Эссе «Учить и учиться. Институт художественного образования рао

Уча, учимся

Уча, учимся
С латинского: Docendo discimus (доцэндо дисцимус).
Вариант известной фразы римского философа-стоика Сенеки (Луций Анней Сенека Младший, ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). См. Пока учим, учимся .
Смысл выражения: человек лучше всего познает предмет тогда, когда он делится своими знаниями с другими людьми.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Уча, учимся" в других словарях:

    Книжн. О творческом преподавании. /i>

    Уча учимся. Книжн. О творческом преподавании. /i> Выражение древнеримского философа Сенеки. БМС 1998, 591 … Большой словарь русских поговорок

    - (ок. 4 гг. до н.э. ок. 65 гг. н.э.) сын Сенеки Старшего, писатель, философ стоик, воспитатель и советник Нерона Смысл благодеяний прост: их только дарят; если что возвращается, то уже прибыль, не возвращается нет убытка. Благодеяние оказано для… …

    Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Сенека Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего у своих учеников. Талмуд Я плачу учителю, но учат моего сына его соученики. Ралф Эмерсон При… … Сводная энциклопедия афоризмов

    И. Иттен. 1920 Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888(18881111 … Википедия

    Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Девиз Уча, учимся (Навчаючи, навчаємось) Год основания 1972 … Википедия

    И. Иттен. 1920 Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Сюдерн Линден, Швейцария 27 мая 1967, Цюрих) швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу… … Википедия

    Иттен, Иоганнес И. Иттен. 1920 Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Сюдерн Линден, Швейцария 27 мая 1967, Цюрих) швейцарский художник, теоретик нового искусства и педаго … Википедия

Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи. (Википедия)

Конфуций пишет:

" Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика".
Конфуций

«Учитель и ученик растут вместе...»
(Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
(Конфуций)

«Самое трудное в учении -
научиться чтить учителя.
Но лишь чтя наставника,
можешь перенять его правду.
И лишь перенимая правду,
народ способен почитать науки.
Поэтому, согласно ритуалу,
даже призванный к государю учитель
не совершает ему поклона - так высоко
древние чтили учителя...»
(Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)

«Ученики должны искать
одобрения учителя,
а не учитель - одобрения учеников...»
(М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее,
как учить других тому,
что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)

Суть учительской работы
Многогранна, но проста:
Строить нам доверил кто-то
Душу с чистого листа.

Если медик лечит тело,
Вскоре виден результат,
А учительское дело -
Годы оценить сулят.

Жизнь учителя, как книга -
Что страничка, то сюжет.
Не должно быть здесь загибов,
Самый главный наш предмет -
Это маленькие дети,
Жизнь вручила нам билет,
Самый важный на планете,
И его дороже нет!

Смысл учительской работы -
Научить и воспитать,
Проявляя такт, заботу,
Всё, что знаешь сам, отдать.

И какое будет чудо,
Если твой же ученик,
Говоря: «Вас не забуду»,
Ставит «пять» тебе в дневник!
2015, Соловьёва Наталья Николаевна

Я - Учитель! И пусть в наше время
Педагогом быть вовсе не модно,
Я - Учитель! И это не бремя,
Пусть иное твердят, сколь угодно.
И профессию буквой заглавной
Выделяю я не из тщеславья,
Я считаю её самой славной,
Хоть в забвенье, хоть в дымке бесславья.
Мне не важно, заплатят ли власти
Благодарностью мне за работу,
Разрывается сердце на части,
Когда путь закрывают полёту,
Когда мне выставляется планка,
Чтоб я выше взлететь не посмела,
Когда сухость казённого бланка -
Это суть моей жизни и дела.
Я - Учитель! Мой мир - это дети.
Мне не надо Дипломов и славы -
Нет страшней наказанья на свете,
Нет ужасней и злее расправы,
Если разум ещё есть и силы,
А обрезали крылья под душу.
Я у Бога, как милость, просила:
Если слово своё я нарушу,
Не скупись ты, Всевышний, судами,
Не жалей своей благости, Боже.
Вправь мозги обезумевшей даме,
Но работу оставь ты мне всё же...
(Из сайта учителя нач.классов МКОУ СОШ № 2
с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Балаевой Ирины Александровны)


Пришла из школы, тихо села,
Глаза прикрыла и молчу.
Ребёнок подошёл несмело,
Но я общаться не хочу.

«Прости, сынок, я так устала,
И на столе тетрадки ждут,
Мне, может, ночи будет мало…»
А мысли чередой бегут:
«На завтра нужно план составить,
Нарисовать к весне плакат,
Да классный уголок подправить,
Сводить в музей своих ребят…»

И муж, и сын всё понимают,
Муж знал, кого он в жёны брал,
А сын с пелёнок твёрдо знает,
Что маму бог такой создал.

