Понятие экономической культуры
Экономической культурой общества называется система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиции и норм, регулирующие экономические отношения и поведение.
Экономическая культура диктует особое отношение к формам собственности, совершенствует предпринимательскую среду.
Экономическая культура представляет собой неразрывное единство сознания и практической деятельности, которое является определяющим в развитии экономической активности человека и проявляющееся в процессе производства, распределения и потребления.
Замечание 1
Наиболее важными элементами в структуре экономической культуры можно назвать знания и практические умения, нормы, которые регулируют особенности поведения человека в экономической области, способы ее организации.
Сознание является основой экономической культуры человека. Экономические знания представляют собой комплекс экономических представлений человека о производстве, распределении, обмене, а также потреблении материальных благ, о формах и методах, которые способствуют устойчивому развитию общества и влиянии на его формирование экономической процессов.
Экономические знания – это первостепенный компонент экономической культуры. Они позволяют выработать наше представление об основных закономерностях развития экономики общества, об экономических взаимосвязях в окружающем мире, развивают наше экономическое мышление и практические умения, позволяют развить экономически грамотное, нравственно обоснованное поведение.
Экономическая культура личности
Важное место в экономической культуре личности занимает экономическое мышление, которое дает возможность познавать сущность экономических явлений и процессов, правильно использовать усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации.
От социально-психологических качеств участников экономической деятельности во многом зависит выбор образцов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач. Направленность личности характеризуют социально значимые ценности и социальная установка.
Экономическую культуру человека можно увидеть, рассмотрев комплекс его личностных свойств и качеств, представляющих результат его участия в деятельности. Уровень культуры конкретного человека в области экономики можно оценить по совокупности всех его экономических качеств.
В действительности экономическая культура всегда подвержена влиянию образа жизни, традиций, менталитета, которые свойственны данному народу. Поэтому в качестве образца, или тем более идеала, нельзя брать какую-либо чужую модель функционирования экономики.
Замечание 2
Для России, по всей вероятности, ближе всего европейская модель социально-экономического развития, являющаяся более гуманной, чем американская или японская, которая основывается на ценностях европейской духовной культуры и включает широкую систему социальной защиты населения.
Однако и эта модель может использоваться только при обязательном учете тенденций и особенностей развития национальной русской культуры, в противном случае говорить об экономической культуре и ее роли совершенно бессмысленно.
Функции экономической культуры
Экономическая культура выполняет несколько важных функций.
- Адаптационная функция, являющаяся исходной. Именно она позволяет человеку, адаптироваться к социально-экономическим условиям общества, типам и формам экономического поведения, приспосабливать к своим потребностям социально-экономическую окружающую среду, например, производить необходимые экономические блага, распространять их путем продажи, сдачи в аренду, обмена и т.п.
- Познавательная функция, которая координируется с адаптационной функцией. Знания, содержащиеся в экономической культуре, знакомство с ее идеалами, запретами, правовыми нормами дает возможность человеку иметь надежный ориентир для выбора содержания и форм своего экономического поведения.
- Нормативно-регуляционная функция. Экономическая культура диктует индивидам и социальным группам выработанные ею определенные стандарты и правила, влияющие на образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации.
- Трансляционная функция, которая создает возможность для диалога поколений и эпох, передавая из поколения в поколение опыт экономической деятельности.
Введение
Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, к примеру: связь с религией; региональная принадлежность культуры; принадлежность к историческому типу общества; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией и др.
Когда речь заходит о экономической и политической культуре, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества.
Существуют разнообразные отрасли, типы, виды и формы культуры. Но есть культуры, которые не относятся ни к одному из перечисленных пунктов. Это духовная и материальная культура. Их нельзя отнести ни к отраслям, ни к формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.
Экономическая культура
Сущность и функции
Экономическая культура включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда.
Экономическая культура является составной и немаловажной частью всеобщей культуры. Цивилизованный человек, прежде всего -- это личность с высокоразвитой экономической культурой. Все ученые по-разному определяют суть экономической культуры. Но все эти определения сводятся к одному единому мнению, что экономическую культуру можно рассмотреть как в узком, так и в широком смысле этого слова.
