Обоснование создания службы безопасности на предприятии. Тема работы: Служба безопасности предприятия: ее цели, принципы и задания

В общественном сознании все еще очень сильны стереотипы восприятия понятия «обеспечение безопасности» как чего-то, связанного с государст­венными интересами, осуществляемыми специальными государственными органами. Между тем законодательство под безопасностью понимает «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (закон от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»). Таким образом, на первое место законодатель ставит интересы личности. Одним из таких интересов является предпринимательская деятельность, осуществляемая индивидуально или путем совместного участия в создании юридического лица. В настоящей статье мы попытаемся дать несколько советов по обеспечению безопасности фирмы.

Основной целью обеспечения безопасности организации является ограждение ее собственности и работников от внутренних и внешних угроз, выявление и, по возможности, устранение причин их возникновения.

Каких угроз стоит бояться?

К сожалению, обеспечение безопасности организации достаточно часто недооценивается ее участниками (акционерами) и руководителем организации. Нередко это приводит к очень серьезным последствиям, начиная с краж имущества и заканчивая захватами юридического лица целиком. Тогда как ряд достаточно простых, но проводимых в комплексе мероприятий может серьезно снизить данные риски. Прежде чем определять список этих мероприятий, необходимо оценить реальные угрозы. Их принято разделять на два вида:

    Внешние угрозы. К ним относятся:

    • деятельность недобросовестных конкурентов, направленная на подрыв деловой репутации организации, хищения ­принадлежащих ей ноу-хау, коммерческой тайны;

      действия рейдерских компаний или отдельных лиц, направленные на перехват управления организации или на захват ее имущества;

      гринмейл (greenmail, производное от green - «деньги» и blackmail - «шантаж»), то есть корпоративный шантаж ­в отношении организации;

      действия физических лиц из личной неприязни к юридическому лицу, его руководителям или сотрудникам, направленные на причинение ущерба материальным ценностям общества или его деловой репутации;

      неправомерные действия работников государственных ­силовых органов и т.д.

    К внутренним угрозам относятся:

    • нарушения работниками трудовой дисциплины;

      правонарушения работников, направленные на причинение материального ущерба организации или подрыв ее деловой репутации;

      «некачественный» подбор персонала и др.

Что стоит защищать?

Принято считать, что обеспечение безопасности организации направлено на защиту двух основных интересов общества. Первый - сохранение и приумножение его имущества, второй - обеспечение и защита деловой репутации. Если с первым интересом все ясно, то второй часто вызывает вопросы. Прежде всего - в виду сложности определения правовой природы самого явления и выбора способов защиты.

Под деловой репутацией принято понимать качественную оценку участниками гражданского оборота деятельности организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций (см., например, письмо ЦБ РФ от 30.06.2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах»). Она может быть оценена, а ущерб, ей нанесенный, измерен в денежном эквиваленте. Поэтому можно считать, что практически все действия, направленные на обеспечение безопасности организации, защищают ее имущественные интересы. В том числе и такие, на первый взгляд далекие от имущественной оценки, как контроль над подбором персонала или организация в СМИ публикаций с позитивными оценками деятельности организации или ее руководителей.

Как построить систему безопасности?

Система безопасности организации строится на целом ряде принципов. Они отражают основные требования к формированию стратегии и тактики действий по защите жизненно важных интересов организации. Основными принципами являются:

    своевременность и непрерывность. Предсказать покушения на интересы общества практически невозможно, поэтому при построении системы защиты необходимо действовать на опережение и не снижать уровень готовности к отражению внешних и внутренних угроз;

    комплексность. Защита должна строиться, исходя из готовности отражать посягательства одновременно по нескольким направлениям;

    активность. Система безопасности не может базироваться только на мерах пассивной защиты, но и должна исходить из готовности противодействия посягательствам всеми возможными способами, включая нестандартные меры защиты;

    законность. Система безопасности организации должна быть четко разработанной и действовать на основе и в рамках правил, ­разрешенных действующим законодательством;

    централизация управления. Высокотехничная и эффективная система обеспечения безопасности требует управления, основанного на четкой координации действий всех входящих в нее элементов. Такая ­координация предполагает наличие единого управленческого центра;

    взаимодействие и координация. Безопасность в функционировании организации достигается через четкое взаимодействие подразделений, непосредственно занимающихся обеспечением безопасности, и остальными подразделениями организации.

Фиксация норм в локальных актах

Высокий уровень взаимодействия между подразделениями возможен лишь при наличии общего регламента их действий, четко закрепленного в системе локальных нормативных актов организации . Основными ­документами, входящими в эту систему, являются:

    Положение о системе безопасности (концепция собственной безопасности);

    Положение о контрольно-пропускном режиме;

    Положение о коммерческой тайне;

    Положение о проведении служебных расследований.

Кроме того, отдельные положения, регламентирующие действия по обеспечению безопасности, содержатся практически во всех локальных нормативных актах организации, в частности, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о структурных подразделениях и многих других.

Основные направления работы

Можно выделить следующие направления деятельности по обеспечению безопасности организации:

    работа с контрагентами. В данную область входит проверка будущих контрагентов, в зависимости от глубины планируемого сотрудничества устанавливаются: финансовое и имущественное состояние контрагента, наличие у лица, которое будет заключать сделку, прав на ее совершение, наличие и действительность лицензии (если его деятельность лицензируемая), отсутствие в отношении приобретаемого имущества спора или прав на него третьих лиц, определение аффилированных с контрагентом лиц, определение «истинных» владельцев бизнеса. Сюда же относятся поиски скрывающихся должников, осуществление комплекса мероприятий по взысканию просроченных долгов, реализация мер по розыску похищенного имущества;

    работа с правоохранительными органами по вопросам расследования преступлений и правонарушений, причинивших ущерб организации;

    информационно-аналитическое обеспечение (отслеживание ­материалов в прессе, содержащих упоминания об организации);

    информационно-пропагандистское обеспечение (создание ­в общественном сознании положительного имиджа организации);

    информационная защита (создание в организации системы защиты коммерческой тайны и обеспечение ее функционирования, в том числе через работу с персоналом, создание максимально защищенных от взлома компьютерных сетей, соблюдение режима работы с данной категорией информации (ст. 10, 11 закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»);

    правовая и психологическая работа с сотрудниками, нарушающими дисциплину труда и правила внутреннего распорядка организации. При этом под правовой работой понимается проведение служебных расследований, подготовка и составление всех необходимых документов для привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности;

    охрана объектов, принадлежащих организации, в том числе ­от проникновения третьих лиц;

    обеспечение личной безопасности руководителя и первых лиц ­организации, охрана жизни и здоровья работников.

Кроме вышеперечисленных, в условиях российской действительности можно выделить также такое специфическое направление, как установление контакта с представителями муниципальной власти по месту расположения организации и представителями органов федеральной власти . В свете сложившейся в нашей стране практики данный вид превентивных мер по обеспечению безопасности может сыграть очень важную роль. Возможность прямого контакта с представителями властных и правоохранительных органов зачастую оказывается решающим фактором во многих ситуациях и просто необходима в случае попытки корпоративного захвата организации.

Кто должен отвечать за безопасность организации?

