Реформа жкх проводимая правительством россии подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Смотреть страницы где упоминается термин жилищная реформа Сущность, состав и структура жилищной сферы

За первые тридцать лет народной власти рабочие и служащие Китая привыкли, что предприятие заботится о них от колыбели до крематория. Ныне готовится жилищная реформа. Главная часть расходов на содержание жилья должна быть возложена на его пользователей. Встал вопрос о введении страховой медицины , о накопительной системе социаль-  


Ильин И. Условия осуществления жилищной реформы // Экономист.- 2000.- № 5.  

Практика показывает, что в тех городах, где жилищная реформа проводится наиболее комплексно и последовательно, существовавшая система управления и обслуживания жилищного фонда трансформируется в форме разграничения функций управления и хозяйствования, а затем уже начинают проводиться конкурсы - вначале по обслуживанию, а затем по управлению жилищным фондом . Это, в частности, объясняется тем,  

Жилищная реформа в г. Москве // Сборник нормативных документов . М. Центр содействия жилищной реформе, 1995 - Вып. 1-5.  

Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 16% общей суммы расходов российских домашних хозяйств . В ближайшее время можно прогнозировать рост этой статьи расходов домашних хозяйств в связи с проводимой жилищной реформой и дальнейшим ростом индивидуального жилищного строительства.  

Стратегию жилищной реформы в городе необходимо увязывать с технической, экономической, фи-  

Решение этих и многих других проблем требует активизации реформы в жилищно-коммунальной сфере . Совместно с отраслевыми объединениями на основе предложенных подходов с учетом местных социально-экономических условий, реальных доходов населения выработана концепция проведения поэтапной жилищной реформы в республике (одобрен правительством и рассчитан до 2003 г).  

Несмотря на резкое сокращение бюджетного финансирования , в целом за годы жилищной реформы удалось стабилизировать ввод жилья. При этом в ряде регионов ввод жилья даже увеличился, в основном за счет индивидуального жилищного строительства и привлечения внебюджетных . Объем ввода индивидуальных жилых домов в настоящее время составляет около одной трети общего объема ввода жилья в сравнении с 13% в 1992 г.  

Появилась необходимость поиска новых подходов в проведении жилищной реформы с целью ее ускорения и повышения социальной направленности. Целями жилищной политики на ближайшую перспективу являются  

Большое значение на новом этапе реализации жилищной реформы будет иметь утвержденная Правительством Российской Федерации Федеральная целевая программа "Свой дом", затрагивающая интересы значительной части населения России. В соответствии с этой программой стоимость 1 кв. м общей площади в доме не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в субъектах Российской Федерации вследствие использования более эффективных строительных технологий, создания кредитной системы финансирования строительства и приобретения жилья и государственной поддержки населения в форме безвозмездных субсидий.  

Стабилизирующим фактором в этих условиях могло бы быть резкое расширение рынка жилья, жилищная реформа, а также реформа оплаты труда , перестройка взаимоотношений между предприятиями и местными Советами в социальной сфере , завершение либерализации цен и введение внутренней конвертируемости рубля.  

Условия, сложившиеся после развертывания жилищной реформы, будут содействовать формированию рынка рабочей силы . Прописка будет отменена. Будут внесены изменения в трудовое законодательство . Необходимо всячески поощрять создание и укрепление независимых профсоюзов как защитников интересов трудящихся, союзов предпринимателей и управляющих. На основе соглашений между ними при регулирующей роли государства возможно создание механизма организации рынка рабочей силы и общественного контроля за динамикой доходов и цен. Развитие финансового рынка приводит к необходимости введения налога на доходы по ценным бумагам и от операций с ними.  

Жилищная реформа будет иметь большое социальное значение. Она должна превратить большинство граждан страны в собственников жилья, усилить стимулы сбережений, инвестиций и трудовые мотивации.  

Жилищную реформу предлагается провести поэтапно в течение 1990-1992 годов.  

Основная работа по проведению жилищной реформы осуществляется местными Советами. Со стороны республиканских и центральных органов обеспечивается правовая основа и финансовая поддержка осуществляемых мероприятий.  