В широком смысле слова Экономическая культура -- это система материальных и духовных средств, созданных обществом в производственной деятельности: города, сооружения, машины, дороги и т.п; навыки, умения, экономические знания и умения, способы и формы коммуникации между людьми, экономический разум.
В узком смысле слова Экономическая культура -- это однотипный способ экономического мышления и деятельности группы, народа, индивидов. С его помощью люди привыкают к определенным социально-экономическим условиям своего существования. В экономическую культуру входит также совокупность экономических ценностей, интересов, умений, правил, норм и навыков, которые регулируют экономическое поведение. Иначе говоря, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.
Предприятие, выпускающее бракованную продукцию, считается предприятием с низкой культурой производства. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда грубят продавцы, говорят о низкой культуре потребления. Проще говоря, экономическая культура является неким инструментом, «языком», с помощью которого люди общаются друг с другом в процессе экономической деятельности.
Каждая экономическая эпоха уникальна своим уровнем и типом экономической культуры населения. Притом, естественно заметить, что разнообразные группы населения имеют существенные различия по уровням экономической культуры. Так, к примеру, ученые экономисты имеют теоретическое экономическое сознание. Чиновники в государственных структурах, менеджеры, директора, предприниматели обладают культурой практического экономического мышления.
В современном мире экономическая культура всё чаще совпадает с социальностью и цивилизованностью общества. В ней главенствующая роль отводится учету интересов не только индивидуальных, но и групповых. Традиционные «идеалы» в экономическом развитии (количественный рост, прибыль) заменяются более «человеческими» целями.
Сегодня тип социально-ориентированной и также экономики оценивается уже с более иной стороны -- как «озадаченный», «понимающий», «полезный», «целесообразный», «разумный», все больше схожий с интересами каждого человека. Сейчас закладываются основы новой экономической культуры, а именно: создание общественных условий, которые обеспечат необходимые соц ориентации поведения субъектов хозяйствования в общем и отдельно -- поведения лиц, которые принимают решения; поддержание мобильной системы связи и информации; совершенствование уровня рекламы; организация деятельности экономических и финансовых институтов (банков, банков, бирж, аудиторских служб, страховых обществ) и т.д.
Всё, что сейчас происходит, должно привести к созданию информационно-компьютерного общества, в котором разнообразные потребности людей, различие их интересов -- залог развития и успеха всего социума, условие его усовершенствования. Особенностью такого общества будет множество вариантов выбора экономических решений, основанных на удовлетворении разнообразия интересов, мотивов различных субъектов экономической деятельности, а также учет многообразия факторов и условий: социальных, экономических, экономико-психологических и технических.
Основные функции, которые выполняет экономическая культура:
- v познавательная
- v прикладная
- v воспитательная и т.д.
Новые знания в экономической сфере стимулируют переоценку старого уровня знаний и осознание тенденций к развитию общества и перспективу этого развития. Что касается прикладной функции , то активность участников экономических отношений зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их практически, т. е. от экономического сознания людей.
Происхождение понятия «культура» (от лат colo -- обрабатывать, возделывать почву) непосредственно связано с материальным производством земледельческим трудом. На начальных этапах развития человеческого общества это понятие идентифицировалось с основным видом экономической деятельности того времени -- земледелием. Однако последовавшее вскоре размежевание духовной и материально_производственной сфер человеческой деятельности создало иллюзию их полной автономии. Понятие «культура» постепенно стало отождествляться лишь с явлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас. Однако наряду с этим доминирующей точкой зрения является та, согласно которой культура не ограничивается исключительно явлениями духовной жизни общества. Она присуща всем видам и формам деятельности людей, в том числе и экономической.
Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально_выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально_производственная жизнь людей.
Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.
Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.
Первый уровень -- продуктивно_репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.
Второй уровень -- генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.
Третий уровень -- конструктивно_инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.
Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.
Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.
Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.
Культура производства включает в себя следующие основные элементы:
- 1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно_технического, организационного, социального и правового характера;
- 2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;
- 3) социально_психологический климат в производственном коллективе;
- 4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.
В современном обществе существует тенденция повышения культурного уровня производства. Она находит свое выражение в использовании новейших техники и технологических процессов, передовых приемов организации труда, прогрессивных форм управления и планирования, достижений науки.
