Джон гришем библиография. Время убивать — Time to kill

Джон Гришэм родился 8 февраля 1955 года в городе Джонсборо, штат Арканзас, в семье строителя Джона Гришэма и домохозяйки Ванды Гришэм. Был вторым по старшинству из пяти братьев.

Будущий писатель в детстве мечтал стать профессиональным бейсболистом. Несмотря на то, что у родителей не было образования, мать приложила силы к тому, чтобы сын много читал и готовился к поступлению в университет. Сам Гришэм, поняв, что он не создан для профессиональной спортивной карьеры, переключился и отправился учиться в Общественный Колледж Северозападного Миссиссипи (англ.)русск., одновременно посещая Государственный университет Дельты (англ.)русск. в Кливленде. Сменив несколько учебных заведений, Гришэм окончил Университет штата Миссисипи в 1977 году, получив степень бакалавра по специальности «бухгалтерский учет». Позже он поступил в Школу права того же университета, чтобы стать налоговым юристом, но его интерес сместился в сферу гражданского судопроизводства. Окончил университет в 1981 году.

Джон Гришэм - американский писатель, также политик, в прошлом адвокат. Известен как автор многих литературных бестселлеров (так называемых «юридических триллеров»), экранизированных в Голливуде. Его произведения переведены на 42 языка.

Дебютный роман, «Пора убивать», был издан пятитысячным тиражом в июне 1988 года.

Второй роман, «Фирма» (1991), стал неожиданным бестселлером. После продажи полутора миллионов экземпляров книги права на её экранизацию были куплены компанией Paramount.

Тираж третьего романа, «Дело о пеликанах», превысил 11 миллионов экземпляров. По данным издательства «АСТ» объём продаж книг Гришэма (на 2015 год) - более 300 миллионов экземпляров.

Джон Гришэм родился в семье строителя Джона Гришэма и домохозяйки Ванды Гришэм. Был вторым по старшинству из пяти братьев.

Будущий писатель в детстве мечтал стать профессиональным бейсболистом. Несмотря на то, что у родителей не было образования, мать приложила силы к тому, чтобы сын много читал и готовился к поступлению в университет. Сам Гришэм, поняв, что он не создан для профессиональной спортивной карьеры, переключился и отправился учиться в Общественный Колледж Северозападного Миссиссипи, одновременно посещая Государственный университет Дельты в Кливленде. Сменив несколько учебных заведений, Гришэм окончил Университет штата Миссисипи в 1977 году, получив степень бакалавра по специальности «бухгалтерский учет». Позже он поступил в Школу права того же университета, чтобы стать налоговым юристом, но его интерес сместился в сферу гражданского судопроизводства. Окончил университет в 1981 году.

Писательская карьера

В один из дней 1984 года в здании суда графства Сото Гришэм услышал душераздирающие показания двенадцатилетней девочки, которая оказалась жертвой изнасилования. Писатель был заинтригован рассказом и начал изучать материалы дела. «Идея романа родилась сразу», - рассказывал он газете New York Times. Размышляя над тем, что произошло бы, если бы отец изнасилованной девушки убил нападавших, Гришэм провел за написанием романа «Пора убивать» три года и закончил его в 1987 году. Первоначально роман отвергли 28 издательств, но в конечном итоге права были куплены Wynwood Press, которое издало роман пятитысячным тиражом в июне 1989 года. Возможно, столь скромный отклик мог положить конец писательской карьере Гришэма, но вскоре после выхода первого романа он принимается за работу над вторым.

Второй роман об амбициозном адвокате, заманённом в юридическую фирму, скрывающую свои истинные намерения, «Фирма», вышедший в 1991 году, стал неожиданным бестселлером, продержавшись в списке бестселлеров New York Times 47 недель. Права на экранизацию были куплены компанией Paramount за 600 тысяч долларов, после чего между издательствами разгорелась борьба за новоиспеченного популярного автора. В итоге, права на «Фирму» были выкуплены издательством Doubleday.

Успех последующих романов, «Дело о пеликанах» и «Клиент», подтвердил репутацию Гришэма как мастера жанра юридического триллера. Успех писательского таланта возродил интерес к его дебютному роману, который был переиздан.

Начиная с 2001 года Гришэм пробует себя в других жанрах. Первой пробой стал «Покрашенный дом» (2001) - триллер без юридического окраса. Далее следуют ироничная сказка для взрослых «Рождество с неудачниками» (2001), спортивные романы «Трибуны» (2003), «Последний шанс» (2010) и «Джо из Калико» (2012).