Исходя из приоритетности этих направлений, для организации строится и система внутренних органов, которая решает определенные задачи и отвечает на вызовы окружающей среды. В крупных организациях обычно создаются следующие структурные подразделения:

    Подразделение охраны. Оно осуществляет непосредственные меро­приятия по защите имущества и физической защите сотрудников организации;

    Оперативное подразделение. Занимается проведением служебных расследований, а также оперативно-розыскными мероприятиями. При этом необходимо помнить, что любые действия по сбору информации о физических или юридических лицах должны производиться в соответствии с действующим законодательством;

    Подразделение технической поддержки. Данный отдел занимается работой с высокотехнологическими приборами, без которых в настоящее время невозможно представить ни одну систему безопасности. Прежде всего речь идет о системах сигнализации и видеонаблюдения;

    Аналитический отдел. Данное подразделение, как правило, самое небольшое по численности, но выполняющее наиболее значимые функции в системе безопасности, такие, как разработка основных мероприятий по защите имущества, охрана коммерческой тайны общества и координация работы остальных подразделений системы безопасности.

В некоторых случаях под контроль служб безопасности передают и отдел по связям с общественностью . Это особо актуально при проведении агрессивной брэндинговой политики, направленной на завоевание новых рынков сбыта. Во время подобных мероприятий организация становится особо уязвимой для так называемого «черного пиара» и, соответственно, должна максимально быстро реагировать на любые его проявления всеми доступными для нее средствами.

Делать самим или привлечь специалистов?

Практически все организации строят систему защиты на условиях объединения внутренних и внешних ресурсов. Данная политика, безусловно, оправдана. Привлечение сторонних организаций, специализирующихся на подобной деятельности, позволяет получить максимальный результат с минимальными затратами по сравнению с созданием системы ­безопасности с нуля.

Наиболее часто по договору (аутсорсинг) специализированным агентствам передаются функции общей охраны объектов и физической защиты первых лиц организации. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с законом от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» данный вид предпринимательской деятельности является лицензируемым. Соответственно, прежде чем заключить договор с ЧОПом, следует проверить наличие у него необходимой документации. Также часто внешним профессионалам передается создание и поддержание работоспособности системы технических средств охраны и наблюдения. Разумным можно счесть привлечение со стороны высококлассных специалистов в области юриспруденции для разработки методов и мер корпоративной защиты организации.
А вот полная передача аналитических функций сторонней организации не только не рациональна, она может оказаться просто опасной. Слишком много нитей контроля оказывается в руках, не подконтрольных руководству организации. Соответственно, чтобы решиться на такую передачу, необходимо быть уверенным не только в высоком уровне профессионализма специалистов, но и в высокой степени их лояльности.

* * *

Создание единой системы безопасности - довольно сложный процесс, требующий серьезных финансовых вложений. Подобные вложения достаточно часто не представляются руководителям организации оправданными. К сожалению, нередко они меняют свою точку зрения только после того, как понесут серьезные убытки.


Создание собственной службы безопасности (СБ) начинается с выбора ключевой фигуры -- руководителя, которому можно доверить практически всю информацию о фирме, ее деятельности, сильных и слабых сторонах, возможностях и потенциальных угрозах.

Сосредоточение конфиденциальной информации в узком кругу внутренней СБ, то есть в рамках своего предприятия, -- это безусловный приоритет первой стратегии.

Подбор руководителя СБ представляет собой весьма сложную задачу. Человек на этом посту должен удовлетворять ряд специфических требований.

Во-первых, в настоящее время недостаточно, чтобы он был выходцем из силовых структур и имел там хорошие контакты. В ряде случаев это может нести в себе и угрозы для бизнеса (искусственное создание внешних проблем и демонстрация своих способностей по их решению).

Во-вторых, руководитель СБ должен быть знаком не только с силовыми методами борьбы, но и с маркетингом, экономическими аспектами работы предприятия, источниками экономической информации. Необходимость проведения аналитической работы с целью выявления и оценки рисков бизнеса предполагает наличие у руководителя СБ качеств маркетолога. Ведь самую высокую доходность приносят наиболее рискованные сделки, а риск невозможно оценить без знания специфики и динамики рынка, потребительского спроса, позиций партнеров и конкурентов, влияния факторов законодательства и др.

Руководитель СБ должен владеть современными методами делового маркетинга или, иными словами, экономической разведки и уметь организовать ее проведение в интересах фирмы в рамках действующего законодательства.

Наличие у руководителя СБ вышеперечисленных качеств дает возможность, в случае необходимости, организовать контроль сотрудников своего предприятия (маркетологов, менеджеров по продажам, логистиков, бухгалтеров, юристов и других) с целью оценки их действий в интересах фирмы, а также оценки внутренних факторов риска. Кроме того, желательно, чтобы он располагал формальными и неформальными контактами с ведущими специалистами в соответствующих областях.

Руководитель СБ постоянно использует информацию как важный компонент для решения задач экономической безопасности предприятия. Проведение информационно-аналитической работы предполагает необходимость создания и постоянного обновления собственных информационных ресурсов. Не каждое предприятие, особенно малого и среднего бизнеса, способно организовать процесс сбора данных из различных источников.

Особенности и недостатки

Существует некий барьер создания эффективной собственной службы. Помимо зарплаты персонала, это затраты, связанные с приобретением необходимых информационных ресурсов.

Нужно также помнить о том, что собственная СБ -- это обоюдоострое оружие. Оно может быть использовано как во благо фирмы, так и (при определенных обстоятельствах) во вред, например, в случае возникновения внутреннего конфликта, работы руководителя СБ не в интересах фирмы. Чем больше полномочий у сотрудника, чем более важный пост он занимает, чем большим объемом информации он обладает, тем больше у него возможностей нанести ущерб предприятию. Поэтому целесообразно его участие в программах лояльности предприятия (достойная заработная плата, премирование за решение важных задач, предоставление социального пакета и др.).

К тому же оплата труда руководителя СБ и других сотрудников данного подразделения -- это лишь незначительная часть затрат на обеспечение безопасности. Ведь для эффективной деятельности СБ необходима достоверная информация о конкурентах, партнерах, поставщиках, потребителях, обстановке в регионе. И хотя около 90% сведений можно получить в ходе анализа информации из открытых источников, остаются еще 10%, требующие дополнительных расходов. Как правило, о создании собственной СБ руководители предприятий начинают задумываться при годовом обороте примерно от 5 млн. грн. и численности персонала 20-30 человек. При отсутствии внутренней СБ решение задач по обеспечению экономической безопасности предприятия можно возложить на специализированные фирмы, предоставляющие услуги в этой области.

Передача функций обеспечения ЭБ предприятия в аутсорсинг

Обеспечение безопасности предприятия может осуществляться внешними организациями, профессионально специализирующимися в данной области, в форме абонентского обслуживания или оказания разовых услуг. Такую организацию работ сегодня называют аутсорсингом.

Несмотря на то, что этот сектор растет значительными темпами, руководители многих предприятий все еще стремятся самостоятельно решать возникающие проблемы, в том числе и обеспечивать безопасность своего предприятия.

Сегодня многочисленные охранные фирмы в Украине и России, а также агентства по предоставлению информационно-консультационных услуг в области безопасности бизнеса предлагают аутсорсинг по обеспечению ЭБ. В подавляющем большинстве -- это предприятия, которые профессионально осуществляют физическую охрану объектов и личную охрану руководства, взаимодействуют с правоохранительными органами, а также готовят различные информационные бизнес-справки о деловых партнерах и конкурентах, о положении в отдельных секторах рынка и регионах. Свои услуги по урегулированию правовых вопросов активно предлагают юридические фирмы. Финансовые стороны работы предприятия могут решить независимые финансовые консультанты, аудиторы.

