Новый гост обучения по охране труда. Организация обучения безопасности труда: анализируем новый стандарт

28.02.2017

С 1 марта 2017 года вводятся в действие новые ГОСТы в сфере охраны труда

С 1 марта 2017 года вводятся в действие следующие межгосударственные стандарты в сфере охраны труда:

  1. ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
  2. ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»
  3. ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
  4. ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»
  5. ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Одновременно, с указанной даты Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст отменен аналогичный межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-90.

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения – будущего трудового потенциала нации.

Стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

Стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 603-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Настоящий стандарт устанавливает основные требования и систематизирует процедуры принятия решений по оценке соответствия систем управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Стандарт содержит описание основных критериев оценки соответствия, которые используются при анализе деятельности работодателя как единой системы взаимосвязанных процедур, мероприятий, методов и средств, направленных на предупреждение воздействия опасных и вредных производственных факторов на организм работников и на снижение числа случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Стандарт предназначен для использования организациями или любыми заинтересованными сторонами, которые занимаются внедрением, поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда и (или) осуществляют оценку и подтверждение соответствия такой системы требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ.

Стандарт не содержит конкретных технических требований по обеспечению безопасности производства и не заменяет собой соответствующих требований иных действующих нормативных актов, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 601-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Область применения настоящего стандарта совпадает с областью применения ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», поскольку основным назначением настоящего стандарта является методическая и направляющая основа для деятельности работодателя в реализации наилучших практик полного и строгого соответствия созданной, внедренной и устойчиво функционирующей системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230-2007, эквивалентным соответствующим требованиям.

Применение данного стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 602-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Стандарт вводится взамен ГОСТ 12.0.003-74 « ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» .

Стандарт устанавливает:

  • понятийную и терминологическую систему опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • основы и содержание классификации опасных и вредных производственных факторов;
  • особенности разработки стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.

Классификации опасных и вредных производственных факторов, устанавливаемые стандартом, могут быть использованы непосредственно при построении методик идентификации опасных и вредных производственных факторов и оценки риска их воздействия на организм работающих, а также могут послужить основой разработки конкретных нормативных актов и (или) классификаторов.

ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.026-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Стандарт распространяется на сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности.

Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.

Стандарт не распространяется:

  • на цвета, применяемые для световой сигнализации всех видов транспорта, транспортных средств и дорожного движения;
  • цвета, знаки и маркировочные щитки баллонов, трубопроводов, емкостей для хранения и транспортирования газов и жидкостей;
  • дорожные знаки и разметку, путевые и сигнальные знаки железных дорог, знаки для обеспечения безопасности движения всех видов транспорта (кроме знаков безопасности для подъемно-транспортных механизмов, внутризаводского, пассажирского и общественного транспорта);
  • знаки и маркировку опасных грузов, грузовых единиц, требующих специальных условий транспортирования и хранения;
  • знаки для электротехники.

Стандарт устанавливает:

  • назначение, правила применения и характеристики сигнальных цветов;
  • назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний знаков безопасности;
  • назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний сигнальной разметки.

tagPlaceholder Tags: новости

8 июня 2016 г. Росстандартом принят ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — Стандарт; взамен ГОСТ 12.0.004-90). Начало действия — 01.03.2017. Рассмотрим его основные положения.

За основу стандарта взяты основные положения ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Постановление № 1/29).

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц, распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения.

Новые термины, введенные Стандартом

В Стандарте впервые применены несколько новых терминов в области обучения, в частности «инструктор по охране труда ». Это лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда (далее — ОТ), включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем порядке к обучению работающих ОТ непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

Организатор обучения — организация или индивидуальный предприниматель, организующая и проводящая обучение, включая проверку знаний, своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Повышение квалификации — вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Самозанятое лицо — человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

Виды и формы обучения безопасности труда

Стандарт определяет основные виды обучения безопасности труда :

  • общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;
  • обучение приемам безопасного поведения;
  • обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
  • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
  • обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

Документом определены основные формы обучения безопасности труда :

  • традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
  • «аудиторное» обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных местах;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

Группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда

Определены основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда :

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • лица, привлекаемые к управлению ОТ на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по ОТ, профессионально занятые управлением ОТ и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Рассмотрены вопросы обучения подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований. Обучение завершается отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.

Работодателям — индивидуальным предпринимателям, которые лично выполняют обязанности специалистов по ОТ, следует пройти профессиональную подготовку по ОТ , дающую право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производства.

