Собственность на природные ресурсы и международное право. Право собственности на природные объекты и ресурсы

Страница 1 из 5

6. Право собственности на природные ресурсы

Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой - собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.
Россия не обделена природными ресурсами и по объемам разведанных запасов минерального сырья занимает одно из ведущих мест в мире. По данным бывшего Министра природных ресурсов Б.А. Яцкевича (см. Природно-ресурсные ведомости от 03.03.2000 г.), при численности населения в России в 3 % и площади территории в 10 % от планетарной доля разведанных запасов нефти составляет 10 %, газа - 30 %, железной руды - 27 %, меди - 11 %, полезных ископаемых металлоплатиновой группы - более 40 %, угля - 12 %; значительна также доля запасов алмазов, цветных и редких металлов. Необыкновенно богата Россия и водными ресурсами, лесами, ресурсами животного мира. Ресурсодобывающие отрасли экономики обеспечивают порядка 30 % валового внутреннего продукта страны, более 50 % ее валютной выручки. С учетом налогов и косвенных отчислений они обеспечивают также порядка 50 % доходов в бюджет. Стоимость сырья, извлекаемого из недр, составляет ежегодно от 95 до 105 млрд. долларов США. Из них около 80 % приходится на энергетические ресурсы (газ, нефть, уголь, уран). Значительная часть добываемых в России природных ресурсов уходит на экспорт. Так, в настоящее время Россия экспортирует в ближнее и дальнее зарубежье более 40 % добываемой нефти и более трети продуктов ее переработки.
Совершенно очевидно, что правовой режим использования природной среды должен быть особенным, отличным от режима использования материальных объектов социальной среды.

6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы
6.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
6.3. Право государственной собственности на природные ресурсы
6.4. Право частной собственности на природные ресурсы
6.5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы

Понятие собственности вообще является фундаментальным наряду с понятиями жизни, здоровья, свободы и др.
Собственность рассматривают в двух основных аспектах: как экономическую категорию и юридический институт - право собственности.
Как экономическая категория собственность - это отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.
Собственность в юридическом смысле (право собственности) представляет собой комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, регулирующие владение, пользование и распоряжение материальными благами.
По мнению Б.В Ерофеева, собственность - это отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
О.И. Крассов считает, что сущность этих отношений заключается в том, что какое- либо имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать этому. Отношения собственности включают в себя также и отношения лица к присвоенному имуществу (вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).
Таким образом, можно определить право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
Необходимо иметь в виду, что природные объекты в отличие социальных объектов занимают двойственное положение: с одной стороны, совокупность природных объектов представляет собой естественную среду обитания и жизни человека и других живых организмов (экологический аспект), с другой стороны - природные объекты являются объектами хозяйствования людей (экономический аспект).
Двойственность положения природных объектов предопределила, по мнению В.В. Петрова4, и эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
Эта двойственность нашла отражение и в законодательстве. Так, согласно ст. 9 ч.1 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (экологический аспект). В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (экономический аспект).
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В то же время, согласно ч. 2 ст. 36, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, рассматривается в двух аспектах:
- как правовой институт (право собственности в объективном смысле);
- как совокупность правомочий конкретного собственника (право собственности в субъективном смысле).
Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы и содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного, гражданского, уголовного, экологического права и др.).
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению определенным природным объектом (ресурсом) или его частью: земельным участком, обособленным водным объектом, участком леса и т.д.
Право собственности на природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение.
Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе природных ресурсов конкретному лицу. Владение - это фактическое обладание вещью.
Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей, например - земельного участка.
Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких отличий от правомочий собственника природных объектов (ресурсов).
В то же время, содержание правомочий собственника на землю или иные природные ресурсы, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве (например, ст. 31 Водного кодекса РФ, ст. 18 Лесного кодекса РФ и др.) и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников природных ресурсов.
Право собственности на природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с ст. 36 Конституции РФ, собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права, в том числе право собственности, могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право собственности на природные объекты и ресурсы имеет ряд характерных признаков, отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота и заключающихся в следующем.
1. Признак овеществленности, согласно которому выделяют группу природных объектов, которые, являясь неотделимой составной частью природной среды, не могут по своим объективным свойствам быть предметами обращения в собственность. Например, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой атмосферы климатические ресурсы и иные природные явления не могут выступать как объекты права собственности - использование и охрана таких объектов либо находятся в исключительном ведении государства, либо регулируются нормами международного права.
2. Признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды, согласно которому отграничивают природные объекты (ресурсы) от социальных. Природный объект остается одновременно объектом природы и объектом права собственно-сти. Потеря экологической связи (или отделение природного объекта от естественной среды его нахождения) ведет к прекращению права собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Например, нефть, находящаяся в недрах, является природным ресурсом, и ее использование и охрана регулируются экологическим правом. Нефть, извлеченная из недр при наличии законных оснований и находящаяся, например, в железнодорожной цистерне, представляет собой не природный объект, а товарно-материальную ценность, оборот которой регулируется, прежде всего, гражданским правом.
3. Признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда - этот признак подчеркивает естественный эволюционный характер происхождения большинства природных объектов. Нельзя рассчитать себестоимость объекта природы по методикам, используемым для расчета себестоимости социальных объектов. В то же время, отсутствие стоимости природных объектов не снимает вопросов их денежной оценки, что находит свое выражение в платности природопользования. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ (ст. 8, 9, 35, 36, 71, 72, 130, 132). Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ (в частности, глава 17 и ряд статей в др. главах). Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются также и природоресурсным законодательством РФ (лесное, водное, земельное и др. законодательство).
Что касается форм права собственности на ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве, и прежде всего в Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 212 Гражданского кодекса РФ также говорит о том, что в России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Выделяют также публичную собственность на природные ресурсы (государственная и муниципальная) и частную собственность.

Собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах:

  • как правовой институт;
  • как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность , регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле .

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.
Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Имеет ряд характерных признаков , отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота:

  1. признак овеществленности;
  2. признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды;
  3. признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы


Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании , мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

  • обращения взыскания на имущество по обязательствам;
  • изъятия для государственных нужд путем выкупа;
  • изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
  • перехода наследства государству;
  • реквизиции (изъятия у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества);
  • конфискации (безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке);
  • национализации (обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности

1. Понятие права собственности на природные ресурсы и его формы.

2. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы и его содержание.

3. Основания возникновения и прекращения права собственности. Формы и методы его обеспечения.

4. Право природопользования: принципы, объекты и субъекты, правовая классификация видов природопользования.

5. Основания возникновения и прекращения права природопользования.

Понятие права собственности на природные ресурсы и его формы.

Понятие собственности на природные ресурсы рассматривают в двух аспектах:

1) как экономическую категорию - когда собственность на природные ресурсы представляет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения средств производства и предметов потребления, в роли которых выступают именно природные ресурсы, в процессе общественного производства;

2) как юридическую категорию - когда собственность на природные ресурсы являются результатом закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений по поводу присвоения природных ресурсов, то есть отношений владения, пользования и распоряжения этими ресурсами лицами, юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы.

Право собственности на природные ресурсы - система юридических норм и иных правовых средств, регулирующих правоотношения на землю, недра, леса, растительный и животный мир, объекты природно-заповедного фонда и обеспечивают реализацию полномочий собственников и пользователей по владению, пользованию и распоряжению этими ресурсами.

Право владения природными ресурсами представляет собой фактическое владение уполномоченным лицом объектом, осуществление хозяйственного господства над присвоенными природными ресурсами и устранения всех других лиц от их фактического присвоения.

Право владения всегда должно иметь ту или иную правовую основание - титул. Основанием владения собственника является его право собственности. Для других лиц таким основанием может быть соглашение с владельцем, административный акт и другие юридические факты. Экологическое право признает лишь титульное владение. Если лицо фактически владеет отдельным природным объектом, но без должного основания (титула), она считается незаконным владельцем.

Право пользования природными ресурсами следует понимать как признание законом возможности их хозяйственной эксплуатации и извлечения из них полезных свойств и доходов.

Такое право пользования природными ресурсами владельца имеет отличия от права пользования природными ресурсами несобственника. Оно как и другие правомочия (например, права и обязанности) владельца не может быть ограничено сроками, осуществляется владельцем самостоятельно, не предусматривает вмешательства других лиц, не являющихся собственниками. В некоторых случаях при осуществлении права пользования природными ресурсами, например, в случае заготовки древесины, сбора лекарственных растений и т.п. имеет место не только пользования, но и распоряжения соответствующими лесными ресурсами, так как в качестве таковых они прекращают существование. Право пользования лиц, не являющихся собственниками, производное и находится в зависимости от права собственности.

