Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "правила проведения экспертизы промышленной безопасности". Результат проведения экспертизы промышленной безопасности В каких случаях проводиться экспертиза промышленной безопасно

Организация оспаривает привлечение к ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом .

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ), как и многие виды промышленных экспертиз, имеет целью определить соответствие объектов ЭПБ требованиям, которые предъявляются к ним нормативно-правовыми и техническими актами в сфере промышленной безопасности.

Согласно статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…», экспертизе промбезопасности подлежат :

  • Проектная документация на консервацию, ликвидацию ОПО.
  • Проектная документация на техническое перевооружение ОПО.
  • Технические устройства, применяемые на ОПО.
  • Здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
  • Декларация промышленной безопасности.
  • Обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.
Проведение ЭПБ технических устройств, ЭПБ зданий и сооружений, а также других видов данной экспертизы регламентировано Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее - ФНП по ЭПБ). В документе подробно описаны порядок проведения ЭПБ, требования к экспертам, как составляется заключение ЭПБ и т.д.

Зачем и кому нужно проведение ЭПБ

Экспертиза промбезопасности проводится в отношении предприятий, которые имеют в своем составе опасные производственные объекты любого класса опасности. Например, нужно проводить ЭПБ кранов, которые отслужили нормативный срок безопасной эксплуатации, сосудов под давлением, технологического оборудования, которое применяется на ОПО.

Нужно проводить ЭПБ здания котельной, если в нем произошла авария (или закончился нормативный срок его безопасной эксплуатации). Аналогичных примеров можно привести множество. Информацию об объектах ЭПБ смотрите в первой части статьи (ст. 13 ФЗ № 116).

Проведение экспертизы промышленной безопасности - обязательная процедура в соответствии со статьей 13 ФЗ №116, а также ФНП по ЭПБ, утвержденными в 2013 и обновленными в 2015-2016 гг. В частности, ФНП по ЭПБ определяют и подробно описывают, в какой момент нужно проводить экспертизу, в какие сроки, как оформлять заключение ЭПБ и т.д. Необходимость проведения ЭПБ также указана в ФНП по конкретным видам технических устройств (подъемные сооружения, оборудование под давлением и проч.).

Важно понимать, что сведения о проведенных экспертизах промышленной безопасности входят в пакет документов на оформление (переоформление) лицензии на эксплуатацию ОПО , а также просматриваются инспекторами Ростехнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

Как проводится экспертиза промбезопасности

ЭПБ проводит экспертная организация, которая имеет действующую лицензию Ростехнадзора и не аффилирована с владельцем ОПО. Порядок проведения экспертизы регламентирован ФНП по ЭПБ и состоит из 4-х этапов:

1. Подготовка к проведению ЭПБ - на данном этапе экспертная организация запрашивает документацию на объект экспертизы (технические данные, акты, паспорта и руководства и т.д.)

2. Собственно проведение ЭПБ - эксперты определяют полноту и достоверность информации об объекте экспертизы, проверяют его соответствие нормам и правилам промышленной безопасности. Как правило, этап сопровождается выездом эксперта к объекту ЭПБ. Особенно если речь идет о таких процедурах, как экспертиза промышленной безопасности технических устройствах , зданий и сооружений.

3. Оформление заключения ЭПБ - на этапе составляется проект заключения экспертизы промышленной безопасности, который содержит результаты экспертизы, указание сроков дальнейшей безопасной эксплуатации объекта ЭПБ (применимо к зданиям, сооружениям и техническим устройствам) и информацию о соответствии или не соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Копия проекта заключения ЭПБ передается заказчику, который в течение 14 дней может направить экспертной организации свои замечания. Далее заключение ЭПБ печатается в двух экземплярах и подписывается руководителем экспертной организации с последующей передачей одного экземпляра заказчику.

(ЭПБ, – ред.) : (если технический регламент не устанавливает иной формы соответствия, – ред.); , применяемые на опасном производственном объекте и предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; документация на техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию (ОПО, – ред.), а также изменения, вносимые в указанные документы и другая документация, связанная с эксплуатацией ОПО. В законе четко не обозначено: идет ли речь в нем о техрегламентах Таможенного союза или аналогичных национальных документах. Но стоит помнить, что техрегламент имеет приоритет по другому закону – ФЗ «О техрегулировании», напомним, что в соответствии с ним…

Цитата: ‘Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации’

Для каждой отрасли промышленности существуют свои нормы и правила безопасности; руководящие документы, в которых процесс проведения ЭПБ вышеуказанных объектов конкретизируется более детально, чем в общем законодательстве.