В 2009 году вышел первый и пока единственный сборник рассказов писателя «Округ Форд», в которых описывается округ Форд, штат Миссисипи, уже описанный ранее в романе «Пора убивать» .

В 2010 году Гришэм начинает популярную серию подростковых детективов о Теодоре Буне, планируя рассказать детям в увлекательной форме о серьёзных вещах. Автор говорил, что к дальнейшему написанию романов серии был вдохновлён своей дочерью Шиа, которая, работая преподавателем, дала прочесть книгу детям, после чего несколько воспитанников выразили желание связать свою жизнь и карьеру с юриспруденцией. Серия оказывается популярной и на 2015 год насчитывает пять романов.

Биография Джона Гришэма (John Grisham) могла бы стать основой для многотомного романа или телевизионного сериала о том, как выходец из бедной семьи стал успешным юристом, видным политиком и общественным деятелем. В то же время он является также и популярным писателем, специализирующемся в особом жанре "юридического" детектива, автором бестселлеров и киносценариев, в том числе и предназначенных для детей. В книгах Гришэма основное внимание уделяется отношениям людей к морали и закону, их взаимоотношениям между собой, а также работе полицейской и судебной системы. Общий тираж книг писателя – более чем 275 миллионов экземпляров, они издаются на 29 языках. Он является обладателем премии "Galaxy British Book", по его произведениям снимались многочисленные фильмы и телесериалы.


Джон Рэй Гришэм родился 8 февраля 1955 года в городе Джонсборо (штат Арканзас). Его отец Джон Гришэм-старший работал строителем и был типичным представителем класса "реднеков"; мать, Ванда, посвятила себя уходу за мужем и пять детьми, из которых Джон был вторым по старшинству. Когда мальчику исполнилось четыре года, его отец в поисках работы долго переезжал по югу США, пока, наконец, не устроился в городе Саутхэйвен (штат Миссисипи). Семью Гришэмов нельзя было назвать состоятельной, и Джон начал самостоятельно зарабатывать еще в школьные годы. Он присматривал за детьми, поливал и подстригал кусты, затем стал подрабатывать помощником сантехника, хотя больше всего на свете ему хотелось играть в бейсбол. Гришэм-старший не получил достаточного образования и не считал, что оно необходимо его детям, в то же время Ванда настаивала на том, чтобы Джон готовился к поступлению в колледж. В 17 лет мальчик работал вместе с отцом в бригаде, занимавшейся укладкой асфальта. Однажды в пятницу, после работы, дорожные строители устроили потасовку, и вскоре прогремели выстрелы. Джон спрятался в служебном помещении, а когда полиция арестовала зачинщиков, уехал домой и принял твердое решение – получить образование во что бы то ни стало. Достичь поставленной цели ему удалось не сразу – после поступления в колле

дж Джон подрабатывал в магазине мужского белья, однако после конфликта с так называемым "тайным покупателем" был уволен. Всего ему приходилось трижды прерывать обучение, пока в 1977 году он не получил степень бакалавра по бухгалтерскому учету в Университете Миссисипи.

В 1981 году Джонс Гришэм женился на Рене Джонс, и уже после женитьбы решил продолжить свое образование и стать юристом. В 1983 году он окончил Юридическую школу при Университете Миссисипи, получив степень доктора права.

Новоиспеченный юрист вернулся в Саутхэйвен и занялся частной практикой, специализируясь на уголовных судебных разбирательствах. В 1983 году он был избран в Палату представителей Миссисипи, в которой состоял до 1990 года и был председателем нескольких комитетов. В этот напряженный для него период произошло еще одно событие. В 1984 году Джон Гришэм участвовал в судебном заседании, на котором разбиралось дело об изнасиловании и жестоком избиении двенадцатилетней негритянской девочки. Слушая ее показания, Джон подумал – а что произошло бы, если бы отец жертвы убил преступника? Это стало началом работы над первой рукописью, которой Гришэм посвятил три года – при этом ему приходилось работать по десять часов в день без выходных. Однако это произведение было отвергнуто 28 издателями, пока в 1989 году роман "Вр

мя убивать" ("Пора убивать", "A Time to Kill") не был издан небольшим тиражом в 5 тысяч экземпляров (впоследствии эта книга многократно переиздавалась и была экранизирована). В тот же самый день, когда его дебютное произведение вышло из печати, Джон Гришэм начал писать следующую книгу. Сюжет о начинающем юристе, который обнаруживает, что фирма, в которую он устроился на работу, тесно связана с мафией, положенный в основу романа "The Firm" ("Фирма", 1991), вознес Гришэма на вершину писательской славы. Книга стала бестселлером года, а в 1993 году по ней был снят фильм.

