Памятник Воину-освободителю: советский солдат действительно спас немецкую девочку рискуя жизнью. Трептов-парк - мемориал советским солдатам в берлине

8 мая 1949 года в Трептов - парке в Берлине был открыт памятник "Воин - освободитель". Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин-освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.

Монумент является заключительной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Скульптор Е. Вучетич работает над созданием макета памятника «Воин-освободитель». В эскизе памятника солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина Е. В. Вучетич заменил автомат на меч. Известны также имена и тех, кто позировал для скульптуры. Так, в качестве немецкой девочки, которую держит в руках солдат, позировала трёхлетняя Светлана Котикова (1945—1996) — дочь коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Г. Котикова. Позже С. Котикова стала актрисой, наиболее известна её роль учительницы Марьяны Борисовны в фильме «Ох, уж эта Настя!».

Существует четыре версии того, кто именно позировал скульптору Е. В. Вучетичу для памятника солдата. Тем не менее, они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.

Согласно воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части, позировал молодому Вучетичу. Изначально, по воспоминаниям В. М. Гуназы, Вучетич планировал изваять солдата, который держит в руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика на девочку.

По другим данным, полтора года в Берлине скульптору позировал сержант советской армии Иван Степанович Одарченко. Также Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды — в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склоненной головой, держащего венок. После демобилизации Иван Одарченко поселился в Тамбове, работал на заводе. Умер в июле 2013 года в возрасте 86 лет.
Согласно интервью отца Рафаила — зятя коменданта Берлина А. Г. Котикова, который ссылается на неизданные воспоминания своего тестя, в качестве солдата позировал повар советской комендатуры в Берлине. Позже, по возвращении в Москву, этот повар стал шеф-поваром ресторана «Прага».

Считается, что прототипом фигуры солдата с ребёнком послужил сержант Николай Масалов, который в апреле 1945 года вынес немецкого ребёнка из зоны обстрела. В память о сержанте на мосту Потсдамер Брюкке в Берлине установлена мемориальная доска с надписью: «В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года возле этого моста, рискуя жизнью, он спас из огня оказавшегося между двумя фронтами ребёнка». Другим прототипом считается уроженец Логойского района Минской области, старший сержант Трифон Лукьянович, также спасший девочку во время городских боёв и погибший от ранений 29 апреля 1945 года.

Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект Е. В. Вучетича и Я. Б. Белопольского. Строительство комплекса осуществлялось под руководством «27 управления оборонных сооружений» советской армии. В работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы — литейная мастерская Noack, мастерские по мозаике и витражам Puhl & Wagner, садовые товарищества Шпэта (нем. Späth nursery). Скульптура солдата весом около 70 тонн была изготовлена весной 1949 года на ленинградском заводе «Монументальная скульптура» в виде шести частей, которые были отправлены в Берлин. Работы по созданию мемориала были завершены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал был торжественно открыт советским комендантом Берлина генерал-майором А. Г. Котиковым. В сентябре 1949 обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

Второй по величине парк Берлина – свидетель многих событий, происходивших в Германии и Европе в течение столетия. Раскинувшийся на речном берегу Шпрее, он помнит и спокойные безмятежные времена, и волнующие митинги антифашистов, вдохновенные речи Клары Цеткин, жестокие эпизоды Второй Мировой и крах гитлеровских планов. Сейчас Трептов-парк в воображении всего мира ассоциируется с Мемориалом советским воинам, освободившими Европу от фашистской чумы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Ещё Ф. И. Тютчев, будучи на дипломатической службе в Германии, отмечал, какое внимание немцы уделяют садам и прочим зелёным насаждениям, как бережно сохраняют растительный мир и приумножают его. Таким был Густав Майер, по проекту которого создавался Трептов-парк на месте бывшего яблоневого сада Буше. Талантливый проектировщик, заботящийся о процветании города, спланировал уникальную территорию будущего парка и приложил много усилий для претворения проекта в жизнь. Он не дожил до открытия парка в 1888 году, приняв участие только в его закладке, но ландшафтный дизайн Майера был полностью сохранён. Уже в 50-х годах 20 века заложили великолепный сад из роз (25 тыс. кустов) и из подсолнечника.