К сведению

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по ОТ, должны иметь соответствующее базовое профессиональное образование и квалификацию в сфере ОТ, или безопасности производства, или техносферной безопасности, либо высшее профессиональное образование в сочетании с профессиональной переподготовкой по ОТ или безопасности технологических процессов и производств, дающих право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производств.

Обучение безопасности труда в обучающих организациях

Стандартом определены требования к преподавательскому составу обучающих организаций. В частности, он должен иметь квалификацию не ниже, чем это требуется национальным законодательством от специалистов по охране труда, а также опыт преподавания (обучения, инструктирования) по охране труда или опыт практической работы в сфере ОТ не менее трех лет.

Виды инструктажей:

  • Вводный инструктаж.

При необходимости по решению руководителя предприятия вводный инструктаж проводят и для лиц, посещающих производственные подразделения предприятия и (или) находящихся на подконтрольных предприятию территории и объектах в иных целях.

Обратите внимание!

Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный теперь определяются как первичный и повторный инструктажи на рабочем месте.

  • Первичный инструктаж на рабочем месте.

Уточнено, что первичный инструктаж на рабочем месте проходят лица, принятые для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов и инструментов (механизмов), выделяемых работодателем или приобретаемых за свой счет.

  • Повторный инструктаж на рабочем месте.

Исключена возможность более продолжительного срока (до одного года) проведения данного вида инструктажа.

  • Внеплановый инструктаж.

Существенных изменений не внесено.

  • Целевой инструктаж.

Уточнено, что целевой инструктаж проводится при проведении массовых мероприятий на подконтрольной организатору обучения территории и (или) с выездом (выходом) за ее пределы.

Появилось требование вести новый журнал регистрации целевого инструктажа, приведена его форма.

Важно

Все лица, проводящие любые виды инструктажей, должны пройти обучение и проверку знаний требований безопасности и ОТ как инструкторы по ОТ.

  • Стажировка.

Этот вид обучения описан подробнее, чем в предыдущем ГОСТе. Выделим основное:

1. Проводящий стажировку инструктор или опытный рабочий должны пройти обучение как инструктор по ОТ .

2. Срок стажировки:

Для работников рабочих профессий — от 3 до 19 рабочих смен ;

Для не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации — от одного месяца до шести месяцев .

3. Срок стажировки для руководителей и специалистов — от двух недель до одного месяца .

Проверка знаний

Более подробно описана процедура проведения проверки знаний, чем в предыдущем ГОСТе, с незначительными отличиями от Постановления № 1/29.

Значительные отличия:

1. Состав комиссии (постоянно действующей комиссии) — не менее пяти человек , присутствие любых трех из которых на проверке знаний является обязательным (п. 10.7).

Обратите внимание!

Здесь есть противоречие со следующим пунктом, в котором определено, что присутствие председателя обязательно (п. 10.8).

2. Для проведения независимой проверки знаний на таких же условиях создается комиссия обучающей организации.

3. Все члены комиссии должны пройти обучение по ОТ в обучающих организациях и (или) проверку знаний требований ОТ в вышестоящих комиссиях как инструкторы по ОТ.

4. Для проведения независимой проверки знаний организатор обучения может привлечь к проверке знаний сторонних специалистов и (или) обучающие организации, имеющие право осуществлять обучение по ОТ и проверку знаний требований ОТ.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

Определено, что обучение проводится под руководством инструктора производственного обучения , прошедшего соответствующее обучение по ОТ как инструктор по ОТ и имеющего большой практический опыт.

К сведению

Если у организатора обучения нет необходимой учебно-материальной базы, допускается проводить обучение на действующих рабочих местах.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения поручаемых им работ проводится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим

В каждой смене работающих в опасных и (или) вредных условиях труда, а также в обособленных бригадах, работающих вдали от пунктов медицинской помощи, должно быть не менее одного такого обученного лица.

Обучение в форме отдельного курса с итоговой проверкой знаний

Этот вид обучения предназначен для лиц, участвующих в управлении ОТ. Обучение проводится в форме повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.

Работники рабочих профессий, условия труда которых или характер выполняемых работ требует специального обучения по ОТ и проверки знаний в виде отдельного курса, проходят такое обучение по мере необходимости по решению их работодателя.

Организация процесса обучения безопасности труда

Уточнены виды обучения:

  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы (не более трех дней в неделю не более чем по четыре часа в день);
  • с полным отрывом от работы.