В настоящее время Джон Гришэм является автором двадцати восьми романов, одиннадцать из которых экранизированы, а три легли в основу телесериалов. Среди наиболее успешных произведений писателя - "The Pelican Brief" ("Дело о пеликанах", 1992), в котором рассказывается об охоте мафии на студентку юридического факультета, "The Runaway Jury" ("Вердикт", 1996), повествующий о манипуляции присяжными во время судебного заседания и другие книги. Популярностью пользуются и его романы, в которых отсутствует уголовное расследование: "The Innocent Man: Murder and Injustice in a Small Town" ("Невиновный") - документальная повесть о жертвах судебных ошибок и "A Painted House" ("Покрашенный дом", 2001) - рассказ об убийстве, произошедшем н

глазах у мальчика, который так и не решается о нем рассказать.

С 2010 года Гришэм издает серию книг о мальчике Теодоре Буне, который ведет собственные расследование и помогает своим одноклассникам, а также взрослым, решать различные проблемы – от спасения имущества до поиска пропавшей одноклассницы. Последнее произведение писателя вышло в 2013 году. Это роман "Sycamore Row" ("Платановая аллея"), являющаяся сиквелом его дебютного романа.

Оставив юридическую практику, Джон Гришэм продолжает вести активную общественную деятельность. Он является членом совета директоров "Innocence Project" – общественной организации, занимающейся оправданием несправедливо осужденных, проведением ДНК-экспертиз, и улучшением судебной системы. Гришэм часто делает доклады о деятельности "Innocence Project" в Конгрессе США, а также выступает на телевидении и пишет статьи о жертвах судебных ошибок. Писатель активно занимается благотворительностью, и до сих пор сохраняет привязанность к своему детскому увлечению – игре в бейсбол. Он является локальным комиссаром Малой Бейсбольной Лиги, инициатором и спонсором строительства бейсбольных площадок для детей. Кроме того, Гришэм написал сценарий кинофильма "Микки", в котором проблема нарушения законов тесно переплетается с выступлениями детской бейсбольной команды.

Когда я открыл для себя творчество Джона Гришэма , криминально-детективно-юридической направленности, то в короткий период проглотил 14 романов. Его творчество, при должном внимании, очень быстро вовлекает в происходящее рассказываемых историй. Большая их част происходит на территории американского Юга, в том числе в округе Форд (есть отдельный одноименный сборник рассказов). В целом ряде книг Джона Гришэма фигурирует тюрьма Парчман, причем в контексте смертельной казни. Если говорить об интересе, которые вызывает тот или иной роман — он неоднороден. Есть довольно проходные романы Гришэма, которые забываются спустя неделю или не имеют выразительных черт, чтобы остаться на полке. Мой список условно называется топ-4, но это лишь мое субъективное мнение, основанное на 14 прочитанных произведениях автора из четырех десятков. Впрочем, в них попали самые известные книги автора, почти все экранизированные. Популярность Джона Гришэма и его книг в Голливуде — еще одна отличительная особенность популярности.

Признание — Сonfession

Темы смертной казни, юридических ухищрений, расизма обычно охватывают довольно узкую литературу, но в более широком смысле, перед нами детективная драма, в основе которой необычная история расследования жестокого убийства девушки . Хотя роман «Признание» (Confession) Джона Гришэма относится к позднему этапу творчества публициста — 2010 г., книга буквально захватывает своим повествованием, притом, что не может похвастаться хоть сколько-нибудь запоминающимися или харизматичными героями. Если отойти от привычных связующих линий с жанрами, перед нами остросюжетная история, темп которой нарастает от главы к главе и достигает апогея к концу основной части сюжета. История книги «Признание» — это история о чернокожем заключенном, которому остается все меньше дней, а после и часов до высшей меры наказания. Возможности для отмены приговоры тают с каждым новом отказом, но человек, который спустя девять лет сознается в преступлении, может обернуть ход событий вспять.