Важным принципом жилищной реформы является приобретение всего нового жилья за плату. Учитывая социальную сложность его проведения в жизнь в условиях нашей страны, предлагается постепенная реализация этого принципа.  

V Как спасти жилищную реформу  

Скажу честно как тут лучше поступать государству - не знаю, хотя ниже, на примере жилищной реформы, постараюсь показать, что проблема все же имеет решение. Принцип адресности верный и благородный, что спорить. Но дьявол, как известно, прячется в деталях...  

Монопольное положение позволяет организациям ЖКХ вздувать цены и тарифы настолько, что когда в некоторых городах жильцы попытались перейти на индивидуальные счетчики холодной и горячей воды, то выяснилось, что они переплачивали даже не в полтора-два раза, а иногда и в десять раз. И агитация за применение счетчиков, которое задумывалось как органическая часть жилищной реформы (это, действительно, естественный стимул сокращения ресурсоемкое бытовых услуг), как-то незаметно заглохла. Были прецеденты,  

Что же, отказаться от жилищной реформы, оставить все как есть  

Значительная часть малоимущих - а именно они преобладают в очередях на жилье, ютятся в непригодных помещениях - не только ничего не потеряют от такой жилищной реформы, а наоборот, выиграют. Вспомним, кстати, что именно они представляют собой главный горючий материал для возможного социального взрыва.  

Обязательно надо будет широко опубликовать шкалу коэффициентов и график их увеличения, чтобы каждый знал, сколько он будет платить за свою квартиру в этом году, в следующем, в третьем и так далее. Результаты предвидимы. Очень многие постараются отделаться от неподъемных для них излишков жилой площади, продадут квартиру, купят поскромнее. Как показывает опыт не только других стран, но и наш собственный опыт последних лет, рынок жилья способен решать жилищные проблемы многих людей быстрее и успешнее, чем любые долголетние строительные программы. Только не поймите это противопоставление буквально неотъемлемой дополнительной частью жилищной реформы, конечно же, должно стать развитие кредитования строительства и покупки жилья (это называется ипотека) - первые шаги в этом направлении делаются. Но заметное влияние на решение проблемы они могут оказать только тогда, когда снизится до приемлемого уровня инфляция и нарастит свои производственные мощности строительная отрасль (без этого, то есть без опережающего предложения, ипотека только поднимет цены на жилье).  

Есть только один слой населения, который примет в штыки любую попытку жилищной реформы, основанной на идее социально  

Из раздела Государства ученики знакомы с функциями государства с регулируемой рыночной экономике и методами государственного регулирования экономики. И эти знания помогут школьникам в анализе проводимой экономической политики в нашей стране. Для улучшения усвоения данного материала его изучение можно провести в виде конференции (конечно, после того как учитель проведет предварительные занятия). Ученикам можно предложить провести исследования и сделать доклады по анализу безработицы, инфляции, проведению социальной политики , что представляет из себя жилищная реформа, налоговая реформа , как происходила реформа предприятий и т.д. Задачей учителя является определить темы подобных докладов, составить с учениками примерный план, помочь с литературой.  

Гласность нормотворчества - публичное обсуждение проектов законов и других нормативных актов . Например, обсуждение программы жилищной реформы, затрагивающей интересы всех слоев населения.  

Жилищные субсидии. Внедрение программы жилищных субсидий представляет собой один из наиболее крупных успехов жилищной реформы 90-х годов. Это первая российская программа адресной социальной помощи , которая оказывает серьезное влияние на определение общего подхода к реформе системы социальной защиты в стране. Программа была внедрена практически в каждом муниципалитете, и оценивается как довольно эффективная. По состоянию на сентябрь 2003 г., в программе приняли участие 13,8 процента российских домохозяйств. В нескольких российских регионах получателями жилищных субсидий стали более 30 процентов домохозяйств. Ожидается, что в ходе реформ доля участников программы вырастет еще больше, но считается, что существующая инфраструктура способна охватить большее число желающих. Замена других нынешних программ жилищного финансирования финансирования в форме жилищных субсидий позволит отрасли получить значительный прирост эффективности, поскольку это позволит направить большую часть бюджетных расходов на ЖКХ на поддержку малоимущих семей и, в более широком плане, перераспределить субсидии от производителей к потребителям.  

