«Гознак» — где печатают деньги. Предприятие "гознак"

Имеет восемь филиалов - семь производственных предприятий (Московская печатная фабрика , Московская типография , Московский монетный двор , Санкт-Петербургский монетный двор , Санкт-Петербургская бумажная фабрика, Пермская печатная фабрика, Краснокамская бумажная фабрика) и один (НИИ Гознака).

История

Дореволюционный период

Предприятие было основано распоряжением императора Александра I 21 августа (2 сентября) 1818 года в Санкт-Петербурге как Экспедиция заготовления государственных бумаг в составе Министерства финансов .

В строительстве и работе ЭЗГБ в первые годы деятельное участие принимал Августин Бетанкур (1758-1824).

Первым Управляющим ЭЗГБ был князь Александр Николаевич Хованский , сенатор, управляющий всеми ассигнационными банками. Он руководил ЭЗГБ 32 года.

В мае 1839 года в Экспедиции была открыта первая в мире гальванопластическая мастерская для размножения медных клише. Мастерская открывается при участии Бориса Семеновича Якоби , известного российского физика и электротехника, годом раньше объявившего об изобретении гальванопластики.

В 1857 году ЭЗГБ отпечатала тираж первой российской марки. Марки печатались на особой бумаге с водяными знаками, изготовленной в ЭЗГБ. Автором эскиза первой русской марки был гравер ЭЗГБ Франц Михель Кеплер. 1 января 1858 года первая российская почтовая марка вышла в обращение.

В 1861 году ЭЗГБ возглавляет доктор физических наук Федор Федорович Винберг, руководивший Экспедицией 28 лет. Под его управлением проходят реформа и реконструкция ЭЗГБ. Годы под руководством Винберга называют вторым рождением ЭЗГБ.

В 1863 году художник-фотограф ЭЗГБ Г. Н. Скамони разрабатывает способ получения гальванопластических копий с желатиновых и металлических рельефов. Фотомеханический способ изготовления и фотоцинкографический способ воспроизводства печатных форм открыли практически неограниченные возможности уменьшения текстовых и изобразительных элементов. Его наставником был Б. С. Якоби, а постоянным консультантом - Дмитрий Иванович Менделеев .

В 1878 году начали вводить электричество для освещения и технических целей. В этом же году на службу в ЭЗГБ поступает Вильгольд Теофил Однер , изобретатель арифмометра. В ЭЗГБ он изобретает машину для автоматической нумерации бумажных денег (до этого нумерация выполнялась вручную).

В 1884 году Экспедиции передано право на изготовление марок для земской почты, которые до этого печатались в земских типографиях. В течение нескольких лет специалисты ЭЗГБ вырабатывают пять казенных стандартов земских марок: островского, арзамасского, бахмутского, петрозаводского и ардатского типов. Первыми были земские марки, изготовлявшиеся Экспедицией для почты Островского уезда. Марки эти весьма изящного рисунка, небольшого формата, в начале 1884 года печатались в две краски, а затем, в девятисотых годах, в целях удешевления их изготовления, стали печататься в одну краску.

В 1886 году на работу в ЭЗГБ поступил Иван Иванович Орлов , будущий создатель знаменитой орловской печати. В 1890 году был предложен новый способ многокрасочной печати - главное изобретение Орлова. «Орловский раскат», уникальный принцип нанесения на банкноту нескольких красок одновременно, используется при печати защищенных изделий и сегодня.

В 1889 году на пост управляющего ЭЗГБ назначен видный учёный, доктор физических наук, заслуженный профессор Технологического института Роберт Эмильевич Ленц. Он руководил Экспедицией до 1899 года и внес значительный вклад в реконструкцию и техническое оснащение производства. При нём была технологически разработана и внедрена в производство Орловская печать.

В 1891 году Иван Орлов сконструировал свою первую печатную машину. Образец машины был собран в мастерских ЭЗГБ при деятельном участии слесаря Ивана Егоровича Стружкова. В 1882 году Стружков поступил на работу в ЭЗГБ поденщиком. И. И. Орлов, подбирая людей для осуществления своих планов, привлек смышленного слесаря Стружкова. Сам Орлов, не имея технического образования, предлагал только эскизы. Стружков превращал их в чертежи, вытачивал и отливал детали, помогал в сборке машины. В 1899 году, когда И. И. Орлов ушел из Экспедиции, И. Е. Стружков стал ведущим специалистом в области орловской печати. В 1892 году после окончания физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, в ЭЗГБ пришел работать Александр Александрович Поповицкий, с именем которого связаны первые шаги многоцветной высокой репродукции в России.

