Основные фз регулирующие отношения в бжд. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:

  • статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
  • статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.

1.Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.

2.Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

3.Указы и распоряжения Президента РФ.

4.Постановления и распоряжения Правительства РФ;

5.Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

6.Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

2. Законодательные основы охраны труда

В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".

В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

  • в главе Х - "Охрана труда";
  • в главе XI - "Труд женщин";
  • в главе XII - "Труд молодёжи".

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

  • признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
  • государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
  • обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
  • обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
  • гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

1.Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

2.Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

3.Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.

4.Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

5.Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

6.Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

7.Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

8.Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

9.Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

10.Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

3. Инструкции по охране труда на предприятии

Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:

  • обучение работающих вопросам охраны труда;
  • обеспечение безопасности производственного оборудования;
  • обеспечение безопасности зданий и сооружений;
  • обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
  • обеспечение безопасности производственных процессов;
  • нормализация условий труда и др.

Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.

Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.

Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.

Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).

Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.

Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

  • общие требования безопасности;
  • требования безопасности перед началом работ;
  • требования безопасности во время работы;
  • требования безопасности в аварийных ситуациях;
  • требования безопасности по окончанию работы.

Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "строго" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.

Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.).

Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.

Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.

У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ.

Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется:

  • работодателем и руководителями подразделений;
  • через совместный административно-общественный контроль;
  • через контроль вышестоящей организации;
  • инспекторами государственного специального надзора (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор и др.);
  • инспекторами государственной службы по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции и работники подразделения по охране труда органа по труду субъекта Федерации);
  • через смотры по охране труда и технике безопасности.

4. Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная база: "Конституция РФ", федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ", "КЗоТ РФ", а также ряд указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ и др.

Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в Российской Федерации осуществляет прокуратура.

Указом Президента РФ N850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с "Положением о Федеральной инспекции труда", утвержденным постановлением Правительства РФ N78 от 28 января 2000 года.

В соответствии с данным "Положением", государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право:

  • беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях;
  • получать информацию, приостанавливать работу;
  • выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

Постановлением Министерства труда РФ N58 от 30 октября 1995 года утверждено "Примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта РФ". В соответствии с этим положением, работники данного подразделения осуществляют управление, руководство и организацию в области охраны труда на соответствующей территории субъекта Федерации. Для осуществления своих обязанностей эти работники имеют соответствующие права и полномочия:

  • беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости;
  • получать необходимую информацию.

Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива и, в соответствии с федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 22) и "Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" (утверждёнными Постановлением Минтруда РФ N30 от 8 апреля 1994 года), имеют право:

  • контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, получать информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии;
  • предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников, выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда;
  • контролировать выполнение коллективного договора в пунктах, где отражены вопросы условий труда и охраны труда, принимать участие при разработке нормативных актов по охране труда;
  • обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях требований по охране труда, принимать участие в рассмотрении трудовых споров по охране труда.

Список литературы

1.Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. -М.: ВАСОТ. 1993.

2.Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. -С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

3.Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.--М. ВАСОТ, 1992

4.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности-наука о выживании в техносфсре -М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып. 1.

5.Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. - М.: Вестник МГТУ. 1998, сер. ЕН.№1.

6.Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Т. 1: Пер с англ. - М.: Мир, 1993.

7.Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Пер. с франц. -Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

8.Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. -М.: изд-во ИЦ «Россия молодая» -Экология, 1992.

9.Русак О.Н. Введение в охрану труда. -Л.: изд-во Ленинград, лесотехнической академии, 1982.