Уроки предыдущих моделирований жилищных реформ в России  


Фадеева Н.С., кандидат экономических наук, доцент; Гладких М.А., студент Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск)

Курс, о котором говорят разработчики новой концепции, не так нов, как принято считать.

Подобные идеи встречались в Указе Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе ЖКХ в Российской Федерации» и Указе от 27.05.1997 № 528 «О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ в Российской Федерации»; в Федеральной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 897; а также в ряде других решений и постановлений Правительства РФ, Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти.
Только в 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало новейшего курса на реформирование жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, а именно: состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ (19-20 января 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правительству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ; согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от № 54); принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (от № 185-ФЗ). Лейтмотивом новых подходов, обозначенных в этих документах, является формирование рыночных отношений, приватизация объектов ЖКХ, создание ТСЖ, развитие частно-государственного партнерства - т. е. те же цели, что и в новой Концепции. Реализация этих и подобных либеральных мер, как считали их разработчики, обеспечит в ближайшие 2-3 года фундаментальное преобразование всей жилищно-коммунальной сферы.
Предпосылки
За годы экономических реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода - 65 %, канализации и тепловых сетей - 63 %, электрических сетей - 58 %, водопроводных насосных станций - 65 %, канализационных насосных станций - 57 %, очистных сооружений водопровода - 54 % и канализации - 56 %.
Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ.
Направления реализации реформы
Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации: Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения. Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.

Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства. Формирование института эффективного собственника. Капитальный ремонт многоквартирных домов. Переселение граждан из аварийного жилья. Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли. Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.
Основным проводником реформы стала созданная по решению Правительства РФ 21 июля 2007 г. государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Важнейшими результатами реформы должны стать существенное улучшение жилищных условий населения, обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемых результатов необходимо соблюдение определенных условий, основными из которых являются наличие развитого рынка жилья и подрядных работ, повышение уровня доходов граждан, наличие экономико-правового механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическая и социально-экономическая стабильность. Эти условия в полной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены.
В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.
В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию жилищной сферы. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования жилищной сферы для освобождения средств, которые могут быть направлены на социальные нужды и на другие жизненно важные потребности населенных пунктов. Признавая актуальность и обоснованность такого подхода, можно прийти к выводу, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги.
При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственно интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально осуществимым.
Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры: снижение производственных издержек; снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы; смягчение для населения негативных последствий реформы; повышение уровня жилищной обеспеченности населения; повышение качества жилья; повышение уровня технического содержания жилищного фонда; повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению; обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии; повышение качества содержания придомовых территорий и др.
Из этих целей можно сделать вывод, что особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.
Ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:
5 баллов - полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);
4 балла - соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);
3 балла - выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла - невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл - полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).
Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.
Основным вопросом реформирования жилищной системы в настоящее время является обоснование приоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указанием последовательности их осуществления.
Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения.
Необходимым условием организации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищнокоммунального обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов развития ЖКХ.
Содержание программы реформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка механизма их реализации.
Основными этапами разработки программы являются следующие. Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем. Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы. Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе. Разработка механизма реализации намеченных целей.
Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышения качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местного самоуправления.
Прогнозирование развития жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и централизованного финансирования.
На следующем этапе разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.
Далее рассматриваются вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального комплекса города.
Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городах сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.
В то же время проведение указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы.
Недостаточную комплексность проведения реформы приводит к тому, что основное внимание в ней уделено реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросы регулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определены организационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактически не создана.
Так же свою неготовность продемонстрировали и экономико-управленческие службы государственных жилищных организаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической политики, формированию современной системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов.
Значительная часть населения города также психологически не готова к реализации реформы и необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий.

