Из чего образовались приказы. Приказы в XVII веке в России

ПРИКАЗЫ - органы центрального управления в России в конце XV- первой четверти XVIII веках, первые в стране собственно государственные учреждения, пришедшие на смену великокняжескому дворцово-вотчинному управлению.

Ста-нов-ле-ние при-каз-ной сис-те-мы бы-ло вы-зва-но ус-лож-не-ни-ем за-дач, встав-ших пе-ред на-ро-ж-дав-шей-ся мо-нар-хи-ей в свя-зи с фор-ми-ро-ва-ни-ем Русского государства во второй половины XV века. На на-чаль-ном эта-пе за-ро-ж-де-ния приказов их со-став фор-ми-ро-вал-ся из дья-че-ско-го шта-та Каз-ны, Боль-шо-го двор-ца (смотрите в статье Двор-цы) и, воз-мож-но, ко-мис-сий Бо-яр-ской ду-мы.

При-каз-ная сис-те-ма, в це-лом сло-жив-шая-ся в 1530-1570-х годах, не от-ли-ча-лась функ-цио-наль-ной чёт-ко-стью: ка-ж-дый приказ об-ла-дал как ис-пол-ни-тель-ной, так и су-деб-ной вла-стью, од-но-род-ные функ-ции ис-пол-ня-ли раз-лич-ные приказы - в за-ви-си-мо-сти от ка-те-го-рии на-се-ле-ния и от тер-ри-то-рии, на ко-то-рые рас-про-стра-ня-лись их пол-но-мо-чия.

Сре-ди приказов при-ня-то вы-де-лять двор-цо-вые, ве-дав-шие хо-зяй-ст-вом го-су-да-ря, об-ще-го-су-дар-ст-вен-ные (от-рас-ле-вые, тер-ри-то-ри-аль-ные, тер-ри-то-ри-аль-но-от-рас-ле-вые), а так-же пат-ри-ар-шие и ми-тро-по-ли-чьи. Для ре-ше-ния от-дель-ных, как пра-ви-ло, экс-т-ра-ор-ди-нар-ных за-дач соз-да-ва-лись вре-мен-ные приказы (например, Де-неж-но-го сбо-ра при-каз). Цен-тра-ли-за-ция государственного управ-ле-ния на про-тя-же-нии все-го XVII века осу-ще-ст-в-ля-лась пу-тём пе-ре-да-чи ру-ко-вод-ства не-сколь-ки-ми приказам од-но-му ли-цу (князю И.Б. Чер-кас-ско-му, Ф.И. Ше-ре-ме-те-ву, Б.И. Мо-ро-зо-ву, И.Д. Ми-ло-слав-ско-му , И.М. Ми-ло-слав-ско-му и другим). В 1655-1676 годы над-зор за дея-тель-но-стью всех приказов от име-ни ца-ря осу-ще-ст-в-лял Тай-ных дел при-каз. Фор-ми-ро-ва-ние при-каз-ной сис-те-мы про-ис-хо-ди-ло од-но-вре-мен-но с со-з-да-ни-ем ор-га-нов са-мо-управ-ле-ния на мес-тах - зем-ских изб (смотрите в статье «Зем-ское управ-ле-ние») и губ-ных уч-ре-ж-де-ний.

К двор-цо-вым приказам от-но-си-лись Боль-шо-го двор-ца при-каз (1501 год, до 1527 года Двор-цо-вая из-ба), Ко-ню-шен-ный при-каз (1548 год, до 1573 года Ко-ню-шен-ная из-ба), Ка-зён-ный при-каз (начало 1580-х годов) и другие. Юрис-дик-ция важ-ней-ших об-ще-государственных от-рас-ле-вых приказов рас-про-стра-ня-лась главным образом на центр. уез-ды стра-ны (Ям-ской при-каз,Раз-ряд-ный при-каз, Стре-лец-кий при-каз, По-ме-ст-ный при-каз, По-соль-ский при-каз, Раз-бой-ный при-каз, Боль-шо-го при-хо-да при-каз). Од-но-вре-мен-но с ни-ми в середине XVI века об-ра-зо-ван об-ще-государственный тер-ри-то-ри-аль-ный Ка-зан-ско-го двор-ца при-каз (в 1637 году из не-го вы-де-лил-ся Си-бир-ский при-каз), ис-пол-няв-ший те же функ-ции, что и от-рас-ле-вые приказы, но на оп-ре-де-лён-ной тер-ри-то-рии. Схо-жи-ми с ним бы-ли при-каз Великого княжества Ли-тов-ско-го (1656-1666 годы; в 1673-1710 годах вме-сто не-го дей-ст-во-вал при-каз княжества Смо-лен-ско-го), Ма-ло-рос-сий-ский при-каз (1662-1722 годы) и ве-дав-ший Сло-бод-ской Ук-раи-ной Ве-ли-кой Рос-сии при-каз (1687-1700 годы). К тер-ри-то-ри-аль-но-от-рас-ле-вым приказам от-но-си-лись Вла-ди-мир-ский суд-ный при-каз, Мо-с-ков-ский суд-ный при-каз и другие Их уз-ко-спе-циа-ли-зированные пол-номо-чия (су-деб-ные) рас-про-стра-ня-лись на од-ну и ту же ка-тего-рию лю-дей, но на раз-ных тер-ри-то-ри-ях. Каз-ной и хо-зяй-ст-вом пат-ри-ар-шей ка-фед-ры управ-ля-ли Пат-ри-ар-ший двор-цо-вый при-каз, Пат-ри-ар-ший ка-зён-ный при-каз, а ми-тро-по-личь-их ка-федр - ми-тро-по-ли-чьи ка-зён-ные и двор-цо-вые приказы. Суд над ду-хо-вен-ст-вом и ми-ря-на-ми по ду-хов-ным де-лам в Пат-ри-ар-шей об-лас-ти (епар-хии) осу-ще-ст-в-ля-ли в раз-ные го-ды Пат-ри-ар-ший раз-ряд-ный при-каз и Пат-ри-ар-ший ду-хов-ный при-каз, в епар-хи-ях - суд-ные ми-тро-по-ли-чьи при-ка-зы.