Трептов-парк – любимое место досуга

Красивые аллеи, пруды, фонтаны, розарий, спортивные площадки разместились здесь в соответствии с проектом ландшафтного инженера. В знак благодарной памяти его бюст, с приподнятой головой, как бы всматривающегося в парковую перспективу, установлен под сенью деревьев, в уютном уголке одной из аллей. После открытия горожане сразу полюбили парк, где можно прогуляться под тенью раскидистых лип и дубов, прокатиться на лодках по Шпрее, поесть мороженое в кафе, покормить рыбок в пруду. На спортивных площадках устраивались различные соревнования, организовывались конкурсы. Здесь собирались революционно настроенные борцы за свободу и справедливость, звучали речи немецких марксистов, фенимистически настроенная Клара Цеткин провозгласила идею проведения Женского дня.

Не случайно именно здесь было выбрано место для увековечивания благодарной памяти советским воинам-освободителям, очистившим Европу от пороков фашизма.

Солдатский Мемориал

Созданный общими усилиями архитекторов, скульпторов и дизайнеров мемориальный комплекс во славу русского солдата — самый большой и величественный воинский памятник вне России. По всемирной известности и масштабности он не уступает мемориалу Мамаева Кургана в Волгограде (бывшем Сталинграде). Трептов-парк – священное место и для россиян, и для европейцев, потому что в его земле похоронено почти 7000 советских солдат, погибших в боях за Берлин. Где, как не здесь, над жертвенным прахом спасителей чужой страны, суждено стоять грандиозному сооружению, олицетворяющему в граните идеи гуманизма и победы добра над злом?!

Краткая история создания Мемориала в Трептов-парке

Когда место комплекса было утверждено, правительством СССР был обнародован указ о конкурсном создании лучшего проекта, в результате таковыми оказались работы архитектора Якова Белопольцева и молодого скульптора Евгения Вучетича. Начались масштабные работы на выбранной площадке парка и над скульптурными творениями мемориала. Было мобилизовано 60 скульпторов Германии, 200 мастеров-каменотёсов, 1200 рядовых рабочих. В возведении мемориала широко использовался гранит из бывшей гитлеровской рейхсканцелярии. Для главной скульптуры советского воина, с мечом в одной руке и с маленькой девочкой – в другой, среди солдат СА Вучетич выбрал прототип воина в лице сержанта Николая Масалова, в действительности спасшего немецкую девочку, оказавшуюся в трагической ситуации во время обстрела.

История монумента Воину-освободителю

Трёхлетний ребёнок плакал над убитой матерью, и этот горестный плач, доносившийся из разрушенного дома, солдаты услышали в промежутках между артиллерийскими залпами. Масалов, по воспоминаниям маршала Чуйкова, рискуя быть убитым, бросился в развалины и вытащил дрожащую девочку. В момент спасательной операции он получил ранение. В воспоминаниях бойцов, освобождавших Берлин, не раз упоминались подобные случаи, поэтому впечатляющий памятник воину-спасителю детей вполне оправдан. Натурой скульптору служили ещё двое мужчин атлетического сложения: Иван Одарченко и Виктор Гуназ, немецкая девочка и сменившая её позже дочь коменданта Берлина — Света Котикова.

Скульптурные символы главного памятника

Мемориал воину-освободителю — символ мужественного солдата, обобщённый образ гуманного защитника, готового пожертвовать своей жизнью ради детской жизни. Символичен и жест солдата, пригвоздившего мечом фашистскую свастику, подобно святому Георгию, проткнувшему копьём коварного Змия. Причём меч скульптор изваял по аналогии с подлинным мечом князя Всеволода псковского, одержавшего немало побед над врагами. На его мече, сохранившемся до наших дней, выдавлена надпись: «Чести моей не уступлю никому». Вучетич выбрал княжеский меч, несмотря на возражения, как символ русского оружия, надёжной защиты родной земли, помня крылатую фразу: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.» Символична и беззащитная фигурка девочки, доверчиво прильнувшей к широкой груди могучего воина, призванного обеспечить безоблачное счастье всех детей, независимо от национальности.

Памятник установлен на могильном холме, на высоком белом постаменте, с расположенной внутри Комнатой памяти и скорби, в которой находится пергаментный фолиант в бархатном переплёте алого цвета с фамилиями и именами всех похороненных в братской могиле.