Однако их привлечение для комплексного обеспечения ЭБ содержит очень серьезную угрозу, связанную с возможной утечкой конфиденциальной информации. Чем больше внешних структур обслуживает предприятие, тем выше этот риск. Чем больше людей и организаций посвящены в дела компании, тем труднее контролировать защиту безопасности, и тем выше вероятность ее нежелательного распространения. В стремлении обеспечить ЭБ, частью которой является и защита информации, заказчик открывает свои секреты не одному партнеру (руководителю своей СБ или охранному агентству), а нескольким. Такое сотрудничество -- немногим менее рискованная ситуация, чем нелояльность или чрезмерная дороговизна собственной компетентной службы безопасности.

Услуги аутсорсинга носят индивидуальный характер, что гарантирует дополнительную защиту информации о вас и вашей компании. Если экономическая безопасность предприятия -- это его иммунная система, то предоставление индивидуальных услуг по обеспечению безопасности -- это своего рода «врачебная тайна».

Известно, что именно соблюдение конфиденциальности является одним из уязвимых мест аутсорсинга. И хотя достоинств у этого механизма сотрудничества больше, чем недостатков, защита коммерческой тайны остается под вопросом, а снижение этого риска -- одним из главных факторов успеха партнеров по аутсорсингу.


В должностные обязанности специалиста службы безопасности входит:

Обеспечение правовой и организационной защиты компании и коммерческой тайны;
- обеспечение соблюдения стандартов безопасности компании, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима;
- организация видеонаблюдения, патрулирования территории;
- обеспечение сохранности ТМЦ, предотвращение хищений;
- проверка соискателей, проверка подлинности предоставленных документов, подготовка заключений, оформление документов о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну;
- взаимодействие с правоохранительными, контрольно-ревизионными органами, частными охранными структурами;
- участие в служебных расследованиях фактов хищений и нарушений режима безопасности, подготовка материалов для передачи в правоохранительные органы.

Заработная плата и требования работодателей

Средняя заработная плата специалиста службы безопасности в Москве составляет 50 000 руб., в Санкт-Петербурге - 40 000 руб., в Волгограде - 24 000 руб., в Воронеже - 25 000 руб., в Екатеринбурге - 32 000 руб., в Казани - 25 000 руб., в Красноярске - 29 000 руб., в Нижнем Новгороде - 28 000 руб., в Новосибирске - 32 000 руб., в Омске - 25 000 руб., в Перми - 29 000 руб., в Ростове-на-Дону - 29 000 руб., в Самаре - 29 000 руб., в Уфе - 25 000 руб., в Челябинске - 29 000 руб.

Должность специалиста службы безопасности открыта соискателям с образованием не ниже среднего специального. Кандидатам необходимо знать законодательство о безопасности и частной охранной деятельности, основные характеристики технических средств охраны и видеонаблюдения, владеть компьютером. Конкурентным преимуществом обладают соискатели, отслужившие в армии и МВД, с опытом работы в охранных структурах. Зарплатные предложения для специалистов без опыта работы на данной позиции в Москве начинаются от 35 000 руб., в Санкт-Петербурге - от 25 000 руб.

Вход в следующий зарплатный диапазон открыт соискателям с высшим образованием и опытом работы специалистом службы безопасности от 1 года. Работодатели предупреждают кандидатов о возможных командировках и разъездном характере работы: большинство компаний подбирают сотрудников с личным автомобилем. Зарплатные предложения для соискателей, соответствующих указанным требованиям, составляют от 40 000 до 50 000 руб. в Москве, от 32 000 до 40 000 руб. в городе на Неве.

Третий зарплатный диапазон - для специалистов службы безопасности с опытом работы от 3 лет. Работодатели отдают предпочтение кандидатам с высшим юридическим образованием. Обязателен опыт работы в компаниях по профилю работодателя, опыт проведения служебных расследований. Приветствуется опыт работы в правоохранительных органах. Зарплатные предложения в этом диапазоне в Москве достигают 67 000 руб., в Северной столице - 50 000 руб.

На максимальный заработок могут рассчитывать специалисты службы безопасности со стажем работы более 5 лет. Обязателен опыт работы в правоохранительных органах, опыт представления интересов компании в суде. Зарплатный максимум для специалиста службы безопасности в Москве - 100 000 руб., в Санкт-Петербурге - 80 000 руб.

Регион Диапазон I Диапазон II Диапазон III Диапазон IV Медиана
(без опыта работы специалистом службы безопасности) (с опытом работы от 1-го года) (с опытом работы от 3-х лет) (с опытом работы от 5-ти лет) (средняя заработная плата)
Москва 35 000-40 000 40 000-50 000 50 000-67 000 67 000-100 000 50 000
Санкт-Петербург 25 000-32 000 32 000-40 000 40 000-50 000 50 000-80 000 40 000
Волгоград 15 000-20 000 20 000-24 000 24 000-32 000 32 000-50 000 24 000
Воронеж 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-33 000 33 000-50 000 25 000
Екатеринбург 20 000-25 000 25 000-32 000 32 000-42 000 42 000-65 000 32 000
Казань 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-35 000 35 000-50 000 25 000
Красноярск 20 000-24 000 24 000-30 000 30 000-40 000 40 000-55 000 29 000
Нижний Новгород 20 000-22 000 22 000-28 000 28 000-36 000 36 000-55 000 28 000
Новосибирск 20 000-25 000 25 000-32 000 32 000-42 000 42 000-65 000 32 000
Омск 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-33 000 33 000-50 000 25 000
Пермь 20 000-24 000 24 000-30 000 30 000-40 000 40 000-60 000 29 000
Ростов-на-Дону 20 000-23 000 23 000-30 000 30 000-40 000 40 000-60 000 29 000
Самара 20 000-23 000 23 000-28 000 28 000-38 000 38 000-60 000 29 000
Уфа 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-35 000 35 000-50 000 25 000
Челябинск 20 000-23 000 23 000-30 000 30 000-38 000 38 000-60 000 29 000

Портрет соискателя

Сфера безопасности традиционно мужская: сильный пол составляет большинство кандидатов (97%). Молодежи до 30 лет среди претендентов - 15%, специалистов от 30 до 40 лет - 38%, от 40 до 50 лет - 34%, старше 50 лет - 13%. 81% соискателей имеет диплом вуза. 62% специалистов службы безопасности имеют водительские права категории «В».

класс твитнуть

Код для вставки в блог

Специалист службы безопасности на предприятии

Исследовательский центр портала Superjob в октябре 2015 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Специалист службы безопасности на предприятии» в 15 городах России. Подробнее...

Введение.

Деятельность предприятий в современных условиях хозяйствования в России является весьма сложной. И это связано не только с общим кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией, низким курсом рубля и прочими макроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов, усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предприятий.

Деятельность предприятия, по своей сути, является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д.

В любом случае каждое предприятие представляет собой систему, включающую основные элементы и связи между ними. Как раз по линиям внутренних и внешних связей системы и могут реализоваться угрозы ее экономической безопасности.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта в текущем и перспективном периоде. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, и все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве. Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

1.Организация службы экономической безопасности.

Среди субъектов, обеспечивающих защиту экономической безопасности предприятия, наибольшее значение имеет служба собственной экономической безопасности (конечно, при наличии соответствующего размера субъекта предприятия и финансовых средств). Создание службы собственной экономической безопасности представляет на практике наибольшую трудность, поскольку каждый субъект сугубо индивидуален, поскольку специфична его деятельность. Однако можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предприятиям при создании службы безопасности.