Сюжет книги Джона Гришэма не хватает звезд с неба по части витиеватости и проработанности множественных сюжетных линий, так как их всего две. Преподобный Кит Шредер из одного из городков штата Канзас принимает необычного прихожанина. Тревис Бойетт – хромающий мужчина средних лет с притупленным взглядом, который неожиданно признается, сначала не напрямую, в убийстве девятилетней давности. Молодая Николь Ярбер , студентка и участница группы поддержки футбольной команды, пропала в 1998 году. Ее тело не было найдено, и только некоторые вещи и косвенные неубедительные доводы указывают на похищение и убийство. Местные органы правопорядка городка Слоун поработали на славу, обвинив в преступлении чернокожего игрока футбольной команды Донти Драмма . Несмотря на отсутствие тела, и по-настоящему железных улик, кроме выдавленного силой признания, девятнадцатилетний парень становится на девять лет заключенным блока смертников. В другом штате преподобный Шредер начинает верить в ужасные рассказы своего гостя и принимает решение отправиться в Слоун, чтобы спасти жизнь невиновного парня.

Первая составляющая книги «Признание» – это детектив, в основе которого поиск истины о преступлении девятилетней давности. Есть две точки зрения на одно и тоже событие. С одной стороны мы имеет официальную точку зрения властей штата Техас, рекордсмена по количеству вынесенных и исполненных смертных приговоров в США. На деле Донти Драмма выросло, как грибы, несколько карьер и слишком много было сказано, чтобы менять что-то и отказываться от неочевидного. Дело уже касается не справедливости и поиска истины, не о слепой Леди Правосудия, но о защите личных интересов и отстаивании целостности всей системы. Приговор на основе неубедительных улик раз за разом подтверждали суды разных инстанций, а губернатора беспокоят только подавляющие голоса избирателей, которые традиционно выступают за смертную казнь. Система правосудия как единый организм взаимооберегает от признания неправоты каждую свою отдельную часть и каждый винтик, в свою очередь, не готов поколебать устоявшийся порядок вещей. Джон Гришэм (John Grisham ) очень тонко работает с этими метафорами.

Вторая точка зрения на те события 1998 года отстаивалась стороной защиты. Адвокат Робби Флэк положил свою карьеру под нож этого дела, веря в невиновность своего клиента и во всем поддерживая семью Драммов. Они в отчаянии от слепоты судебной системы, которая готова скорее ввести человеку смертельную инъекцию на основе неубедительных косвенных улик, чем признаться в ошибке или в неспособности найти настоящего убийцу молодой девушки в городе, добропорядочные белые жители которого требуют возмездия. Патологический преступник, насильник и похититель Бойетт излагает свою версию событий, но поверят ли человеку, который всю жизнь врет и уклоняется от закона. Даже если его доводы и подробности становятся все более убедительными. Вот на перекрестке этих двух полярных позиций и выстроена детективная составляющая книги «Признание» Джона Гришэма, которая продвигает читателя к разгадке, что же действительно случилось с красивой молодой девушкой.

Книгу «Признание» (Confession) Гришэма можно смело причислить к судебным драмам, хотя основные ее события не разворачиваются непосредственно в зале суда, как мы привыкли это видеть в кино. Процесс над Донти Драммом описывается в подробностях уже постфактум, но также невероятно интересно наблюдать за возможностями лавировать в бурном потоке юридических реалий. В послесловии автор благодарит ряд лиц, в том числе даже реального начальника тюрьмы в Хантсвилле, где традиционно приводятся в исполнение смертные приговоры в Техасе. Помимо самого костяка истории, которая все набирает обороты, по мере сокращения времени, важное внимание уделяется блоку смертников. Нам рассказывают о жизни в одиночной камере для еще недавно подающего надежды молодого человека. Чем он питается, как строит распорядок дня, что видит ежедневно вокруг себя, с какими предубеждениями сталкивается. Добавить к этому как всегда отлично раскрытую Гришэмом тему расовых предубеждений – оторваться очень тяжело на протяжении более чем 400 страниц текста.