Приказы как государственные учреждения, предположительно, возникли непроизвольно: какому-нибудь лицу или нескольким лицам поручается ведение некоторых дел, «приказывается» ведать этими делами - и возникает приказ , который иногда даже называется именем человека, кому приказано, например «Приказ (четь) дьяка Варфоломея».

Название избы и приказа употреблялось сначала смешанно, но затем за известными органами управления утвердилось название приказов, за другими - изб.

Название палата было более почётным, чем изба .

Дворами и дворцами назывались органы управления, заведовавшие преимущественно хозяйственной частью; иногда, впрочем, этим именем назывались и те органы управления, которые ведали отдельными областями государства.

Названия палата , двор , дворец заимствованы от помещений.

Происхождение названий трети и четверти стоит в связи с делением государства при Иоанне III на три части, при Иоанне IV - на четыре. Впоследствии название четверти стало присваиваться и другим приказам.

Появление и краткая история

Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 году , в грамоте великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю .

Приказы при Иване III

Иван IV

Смутное время

После смерти Бориса Годунова до избрания на престол Михаила Фёдоровича Романова новых приказов не было учреждено, ввиду общей разрухи некоторые прекратили свою деятельность. Так, с потерей для России Смоленска был уничтожен Смоленский разрядный приказ, не встречаются также Дмитровский и Рязанский судные приказы.

Михаил Федорович

Алексей Михайлович

Федор Алексеевич

После правления царевны Софьи до учреждения коллегий

Расположение приказов

Состав приказов, их ведомство и устройство

Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие - письменной частью. Первые назывались судьями , вторые - дьяками и подьячими .

Судей в приказах было по одному, а в более важных - по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы , иногда же - стольник или дворянин . Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел , который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя.

Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи , во дворце - трубники , в других приказах - дети боярские , недельщики , деньщики, пушкари . Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.

Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе.

Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям. Профессор В. И. Сергеевич полагал, что дела в приказах решались, по всей вероятности, единогласно; Неволин и профессор М. Ф. Владимирский-Буданов считали иначе. «Хотя по закону, - говорит первый, - в тех приказах, где было несколько судей, дела надлежало решать всем судьям вместе, но на самом деле первенствующий судья имел такую силу, что он делал что хотел» («Соч.», VI, 141). «Даже в случае множественности членов, - замечал Владимирский-Буданов, - присутствие не составляло коллегии и дела решались не по большинству голосов». Это мнение опирается на указ Петра I от 22 декабря 1718 года (Полн. Собр. Зак., 3261), который по поводу учреждения коллегий говорит, что в них дела не будут решаться так, как в старых приказах, где что боярин приказывал, то товарищи его исполняли. В руках подьячих, по словам Владимирского-Буданова, «находилось фактически все управление государством; они крайне злоупотребляли своим положением по причине отсутствия высшего и среднего образования и недостаточности определения в законе условий государственной службы».

Делопроизводство

Канцелярии некоторых приказов делились на повытья и столы , ведавшие определённый род дел или определённую ветвь управления. Дела в приказах производились на столбцах из простой бумаги. До издания «Уложения» не видно, чтобы дела по мере поступления заносились в какой-нибудь реестр. Докладывались они целиком или же особой запиской с присоединением нужных справок и узаконений. Решения судей писались на подлинных бумагах, или на записках, или заносились в особые книги. «Уложение» предписывало в каждом приказе иметь за подписью дьяка особую книгу, куда подьячие должны были записывать судные дела и судные казенные пошлины немедленно по окончании суда. В 1680 году было постановлено, чтобы в указах и вообще в делах приказа обозначался по имени один только главный судья. Скрепляли и помечали дела дьяки и подьячие; бояре и вообще судьи приказа нигде своих рук не прикладывали; только одни послы подписывали договорные записи при международных сношениях.

Сношения приказов между собой происходили путём памятей . Исключение составлял один Разряд: до 1677 года в приказ, где заседали думные люди, Разряд писал памятями, а в другие приказы - указами. В 1677 году было повелено, чтобы во все без исключения приказы Разряд писал только указами. Памяти и указы писались на имя судей, а впоследствии - на имя главного судьи с товарищами; имя самого приказа обозначалось только на конверте.

Указы, которые посылались из приказов в города к боярам, воеводам и приказным людям о разных делах, по словам Котошихина , писались по такой форме: «от царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, боярину нашему такому-то». Таким же образом писали и к средним воеводам: сначала обозначали чин, если то лицо, к которому писали, было князь, стольник или стряпчий, затем имя; обращаясь к простому дворянину, писали только имя его, отчество и прозвание. Если боярин, воевода, приказные люди, послы, посланники, гонцы и др. писали отписки по разным делам, которые они ведали, к царю в приказ, то для этого существовала такая форма: «государю царю и великому князю», затем следовал титул, а после титула: «холоп твой Янка Черкаской (Ивашко Воротынской) с товарыщи (если они были) челом бьют (челом бьёт)». В отписках лица эти своего титула и чина не означали. Отписки адресовались не в приказ, а таким-то лицам (судьям) или такому-то лицу (главному судье) с товарищами, в таком-то приказе.