В 1899 году Управляющим Экспедицией назначен князь Борис Борисович Голицын (1862-1916), выдающийся русский учёный, академик, физик, отец русской сейсмологии и сейсмометрии, автор проекта реформы средней школы. Потомок знатного, древнего рода. Получил блестящее образование, окончив Морскую академию, а  затем - Страсбургский университет. Один из самых образованных и талантливых людей своего времени. С 1899 по 1905 год был управляющим ЭЗГБ. Этот период называют Серебряным веком Гознака.

Князь Голицын преобразовал ЭЗГБ в образцовое художественно-техническое и бумажно-полиграфическое производство, оснащённое самым лучшим на ту пору оборудованием. При нём в Экспедиции введён 8-часовой рабочий день, организована девятиклассная школа, в старших классах которой изучали бумажную, фототехническую и печатную специальности. При ЭЗГБ имелись лазарет, магазин, собственный театр, ясли. Голицын расширил гравёрное отделение. Экспедиция по праву считалась лучшим полиграфическим предприятием России.

По мнению князя Голицына, Экспедиция должна была служить целям просвещения, культурно-эстетического развития народов России. Было задумано издание русских классиков и популярных книг по всем отраслям науки на хорошей бумаге, с иллюстрациями русских художников. Голицын привлёк выдающихся художников и учёных, и в Экспедиции были изданы книги высочайшего художественного уровня. В том числе по инициативе управляющего увидели свет знаменитые русские народные сказки с иллюстрациями Билибина . Книги, альбомы, календари и открытки, изданные в период, когда ЭЗГБ руководил князь Голицын, сегодня входят в число раритетных российских изданий .

Экспедиция обеспечивала не только государственные нужды, но также выполняла на платной основе заказы общественных и частных учреждений на изготовление акций, облигаций, чеков, гербовой бумаги и т. п.

После Октябрьской революции ЭЗГБ была преобразована в Управление фабрик заготовления государственных бумаг, сокращённо Гознак. Реформирование было осуществлено на основании «Положения об управлении фабриками заготовления советских государственных знаков», которое было утверждено Народным комиссариатом финансов РСФСР 6 июня 1919 года .

5 июня 2014 года Президент РФ подписал указ о преобразовании предприятия из ФГУП в открытое акционерное общество «Гознак», 100 % акций которого будет находиться в федеральной собственности .

Собственники и руководство

Предприятие находится в федеральной собственности Российской Федерации.

Генеральный директор - Аркадий Трачук.

Деятельность

В настоящее время в Федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак» входят восемь предприятий-филиалов:

Продукция объединения включает денежные билеты (банкноты), разменные и памятные монеты; паспорта и бланки документов, удостоверяющих личность; акцизные , специальные и почтовые марки ; ордена, медали и другие награды; защищённая, специализированная бумага и бумага для офиса; GSM -карты и телефонные карты ; пластиковые карты, в том числе банковские микропроцессорные системы; различные элементы защиты продукции (водяные знаки , краски, голограммы и т. п.), оборудование для обработки, учёта и контроля защищённой продукции. Ранее в ведение Гознака входило производство конвертов и почтовых карточек .

Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2014 года, предусматривающим преобразование объединение в акционерное общество, расширен также перечень приоритетных направлений деятельности Гознака, в него дополнительно включены: персонализация, хранение и обработка документов в интересах государственных органов. .

На мировом рынке банкнотной бумаги и банкнот предприятие входит в число ведущих мировых поставщиков. Заказчиками продукции компании являются более 20 стран Азии, Африки и Европы, стран СНГ. В 2014 году Гознаком на экспорт было поставлено более 3400 тонн банкнотной бумаги и более 1,1 млрд готовых банкнот. Кроме того, компания производит на экспорт паспорта и монеты .

Объём продаж объединения за 2014 год - 44,2 млрд руб., прибыль до налогообложения - 11 032,2 млн руб.

Гознак является режимным предприятием.