дипломная работа

2.1 Основные положения и этапы реализации жилищной реформы в Российской Федерации

Как уже упоминалось выше, основной целью реформы ЖКХ в России является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление.

К основным положениям жилищной реформы, реализация которых позволила бы достичь поставленной цели, относилось:

· совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

· переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

· совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств».

Особое внимание при этом отводилось процессу демонополизации в сфере ЖКХ. Монополизм в этой сфере не дает потребителям и первую очередь населению возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. Поэтому для успешной реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи Егоров Е. В., Потапова М. В. Экономика жилищного хозяйства России. - М.: ТЕИС, 2002. - С. 149. :

· завершение процесса разграничение функций собственника, управления и обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном уровне;

· повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ;

· модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ;

· реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ;

· планомерный, поэтапный переход к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при одновременном формировании эффективных, действенных органов, призванных обеспечить меры адресной социальной защиты малоимущих слоев населения;

· обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию ЖКХ;

· усиления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ.

· введение системы сбора и обработки информации об основных изменениях в жилищной сфере России, приватизации жилья, данных о затратах на жилье и коммунальные услуги, тарифах и субсидиях, платежах и задолженности потребителей коммунальных услуг, а также об участии частного сектора в обслуживании жилья.

· создание системы ресурсосбережения (внедрение передовых технологий, установка приборов учета энергоресурсов (воды, газа и тепла и т. п.).

Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации были намечены к реализации три этапа Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». :

· Первый этап (1997 - 1998 гг.) предполагал разработку нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации Концепции. Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов. Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении. Демонополизация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства. Принятие федеральных стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Завершение создания системы органов государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации. Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров. Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.

· Второй этап (1999 - 2000 гг.) - доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100%. Широкое использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах. Переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья. Завершение в основном перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования. Поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг. Разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.

· Третий этап (2001 - 2003 гг.) предполагал завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек. Завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья. Обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов. Широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования. Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.

В настоящее время уже можно сделать вывод о том, что, хотя мероприятия, предусмотренные на каждом этапе реформы, постепенно реализуются, но соблюсти сроки, предусмотренные Концепцией, на практике оказалось невозможно.

Так, например, Государственная Дума своим постановлением от 11.09.2002 № 2994-III ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации В.В.Путину о внесении изменений в концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренную Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2001 года № 804 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год» констатировала, что в ходе проведения реформы ЖКХ Правительство Российской Федерации проявляет излишнюю поспешность.

Государственная Дума отмечала, что Концепция предполагала завершение перехода на новую систему оплаты населением жилья и коммунальных услуг в части, касающейся покрытия текущих издержек, в 2001-2003 годах. В то же время статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривалось, что переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг должен осуществляться поэтапно в течение 15 лет (то есть до 2008 года) с использованием мер социальной защиты граждан.

Таким образом, по состоянию на сегодняшний момент, жилищная реформа в России все еще не завершена.

Административная реформа как современный социально-политический процесс

Основные мероприятия административной реформы в Мурманской области должны быть реализованы в 2006 - 2008 годах...

Демографическая политика и регулирование миграционных процессов на территории региона на примере деятельности правительства Мурманской области

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2007-2010 годы) реализованы меры...

Жилищная реформа в Российской Федерации

Основные элементы административной реформы в Российской Федерации; - Административная реформа в субъектах Российской Федерации; - Административная реформа в России и зарубежных странах: общее и особенное Часть включенных в курсовую работу...

Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления

Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления

Административная реформа в субъектах Российской Федерации; - Административная реформа в России и зарубежных странах: общее и особенное Часть включенных в курсовую работу вопросов в определенной мере уже реализованы...

Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления

Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления

Пенсионная реформа

Для решения сложных вопросов, определяющих перспективы развития, должна быть разработана стратегия движения к более эффективному его образу чем существующий сегодня...

Часть включенных в курсовую работу вопросов в определенной мере уже реализованы, но это не снижает их актуальности. Работа по реформированию управления продолжается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ...

