Человека к осуществлению действий направленных. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

С 9 мая 2014 г. в Уголовный кодекс РФ вступила в действие новая статья 280.1, предусматривающая ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Призывы, распространенные в СМИ или через Интернет наказываются обязательными работами (бесплатные общественно полезные работы) на срок до 480 часов либо лишением свободы на срок до 5 лет. К ответственности привлекается журналист или редактор в личном качестве, как физическое лицо.

1. Сепаратизм - стремление отделиться, обособиться; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

2. Призывом будет считаться наличие в публикации обращения к любой группе граждан, в любой форме (устной, письменной, изобразительной, наглядно-демонстрационной (плакат, фотография, подпись под фотографией), с использованием технических средств), в котором выражено стремление к объединению граждан с целью воздействовать на их сознание, волю и поведение, побудить их к действиям (не обязательно насильственным!) , направленным на нарушение территориальной целостности страны .

3. Призывы к сепаратизму будут наказываться, если речь идет о разделении России, а не других стран и территорий . Например, в текущий момент призывы к действиям по возвращению Крыма Украине будут рассматриваться как сепаратизм, т.к. Крым официально объявлен частью России.

4. Неважно были бы в результате призыва совершены какие-либо действия, ответственность наступает уже за сам факт публикации текста (видео) с призывом. Призыв может вполне быть безадресным, абсурдным - главное, чтобы целью призыва было разделение России на разные части или передачи какой-то территории другому государству.

5. Формально призыв - это проявление целенаправленной деятельности (то есть как часть задуманного плана), которую следует отличать от выражения мнения, суждения, оценки, критики, в том числе политической деятельности тех или иных общественных деятелей, политиков и государства в целом.

6. Призыв формулируется в форме побудительного предложения. Например: «Парни, давайте возьмем оружие в руки и защитим свое право жить как нам хочется!». «Защитим наши традиции, создадим свое государство!». Депутаты Государственной Думы, комментируя данную норму, указывают, что призывы вернуть Крым Украине также должны рассматриваться как сепаратизм в понимании ст. 280.1 УК РФ.

Таким образом, во избежание уголовной ответственности не следует публиковать материалы, в которых содержатся обращения к гражданам (от имени любого лица, организации):

- о возможности (необходимости) разделения территории РФ на отдельные государства (автономные республики);

- об отсоединении (выходе из состава РФ), в том числе с помощью референдума, отдельных территорий;

- о присоединении части территории РФ к другим государствам;

- о любом другом нарушении территориальной целостности РФ.

Представляется, что любая публикация, критикующая либо ставящая под сомнение целесообразность поддержания территории России в пределах теперешних границ, поддержка высказываний об отделении Кавказа или даже выражения сомнения о присоединения Крыма к России, может быть потенциально опасной и влечь риск привлечения к уголовной ответственности. К сожалению, статья УК про сепаратизм сформулирована достаточно расплывчато, что оставляет широкий простор для злоупотребления на практике.

1. При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.

2. Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника.

4. Согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть дано в виде согласия должника на обработку его персональных данных в письменной форме в виде отдельного документа.

5. Вне зависимости от наличия согласия должника кредитор вправе передавать сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении договора и в ходе переговоров о заключении договора, предусматривающего уступку права требования, передачу права требования в залог, осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности только в случае, если сведения передаются Центральному банку Российской Федерации (Банку России), государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", акционерному обществу "Единый институт развития в жилищной сфере" и его организациям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитным организациям, специализированным обществам, ипотечным агентам и лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

6. Лица, получившие сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности, обязаны сохранять их конфиденциальность и в том случае, если они не будут впоследствии осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности соответствующих физических лиц. Если в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности сторона получает сведения, которые передаются ей другой стороной в качестве конфиденциальных, она обязана не раскрывать эти сведения и не использовать их ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности лицо обязано возместить должнику убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальных сведений или использования их для своих целей.