  • 15. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.
  • 16. Характеристика угроз жизни и здоровья пациентов больницы.
  • 17. Права и обязанности медицинского работника по воинскому учету.
  • 18. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
  • 19. Индивидуальные медицинские средства защиты (табельное оснащение сандружинника (цы).
  • 20. Эвакуация населения (кто организует, привлекаемые силы и средства, способы и сигналы оповещения).
  • 21. Основные элементы оценки медико-санитарной обстановки чс.
  • 22. Силы и средства рсчс на объектах экономики, учреждениях, организациях.
  • 23. Цель, задачи радиационной разведки. Характеристика приборов дп-5-в, ид-1, дп-22-в, дп-70-м.
  • 24. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (ас и дыр).
  • 25. Классификация и характеристика средств защиты органов дыхания.
  • 26. Основные принципы и мероприятия по защите населения в чс.
  • 27. Фазы развития ч/с различного генеза.
  • 28. Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при ч/с.
  • 29. Факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
  • 30. Классификация отравляющих веществ.
  • 31. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на муниципальном уровне.
  • 31.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на муниципальном уровне.
  • 32. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на региональном уровне.
  • 32.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на региональном уровне,
  • 33. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на окружном (межрегиональном) уровне.
  • 33.Организация,задачи,силы и средства рсчс на межрегиональном уровне.
  • 34. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на федеральном уровне.
  • 35. Организация и принципы построения (рсчс).
  • 36. Организация силы и средства ликвидации чс рсчс на объектовом уровне.
  • 37. Классификация чс по масштабам.
  • 38. Общая характеристика и классификация защитных средств.
  • 39. Предназначение, организация, база создания, состав сил и средств санитарной дружины.
  • 40. 3Адачи и организация медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
  • 41. Постоянно действующие органы повседневного управления рсчс.
  • 42. Оснащение санитарного дружинника (цы).
  • 43. Санитарная и специальная обработка (определение, задачи, мероприятия).
  • 44. Организация рсчс на объектовом уровне.
  • 45. Основы организации и мероприятия защиты население в мирное и военное время.
  • 46. Санитарная обработка пациентов.
  • 47. Силы и средства рсчс на объектовом уровне.
  • 48. Система го и основные направления ее деятельности.
  • 49. Эвакуация пациентов в чс.
  • 50. Режимы функционирования рсчс.
  • 51. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования учреждений
  • 52. Санитарные потери чс (величина, структура и от чего она зависит).
  • 53. Современные войны и вооруженные конфликты.
  • 54. Классификация и характеристика средств защиты кожи.
  • 55. Цели и задачи химического контроля. Характеристика приборов впхр, пхр-мв, мпхр.
  • 56. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан.
  • 57. Правила проведения полной санитарной обработки населения, персонала учреждений и больных.
  • 58. Органы управления в системе рсчс.
  • 59. Организация работы санитарной дружины.
  • 60. Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга. Нормативные документы, задачи.
  • Задачи отдела социально-гигиенического мониторинга
  • 61. Принципы построения системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ji-э-о) населения при чс.
  • 62. Принципы медицинской сортировки раненых и больных при лечебно-эвакуационном обеспечении (л-э-о) населения в чс.
  • 63. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чс.
  • 64. Особенности организации лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-м) в случае применения современных видов оружия.
  • 65. Режимы функционирования всмк.
  • 66. Задачи, принципы организации всмк.
  • 67. Органы управления в системе всмк.
  • 68. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий среди населения в чс.
  • 69. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чс химической природы
  • 70. Задачи и принципы снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений всмк.
  • 71. Задачи и организационная структура службы Роспотребнадзора в условиях чс.
  • 72. Медико-санитарные последствия чс.
  • 72. Медико-санитарные последствия чс
  • 73. Медико-тактическая характеристика чс природного характера.
  • 74. Принципы организации противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чс.
  • 75. Неотложные мероприятия 1-ой врачебной помощи.
  • 76. Объем медицинской помощи (определение, кто определяет его, и как меняется в зависимости от медико-тактической обстановки).
  • 77. Виды сортировок на этапах медицинской эвакуации.
  • 78. Схема развертывания этапа медицинской помощи.
  • 79. Первая врачебная помощь (цель, мероприятия, кто оказывает, время).
  • 80. Принципы управления всмк.
  • 82. Организация противоэпидемических мероприятий в чс.
  • 83. Законодательные и нормативно-правовые основы управления всмк.
  • 84. Основные направления медицинского обеспечения населения в чс.
  • 85. Условия, определяющие современную систему лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-о).
  • 86. Критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния мероприятий чс.
  • 87. Правовые основы гигиенического воспитания и обучения.
  • 88. Медицинская характеристика радиационных поражений, ближайшие и отдаленные последствия облучения.
  • 89. Токсичные химические вещества раздражающего действия. Клиника, диагностика, принципы лечения.
  • 90. Средства профилактики и терапии радиационных поражений.
  • 91. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического отряда (с-эо).
  • 92. Организация, базы создания, состав сил и средств г-э-р (группы эпидемиологической разведки).
  • 93. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического бригады (с-э-Бр).
  • 94. Задачи и база создания специализированных формирований Роспотребнадзора рф в чс.
  • 2.4. Задачи формирования в режиме повышенной готовности:
  • 2.5. Задачи формирования в режиме чрезвычайной ситуации:
  • 95. Организация, базы создания, состав сил и средств специализированной противоэпидемиологической бригады (с-п-э-Бр).
  • 96.0Рганизация, задачи, состав сил средств врачебной бригады службы «03»(скорой медицинской помощи).
  • 97. Организация, задачи, база создания, состав сил и средств радиологической бригады.
  • 98. Поражающие факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
  • 99. Медицинское оснащение санитарного дружинника (цы).
  • 100. Классификация аварийно-опасных химических веществ (аохв).
  • 101. Определение и виды медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.
  • 102. Мероприятия первой врачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях.
  • 103. Медицинское имущество: классификация и характеристики.
  • 104. Этап медицинской эвакуации (задачи, база создания, принципы сортировки раненых и больных).
  • 105. Медико-тактическая характеристика чс взрыво- и пожароопасного характера.
  • 106. Организация учета и отчетности по медицинскому имуществу.
  • 107. Организация всмк на региональном уровне.
  • 108. Доврачебная медицинская помощь (задачи, мероприятия, кто оказывает, время).
  • 108.Доврачебная медицинская помощь(задачи, мероприятия, кто оказывает, время)
  • 109. Медико-тактическая характеристика районов наводнения.
  • 110. Первая помощь (цель, кто оказывает, время, мероприятия).
  • 111. Виды медицинской помощи (сроки, кто оказывает, мероприятия, где оказывается).
  • 1. При катастрофах с преобладанием механических (динамических) поражающих факторов:
  • 2. В очагах с преобладанием термической травмы в дополнение к перечисленным мероприятиям проводят:
  • 3. При катастрофах с выходом в окружающую среду ахов дополнительно:
  • 4. При авариях с выбросом радиоактивных веществ:
  • 5. При массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения:
  • 112. Первая помощь пострадавшим при химических авариях (цель, мероприятия, кто оказывает).
  • 113. Особенности организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях эпидемий. Понятие о карантине и обсервации.
  • 114. Мероприятия первой врачебной помощи при химических происшествиях.
  • 115. Критерии оценки санитарно-гигиенического состояния территорий чс.
  • 116. Организация, база создания, задачи, состав сил и средств токсикологической бригады.
  • 117. Общие принципы оказания неотложной помощи, антидотная терапия.
  • 118. Органы управления в системе всмк.
  • 119. Ограничительные мероприятия (карантины). Кто устанавливает, показания к установлению.
  • 120. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
  • 1. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в рф.

