Маршрутка до МКС за $3,4 млрд, или почему американцы плачут и платят. С апреля Россия перестанет доставлять астронавтов США на МКС‍

Россия и США с апреля 2019 года прекратят программу по доставке на МКС российскими кораблями «Союз» американских астр втов, приводит «Интерфакс» слова вице-премьера .

Сроки прекращения сотрудничества с Борисов указал на совещании в ракетно-космической корпорации «Энергия», которое было посвящено перспективам пилотируемой космонавтики. «Посадкой корабля «Союз-МС» в апреле завершается выполнение наших обязательств по контракту с NASA, связанных с доставкой на МКС и возвращением со станции американских астронавтов», — уточнил вице-премьер.

К тому же Борисов добавил, что создание новой ракеты «Союз-5», первый запуск которой запланирован на 2022 год, вернет России статус ведущей космической державы. «Предстоит решить уникальную технически сложную задачу, но ее выполнение восстановит и закрепит за Россией статус ведущей космической державы мира», — отметил он.

Астронавты NASA использовали российские космические корабли для полетов на МКС, поскольку у американской стороны отсутствовала подходящая для этого техника, что, в свою очередь, связано с завершением программы «Шаттл».

NASA еще в 2016 году через корпорацию Boeing приобрело у пять мест в кораблях «Союз» для доставки своих астронавтов на МКС. В апреле этого года появилась информация о том, что на 2019 год управление купило три места. Помимо этого у NASA есть опцион на дополнительные места, который организация периодически использует. К примеру, в прошлом году дополнительное место занял астронавт Джо Акаба, отправившийся на станцию вместе с россиянином Александром Мисуркиным и американцем Марком Ванде Хаем.

По сообщениям СМИ, в 2018 году дополнительное место может быть выделено для Шеннон Уокер, работавшей над роботизированными системами МКС с середины 90-х годов и пробывшей на станции в 2010 году вместе с экипажем корабля «Союз ТМА-19» 163 дня. После этого полет Уокер перенесли на весну 2019 года. Тогда она полетит вместе с экипажем «Союза МС-12».

В планах на 2019 год предварительно значились три старта российских космических кораблей «Союз». Помимо «Союза МС-12», на май — начало лета был назначен полет «Союза МС-13» с американцем на борту, а на осень — «Союза МС-14».

Впрочем, NASA все же рассчитывает на возобновление собственных пилотируемых полетов. Надежды на это ведомство возлагало на программы частных корпораций, занимающихся разработкой ракет-носителей, в первую очередь на SpaceX Илона Маска. Программу поддержки частной космонавтики, в рамках которой, как сообщал Bloomberg, было выделено $8 млрд, разработало само .

В начале августа стало известно о планах SpaceX на проведение первого пилотируемого полета в апреле 2019 года. Через некоторое время, в середине того же года, пилотируемый полет собирается провести корпорация Boeing.

NASA уже даже объявила имена астронавтов, которые первыми отправятся в космос на кораблях Dragon и CTS-100 Starliner . На корабле Dragon к МКС отправятся Виктор Гловер, Боб Бенкен и Дог Харли. На Starliner к МКС полетят Джон Кассада, Сунита Уильямс, Эрик Боу, Крис Фергюсон и Николь Амапу-Манн. Как отметили в агентстве, это будет первый с 2011 года полет астронавтов к космической станции на американском космическом корабле.

Когда закрылась программа «Шаттл», фактическую монополию на рынке пилотируемых космических полетов сохраняли российские корпорация «Энергия» и агентство «Роскосмос». Для доставки астронавтов на орбиту NASA пришлось заключить контракты по покупке мест в кораблях «Союз». Только за последние три года на оплату России мест для астронавтов у США ушло $935 млн.

Кстати, недавно на пристыкованном к МКС «Союзе» произошла утечка воздуха, приводит заявление генерального директора госкорпорации «Роскосмос» .

Неполадки спровоцировала микротрещина шириной 1,5 миллиметра, появившаяся, по мнению конструкторов, в результате столкновения корабля с микрометеоритом.

Сообщается, что на корабле есть необходимый ремонтный комплект.