7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, сообщив об этом лицу, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе передавать (сообщать) третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 433-ФЗ)

ч 1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

(в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 274-ФЗ)

ч 2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -

наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(часть 2 в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 274-ФЗ)

Комментарий к ст. 280.1 УК РФ

В статье речь идет об ответственности, которая может быть применена к лицам, совершающим призыв к нарушению территориальной целостности страны. При этом, определяется, что в случае, когда используются средства массовой информации, или же сеть интернет, формируется более серьезная степень наказания.

В статье описываются разные виды наказания, с учетом обстоятельств дела и особенностей определенной ситуации. Существует вероятность использования штрафных санкций в случае, если деяние субъекта не повлекло за собой никаких негативных последствий. Например, в ситуации, когда человек сам того не осознавая производил такой призыв, исключительно в процессе общения с обществом, группой, отдельным человеком, пытаясь таким образом, доказать свою точку зрения по существу оспариваемого вопроса.

Если в ходе изучения дела оказывается, что субъект использовал средства массовой информации, чтобы в действительности активизировать определенную волну негодований, направленную на то, чтобы произвести процесс отсоединения определенной территории, то формируется применение суровых мер - лишение свободы. Тут также судебная инстанция оценивает все последствия действий, определяет меру воздействия, оценивает основания и значимость субъекта в обществе.

Территориальная неприкосновенность - это своеобразный принцип публичного международного права, который гласит о том, что территория четко определенного государства является неприкосновенной, причем речь идет о посягательстве на данную территорию именно со стороны иных государств. Данный принцип возник достаточно давно, и имеет важное значение в развитии государственности. Каждое государство устанавливает достаточно жесткие меры наказания за действия, которые направлены на разрыв общей территории страны. Судебные дела по данному вопросу имеют массу нюансов и противоречий, особенно в понятиях целостности территориального значения, а также правом народа на самоопределение. Тем не менее, практика показывает, что целостность всегда для государства остается в приоритете, соответственно, по этой причине и формируются столь суровые меры наказания в случаях, когда формируется хоть какая-то угроза с данной позиции.

Существует декларация о принципах международного права, где указывается на то, что иные государства должны воздерживаться от действий, которые могут нарушить целостность другой страны. Но, структура данной декларации создана таким образом, что можно установить, значение принципа целостности закрепляется только к тем государствам, которые способны обеспечить равноправие для всех народов, проживающих на его территории. Декларация с одной стороны запрещает осуществлять действия по распаду государства, но не указывает на запрет признания новых государств, которые путем одностороннего порядка вышли из состава иных стран.

Соответственно, каждая страна направляет значительное количество усилий, чтобы создать дополнительные законодательные акты, позволяющие курировать ситуацию с призывами к распаду страны, а также создают нормы с серьезными вариантами ответственности, в случае создания организаций, деятельность которых направлена на разрушение целостности государства.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в призывах к осуществлению экстремистской деятельности.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в ст. 1 признает экстремистской деятельностью (экстремизмом):

1) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

2) публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности;

3) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

4) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

5) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

6) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

7) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

8) совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК;

9) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

10) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

11) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

12) организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

13) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг’.

Таким образом, содержанием публичных призывов в смысле ст. 280 УК является облеченное в любую форму обращение, адресованное к другим лицам и направленное на побуждение их к модели поведения, компоненты которой представлены выше1 2. Квалифицируя содеянное, следует учитывать, что ст. 280 УК предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, надлежит квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу предписаний ч. 3 ст. 17 УК подлежат уголовно-правовой оценке не по ст. 280 УК, а в зависимости от обстоятельств дела по ч. 1 или 2 ст. 2052 УК (п. 5 пост. № 11 ПВС от 28 июня 2011 г.).

Состав преступления формальный. Оно окончено с момента выражения в той или иной форме публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Квалифицирует деяние его совершение с использованием определенных средств, а именно средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2 ст. 280 УК).

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Призыв - это обращение, облеченное в любую форму, адресованное к другим лицам и направленное на побуждение их к соответствующей модели поведения. Названные действия совершаются для того, чтобы сформировать в сознании людей сепаратистские настроения, породить стремление и желание их реализации в конкретной деятельности, способной привести к нарушению территориальной целостности государства.