Время убивать — Time to kill

Пожалуй, самая известная экранизация произведений Джона Гришэма увидела свет в 1996 году и многократно повысила дальнейший интерес широкой публики к литератору и его криминальным драмам. Картина Джоэла Шумахера с сильным актерским составом взяла почти все лучшее, что было в оригинальном произведении. Что же касается самого романа «Пора убивать» или «Время убивать» (Time to kill) 1989 года, то по доступной информации в сети, идея пришла к Джону Гришэму не случайно. Он был свидетелем дачи показаний маленькой девочкой, которую жестоко изнасиловали и избили. После трех лет работы, он закончил свое первое серьезное произведение, которое поначалу отвергло ряд издательств, а тиражи были минимальными еще почти десять лет, в том числе до выхода экранизации. Автор Джон Гришэм (John Grisham) провел дальше возможную цепочку событий и вложил в руки отца ребенка решимость наказать изуверов.

Роману «Пора убивать» часто дают жанровую принадлежность юридический триллер и в данном случае, это не просто броское словосочетание. Как и в случае с другими романами Гришэма, автор концентрируется в большей степени не на установлении точных обстоятельств некоего преступления, но на юридических последствиях и работе винтиков огромного механизма государственного правосудия. Например, сам факт насилия над маленькой Тони Хэйли не вызывает сомнений, как и личности преступников, которые известные и открыто называются по именам с самого начала. Как и дальнейший акт возмездия, несмотря на юридические формальности судопроизводства, полностью открыто подается и виновник известен. То есть детективная составляющая «Время убивать» здесь уходит на далекий второй план и история сосредотачивается на последствиях содеянного, с моральной и правовой точек зрения.

Возвращаясь к словосочетанию юридический триллер , хочется подчеркнуть, что, несмотря на 500-страничный объем, события «Время убивать» Джона Гришэма действительно развиваются с возрастающим темпом, и хотя процентов 20% текста можно было опустить (в основном посиделки, полусодержательные беседы, пьянство), в первый раз действительно внимаешь всему происходящему, даже мелочам на пути одного большого эпилога. Сам судебный процесс занимает всего примерно четвертую часть всей книги Time to kill, а большая часть событий развивается как раз в сегменте предваряющем. Здесь сходятся интересы белых и черных жителей округа, молодого адвоката и упорного обвинителя с амбициями на пост губернатора, общественных организаций защиты прав людей и ку-клукс-клана, отца изнасилованной девочке и родителей жестоко застреленных насильников.

Как и в ряде других произведений, в частности, во всех трех в этом материале, Джон Гришэм очень мощно и смело поднимает темы расовой нетерпимости, социальных предрассудков, сегрегации общества, борьбы за гражданские права и отмену смертной казни. После того, как чернокожий отец из автомата М-16 расправляется с мучителями дочери, не только белое население хочет возмездия, но и наиболее радикальная его часть – в книге большое внимание уделено деятельности ку-клукс-клана , в том скромном формате, в котором организация дожила до времени действия в 1980-х. Целая цепочка событий, в особенности юридического характера, завязана как раз на особенностях судопроизводства, таких как возможный перенос дела в другой округ, самопроизвольный отвод неугодных присяжных, давление на присяжных членов жюри, личные убеждения людей.

Основные отличия от экранизации 1996 г.