Память

В честь 175-летия с момента основания Гознака выпускалась почтовая марка России () , а к 190-летию предприятия - почтовый блок и памятная монета Банка России ().

См. также

  • Дирекция по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты

Напишите отзыв о статье "Гознак"

Примечания

  1. . Каталог. Марки . Издательско-торговый центр «Марка» . - Информация о российской марке, посвящённой Бетанкуру - одному из организаторов Гознака. Проверено 2 марта 2011. .
  2. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1830. - Т. XXXV, 1818, № 27496 . - С. 531-534 .
  3. Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) 1818-2008. ФГУП «Гознак». История в событиях, датах, судьбах. М.2008.С.7
  4. Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) 1818-2008. ФГУП «Гознак». История в событиях, датах, судьбах. М.2008.С.64
  5. Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) 1818-2008. ФГУП «Гознак». История в событиях, датах, судьбах. М.2008.С.93
  6. Президента Российской Федерации «О федеральном государственном унитарном предприятии „Гознак“» от 26 августа 2005 года
  7. См. «О внесении изменения в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 4 августа г. № 1009».
  8. .
  9. . Каталог. Марки . Издательско-торговый центр «Марка» . Проверено 2 марта 2011. .
  10. . Каталог. Марки . Издательско-торговый центр «Марка» . Проверено 2 марта 2011. .
  11. Кулаков В. Филателия в Москве: первые итоги - новые задачи (1924-1925 годы) // Филателия. - 1992. - № 1. - С. 48-50.

Литература

  • Вознесенский С. В. Первые сто лет истории Экспедиции Заготовления Государственных бумаг. - СПб. , 2009. - ISBN 978-5-98187-307-2 .
  • / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. - М.: Радио и связь, 1988. - 320 с. - ISBN 5-256-00175-2 .
  • Глейзер М. М. Бонистика в Петрограде - Ленинграде - Санкт-Петербурге. - СПб., 1998. (Раздел )
  • Гознак: время и судьбы. К 70-летию Краснокамской бумажной фабрики Гознака. - Пермь, 2006. - 199 с.
  • История Ленинградской бумажной фабрики Гознака. - Л. : Лениздат, 1988. - 207 с. - ISBN 5-289-00287-1 .
  • Корнюхин А. Е. - М.: Связь, 1975. - 96 с. (Проверено 7 декабря 2010)
  • Никифорова Н. М. Шедевры живописи и графики в изданиях ЭЗГБ. - М ., 2013. - ISBN 978-5-904421-04-5 .
  • Н. О. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. (Проверено 7 декабря 2010)
  • Смирнов М. И. Со знаком «С. П. Б.»… Очерки истории Санкт-Петербургского Монетного двора 1724-1994. - Тольятти, 1994. - 159 с. - ISBN 5-85334-024-3 .
  • Трачук А. В., Никифорова Н. М. Экспедиция заготовления государственных бумаг 1818-2008. История в событиях, датах, судьбах. - М ., 2008. - 404 с. - ISBN 978-5-901401-42-2 .
  • Харламов Л. А. Твердые деньги России. - Пермь: Издание Пермской печатной фабрики Гознака, 1995. - 160 с.
  • Хромченко М. С. Гознак за 150 лет. - М ., 1969. - 107 с.

Ссылки

  • . ФГУП Гознак. - Информация о предприятии на официальном веб-сайте Гознака. Проверено 7 декабря 2010. .
  • - раздел из Э. Д. Грибанова и В. К. Рахилина «Каталог бон или „Разборка“ (рецензия на книгу М. М. Глейзера „Бонистика в Петрограде - Ленинграде - С.-Петербурге“. СПб., 1998)» на сайте
  • . Публикации . Академия русской символики «МАРС». - Из воспоминаний гравёра-художника МПФ «Гознак» Лидии Фёдоровны Майоровой . Проверено 7 декабря 2010. .

Отрывок, характеризующий Гознак

Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад.
Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон.
По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону.
Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их.
– Нарядные ребята! Только бы на Подновинское!
– Что от них проку! Только напоказ и водят! – говорил другой.
– Пехота, не пыли! – шутил гусар, под которым лошадь, заиграв, брызнула грязью в пехотинца.
– Прогонял бы тебя с ранцем перехода два, шнурки то бы повытерлись, – обтирая рукавом грязь с лица, говорил пехотинец; – а то не человек, а птица сидит!
– То то бы тебя, Зикин, на коня посадить, ловок бы ты был, – шутил ефрейтор над худым, скрюченным от тяжести ранца солдатиком.
– Дубинку промеж ног возьми, вот тебе и конь буде, – отозвался гусар.