Та же форма соблюдалась и в челобитьях в приказы. Простой человек писался в челобитье также полуименем, как и князь; посадские люди и крестьяне писались не холопами, а «рабами и сиротами». Точно так же писали себя полуименем и «рабами и сиротами» жены и дочери разных чинов, хотя отцов своих и мужей называли в челобитных полными именами, означая их прозвище и чин (Котошихин, гл. VIII, п. 5).

Взаимодействие приказов с городами до учреждения в 1666 году почты производилось посредством нарочных. В 1649 году , во избежание посылки нескольких гонцов по одному и тому же направлению, как это нередко бывало, было постановлено, чтобы приказы сносились друг с другом, прежде чем послать куда-нибудь гонца. Ответ на бумаги, присланные от воевод и не требовавшие скорого решения, посылался не с нарочным гонцом, а при случае. Точно так же и воеводы с приказными людьми не должны были отправлять неважные бумаги в Москву с нарочными гонцами, но ожидать гонцов из Москвы и через них уже передавать бумаги. Дела в приказах иногда, по особому распоряжению государя, подвергались ревизиям, но это происходило редко и только в особых случаях.

Судопроизводство в приказах

Отдельные приказы ведали судом тех лиц, которые были им подчинены. Если ответчик находил, что судья ему не друг или было у него с ним какое-нибудь дело, то он обращался к царю с челобитьем и последний назначал его дело к разбору в другом приказе. Ответчик должен был сделать это до суда; в противном случае его челобитье оставалось без результата и суд признавался правильным. Иск в приказ вчинялся посредством подачи истцом судьям приставной памяти, названной так потому, что она вела за собой посылку пристава для вызова ответчика в суд. Дьяки закрепляли эту память, записывали её в книги и затем посылали приставов к ответчику, чтобы он, его жена, сын или же поверенный («человек, которой ходит за делами», как выражается Котошихин) стали к ответу в приказе. Когда находили ответчика или его поверенного, то на нём и на истце брали поручные записи, что они явятся в срок к разбору дела. Срок этот назначался судьями или же истцом и ответчиком по взаимному соглашению. Если бы назначенный срок оказался для них почему-нибудь неудобным, то по их челобитью он мог быть отодвинут далее. Пока истец не представлял поручителей по долговому делу, оно не разбиралось; если же их не представлял ответчик, то его отдавали под надзор приставам или держали скованным в приказе впредь до представления им поручителей или же до окончания судного дела. Если бы в срок, назначенный для разбора дела, истец не явился, то ему отказывали в иске; если же не являлся ответчик, то он считался виновным без суда и дело решалось в пользу истца. Иногда с истца и ответчика брались поручные записи, чтобы они до окончания дела не уезжали из Москвы. В случае нарушения этой записи со стороны истца , он лишался иска, а царские судные пошлины брались на его поручителях; в случае отъезда из Москвы ответчика иск и пошлины без суда доправлялись с его поручителей, хотя бы ответчик и не был виновен. Когда наступал срок, назначенный для разбора дела, истец с ответчиком являлись в суд. Истец подавал судье челобитную; судья, прочитав её, спрашивал ответчика, готов ли он отвечать? Если он был не готов, то ему для этого давался известный срок, но челобитной истца в этом случае ему не читали и не давали её на руки. Если же истец заявлял, что он готов отвечать на челобитную истца, то последняя читалась ему и он должен был возражать против неё. Возражения он мог делать лично или через поверенных. Во время разбирательства подьячие записывали речи сторон, а по окончании судоговорения прочитывали им написанное, и стороны прикладывали свои руки к судному делу; за неграмотного подписывал тот, кому он верил. После этого истец и ответчик опять отдавались на поруки, а подьячие выписывали коротко, что кто говорил, а также узаконения, на основании которых можно было решить это дело, и судьи решали его; если же дела нельзя было решить в том приказе, где происходило судоговорение, то оно отсылалось к царю и боярам, которые и постановляли решение. Дела велено было решать по Уложению и царским указам, а в случае каких-нибудь затруднений обращаться за разъяснением в думу или к самому царю. Доказательствами в исках являлись крестное целование, свидетельские показания и письменные документы. В делах денежных, заемных, товарных и др., при которых могли применяться письменные доказательства, кабалы и записи, последние имели решающее значение (Уложение X, 169; XIV ст. 16), и если бы у кого кабалы или записи каким-нибудь образом уничтожились, то хотя бы он представлял, говорит Котошихин, и 20 человек свидетелей, свидетельство последних ставилось ни во что. Давностью для кабал и записей считалось 15 лет. Если иск был признан правильным, деньги взыскивались в пользу истца с ответчика; кроме того с него взыскивались царская пошлина, по 10 денег с рубля, и судебные издержки («проести, волокиты и убытки») в пользу истца. Если ответчик не уплачивал долга, его понуждали к этому путём правежа; затем, в случае несостоятельности ответчика и невозможности со стороны его удовлетворить сумму иска, он «выдавался головой» истцу, то есть отдавался на некоторое время на известных, определённых уложением, условиях в услужение истцу; царские пошлины в этом случае взыскивались с истца. По истечении времени, определённого для погашения долга, истец обязан был привести находившееся в его услужении лицо в тот самый приказ, который выдал ему это лицо «головой», и приказ отпускал его на волю. Никто не мог держать более определённого срока лиц, выданных головой. В делах о бесчестье с виновного взыскивались деньги в том размере, в каком обиженный получал жалованье от царя; за бесчестие жены взыскивалось вдвое, дочери - вчетверо, сына, не состоявшего на службе, - вполовину против отца. В случае несостоятельности виновного били кнутом. Дела в приказах велено было решать без задержки, но это никогда не исполнялось, и приказы были известны медленностью своих решений, вошедшей в поговорку под именем «московской волокиты». Если бы ответчик во время разбора дела заявил иск против своего истца, дело его должно было быть разобрано немедленно, не выходя из суда, хотя бы исков было два и три по разным челобитным. Каждый из этих исков составлял самостоятельное дело, и подьячие не могли соединять их в одно. Такой порядок разбора исков ответчика был установлен для уменьшения волокиты. В делах уголовных, ведавшихся в Разбойном и Земском приказах, приказами производился следственный процесс - розыск.