    Безопасность жизнедеятельности человека состояние деятельности человека, характеризующееся отсутствием возможности воздействия неблагоприятных факторов, то есть отсутствием опасности возникновения патогенной ситуации.

    Статья 41

    1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

    Закон 323 Статья 19 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

    Статья 19 . Право на медицинскую помощь

    1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

    2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

    5. Пациент имеет право на:

    1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

    3) получение консультаций врачей-специалистов;

    4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

    5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

    6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

    7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

    8) отказ от медицинского вмешательства;

    9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

    10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

    11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

    Статья 32 . Медицинская помощь

    1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

    2. К видам медицинской помощи относятся:

    1) первичная медико-санитарная помощь;

    2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

    3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

    4) паллиативная медицинская помощь.

    3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

    1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой,) 2) амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника;

    3) в дневном стационаре

    4) стационарно 4. Формами оказания медицинской помощи являются:

    1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

    2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

    3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

    Статья 35 . Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

    1. оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. оказывается гражданам бесплатно.

    2. оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

    4. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения

    5. Медицинская эвакуация включает в себя:

    1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;

    2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

    6. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

    8. Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан

    Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить.

    1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г. Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. 2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г. Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. 3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г. Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством. Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

    Экологическая безопасность . Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества. Эти задачи реализуются через три группы норм:

      нормативы качества окружающей среды) ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС)

      экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

      механизм исполнения этих требований.