Она, когда не на работе,
Сидит за письменным столом,
А если в творческом полёте,
На цыпочках весь ходит дом.

Года бегут секундной стрелкой,
Мой взрослый сын уже студент,
И я с душевно дрожью мелкой
На кухне, улучив момент,
Тихонечко его спросила:
«Скажи по правде мне, сынок,
Я с папой вас не обделила
Любовью? Мне был дан урок:
«О чём ты, мама? Мы же знаем,
Что ты без школы - никуда,
Тебя мы умницей считаем,
Тобой гордились мы всегда,
А ты такой вопрос наивный,
С какой-то стати задаёшь,
Учитель - статус самый дивный,
Важнее, вряд ли где найдёшь!»

Вот это - лучшая награда,
Выходит, что не зря порой,
Мой сын сидел со мною рядом,
В ночи с тетрадною горой!
2015, Кривошеева Надежда Юрьевна

Педагог - это благороднейшая и отнюдь не лёгкая, а скорее труднейшая профессия, которая требует от нас, посвятивших ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. В то же время учитель - простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями. Учитель многогранен и по - своему интересен, учитель добр и строг, учитель справедлив и не подкупен.

В моей родной, сельской школе работают разные учителя. Кому-то вовсе и не обязательно зажигать «ребячьи сердца», у них получается всё само собой. Уроки, домашние задания, внеклассные мероприятия, контрольные – всё как у всех. Есть у нас педагоги, превращающие свой повседневный труд в постоянный праздник, постоянный поиск путей к сердцам детей, закладывающие в души детей те истины, которые возможно, как и для меня в своё время, станут путеводной звездой. Я думаю, что именно такие учителя – учителя будущего.

Я никогда не мечтал быть учителем, ещё обучаясь в школе, я планировал стать археологом или работником музея. Поэтому и поступил на исторический факультет педагогического института. Но судьба распорядилась так, что свою трудовую деятельность я начал именно в школе. Не просто в школе, а в родной, в которой учился целых десять лет. Работать учителем я начал в лихие девяностые годы. Это были трудные времена, когда заработную плату задерживали месяцами, когда отключали свет, когда закрывались предприятия и родители детей теряли работу.

Сейчас, несмотря ни на что, вспоминая те годы, я повторю строчку из песни Владимира Преснякова - «Я люблю это время, безнадёжно люблю». Я вспоминаю то время с какой-то ностальгией. Потому, что я окунулся в непревзойдённый, романтический мир школьной жизни, который окончательно сформировал из меня педагога. Очень хорошо вспоминаю свой первый урок, который закончился провалом. Ученики не слушались меня. Каждый из них занимался чем угодно, только не учёбным процессом. Урок был сорван, но я не опустил руки, не паниковал. Ведь не даром есть такие поговорки, как «на ошибках учатся» и «первый блин всегда выходит комом». Уже от следующего урока, проведённого в этом же классе я получил полное удовлетворение.

Вот уже 17-ый год я переступаю порог родной школы, размышляю о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались полезными и востребованными.

Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для меня как педагога? И больше всего убеждаюсь в том, что главное – это увидеть неповторимую индивидуальность каждого ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, способности, в свою волю. Поэтому перед собой я поставил задачу так организовать и управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся полностью проявить себя.

Кто-то из педагогов учит читать и писать, кто-то погружает учеников в мир истории или географии, биологии или физики, но каждый, без исключения, учит быть человеком. Педагоги - первые оппоненты молодых умов, первые врачеватели душ. В мире много профессий, но профессия педагога главная. Строитель строит дом, космонавт бороздит просторы космоса, президент руководит государством, а педагог воспитывает и будущих строителей, и будущих космонавтов, и будущих президентов! Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что он делает. Нужно уважать детское желание быть хорошим, беречь его как самое хрупкое движение человеческой души, не злоупотреблять своей властью и своим положением.

По моему мнению, главное в работе педагога - не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Все трудности, неприятности, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостные приветствия, улыбки и смех заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а становились всё сильнее и ярче. И тогда я готов свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученикам радость познания и помочь им поверить в себя.

Для меня школа - это постоянно работающая творческая мастерская, весь социально - психологический микроклимат, который создает условия для самореализации личности. И это зависит от нас, учителей - полюбит ребёнок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать её через много лет или возненавидит навсегда.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учить учиться, в том числе и у своих учеников. Я счастлив, потому что у меня есть интересная профессия. Я счастлив, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир моего любимого предмета - истории. Я счастлив, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным историком, кто-то юристом, кто-то инженером, кто-то будет хорошим отцом или матерью, кто-то станет просто хорошим, добрым человеком, а кто-то учителем. И не просто учителем, а учителем творческим, который будет любить своих учеников и ежедневный кропотливый, часто рутинный, но очень благородный труд!