Остальная пехота поспешно проходила по мосту, спираясь воронкой у входа. Наконец повозки все прошли, давка стала меньше, и последний батальон вступил на мост. Одни гусары эскадрона Денисова оставались по ту сторону моста против неприятеля. Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты. Впереди была пустыня, по которой кое где шевелились кучки наших разъездных казаков. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артиллерия. Это были французы. Разъезд казаков рысью отошел под гору. Все офицеры и люди эскадрона Денисова, хотя и старались говорить о постороннем и смотреть по сторонам, не переставали думать только о том, что было там, на горе, и беспрестанно всё вглядывались в выходившие на горизонт пятна, которые они признавали за неприятельские войска. Погода после полудня опять прояснилась, солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его темными горами. Было тихо, и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля. Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска.
«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и – неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты.
На бугре у неприятеля показался дымок выстрела, и ядро, свистя, пролетело над головами гусарского эскадрона. Офицеры, стоявшие вместе, разъехались по местам. Гусары старательно стали выравнивать лошадей. В эскадроне всё замолкло. Все поглядывали вперед на неприятеля и на эскадронного командира, ожидая команды. Пролетело другое, третье ядро. Очевидно, что стреляли по гусарам; но ядро, равномерно быстро свистя, пролетало над головами гусар и ударялось где то сзади. Гусары не оглядывались, но при каждом звуке пролетающего ядра, будто по команде, весь эскадрон с своими однообразно разнообразными лицами, сдерживая дыханье, пока летело ядро, приподнимался на стременах и снова опускался. Солдаты, не поворачивая головы, косились друг на друга, с любопытством высматривая впечатление товарища. На каждом лице, от Денисова до горниста, показалась около губ и подбородка одна общая черта борьбы, раздраженности и волнения. Вахмистр хмурился, оглядывая солдат, как будто угрожая наказанием. Юнкер Миронов нагибался при каждом пролете ядра. Ростов, стоя на левом фланге на своем тронутом ногами, но видном Грачике, имел счастливый вид ученика, вызванного перед большою публикой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло оглядывался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под ядрами. Но и в его лице та же черта чего то нового и строгого, против его воли, показывалась около рта.
– Кто там кланяется? Юнкег" Миг"онов! Hexoг"oшo, на меня смотг"ите! – закричал Денисов, которому не стоялось на месте и который вертелся на лошади перед эскадроном.
Курносое и черноволосатое лицо Васьки Денисова и вся его маленькая сбитая фигурка с его жилистою (с короткими пальцами, покрытыми волосами) кистью руки, в которой он держал ефес вынутой наголо сабли, было точно такое же, как и всегда, особенно к вечеру, после выпитых двух бутылок. Он был только более обыкновенного красен и, задрав свою мохнатую голову кверху, как птицы, когда они пьют, безжалостно вдавив своими маленькими ногами шпоры в бока доброго Бедуина, он, будто падая назад, поскакал к другому флангу эскадрона и хриплым голосом закричал, чтоб осмотрели пистолеты. Он подъехал к Кирстену. Штаб ротмистр, на широкой и степенной кобыле, шагом ехал навстречу Денисову. Штаб ротмистр, с своими длинными усами, был серьезен, как и всегда, только глаза его блестели больше обыкновенного.
– Да что? – сказал он Денисову, – не дойдет дело до драки. Вот увидишь, назад уйдем.
– Чог"т их знает, что делают – проворчал Денисов. – А! Г"остов! – крикнул он юнкеру, заметив его веселое лицо. – Ну, дождался.
И он улыбнулся одобрительно, видимо радуясь на юнкера.
Ростов почувствовал себя совершенно счастливым. В это время начальник показался на мосту. Денисов поскакал к нему.
– Ваше пг"евосходительство! позвольте атаковать! я их опг"окину.
– Какие тут атаки, – сказал начальник скучливым голосом, морщась, как от докучливой мухи. – И зачем вы тут стоите? Видите, фланкеры отступают. Ведите назад эскадрон.
Эскадрон перешел мост и вышел из под выстрелов, не потеряв ни одного человека. Вслед за ним перешел и второй эскадрон, бывший в цепи, и последние казаки очистили ту сторону.
Два эскадрона павлоградцев, перейдя мост, один за другим, пошли назад на гору. Полковой командир Карл Богданович Шуберт подъехал к эскадрону Денисова и ехал шагом недалеко от Ростова, не обращая на него никакого внимания, несмотря на то, что после бывшего столкновения за Телянина, они виделись теперь в первый раз. Ростов, чувствуя себя во фронте во власти человека, перед которым он теперь считал себя виноватым, не спускал глаз с атлетической спины, белокурого затылка и красной шеи полкового командира. Ростову то казалось, что Богданыч только притворяется невнимательным, и что вся цель его теперь состоит в том, чтоб испытать храбрость юнкера, и он выпрямлялся и весело оглядывался; то ему казалось, что Богданыч нарочно едет близко, чтобы показать Ростову свою храбрость. То ему думалось, что враг его теперь нарочно пошлет эскадрон в отчаянную атаку, чтобы наказать его, Ростова. То думалось, что после атаки он подойдет к нему и великодушно протянет ему, раненому, руку примирения.
