем смысл жизни человека? Необходимость найти ответ на этот вопрос отличает человека от животных. Животные существуют, удовлетворяя лишь определенный набор материальных потребностей – сон, питание, размножение, для некоторых животных важна еще коммуникация или общность. Человек, если не найдет ответа на вопрос: «В чем смысл моей жизни?», не сможет жить по-настоящему счастливо. Поэтому для человека так важны поиски смысла жизни.

Смыслы жизни – это некий компас, который позволяет понимать, что важно для дальнейшего существования, а что – нет. Жизнь со смыслом позволяет осознанно принимать решения в различных ситуациях. Наличие цели у человека делает его существование понятным, наполненным. Когда он знает, чего хочет, то может легко формировать стратегию своего пути.

Потеря смысла жизни, наоборот, ведет к депрессии. Человек может начать злоупотреблять спиртным, чтобы избавиться от грустных мыслей. Если вовремя не найти опору, не понять, в чем смысл жизни человека, можно даже стать алкоголиком. Ведь спиртное или наркотики – это уход от реальности, от необходимости задумываться, формировать собственные цели и ключевые области жизни.

Стоит ли искать смысл жизни?

Не все задумываются о том, как найти смысл жизни. Некоторые даже не размышляют об этом. Ведь есть успешные примеры людей, которые не задумывались о том, как прожить отпущенное им время, и прожили его вполне счастливо. Такого рода люди считают, что не стоит задумываться о наличии смысла бытия, достаточно просто жить и получать удовольствие. Однако это больше похоже на жизнь животных и растений, поэтому к старости, как правило, такие люди становятся глубоко несчастными и начинают переосмыслять свое бытие.

Близко к тем, кто не задумывается, какой смысл жизни человека, стоят те, кто считают, что цель бытия в том, чтобы просто жить. Необходимо просто выполнять свои функции отца или матери, ходить на работу, помогать родителям и так далее. Все так делают. И в этом и есть смысл жизни – просто ее прожить, выполняя свои социальные роли. Но это тоже иллюзия. Ведь человек, например, спит, чтобы восстановить свою энергию, а не для того, чтобы просто спать. Или есть не для того, чтобы наестся, а чтобы также появились силы для дальнейшей работы. Поэтому и смысл жизни не в том, чтобы просто ее прожить, а в том, чтобы что-то сделать, чего-то достичь.

Наконец, есть те, кто не смог легко найти для себя ответ на этот вопрос, считают, что в жизни нет смысла, а значит, и искать его не стоит. В результате эти люди также уподобляют себя растениям и животным, считая, что особого смысла жизни не существует.

Самореализация как жизненная цель

Достаточно популярным ответом на вопрос, какова цель жизни, является самореализация. Такая цель и смысл человеческой жизни означает, что человек достиг определенных успехов в какой-то из сфер жизни – в бизнесе, образовании, политике или каких-либо социальных вопросах. Иными словами, в таком случае жизнь со смыслом заключается в том, чтобы человек оставил определенный след в истории, о его успехах будут помнить и, возможно, даже пользоваться плодами его трудов. Такая мотивация часто присутствует у ученых, которые хотят сделать какое-либо открытие и, таким образом, сохранить память о себе на длительный период.

Однако у данной цели имеется серьезный моральный аспект. Самореализовываться можно по-разному. Ведь известные преступники также самореализовались. Они достигли впечатляющих успехов в своих незаконных делах и операциях. О них тоже помнят, в своей сфере они являются признанными авторитетами. Да и в случаях с учеными, вопрос этики имеет существенное значение. Например, те, кто исследовал строение атома, наверняка хотели просто понять природу устройства мира. В результате же появилась атомная бомба – один из самых страшных видов оружия.

Сохранение здоровья

Некоторые люди, особенно девушки или женщины, делают своим смыслом жизни сохранение красоты. Отвечая на вопрос, в чем смысл жизни женщины, они регулярно посещают различные фитнесс-залы, пользуются услугами врачей косметологов, применяют различные средства для омоложения и так далее. Все чаще начинают вести себя подобным образом и мужчины, уделяя очень пристальное внимание своему физическому здоровью.

Вести здоровый образ жизни, конечно, хорошо. Это действительно дает человеку больше энергии, в результате занятий спортом вырабатываются эндорфины – гормоны счастья, что создает ощущение постоянно успеха и радости. Люди, которые активно и много уделяют времени своему здоровью, выглядят, конечно, счастливыми, поэтому и кажется, что они нашли свой смысл жизни. Однако это не совсем так. Долгие годы жизни, красивое тело, много энергии – для чего все это? Если только для того, чтобы преумножить эту красоту и здоровье, то это не совсем верно. Ведь каждый человек смертен. И даже самый лучший атлет все равно умрет, как бы он не старался сохранять свою физическую форму. Поэтому со временем все равно возникнет вопрос, а для чего нужно было вести такой образ жизни? Ведь можно было потратить всю эту энергию на что-то другое. Например, на самореализацию в каких-то сферах.