  • В фильме «Время убивать» 1996 г. итоговое решение жюри было продиктовано во многом благодаря проникновенной речи Джейка, где он просил присяжных закрыть глаза и выслушать историю о маленькой девочке и монстрах. В книге «Пора убивать» (Time to kill) заключительная речь была продолжительной, с усердием ставящей членов жюри на место отца маленькой Тони Хэйли, но та сама сцена с закрытыми глазами произошла за кадром. Об этом мы узнаем в самом конце текста, в последней главе. На самом деле работа жюри оказалась очень нервной и изматывающей – все двенадцать человек были под гнетом происходящего, не могли найти спокойствие, пока за окнами совещательной комнаты здания суда маршировали пять, а после — десять и пятнадцать тысяч людей, скандирующих «Свободу Карлу Ли» (Free Carl Lee!, Free Carl Lee!, Free Carl Lee !). Присяжные не могли несколько дней прийти к общему решению, просили судью отложить вынесение приговора. В итоге одна из дам по имени Ванда Уомэк попросила временных коллег зарыть глаза и представить, как два чернокожих пьяных наркомана насилуют маленькую белую голубоглазую девочку. После они в записках без имени ответили на вопрос, убили ли они насильников, будь то их дочь. Все двенадцать ответили положительно, а после и вынесли единодушное решение о невиновности Хэйли.
  • Заметно отличаются события, касающиеся участия ку-клукс-клана в описанных событиях. В кино «Время убивать» Дракон клана погибает от брошенной бутылки с зажигательной семью, а бразды правления в ситуации фактически взял на себя Фредди Ли Кобб (брат одного из убитых насильников, в исполнении Кифера Сазерленда). Это он стреляет в Джейка, а попадает в шею бойцу Национальной гвардии, руководит похищением Роарк, а в конце его и поддельников, наконец, выявляют и арестовывают шериф с помощниками. В романе «Пора убивать» Джона Гришэма предводитель не погибал, а роль Фредди Ли вообще сведена к минимуму. Неизвестно, кто стрелял из винтовки, как и личность мужчины, который напугал Роарк у дерева и остриг ей в книге волосы охотничьим ножом. Также в оригинале присутствовал некий стукач внутри ячейки, который называл себя Микки Маусом. Он предупредил по телефону о бомбе у дома Джейка, после развязал и отвез в больницу Роарк, а в конце романа его заживо сожгли за выявленную измену другие члены клана. У Джона Гришэма подразумевается, что еще до вынесения вердикта, мужчины разъехались по своим городам и судьба местной ячейки неизвестна.
  • В экранизации «Время убивать» 1996 практически полностью был опущен не утихающий конфликт между Джейком Брайгенсом и окружным прокурором Бакли. В романе они уже встречались в зале суда по разные стороны интересов, и тогда молодой адвокат вышел победителем. Зная о любви прокурора к прессе и амбициям подниматься дальше по социальной лестнице штата Миссисипи, Джейк постоянно пренебрежительно называл оппонента «Губернатором». Между ними постоянно возникали вспышки конфликта, очень часто перед глазами судьи Нуза, которому приходилось выступать разнимающим. Также в книге отсутствует почти примирительная сцена после вынесения вердикта на ступенях здания суда.
  • По понятным причинам, в фильме сократили участие наставника главного героя, юриста Люсьена Уилбэнкса, в исполнении Дональда Сазерленда. В оригинале Time to Kill он постоянно устраивал попойки в своем бывшем офисе, в том числе уговаривал выпить спиртное и молодого протеже. Кроме того, там не были не просто намеки на давнюю связь с секретаршей Этель – у них был даже общий ребенок и это установил суд. Что касается конкретно теперешнего процесса, Люсьен планировал подкупить одного из присяжных, с которым уже однажды делился прибылью от нужного вердикта, но в итоге сделка не состоялась.
  • Еще одним важным отличием двух произведений Time to kill можно считать разные временные рамки – более узкие в киноапдаптации, по понятным причинам. В фильме, чтобы поддерживать напряженность, складывается мнение, что от момента изнасилования девочки до финальной сцены фильма прошло пару недель. В оригинале Джона Гришэма же Карл Ли Хэйли расправился с насильниками не на следующий день, чтобы было бы более понятно для версии о невменяемости, а прошло целых шесть. Защита взяла на подготовку процесса целых три месяца, а обвиняемый регулярно встречался с дочкой, которая пошла на поправку. В фильме он вновь видит Тоню только после оправдательного приговора, на улице у суда.

Камера — The Chamber

Книга «Камера» (The Chamber) Джона Гришэма известна во многом благодаря своей экранизации 1996 года, где главные роли исполнили два актера из разных эпох, которые действительно по возрасту подходят к ампула внука и деда – Крис О’Доннелл и Джин Хэкмен. Джон Гришэм снова ярко апеллирует не только к тонкостям судопроизводства в США, но и к теме расовой нетерпимости. Дело в том, что вина главного героя в совершенном преступлении не подвергается сомнениям, за исключением некоторых аспектов тяжести. Заключенный блока смертников в тюрьме Парчмен (та же, что в «Признании» и фильме «Жизнь Дэвида Гейла») – не невинный пожилой человек, который был схвачен по ошибке и лишь свободы. Сэму Кэйхолл почти семьдесят лет и большую часть из них он прожил с ненавистью к чернокожим, евреям и другим группам людей, ненависть к которых воспитывалась с юношеских лет.

На вопрос, почему Сэм вступил в ку-клукс-клан много лет назад, он отвечает, что там были его братья, их отец, а до этого дед, а еще раньше прадед. Гришэм вновь затрагивает щекотливую тему клана, формирования его внутренней среды, проявлений на территории юга США. Причем речь не подожженных крестах или мелких диверсиях, но о целенаправленной подрывной деятельности против инакомыслящих, в том числе белых, которые слишком увлекались борьбой за равноправие. Пожалуй, большая часть интереса, вызываемого романом «Камера», завязана как раз на контрасте между молодым амбициозным юристом, который был оторван от своих корней в детстве, и пожилым мужчиной, который не знает другой жизни, чем ту, которую имеет. В книге «Камера» словно сталкиваются Гришэмом два разных мирах и эту пропасть можно переложить и на другие темы.