1.1. Принятие решения о необходимости создания службы экономической безопасности (СЭБ).

Вопрос о создании службы безопасности должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия, в зависимости от выбираемого вида деятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годового оборота и прибыли, использованию секретов производства, количества работников и т.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания службы безопасности.

После государственной регистрации руководителями принимается окончательное решение о создании СЭБ. В случае положительного решения вопроса определяется ответственное лицо (группа лиц) которое будет непосредственно заниматься организацией службы экономической безопасности.

Задачи СЭБ – предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты. (Персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения).

Разработка положения о СЭБ, определение структуры, и утверждение штатов. Наличие соответствующей законодательной базы позволяет создать легальную службу безопасности.

1.2. Набор кадров.

Работниками службы экономической безопасности могут быть люди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной и привлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).

При подборе постоянных работников в качестве важнейшего требования выступает профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции) с соответствующим опытом работы и подходящим по умственным и морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе., которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя.

1.3. Непосредственная организация и функционирование службы экономической безопасности.

Для создания собственной службы безопасности предприятие (фирма) представляет в органы внутренних дел, по месту своего нахождения следующие документы:

Заявление о согласовании Устава службы безопасности;

Устав службы безопасности;

Лицензии руководителя и персонала службы безопасности на право осуществления охранно-сыскной деятельности;

О характере и направлениях деятельности службы безопасности, о составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных, технических и иных средств, потребности в оружии.

Собственное подразделение безопасности предприятия имеет право открытия текущих и расчетных счетов. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе функционирования значительную роль играет умелая расстановка кадров службы безопасности руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным фактором повышения эффективности деятельности СЭБ является гибкая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Особое внимание следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Финансирование службы экономической безопасности осуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач. Экономия на СЭБ, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.

1.4. Контроль за деятельностью СЭБ.

В целях поддержания высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы службы безопасности в целом, необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов деятельности СЭБ. Для этого используются:

Регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством фирмы;

Отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах;

Анализ отчетов и вывод руководства фирмы об эффективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование своих деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.

1.5.Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка.

Особое внимание в процессе повседневной деятельности следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Взаимодействие СЭБ и правоохранительных может осуществляться по следующим направлениям:

    Кадры – проверка правоохранительными органами кандидатов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях конкретными лицами, подготовка с помощью правоохранительных органов работников служб безопасности.

    Информация – обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске и пр.

    Организационное взаимодействие – создание системы совместного противодействия незаконной деятельности со стороны физических и юридических лиц (организация охраны, установка сигнализации, системы быстрого оповещения правоохранительных органов).

Особо важное значение для минимизации негативных последствий возникших угроз играет своевременное и оперативное информирование правоохранительных органов об обнаружении правонарушений вообще и преступлений в частности.

Работники службы безопасности должны знать, что правонарушения, которое они обнаружили со стороны других лиц, может повлечь наступление ответственности носящей одновременно как гражданско-правовой, так и уголовный характер.

При обнаружении правонарушения лицо, имеющее соответствующие полномочия, обращается в правоохранительные органы с заявлением. При наличии признаков состава преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, возбуждается уголовное дело. Если в ходе его расследования будет установлено, что действиями обвиняемого был причинен ущерб, то следователем решается вопрос о признании лица, права которого были нарушены, гражданским истцом (подробнее см.: - Уголовный процессуальный кодекс РФ, ст. 29). При наличии доказательств ущерба суд признает права гражданского истца на возмещение его ущерба с виновной стороны.

2. Структура службы экономической безопасности.

Структура службы экономической безопасности, является специфичной для различных субъектов предприятий. Она зависит от размера фирмы, количества заняты на ней, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

Служба экономической безопасности является важнейшим элементом комплексной системы экономической безопасности субъекта. Если предприятие (фирма) небольшое – целесообразнее не создавать собственную службу безопасности, а использовать услуги соответствующих охранных и детективных агентств. В том же случае если предприятие крупное и использует в своей деятельности значительные массивы конфиденциальной информации, то объективно необходимо создание своей службы безопасности.

Примерная структура службы экономической безопасности предприятия (фирмы). Выделенные блоки непосредственно входят в службу экономической безопасности, а остальные – только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ.

Структура службы безопасности

Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных итуаций. Предварительно следует сказать, что фирма, а значит и СЭБ, могут работать в двух режимах – обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности фирмы, идет профилактическая работа по их предупреждению и деятельность всех подразделений проходит в повседневном ритме. Возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются текущей работой подразделений фирмы, в том числе службой безопасности. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководитель службы безопасности или руководитель фирмы собирает группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных в данной проблеме специалистов фирмы, для ее решения. Эта группа работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.

Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно, взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Конечно, такая структура не является всеобъемлющей, однако, она может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

3.Технология защиты от угроз экономической безопасности.

Практическая деятельность службы экономической безопасности должна основываться на использовании типовых схем, процедур и действий. Прежде всего, следует сказать об общем алгоритме действий, на котором основана работа службы безопасности. Он включает следующую последовательность операций:

ВВЕДЕНИЕ.

В условиях формирования общего экономического пространства перед предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знания и технологии) сотрудниками предприятий, работающими одновременно в кооперативах, малый предприятиях и других коммерческих структурах. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности.
Современный промышленный шпионаж предполагает использование новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Речь идет о настоящей «тайной войне». Вот один из показательных примеров, приведенных в статье «Космический товар по минимальным ценам». Американское космическое ведомство весьма заинтересовано в приобретении у России целого ряда образцов космической техники и технологии по ее созданию, которые «в настоящее время предлагаются русскими по минимальным ценам». «Еще несколько лет назад мы намеревались выкрасть кое-что из этого», - заявило одно, пожелавшее остаться неизвестным, должностное лицо администрации США.
Урон американскому бизнесу от краж торговых секретов превышает по их оценкам 4 млрд. долларов ежегодно. То, что в мировой практике именуется промышленным шпионажем, мы даже не можем юридически классифицировать. С переходом на рыночные отношения и условия самостоятельности предприятий перед нами встали серьезные проблемы по обеспечению сохранности своих коммерческих секретов и безопасности предприятия.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях, и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников. Настоящее издание содержит справочный материал для специалистов, занятых разработкой защитных мероприятий, созданием систем безопасности, и для руководителей предприятий, поставивших перед собой задачу обеспечения безопасности производства и коммерческих секретов.

1. ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРЕ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Многогранность сферы обеспечения безопасности и защиты информации требует создания специальной службы, осуществляющей реализацию специальных защитных мероприятий.
Структура, численность и состав службы безопасности предприятия (фирмы, компании и т.д.) за рубежом определяются реальными потребностями предприятия и степенью конфиденциальности ее информации. В зависимости от масштабов и мощности организации деятельность по обеспечению безопасности предприятия и защиты информации может быть реализована от абонентного обслуживания силами специальных центров безопасности до полномасштабной службы компании с развитой штатной численностью. В зарубежных источниках, например, рассматривается следующая структура службы безопасности фирмы (рис. 1). Она возглавляется начальником службы безопасности, которому подчинены служба охраны, инспектор безопасности, консультант по безопасности и служба противопожарной охраны.
С учетом накопленного зарубежного и отечественного опыта и особенностей рыночной экономики предлагается рабочий вариант службы безопасности предприятия среднего масштаба производства, ее структура и должностные инструкции (рис. 2).