Но вернемся к ФЗ № 116 (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, - ред.). В законе ясно оговорено: в каких случаях технические устройства, эксплуатируемые на ОПО подлежат ЭПБ – если технический регламент не предусматривает иную форму соответствия. Речь может идти о или декларации соответствия. ЭПБ нужно проводить перед началом применения на ОПО, в случае выработки нормативного срока службы либо превышения количества циклов нагрузки технического устройства, назначенных изготовителем или по истечении двадцатилетнего срока эксплуатации, если нормативный срок эксплуатации не указан в документации на техническое устройство. Под циклами нагрузки понимают последовательность изменения нагрузки, которая заканчивается первоначальным состоянием и затем повторяется, например, подъем давления до определенного уровня, а затем его возвращение к первоначальному показателю. Также технические устройства подлежат ЭПБ в случае проведения ремонтов, связанных с изменением конструкции, заменой материалов. Замена плавающей крыши резервуара на стационарную потребует после модернизации оборудования. А вот после врезки нового патрубка в ЭПБ не потребуется.

В связи с вступлением в силу технических регламентов, большинство вновь будут подлежать только или декларированию соответствия. При этих процедурах используется своя доказательная база (результаты испытаний, на материалы, – ред.) для получения документов о соответствии, то есть ЭПБ технического устройства перед началом эксплуатации не потребуется. В случае, если оборудование не попадает под действие технических регламентов, на него все-таки , так же как и на оборудование, отработавшее срок безопасной эксплуатации, и на оборудование, по которому производились ремонтные работы.

Экспертизу зданий и сооружений следует проводить если: здание выработало срок службы, указанный в проекте; при воздействии на здание внешних факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями (взрыв, пожар, наводнение, – ред.); периодически, в процессе эксплуатации, в соответствии с требованиями нормативной документации (ФЗ № 116, «Порядок осуществления экспертизы в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», – ред.). В ходе экспертизы производится контроль соответствия строительных конструкций проектной документации и нормативным документам. Затем обнаружение дефектов, повреждений узлов и участков конструкций. Затем определение фактической нагрузки на узлы конструкций. Следующий этап – определение фактических показателей прочности материалов и элементов конструкций. Далее, проверка вентиляционного оборудования и сопоставление и анализ полученных результатов с проектными, проведение поверочных расчетов с учетом обнаруженных дефектов.

И при экспертизе технических устройств, и при экспертизе зданий и сооружений необходимо проводить оценку фактического состояния объектов экспертизы с помощью технических средств (аппаратурно-методические комплексы для проведения акустико-эмиссионного контроля, вибродиагностики, нивелиры, теодолиты, – ред.), с выездом на объект экспертизы. Здесь стоит отметить, что у различных заказчиков по-разному расставлены приоритеты в вопросе проведения ЭПБ. Для одних – на первом месте техническое состояние и соответствие требованиям оборудования, другие сконцентрированы на получении документа о проведении экспертизы – . Пожалуй, в выигрыше остаются первые. Вторые склонны обращаться в организации, которые выдают документы, но не проводят полноценных проверок объектов ЭПБ. Пусть сегодня они сэкономили на этом деньги, но завтра недостаточное внимание к безопасности может привести к аварии с далеко идущими последствиями, как для ни в чем не повинных людей, так и для руководства предприятия.

Вопрос от 06.04.2017: Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается. Таким образом, экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности должна быть проведена до утверждения проектной документации опасного производственного объекта.

В то же время, согласно п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 июня 2014 года N 260), Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов.

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, допускается ли быть Заявителем при регистрации заключения ЭПБ обоснования безопасности ОПО проектной организации или организации - заказчику проекта.

Ответ Ростехнадзора

Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках своей компетенции рассмотрело Ваше обращение от 06.04.2017 (вх. от 07.04.2017 г. № 0-6695) и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116) на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена, в том числе обязанность по обеспечению проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Согласно пункту 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы.

Государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности предоставляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утверждённым приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 г. № 260 (далее - Административный регламент).

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Исходя из смысла положений статьи 9 Закона № 116 и пункта 4 Административного регламента, следует, что заказчиком (эксплуатантом) может являться не только лицо уже эксплуатирующее опасный производственный объект, но и планирующее осуществлять такую деятельность в дальнейшем после ввода такого объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Таким образом, организации, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не могут выступать заказчиками экспертизы промышленной безопасности и заявителями в рамках предоставления государственной услуги по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр.

Как провести экспертизу промышленной безопасности технических устройств? Какие правила проведения экспертизы опасных производственных объектов? Для чего нужна экспертиза проектной документации?

Приветствую вас, дорогие читатели онлайн-журнала «ХитёрБобёр»! Сегодня я, Алла Просюкова, расскажу вам об экспертизе промышленной безопасности.

1. Что такое экспертиза промышленной безопасности и когда она может понадобиться?

Независимая экспертиза востребована в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в области промышленной безопасности.

(ЭПБ) - это подтверждение соответствия объекта экспертизы действующим нормативам промбезопасности.

ЭПБ проводится в отношении всех предприятий, в составе которых имеются производственные объекты и устройства любого класса опасности.