«У нас сегодня ночью была нештатная ситуация на МКС, утечка воздуха, падение давления. Были приняты меры, чтобы определить, откуда идет утечка. Американский экипаж собрался в российском сегменте. Все шесть космонавтов находились в российском сегменте. Дальше поочередно происходило перекрытие отсеков, чтобы понять, где реально что произошло. В итоге мы локализовали проблему», — подчеркнул Рогозин.

При этом, по словам источника , всего (в бытовом отсеке «Союз МС-09») обнаружили два отверстия. «Они заклеены при помощи каптоновой ленты. Этого достаточно для безопасного завершения миссии пристыкованного к МКС корабля. Угрозы утечка не представляет», — подчеркнул собеседник.

В ночь с 3 на 4 декабря намечен старт космического грузовика Cygnus американской компании Orbital ATK к Международной космической станции. Этот запуск с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) первый после аварии в 2014 году.

Что принесет Cygnus?

Cygnus, который на орбиту выведет ракета-носитель Atlas V, должен доставить на МКС около 3,5 тонны груза. Помимо провианта, воды и предметов первой необходимости грузовик доставит на орбитальную станцию материалы для научных экспериментов и оборудование. В числе прочего экипаж получит микроспутник, который впервые будет выведен на орбиту с МКС.

Космический грузовик проведет больше месяца, пристыкованный к станции. Далее в него загрузят тонну отходов и отстыкуют от МКС. В январе месяце следующего года он сгорит в плотных слоях атмосферы нашей планеты.

В следующем году Orbital по контракту с NASA осуществит по меньшей мере три миссии: две при помощи ракеты Antares, еще одна будет выполнена при помощи ракеты Atlas V, принадлежащей альянсу ULA.

Авария на космодроме

Компания Orbital ATK на год прекращала запуски после того, как их ракета носитель Antares взорвалась в момент старта на космодроме Валлопс (США) 28 октября 2014 года. В результате крушения было потеряно оборудование для научных экспериментов, а также запчасти для станции.

Специалист по политике в области космоса, заслуженный профессор Университета имени Джорджа Вашингтона Джон Логсдон сообщил РИА Новости, что инцидент с Antares мог быть спровоцирован проблемами в двигателе, которые, по его словам, "изначально были предназначены для использования на советской ракете-носителе Н-1 более чем 40 лет назад.
Кстати, первая ступень взорвавшейся ракеты была разработана на Украине.

Лидеры доставок грузов в космос

Доставка грузов на Международную космическую станцию - весьма дорогой и наукоемкий процесс. Стран, способные строить даже спутники, не говоря уже про космические корабли и станции, единицы. Конечно же, первенство в строительстве транспортных космических кораблей всегда делили между собой Советский союз и США.

Сегодня грузы на МКС доставляют корабли «Dragon» и «Cygnus», они заняли нишу «Прогрессов». Это связано с тем, что США при каждом новом запуске корабля добавляют новую функцию и внедряют новую технологию в свои корабли, поэтому в Роскосмосе считают закономерным падение спроса на «Прогрессы». Однако они и далее будут востребованы, поскольку только они способны доставлять топливо на орбиту. Американские корабли этого делать не могут, однако они способны возвращать часть грузов в отдельной капсуле. То есть у каждого корабля есть свои преимущества.

Что же касается доставки самих астронавтов, то доставлять на МКС до 2020 года их будет Россия. Еще в 2013 году тихо и без лишней помпы Барак Обама подписал соответствующий закон. Выбора у американцев нет: способной перевозить людей космической техникой они не располагают.

Согласно документу, действие полномочий НАСА по использованию услуг России в работе на МКС и осуществления ей соответствующих выплат, истекавших в июне 2016 года, продлено да 31 декабря 2020 года.

В настоящее время доставка космонавтов на МКС осуществляется при помощи российских кораблей "Союз”. Отправка каждого астронавта на МКС на борту российского корабля обходится американской казне в 60 миллионов долларов.

Ранее американцы по финансовым соображениям свернули собственную программу полетов многоразовых космических челноков. Предполагается, что в будущем эту функцию на себя смогут взять корабли, разрабатываемые частными компаниями. Таким образом, американские государственные компании даже не надеются самостоятельно разработать решение лучше, чем российские корабли "Союз".

Ужесточение конкуренции

И без того жесткую мировую космическую конкуренцию стали ужесточать частные компании. Так Европейская коммерческая компания Arianespace SA, осуществляющая доставку космических спутников на околоземную орбиту, год назад существенно снизила цену.