Однако объективный характер поступательного развития экономической культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность этого развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны -- степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, поэтому эти изменения зависят от знаний, воли, объективно сложившихся интересов людей. В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои в отдельных сферах и экономической культуре в целом.
Прогресс в развитии экономической культуры обусловливается прежде всего преемственностью способов, форм деятельности поколений, усвоением тех из них, которые доказали свою эффективность, и уничтожением неэффективных, отживших.
В конечном счете в ходе развития экономической культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой производственной деятельности, способствуют его становлению как активного субъекта экономических процессов.
Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.
Экономическая культура самым непосредственным образом (и это является самым важным в данной проблематике) влияет на развитие экономики. Такое влияние осуществляется через экономическую деятельность людей. Последняя зависит в свою очередь от того, что ценят или нет, чего боятся или к чему стремятся экономические агенты, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой (какие экономические блага более или менее предпочтительны);нормы в сфере экономики (экономические нормы массового поведения);приоритеты и предпочтения в экономической сфере (выбор людьми тех или иных экономических благ);экономические потребности (индивидуальные, семейные, групповые на разных уровнях);мотивация экономического поведения (объяснения, оправдывающие действия и поступки, а также выбор ценностей и норм).
Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.
Ориентации субъекта экономического процесса лежат в основе типологии экономической культуры. Если не существует специализированных экономических ролей, если они не отделены от религиозных, политических или иных ориентации, то можно говорить об экономической культуре патриархального общества или традиционной экономической культуре. Наличие специализированных экономических институтов, но низкая индивидуальная активность субъектов свидетельствуют о другом типе экономической культуры - промежуточном, но все еще докапиталистическом.
Ключевой категорией в членении человеческой истории на этапы, типы общественных систем является дифференциация - различение ролей, статусов, институтов и организаций, специализированных на выполнении отдельных функций, в том числе и экономических, которые появляются в ходе эволюции общества.
За всю историю человечества можно установить два основных способа экономического воспроизводства. Соответственно определяются две основные формы или модели экономической культуры.
Экономический процесс может осуществляться в форме «централизованно управляемого хозяйства», т.е. регулироваться планами одного составителя планов. Если экономическая ячейка невелика и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой семье, то речь идет о «собственном натуральном хозяйстве». Или же ситуация, в которой экономический процесс планируется в масштабах целой нации (натурально-общинная форма государственного хозяйства). Обе эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяйства, а значит, к закрытому типу общества.
Что касается социализма, то свою общеэкономическую задачу, распадающуюся на три момента: определение структуры общественной потребности; распределение ресурсов общества для удовлетворения потребности и распределение произведенного продукта, - он решал натуральным образом, т.е. в рамках экономической культуры централизованно управляемого хозяйства.
Базовой моделью открытого, современного общества является экономическая культура рыночного хозяйства, в которой многочисленные индивидуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между собой в формах рынка, функционируют по принципу самоорганизации. Координация планов хозяйствующих субъектов осуществляется через цены и меновые стоимости. Данная экономическая культура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI - XVIII вв.
Современный тип экономической культуры предполагает наличие «человека экономического» с его деловитостью, разумным восприятием новшеств и самодисциплиной, с развитой сетью специализированных экономических институтов.
Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует, по Веберу, «целерациональному типу действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической необходимости. Каждодневному решению экономических задач обязано человечество своей начальной подготовкой в области рационального мышления и поведения.
Человек экономический инициирует рационализацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие: рационализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом.
Разрабатывая тему «человека экономического», А. Смит - провозвестник современной экономической культуры - сформулировал всемирно известную концепцию «невидимой руки». Он убеждал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека в классической школе политэкономии признавался своекорыстный интерес. Человек реализует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «... В этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».
Важнейший теоретический и практический вопрос экономической культуры - о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека - в условиях рынка решается экономическим способом. Государство же, по А. Смиту, должно:
1) взять на себя то, что не может делать частное лицо или то, что не выгодно частному лицу - заботу о народном образовании, общественных работах, развитие и содержание транспорта и связи, расширение коммунальных услуг и т.д. ;
2) поддерживать «естественный порядок», важной стороной которого является режим свободной конкуренции. В экономических условиях того времени монополии могли существовать только с помощью государства;
3) охранять жизнь, свободу и собственность граждан, опираясь на такие регуляторы, как определение минимума зарплаты, политические институты, органы правосудия.