Уникальные интерьеры Комнаты-мемориала

Стены комнаты-мемориала покрыты мозаичными картинами, изображающими представителей братских республик, возлагающих памятные венки к могилам погибших солдат разных национальностей. Но комната всегда полна натуральных венков и цветов, которые приносят российские туристы и эмигранты. Потолок украшен настоящим произведением прикладного искусства — символической люстрой-Орденом Победы, изготовленной из великолепных рубинов и сверкающих алмазным блеском кристаллов горного хрусталя.

Скульптуры-памятники мемориального комплекса

Взору гранитного воина открывается мемориальное поле с 5-ю братскими могилами, мраморными саркофагами; с горящим в гранитных чашах Вечным огнём. На печальных саркофагах выгравированы отрывки из высказываний Сталина – полководца великой Победы, вызвавших позже возражение немецких чиновников. Но их требование сочли необоснованными и, согласно рамкам договора, слова «отца народов» навечно остались духовной частицей мемориала.

На входе — символические ворота в виде 2-х приспущенных знамён из красного гранита, под которыми размещены скульптурные изображения молодого и старого солдата, застывших в скорбной коленопреклонённой позе.

Перед входом установлена выразительная скульптура «Скорбящая мать», при взгляде на которую слёзы наворачиваются на глаза: столько безысходного горя и материнской любви запечатлено в потрясающе живой фигурке женщины со скорбно склонившейся головой. Она «сидит», прижав одну руку к сердцу, а другой опирается на постамент, как бы ища опору, чтобы достойно пережить горестную потерю своих сыновей. Тревожащая душу «гранитная мать» символизирует всех матерей мира, чьи сыновья погибли в войнах. Аллея из русских берёзок тянется по обеим сторонам мемориала к Воину-освободителю как символическая связь матери и солдата-сына.


Скульптура скорбящего советского солдата расположена на постаменте из белых гранитных плит на фоне обелиска из красного гранита. В бронзовой фигуре воина, преклонившего колено; в опущенной голове, снятой каске чувствуются печаль о погибших товарищах и скорбный протест против жестокой бессмысленности войны. Но в твёрдом жесте его руки, сжимающей опущенный автомат, во всей мужественной фигуре и внутренней сдержанности ощущается потенциал силы, способной возродиться в случае необходимости.

Статус Мемориала

Торжественное открытие грандиозного Мемориального комплекса состоялось в канун Дня Победы 9 Мая 1949 года в присутствии представителей официальных властей Советского Союза и Германии,-участников освобождения Берлина. Сотни берлинцев пришли в этот день в Трептов-парк поклониться гениальным скульптурным изваяниям, воплотившим в себе трагизм войны и величие Победы. Вскоре между государствами был заключён договор без срока давности, по которому мемориал передавался под юрисдикцию властей Берлина.

договора обязывают их следить за надлежащим порядком, проводить необходимые реставрационные работы и без согласования с представителями СССР ничего не изменять на мемориальной площади. Не так давно был отреставрирован памятник воину-освободителю, поддерживается идеальный порядок вокруг. Сейчас здесь в памятные даты в основном бывают русские, евреи, живущие в Германии, российские туристы и антифашисты всего мира. При посещении Мемориала вспоминаются слова Роберта Рождественского: «Люди, помните, через года, через века, помните, чтобы такое не повторилось никогда, помните!»

Трептов-парк в наши дни

Он продолжает жить своей размеренной жизнью: весной, летом и ранней осенью здесь по-прежнему работают аттракционы, прогуливаются по уютным аллеям туристы и местная публика. Приходят родители с детьми, для которых оборудована площадка с головокружительными горками, занимательными теремками и прочими аттракционами. Находится много желающих совершать лодочные прогулки по водной глади Шпреи: лодки арендуют на лодочной станции парка.

Обсерватория Архенхольда

и берлинцы с удовольствием посещают местную обсерваторию Архенхольд, где установлен мощный телескоп с сильными линзами. Это самая старая и большая публичная обсерватория Берлина, открытие которой приурочили к проведению передвижной промышленной выставки 1 мая 1896 года. Сначала это было деревянное строение с размещённым в нём телескопом. В 1908 году ветхую постройку убрали и построили внушительных размеров солидное здание классической архитектуры.