1.1. Общие положения.

Основными задачами службы безопасности предприятия являются обеспечение безопасности предприятия, производства, продукции и защита коммерческой, промышленной, финансовой, деловой и другой информации, независимо от ее назначения и форм при всем многообразии возможных каналов ее утечки и различных злонамеренных действий со стороны конкурентов.

1.2. Правовые основы деятельности службы безопасности.

Основные положения, состав и организация службы безопасности имеют юридическую силу в том случае, если они зафиксированы в основополагающих правовых, юридических и организационных документах предприятия.
В основу деятельности службы безопасности положены:
  • Закон Российской Федерации «О безопасности";
  • Законы и регламенты России, обеспечивающие безопасность деятельности и сохранность коммерческой тайны;
  • Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности;
  • Кодекс законов о труде (КЗОТ);
  • Устав предприятия, коллективный договор, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка сотрудников, должностные обязанности руководителей, специалистов, рабочих и служащих.

1.3. Основные задачи службы безопасности.

Основными задачами службы безопасности предприятия являются:
  • обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;
  • организация работы по правовой, организационной и инженерно-технической (физической, аппаратной, программной и математической) защите коммерческой тайны;
  • организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;
  • предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну;
  • выявление и локализации возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;
  • обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания, связанные с деловым сотрудничеством как на национальном, так и на международном уровне;
  • обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств обеспечения производственной деятельности;
  • обеспечение личной безопасности руководства и ведущих сотрудников и специалистов;
  • оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.

1.4 Общие функции службы безопасности.

Служба безопасности предприятия выполняет следующие общие функции:
  • организует и обеспечивает пропускной и внутри объектовый режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и посетителями;
  • руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;
  • участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечение безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности, Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;
  • разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ, организует и контролирует выполнение требований «ИНСТРУКЦИИ по защите коммерческой тайны";
  • изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров, смежников;
  • организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия;
    разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну» и другие
  • нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;
  • обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;
  • осуществляет руководство службами и подразделениями безопасности подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других в части оговоренных в договорах условиях по защите коммерческой тайны;
  • организует и регулярно проводит учебу сотрудников предприятия и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны, добиваясь, чтобы к защите коммерческих секретов был глубоко осознанный подход;
  • ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;
  • ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации;
  • поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе (зоне).

1.5. Состав службы безопасности.

Служба безопасности является самостоятельной организационной единицей, подчиняющейся непосредственно руководителю предприятия.
Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности заместителя руководителя предприятия по безопасности.
Организационно служба безопасности состоит из следующих структурных единиц:
  • отдела режима и охраны, в составе сектора режима и сектора охраны;
  • специального отдела в составе сектора обработки секретных документов и сектора обработки документов с грифом «Коммерческая тайна";
  • инженерно-технической группы;
  • группы безопасности внешней деятельности.

1.6. Права, обязанности и ответственность сотрудников службы безопасности.

Сотрудники подразделений службы безопасности в целях обеспечения защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, имеют право:
  • требовать от всех сотрудников предприятия, партнеров, клиентов строгого и неукоснительного выполнения требований нормативных документов или договорных обязательств по защите коммерческой тайны;
  • вносить предложения по совершенствованию правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий по защите коммерческой тайны.
Сотрудники службы безопасности обязаны:
  • осуществлять контроль за соблюдением «инструкции по защите коммерческой тайны";
  • докладывать руководству о фактах нарушения требований нормативных документов по защите коммерческой тайны и других действий, могущих привести к утечке конфиденциальной информации или утрате документов или изделий;
  • не допускать неправомерного ознакомления с документами и материалами с грифом «Коммерческая тайна» посторонних лиц.
Сотрудники службы безопасности несут ответственность за личное нарушение безопасности коммерческой тайны и за не использование своих прав при выполнении функциональных обязанностей по защите конфиденциальных сведений сотрудниками предприятия.

1.7. Нештатные структуры службы безопасности.

С целью более широкого охвата и качественного исполнения требований защиты коммерческой тайны решением руководства предприятия и службы безопасности могут создаваться отдельные комиссии, решающие определенные контрольно-ревизионные функции на временной или постоянной основе, такие как:
  • квартальные или годовые комиссии по проверке наличия, состояния и учета документов (материалов, сведений, ценностей);
  • комиссия по оценке возможностей публикации периодических документов, объявлений, проспектов, интервью и других выступлений в печати, на радио и телевидении, семинарах, симпозиумах, конференциях и т.п.;
  • периодические проверочные комиссии для проверки знаний и умений выполнять требования нормативных документов по защите коммерческой тайны, а также по оценке эффективности и надежности защитных мероприятий по обеспечению безопасности предприятия.

2. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ.

Состав и функции подразделений службы безопасности определяются соответствующими Положениями.
Положение о структурном подразделении - документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности каждого структурного подразделения. Положение определяет статус подразделения, отражает его место в составе службы безопасности, показывает его внутреннюю организацию. На основе Положения составляется штатное расписание подразделения, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него задач.

2.1. Положение об отделе режима и охраны.

2.1.1. Общие положения.

  1. Отдел режима и охраны является самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и подчиняется начальнику службы безопасности.
  2. В своей деятельности отдел руководствуется требованиями «Инструкции по организации режима и охране».

2.1.2. Задачи.

  1. Организация и осуществление мер по обеспечению безопасности деятельности и защите сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.
  2. Разработка и совершенствование системы предотвращения несанкционированного допуска и доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
  3. Организация и поддержание пропускного и внутри объектного режима.
  4. Организация охраны арестованных по режиму конфиденциальных помещений.
  5. Организация личной охраны руководителей и ведущих сотрудников.
  6. Организация и установление мер физической и технической защиты зданий и помещений.
  7. Организация, разработка и контроль системы безопасности в повседневных и в особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки и т.п.).

2.1.3. Структура.

В составе отдела режима и охраны имеются следующие структурные единицы:

  1. Сектор режима.
  2. Сектор охраны.

2.1.4. Функции.

В соответствии с основными задачами отдел режима и охраны выполняет следующие функции:

  1. Организует работу по выполнению решений, приказов и распоряжений руководства предприятия по обеспечению защиты коммерческих секретов и обеспечению безопасности деятельности.
  2. Определяет единство действий и организует защиту, безопасность, сохранность документов и ценностей в обычных и особых условиях.
  3. Разрабатывает, обновляет и дополняет инструкции, положения и иные нормативные материалы по режиму и охране.
  4. Осуществляет руководство работой по установлению степени конфиденциальности сведений, содержащихся в документах. Совместно с основными подразделениями проводит работу по анализу практики применения «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну», по подготовке и внесению в него в установленном порядке необходимых изменений и дополнений, а также организует его переработку и переиздание.
  5. Организует разработку и контроль за эффективностью действующей разрешительной системы допуска сотрудников, компаньонов и клиентов к ознакомлению и работе с документами конфиденциального характера, с целью исключения возможности ознакомления со сведениями, не относящимися к выполняемой ими работе.
  6. Разрабатывает и рассматривает совместно со специальным отделом и подразделениями предложения по совершенствованию делопроизводства с грифом «Коммерческая тайна», предотвращению факторов включения в документы секретного и несекретного характера излишнего объема сведений, являющихся коммерческой тайной, сокращению издаваемых и разрабатываемых документов конфиденциального характера, неоправданной из рассылки.
  7. Организует и обеспечивает систему контролируемого доступа и специального пропускного режима в здания и помещения.
  8. Организует, обеспечивает и контролирует выполнение требований внутри объектного режима.
  9. Определяет систему охраны и участвует в ее организации и обеспечении работы выделенных помещений.
  10. Организует разработку тактических принципов использования средств автоматизации, сигнализации, связи и охраны.
  11. Организует охрану, пропускной, допускной и внутри объектный режим и осуществляет оперативно-методическое руководство работами по защите выделенных помещений и информации, обрабатываемой и передаваемой с использованием технических средств.
  12. Осуществляет руководство и режим защиты коммерческих сведений в работе по отбору, хранению и использованию архивных материалов.
  13. Осуществляет методическое руководство и принимает непосредственное участие в проведении предупредительно-профилактической работы с исполнителями работ и документов конфиденциального характера.
  14. Организует проведение служебных расследований по фактам утраты документов конфиденциального характера, разглашения охраняемых сведений, нарушения охраны и пропускного режима, необоснованного ознакомления сотрудников и командированных лиц со сведениями, составляющими государственную и коммерческую тайну и по другим фактам, которые привели или создавали условия, способствующие утечке конфиденциальной информации.
  15. Обеспечивает личную охрану руководства и сотрудников.

2.1.5. Права начальника отдела.

  1. На основе единоличия руководит деятельностью отдела режима и охраны по выполнению возложенных на отдел задач и функций.
  2. Назначает проведение проверок состояния и эффективности работы по обеспечению сохранения коммерческих секретов, режима безопасности, охраны и технического ее обеспечения.
  3. Требует от сотрудников представления объяснений по фактам, которые привели или могли привести к утечке информации, составляющей коммерческую тайну.
  4. Ходатайствует о поощрении сотрудников, активно участвующих в работе по предупреждению утечки охраняемых сведений, выполнении требований режима и охраны.

2.2. Положение о секторе режима.

2.2.1. Общие положения.

  1. Сектор режима является подразделением отдела режима и охраны службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику отдела.
  2. В своей деятельности сектор руководствуется требованиями «Инструкции по режиму и охране» в части режима.

2.2.2. Задачи.

  1. Организация пропускного и внутри объектного режима.
  2. Разработка разрешительной системы и обеспечение допуска сотрудников к документам, материалам и сведениям, составляющим коммерческую тайну.
  3. Контроль за соблюдением режима допуска к сведениям и документам.
  4. Совершенствование системы пропускного и внутри объектного режима.
  5. Участие в разработке «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну».

2.2.3. Структура.

В составе сектора режима выделяются следующие штатные должности:

  • заведующий сектором режима;
  • старший инспектор по режиму - начальник бюро пропусков;
  • инспектор по режиму;
  • инспектор по работе с персоналом, допущенным к сведениям, составляющим коммерческую тайну.

2.2.4. Функции.

В части обеспечения режима основными функциями сектора являются разработка, реализация и осуществление основных положений системы получения разрешений на доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе:

  • права, обязанности и ответственность сотрудников, допущенных к работе с документами, содержащими коммерческую тайну;
  • схема выдачи разрешений на доступ сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
  • порядок доступа на совещания по вопросам, содержащим сведения, составляющие коммерческую тайну;
  • порядок и контроль доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, представителей других предприятий и государственных органов;
  • ведение, уточнение и изменение «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну";
  • учет сотрудников, допущенных к работе с документами и материалами, содержащими сведения, составляющие коммерческую тайну;
  • учет и анализ нарушений режима работы с документами, содержащими коммерческую тайну, различного рода попыток несанкционированного доступа к конфиденциальным документам традиционного и автоматизированного исполнения (базы данных, персональные файлы и др.), случаев телефонных переговоров, содержащих конфиденциальную информацию;
  • организация и проведение деловых совещаний, переговоров и встреч с обсуждением вопросов, связанных с коммерческой тайной;
  • организация и обеспечение пропускного и внутри объектного режима: выдача пропусков (постоянных, временных, разовых), порядок посещения, учет посетителей;
  • определение выделенных помещений, проведение их паспортизации, обеспечение их защиты совместно с группой Инженерно-технической защиты информации.
В части работы с персоналом учитывается, что сотрудники - главный источник утечки конфиденциальной информации. С учетом этого функции группы составляют:
  • беседы с поступающими на работу в подразделения, работа которых связанна с коммерческой тайной, с целью установления их пригодности для этой работы;
  • изучение поступающего на работу в части его прошлой трудовой деятельности;
  • оформление обязательств о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • анализ служебной осведомленности сотрудников;
  • анализ и учет трудовой удовлетворенности с целью предупреждения увольнения сотрудников, допущенных к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
  • ведение досье на сотрудников, допущенных к документам с коммерческой тайной;
  • организация обучения сотрудников по вопросам защиты коммерческой тайны;
  • беседы с увольняющимися и оформление контракта (обязательства) не разглашать коммерческие секреты.
Кроме того, сектор в тесном взаимодействии с отделом кадров:
  • разрабатывает планы комплектования кадрами;
  • оформляет прием, перевод и увольнение сотрудников, допущенных к коммерческой тайне;
  • готовит материалы для преставления сотрудников к поощрениям и должностным перемещениям.

2.2.5. Права.

  1. Проводить беседы с поступающими на работу и увольняющимися и оформлять обязательства не разглашать коммерческие секреты.
  2. Требовать от сотрудников и клиентов строгого выполнения установленного пропускного и внутриобъектового режима;
  3. Проводить проверку состояния и организации работы по обеспечению режима работы с документами составляющими коммерческую тайну.
  4. Требовать от сотрудников письменных объяснений по фактам нарушения пропускного и внутриобъектового режима;
  5. Возбуждать ходатайства перед руководством о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения режима.
  6. Представлять к поощрениям сотрудников, добросовестно выполняющих обязанности по сохранению в тайне охраняемых сведений.

2.2.6. Ответственность.

  1. Всю полноту ответственности за выполнение задач и функций по режиму и работе с персоналом несет заведующий сектором режима.

2.3. Положение о секторе охраны.

2.3.1. Общие положения.

  1. Сектор охраны является подразделением отдела режима и охраны службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику отдела.
  2. В своей деятельности сектор руководствуется требованиями «Инструкции по режиму и охране» в части охраны.

2.3.2. Задачи.

Обеспечение надежной защиты зданий, помещений, оборудования, валютных и материальных ценностей, а также личной охраны руководящего состава в обычных и экстремальных условиях.

2.3.3. Структура.

  1. Сектор охраны состоит из:
    • комендантской службы;
    • группы личной охраны руководства.
  2. Комендантская служба может состоять из коменданта здания, дежурного мастера по вневедомственной и объектовой технической охране и дежурного мастера по противопожарной охране.

2.3.4. Функции.