Оформление необходимой документации

Появилось требование к форме удостоверения о проверке знаний требований ОТ, которой не было в предыдущем ГОСТе.

Принципиальной разницы между формой и содержанием приведенного удостоверения и удостоверения, определенного Постановлением № 1/29, нет.

Удостоверение теперь должно содержать нумерацию, состоящую из серии (три группы знаков) и номера (три группы знаков):

первая группа — двухбуквенное краткое наименование страны по ГОСТ 7.67-2003 латинскими буквами;

вторая группа — один символ:

0 — для организаторов обучения;

1 — для обучающих организаций;

третья группа — ИНН организации, выдавшей удостоверение, в национальной системе идентификации.

Номер удостоверения состоит из:

первая группа — две последние цифры года выдачи удостоверения;

вторая группа — номер протокола проверки знаний требований ОТ;

третья группа — номер проверяемого в протоколе проверки знаний требований ОТ.

С. А. Таланов,
ведущий специалист-методист консалтинговой группы "ТЕРМИКА"

Основным НПА по обучению является Порядок № 1/29. ГОСТ применяют только те организации, которые решили расширить требования к обучению. Но там, где работа по охране труда только начинается, применять ГОСТ необходимо с особой осторожностью или не применять вообще. Почему – читайте в этой статье.

Из статьи вы узнаете:

Область применения ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ

Не каждый специалист по охране труда обладает широкими юридическими знаниями. Поэтому, когда в марте 2017 года был опубликован государственный стандарт 12.0.004-2015, многие восприняли его как обязательный документ, вносящий изменения в организацию обучения безопасности труда. Так как порядок № 1/29 утвердили почти 16 лет назад, казалось бы, логично, что новый стандарт содержит более современные требования, которые необходимо исполнять в полном объеме.

Тем не менее, область применения данного стандарта – обучение по ОТ за рамками Порядка № 1/29. Для подготовки сотрудников по охране труда работодатель вправе сам установить форму обучения и правила оформления. Главное при этом – не противоречить положениям Порядка № 1/29, который содержит минимальные обязательные требования к организации обучения по ОТ.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Можно стандартизировать процедуру подготовки по охране труда, используя передовой опыт – как отечественный, так и международный, других крупных и успешных организаций, отрасли в целом, а можно применить ГОСТ 2015, пришедший на смену стандарту 1990 года. Но если в своей Политике в области ОТ или в работодатель заявит, что руководствуется не только , но и Госстандартом-2015, он будет обязан выполнять его указания до последней буквы.

Беря на себя такие обязательства, следует помнить, что Гостандарт содержит обобщенные требования, которые могут не учитывать специфику конкретного предприятия и конкретной отрасли. Попытку адаптировать их под свой производственный процесс может воспринять как неточное следование стандарту, заявленному к обязательному исполнению в ЛНА. Штрафы за нарушения в организации обучения по ОТ – одни из самых распространенных и высоких.

Общие положения

ГОСТ – это руководящий методический документ, не отменяющий требования законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и .

В данном стандарте приведены термины, не применяемые в Порядке обучения, следовательно, требующие дополнительной подготовки персонала.

1. Организатор обучения. Так в ГОСТ именуют инициатора обучения, в частности, работодателя (организацию или ИП).

2. Индивидуальная и групповая . Если стажировка проводится для одного работника, она должна называться индивидуальной. ГОСТ требует, чтобы стажировка была проведена для всех категорий работающих, в первую очередь – для руководителей и специалистов. Тут возникает противоречие с Порядком № 1/29 и , согласно которым упор в стажировке должен быть сделан на исполнителей работ – работников рабочих профессий. Но с ними можно проводить и групповую стажировку. Это прямо указано в , например, прошедших регистрацию в Минюсте.

3. Инструктор по охране труда. Это работник, проводящий обучение, в том числе в форме инструктажей. Однако в Порядке 1/29 сказано, что вводный инструктаж проводит специалист по ОТ, а на рабочем месте – руководитель подразделения, прошедший обучение по охране труда в учебном центре согласно п. 2.3.2 Порядка № 1/29.

4. ГОСТ вводит различные формы обучения по ОТ:

  • традиционное – в виде лекций.
  • аудиторное – за компьютерным обучающим комплексом;
  • на тренажерах и на учебных рабочих местах, в т.ч. по ;
  • тестирование при помощи компьютерных средств и тренажеров с целью проверки и самопроверки знаний.