Реформа административного права Российской Федерации: основные направления и сущность

Реформа функций и структуры исполнительной власти представляет собой административную реформу в собственном смысле слова. Она состоит из двух частей: оперативной и институциональной...

Реформа административного права Российской Федерации: основные направления и сущность

2. В чем состоят основные причины и цели проведения жилищной реформы?

На рубеже 80-90-х годов в стране произошли существенные политические и правовые

изменения - был взят курс на формирование рыночных отношений. Жилищная сфера,

как часть народного хозяйства и экономики страны, конечно, не могла остаться

в стороне от происходящих кардинальных преобразований.

Существующая ранее распределительная система удовлетворения жилищной

потребности граждан не дала ожидаемых результатов: миллион семей нуждались

в улучшении жилищных условий; обеспечение граждан жильем в бывшем СССР и РСФСР

в доперестроечный период являлось одной из центральных и наиболее острых социально-экономических

проблем. Вместе с тем решение этой проблемы обеспечивалось развитием государственного

и общественного жилищного фонда, содействием со стороны государства кооперативному

и индивидуальному жилищному строительству, предоставлением гражданам бесплатной

жилой площади по мере осуществления программ и строительства благоустроенного

жилья. В середине 80-х годов государством была поставлена задача обеспечить

к 2000 г. каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным домом. В результате

этого к традиционным прибавились новые проблемы:

расселения жильцов коммунальных квартир; ликвидации малообеспеченности

жилой площадью;

благоустройства индивидуального фонда; сноса или модернизации государственного

фонда постройки до 1950 г.; создания более комфортных условий для временного

проживания в общежитиях; снятия ограничений на строительство индивидуального

и кооперативного жилого фонда. Решение этой задачи шло очень трудно, нуждаемость

граждан в жилье практически не уменьшилась. В списках очередников на улучшение

жилищных условий на начало 1990 г. в СССР состояло 14,3 млн семей и одиноких

граждан (или 23 % всех городских семей, в том числе в России - 25%), из них

более 10 лет ожидало получения квартир 1,7 млн семей (12% всех очередников),

12,6 млн человек, или 4,6%, проживали в коммунальных квартирах, 13,4 млн,

или 5 %, - в общежитиях. Кроме того, 1,1 млн человек занимали временные жилые

помещения (вагончики, балки и др.), а 2,7 млн человек снимали жилье у других

В 90-х годах в Российской Федерации наблюдается тенденция к обострению

жилищной проблемы. Ввод жилья сократился с 72,8 млн. кв. м общей площади в

1987 г. до 37,9 млн кв. м в 1992 г. Если в России в 1989 г. смогли улучшить

свои жилищные условия (причем в основном за государственный счет) 1,4 млн

семей, в 1990 г. - 1,3 млн семей, в 1991 г. - 1,1 млн семей, то в 1992 г.

число таких семей сократилось до 0,8 млн и в первую очередь в связи с большим

снижением масштабов жилищного строительства.

На начало 1992 г. в России 9 млн семей (17%) проживало в условиях, когда

на одного человека приходилось менее 7 кв. м (в то время как действующим законодательством

норма жилой площади установлена в размере 12 кв. м на человека); 5,9 млн человек

проживали в коммунальных квартирах, 6,8 млн человек - в общежитиях, 1,6 млн

человек - в ветхом и аварийном жилье.

Всего в очереди на улучшение жилищных условий стояло 11 млн семей. Средний

уровень обеспеченности жильем в России оставался низким - 16,5 кв. м общей

площади на человека (например, в Дании - 50 кв. м, в Германии - 42 кв. м,

в Болгарии - 22,2 кв. м, в Польше - 17,5 кв. м).

В связи с переходом России к рыночной экономике назрела острая необходимость

выработать новые подходы в решении жилищной проблемы, провести кардинальную

жилищную реформу.