Первый доклад о теории относительности, сделанный Эйнштейном, состоялся в нём 2 июня 1915 года. Позже обсерватория превратилась за счёт пристроенных зданий планетария, лекционного зала и учебных корпусов в целый комплекс, оснащённый современным оборудованием. Совместно с Немецким техническим музеем обсерватория проводит учебно-развлекательные мероприятия, публичные лекции, заочные планетарные путешествия.


69 лет назад, 8 мая 1949 г. в Берлине был торжественно открыт памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. Этот мемориал был воздвигнут в память о 20 тысячах советских солдат, погибших в боях за освобождение Берлина, и стал одним из самых известных символов Победы в Великой Отечественной войне. Немногие знают о том, что идеей для создания памятника послужила реальная история, и главным героем сюжета стал солдат Николай Масалов , чей подвиг долгие годы был незаслуженно забыт.



Мемориал был воздвигнут на месте захоронения 5 тысяч советских воинов, погибших при взятии столицы фашистской Германии. Наряду с Мамаевым курганом в России это один из самых больших и самых известных из подобных памятников в мире. Решение о его сооружении было принято на Потсдамской конференции через два месяца после завершения войны.



Идеей для композиции памятника послужил реальный сюжет: 26 апреля 1945 г. сержант Николай Масалов во время штурма Берлина вынес из-под обстрела немецкую девочку. Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!». Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов». Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих. После Победы Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области, затем переехал в г. Тяжин и работал там завхозом в детском саду. О его подвиге вспомнили только спустя 20 лет. В 1964 г. о Масалове появились первые публикации в прессе, а в 1969 г. ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина.



Прототипом Воина-освободителя стал Николай Масалов, но позировал скульптору другой солдат – Иван Одарченко из Тамбова, служивший в Берлинской комендатуре. Его Вучетич заприметил в 1947 г. на праздновании Дня физкультурника. Иван позировал скульптору в течение полугода, а после того, как памятник установили в Трептов-парке, несколько раз стоял в карауле возле него. Говорят, несколько раз к нему подходили люди, удивленные сходством, но рядовой не признался в том, что это сходство совсем не случайно. После войны он вернулся в Тамбов, где работал на заводе. А спустя 60 лет после открытия памятника в Берлине Иван Одарченко стал прототипом памятника Ветерану в Тамбове.



Натурщицей для изваяния девочки на руках у солдата должна была стать немка, но в итоге Вучетичу позировала русская девочка Света – 3-хлетняя дочь коменданта Берлина генерала Котикова. В первоначальном варианте мемориала воин держал в руках автомат, но его решили заменить на меч. Он был точной копией меча псковского князя Гавриила, который сражался вместе с Александром Невским, и это было символично: русские воины разгромили немецких рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий одержали над ними победу еще раз.



Работы над мемориалом велись на протяжении трех лет. Архитектор Я. Белопольский и скульптор Е. Вучетич отправили макет памятника в Ленинград, и там была изготовлена 13-метровая фигура Воина-освободителя, весившая 72 тонны. В Берлин скульптуру переправляли частями. По рассказу Вучетича, после того, как ее привезли из Ленинграда, один из лучших немецких литейщиков осмотрел ее и, не обнаружив изъянов, воскликнул: «Да это же русское чудо!».



Вучетич подготовил два проекта памятника. Изначально в Трептов-парке планировали поставить изваяние Сталина с глобусом в руках как символом покорения мира. В качестве запасного варианта Вучетич предложил скульптуру солдата с девочкой на руках. Сталину представили оба проекта, но одобрил он второй.





Мемориал был торжественно открыт в канун 4-й годовщины Победы над фашизмом, 8 мая 1949 г. В 2003 г. на Потсдамском мосту в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге Николая Масалова. Этот факт был подтвержден документально, хотя очевидцы утверждали, что во время освобождения Берлина таких случаев было несколько десятков. Когда попытались найти ту саму девочку, откликнулось около сотни немецких семей. Документально было подтверждено спасение советскими солдатами около 45 немецких детей.



У Родины-матери с агитационного плаката времен Великой Отечественной войны тоже был реальный прототип: .

21 июля 1950. Источник : Деутсчес Бундесарчив ( Герман Федерал Арчиве ), Билд 183- С 99134. Автор фото : Стурм , Хорст

Статуя советского Воина - Освободителя в Тре птов парке , Берлин .

Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.

Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
«Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырех Героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые березки. Их привезли сюда из Смоленщины вместе с родной землей. В шепоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народа.

Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта - скамьи из светлосерого гранита - примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника.

Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи - все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина».

В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.

Фигура Матери-Родины вырублена из светло-серого камня-монолита, размер ее в два с половиной раза больше натурального. Она водружена на невысокий красный пьедестал из полированного гранита. Газон и мозаика из кубиков серого гранита и черного камня-лабрадора создают простое и строгое окружение. От этого памятника открывается вид на главный вход и центральный монумент ансамбля. К ним ведет широкая аллея; окаймленная четырьмя рядами пирамидальных тополей. Их строгие вертикали создают четкий ритм марша, смягченный посаженными перед ними нежными березками. Почти сто метров дорога постепенно поднимается и с высоты в три с половиной метра взору открывается сразу весь центр ансамбля.
Прием неожиданного раскрытия больших пространств часто использовался русскими архитекторами. Он лежит в основе планировки парка Петродвордца и подмосковного комплекса Архангельское.

Колоссальные гранитные террасы ведут в партер, где похоронены герои. Два гигантских приспущенных знамени из красного гранита символизируют отданные героям последние воинские почести. Золотом горят на зеркальной поверхности слова: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства». Бронзовые фигуры коленопреклоненных воинов у подножия знамен как бы усиливают звучание торжественного гимна, которым друзья-однополчане провожали павших в бою. Мужественные лица воинов суровы, как сурова солдатская скорбь. Склоняясь над дорогими могилами, они клянутся вечно хранить мир, оплаченный кровью.

На нижней террасе расположена могила четырех Героев Советского Союза. Пять гигантских бронзовых венков на гранитных плитах указывают места братских захоронений. Покрытые яркой зеленью, они красиво оттеняются живописным ковром мозаики из естественного камня: на красном фоне выложены белые лавровые венки Славы. Красная мозаика перекликается по цвету с красными знаменами, усиливая цветовую цельность и акцентируя главную часть ансамбля - могилы павших бойцов. К ним с двух сторон подходят ряды саркофагов с барельефами, изображающими по этапам важнейшие события Отечественной войны.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич создал каменную летопись, повествующую о безмерных страданиях, великом мужестве и высоком патриотизме советского народа и его армии.
На одном из рельефов изображены советские люди, занятые мирным трудом. Разбойничье нападение фашистов было внезапным. Вражеские бомбы разрушили заводы, лишили людей крова и хлеба. Плачет женщина у разбитого очага, люди проклинают фашистских извергов.

Весь народ поднялся на защиту отечества.

О единстве фронта и тыла рассказывают рельефы с изображением людей, передающих воинам оружие и свои трудовые сбережения, показывающие народных мстителей-партизан.

Массовый героизм народа воплотился в подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, славных панфиловцев и многих других. Эти подвиги запечатлены на одном из саркофагов: воин, бросающийся под вражеский танк со связкой гранат, и герой, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.

Бессмертной славой покрыли себя защитники городов-героев. Их образы тоже увековечены в рельефе.

Советская Армия разгромила фашистов, спасла порабощенные народы Европы. Как родных сыновей, встречали наших воинов в освобожденных странах. На саркофаге показана сцена, символизирующая нерушимую дружбу народов Советского Союза. На последнем рельефе изображены советские люди, воздающие воинские почести погибшим в священной освободительной войне. Восемь саркофагов размещены так, что издали как бы накладываются один на другой, создавая впечатление мощного фриза, подводящего к центру всего ансамбля - статуе воина-освободителя.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.

Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.

Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

Мавзолей - круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном - о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.

«Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. Память о вас навсегда сохранит Родина». Глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

Берлин известен своими парками и «зелёными» зонами. Более трети всей территории столицы Германии отданы под зоны отдыха. Трептов-парк в этом богатом перечне занимает особое место. Главная его достопримечательность - монумент Советским воинам-освободителям, открытый еще в 1949 году. Это самый большой мемориальный комплекс, посвященный погибшим во Второй мировой войне, за пределами России. Мемориал имеет не только историческую, но и художественную ценность. К его созданию причастны десятки талантливых скульпторов, архитекторов и художников СССР и Германии.