Перечень и система деления приказов

Общее число приказов пока с точностью неизвестно и определяется различно. Котошихин в 1660-х годах указывает 42 приказа, профессор Владимирский-Буданов насчитывает их только 39, другие исследователи - 40, 47 и более 60. Разница в счёте происходит, главным образом, от того, что учёные не условились, во-первых, относительно времени, для которого они хотят установить общее число приказов; во-вторых, одни считают за самостоятельные приказы такие, например, как приказ золотого и серебряного дела , царскую и царицыну мастерские палаты и т. п., а другие (Владимирский-Буданов) видят в них только хозяйственно-промышленные заведения; точно так же одни причисляют к общему числу приказы временные, которые скоро, по миновании надобности, и были уничтожены, а другие - не причисляют.

Так как ведомства приказов не были строго разграничены, то в системе деления приказов смешиваются вообще три основания: по роду дел, по классам населения и по территориям. Часто один и тот же род дел ведался множеством приказов (например суд); нередко один приказ заведовал известным городом в одном отношении, другие ведали его в других отношениях; один приказ ведал один разряд населения, другие приказы - другой и т. д. Это представляло массу затруднений; нередко подданные вовсе не знали, какому приказу они подведомственны по тому или другому делу. Несмотря на разнообразие и неопределённость ведомства отдельных приказов, новейшие учёные стараются для удобства обозрения свести приказы к нескольким определённым группам, принимая во внимание главнейшие предметы их ведомства. Ввиду искусственности такого деления каждый учёный обыкновенно создаёт свою собственную систему приказов. Проще деление это у М. Ф. Владимирского-Буданова («Обзор», стр. 177 и сл.), точнее - у Неволина. Последний различает два рода приказов: одни заведовали известным разрядом дел во всем вообще государстве или, по крайней мере, в значительной его части; другие ведали только определённую часть государства, притом или по разным ветвям управления, или лишь по судной части («Соч.» т. VI, стр. 143). В дальнейшем мы придерживаемся списка приказов, составленного Неволиным, как более полного.

Предваряя список приказов, отметим как основное и наиболее важное учреждение, венчавшее собой всю административную систему Московского царства :

По производству дел, подлежавших непосредственному рассмотрению царя

Дворцовые

  • Дворцовый судный приказ (1664-1709). Ведал судебными делами дворцовых людей.
  • Дворцовый каменный приказ

По управлению военными делами

  • Приказ немецких кормов - упоминается в записных книгах 1636-1638 гг. (по другим данным в 1632-1640 гг. ) О ведомстве его ничего не известно: вероятно, на обязанности его лежало содержание иностранцев, находившихся на русской службе. Некоторые исследователи полагают, что приказ был создан только на время Смоленской войны и ведал сбором хлебных запасов для наёмных войск . В 1626-38 гг. судьей приказа немецких кормов был Иван Огарев , сын Фомы-Нелюба Васильевича Огарева , самарского воеводы . Собственно сбор немецких кормов проводился и ранее, так в марте 1612 года Григорий Муравьев жалуется в челобитной на имя Якова Делагарди и князя И. Н. Большого Одоевского на крестьян из села Тесова, оказавшихся давать деньги на немецкие корма .
  • Приказ денежного сбора
  • Приказ денежной раздачи - неоднократно учреждавшийся приказ при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче, временно - для раздачи жалованья ратным людям.
  • Воинский морской приказ (с 1698 года)

По управлению государственными имуществами, доходами и расходами

Контрольно-ревизионные функции

По управлению делами государственного благоустройства

  • Приказ строения богаделен значится в записных книгах с по 1680 годы . Задачи его были чисто благотворительные.

Отраслевые

  • Приказ приказных дел - «Приказ, что на сильных бьют челом и приказ приказных дел» (1622-1660-е). Несколько раз выделялся из сыскного приказа и объединялся с ним. Являлся апелляционной инстанцией для судных дел Поместного и Холопьего приказов.

Территориальные

Четверти см. также: Земские приказы . Первоначально четвертями назывались крупные территориальные единицы великого княжества московского, в ведении которых состояли четыре округа: владимирский, новгородский, рязанский и казанский. Позднее, с ростом территории государства, количество учреждений увеличивалось, но сохранялось привычное название - четверть.