SpaceX теснит на рынке космических перевозок Arianespace, 34,7% акций которой принадлежит французскому космическому агентству, в число других собственников входит 20 европейских компаний и правительственных агентств.

В долгосрочной перспективе SpaceX планирует заняться колонизацией Марса, однако сейчас бизнес компании сосредоточен на запуске коммерческих спутников с использованием легких ракет-носителей. Компания ведет работу по созданию ракет неоднократного использования, подобных самолетам, что, по ее мнению, позволит резко снизить издержки. По оценкам Satellite Industry Association, объем рынка запуска спутников в прошлом году составлял $5,4 млрд.

В то же время SpaceX начала отвоевывать у европейской компании клиентов, желающих запускать небольшие спутники - весом менее 4,5 тонны. Цены у американской компании на 30% ниже, чем у Arianespace, утверждает директор парижского бюро издания SpaceNews Питер де Селдинг.

В качестве ответного шага Arianespace, которая не разглашает стоимость своих услуг, понизила цены. Базовые цены SpaceX, которые указаны на ее сайте, находятся в диапазоне от $61,2 млн до $85 млн.

Arianespace оказывает давление на своих поставщиков, многие из которых являются ее акционерами, добиваясь снижения издержек. Европейская компания также предпринимает другие шаги, направленные на повышение своих конкурентных преимуществ. Сейчас Arianespace использует ракеты-носители Ariane 5. Ожидается, что версия ракеты-носителя Ariane 5 большей грузоподъемностью будет готова в 2018 году. Модель позволить запускать два спутника тяжелого класса и снизит потребность в поиске спутников легкого класса, чтобы произвести запуск.

На сегодняшний день ни один серьезный космический проект без оформления страхования не осуществляется, ни в России, ни за рубежом. У рисков нет прописки. 9 октября 2014 года ракета-носитель Antares с космическим аппаратом Cygnus, с грузом для МКС, были потеряны через 6 секунд после старта. Авария могла быть вызвана проблемами в двигателе.

28 апреля 2015 года неудачный старт ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс М-27М». После отделения грузового корабля от третьей ступени ракеты-носителя перестала поступать телеметрия. Грузовой корабль неконтролируемо вращался и оказался значительно выше расчетной орбиты.

8 мая грузовик сгорел в плотных слоях атмосферы. Причиной нештатного разделения третьей ступени «Союза» с «Прогрессом» в Роскосмосе названа разгерметизация баков в ракете.

28 июня 2015 года неудачный старт ракеты-носителя Falcon 9 v1.1. На 139 секунде полёта произошла полетная аномалия, завершившаяся через 8 секунд разрушением ракеты-носителя. По заявлению главы компании Space X Илона Маска, причиной происшедшего стало избыточное давление в баке с окислителем верхней ступени ракеты-носителя.

Когда-то Россия серьезно отставала от США и европейских стран в области космического страхования. Однако сегодня российские страховщики выходят на самый высокий в мире уровень организации этого сложного вида страховой защиты.

Марина Староверкина

По данным федерального портала госзакупок США, самый свежий денежный транш от NASA Роскосмосу датируется 28 марта 2016 года - Америка исправно платит за доставку астронавтов к своему сегменту МКС, и это обходится всё дороже. Как рассказали Лайфу в NASA, за последние десять лет полёты на орбиту подорожали в четыре раза - с $21,8 млн с астронавта до $81,9 млн. Именно так Россия компенсирует убытки от продажи американцам советских технологий в 1990-х и бесплатную доставку в начале 2000-х.

Как США скупали космический опыт СССР

В первую январскую неделю 2013 года, когда в России праздновали Рождество, президент США Барак Обама принял трудное решение: он поставил окончательную подпись под законом конгресса, разрешающим NASA до 2020 года платить Роскосмосу ежегодно сотни миллионов долларов за доставку астронавтов на МКС. Иного выбора у американцев нет: ставшие нарицательными шаттлы давно признаны опасными, а другие корабли ещё разрабатываются или обкатываются. Астронавты на МКС ждать не будут - экипаж нужно регулярно обновлять.

Собственной полноценной станции у NASA тоже никогда не было, ведь самый стабильный источник имиджа Национального аэрокосмического агентства - телескопы.