Характеристика экономической культуры «рыночного хозяйства» включает в себя основные компоненты экономической демократии, называемой также «экономикой участия».
К основным формам системы участия относятся: а) участие в прибылях или «успехе предприятия»; б) в собственности; в) в управлении.
Коренное преобразование в отношениях собственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры допустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы создадут реальные возможности для становления и укрепления современной экономической культуры, что позволит России, как и любому другому постсоциалистическому государству, стать составной, органической частью цивилизованного мира.
1Экономическая культура современного человека, являющаяся частью общей культуры, продолжает развиваться и расширять сферу своего влияния, что обусловлено ростом мировой экономики. В современное время актуально рассмотрение нравственного аспекта экономической культуры. Ведь мораль и нравственность выступают ограничителем, не позволяющим экономическому аспекту деятельности человеческого сообщества привести к общей катастрофе (например, экологической).
Экономическая культура - это культура присвоенного материала, сформировавшаяся на базе освоения экономического аспекта предметов окружающего мира (выявления их экономической стоимости). Носители различных этнических и религиозных идентичностей в ходе национального исторического процесса создавали и реализовывали самые разные способы хозяйствования. Поэтому так различна экономическая культура китайцев, россиян, англичан, итальянцев, основанная на православных, конфуцианских, протестантских и католических и иных традициях. Разная философия хозяйствования определяла своеобразие этнического менеджмента. Древние традиции, исчезая внешне, продолжают определять особенности восприятия носителями разной культуры экономического процесса. Экономическая культура каждого общества своеобразна, ведь там присутствует только свой идентичный уклад хозяйствования, денежная единица, способы организации, ведения и управления экономической деятельностью. Хотя, несомненно, явление глобализации, международный язык общения (английский язык) позволили интернационализировать и сделать понятными для многих правила ведения международного бизнеса. Существование таких организаций как ВТО, Всемирный банк говорит о том, что экономическая культура едина, хотя и она питается из разных этнических и религиозных традиций, менталитета, способов мышления, является определенным показателем глобализированности мира. В настоящее время благодаря явлению глобализации, транснационализации происходит интегративное взаимодействие одних экономических культур с другими, что оказывает положительное влияние и считается фактором роста экономик национальных государств.
Экономическая культура человека, общества, государства эволюционирует по мере развития, нарастания темпов роста мировой экономики. Экономическая культура развивается более ускоренными темпами при уменьшении роли государства в экономике и разрастании негосударственного сектора. Разгосударствление экономики, приватизация госсобственности, с целью повышения эффективности управления ею - эти внешние меры играют положительную роль в развитии экономической культуры отдельного человека.
Экономическая культура человека определяет его мышление, поступки, действия в экономической сфере. Экономическая культура является базисом для формирования и апробации новых экономических идей, направленных на повышение эффективности данной сферы. Позитивные показатели состояния экономической культуры человека и общества свидетельствуют об их потенциальных возможностях в сфере трудовых ресурсов и в иных экономических сферах деятельности. Достижения экономической культуры человечества отражены как в материальных (суперсовременные здания, корпорации и т.д.), так и в духовных носителях (современные ноу-хау, научно-технический интеллектуальный продукт).
Повышение показателей экономической культуры человека, общества и государства усиливает степень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере экономики, повышает качество товаров, услуг, оптимизирует соотношение «цена-качество», увеличивает покупательную способность и благосостояние граждан. Рост экономической культуры населения благоприятным образом сказывается на показателях экономики, отражающих ожидание граждан. Центрами культивирования экономической культуры, несомненно, являются учреждения среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Молодое поколение, вливаясь в общество со студенческой скамьи, привносит новые образцы экономической культуры, которые затем апробируются на практике, изменяются, корректируются. Важным вопрос в этом смысле является экономическая идентичность человека, общества и государства. Насколько сформированная экономическая идентичность отвечает вызовам современности, насколько она прогрессивна, конкурентоспособна, сильна в смысле традиций.
Библиографическая ссылка
Каргаполов В.Е. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=364 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»