  • Новгородский приказ
  • Нижегородская четверть
  • Устюжская четверть

см. также:

  • четверть дьяка Щелкалова
  • четверть дьяка Вахрамеева
  • четверть дьяка Петелина

Приказы

  • Великого княжества Литовского

Сюда можно отнести также судные территориальные приказы :

  • Владимирский
  • Дмитровский
  • Рязанский

История и круг ведомства отдельных приказов

Панский приказ

Упоминается в 1620 году . Неволин думает, что «происхождение его скрывается в отношениях России к Литве и Польше, развившихся из событий, которые предшествовали вступлению на престол Михаила Феодоровича» («Соч.», VI, 173). Закрыт был, вероятно, после заключения мира с Польшей и Швецией.

Земские приказы или дворы

См. соотв. статью.

Новгородская четверть

носит это название с 1618 г.; в царствование Иоанна IV существовала под именем новгородского приказа Новгорода-Нижнего. С 1657 г. находилась под ведением Посольского приказа; в ней сидели посольский думный дьяк и дьяк простой. Заведовала городами Великим Новгородом, Псковом, Нижним Новгородом, Архангельском, Вологдой, поморскими и пограничными со Швецией городами. Доходов с этих городов собиралось до 100 тыс. руб. В 1670 г. новгородская четверть переименована в Новгородский приказ, при Петре Великом поступивший под управление Посольского приказа.

Устюжская четверть

появилась вместо существовавших в конце XVI в. четвертей дьяка Петелина, а несколько позже - дьяка Вахромеева. В первый раз встречается в 1611 г.; в записных книгах значится непрерывно с 1627 по 1680 гг. В ней сидели боярин и 2-3 дьяка; заведовала она городами Бежецким Верхом, Веневым, Вязьмой, Звенигородом, Клином, Можайском, Пошехоньем, Ржевой Володимеровой, Рузой, Солью Вычегодской, Старицей, Тотьмой, Устюгом Великим, Устюжной Железнопольской и др. Доходов с этих городов собиралось до 20 тыс. руб. В 1680 г. Устюжская четверть была переименована в приказ и подчинена Посольскому приказу.

Костромская четверть

См. соотв. статью.

Галицкая четверть

См. соотв. статью.

Владимирская четверть

существовала с 1629 г., хотя в записных книгах значится с 1642 г. В ведении её находились города Верея, Владимир, Волоколумск, Зарайск, Калуга, Крапивна, Лихвин, Михайлов, Орёл, Переяслав Рязанский, Путивль, Ряжск, Ржева Пустая, Сапожок, Таруса, Тверь, Торжок, Тула и др. В 1681 г. Владимирская четверть была отдана в ведение посольского приказа.

Смоленский приказ

или приказ Смоленского Княжества. Смоленский разряд упоминается с 1514 г., но затем он, с потерей Смоленска, был уничтожен. Смоленский приказ возник, должно быть, при Алексее Михайловиче, вместе с возвращением Смоленска под власть России; в делах Посольского приказа он значится с 1657 г. В 1680 г. Смоленский приказ подчинён Посольскому приказу.

Приказ Великого княжества Литовского

был учреждён в 1656 г. для заведования завоеванными от Польши городами - Вильной, Полоцком, Могилёвом и др. Так как большинство этих городов по Андрусовскому договору были опять возвращены Польше, то и сам приказ уничтожен уже в 1667 г., хотя по записным книгам дела его значатся ещё в 1669 г. В 1670 г. было повелено дела литовского приказа. отослать в приказ новгородский, в ведение которого поступили и все города, невозвращённые Польше и ведавшиеся до тех пор в литовском приказе.

Приказ лифляндских дел (или Городовой)

значится по записным книгам с 1660 по 1666 гг. и был учреждён, по всей вероятности, для заведования завоеванными в Лифляндии городами. После возвращения Швеции завоеванных городов приказ был уничтожен.

Малороссийский приказ

или приказ Малой России. Время учреждения его в точности неизвестно. В делах Посольского приказа он значится с 1649 года; по Вивлиофике, он учрежден при соединении Малороссии с Россией, то есть в 1654 г.; в записных книгах значится с 1663 г. В приказе этом сидел тот же боярин, что и в галицкой четверти, а с ним дьяк. Ведал приказ войско запорожское, города Киев, Чернигов, Нежин, Переяслав, Новобогородицк на Самаре, также дела по приезде из Малороссии духовных и светских людей и переписку с гетманами по пограничным делам польским, турецким и татарским. Доходов в этот приказ никаких не поступало. В конце XVII в. малороссийский приказ был поставлен под управление Посольского приказа. С учреждением коллегий он был подчинён коллегии иностранных дел, а в 1722 г. - Сенату.

Великороссийский приказ

Входил в качестве отделения в состав Посольского приказа. Великороссийский приказ, с 1688 управлял казацкими поселениям, не вошедшими в состав левобережной Малороссии и составлявшими особые полки слободские; все полки вместе составляли Слободскую Украину.

Сибирский приказ

После покорения Сибири заведование ею было поручено Посольскому приказу; затем для этого с 1596 по 1599 гг. существовала особая четверть дьяка Варфоломея Иванова , названная так по имени дьяка, который ею заведовал. С 1599 г. Сибирью управлял казанский дворец, а с 1637 г. в записных книгах значится Сибирский приказ. Им заведовал тот же боярин, что и казанским дворцом; с ним было 2 дьяка. Приказ заведовал Сибирью точно так же, как казанский дворец - казанским и астраханским царством; при посредстве его происходила ссылка в Сибирь на поселение; сюда шли меха, которые поступали от сибирских инородцев в виде ясака; отсюда выдавались грамоты для проезда в Сибирь, а позже - в Китай и вообще в пограничные с Китаем государства. При Сибирском приказе существовала особая Соболиная казна, в которой хранились меха, получаемые из Сибири. Для заведования ею, оценки и продажи мехов существовало особое управление из голов и целовальников. Первый выбирался из гостей, последние - из гостиной и суконной сотен. Сибирский приказ просуществовал всё царствование Петра Великого, но круг ведомства его был значительно ограничен. После смерти Петра Великого он был уничтожен, в 1730 г. восстановлен и окончательно закрыт до 1755 г.