Экспертиза такого рода направлена на защиту интересов людей и всего общества в целом от происшествий на объектах, классифицируемых, как опасные, а также их последствий.

К объектам экспертизы относятся: здания, сооружения, оборудование, технические устройства, используемые на опасных предприятиях.

Основные случаи, когда может потребоваться ЭПБ:

  • отсутствуют документы на техустройство:
  • в техпаспорте не указан срок службы объекта;
  • на техническое устройство воздействовали внешние силовые нагрузки, неучтенные расчетными параметрами;
  • проводятся ремонтные работы, изменяющие конструкцию объекта или заменяющие материалы его несущих конструкций:
  • объект подвергается реконструкции или модернизации;
  • вносятся изменения/дополнения в проектные документы;
  • ведется новое строительство;
  • по требованию надзорных органов.

В зависимости от типа опасного объекта определяется направление работ и их необходимый объем в рамках ЭПБ.

  • проверка проектной документации опасного объекта;
  • проверка технических устройств (их наличие и соответствие нормам промбезопасности);
  • комплексная проверка опасного промышленного объекта.

Продолжительность ЭПБ зависит от ее сложности: для простых объектов – до 30 дней; объектов средней сложности – до 60 дней; сложных объектов – до 90 дней.

В процессе экспертизы или при подготовке к ней часто возникают вопросы, требующие квалифицированной юридической помощи. Не тратьте время на поиски профессионального сервиса, сразу обращайтесь к юристам онлайн-сервиса Правовед.ru.

Получить юридическую помощь на сайте предельно просто: достаточно заполнить форму на главной странице. На этом сервисе вы сможете получить гарантированно качественную юридическую консультацию. При этом большая часть консультаций абсолютна бесплатна. Качественно, быстро, недорого - основные преимущества юридического ресурса .

4. Профессиональная помощь в проведении экспертизы промышленной безопасности - обзор ТОП-3 экспертных компаний

Чтобы сориентировать вас на рынке экспертных услуг в сфере промышленной безопасности, мы представляем 3 экспертных компании, способных оказать профессиональную помощь в этом вопросе.

Начиная с 2006, компания «Протос Экспертиза» успешно ведет деятельность в области ЭПБ и юридического консультирования.

Модель бизнеса компании опирается на «три кита»: консалтинг, страхование, экспертиза промышленной безопасности. Такой подход комплексно решает проблемы клиентов «Протос Экспертиза».

За все время своей деятельности клиентами компании стали 588 предприятий и организаций со всех регионов России. Среди клиентов много известных компаний, таких как: VOLVO, ГАЗ, Восток-Сервис, SIAL и др.

Преимущества компании «Протос Экспертиза»:

  • полное юридическое сопровождение клиента;
  • сжатые сроки получения разрешительной документации;
  • услуги предоставляются на всей территория РФ;
  • только довольные клиенты.

Компания ведет свою деятельность с 2009г. Своим клиентам «Единый стандарт» предлагает различные услуги не только в сфере сертификации, но и в области охраны труда и промышленной безопасности.

Отличительные особенности компании:

  • собственная система менеджмента качества;
  • продвинутые IT-решения;
  • передовые управленческие технологии;
  • наличие доступа в Международную директорию ISO;
  • высокопрофессиональные сотрудники.

Компания «РПС» основана в 2001. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность - это сфера профессиональных интересов ООО «РПС». Организация предлагает своим клиентам максимально точные и подлинные результаты, прозрачное договорное сотрудничество и экономически обоснованное ценообразование.

Благодаря этому ООО «РПС» пользуется заслуженным уважением и доверием таких крупных клиентов, как Роснефть, ОАО «МОЭК», ОАО «Атомэнергомаш», Major Express и др.

Основные направления деятельности компании представлены в таблице

Направление деятельности Компетенции
1 Пожаробезопасность Разработка документов по пожаробезопасности, сотрудничество с надзорными органами
2 Центр диагностики Диагностика и обследование производственных объектов
3 Промышленная безопасность Взаимодействие с Ростехнадзором, подготовка документов по промбезопасности
4 Центр сертификации Сертификация оборудования и производства
5 Учебный центр Обучение персонала заказчиков правилам ПБ, подготовка экспертов в области промбезопасности

Оценка знаний экспертов по ПБ

6 Кадровый центр Подбор инженерного персонала по клиентским заявкам

5. Почему следует задуматься о проведении качественной экспертизы промышленной безопасности - 3 главные причины

Многие руководители российских компаний полагаются на русский авось и оттягивают проведение ЭПБ.

Причина 1. Отсутствие достойной экспертизы - риск для здоровья и жизни сотрудников

Прежде чем «благополучно забыть» о правилах промбезопасности на своем предприятии, руководителям нужно задуматься о том, какие риски для здоровья и жизни людей это может повлечь.