Зарабатывать деньги

В условиях материального мира все более популярным ответом на вопрос, где найти смысл жизни, является – в богатстве и накоплении благ. В результате все больше мужчин и женщин прилагают огромные усилия, чтобы заработать много денег для удовлетворения своих материальных желаний. При этом такие желания имеют свойство постоянно возрастать, человеку требуется еще больше денег и получается этакий замкнутый круг, из которого очень сложно вырваться.

Перед смертью у людей, стремящихся накопить как можно больше денежных средств, появляется серьезная проблема – как поделить наследство. Более того, когда человек, жаждущий материальных благ, достигает старости, многие начинают даже ждать его смерти, чтобы получить доступ к его накоплениям. Это делает его глубоко несчастным.

Забрать же с собой в могилу свои накопления также смысла не имеет, и вот здесь как раз и возникает вопрос, а для чего нужно было столько времени и так тяжело работать? Ведь в процессе зарабатывания материальных благ такие люди многим жертвовали, начиная от внимания собственной семье и заканчивая получением каких-то простых жизненных удовольствий.

Как решался вопрос о смысле жизни раньше?

Вопрос о том, как найти смысл жизни волнует человечество на протяжении многих веков. Уже древнегреческие философы задавались вопросом: есть ли смысл жизни. К сожалению, дать четкого ответа на вопрос как найти смысл жизни, они не смогли, появились лишь несколько концепций, одна из которых – самореализация (ее автор – Аристотель) является популярной до сих пор. Позднее многие ученые пытались найти ответ на вопросы: «Что такое смысл или цель жизни, существует ли общая цель для человечества, должны ли отличаться цели мужчины от женских целей?»

Более четко ответ на вопрос о цели в жизни содержится в религиозных трактатах. Связано это с тем, что основой любой религии является человеческая душа. Если тело смертно, то душа живет вечно, поэтому смысл жизни состоит не в материальном, а в духовном развитии. И если рассмотреть наиболее популярные мировые религии, то можно сделать следующий вывод:

  • Собственное духовное развитие, искупление грехов, подготовка для перехода души в рай.
  • Искупление грехов прошлой жизни, очистка кармы, подготовка души для перехода в новое состояние вечного счастья (ведический аналог жизни в раю).
  • Подготовка к переходу в новую реальность или к реинкарнации (поселению в новое тело), причем переселение в новое тело может произойти как «с повышение статуса», если человек живет хорошо, соблюдает религиозные нормы, уделяет внимание своему духовному развитию, так и с понижением, если нормы нарушаются, и человек ведет неправильный образ жизни.

Духовное развитие

Смысл жизни в развитии души можно по-другому сформулировать, как обучение, прохождение определенной школы. В рамках данной концепции человек должен осуществлять поиск смысла жизни через свое духовное развитие. Причем не только в теории – читая соответствующую литературу, но и на практике. Практика, в данном случае, это форма экзамена. Если человек способен вести себя в соответствии с религиозными заветами, то экзамен будет сдан, и его переведут в следующий класс, где будут более сложные задания, проверяющие духовную силу и устойчивость «ученика».

Конечно, в процессе такого обучения есть, как и в обычной школе, перемены, когда можно отдохнуть, заняться различными приятными вещами. Но потом снова начинается урок, и снова нужно трудиться. Таким образом, философия жизни, как школы, требует значительных усилий. Ведь, постоянное развитие требует постоянных усилий, но, с другой стороны, отношение к трудностям как к урокам значительно облегчает их прохождение. Чтобы преодолеть жизненную проблему, достаточно понять, что человек делает не так, как делать правильно, и жизнь изменится в лучшую сторону. Кроме того, если нет смысла в жизни, всегда можно обратиться к опыту святых, добившихся впечатляющих успехов в своей деятельности.

Подготовка к переходу в новую реальность

Данная концепция говорит, что в процессе своей жизни человек проходит различные испытания, и чем больше он их пройдет, тем выше вероятность, что он будет готов к переходу в новую реальность. В некоторых религиях говорится о том, что существует несколько уровней жизни. Если человек занимается развитием своей души, он переходит на следующий уровень, где у него будут лучшие условия, но и испытания сложнее. Если же развития не происходит, а происходит даже деградация, в результате которой человека переведут в другую реальность более низкого порядка. В христианстве речь идет о рае и аде (если человек ведет себя порядочно, думает о душе, значит, он попадет в рай, а если грешит, то в ад). В ведических трактатах говорится о наличии десяти уровней реальности, на каждом из которых свои испытания и свои условия существования.