    Охрана труда . Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.. На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов , содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят: - государственные стандарты (ГОСТы); - система стандартов безопасности труда (ССБТ); - отраслевые стандарты ОСТ ССБТ; - санитарные правила СП; - гигиенические нормативы ГН; - правила безопасности ПБ; - инструкции по безопасности ИБ; - правила по охране труда отраслевые ПОТО; - типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов. ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда. ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов: - к производственному оборудованию; - к производственным процессам; - к средствам защиты работающих. Чрезвычайные ситуации . Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Все население страны делится на категории:

    "

    Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской федерации отражены в многих нормативно-правовых актах. Конституция Российской Федерации (ст. 23) определяет, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 55 (ч. 3) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 56 устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием предела и срока их действия. Однако в ч. 3 этой статьи оговаривается, что даже при введении чрезвычайного положения основные права и свободы личности обеспечиваются государством (ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 46 - 54).

    Конституционные положения о безопасности личности, государства и общества реализуются и в ряде федеральных законов. Закон РФ "О безопасности" оговаривает неприкосновенность прав и свобод граждан. При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 7). Понятие «безопасность», согласно российскому законодательству, охватывает такие аспекты, как защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, общества и государства от последствий воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф, безопасность продукции, работ для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества . В уголовном законодательстве предусмотрены многочисленные нормы напрямую защищающие безопасность личности. В целях охраны прав и свобод человека и гражданина УПК (ст. 11,166,193) в числе других мер предусматривает сокрытие данных о личности свидетеля, потерпевшего или его представителя при проведении следственных действий. Для обеспечения задач безопасности государство создает и содержит соответствующие государственные органы, законодательную, исполнительную и судебную власти, армию, флот, полицию и другие силовые структуры. В систему безопасности входят общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также само законодательство, которое регулирует отношения в данной сфере.

    Судебная защита является наиболее эффективным из всех выработанных мировой практикой способом охраны прав и свобод человека и гражданина. Реализация судебной защиты происходит в строго регламентированной процессуальной форме Конституционным Судом, федеральными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации. Процессуальная судебная форма обеспечивает заинтересованным лицам возможность участвовать в судебном разбирательстве и наделяет их широкими процессуальными правами, позволяющими активно защищать свои права и интересы.
    Право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) принадлежит неограниченному кругу субъектов общественных отношений и не зависит от их юридического статуса. Оно распространяется на всех физических и юридических лиц, гарантируется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они не были закреплены - в Конституции РФ, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Целым рядом законов на многие государственные структуры возложены обязанности по обеспечению безопасности личности в чрезвычайных или критических ситуациях. Ниже представлены некоторые наиболее значимые законы, необходимые для изучения и формирования культуры безопасности и способности к работе в чрезвычайных ситуациях.

    ФЗ от 26 февраля 1997года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

    В целом законодательство РФ в полной мере защищает безопасность личности. Однако правовой нигилизм, коррупция и бюрократические препятствия приводят к «бездействию права» и его неэффективности. Формирование и воспитание личности, в том числе правовой культуры, донесение знаний о законах и правовой ответственности способствует преодолению негативных проявлений в рамках БЖД. Активная жизненная позиция на правовой основе обеспечения БЖД должно является неотъемлемой частью жизни любого гражданина РФ, что в конечном итоге должно привести к формированию «личности безопасного типа». В связи с этим стоит более активно включаться в организацию мероприятий по защите населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения, что позволит сформировать «личность безопасного типа», и обеспечит безопасность общества исходя из потребностей граждан.


    Похожая информация.


    Введение.......................................................................................... 2

    1. Правовые основы БЖД............................................................. 3

    1.1.Законы и подзаконные акты................................................... 3

    1.2. Нормативно-техническая документация............................ 4

    2. Управление ЧС......................................................................... 12

    3. Международное сотрудничество.......................................... 15

    Заключение.................................................................................... 17

    Список использованной литературы........................................ 18

    Введение

    Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

    Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.

    В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37: "труд свободен".

    Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.

    Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"

    Ст.41 Конституции Российской Федерации провозглашает:

    · утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

    "Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

    В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).

    1. Правовые основы БЖД

    1.1.Законы и подзаконные акты

    Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

    Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

    Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

    Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

    Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

    Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

    1.2. Нормативно-техническая документация

    Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

    В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).

    Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

    Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов (табл. 1).

    Классификация системы стандартов в области охраны природы

    Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03–87.

    Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

    Согласно Трудовому кодексу РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики. Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

    Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ) –одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС–12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

    Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).