Знакомая павлоградцам, с высокоподнятыми плечами, фигура Жеркова (он недавно выбыл из их полка) подъехала к полковому командиру. Жерков, после своего изгнания из главного штаба, не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону. Он приехал к своему бывшему начальнику с приказанием от начальника ариергарда.
– Полковник, – сказал он с своею мрачною серьезностью, обращаясь ко врагу Ростова и оглядывая товарищей, – велено остановиться, мост зажечь.
– Кто велено? – угрюмо спросил полковник.
– Уж я и не знаю, полковник, кто велено, – серьезно отвечал корнет, – но только мне князь приказал: «Поезжай и скажи полковнику, чтобы гусары вернулись скорей и зажгли бы мост».
Вслед за Жерковым к гусарскому полковнику подъехал свитский офицер с тем же приказанием. Вслед за свитским офицером на казачьей лошади, которая насилу несла его галопом, подъехал толстый Несвицкий.
– Как же, полковник, – кричал он еще на езде, – я вам говорил мост зажечь, а теперь кто то переврал; там все с ума сходят, ничего не разберешь.
Полковник неторопливо остановил полк и обратился к Несвицкому:
– Вы мне говорили про горючие вещества, – сказал он, – а про то, чтобы зажигать, вы мне ничего не говорили.
– Да как же, батюшка, – заговорил, остановившись, Несвицкий, снимая фуражку и расправляя пухлой рукой мокрые от пота волосы, – как же не говорил, что мост зажечь, когда горючие вещества положили?
– Я вам не «батюшка», господин штаб офицер, а вы мне не говорили, чтоб мост зажигайт! Я служба знаю, и мне в привычка приказание строго исполняйт. Вы сказали, мост зажгут, а кто зажгут, я святым духом не могу знайт…
– Ну, вот всегда так, – махнув рукой, сказал Несвицкий. – Ты как здесь? – обратился он к Жеркову.
– Да за тем же. Однако ты отсырел, дай я тебя выжму.
– Вы сказали, господин штаб офицер, – продолжал полковник обиженным тоном…
– Полковник, – перебил свитский офицер, – надо торопиться, а то неприятель пододвинет орудия на картечный выстрел.
Полковник молча посмотрел на свитского офицера, на толстого штаб офицера, на Жеркова и нахмурился.
– Я буду мост зажигайт, – сказал он торжественным тоном, как будто бы выражал этим, что, несмотря на все делаемые ему неприятности, он всё таки сделает то, что должно.
Ударив своими длинными мускулистыми ногами лошадь, как будто она была во всем виновата, полковник выдвинулся вперед к 2 му эскадрону, тому самому, в котором служил Ростов под командою Денисова, скомандовал вернуться назад к мосту.
«Ну, так и есть, – подумал Ростов, – он хочет испытать меня! – Сердце его сжалось, и кровь бросилась к лицу. – Пускай посмотрит, трус ли я» – подумал он.
Опять на всех веселых лицах людей эскадрона появилась та серьезная черта, которая была на них в то время, как они стояли под ядрами. Ростов, не спуская глаз, смотрел на своего врага, полкового командира, желая найти на его лице подтверждение своих догадок; но полковник ни разу не взглянул на Ростова, а смотрел, как всегда во фронте, строго и торжественно. Послышалась команда.
– Живо! Живо! – проговорило около него несколько голосов.
Цепляясь саблями за поводья, гремя шпорами и торопясь, слезали гусары, сами не зная, что они будут делать. Гусары крестились. Ростов уже не смотрел на полкового командира, – ему некогда было. Он боялся, с замиранием сердца боялся, как бы ему не отстать от гусар. Рука его дрожала, когда он передавал лошадь коноводу, и он чувствовал, как со стуком приливает кровь к его сердцу. Денисов, заваливаясь назад и крича что то, проехал мимо него. Ростов ничего не видел, кроме бежавших вокруг него гусар, цеплявшихся шпорами и бренчавших саблями.
– Носилки! – крикнул чей то голос сзади.
Ростов не подумал о том, что значит требование носилок: он бежал, стараясь только быть впереди всех; но у самого моста он, не смотря под ноги, попал в вязкую, растоптанную грязь и, споткнувшись, упал на руки. Его обежали другие.
– По обоий сторона, ротмистр, – послышался ему голос полкового командира, который, заехав вперед, стал верхом недалеко от моста с торжествующим и веселым лицом.
Ростов, обтирая испачканные руки о рейтузы, оглянулся на своего врага и хотел бежать дальше, полагая, что чем он дальше уйдет вперед, тем будет лучше. Но Богданыч, хотя и не глядел и не узнал Ростова, крикнул на него:
– Кто по средине моста бежит? На права сторона! Юнкер, назад! – сердито закричал он и обратился к Денисову, который, щеголяя храбростью, въехал верхом на доски моста.
– Зачем рисковайт, ротмистр! Вы бы слезали, – сказал полковник.
– Э! виноватого найдет, – отвечал Васька Денисов, поворачиваясь на седле.