Размышления о вечной жизни и новой реальности могут помочь и когда не понятно, что делать, если нет смысла жить. В такой ситуации практически гарантирована депрессия, смысл жизни же не понятно, как обрести. Добиться восстановления желания жить помогают беседы с наставниками, близкими, которые могут подсказать, что делать, если не видит смысла жизни человек.

Как вернуть смысл жизни человеку?

Некоторые девушки, размышляя над вопросом, в чем смысл жизни женщины, предполагают, что в детях. Когда у них появляются дети, они посвящают им всю свою энергию. Однако дети со временем вырастают и становятся самостоятельными. В такой ситуации, многие мамы жалуются на то, что пропал смысл жизни, их ничего не радует, и смысла жить дальше – нет.

Возникает вопрос, как наполнить жизнь смыслом? Поиск смысла жизни начинается с ответа на вопрос: «Какова цель в жизни?». Как определить главную цель? Для начала рекомендуется составить список целей в жизни. Из полученного списка, следует выбрать, какие цели вдохновляют, придают силы, наполняют энергией. Это и будет главной личной целью, которая поможет ответить на вопрос в чем смысл жизни. Однако на этом этапе останавливаться не стоит, постановки целей не достаточно, когда жизнь вдруг перестала быть осмысленной. Необходимо понять, как достичь поставленной цели. Для этого придется понять, как изменить свою жизнь.

Духовные практики также могут помочь человеку, который считает, что нет смысла жить. Психология в таких ситуациях, как правило, не помогает. Она позволяет осуществить постановку целей, но при этом не говорит, как изменить свою жизнь. Размышления о душе, преодоление испытаний позволяют правильно поставить цель жизни, установить приоритеты и найти смысл жизни, как мужчине, так и женщине. Однако справедливости ради стоит сказать, что многим утратившим цель в жизни, тренинги личностного роста помогают менять модель жизни и становиться счастливее.

Таким образом, отвечая на вопрос, в чем заключается смысл жизни, следует в первую очередь задумываться о своей душе. Жизнь со смыслом делает ее наполненной, радостной. Однако различные идеи о том, что следует сохранять красоту или копить материальные блага являются ложными, ведь в них нет духовной составляющей, которая и делает человека по-настоящему счастливым. Кроме того, необходимо знать, как правильно поставить цель и как потом ее добиваться. Это позволяет находить ответ на вопросы о том, зачем жить и как жить. Если же человек потерял смысл жизни, поиск цели в жизни может ему помочь. Когда же он поймет, для чего живет, сможет видеть цель, желание жить у него, скорее всего больше не пропадет.

понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без...

понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» Л. Н. Толстой. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретно-исторической ситуации. Если в обществе создаются благоприятные условия для свободного развития человека, то он склонен видеть смысл жизни в достижении счастья и благополучия. Если же мир оказывается враждебным и жестоким, то земная жизнь может утратить свою ценность и рассматриваться лишь как подготовка к другой, «истинной», неземной жизни, ради которой и нужно жить. В крайних ситуациях ощущение неистребимости зла и собственного бессилия перед ним может подвести человека к выводу о бессмысленности жизни вообще. Уяснение смысла жизни предполагает выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или иных ценнос тей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание собственных способностей и возможностей, постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей и происходящего в нем. Чем острее человек чувствует свою связь с другими людьми и в то же время осознает себя свободной личностью, индивидуальностью, чем активнее содействует утверждению в мире добра, чем бескомпромисснее борется со злом, тем полнее, осмысленнее его жизнь Бессмысленной жизнь может лишь казаться. Проблема смысла жизни формулируется следующим образом: имеется ли для нас нечто более высокое и важное, чем наша непосредственная жизнь? Само появление вопроса и его экзистенциальная острота связаны с принадлежностью человека к двум мирам: миру непосредственного бытия и миру духовного поиска, устремленного к вечным и безусловным ценностям. Без этого второго мира внутри нас жизнь превратилась бы в «суету сует» (Экклезиаст), беличье колесо. Жизнь, лишенная смысла, есть неподлинная жизнь, потому что, будучи поглощенным непосредственным, человек движется по траектории, предзаданной ему внешней необходимостью. С.ж. есть проблема экзистенциально-метафизическая, а не только (и даже не столько социальная. Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренен в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Поиски и обретения С.ж. вовсе не означают какого-либо игнорирования непосредственной жизни, вечного конфликта с ней как источником вместилищем страдания (ср. с Востоком: брахманизм. буддизм). Более того. именно наша непосредственная жизнь является критерием истинности выбранного нами смысла. Движение нашей, точнее – моей жизни. подчиненное смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять мое единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я С.ж. в идее, любимой работе. любимом человеке или в чем-либо другом. Если это не так, если моя жизнь унижает и подавляет меня, то выбранный мною С.ж. – ложь, а самая жизнь – трагедия. Для русского самосознания. идеалом которого является святость, весьма актуальна проблема жертвенности. Принесение себя в жертву является правом, а иногда и долгом свободного человека. Но самопожертвование не может рассматриваться как смысл, цель жизни, ибо жертвенность и деспотизм есть стороны одного и того же отношения. Бесспорно, всякая эпоха, всякая культура стремятся к выработке неких смысловых вариантов. но выбор смысла всегда происходит в сфере глубоко интимной, экзистенциальной. А потому смыслы не задаются, смыслы прозреваются.