    Это наука о сохранении здоровья и обеспечении безопасности человека в среде обитания. Это достигается путем выявления и идентификации опасных и вредных факторов, разработкой методов и средств защиты человека от их влияния в условиях быта и производства, методов и средств защиты людей в условиях чрезвычайных ситуаций, а также мер по ликвидации последствий таких ситуаций.

    Объекты и предметы БЖ

    Цель дисциплины - дать будущим специалистам теоретические знания и практические навыки, необходимые для:

    Создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

    Прогнозирования последствий, принятие верных решений, оказания всех видов медицинской помощи в чрезвычайных условиях, направленных на защиту населения и персонала объектов от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств массового поражения, а также в процессе устранения этих последствий.

    Задачи безопасности жизнедеятельности - свести к минимуму вероятность поражения или заболевания человека и создать оптимальные условия для его жизни, при которых обеспечивается наилучшее самочувствие и максимальная трудоспособность человека.

    Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны . Институт гражданской обороны начинает действовать после объявления военного положения, т.е. в военное время. В мирное время всеми вопросами защиты граждан занимается Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (РСЧС). Чтобы предотвратить гибель и травмирование граждан в чрезвычайных ситуациях, на территории России органами РСЧС разработаны, приняты и действуют регламентированные принципы и способы защиты населения.

    Существуют следующие виды безопасности:

    1. экологическая безопасность
    2. национальная безопасность
    3. промышленная безопасность
    4. пожарная безопасность
    5. информационная безопасность
    6. экономическая безопасность
    7. военная безопасность
    8. внутренняя безопасность
    9. внешняя безопасность

    1. Экологическая безопасность - это совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

    Система экологической безопасности - это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека:

    Для обеспечения экологической безопасности используются следующие методы контроля качества окружающей среды:

    Методы инструментальных измерений (физические, химические, оптические и другие) - строго количественные, т.е. результат их выражается конкретным числовым параметром.

    Биологические методы - качественные, (т. е.. их результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.

    Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

    Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

    2. Национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

    Национальная безопасность включает в себя следующие виды безопасности:

    Государственная безопасность - понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

    Общественная безопасность - понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера;

    Техногенная безопасность - уровень защищенности от угроз техногенного характера;

    Экологическая безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

    Экономическая безопасность

    Энергетическая безопасность

    Информационная безопасность

    Безопасность личности

    Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

    Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

    Защиту государственного строя;

    Защиту общественного строя;

    Обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

    Обеспечение политической и экономической независимости нации;

    Обеспечение здоровья нации;

    Охрану общественного порядка;

    Борьба с преступностью.

    Обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

    Национальную безопасность обеспечивают Вооружённые силы, МВД. ФСБ и другие органы и структуры государства.

    3. Промышленная безопасность (промышленная безопасность опасных производственных объектов) - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

    Промышленная безопасность не является составной частью охраны труда. Основная цель промышленной безопасности - отсутствие или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Авария - разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ.

    Основная цель охраны труда - сохранение жизни и здоровья работников. Т.е. вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может быть причинен без аварий.

    4. Пожарная безопасность - это состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

    5. Информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

    6. Экономическая безопасность (финансовая безопасность) - это состояние какого-либо субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

    7. Военная безопасность - это защищенность личности, общества и государства от военных угроз; состояние, когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по предотвращению военной опасности. Военная безопасность, это важнейшая составная часть общей проблемы обеспечения национальной безопасности России. Она вытекает как из нового геополитического положения РФ, так и из складывающейся ситуации в мире.

    Военная безопасность имеет внешние и внутренние аспекты:

    Внешние аспекты - отражают способность сдерживать военную силу извне или противодействовать ей;

    - внутренние аспекты - охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны.

    8. Внутренняя безопасность - это безопасность внутри страны. В России существуют такие явления, как коррупция, взяточничество, бандитизм, хулиганство в разных формах, наркомания, проституция, воровство, огромное количество различных правонарушений со стороны населения. Появилось то, чего раньше не было - массовые беспорядки, несанкционированные демонстрации и митинги

    9. Внешняя безопасность - это защищенность от угроз исходящих из-за пределов страны. Она зависит от политических, экономических, социальных ситуаций в других странах. Главная угроза внешней безопасности - это международный терроризм. В мире появилось много террористических групп разных идеологий, названий, и вероисповеданий.