Право распоряжения природными ресурсами - это признанная за владельцем и гарантированная ему возможность совершать действия (купля-продажа, дарение, обмен, другие), направленные на изменение юридического статуса, экономического назначения или состояния природных объектов, определения их юридической судьбы.

Различают объективное и субъективное право собственности на природные ресурсы (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Трактовка понятия право собственности на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы имеет специфические особенности, связанные с экологическим содержанием последних:

Право собственности не является всеобъемлющим, поскольку не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а только те из них, которые являются относительно стабильными, подлежащих индивидуализации (земля, ее недра, воды, леса и животный мир). Другие элементы природной среды не способны по объективным свойствам быть объектами собственности (атмосферный воздух, ветровая и солнечная энергия и т.д.);

Природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами собственности, однако находятся в неразрывной экологическом взаимосвязи друг с другом, их нельзя отделять от природной среды;

Природные ресурсы как объект природного происхождения составляют национальное богатство Украины.

Формы собственности на природные ресурсы - юридически оформленные направления субъектно-объектной принадлежности природных ресурсов и их организационно-правовое обеспечение.

В Украине выделены три основные формы собственности - государственная, коммунальная (территориальных общин) и частная (граждан и юридических лиц).

Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой -- собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

По данным Комитета РФ по геологии и использованию недр на апрель 1996г., по объемам разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При площади территории в десять процентов земли (от планетарной) в недрах России сосредоточено 12-- 13% мировых запасов нефти, 35% --газа, 12% -- угля, значительная часть запасов золота, алмазов, железных руд, цветных и редких металлов.

В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах.

При оценке собственности на природные ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека -- экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Соответственно, природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права -- конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности Государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.

Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Объекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

* какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и

* какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение -- одно из важнейших правомочий собственника.

Что же касается второго вопроса об объектах права собственности на природные ресурсы, а именно, какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то, чтобы не повторяться, рассмотрим его при характеристике отдельных форм собственности.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности -- частной, государственной, муниципальной и иной;

б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням -- федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов -- исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. С учетом того, что собственник обладает триадой полномочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержание понятия управления? Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное и др.) часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (в части управления использованием и охраной земель, вод, недр и т.д.). Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы -- физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

11.1.Виды собственности на природные ресурсы в РФ. Понятие собственности в праве относится к числу базовых, наряду с понятиями свободы, власти, здоровья, жизни и т.п. Право собственности в экологическом праве приобретает специфическое содержание и особое значение. Собственность можно рассматривать и как экономическую категорию - это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех других лиц, и как юридический институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. О праве собственности на землю и другие природные ресурсы сказано в ст.ст. 9, 36 Конституции РФ. Ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст.36 Конституции прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Объектами права собственности могут быть земля и другие природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, а также природные комплексы (например, заповедники, заказники, национальные парки). Атмосферный воздух объектом права собственности не является, поскольку не может быть индивидуализирован, а поэтому исключается возможность владения им.

Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Права собственника от имени государства осуществляет Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

11.1.1.Право частной собственности на природные ресурсы. Земля отличается от остальных природных ресурсов тем, что выступает в качестве средства производства. Относительно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, должен осуществляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием.

Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений земельной реформы в России, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Это право закреплено также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятом в 2002 г. Иные природные ресурсы (недра, воды, леса, животный мир) в основном пока образуют общественное достояние.

Согласно Водному кодексу РФ 1995 г., обособленные водные объекты также могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, однако уточняется, что в частной собственности могут находиться обособленные водные объекты, не имеющие гидрологической связи с другими поверхностными водными объектами.

Лесной кодекс РФ 1997 г. также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в частной собственности.

Представители животного мира (имеются в виду дикие животные, находящиеся в условиях естественной свободы) не могут быть объектами частной собственности (ФЗ «О животном мире»).

11.1.2.Право государственной собственности на природные ресурсы. Государственная собственность является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности на природные ресурсы. Конституция РФ разграничивает право государственной собственности на федеральную (т.е. общегосударственную) и региональную (т.е. собственность субъекта федерации - отдельной области или края), что отражено в Федеративных договорах РФ и субъектов Федерации. В соответствии с Федеративным договором природные ресурсы являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории субъекта Федерации.