Московский судный приказ

Названия судный приказ, судная изба, суд встречаются при Иоанне IV, Московский же судный приказ известен в разрядных книгах с 1598 г. В нём сидели боярин, стольник да 1 или 2 дьяка. Ведомству его были подчинены исковые дела жителей Москвы, Московского уезда и, может быть, некоторых других городов, за исключением дел об убийстве, разбое и воровстве с поличным. В 1681 г. он был соединён в один приказ с челобитным, холопьим и владимирским судным, но затем опять стал существовать отдельно, наряду с владимирским судным, а когда последний в 1699 г. был уничтожен, то предметы ведомства его перешли к московскому судному приказу. В 1714 г. приказ этот был переведён из Петербурга в Москву и с тех пор в актах не встречается.

Владимирский судный приказ

впервые упоминается в 1593 г.; ведал, должно быть, городом Владимиром с уездом на том же основании, как московский судный приказ - Москву. Состав его был такой же, как и последнего; с ним же тесно связана и его история в конце XVII в.

Дмитровский судный приказ

упоминается с 1595 г.

Рязанский судный приказ

Известен с 1591 г. О ведомстве этих приказов можно заключить только по аналогии с другими судными приказами. У Котошихина и в указах царя Алексея Михайловича они не упоминаются; вероятно, они уничтожены в первой половине XVII в.

Прочие приказы

Список этот, к которому можно прибавить ещё приказы сытный, кормовой, хлебный и житный, подчинённые Приказу Большого дворца, приказ денежного двора, состоявший в ведении приказа Большой казны, и недолго существовавший приказ верхней типографии - не может считаться полным списком приказов, когда-либо существовавших в московской Руси. Сюда не входят, например, патриаршие приказы (см. ), имевшие, впрочем, особое значение и особый круг ведомства. Соловьёв называет, кроме того, ещё приказ городовой, каменных житниц, купецких дел. Последний был учреждён в конце 1660-х гг. по проекту Ордына-Нащокина для заведования купцами и должен был служить «купецким людям во всех порубежных городах от иных государств обороною, и во всех городах от воеводских налог защитою и управою». Приказ этот значится и в списке подьячих по приказам 1675 г., помещённом в приложении к XIII тому «Истории России» Соловьева. В этом списке встречаются ещё приказы, не показанные в списке Неволина: приказ сбора стрелецкого хлеба, московской большой таможни, померной избы, отдаточный двор; мытная изба. Вообще число когда-либо существовавших в России приказов с точностью не установлено, и круг ведомства отдельных приказов мало известен.

», 1844, № 1, 2 и 3, и в «Собрании сочинений» (т. VI);. - 1870.

  • Г. Успенский, «Опыт повествования о древностях российских» (Харьков, 1818);
  • митр. Евгений, «Историческое обозрение российских законоположений» (СПб., 182 6);
  • Панов, «Московские приказы» («Московские ведомости», 1855, № 36, 79-82);
  • А. Лохвицкий, «Панский приказ», в «Журнале Министерства народного просвещения» (1857, т. 94);
  • Горчаков, «Монастырский приказ» (СПб., 1898);
  • Н. Калачов , «Дела сыскного приказа о раскольниках»;
  • А. Голубев, «Понизовая вольница» (из дел сыскного приказа, «Историческая библиотека», 1878, № 1);
  • H. Загоскин, «Столы разрядного приказа» (Казань, 1879);
  • H. Оглоблин, «Киевский стол разрядного приказа» в «Киевской старине» (1886, № 11);
  • H. И. Лихачев, «Разрядные дьяки XVI в.» (СПб., 1888);
  • H. A. Попов, «Вопрос о приказе купецких дел» («Журнале Министерства народного просвещения», 1889, № 1);
  • Ардашев H. H. К вопросу о коллегиальности приказа // Труды VIII археологического съезда (1890).
  • Голембиовский А. А. Столы Разрядного приказа в 1668-70 гг. // Журнал Министерства народного просвещения , 1890, № 7.
  • «Хрестоматия по истории русского права» проф. М. Ф. Владимирского-Буданова (вып. 2 и 3).
  • Бакланова Н. А. Обстановка московских приказов в XVII веке // Труды Государственного исторического музея. Вып. 3. М., 1926. С. 53-100.
  • Устинова И. А. Книги Патриарших приказов 1625-1649 гг.: Палеографическое описание // Вестник церковной истории . 2008. № 3 (11). С. 5-64.
  • Лушина И. А. Книги заемным кабалам Патриаршего казенного приказа 1-й половины XVII в. как исторический источник// Вестник церковной истории . 2007. № 2(6). С. 129-138.
  • Лисейцев Д. В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. Тула, 2009.
  • Новохатко О. В. Записные книги Московского стола Разрядного приказа. М., 2001.
  • Сташевский Е. Д. К вопросу о том, когда и почему возникли «чети»?: (Очерк из истории московских приказов). - Киев, 1908. - 40 с.
  • Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и её роль в формировании абсолютизма. - М. : Наука, 1987.
  • Московский государь, объединивший под своей властью всю северо-восточную Русь, в управлении ею уже не мог обходиться при помощи тех органов, которыми пользовались его предшественники - Московский и другие удельные князья. Такими органами, как уже было сказано в своем месте, в центре государства были управители отдельных отраслей обширного дворцового хозяйства - дворецкий, казначей, стольник, чашник, конюший, ловчий, сокольничий и другие путные бояре, а в уездах и волостях - наместники, волостели и тиуны. Те дела, которые выходили из ведения всех этих правителей, решал сам князь единолично или советуясь с боярами. Органам княжеского управления в удельную эпоху были должностные лица, но не учреждения, не присутственные места с определенным кругом дел, с канцелярией и архивами. С объединением Великой Руси вокруг Москвы усложнились непомерно и увеличились правительственные задачи, и Московскому государю стало уже невозможно обходиться при помощи старых удельных сотрудников, а понадобилось много и других, новых, а главное - невозможно стало править так, как раньше - через лиц, потребовалось создать целые учреждения, присутственные места, бюрократические средоточения. Такие учреждения получили название приказов.