    Большая озабоченность для России - это размещение близ наших границ ракет и баз НАТО. Немаловажный вопрос для России - слабая защита границ государства, особенно на Дальнем Востоке. Внешняя безопасность России также зависит от иных факторов, существующих в мире: войн, природных и техногенных катастроф. Существует возможность и космических угроз.

    Россия должна быть готова в любое время защитить себя при внешней угрозе и по возможности помочь защититься другим странам при их просьбе о помощи.

    2. Безопасность в системе «человек - среда обитания».

    2.1. Понятие о безопасности жизнедеятельности человека. Основные термины и определения.

    Жизнедеятельность человека - это совокупность его жизненных функций, проявление физических и духовных сил. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей средой. Окружающая среда характеризуется природными и антропогенными факторами, которые прямо или косвенно влияют на самочувствие и состояние здоровья человека.

    Человек может быть в безопасности только в таком состоянии среды обитания, при котором исключено воздействие на человека опасных и вредных факторов.

    Опасный фактор - это фактор среды обитания, действие которого при определенных условиях ведет к травме или к другому мгновенно резкому ухудшению состояния здоровья.

    Травма - это нарушение анатомической целостности тканей или функциональных процессов, протекающих в организме.

    Травматизм - это совокупность несчастных случаев.

    Несчастный случай - это понятие, которое связывают с неумышленным действием опасного фактора. К несчастным случаям относят травмы, острые заболевания и отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения, утопления, поражения электротоком, укусы ядовитых змей, насекомых и т. п.

    Вредный фактор - это фактор среды обитания, действие которого в определенных условиях приводит к снижению трудоспособности или к заболеванию человека.

    Различают острые и хронические заболевания.

    Острое заболевание (отравление) - это заболевание, возникшее в результате кратковременного воздействия (в условиях производства - не более одной смены) высоких концентраций химических веществ или опасных уровней физических и биологических факторов.

    Хроническое заболевание - это заболевание, возникшее в результате длительного влияния вышеперечисленных факторов.

    Профессиональное заболевание - это заболевание, возникшее в результате влияния вредных факторов в производственных условиях.

    Перечень возможных профессиональных заболеваний утверждает Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

    Опасная ситуация - это ситуация с большой вероятностью возникновения несчастных случаев или аварий.

    Авария - это внезапное нарушение нормального состояния объекта (сооружений, оборудования горных выработок, транспортных средств) или составляющих компонентов среды обитания, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей или произошла остановка или вывод из строя объекта.

    Аварии на предприятиях делятся на две категории:

    I категория - аварии, в результате которых погибло 5 и более человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся предприятия или населения, находящегося вблизи объекта, или произошла остановка или выведено из строя предприятие на сутки и более;

    II категория - аварии, в результате которых погибло до 5 человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся цеха, участка, или произошла остановка или выведено из строя предприятие, участок на смену и более.

    Катастрофа - крупная авария с трагическими последствиями.

    Стихийное бедствие - природное явление, вызывающее пагубные последствия.

    2.2. Классификация опасных и вредных факторов.

    Согласно существующей классификации опасные и вредные факторы по природе воздействия на человека подразделяются на 4 группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

    К физическим факторам относят: движущиеся машины и механизмы, части оборудования; разрушающиеся конструкции, обрушающиеся горные породы; размещение рабочих мест на высоте; повышенная запыленность и загазованность воздуха; повышенный уровень шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, ионизирующего излучения, инфракрасной и ультрафиолетовой радиации; повышенная или пониженная температура воздуха, материалов, поверхностей; барометрическое давление, влажность, ионизация, скорость движения воздуха; недостаточное освещение, повышенная яркость источника света, пульсация светового потока.

    Химические факторы классифицируются в зависимости от характера и силы воздействия на организм человека. Проникновение химических веществ в организм происходит через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожный покров и слизистые оболочки. Классификацию факторов будем рассматривать позже.

    Биологические факторы включают патогенные (болезнетворные) микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные) и продукты их жизнедеятельности.

    Психофизиологические факторы делятся на:

    Физические перегрузки (статические, динамические);

    Нервно-психические перегрузки (умственные, эмоциональные перегрузки, перегрузка анализаторов, монотонность работы).

    Приведенная классификация не является исчерпывающей.

    При несчастных случаях, авариях, стихийных бедствиях одновременно могут действовать несколько опасных и вредных факторов.

    2.3. Система «человек - среда обитания».