Между тем Несвицкий, Жерков и свитский офицер стояли вместе вне выстрелов и смотрели то на эту небольшую кучку людей в желтых киверах, темнозеленых куртках, расшитых снурками, и синих рейтузах, копошившихся у моста, то на ту сторону, на приближавшиеся вдалеке синие капоты и группы с лошадьми, которые легко можно было признать за орудия.
«Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их?» Эти вопросы с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из того большого количества войск, которые стояли над мостом и при ярком вечернем свете смотрели на мост и гусаров и на ту сторону, на подвигавшиеся синие капоты со штыками и орудиями.
– Ох! достанется гусарам! – говорил Несвицкий, – не дальше картечного выстрела теперь.
– Напрасно он так много людей повел, – сказал свитский офицер.
– И в самом деле, – сказал Несвицкий. – Тут бы двух молодцов послать, всё равно бы.
– Ах, ваше сиятельство, – вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но всё с своею наивною манерой, из за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. – Ах, ваше сиятельство! Как вы судите! Двух человек послать, а нам то кто же Владимира с бантом даст? А так то, хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить. Наш Богданыч порядки знает.
– Ну, – сказал свитский офицер, – это картечь!
Он показывал на французские орудия, которые снимались с передков и поспешно отъезжали.
На французской стороне, в тех группах, где были орудия, показался дымок, другой, третий, почти в одно время, и в ту минуту, как долетел звук первого выстрела, показался четвертый. Два звука, один за другим, и третий.
– О, ох! – охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. – Посмотрите, упал один, упал, упал!
– Два, кажется?
– Был бы я царь, никогда бы не воевал, – сказал Несвицкий, отворачиваясь.
Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.
– Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих.
Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили.
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…
В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно тревожное впечатление.
«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.
Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг"ат, понюхал пог"оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.
28 го октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой и главными силами французов. 30 го он атаковал находившуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее. В этом деле в первый раз взяты трофеи: знамя, орудия и два неприятельские генерала. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов. Несмотря на то, что войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными; несмотря на то, что на той стороне Дуная были оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля; несмотря на то, что большие госпитали и дома в Кремсе, обращенные в лазареты, не могли уже вмещать в себе всех больных и раненых, – несмотря на всё это, остановка при Кремсе и победа над Мортье значительно подняли дух войска. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные, хотя и несправедливые слухи о мнимом приближении колонн из России, о какой то победе, одержанной австрийцами, и об отступлении испуганного Бонапарта.