Дистанционное обучение по ОТ еще не имеет под собой нормативного правового обоснования.

Закупка тренажеров обязательна только для тех организаций, которые сами обучают своих работников . Не каждый работодатель может позволить себе закупить аудиторный обучающий комплекс.

Таким образом, Госстандарт меняет сложившуюся практику проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда. В некоторых аспектах этот документ противоречит Порядку 1/29.

Как применять ГОСТ в обучении по охране труда

Госстандарт ниже по юридической силе, чем Порядок 1/29, поэтому приводить документы в соответствие с ним не требуется.

ГОСТ может стать обязательным только в следующих случаях:

  • если издан соответствующий приказ работодателя или вышестоящей отраслевой организации;
  • если даются ссылки на данный стандарт в локальных нормативных актах или в различной технической документации изготовителя.

Специалист по ОТ необдуманно включил в приказ о проведении инструктажей стандартную формулировку: «В соответствии с пунктом таким-то госстандарта по обучению и порядка обучения № 1/29 организовать проведение инструктажа на рабочем месте ».
Через некоторое время инспектор ГИТ, проводя плановую проверку, вынес штраф за неведение личных карточек прохождения обучения (по ГОСТ) на 16 рабочих местах в гальваническом цехе. Кроме того, мастер цеха вел только . Отдельный журнал целевого инструктажа заведен не был, как это предписывается Госстандартом. Сумма штрафа составила более 2 миллионов рублей (130 000 рублей за одного не должным образом проинструктированного гальванщика).
На суде юрисконсульт компании, пытаясь оспорить постановление о наложении административного взыскания, обратился к Порядку обучения № 1/29. Однако представитель обвинения предъявил суду копию локального приказа об утверждении порядка проведения инструктажей на рабочем месте, согласно которому они должны проводиться в соответствии с ГОСТ.

Если в локальном акте Госстандарт принят как руководящий документ, его нужно исполнить в обязательном порядке, а не как документ для добровольного применения. Это требование – все принятое работодателем, что не противоречит ТК и НПА, является законным и обязательным. Но если в своем документе по обучению ссылаться только на Порядок 1/29, выполнять указания ГОСТ не потребуется вообще.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Общие положения

Occupational safety standards system. Organization of training for safety and health at work. General requirements

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

https://yadi.sk/i/cTHkymeKOWThZg

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

2. ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"

3. ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48-2015)

4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

5. Взамен ГОСТ 12.0.004-90.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.

Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в ГОСТ 12.0.004-90 и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшие с тех пор социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации, что и было выполнено в настоящем стандарте.

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения - будущего трудового потенциала нации.

1.2. Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

1.3. Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 7.67-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды названий стран

ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным стандартом). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. безопасность технологических процессов и производств: Название учебного курса высшего профессионального образования, включающего сферы охраны труда и безопасности производства.

3.2. инструктор по охране труда: Лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда, включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем с учетом требований национального законодательства порядке к обучению работающих охране труда непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

3.3. исполнитель: Человек, в трудовые функции которого не входит участие в системе управления производством, не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.4. младший обслуживающий персонал: Совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими (например, уборщица, сторож, вахтер и т.п.).

3.5. образование: Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности определенного уровня квалификации, определяющего уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.

Примечание - Термин "образование" в обыденном языке часто применяют как краткую форму понятия "система образования".

3.6. образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать "образовательные услуги" и вести "образовательную деятельность", предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования.

Примечание - Может вести иные виды деятельности, в том числе по обучению, если это не противоречит национальному законодательству и утвержденному уставу организации.

3.7. обучающая организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать услуги сторонним организациям и лицам по обучению, включая проверку знаний, вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

3.8. обучающийся: Лицо, проходящее обучение безопасности труда.

3.9. обучение: Процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, по развитию способностей и компетенций.

3.10. организатор обучения: Организация или индивидуальный предприниматель, организующие и проводящие обучение, включая проверку знаний: своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

3.11. остаточные знания: Прочно усвоенные знания, остающиеся у обучаемого спустя некоторое время (месяц, год) после завершения процесса обучения и проверки знаний.

3.12. повышение квалификации: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

3.13. подготовка: Краткосрочный вид обучения, не изменяющий уровень образования.

Примечание - В практическом англоязычном дискурсе подготовка эквивалентна термину training, характер обучения которого различен с характером обучения при получении образования (education).