Прежде всего должен был измениться принцип обеспечения граждан жилыми

помещениями - от преимущественного распределения жилья, построенного за счет

государственных капитальных вложений, к преимущественному его строительству

(приобретению) за счет средств граждан при сохранении льгот для социально

слабо защищенных групп населения. Следует отметить, что в большинстве европейских

стран жилищное строительство, осуществляемое за счет частных средств, в общем

его объеме составляет 80-90%.

Нужно отметить, что вопрос обеспечения граждан жильем нуждался в упорядочении:

в условиях рыночных отношений государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся

бесплатным жильем. Необходимо упорядочить порядок учета граждан, нуждающихся

в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений, с тем чтобы

вводимые объемы жилой площади позволяли в короткие сроки, бесплатно или за

доступную плату решать жилищные вопросы отдельных категорий граждан. Другие

граждане, располагающие необходимыми средствами для приобретения или строительства

собственного дома (квартиры), должны решать этот вопрос самостоятельно, практически

без помощи со стороны государства. В частности, такой подход сегодня базируется

на ст. 40 Конституции РФ и принятых в последние годы постановлениях Правительства

РФ (см. коммент. к ст. 2 Основ и "Вступительную статью").

Необходимо подчеркнуть, что Основы не только закрепили новые подходы

к решению жилищной проблемы в условиях рыночных отношений, но и сохранили

прежний метод обеспечения граждан жильем - по договору социального найма.

Иными словами, одновременно существуют два механизма реализации права граждан

на жилище - рыночного и распределительного (см. коммент. к ст. 13 и 14 Основ).

Однако нельзя жилищную реформу сводить только к проблеме обеспечения

граждан жильем.

Наряду с этим основными целями реформы являются:

изменение условий и порядка оплаты жилья и коммунальных услуг. В ближайшие

годы предполагается реализовать заложенный в Основах принцип - размер оплаты

за жилье и коммунальные услуги должен обеспечивать возмещение издержек на

ст.15 Основ);

принятие мер по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда.

Эти меры в рамках проведения жилищной реформы принимались и ранее, но они

не утратили своей актуальности и сегодня.

В 1993 г. Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 20.06.93

N 595 была одобрена Государственная целевая программа "Жилище". Вот некоторые

положения из этой Программы: "Жилищно-коммунальное хозяйство, содержавшееся

в прежние годы в основном за счет государственных дотаций, в связи с их сокращением

и либерализацией цен оказалось в критическом положении"; "в целях включения

жилищной сферы в систему рыночных отношений необходим переход от выделения

дотаций жилищно-эксплуатационным организациям к выплате адресных компенсаций

(субсидий) населению", "на первом этапе - до конца 1993 г. - общая сумма выплаты

населением за жилищно-коммунальные услуги не должна превышать 10 % от совокупного

дохода семьи, на втором этапе - в 1994-1995 гг. - 15%, а на последующем этапе

В 1996-1997 гг. - 20-25% от совокупного дохода семьи, что позволит

оплачивать за счет населения около 70-80% затрат на содержание, ремонт и коммунальные

услуги. Впоследствии предполагается доведение оплаты за жилье и коммунальные

услуги до уровня рыночной арендной платы. При этом эта оплата не должна превышать

25-30% совокупного дохода средней семьи". Однако эта программа полностью не

была выполнена, а указанные вопросы нашли отражение в других нормативных актах.

Указом Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства" от 28.04.97

N 425 одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, которой

определены основные направления преобразований в этой отрасли, в том числе

временные рамки проведения реформы: 1997-2003 гг. Вопросы, касающиеся реформирования

жилищно-коммунального хозяйства, нашли отражение и в Программе Правительства

Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000

годах" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.04.97 N 495).