Ещё во времена Рейгана был амбициозный проект станции Freedom, которая поражала своими размерами и массой в 100 тонн, но когда американцы подсчитали бюджет, то решили, что летать с русскими на станцию "Мир" будет вчетверо дешевле, - рассказывает доцент МАИ Владимир Зернов.

Своего лучшего клиента Российское авиакосмическое агентство нашло почти сразу после его создания. Летом 1992 года было подписано соглашение с NASA по совместному проекту "Мир - Shuttle".

Американцы всегда были прагматичными, поэтому уже тогда заложились на решение своих вопросов, - говорит один из сотрудников Роскосмоса. - Условия для этого были идеальными: в России началась гласность, технологии стали доступными, космическая отрасль нуждалась в деньгах. Американцы буквально за копейки скупали нужные им технологии и документы.

Это был своеобразный промышленный шпионаж: NASA интересовали манёвры, стыковки, сближение, проживание, медицинское обеспечение полётов. Эксперт Роскосмоса, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отметил, что американцы особо охотились за опытом длительного пребывания людей в космосе, который был только у СССР. Опыт был бесценным, потому что нарабатывался десятилетиями и был связан с риском для здоровья и жизни людей. У американцев в этой сфере был пробел: почти все их полёты были короткими - в пределах 10 суток.

В марте 1993 года гендиректор Роскосмоса Юрий Коптев предложил главе NASA Дэниэлу Голдину создать Международную космическую станцию (МКС, создана в 1998 году, регулярные экспедиции начались в 2000 году). Американцам проект понравился, и они профинансировали создание первых российских модулей станции.

На заре сотрудничества американские астронавты обычно летали в космос третьим членом экипажа кораблей "Союз". Он хоть и сидит справа от командира, но по обязанностям - пассажир. Затем американцы дошли до второго кресла в кабине - бортинженера. Это уже совсем другой уровень подготовки и допуска, потому что он участвует в управлении космическим кораблём - отдаёт команды, собирает различные параметры. Многие астронавты летали именно в таком качестве. Высшая ступень - командир. Он управляет кораблём, проводит стыковки. Это кресло американцам никогда не занять - российские космические корабли всегда будут пилотировать только россияне. Даже сам корабль внутри устроен таким образом, что главный оптический визир доступен только командиру.

Американцы тогда внимательно изучали технологии, которые затем использовали для строительства своего модуля МКС, - рассказывает Андрей Ионин. - Самое смешное то, что деньги были возвратные: Роскосмос много лет бесплатно возил астронавтов на "Союзах", отрабатывая этот кредит. Только с 2006 года США стали платить России живые деньги за доставку астронавтов и грузов на орбиту "Прогрессами" и "Союзами" [в NASA Лайфу уточнили, что отдельно не платят за перевозку грузов "Прогрессами"].

Реванш на космических маршрутках

Если раньше американцев интересовали технологии, то теперь - доставка на орбиту единственной "маршруткой", причём опять же советской: первый запуск кораблей серии "Союз" состоялся ещё в 1967 году.

После катастрофы в 2003 году "Колумбии" и последующей приостановки полётов челноков Shuttle у NASA не осталось собственного корабля доставки. Сейчас работают две схемы доставки на МКС: в первом случае космический экипаж состоит из двух русских и одного иностранца, а в другом - наоборот. Обновление экипажа МКС происходит раз в три месяца - это четыре полёта на "Союзе" в год. Таким образом, Роскосмос продаёт иностранцам шесть мест в год.

В Роскосмосе отказались отвечать на вопросы о финансовом аспекте сотрудничества с США, но в NASA дали выкладки.

Полная стоимость контракта на 2018 год - 491 172 275 долларов за шесть мест, - сообщил Лайфу представитель NASA Дэниел Хуот. - США приобретают места в "Союзах" для астронавтов NASA и международных агентств (европейское ESA, канадское CSA, японское JAXA), они потом компенсируются бартером. Четыре рейса в год: на двух по астронавту NASA, на двух - по одному астронавту и одному партнёру из международных агентств, итого шесть мест. В контракт входят приземление и спасение экипажа в 2019 году, вплоть до 31 декабря 2020 года, все необходимые тренировки и подготовка к запуску и полёту, доставка некоторого багажа экипажа до и от станции, а также дополнительные услуги, связанные с запусками и приземлениями.