Несмотря на то, что «Камера» (The Chamber) – один из самых объемных книг Гришэма – около 550 страниц, интерес к происходящему, как в аналогии об аппетите и процессе поедания, только нарастает от главы к главе. Если вы преодолеете двухчасовое вступление, то останетесь с историей до последних строк. Детективная составляющая здесь преобладает, но, что удивительно, акцент смещен с расследования давнего преступления, в сторону самого прошлого Сэма Кэйхолла. Внук больше хочет узнать о своих корнях, чем о конкретной взрыве адвокатской конторы в 1967 году, когда погибло двое мальчиков. Гришэм, в свойственной ему манере, насыщает историю юридическими тонкостями США. Кроме того, интересно и небанально подана сама тема смертной казни и книгу можно смело причислить к критикам этого самого метода правосудия. Создается впечатление, что автор составил список из сотни интересных мини-тем и понемногу их внедрял – от пары строк до целой главы.

Вердикт за деньги — Runaway Jury

Американская система правосудия, одним из столпов которой является формат жюри присяжных, давно привлекает внимание литераторов и кинематографистов. Отобранные со всеми процедурами и правилами добропорядочные граждане штата беспристрастно и справедливо рассматривают уголовные дела разной важности и длительности, а после выносят свой законный вердикт. В большинстве случаев так и происходит, а процесс отбора этих самых присяжных относят к рутине, необходимым формальностям по одному из тысяч однотипных дел. В своей книге «Вердикт» Джон Гришэм в очередной раз показывает читателю, насколько условными могут быть все правила, ограничения, устоявшиеся нормы. Насколько гибким может оказываться закон и то самое понятие беспристрастности, когда речь заходит о бесконечной человеческой изворотливости, в борьбе за ресурсы и статус.

«Вердикт» Гришэма в художественной форме и применимо к вымышленной истории, гиперболизирует ту систему конкуренции, которая существует в любой правовой системе мира, где затронуты интересы разных сторон. Когда речь заходит о победе, о сохранение своих благ и свобод, не важно, торжествует ли справедливость в зале суда. Для каждой из сторон куда важнее отстоять свою точку зрения, убедить тех самых двенадцать присяжных (в случае с США). В нашей истории, вдова, муж которой умер от курения в течение тридцати лет, подает иск против табачной кампании. Казалось бы, один из сотен подобных процессов, но ответчик просто не может позволить себе проиграть. Такое понятие как прецедент здесь вступает в свою сокрушительную силу. Если истцы в книге добьются успеха, впервые в истории американского судопроизводства, тысячи подобных исков обрушатся на табачных магнатов, и их шансы будут таять с каждым новым дело.

в «Вердикте»Джон Гришэм (John Grisham) пошел даже дальше простой конкуренции в зале суда, когда ответчики с миллиардной прибылью нанимают самых дорогих юристов, в эксклюзивных костюмах. Автор вводит в роман «Вердикт» целое агентство, которое различными методами влияет на решение суда, давит на присяжных, на адвокатов истцов и всячески отрабатывает свои миллионные гонорары. Именно появление такого персонажа как Рэндела Финча придает «Вердиктe» особую изюминку. Гришэм на его примере показывает, насколько конфликт интересов может искажать абсолютно любые условности и правила. Поначалу описываемые практики кажутся фантастикой, но по мере развития истории, по мере погружения в процесс, не перестаешь удивляться изобретательности человеческой природы, которой она достигла в наше время всеобщей борьбы за интересы.

Автор мастерски расписывает подробно, раскладывает по полочкам весь судебный процесс над табачной кампаний, каким он мог бы быть. Здесь эксперты научной области, бывшие работники индустрии, жертвы курения, привлеченные юридические умы с обоих сторон. Плюс погружение во внутреннюю кухню работы жюри присяжных – автор словно проводит нас за кулисы этого театрализованного представления. Как и в трех остальных книгах, в этом материале, более 400 страниц проходят буквально на одном дыхании, и здесь нет скучных диалогов, лишних сюжетных линий и бесполезных персонажей.