  1. Сектор охраны осуществляет охрану зданий, помещений, оборудования, линий связи и перевозок, пожарную охрану, а также личную охрану руководящего состава.
  2. Сектор охраны обеспечивает необходимые условия, исключающие несанкционированный доступ в охраняемые здания, помещения, отдельные конфиденциальные участки и зоны территории и служебных помещений. Особое внимание уделяется критическим условиям, связанным со стихийными бедствиями, поломками, авариями.
  3. Сектор охраны:
    • реализует учет, контроль и наблюдение за охраняемыми зонами, помещениями, хранилищами;
    • обеспечивает установку и работу на местах технических средств охраны, охранной и пожарной сигнализации;
    • осуществляет прием под охрану и сдачу в эксплуатацию охраняемых помещений, проверяя при этом надежное срабатывание средств охраны, делая соответствующую запись в журнале приема и сдачи под охрану;
    • принимает меры по ликвидации возможных пожаров и других аварийных ситуаций.
  4. В части личной охраны руководящего состава сектор руководствуется отдельным положением, разрабатываемым службой безопасности с учетом конкретных условий ее деятельности.

2.3.5. Права.

  1. Проверять наличие, состояние и функционирование технических средств охраны охранной и пожарной сигнализации.
  2. Требовать строгого соблюдения установленного внутриобъектового режима и правил трудового распорядка
  3. Участвовать в разработке мероприятий по усилению безопасности и сохранности имущества, средств, зданий и помещений.
  4. Не допускать случаев использования неисправного оборудования, охранной и пожарной техники.
  5. Принимать меры воздействия к сотрудникам, допускающим порчу или неправильную эксплуатацию охранно-пожарной техники.
  6. Требовать своевременного ремонта и профилактики технических средств охраны и пожарной сигнализации.

2.3.6. Ответственность.

Всю полноту ответственности за качество и своевременное выполнение возложенных на сектор настоящим Положением задач и функций несет заведующий сектором.

2.4. Положение о специальном отделе.

2.4.1. общие положения.

  1. Специальный отдел является самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику службы.
  2. В своей деятельности отдел руководствуется требованиями «Инструкции по режиму и охране» в части коммерческих секретов.

2.4.2. Задачи.

Организация и руководство делопроизводством секретных документов и документов с грифом «Коммерческая тайна».

2.4.3. Структура.

Специальный отдел состоит из следующих структурных единиц:

  • сектор обработки секретных документов;
  • сектор обработки документов с грифом «Коммерческая тайна";
  • машинописное бюро оформления специальных документов;
  • экспедиция.

2.4.4. Функции.

  1. Обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, доставка ее по назначению.
  2. Осуществление контроля за сроками исполнения документов.
  3. Организация работы по регистрации, учету и хранению документальных материалов текущего пользования.
  4. Разработка номенклатуры дел, осуществление контроля за правильным формированием дел в подразделениях и подготовкой материалов к своевременной сдаче в архив.
  5. Разработка и внедрение предложений по совершенствованию системы делопроизводства.
  6. Печатание и размножение секретных документов и документов с грифом «Коммерческая тайна».
  7. Участие в подготовке созываемых и проводимых руководством закрытых совещаний и организация их технического обслуживания.
  8. Специальный отдел в части обеспечения обработки секретных документов руководствуется соответствующими документами, в части ведения делопроизводства с грифом «Коммерческая тайна» выполняет требование «Инструкции по защите коммерческой тайны».

2.4.5. Права.

  1. Требовать от руководителей подразделений и исполнителей четкого и своевременного выполнения нормативных документов по организации и ведению специального делопроизводства.
  2. Регулярно проверять правильность ведения делопроизводства в подразделениях, указывать руководителям подразделений на выявленные недостатки и требовать их устранения.
  3. Возвращать исполнителям документы, оформленные с нарушением установленных правил делопроизводства.
  4. Указания специального отдела в пределах его функций, предусмотренных Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия.

2.4.6. Ответственность.

  1. Всю полноту ответственности за качество и своевременное выполнение возложенных настоящим Положением задач и функций несет заведующий отделом.
  2. Степень ответственности других сотрудников отдела устанавливается должностными инструкциями.

2.5. Положение о секторе обработки документов с грифом «коммерческая тайна».

2.5.1. Общие положения.

Сектор обработки документов с грифом «Коммерческая тайна» является структурным подразделением специального отдела службы безопасности и подчиняется непосредственно
заведующему отделом. В своей работе сектор руководствуется «Инструкцией по защите коммерческой тайны».

2.5.2. Задачи.

Организация и руководство делопроизводством документов с грифом «Коммерческая тайна».

2.5.3. Структура.

В составе вектора устанавливаются следующие должности:

  • заведующий сектором;
  • делопроизводитель;
  • машинистка.

2.5.4. Функции.

  1. Получение, учет, исполнение и документирование поступающих и разрабатываемых документов, организация оптимального документооборота, обеспечение отправки, размножения и надежного хранения документов, их сохранности и своевременного уничтожения, а также проверка их наличия и контроль своевременного и правильного их исполнения.
  2. Разработка нормативных документов, направленных на обеспечение сохранности коммерческой тайны.
  3. Участие в разработке, пополнении и обновлении «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну».
  4. Участие в процессе обучения персонала работе с документами, содержащими коммерческую тайну.

2.5.5. Права.

  1. Требовать от подразделений, руководителей, сотрудников соблюдения требования по ведению делопроизводства с грифом «Коммерческая тайна».
  2. Проверять правильность ведения делопроизводства в подразделениях, указывать руководителям подразделений на выявленные недостатки и требовать их устранения.
  3. Представлять к поощрению сотрудников, четко выполняющих требования по сохранению коммерческой тайны. Принимать меры воздействия к лицам, допускающим нарушения в работе с документами, содержащими сведения, составляющие коммерческую тайну.

2.5.6. Ответственность.

  1. Всю полноту ответственности за качество и своевременное выполнение возложенных настоящим Положением на сектор задач и функций несет заведующий сектором.
  2. Степень ответственности других сотрудников сектора устанавливается должностными инструкциями.

2.6. Положение о группе иженерно-технической защиты.

2.6.1. Общие положения.

  1. Группа инженерно-технической защиты информации является структурным подразделением службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику службы.
  2. В своей деятельности группа руководствуется требованиями «Инструкции по Инженерно-технической защите».

2.6.2. Задачи.

  1. Обследование выделенных помещений с целью установления потенциально возможных каналов утечки конфиденциальной информации через технические средства, конструкции зданий и оборудования.
  2. Выявление и оценка степени опасности технических каналов утечки информации.
  3. Разработка мероприятий по ликвидации (локализации) установленных каналов утечки информации организационными, организационно-техническими или техническими мерами, используя для этого физические, аппаратные и программные средства и математические методы защиты.
  4. Организация контроля (в том числе и инструментального) за эффективностью принятых защитных мероприятий. Проведение обобщения и анализа результатов контроля и разработка предложений по повышению надежности и эффективности мер защиты.
  5. Обеспечение приобретения, установки, эксплуатации и контроля состояния технических средств защиты информации.

2.6.3. Структура.

  1. Структура и штатный состав группы Инженерно-технической защиты информации разрабатывается и утверждается руководством службы безопасности исходя из конкретных условий и технической оснащенности подразделений предприятия.
  2. Возможно состав группы установить в следующем составе:
    • руководитель группы - старший инженер;
    • Инженер (техник) группы по спец измерениям.

2.6.4. Функции.