Смысл Жизни

Регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные...

Регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о С. ж., к-рые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о С. ж., представители домарксистской этики исходили из «человеческой природы», абстрактной, неподвижной и потусторонней по отношению к реальному историческому существованию человека, истолковывая ее либо как сверхчувственную сущность, либо антропологически и конструируя на этой основе идеал человека, в достижении к-рого усматривалось назначение человеческой деятельности, С. ж. Они полагали, что идеальные представления о значимости и направленности человеческой жизнедеятельности сами собой способны определить ее объективную ценность, и что можно преобразовать мир в соответствии с этими представлениями чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические интерпретации фактически обосновывали и защищали такие цели и идеалы, в к-рых выражались интересы господствующих классов. В совр. буржуазных этических теориях С. ж. людей усматривается в реализации вне-исторических задач (религиозная этика), в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия (натуралистические теории – гедонизм, утилитаризм; самореализации этика) или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой жизнедеятельности в силу отсутствия у нее к.-л. объективной направленности (экзистенциализм и др. пессимистические доктрины). Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о С. ж. По существу, подобную т. зр. разделяют также буржуазный конформизм, и моральный скептицизм. Марксистская этика, основываясь на материалистическом понимании общественного развития, утверждает, что представления о С. ж. зависят от всей совокупности общественных отношений. Но человек является активной силой, к-рая решающим образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя, облегчая или затрудняя общественный прогресс. Подлинный С. ж., «тайна бытия» заключены в Содействии назревшим задачам общественного развития, в созидательном труде и социально-преобразующей деятельности, в ходе к-рых формируются предпосылки для всестороннего развертывания интеллектуальных, эмоциональных и др. способностей самого человека. Лишь такая жизнедеятельность обладает объективной ценностью, смыслом. Относительность и изменчивость жизненных установок и предпочтений людей марксистская этика ставит в зависимость от особенностей исторических задач на каждом этапе общественного прогресса. Развитие общественного производства, познания и общения увеличивает объективную значимость деятельности людей и обостряет субъективную потребность в исторически обоснованной ее ориентации. Но в условиях частнособственнических отношений человеческая деятельность выступает не как собственная, свободная, а как отчужденная (Отчуждение) от людей сила. Это обстоятельство и порождает скептические, пессимистические, религиозные представления о С. ж. Только в борьбе за революционное преобразование мира, в к-рой происходит самопознание и самоизменение человека, он выявляет всю меру значимости и ответственности своей исторической миссии, находя в этой борьбе подлинный смысл своего существования и силы для разрешения возникающих у него нравственных противоречий. Освободив людей от всех видов социальной зависимости, социализм создает такие общественные условия, в к-рых трудовая, политическая и духовная жизнедеятельность людей обогащается новым содержанием.

Смысл Жизни

Понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали...

Понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и соц. слоев. Проблема С. ж. приобретает особую остроту в переломные периоды историч. развития, в революц. эпохи, когда формируются новые и переоцениваются старые соц. идеалы. В бурж. этич. теориях С. ж., как правило, связывается с индивидуалистич. устремлениями личности. В релит, этике решение вопроса о С. ж. ставится в зависимость от отношения человека к божеству, ибо целью существования человека объявляется достижение личного спасения в потустороннем мире. Тем самым практически обесценивается сама реальная жизнь. Марксист, этика связывает вопрос о С. ж. со всей совокупностью обществ, отношений. Этим определяются особенности представлений людей о цели своего существования в различных конкр.-историч. условиях, на разных этапах обществ, развития. Человек осознает свое истин, назначение в борьбе против мира угнетения, за счастье всех людей. Новое содержание и высокий смысл получает жизнедеятельность личности в условиях социализма, направленная на построение коммунистич. общества.