3.14. профессиональная переподготовка: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение законченного комплекса новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

3.15. работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда: Работы в условиях присутствия опасных и (или) вредных производственных факторов с высоким риском травмирования, острого отравления или возможности развития хронического профессионального заболевания, а также работы с повышенной опасностью.

3.16. работы с повышенной опасностью: Работы, выполняющиеся в зонах постоянного или возможного действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, что требует до начала производства этих работ разработать и выполнить дополнительные мероприятия по безопасности для каждой конкретной производственной операции.

Примечания

  1. Употребляется наравне с полностью эквивалентным словосочетанием "работы повышенной опасности".
  2. Работы с повышенной опасностью выполняются по наряду-допуску, что делает все работы, которые по тем или иным правилам безопасности должны выполняться по наряду-допуску, относящимися к работам с повышенной опасностью.

3.17. руководитель: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления и в подчинении которого находятся один или более работников, работающих или иных физических лиц.

3.18. самозанятое лицо: Человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

3.19. слушатель: Лицо, проходящее обучение и проверку знаний по охране труда в обучающей организации.

3.20. специалист: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления, но не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.21. стажирующийся: Лицо, проходящее стажировку на рабочем месте.

3.22. техносферная безопасность: Наиболее общее название направления высшего профессионального образования, устанавливаемое национальным законодательством в области образования, включающего сферы охраны труда, безопасности производства, безопасности жизнедеятельности человека и т.п.

3.23. экзаменуемый: Лицо, проходящее проверку знаний по безопасности труда.

4. Общие положения

4.1. Обучение безопасности труда направлено на формирование, закрепление и развитие мотивации и навыков безопасного поведения, знаний, умений и навыков выполнения безопасных приемов труда и (или) управления обеспечением безопасности других лиц в процессе их трудовой деятельности.

4.2. Обучение безопасности труда является постоянным процессом, сопровождающим занятого трудом человека всю его жизнь, направленным на предотвращение преждевременной смертности и ухудшения качества жизни из-за травм и (или) заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.

В основу системы обучения безопасности труда, а также обучения по охране труда, устанавливаемой настоящим стандартом, положена система дифференцирования видов обучения для различных групп (отдельных категорий) обучаемых по содержанию, длительности и формам организации обучения с учетом потребностей максимального обеспечения безопасности трудовой деятельности работающих и производственной деятельности работодателей.

Обучение по безопасности труда во всех своих формах носит непрерывный многоуровневый характер и проводится во всех организациях, у всех работодателей, в образовательных организациях и учреждениях, а также при совершенствовании знаний требований безопасности труда в процессе трудовой деятельности, в том числе для самозанятых лиц, занимающихся индивидуальным трудом.

Работающих, совмещающих профессии, обучают безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе, трудовой функции), а при замене временно отсутствующих работников - дополнительно в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям).

Студентов и учащихся знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебы, выполнения трудовых функций на практике, основам организации безопасности трудовой деятельности и безопасности производственной деятельности в процессе профессионального образования и (или) обучения отдельно и (или) в рамках освоения тех или иных учебных дисциплин.

Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения и действий, в том числе при выполнении простейших трудовых операций, в процессе учебно-воспитательных занятий.

4.3. Обучение безопасности труда основывается на принципах всеобщности, массовости, постоянства (периодичности), общедоступности, унификации в целом с дифференциацией применительно к формам и методам обучения, а также к различию конкретных целей и потребностей обучаемых и организатора обучения.

4.4. Обучение безопасности труда включает в себя:

Формирование уважительного отношения к вопросам и требованиям обеспечения безопасности и развитие устойчивой внутренней положительной психологической установки на строгое выполнение требований безопасности;

Повышение информированности и осведомленности в вопросах безопасности труда и безопасного поведения;

Изучение и овладение знаниями и навыками безопасного труда и управления безопасностью в процессе профессионального образования и подготовки/переподготовки;

Отдельное специальное многоуровневое обучение вопросам безопасности труда и производственной деятельности.