Отдайте дань уважения русским солдатам в Трептов-парке. (Нажмите для увеличения)

История Трептов-парка

История одного из крупнейших парков Берлина начинается в начале XIX века, когда на берегу реки Шпрее был посажен «искусственный лес». Когда в столице Бранденбурга был создан Директорат городских садов, его глава Густав Майер приступил к разработке проектов сразу нескольких парков, среди них был и Трептов парк.

В теплый летний день можно взять лодку напрокат и поплавать по Шпрее.

Проект Трептова включал в себя не только аллеи и лужайки, но был облагорожен фонтанами, пристанями, прудами, площадкой для занятий спортом и розарием. Сам Майер успел поучаствовать только в церемонии закладки парка. Все работы были завершены после его смерти, для публики Трептов был открыт в 1888 году . Благодарные немцы не забыли о вкладе мастера ландшафтного дизайна, его бюст установлен здесь на одной из аллей.

Дух Густава Майера навеки поселился в сердце его творения.

В конце XIX и начале XX века именно Трептов парк был любимым местом отдыха горожан. Место было тихим, уединенным, вдали от главных городских магистралей. Берлинцы плавали на лодках по Шпрее, обедали в летних кафе, наблюдали за карпами в пруду, гуляли по тенистым аллеям.

После войны, в 1949 году, накануне 9 мая, на территории парка был открыт мемориал Советским воинам-освободителям . В том же году весь комплекс был передан в ведение городских властей Берлина. Которые были обязаны поддерживать порядок, реновировать и реставрировать мемориал. Договор бессрочный. По этому договору немецкая сторона не имеет права ничего менять на территории комплекса.

Небольшой фонтан сделал парк еще более живописным.

В середине 50-х годов стараниями немецких дизайнеров в Трептов парке в Берлине появился сад подсолнечника и огромный розарий. В то же время в парке были установлены утраченные во время войны скульптуры, начал функционировать фонтан.

Мемориал воину-освободителю

Штурм Берлина в апреле 1945 года стоил жизни 22 тысячам советских солдат. Чтобы увековечить память погибших, а также решить вопрос с захоронениями воинов, командование Советской армии объявило конкурс на лучшие проекты мемориалов. Трептов парк стал местом, где захоронены были около 7 тысяч солдат и офицеров, погибших в последние дни войны. Поэтому к вопросу создания здесь мемориального комплекса подошли особенно требовательно.

Парк служит живым памятником всем погибшим в последние дни войны.

Всего было представлено более 30-ти проектов. Выбрана была работа архитектора Белопольцева (первая монументальная работа) и скульптора Вучетича (автор известных скульптурных портретов советских военачальников). За этот проект и его воплощение авторы были удостоены Сталинской премии I степени.

Мемориал можно разделить на несколько частей:

  • Скульптура «Скорбящая мать» - открывает комплекс, является началом «легенды» мемориала;
  • Аллея берез - ведет посетителя ко входу на братское кладбище советских воинов;
  • Символические ворота - преклоненные знамена и скульптуры скорбящих солдат;

Скульптура скорбящего солдата - лишь небольшая часть целого комплекса. (Фото увеличивается при нажатии)

  • - символические мраморные кубы с барельефами, рассказывающими и подвигах советских солдат во время войны, в центральной части аллеи расположены пять братских могил, где и захоронены 7 000 воинов, сами саркофаги сделаны из мраморных плит Рейхстага;

На аллее саркофагов захоронено более 7 000 русских воинов. (Фото увеличивается при нажатии)

  • Скульптура воина-освободителя - главная доминанта комплекса.

Главная скульптура мемориала

Фигура солдата с девочкой на руках полна символических деталей, составляющих главный смысл всего комплекса:

  • Попираемая и рассеченная свастика - символизирует победу над нацизмом;
  • Опущенный меч - скульптор хотел изобразить своего героя с автоматом в руках, но лично Сталин приказал заменить современное оружие на меч, что сразу сделало скульптуру монументальней по смыслу. Несмотря на то, что оружие опущено, герой крепко сжимает его в руке, готовый дать отпор всякому, кто посмеет нарушить мир.
  • Девочка на руках - была призвана символизировать благородство и бескорыстие советских воинов, которые не воюют с детьми. Первоначально скульптор предполагал изобразить на руках героя мальчика, девочка появилась, когда автор узнал о подвиге сержанта Масалова, спасшего немецкую девочку во время штурма столицы Германии.