Смысл Жизни

Регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные...

Регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования , предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

  • «В чём состоят жизненные ценности ?»
  • «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
  • «Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии , теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы , философские , теологические и религиозные объяснения. Наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?», в то время как вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и теологии. Психологические причины возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (см. также суицид).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Смысл жизни в 5 минутах - "Человек в поисках смысла" - Виктор Франкл

    ✪ Эта простая фраза поможет тебе обрести смысл жизни – Главная миссия жизни любого человека

    ✪ Он нашел смысл жизни в концлагере - Виктор Франкл и 5 уроков из его книги "Человек в поисках смысла"

    ✪ МИСТИ ЭДВАРДС «В чем смысл жизни?»

    ✪ " Смысл Жизни " Глава 4/8 Бессмысленность жизни. Семён Людвигович Франк

    Субтитры

Философское видение проблемы

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность .

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности .

Великие философы - такие, как Сократ , Платон , Диоген , Декарт , Спиноза , и многие другие - обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага .

Древняя Греция и Рим

Сократ считал, что назначение человеческого разума не в том, чтобы исследовать, что находится «в небесах и под землёю», а в том, чтобы исследовать природу добродетели с тем, чтобы совершенствовать душу и строить жизнь на основе этического знания.

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством - это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму .

Средневековая Европа и Индия

Для европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдалённость друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространённым религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении (Ванина Е. Ю. «Средневековое мышление. Индийский вариант», 2007):

«Средневековая мысль считала главной целью человеческой жизни абсолютное воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почитаемых данной группой героев, поэтому, как только подобное совершенство было достигнуто, зачастую ещё в первые годы жизни, дальнейшая эволюция человеческого характера от одной возрастной группы к другой и внутри них лишалась смысла, а потому не осознавалась и не фиксировалась» .

Иррационализм

В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла - иллюзии, придумывание занятий.

Экзистенциализм

О смысле жизни писали многие философы-экзистенциалисты XX века - Альбер Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартр («Тошнота»), Мартин Хайдеггер («Разговор на просёлочной дороге»), Карл Ясперс («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Нигилистские взгляды

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Прагматический подход

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни - это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их - и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Социальная психология

В конце XIX - начале XX века австрийский психолог , психиатр и мыслитель Альфред Адлер писал:

«С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели … Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации… Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла»

При этом он придерживался идеи, что истинные смыслы жизни - общие, те, которые другие люди могут разделять и принимать для себя. Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к целям и действиям; их единственный смысл - смысл для других.

Позже понимание смысла жизни в науке начало сдвигаться в сторону большей индивидуализации. Так, американский психолог Карл Роджерс , один из создателей и лидеров гуманистической психологии , в книге «Теория личности» говорит уже о сугубо индивидуальном характере смыслов жизни. По его утверждению, каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является, и только небольшая часть личного мира индивида переживается сознательно.

«Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид… только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное своё переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром».

Наиболее полно тему смысла жизни исследовал австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл . Франкл утверждает понимание смысла жизни как категории не всеобщей, а индивидуальной, разительно различающейся не только от человека к человеку, но и в разные периоды жизни индивида. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлён только этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни в современном понимании - это врождённая мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности . На проблеме потери смысла жизни, которую сам учёный называл экзистенциальным вакуумом, основана его психиатрическая школа логотерапии .

Ряд новейших исследований показал: люди, старающиеся жить со смыслом, чаще сохраняют живость ума в старости, здоровее психически и даже живут дольше, чем те, чья цель - получение удовольствий. Дэвид Беннет из Медицинского центра университета Раша (Чикаго) и его коллеги, изучив 950 человек, которым в среднем было по 80 лет, отмечают: «Те, кто считал свою жизнь более осмысленной, также реже испытывали трудности при самообслуживании в быту и передвижении. А смертность за пятилетний период была среди них намного ниже - примерно на 57 % - чем у тех, кто не имел особых целей в жизни» .