4.5. Основными видами обучения безопасности труда являются:

Общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;

  • обучение методам системного управления эффективным обеспечением безопасных и безвредных условий труда, защитой от опасностей и рисков, профилактикой связанных с работой травм и заболеваний, организацией оказания первой помощи и социальной защиты пострадавших;
  • обучение приемам безопасного поведения;
  • обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
  • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
  • обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

4.6. Основными формами обучения безопасности труда являются:

  • традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
  • "аудиторное" обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка (и самопроверка) полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

4.7. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

4.8. Обучение безопасности труда должно следовать за всеми изменениями в трудовых функциях работающего, в условиях труда, в нормативной документации по охране труда и безопасности производства, для чего оно осуществляется в нескольких основных формах:

  • вводное базовое, минимально необходимое для любой трудовой деятельности;
  • первоначальное для данной трудовой функции, минимально необходимое для ее безопасного выполнения;
  • повторное для этой же трудовой функции с целью восстановления необходимого объема знаний при естественном сокращении остаточных знаний;
  • внеочередное для любых изменений условий труда.
5. Обучение подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий

5.1. Обучение безопасности труда и безопасности других видов деятельности, включая поведение и учебу, организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательных организациях с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в процессе трудовой и производственной деятельности.

5.2. В дошкольных учреждениях обучаемых знакомят с основами безопасного поведения при проведении различных мероприятий, а также безопасным приемам труда по самообслуживанию в процессе занятий, игр и других видов детской деятельности. С обучаемыми проводят занятия по основным правилам безопасного поведения, дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, а также приглашенными со стороны специалистами в самых разнообразных формах. Проверку усвоенных знаний осуществляют путем устного опроса обучаемых и практических занятий с ними.

5.3. В общеобразовательных школах всех типов и наименований обучаемым прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам безопасности деятельности в процессе изучения учебных дисциплин.

Кроме того, обучение учащихся вопросам безопасности труда проводится в виде инструктажей перед началом всех видов учебной деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественно полезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.

Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в школьных и межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным приемам безопасного труда перед допуском их к практической работе.

5.4. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведения различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также в виде специальных занятий при потребности практической деятельности обучающихся в особых знаниях и навыках по безопасности труда.

5.5. В процессе начального профессионального обучения у будущих рабочих формируют сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах. В процессе обучения учащиеся осваивают отдельный курс или разделы по охране труда в рамках учебных дисциплин профессиональной подготовки с учетом специфики различных профессий, уделяя особое внимание профессиям, связанным с выполнением работ в опасных и (или) неблагоприятных условиях труда.

5.6. Студенты высших и средних профессиональных учебных заведений как будущие руководители и специалисты изучают вопросы безопасности труда и безопасности других видов деятельности в рамках основных программ обучения, а также в форме инструктажей при допуске к учебе и работе за оборудованием учебных классов и научных лабораторий.

Аттестационные дипломные и курсовые работы студентов, связанные с трудовой и (или) производственной деятельностью, должны включать разделы, посвященные вопросам безопасности выполнения работ, охраны труда и безопасности производства.

5.7. Содержание образовательных программ, объем самостоятельно изучаемых курсов, разделов и учебное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и безопасности других видов деятельности на всех стадиях образования, зависят от специфики учебного заведения и получаемой специальности (квалификации) и разрабатываются и утверждаются в установленном национальным законодательством порядке.

5.8. При организации любого коллективного вида трудовой деятельности студенческой молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие формы организации труда) обучающие образовательные организации проводят специальные занятия по основам трудового законодательства, охраны труда, по требованиям обеспечения безопасности труда при данном виде трудовой деятельности.

5.9. Основное обучение студентов и учащихся вопросам безопасности труда проводится на местах производства работ.

6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе

6.1. Обучение безопасности труда работающих лиц проводится, как правило, непосредственно на работе силами и средствами субъекта права - организатора работ, в том числе для работников - силами работодателя, привлекающего при необходимости квалифицированных специалистов и обучающие организации со стороны.

6.2. Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций.

6.3. Вопросы безопасности труда следует включать во все учебные дисциплины, связанные с подготовкой персонала, производством работ, технологией, использованием оборудования и инструмента и т.д.

В программах обучения безопасности труда следует предусматривать теоретическое (знания) и практическое (производство - умения и навыки) обучение.

6.4. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных лабораториях, мастерских, цехах, на полигонах, участках, рабочих местах, специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях, под руководством преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение на существующих рабочих местах субъекта права - организатора обучения.

6.5. Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

6.6. При подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, обучение безопасности труда следует завершать отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.

При подготовке рабочих других профессий проверка знаний требований охраны труда и безопасности выполнения работ может быть совмещена с общим экзаменом по профессии.