составила 580 трлн руб., что превышает стоимость основных фондов крупнейших

отраслей промышленности России. Жилищный фонд Российской Федерации насчитывает

около 2,7 млрд кв. м общей площади, из них муниципальный фонд - 29,7%, государственный

фонд - 10,1%, остальной фонд - частный. При этом износ этих фондов достиг

40%. Стремительно ветшает жилищный фонд, снижается надежность и устойчивость

инженерных систем. Более 290 млн кв. м (11% всего жилищного фонда) нуждается

в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир,

250 млн кв. м (9%) - в реконструкции. Из года в год увеличивается аварийный

и ветхий фонд (с износом более 60%), который подлежит сносу. Только за последние

5 лет по ветхости из жилищного фонда выбыло около 40 млн кв. м общей площади

жилья. При ежегодном нормативе 4-5% капитально ремонтируется всего лишь около

1% государственного и муниципального жилищного фонда. Поэтому ремонтируются

лишь отдельные конструктивные элементы зданий.

Как отмечено в Концепции, единственным способом преодоления кризиса является

изменение системы финансирования, т.е. переход от бюджетного дотирования к

оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии

обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования

качества обслуживания. Другими словами, предусматривается резкое сокращение

бюджетных расходов (расходов государства) и соответствующее увеличение этих

расходов у населения. Согласно Концепции предусмотрен рост доли платежей населения

в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг с 35 до 100%, в том

числе по годам это составит (в %): 1997 г. - 35, 1998 г. - 50, 1999 г. - 60,

2000 г. - 70, 2001 г. - 80, 2002 г. - 90, 2003 г. - 100.

Основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства:

совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение

уровня оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья

в зависимости от его качества и местоположения;

совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных

услуг: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности

средств, выделяемых на социальную защиту населения;

совершенствование системы управления, обслуживания и контроля: формирование

специализированных организаций по управлению жилищным фондом, переход на договорные

отношения, демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной

среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество

потребляемых услуг, выбор организаций, осуществляющих обслуживание жилья,

передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья

Создание товариществ собственников жилья;

изменение системы распределения между регионами средств федерального

бюджета на основе использования системы государственных минимальных социальных

стандартов.

Кроме того, в целях создания рынка жилья предполагается расширить масштабы

приватизации государственного и муниципального жилищного фонда (подробнее

см. Комментарий к Закону РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

В частности, в Программе Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический

рост в 1997-2000 годах" отмечено, что продолжается бесплатная приватизация

жилья, которая создает условия для нормального функционирования рынка жилья;

около 37% всего государственного и муниципального жилищного фонда России уже

приватизировано; бесплатная приватизация указанного жилья остается основным

способом обеспечения начального капитала граждан для улучшения жилищных условий

рыночными способами; политика приватизации будет продолжена, с тем чтобы к

2000 г. довести долю жилья, находящегося в частной собственности, до 60-64%

всего жилищного фонда. Для сравнения следует привести данные по жилищному

образом (в %):

государственный - 66,7;

общественный - 2,9;

жилищно-строительных кооперативов - 3,8;

индивидуальный - 26,6.

В Программе Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический

рост в 1997-2000 годах" отмечено, что важнейшим элементом реформы жилищно-коммунального

хозяйства является коренное изменение системы управления и контроля, демонополизация

отрасли и создание конкурентной среды; целесообразно в большей мере сосредоточить

усилия на снижении издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг,

поскольку рост стоимости услуг был в значительной степени связан с монопольным

положением организаций, предоставляющих данные услуги; необходимо более активно

реформировать структуру управления и хозяйствования в отрасли, развивать конкурентные

отношения и процессы демонополизации, расширять возможности потребителей,

влиять на объемы и качество предоставляемых услуг.

В основу системы управления в отрасли будет положено рациональное разделение

функций и организация взаимоотношений между:

а) собственником;

б) управляющей организацией;

в) подрядными организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда;

г) органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за

независимо от форм собственности.