Религиозные подходы и теории

Ответ на вопрос о смысле жизни в конкретной религии, в первую очередь, определяется её представлением о Боге. По мнению Ю. Шрейдера, пантеистические религии отождествляют Бога с законами (дхарма), имманентно присущими материальному миру и управляющими всем происходящим, поэтому смысл (значение) жизни человека в пантеистических религиях определяется через его конкретные цели (смыслы). Это приводит к движению целей по кругу: законы (дхарма), определяющие цели бытия, сами являются частью мира и его целей, что ведёт к страданию человека от бесконечности цепочки смыслов и потребности стать нечувствительным к этому. [нейтральность? ] В монотеистических религиях проводится сущностное различие между Богом как Творцом и миром как его творением, поэтому различаются между собой цель (желательное состояние) и смысл (значение существования) человека. Это приводит либо к тому, что конец вопрошания всегда заканчивается в Боге, либо усматривается в восстановлении утраченного единения человека с Богом в результате акта грехопадения .

Иудаизм

В рамках иудейской философии представлены различные варианты осмысления жизни: 1) познание Бога (Втор. 4:39; Пс. 100:3); 2) любовь к Богу (Втор. 6:5); 3) праведная жизнь, соблюдение заповедей (Пр. 13:25) .

Седьмой Любавичский ребе (рабби) Менахем-Мендел Шнеерсон в одном из писем указывает, что изучение Торы и постижение смысла её заповедей - это обязанность, приготовленная для каждого иудея. Тора - это одновременно путь жизни (действие) и ключ к её пониманию (знание, которое направляет действие). В ней чётко указан смысл человеческой жизни: жить в соответствии с Торой, исполняя её предписания (мицвот-ассе) и соблюдая её запреты (мицвот-ло-таасе) . Постоянно соблюдать все заповеди (613 мицвот) трудно, но необходимо для избавления от темноты материального мира, которая делает жизнь бесцельной, наполняет её страхом и неуверенностью, обесценивает добрые дела. Исполнять Тору означает быть свободным от всего этого, иметь жизнь, наполненную смыслом, нести свет и гармонию знания-действия в этот мир, делать со своей стороны шаг навстречу к Богу .

Христианство

В христианстве представление о смысле жизни отличается от иудейского представлением о Мессии (Иисусе Христе) как ипостаси Бога и Богочеловеке.

Православное христианство

Согласно православному «Закону Божьему» существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Они определяются природой человека, сотворённой по образу и подобию Бога, то есть имеющей разум, свободную волю и бессмертную душу. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение - в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель - в познании Бога .

Согласно учению православных святых (свв. Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Серафима Саровского и др.), смысл жизни православного христианина заключается в обожении - приобщении человека к воплощённому Богу, уподоблении Богу посредством стяжания Св. Духа . Для христиан это возможно благодаря боговоплощению , которое, как отмечает св. Афанасий Великий , привело к обновлению людей: возвращению их к познанию Бога и возвращению им надежды на вечную жизнь с Богом . Это выражено в формуле святых отцов: «Бог стал Человеком , чтобы человек стал богом ». В связи с этим в православии важное значение придаётся Преображению и Вознесению Иисуса Христа , как событиям, демонстрирующим обожение человеческой природы и обещающим воссоединение людей с Богом .

Как отмечает православный богослов Георгий (Капсанис), большое значение для реализации смысла жизни православных христиан имеет церковь. Она - место обожения. Совершаемые в ней таинства, молитвы, литургия, чтения Евангелия, проповеди имеют своей целью обожение и подготовку к будущей, вечной жизни с Богом .

Если же делать акцент не на природе человека на момент творения, а на его грехопадении и падшем состоянии, то смысл жизни может быть определён в православном богословии как восстановление благодатного союза с Богом. Так формулирует смысл жизни, к примеру, кандидат богословия, иеромонах Тихон (Иршенко) . Такая формулировка сближает православное представление о смысле жизни с католическим и протестантским.

Гностические секты

Ислам

Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом - «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама - мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись» .

Как указывает Аль-Мансури, "Согласно основополагающим догматам ислама, «Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он Милостив, Милосерден и Всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния - и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду» .

Индуизм

Известный немецкий и английский индолог Макс Мюллер рассматривая учение шести основных ортодоксальных философских систем (даршан) Индии: Санкхья и Йога , Ньяя и Вайшешика , Пурва-миманса и Уттара-миманса, указывает на их сходство в главном: все они считают главной целью спасение, достижение высшего блаженства, какое только возможно для человека. Однако из-за разного понимания природы и причин страдания, препятствующего блаженству, каждая из этих школ по-разному определяет характер высшего блага и пути его достижения:

Буддизм

С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны ).