Самая известная и символичная скульптура - Воин-освободитель!

Моделями для скульптора служили сразу два солдата - Иван Одарченко (сержант пехотинец) и Виктор Гуназа (десантник). Обе модели были замечены Вучетичем во время спортивных состязаний. Позирование было делом скучным, поэтому на сеансах солдаты сменяли друг друга.

Очевидцы создания скульптуры утверждают, что сначала автор монумента выбрал в качестве модели повара комендатуры Берлина, но командование было недовольно подобным выбором и попросило скульптора модель заменить.

Моделью для девочки на руках солдата стала дочь берлинского коменданта Котикова, будущая актриса Светлана Котикова.

Постамент главной скульптуры

В основании скульптуры воина-освободителя находится мемориальная комната, в центре которой расположен черный каменный постамент. На постаменте стоит золоченый ларец, в ларце находится пергаментный фолиант в красном переплете. Фолианта содержит имена тех, кто похоронен в братских могилах мемориала.

Мозаичное панно - классическое изображение дружбы советских народов.

Стены комнаты украшены мозаичными панно. На них представители всех республик СССР возлагают венки на могилы погибших воинов. В верхней части панно находится цитата из речи Сталина на одном из торжественных заседаний.

Потолок мемориальной комнаты украшает люстра в виде Ордена Победы. Для изготовления люстры были использованы высококачественные рубины и кристаллы горного хрусталя.

Потолок украшен люстрой из горного хрусталя и рубинов, а на стене высечена цитата из речи Сталина.

Парковая жизнь сегодня

С начала 90-х годов XX века в парке мероприятия проводят очень редко. Весной, особенно в преддверие Дня победы, здесь бывает очень людно. В основном приходят суда туристы и «русские» берлинцы с детьми. Представители целого ряда посольств возлагает венки 8 и 9 мая. Памятник воину-освободителю в эти дни утопает в цветах.

Частыми гостями в парке являются представители многочисленных антифашистских организаций Германии, которые проводят здесь свои слеты, торжественные мероприятия.

Большую часть года мемориал Трептов парка безлюден. Чистота и сохранность здесь поддерживаются педантично, даже снежной зимой все дорожки расчищены.

Зимой парк замирает…

На территории парка находится несколько достопримечательностей, привлекающих туристов:

  • детская площадка с «горками», «теремками» и водными аттракционами;
  • лодочная станция предлагает прогулки по Шпрее;
  • обсерватория Архенхольд, где можно осмотреть телескоп с огромными линзами.

Особенно интересно посещение обсерватории Архенхольда будет детям.

Туристические фирмы Берлина предлагают туры по столице Германии, в которые входит посещение Трептов парка. Отдельно по мемориалу экскурсии не проводят.

Как добраться?

На карте транспорта Берлина видно, что лучше всего добраться до Трептов парка на электричке: маршруты S7 и S9 до остановки Ostkreuz , потом пересадка на кольцевую линию до остановки Treptower Park.

Весь пусть от центра Берлина займет не больше 30 минут.

Есть еще несколько автобусов (166, 365, 265). Но в этом случае придется прогуляться по Пушкинской аллее.

Дорога из центра Берлина до парка не займет более получаса.

Андрес Якубовскис

Что говорят туристы?

Евгений, 36 лет, Москва:

«Трептов парк 9 мая производит сильное впечатление. Видел, как родители читали со своими детьми на русском языке надпись над братской могилой: «Родина не забудет своих героев!» Большая группа молодых антифашистов что-то громко скандировали и фотографировались на фоне памятника. Людей очень много. Обратно к станции возвращались на лодке. Заплатили 5 евро, а удовольствия получили массу».

Ирина, 24 года, Белгород:

«Экскурсию заказали в русском туристическом бюро, заплатили по 25 евро. В маршрут входили зоопарк, Рейхстаг, музейный остров и Трептов парк. Экскурсовод попался знающий, рассказал много интересного. На территории мемориала, кроме нас, никого не было. Но цветы лежат повсюду».