    В этой системе следует выделить прежде всего подсистему окружающей природной среды .

    В наиболее широком понятии это Вселенная, а в более узком - живой мир и неживая материя Земли. Компонентами природной среды являются атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера и космос.

    Все они непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека и его безопасностью. Различные явления природы, колебания закономерного и случайного характера могут привести к глобальным изменениям среды обитания человечества. К природным факторам, влияющим на безопасность жизнедеятельности, относятся климатические аномалии, солнечная активность, ионизация атмосферы, земной магнетизм, движение верхних слоев атмосферы, вулканическая и сейсмическая активность земной коры, грозовые явления, фазы Луны.

    Составной частью природной среды является антропогенная среда . Эта среда возникла в результате деятельности человека. К ней относятся урбанизированные территории, промышленные объекты, объекты аграрного комплекса, транспортные системы, коммуникации, отвалы горных пород и т. д. Антропогенная среда чрезвычайно сильно влияет на природу, порождает бесконечное количество опасных и вредных факторов, с которыми человек не встречался на протяжении эволюционного развития. К ним относятся кислотные дожди, радионуклиды, сточные воды промышленных предприятий, “озоновые дыры” и др. В долгосрочном плане к ним можно отнести смену теплового баланса Земли и образовании так называемого “парникового эффекта”. Антропогенная среда порождает крупные аварии, катастрофы, многочисленный травматизм и другие, часто непредвиденные последствия.

    Составной частью антропогенной среды является социальная сфера , объединяющая сферы производства, обслуживания и быта. Среди социальных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности, следует выделить материальные условия, организацию труда и быта, межличностные отношения, традиции социальных группировок, грамотность управленческих действий. Социальная среда способна порождать нервно-психические напряжения, негативные эмоции, конфликты, неудовлетворенность человека, что может быть причиной неверных действий, несчастных случаев и аварий.

    2.4. Риск в жизни человека.

    Риск - это количественная величина возможности определенных событий приносить вред человеку.

    Понятие риска применяют как к стохастическим, так и к детерминированным (нестохастическим) эффектам.

    К стохастическим эффектам относят те, вероятность возникновения которых существует при любом количестве случаев влияния опасного или вредного фактора, и увеличивается при увеличении числа случаев, тогда как относительная тяжесть последствий от количества не зависит.

    Риск может быть:

    Сознательным и несознательным;

    Добровольным и принудительным;

    Значительным и незначительным;

    Оправданным и неоправданным;

    Контролированным и бесконтрольным.

    Понятие риска широко используется при установлении гранично-допустимых величин, необходимости внедрения и использования коллективных и индивидуальных средств защиты от влияния вредных или опасных факторов, требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию, ограничений, связанных с состоянием здоровья людей, состоянием окружающей среды.

    3.Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям. Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов.

    Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников.

    Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами.

    Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

    Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

    Федеральные законы.

    Указы Президента РФ.

    Постановления Правительства РФ.

    Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

    Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

    Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

    Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

    1. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 30.10.2007 г.

    Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

    2. Федеральный Закон РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 19.06.2007 г.

    Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

    3. Федеральный Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

    Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет:

    Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

    Права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

    Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

    Права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

    Права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

    4. Указ Президента РФ от 21. 04. 08 г № 868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

    Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    4. Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ» № 24 от 10.01.2000 г.

    Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

    5. Указ Президента РФ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 991 от 11.07.2004 г.

    Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    6. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 03.10.2006 г.

    Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять еще ряд правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

    Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

    7. Постановление Правительства РФ «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации» № 804 от 26 11. 2007 г.

    Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.

    8. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на вступившем в действие в марте 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

    Задачи природоохранительного законодательства:

    - охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

    - предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;

    - оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

    Эти задачи реализуются через три группы норм :

    Нормативы качества окружающей среды;

    Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

    Механизм исполнения этих требований.

    К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

    Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

    Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

    Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды.

    Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

    Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

    Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

    Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

    Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Декларация Стокгольмской конференции ООН (2011 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 2011 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель - установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

    9. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

    Основные цели закона : предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

    10. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

    Все население страны делится на категории обучаемых:

    1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов - проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
    2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
    3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
    4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений - обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.
    5. Неработающее население - обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

    В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

    Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

    За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 11 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 500 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

    В 2011 г. Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях. В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. В 2011 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 70 государств, задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

    Руководство России принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.