Даосизм

Основатель Даосизма Лао-цзы , в отличие от Конфуция, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. По Лао-цзы, всё сущее должно быть предоставлено самому себе, а человек должен придерживаться принципа «недеяния» (wú wéi 無爲). Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Вселенная порождена великим Дао , всеобщим Законом и Абсолютом, выражающим универсальное единство мира и являющимся источником гармонии и равновесия, поэтому всё в мире должно оставаться таким, как оно есть в своём естественном состоянии.

Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, - любовь, умеренность и смирение

Философия о смысле жизни человека

1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

2. Поиск смысла жизни

Введение

Человек единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом обсуждения. Призвание, назначение, задача всякого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры смысл жизни общества. Смысл жизни заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека Смерть страшна для тех, кто не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет. Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни.

Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Понять смысл жизни определить свое место в вечном потоке изменений.

Вопрос о смысле жизни, так или иначе, встает перед каждым человеком - если он хоть сколько-нибудь сложился как человек. Обычно подобные вопросы приходят в ранней юности, когда вновь созданный человек должен занять свое место в жизни - и стремится найти его. Но бывает, что о смысле жизни приходится думать и в старости, и в предсмертном состоянии. Не всегда легко это столкновение единичного человека с самим собой как частицей громадного, бесконечного мира. Страшно ощутить бесконечность в самом себе - и страшно не заметить ее. В первом случае - это невероятная тяжесть ответственности, слишком ликующая гордость, от которой может порваться душа; противоположность - чувство собственной нелогичности, безысходности существования, отвращение к миру и к себе. Однако размышление о смысле жизни необходимо любому человеку, без него нет полноценных людей.

1. ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все - таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

Существует два ответа к решению этого вопроса:

1. Смысл жизни первоначально присуще жизни в ее глубинных основаниях , для этого подхода наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает усмыслимой жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть ни что иное, как действенное соучастие в богочеловеческой жизни.

2. Смысл жизни созидается самим субъектом – в соответствии с этим утверждением можно понимать, что мы сами сознательно продвигаемся к поставленной перед нами целью, любыми способами бытия. Придаем смысл жизни и тем самым выбираем и создаем человеческую сущность, только мы и не кто другой.

Осознание смысла жизни, как главной ценности, носит исторический характер.

Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека.

Жизнь осмысленна - когда ты для чего-то нужен и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном состоянии, в паутине повседневных забот и в болоте узкомещанских интересов - человек не перестает быть всеобщим, принадлежа не только себе, своей семье, своему классу, - но и человечеству в целом, и миру во всей его полноте. Конечно, отдельный человек, индивид - не может быть и человеком вообще, это разные уровни. Но человек вообще представлен в каждом отдельном человеке, поскольку всеобщее может существовать лишь как общность своих представителей. В каждом из них раскрывается своя сторона всеобщего - и любая его сторона необходимо должна быть кем-то представлена, обязана воплотиться и пройти свой путь как вещь, или живое существо.

Когда человек живет осмысленно - ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий свое назначение, свою судьбу, - это всегда сила. Он может сомневаться и страдать, может ошибаться и отступаться от себя - это ничего не изменит. Смысл его жизни будет руководить им и заставит свершить то, что требуется, - хотя бы и вопреки воле самого человека, его желаниям и интересам, насколько он отдает себе отчет в них.

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

    Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

    Смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

    Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

    Не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в – сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра.

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличии от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человека находит в ней сам. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов и справедливости.

Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего.

С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Что касается радости как смысла жизни, то радость сама должна иметь смысл. Даже ребенок с его очень подвижной нервной системой направляет свою радость вовне, на предмет или действие, ее вызывающие. Радость, следовательно, так же не самоцель, а следствие достигнутой цели. Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда этого требует объективная необходимость, когда человечество в целом достаточно созрело для принятия, для освоения именно этой стороны своего существования. Иными словами, смысл жизни отдельного человека осознается тогда, когда эта жизнь становится действительно всеобщей, когда действия и поступки человека - это не индивидуальные его особенности, а нечто присущее многим людям, хотя бы и в разной степени, и не все вместе

Но все – таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

    Смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижение того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия;

    Смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей;

    Смысл жизни в достижении некого идеала человека;

    Смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

2. ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ

Жизнь каждого человека драматическая как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна, конец неизбежен. Все наши жизненные дела должны соизмеряться с вечным, человек обречен на размышление о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом, правда животные чувствуют приближение смерти, особенно домашние.

Духовные ценности – своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетие, который не только обесценивается, но как правило возрастает.