Хуот привёл данные по перечислениям NASA Роскосмосу с 2006 года, и вышло, что с тех пор транспортировка подорожала вчетверо (кумулятивная инфляция - 276%):

Итого - $3,4 млрд. Для понимания, последний транш в полмиллиарда долларов - это около трети годового бюджетного финансирования Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (104 млрд рублей). На вопрос о том, как Роскосмос обосновывал увеличение цен (при том что доллар с 2006 года девальвировал на 18%, рубль - на 145%), представитель NASA только констатировал, что у Штатов нет выбора.

"NASA нужно обеспечить доставку с помощью квалифицированного подрядчика для поддержания работы многомиллиардного актива и для выполнения обязательств NASA перед российскими, канадскими, европейскими и японскими партнерами. Таким образом, NASA необходимо приобретать места на «Союзах»"

Прибыль Роскосмоса по меньшей мере покрывает расходы на доставку к МКС российских космонавтов: по словам Ионина, "сам "Союз" стоит около $30 млн, запуск - ещё $30-40 млн, значит, одно место стоит уже 25 миллионов долларов, не нужно забывать о расходах на подготовку, адаптацию, возвращение".

"NASA это может себе позволить, учитывая их бюджет в $17-18 млрд и то, что запуск одного Shuttle обходился в начале 2000-х годов в сумму от $450 млн до $1 млрд"

Кстати, для космических туристов путёвка стоит дешевле. В 2001 году Деннис Тито заплатил за кратковременный полёт $20 млн, а в прошлом году в космос должна была лететь известная певица Сара Брайтман, после подготовки она сняла свою кандидатуру. Официальной причиной были названы "семейные обстоятельства", но, по другой версии, она так и не смогла собрать нужные $52 млн.

Американцам придётся продлевать контракт

С одной стороны, американцы попали в зависимость от нас и их гордость ущемлена, а с другой стороны, они в выигрыше, потому что не тратят деньги на дорогостоящие запуски и направляют их на разработку новых кораблей, отметил источник в Роскосмосе. Американцы сейчас разрабатывают одновременно четыре корабля разных серий: государственный проект Orion и три проекта с участием коммерческих структур. На Orion уже потрачено более $11 млрд. Разработка сверхтяжёлой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которая будет способна выводить на низкую орбиту Земли до 100 тонн груза, оценивается в $20 млрд.

Дэниел Хуот сообщил, что американский корабль на коммерческой основе доставит астронавтов к МКС, как ожидается, уже в 2017 году.

Собеседник подчеркнул, что, как только корабль будет готов и будет соответствовать требованиям, он станет приоритетным способом доставки астронавтов на МКС, а места на "Союзах" больше покупаться не будут. Но у Роскосмоса по-прежнему существенные шансы на дополнительную выручку.

Даже если у них в 2017 году будет готов свой корабль, на его обкатку уйдёт ещё несколько лет - ведь нужно думать о человеческих жизнях, - рассказывает Андрей Ионин.

"Союз" известен не только как корабль доставки и спуска астронавтов, но и как космическая спасательная капсула. Только "Союз" аттестован по всем международным стандартам для нахождения на орбите в течение полугода - люди могут в нём безопасно укрыться и спуститься на Землю. Проекты американских кораблей предусматривают лишь доставку и спуск астронавтов, они не аттестованы для долгого нахождения на орбите. Когда создавался проект МКС, американцы брали на себя создание такой спасательной шлюпки, но затем посчитали бюджет и отказались.

По международным нормам сертификации, беспилотник должен обладать подтверждённым уровнем надёжности не менее 0,95 - это пять отказов при 100 пусках, рассказал доцент МАИ Владимир Зернов. Для обитаемого корабля международная норма составляет 0,99. Шаттлы уже не подходят под эти нормы: на 150 пусков у них было два отказа. Чтобы провести международную сертификацию нового корабля, нужно провести 100 пусков и потратить на это сотни миллионов долларов. У "Союза" такая статистика: более 2 тыс. пусков при двух некатастрофических отказах.

"В ближайшие 10 лет у американцев не появится ничего подобного. «Союз» хоть и считается тесным и некомфортным, но лучше выжить в таких условиях, чем погибнуть в комфортном Shuttle"

С другой стороны, заключает он, у российской космической отрасли тоже есть только максимум 10 лет - потом выехать и заработать на советском космическом наследии уже не получится.