    Приказы частью выросли вокруг прежних должностей удельной эпохи, а частью появились вновь для заведования делами уже чисто государственного значения, для которых в удельную эпоху не было никаких особых должностей. С расширением владений великого князя Московского расширилось и его дворцовое хозяйство, умножилось количество дел у тех лиц, которые им заведовали, и прежде всего у дворецкого. Одному ему и даже с помощником было уже не под силу справляться со всеми делами, и поэтому мало-помалу около него выросло целое учреждение со штатом дьяков и подьячих, с книгами и столбцами, получившее название приказа Большого дворца. Название Большого дворца этот приказ получил в противоположность другим приказам - «дворцам», которым на первых порах поручалось управление делами новоприсоединенных земель и княжеств. Таковы были приказы дворцов Нижегородского, Дмитровского, Ростовского, Тверского и Рязанского. С течением времени, однако, эти дворцы упразднились, и дела их распределены были между другими приказами, в том числе и приказом Большого дворца. Исключение представил приказ Казанского (и Мещерского) дворца, в котором сосредоточено было высшее управление областями царств Казанского, Астраханского и Сибирского. Приказ Большого дворца заведовал содержанием дворца и теми людьми и местностями, которые доставляли это содержание. Таковы были: дворцовые села и разные оброчные имущества, московские ремесленные слободы, работавшие на дворец. Кроме того, в приказе Большого дворца судились те самые лица, которые освобождены были от суда наместников и волостей (преимущественно духовенство) и которых судил сам великий князь или его боярин введеный (дворецкий чаще всего бывал таким введеным, особо уполномоченным боярином). К приказу Большого дворца примкнули и стали к нему в подчиненное положение дворы: Кормовой, Хлебенный и Сытенный. В этих приказах сосредоточилось заведование теми делами, которые в удельное время подлежали ведению стольника и чашника, - около боярина-конюшия вырос в XVI веке приказ Конюший; соответствующие приказы образовались около ловчия и сокольничия. На место казначея удельной эпохи, принимавшего и хранившего княжеские доходы впредь до распоряжения князя, с образованием Московского государства, с увеличением поступлений и расходов и отчетности по ним, возник целый ряд приказов, а именно: приказ Большой казны, который под управлением боярина казначея собирал и хранил преимущественно прямые налоги и ведал судом и управой гостей и торговых людей; ему подчинен был Денежный двор, где чеканилась монета; приказ Большого прихода, который ведал преимущественно таможни, мосты и перевозы, а также московские лавки, которые давали правительству большие доходы; и, наконец, так называемые чети, или четверти, взявшие на себя во второй половине XVI веке в известных районах государства прием и учет прямых (и некоторых косвенных) налогов, в том числе и оброков, заменивших кормы наместников и волостелей, а в связи с этим - и высший суд над податными людьми этих районов (четверти, по-видимому, возникли как ответвления приказа Большой казны и были первоначально столами, или повытьями в этом приказе).

    Но особенно творческая работа жизни проявилась в сфере государственного управления в собственном смысле. Для этого управления в удельное время не было никаких центральных органов, помимо князя и его думы. Теперь эти органы вырастают один за другим. Таким образом, возникает особый Посольский приказ, или особая канцелярия при государе и его думе по иностранным делам, которой заведует думный посольский дьяк. В этой канцелярии хранятся получаемые бумаги и изго-товляются отпускаемые, находится целый штат дьяков, подьячих и переводчиков. Образование такого учреждения было вполне естественно. Пока Московский князь был мелким владетелем, у него не могло быть большой и сложной дипломатической переписки. Не так стало, когда этот князь превратился в правителя огромного государства. Уже у Ивана III завязались оживленные отношения с соседями и даже отдаленными государствами Европы, и накопилось несколько ящиков дипломатических бумаг, которые по роду дел назывались немецким, волошским и т. д. и были отданы на хранение казначею. Чем дальше, тем более развивались дипломатические отношения, росла переписка и увеличивалось количество бумаг. В конце концов царь Иван Васильевич приказал в 1565 году построить особую Посольскую избу и сосредоточить в этой избе все делопроизводство по иностранным отношениям и весь архив. Таким же путем возникли и другие канцелярии думы - Разряд и Поместный приказ. В удельную эпоху все служебные назначения делались князем по совету с боярами или единолично. Таких назначений не могло быть особенно много, и потому не возникало надобности в особой канцелярии для записи этих назначений. Иное дело стало, когда под властью Московского князя объединилась вся великая Русь, оказались сотни мест и должностей, которые приходилось замещать, понадобилось давать сотни всяких поручений и т. д. Тут уже нельзя было без записей, без предварительного составления проектов служебных назначений к докладу государю и боярам. Эти записи и эти проекты стали необходимыми в силу требований местничества. Все это вызвало возникновение особой канцелярии при государе и думе - Разряда под управлением думного дьяка. Когда началась усиленная вербовка военнослужащих людей, то понадобилось вести списки этих людей и их денежных и поместных окладов. Это делопроизводство сосредоточилось также в Разряде. Через Разряд же шли различные распоряжения по обороне государства, по ведению военных действий, по управлению некоторыми окраинными городами, имевшими стратегическое значение. Для регистрации и учета земель, которые шли в раздачу военнослужащим людям при государе и думе, возникла третья канцелярия - Поместный приказ под управлением особого, иногда думного, дьяка.