Как и почему философия может помочь в поисках смысла жизни? Дело в том, что единство различных сторон или этапов жизни достигается лишь в том случае, когда они подчинены чему-то еще, что не меняется именно сейчас (хотя, вообще говоря, в дальнейшем может подвергнуться. Непосредственно философия не может дать ответ на любую жизненную проблему, указать выход из любой ситуации. Но она способна подготовить человека к выбору пути, дать ему средства для решения задачи - и уверенности в возможности такого решения. Краеугольный камень философского материализма - принцип материального единства мира - это прямое указание на то, что преемственность и устойчивость в любых вещах или делах - такие же необходимые стороны, как их изменение и развитие. Если что-то есть - то оно должно быть. И если есть я, то я обязательно буду нужен - себе, другим людям, миру в целом. Незачем сомневаться в собственной необходимости - нужно лишь осознать ее, открыть ее для себя.

Философия дает человеку направление поиска смысла жизни. Ведь если ему ясно, зачем существует человечество вообще, зачем есть общество в том виде, в котором он его видит вокруг, зачем в обществе та или иная группа людей - человеку гораздо легче определиться, через свое отношение к другим понять, зачем он сам.

Вопросы :

1. Как вы понимаете термин «смысл жизни»?

2. Что такое духовные ценности?

3. В чем смысл жизни с религиозной точки зрения?

Список литературы:

Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.

Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.

/D/ Eitenzsinn; /Е/ Meaning; /F/ Raison;

/Еsр./ Razon de seг.

Идеальное представление человека о своем предназначении в мире, цели своей жизнедеятельности, возможности самореализации по образцам общественного или личностного идеала. Смысл жизни человека является личностной мировоззренческой установкой, определяющей направление его деятельной активности. В зависимости от направленности установки на прошлое, настоящее или будущее человеческое бытие обретает эмоциональную и социальную наполненность и тональность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СМЫСЛ ЖИЗНИ

понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» Л. Н. Толстой. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретно-исторической ситуации. Если в обществе создаются благоприятные условия для свободного развития человека, то он склонен видеть смысл жизни в достижении счастья и благополучия. Если же мир оказывается враждебным и жестоким, то земная жизнь может утратить свою ценность и рассматриваться лишь как подготовка к другой, «истинной», неземной жизни, ради которой и нужно жить. В крайних ситуациях ощущение неистребимости зла и собственного бессилия перед ним может подвести человека к выводу о бессмысленности жизни вообще. Уяснение смысла жизни предполагает выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или иных ценнос тей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание собственных способностей и возможностей, постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей и происходящего в нем. Чем острее человек чувствует свою связь с другими людьми и в то же время осознает себя свободной личностью, индивидуальностью, чем активнее содействует утверждению в мире добра, чем бескомпромисснее борется со злом, тем полнее, осмысленнее его жизнь Бессмысленной жизнь может лишь казаться. Проблема смысла жизни формулируется следующим образом: имеется ли для нас нечто более высокое и важное, чем наша непосредственная жизнь? Само появление вопроса и его экзистенциальная острота связаны с принадлежностью человека к двум мирам: миру непосредственного бытия и миру духовного поиска, устремленного к вечным и безусловным ценностям. Без этого второго мира внутри нас жизнь превратилась бы в «суету сует» (Экклезиаст), беличье колесо. Жизнь, лишенная смысла, есть неподлинная жизнь, потому что, будучи поглощенным непосредственным, человек движется по траектории, предзаданной ему внешней необходимостью. С.ж. есть проблема экзистенциально-метафизическая, а не только (и даже не столько социальная. Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренен в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Поиски и обретения С.ж. вовсе не означают какого-либо игнорирования непосредственной жизни, вечного конфликта с ней как источником вместилищем страдания (ср. с Востоком: брахманизм. буддизм). Более того. именно наша непосредственная жизнь является критерием истинности выбранного нами смысла. Движение нашей, точнее – моей жизни. подчиненное смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять мое единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я С.ж. в идее, любимой работе. любимом человеке или в чем-либо другом. Если это не так, если моя жизнь унижает и подавляет меня, то выбранный мною С.ж. – ложь, а самая жизнь – трагедия. Для русского самосознания. идеалом которого является святость, весьма актуальна проблема жертвенности. Принесение себя в жертву является правом, а иногда и долгом свободного человека. Но самопожертвование не может рассматриваться как смысл, цель жизни, ибо жертвенность и деспотизм есть стороны одного и того же отношения. Бесспорно, всякая эпоха, всякая культура стремятся к выработке неких смысловых вариантов. но выбор смысла всегда происходит в сфере глубоко интимной, экзистенциальной. А потому смыслы не задаются, смыслы прозреваются.

Отличное определение

Неполное определение ↓