6.7. Перечень работ и профессий, по которым проводят специальное обучение безопасности труда, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность этого обучения, порядок проверки знаний и состав экзаменационных комиссий устанавливают решением руководителя предприятия - организатора обучения с учетом требований нормативной документации по согласованию с представителями работников (если они есть), исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

6.8. Работающие, связанные с выполнением работ или обслуживанием опасных производственных объектов, установок, в том числе электроустановок, оборудования, являющегося источником повышенной опасности, иных объектов повышенной опасности, подконтрольных органам государственного надзора, проходят периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами безопасности эксплуатации этих объектов. Перед очередной проверкой знаний с этими лицами организуют занятия и консультации по вопросам проверки знаний.

6.9. Все работающие рабочих профессий, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе, к которой предъявляются повышенные требования безопасности труда, - более одного года, проходят обучение безопасности труда до начала самостоятельной работы.

6.10. Обучение безопасности труда следует проводить по учебным программам, разработанным с учетом требований нормативной документации, согласованным и утвержденным руководителем предприятия - организатора обучения или обучающей организации в установленном национальным законодательством порядке.

6.11. Результаты проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ оформляют протоколом (приложение А, форма А.1) и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение А, форма А.2). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний и (или) навыков, выдают удостоверение на право самостоятельной работы (приложение А, форма А.3).

6.12. Лицу, получившему неудовлетворительную оценку проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ, повторную проверку назначают не позднее одного месяца. До проведения повторной проверки лицо, получившее неудовлетворительную оценку, к самостоятельной работе не допускается.

6.13. В процессе назначения на должность руководитель или специалист должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:

  • с состоянием условий труда и производственной обстановкой во вверенном ему подразделении, на объекте, участке;
  • с состоянием средств защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • с уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в трудовых коллективах, подчиненных данному руководителю;
  • с запланированными мероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с должностными обязанностями по охране труда.

6.14. Не позднее одного месяца со дня вступления в должность руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам управления безопасностью труда, входящего в их должностные обязанности. Результаты проверки оформляют протоколом (приложение А, форма А.1). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение (приложение А, форма А.3).

6.15. Руководители и специалисты, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний. До успешной повторной проверки их следует отстранить от исполнения должностных обязанностей.

7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях

7.1. Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей - индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения.

7.2. Для руководителей и специалистов, работодателей - индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц организуют специальные краткосрочные курсы, семинары, тренинги и т.п. по безопасности труда, проводимые обучающими организациями.

7.3. Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой.

С 1 марта 2017 года вступил в силу ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Данный ГОСТ призван заменить популярный ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

1.Ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация».

Организатор обучения – организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:

  • своих работников как работодатель;
  • иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Обучающая организация – организация, которая имеет законное право оказывать сторонним организациям и лицам образовательные услуги:

  • по обучению и проверке знаний;
  • вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства

2. Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности.

Разделы ГОСТ 12.0.004-2015 описывают особенности обучения безопасному труду:

  • в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
  • непосредственно на работе;
  • в обучающих организациях;
  • в форме инструктажа;
  • в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
  • в форме проверки знаний;
  • в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний

3.Уточнили и расширили состав обучающихся.

Основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
  • лица, которых привлекают к управлению охраной труда на общественных началах в комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • лица, которые организуют безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и безопасностью труда;
  • лица, которые не участвуют в управлении и заняты простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:

  • члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, которые участвуют в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
  • педагогические работники образовательных учреждений и организаций – преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.

Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.

4. Утвердили нестандартные формы обучения

Девять форм обучения безопасному труду:

  • традиционное обучение в аудитории обучающего центра– лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия;
  • аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и на учебных рабочих местах;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов.

5. Пояснили варианты организации обучения.

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:

  • классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
  • модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
  • дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
  • комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.

    6. Дополнили ГОСТ 12.0.004-2015 новыми приложениями.

    В ГОСТ сохранили структуру инструктажей по охране труда, которые были установлены предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Для целевого инструктажа ввели отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.
    В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 приведены:

  • примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
  • примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда»

Данный ГОСТ не отменяет действие существующего Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда (Приказ Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003), а подробно рекомендует работодателю, как организовать это обучение, начиная с программы обучения, где расписана каждая тема, что очень полезно при разработке таких программ.

ГОСТ является документом добровольного применения. Документом обязательного применения был и остается Порядок, определенный Приказом Минтруда РФ и Минобрнауки РФ от 13.01.2003 № 1/29. « ГОСТ 12.0.004-2015 вводится для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации.»

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!