Закон предусматривает, что к федеральным природным ресурсам относятся:

1. земельные участки, занятые под хозяйственными объектами федерального значения;

2. участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны;

3. особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;

4. виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международными договорами;

5. месторождения полезных ископаемых национального значения;

6. водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, а также трансграничные водные объекты;

7. природные ресурсы территориального моря, континентального шельфа и особой экономической зоны РФ;

8. территории закрытых административно-территориальных образований, для которых необходим режим охраны государственной тайны.

В собственности субъектов Федерации, согласно Водному кодексу, могут находиться водные объекты, акватории которых полностью расположены на территории субъекта РФ.

Согласно Лесному кодексу РФ 1997 г., леса находятся преимущественно в государственной собственности. Закон допускает передачу части лесного фонда в собственность субъекта РФ.

Недра России находятся, в основном, в государственной федеральной собственности, являются общенациональным достоянием. По договоренности с субъектами РФ некоторые месторождения полезных ископаемых, не имеющие общенационального значения, могут быть переданы в собственность субъекта Федерации.

Таким образом, все природные ресурсы России, кроме земельных, находятся преимущественно в федеральной и частично в региональной собственности.

11.1.3.Право муниципальной собственности на природные ресурсы. Закон устанавливает, что в состав муниципальной собственности могут входить земельные участки, горные отводы, водоемы, лесные массивы. Это могут быть обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд, особо охраняемые территории местного значения (например, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.

11.1.4.Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы. Эти основания в значительной мере зависят от формы собственности. Это право может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника, если в течение трех лет он не используется по назначению или его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального природопользования.

Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. В п. 3 той же статьи говорится: «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

11.2.Природопользование в Россию Право природопользования - это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей. В зависимости от объекта различают право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, животным миром, недропользования. По критерию основания возникновения различают общее и специальное природопользование.

Общее природопользование является общедоступным, нацелено на удовлетворение физических потребностей человека и связано с его конституционным правом на чистую, благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Оно не требует особого разрешения со стороны компетентных государственных органов и осуществляется бесплатно. В земельном законодательстве прямо не предусмотрено общее землепользование. Однако в городах, поселках, сельских населенных пунктах предусмотрены земли общего пользования: улицы, площади, набережные. Достаточно четко и полно право общего природопользования выражено в лесном и водном законодательстве.

В Лесном кодексе (имеется в виду Лесной кодекс РФ 1997 г.) установлено, что граждане могут свободно пребывать в лесном фонде. Там же разъяснено, что для собственных нужд можно собирать дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных мероприятиях, заниматься спортом. Однако при этом установлены некоторые ограничения: нельзя собирать дикорастущие растения, занесенные в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащего сырья.

Водный кодекс РФ 1995 г. разрешает общее водопользование без применения технических средств, сооружений и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется при занятиях водными видами спорта, купании, плавании на маломерных судах, водопое скота.

Закон РФ «О животном мире» не предусматривает права общего пользования животным миром. Однако спортивный и любительский лов видов рыб, не отнесенных к ценным, может осуществляться свободно без применения технических средств (к последним относится рыболовная сеть).

Специальное природопользование связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества. Оно сопряжено с более значительным, чем при общем природопользовании, воздействием на окружающую среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, за исключением уже оговоренных случаев общего землепользования в городах и сельских поселениях, все землепользование в России является специальным. Земли предоставляются в пользование либо на основании разрешения (лицензии), выдаваемого специально уполномоченным государственным органом, либо на основании договора купли-продажи.

Специальное водопользование - это использование водных объектов с применением технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Особой разновидностью специального водопользования является предоставление прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и быта.

К специальному относится пользование животным миром, за исключением спортивного и любительского лова рыбы без применения технических средств.

Субъектом права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться лесом, водой, землей для удовлетворения своих физических потребностей, собственных нужд, но не для осуществления хозяйственной предпринимательской деятельности.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели, причем юридические лица выступают в двух качествах: как хозяйствующие субъекты, с одной стороны, и как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжаться природными ресурсами, - с другой. Субъекты специального природопользования должны обладать дееспособностью, т.е. иметь права и нести обязанности. Так, право на получение лицензии на специальное природопользование возникает у гражданина с 18 лет, а у юридического лица - с момента его государственной регистрации.

Объектами права природопользования являются, как правило, природные ресурсы, а также природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания). Предоставляемые в пользование природные объекты могут находиться в государственной, частной или муниципальной собственности.