На договорную основу будут переведены отношения собственника жилищного

фонда с управляющей организацией и субъектами хозяйствования и потребления

в жилищно-коммунальной сфере, будет осуществляться переход на конкурсный отбор

организаций-подрядчиков любой формы собственности. Будет оказано содействие

передаче функций по формированию заказа на жилищно-коммунальное обслуживание

и контролю за качеством и количеством предоставляемых услуг субъектам жилищного

самоуправления, в первую очередь товариществам собственников жилья. Деятельность

этих товариществ будет способствовать наиболее эффективной защите их прав,

возможности влиять на стоимость и качество услуг, созданию условий для привлечения

дополнительных источников финансирования на содержание и ремонт жилищного

Функции государственного контроля и регулирования качества обслуживания

будет выполнять государственная жилищная инспекция, контролирующая не только

обеспечение минимальных стандартов обслуживания, но и факт заключения договоров,

отражающих эти нормативы.

Развитие конкуренции среди организаций, специализирующихся на выполнении

функций обслуживания жилищного фонда, позволит управляющей организации и товариществам

собственников жилья на основе конкурса выбирать организацию, которая сможет

предоставить необходимый уровень качества выполняемых ею функций по наиболее

низким ценам. Необходимой предпосылкой развития конкурентных отношений является

демонополизация отрасли. К сфере деятельности, где будет развиваться конкуренция,

относятся:

управление и обслуживание жилищного фонда и объектов городского благоустройства;

разработка и внедрение альтернативных форм предоставления коммунальных

услуг, в том числе предусматривающих создание автономных систем жизнеобеспечения,

в частности в малоэтажном жилищном фонде;

привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления

коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные

с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение

от емкостного и баллонного газа);

выполнение отдельных функций по обслуживанию объектов коммунального назначения;

проектно-изыскательские и строительные работы по развитию коммунальных

объектов.

Органам местного самоуправления необходимо ускорить разгосударствление

предприятий, функционирующих в этой сфере, и обеспечить реальное равноправие

организаций независимо от формы собственности и заключение соответствующих

договоров на основе конкурсов. В сфере действия местных естественных монополий

обращается внимание на необходимость применения дополнительных методов антимонопольного

воздействия. В этой связи органам исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органам местного самоуправления через управляющие организации

(службы заказчика) и государственную жилищную инспекцию предложено:

осуществлять контроль за установлением коммунальных тарифов для населения

путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных

монополистов и прибыли для формирования цен, а также участия в работе региональных

энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органов представительной

власти, организаций по защите прав потребителей, антимонопольных органов и

органов самоуправления жилищным фондом) при установлении тарифов как для коммунальных

организаций, так и для организаций Министерства топлива и энергетики Российской

Федерации;

повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость

субъектов хозяйствования для перехода на договорные отношения в сфере производства

жилищнокоммунальных услуг;

контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного

обслуживания потребителей на уровне государственных минимальных социальных

стандартов жилищнокоммунального хозяйства;

способствовать внедрению приборов домового и индивидуального учета и

регулирования расхода воды, тепло- и газоснабжения как объективного стимула

ресурсосбережения и элемента антизатратного механизма в жилищно-коммунальном

хозяйстве.

Реформа собственности на жилье и структуры управления жилищного хозяйства

позволит:

ускорить процессы демонополизации в отрасли путем разгосударствления

ремонтноэксплуатационных предприятий и передачи жилищного фонда в управление

управляющим организациям и непосредственным собственникам жилья - товариществам

собственников жилья;

создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования

использования жилищной собственности (земельного участка, жилых и нежилых

помещений);

членам товариществ собственников жилья самостоятельно решать вопросы

технического обслуживания и эксплуатации своей собственности, а следовательно,

устанавливать порядок расходования личных средств на управление и эксплуатацию

стимулировать установку приборов, контролирующих объем потребляемых коммунальных

услуг (тепло, вода, газ), так как реальный объем их потребления оказывается

значительно меньше рассчитываемого по нормативу и соответственно оплачиваемого

проживающими;

развить у собственников и нанимателей жилья экономное отношение к предоставляемым

услугам, установив прямую связь между оплатой услуг и расходованием ресурсов;

создавать товарищества собственников жилья на этапе организации строительства

жилых зданий, что сразу же определяет форму управления жилым зданием, а также

дает возможность инвесторам - будущим собственникам жилья самим устанавливать

уровень комфортности проживания и стимулировать их инвестиционную активность.