    Выяснившаяся потребность в создании особого пешего войска - стрельцов - вызвала к жизни и особый Стрелецкий приказ специально для набора и снабжения всем необходимым этого войска. С введением артиллерии возникло и особое специальное учреждение для литья пушек и ядер и заведования артиллеристами - Пушкарский приказ. Такие же специальные учреждения появились и для изготовления холодного оружия - приказы Оружейный и Бранный. В удельную эпоху великий князь сам с боярами разбирал тяжбы и иски, связанные с существованием холопства, важные уголовные и гражданские дела, переходившие к нему прямо в силу так называемых несудимых грамот. Теперь управиться ему со всеми этими делами стало немыслимо, и потому в центре возникают особые приказы для разбора таких дел - Холопий, Разбойный, судные приказы Владимирский. Московский, Дмитровский и Рязанский. Разнообразные отрасли государственного управления вследствие его осложнения получают теперь особые учреждения, которыми заведуют особые лица с дьяками и подьячими. Таким образом, возникают приказы Ямской, который заведует ямской гоньбой и ямщиками во всем государстве; Каменный, который заведует казенными постройками; приказ Книгопечатного дела, Челобитенный с 1550 года (комиссия по принятию прошений на Высочайшее имя) и т. д.

    Приказы прика́зы

    1) органы центрального управления в России XVI - начала XVIII вв. В основе имели судебную функцию (Земский приказ, Поместный приказ, Казённый приказ, Посольский приказ и др.). Наряду с общегосударственными были приказы с областной компетенцией (приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Новгородская четь и др.). Структурно подразделялись на столы и повытья. Стоявшие во главе приказов лица в XVII в. получили название судей, наиболее крупные приказы возглавляли судьи в чине боярина или окольничего. Непосредственное делопроизводство велось дьяками. В начале XVIII в. приказы заменены коллегиями. 2) Местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв. (Новгородский, Псковский дворцовые приказы). 3) Название стрелецких полков в XVI-XVII вв.

    ПРИКАЗЫ

    ПРИКА́ЗЫ, органы центрального и местного управления в России середины 16 - середины 18 веков, а также названия стрелецких полков (см. СТРЕЛЬЦЫ) в 16-17 веках. Термин произошел от слова «приказ» в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 века. Зарождение приказной системы происходило в конце 15 - начале 16 веков. Система постоянных приказов сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), Новгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).
    Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей. Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа. Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов. Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца.
    Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.
    Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.
    С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось около восьмидесяти приказов.
    В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое "приказы" в других словарях:

      ПРИКАЗЫ, 1) органы центрального управления в России в 16 начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казённый П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского… … Русская история

      Современная энциклопедия

      Приказы - в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. Находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали… … Юридический словарь

      1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.2) Местные органы дворцового управления в 16 17 вв.3) Название стрелецких полков в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь

      1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.; 2) местные органы дворцового управления в 16 17 вв.; 3) название стрелецких полков в 16 17 вв. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      ПРИКАЗЫ - ORDERSТермин имеет следующие значения1. Письменные П. произвести ден. платеж, такие, как чеки, переводные векселя, платежные поручения и т. п.2. Указание брокеру на покупку или продажу ценных бумаг или товаров.На фондовом рынке П. клиентов… … Энциклопедия банковского дела и финансов

      Органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Органы центрального управления в России 16 начала 18 вв. Термин произошёл от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 в. Зарождение… … Большая советская энциклопедия

      Органы центр. управления в России 16 нач. 18 вв. Их наименование произошло от термина приказ, употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60 х гг. 16 в. Складывание приказной системы… … Советская историческая энциклопедия

    Книги

    • Приказы генерала графа Аракчеева по корпусу поселенных войск , Аракчеев. Приказы главнаго над военными поселениями начальника генерала графа Аракчеева А. А. по корпусу поселенных войск 1820 года. Санктпетербург, 1822 г. Книга представляет собой репринтное издание.…

    Прика́зы, органы центрального и местного управления в России середины 16 - середины 18 веков, а также названия стрелецких полков в 16-17 веках. Термин произошел от слова «приказ» в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 века. Зарождение приказной системы происходило в конце 15 - начале 16 веков. Система постоянных приказов сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), Новгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).

    Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей. Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа. Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов. Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца.

    Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.

    Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.

    С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось около восьмидесяти приказов.

    В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.