Форма выражения призывов может быть различной: высказывания, выступления на собраниях, митингах, демонстрациях; выставление лозунгов, плакатов, распространение буклетов, брошюр, листовок и др. Но какой бы ни была эта форма, она должна обеспечивать такое свойство призывов, как публичность. Собственно, ее можно рассматривать как способ совершения рассматриваемого посягательства, имеющий многообразные проявления. Публичность означает, что призывы всегда имеют явный, открытый характер, обращены к неопределенному кругу лиц, по содержанию представляют собой абстрактные высказывания, побуждающие окружающих к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ. Если они обращены к индивидуально определенным лицам и имеют целью склонение их к конкретным действиям, то при наличии иных указанных в законе обстоятельств это может расцениваться как подстрекательство к вооруженному мятежу.

Состав преступления формальный. Оно окончено с момента выражения в той или иной форме публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ.

Субъективная сторона посягательства характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирует деяние его совершение с использованием определенных средств, а именно средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2 ст. 2801 УК).

Диверсия.

Диверсия (ст. 281 УК РФ).

Дополнительными объектами преступления выступают жизнь и здоровье личности, отношения собственности, нормальная деятельность предприятий, учреждений, организаций.

Предмет преступления - предприятия (заводы, фабрики, торговые предприятия); сооружения (здания учреждений, организаций, аэропорты, порты, склады, плотины, трубопроводы, электростанции и т.д.); объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства (мосты, шоссейные дороги, железнодорожные пути, тоннели, различные виды транспорта и др.), средства связи (линии электропередач, объекты, обеспечивающие телефонную, телеграфную, радиосвязь и др.), объекты жизнеобеспечения населения (источники водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, коммунальнобытовые объекты и т.п.). Форма собственности, которую олицетворяет тот или иной объект, на признание его предметом преступления не влияет.

Объективная сторона выражается в альтернативных действиях: взрыве, поджоге и иных действиях, направленных на разрушение или повреждение перечисленных предметов преступления.

Состав преступления формальный. Оно окончено с момента совершения указанных действий независимо от того, были ли разрушены или повреждены указанные объекты.

Субъективная сторона посягательства характеризуется прямым умыслом. Конструктивным признаком состава является цель подрыва экономической безопасности или обороноспособности страны. Ее установление позволяет отграничивать диверсию от посягательств, предусмотренных ч. 2 ст. 167 и ст. 205 УК.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирующими признаками I степени являются совершение преступления организованной группой (п. «а» ч. 2 ст. 281 УК); причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (п. «б» ч. 2 ст. 281 УК). При наличии второго и третьего из названных обстоятельств состав диверсии является материальным. Обе категории - и значительный имущественный ущерб, и иные тяжкие последствия - являются оценочными. Их установление - вопрос факта. К иным тяжким последствиям можно, в частности, отнести причинение вреда здоровью граждан, длительную приостановку деятельности наиболее значимых промышленных и социально ориентированных объектов, движения транспорта, серьезные перебои в обеспечении населения товарами первой необходимости (продуктами питания, лекарственными средствами).

Квалифицирующий признак II степени - умышленное причинение в результате совершенных действий смерти человеку. Дополнительная квалификация по ст. 105 УК не требуется.

СТ 280.1 УК РФ .

1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение
территориальной целостности Российской Федерации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо
электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -
наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет.

Комментарий к Ст. 280.1 Уголовного кодекса

1. В ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" среди деяний, подпадающих под понятие экстремистской деятельности (экстремизма), указывается насильственное нарушение целостности Российской Федерации.

2. Объективная сторона выражается в форме действия - публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. О понятии публичных призывов см. комментарий к ст. 280 УК. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, могут выражаться в агитации незаконного отделения определенной территории государства, призывах к ее захвату со стороны другого государства и т.д. Указанные действия с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2), образуют квалифицированный состав преступления.

3. Преступление признается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения, независимо от достижения поставленных целей.