Уча других, мы учимся сами.

Сенека


Сколько себя помню, с самых малых лет, всегда рядом два человека- дедушка и мама. Оба- учителя. Он. Подколзин Тимофей Прокофьевич, учитель биологии. Она, Шилова Раиса Тимофеевна, учитель русского языка и литературы. Они были для меня примером, образцом- такими людьми- какой я хотела быть сама: мудрой, справедливой, доброй, отзывчивой и в тоже время строгой, требовательной.

Они всегда говорили со мной всерьёз, как с равною себе, а не как с малым ребёнком. Я это очень тонко чувствовала, и это вызывало во мне гордость и особенную любовь- «любовь-преклонение».

И ещё я помню книги- на столе, в книжных шкафах, на полках. И здесь была особая любовь- «любовь-преклонение» перед книгой- источником знаний.

Я – тоже учитель, воспитатель детских душ. И у меня есть своя особая любовь- любовь к детям, профессии, к творчеству и труду, к добру, честности, порядочности. Именно эти черты я воспитываю в детях.

Встречая вновь с языческой беспечностью

Ещё одну зарю

Любовь, за власть её над вечностью,

Боготворю.

Приветствую с языческой отрадою

Весеннюю зарю

Лик солнца, на колени падая

Боготворю.

Незыблемая в жизни истина

Лишь только в нём,

Даруя жизнь, дарую смерть

Таинственным горит огнём

Читая эти строки, понимаешь: человек должен любить, должен гореть и кто как ни учитель может, как горьковский Данко, сгорая сам, освещать путь другим.

Настоящее счастье- служить людям. Найти призвание, утвердиться в нём- это источник счастья. «Призвание- это что-то приходящее к человеку извне. Это маленький росток таланта, превращающийся в крепкое могучее дерево на благодатной почве трудолюбия», - сказал В. А. Сухомлинский.

Учителю дано великое предназначение- воспитывать в ученике Человека. Инженером можно стать за 5 лет. Учиться же на Человека надо всю жизнь. Учитель творит Человека. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью- человечность.

Каждая крупинка человеческой красоты учеников- это бессонные ночи учителя, седины, безвозвратно ушедшие мгновения его личного счастья. Но ведь в чём парадокс? Забывая о себе, думая о других, невольно приобретаешь подлинное счастье личной жизни. Обычно говорят, что дерево сильно своими корнями, а учитель своими учениками. Работа педагога- это прежде всего напряжённый труд сердца и разума. Как часто, идя в класс, мы заставляем себя оторвать глаза от бед и ран собственного сердца, сжать свою душу, направить свои мысли в то русло, по которому им нужно идти. Наш труд- это стремление перенести себя в другого человека, умение критически относиться к другому, как бы примеряя его себе.

В облике своего воспитателя дети должны видеть безграничную преданность науке. Детей покоряет влюбленность учителя в знания. Я люблю свой предмет и стараюсь привить своим питомцам любовь к мелодичной французской речи, уважение и большой интерес к родине Шиллера, Гете, Гейне. Я стараюсь развивать у своих учеников их творческие способности, пытливость ума, желание самосовершенствоваться и совершенствовать обучение иностранным языкам, сделать процесс обучения посильным и радостным.

Помочь учащимся познать мир через языки- мой педагогический долг как учителя иностранного языка. Я стараюсь идти в ногу со временем. Формируя гуманную всесторонне развитую личность, стремлюсь не только научить детей свободно владеть языком, но и увидеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом пространстве.

Коммуникативный метод, метод проектов и сотрудничества, традиционные и активные формы проведения уроков, развитие интереса к языку через театрализованные уроки, развитие кругозора учащихся через страноведческий материал и расширение словарного запаса- это то разнообразие, за что я бесконечно люблю свой предмет. Мои уроки дают детям радость общения с миром.

Завтра- новые уроки, новые встречи, новые радости и огорчения, минуты сомнения и удивления. Завтра я вновь сделаю еще один шаг в будущее и поведу за собой своих питомцев, освещая дорогу светом знаний своих учеников. Хотя нет. Мы будем идти рядом, учиться друг у друга открывать тайны, путешествовать за трудноуловимой истиной, порой прикасаться к неприкосновенному, творить, побеждать и любить.

Все начинается с любви…

Твердят «Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Все начинается с Любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-