  1. Определение границ охраняемой (контролируемой) территории (зоны) с учетом возможностей технических средств, наблюдения злоумышленников.
  2. Определение технических средств, используемых для передачи, приема и обработки конфиденциальной информации в пределах охраняемой (контролируемой) территории (зоны).
  3. Определение опасных, с точки зрения возможности образования каналов утечки, технических средств.
  4. Локализация возможных каналов утечки информационно-орга-низационными, организационно-техническими или техническими средствами и мероприятиями.
  5. Организация наблюдения за возможным неконтролируемым излучением за счет ПЭМИН (побочных электромагнитных излучений и наводок).
  6. Организация контроля наличия, проноса каких-либо предметов (устройств, средств, механизмов) в контролируемую зону, способных представлять собой технические средства несанкционированного получения конфиденциальной информации.

2.6.5. Права.

Группа Инженерно-технической защиты информации имеет право:

  • проверять наличие технических средств обеспечения производственной деятельности в выделенных помещениях, измерять их параметры на соответствие требованиям безопасности;
  • устанавливать технические средства защиты каналов утечки информации через технические средства обеспечения производственной деятельности;
  • запрещать использование технических средств, не обеспечивающих требования безопасности.

2.6.6. Ответственность.

Всю полноту ответственности за инженерно-техническую защиту информации несет руководитель группы.

2.7. Положение о группе безопасности внешней деятельности.

2.7.1. Общие положения.

  1. Группа безопасности внешней деятельности является самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику службы.
  2. Группа организует работу в тесном взаимодействии с основными структурными подразделениями службы безопасности и предприятия.

2.7.2. Задачи.

  1. Изучение и выявление предприятий и организаций, потенциально являющихся союзниками и конкурентами.
  2. Добывание, сбор и обработка сведений о деятельности потенциальных и реальных конкурентов для выявления возможных злонамеренных действий по добыванию охраняемых сведений.
  3. Учет и анализ попыток несанкционированного получения коммерческих секретов конкурентами.
  4. Оценка степени реальных конкурентных отношений между сотрудничающими (конкурирующими) организациями.
  5. Анализ возможных каналов утечки конфиденциальной информации.

2.7.3. Структура.

Структура и штатное расписание определяется с учетом объемов и особенностей обстановки.

2.7.4. Функции.

  1. Изучение торгово-конъюнктурных ситуаций в пространстве деятельности учредителей, партнеров, клиентов и потенциально возможных конкурентов.
  2. Ситуационный анализ текущего состояния финансово-торговой деятельности с точки зрения прогнозирования возможных последствий, могущих привести к неправомерным действиям со стороны конкурирующих организаций и предприятий.
  3. Выявление платежеспособности юридических и физических лиц, их возможности по своевременному выполнению платежных обязательств.
  4. Установление антагонистических конкурентов, выявление их методов ведения конкурентной борьбы и способов достижения своих целей.
  5. Определение возможных направлений и характера злоумышленных действий со стороны специальных служб промышленного шпионажа против предприятия, его партнеров и клиентов.

2.7.5. Права.

  1. Требовать от соответствующих служб и подразделений необходимые для анализа сведения о деятельности партнеров и клиентов.
  2. Осуществлять сбор и обработку необходимых сведений для выявления злоумышленных действий со стороны конкурирующих организаций.

2.7.6. Ответственность.

Вся полнота ответственности за полноту и своевременность оценки степени опасности действий со стороны конкурентов и злоумышленников по отношению к охраняемым сведениям и безопасности руководства и сотрудников лежит на группе безопасности внешней деятельности.

___________________________________


Статьи на эту тему

B форуме пишут
• FoxKid 2004-06-22 06:08:11 пишет:
Блин, а где рисунки?
• student 2005-04-30 14:56:58 пишет:
Статья очень интересная но и очень непонятная. ГДЕ можно найти РИСУНКИ к этой статье?
• Константин 2005-05-05 08:33:38 пишет:
Какие рисунки нужны? Если структура СБ, то стоит покопаться на сайтах кторые указаны в Информационных ресурсах Интернета на www.сайт
• Serg 2005-05-31 10:49:51 пишет:
Хотелось получить структурную схему службы безопасности предприятия. Если есть где посмотреть напишите. Спасибо
• Петикович 2007-06-07 08:24:07 пишет:
Кто даст умные мысли по организации СБ на строительстве крупного торгово-развлекательного центра. Буду весьма признателен.
• Антон 2007-06-27 03:27:16 пишет:
1. организаци безопасности требует определенных материальных затрат (в некоторых случая не малых) 2. оценить стоит ли тратить деньги на организацию СБ (т.е.будет ли она оправдовать те средства которые будут затрачены на ее организацию). 3.определить назначение:установка систем видеонаблюдения; оборудование (определенных помещений) помещений устройствами для съема речевой информации, оборудование помещений в которых могут проводится совещания устройствами для противодействия съему информации, а также если в помещениях могут быть электронные носители информации, то нужно их экранировать от побочного електромагнитного излучения. 4. помещения в которых может циркулировать конфиденциальная информация оборудовать специальными устройствами для предотвращения и предупреждения съема информации 5. установка систем видеонаблюдения во всех людных местах. 6.установка освещения окон и видеонаблюдение за ними 7.организация безопасности в internet 8.определить направления создания системы безопасности: организация СБ на объектах ИС; организация защиты информационных и физических обьектов ИС; организациия защиты процессов и программ; организация защиты каналов связи; подавление побочных электромагнитных излучений; организация управления СБ 9.этапы построения СБ: определение информации и объектов подлежащих защите, определение степени секретности. 10. определение потенциальных угроз несанкционированного проникновения на обьект, а также выявление потенциальных угроз и каналов утечки информации. 11. оценка уязвимости и рисков 12. определение требований к СБ 13. осуществление выыбора средств защиты 14. внедрение и использование выбранных мер защиты 15. контроль целостности и управление СБ 16.сертификация СБ и ее компонентов по требованиям безопасности 17.выбор решений и средств обеспечения безопасности если предложенное выше вас чем-то заинтересовало могу более подробно описать каждый из пунктов
• елена 2009-11-23 09:14:35 пишет:
Что делат с СБ предприятия до вступления в силу ФЗ от 22.12.2008г. № 272-ФЗ
• Владимир 2010-02-19 12:10:19 пишет:
Подскажите, пожалуйста, очень нужно! Я привлекался к уголовной ответственности в 2006 году (ст. 228, ч.1 - та что про хранение наркотиков). Сейчас устраиваюсь на работу в очень серьезную фирму (связано с инжинирингом), переживаю по поводу своей судимости. По идее она уже погашена, но там ведь спрашивают не про судимость, а про привлечение. Наркотики не употребляю, могу пройти тест на любой тип, если нужно. Насколько велика вероятность, что этот вопрос помешает мне быть принятым на эту должность? Заранее спасибо.
• Андрей 2010-09-07 18:29:13 пишет:
Буду очень признателен за все советы по теме организации СБ или ЧОО(П) на предприятии занимающемся добычей золотосодержащих пород. Сразу скажу, что производство связано с использованием цианидов.
• Gensa 2011-01-11 09:34:45 пишет:
если тема еще актуальна, ппиши в почту, расскажу пошагово...)
• andreygrand 2011-12-30 11:54:24 пишет:
Так а где сам материал..Андрей Wrote:
• Виталий 2014-04-29 14:56:17 пишет:
Добрый день! Очень интересует первоисточник информации. Не подскажете откуда эта информация?
• Владимир 2014-09-19 03:32:59 пишет:
Владимир,опишите,пожалуйста,подробно,каждый из пунктов.
• Владимир 2014-09-19 03:35:22 пишет:
ошибся,Антон, пожалуйста, опишите каждый из пунктов,очень нужно,заранее спасибо.