Банкнотная бумага (музей Гознака)

«Гознак» в настоящее время является единственным производителем денежных знаков и монет России, а также государственных наград, медалей, орденов, значков, почтовых марок, открыток, бланков для официальных документов и т.д. В него входят: Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы; фабрики фабрики в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Краснокамске; Московская типография и НИИ Гознака.

Руководство «Гознака» занимается организацией производства на подконтрольных предприятиях, а заказы всех монет и банкнот осуществляет Банк России, не имеющий прямого контроля со стороны государства. Кроме этого, заказы на выпуск другой продукции могут осуществляться на государственном уровне, или от частных лиц.

Официально предприятие считается акционерным обществом, но всеми акциями владеет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, то есть фактически его можно назвать государственным. Однако не следует принимать за государственные выпуски абсолютно все изделия с логотипом «Гознака». Среди монет в подарочной упаковке и наборов, которых в последнее время появилось великое множество, только те следует считать официальными, заказ на которые выполнил Банк России. Остальные являются не более чем официальными сувенирами «Гознака».

История

21 августа 1818 года по указу Александра I в Санкт-Петербурге для замены старых ассигнаций новыми создаётся Экспедиция заготовления государственных бумаг. В её обязанности входит изготовление бумаги, разработка рисунков банкнот, штампов, а также производство бумажных денег. Позднее выполняется печать марок, облигаций, документов и т.д. Наладкой оборудования занимался инженер итальянского происхождения А. Бетанкур, который стал первым руководителем предприятия. Здание на берегу реки Фонтанки используется до сих пор по прямому назначению. Монетные дворы тогда контролировались Министерством финансов и не относились к Экспедиции. К началу XX века предприятие уже включало Московскую, Петроградскую, Пензенскую и Ростовскую печатные фабрики.

В 1919 году, в связи с подготовкой выпуска первых советских денег, предприятие переезжает в Москву, а название изменяется на «Гознак». В 1942 году в корпусах «Гознака» в Москве образован Московский монетный двор , с этого времени «Гознак» стал отвечать и за производство монет, к нему присоединяется Ленинградский монетный двор . То есть предприятие становится единственным производителем всех денег, облигаций, бланков документов, марок, значков, наград и т.д.

В 2005 году «Гознак» становится федеральным государственным унитарным предприятием, а с 2008 относится к числу стратегических предприятий. С 5 июня 2014 года указом президента преобразовано в акционерное общество, но все акцизы принадлежат Федеральному агентству.

Современное производство


Материал для банкнотной бумаги (музей Гознака)

В настоящее время на «Гознаке» печатаются паспорта, нотариальные и другие бланки (об этом имеется пометка мелким шрифтом), выпускаются банкноты, монеты, марки, а также различная сопутствующая продукция по государственным и частным заказам. Изготавливаются деньги для многих других стран. Например, за 2014 год на экспорт поставлено 3400 тонн бумаги и более миллиарда банкнот. С недавнего времени стали производить электронные карты для телефонов. Выпуск почтовых конвертов и открыток прекращён.

В НИИ Гознака постоянно ведутся разработки новых средств защиты денег и документов от подделки, модернизируются технологии печати. Ежегодно выпускаются пробные купюры без номинала , которые имеют красочное оформление и демонстрируют новые средства защиты. Такие образцы поступают на различные выставки, где периодически становятся победителями.

Филиалы «Гознака»


Клише для 1000-рублёвой купюры (музей Гознака)

1. Московский монетный двор. Выпускает почти все монеты регулярной чеканки для обращения, а также часть юбилейных и памятных монет, в том числе из драгметаллов, жетоны, значки, медали, ордена, комплектующие для монетного производства. Выполняет частные заказы, производит монеты для иностранных государств.

2. Санкт-Петербургский монетный двор. Выпускает большинство юбилейных и памятных монет из недрагоценных металлов, часть монет из драгоценных металлов, ювелирные изделия, значки, жетоны, ордена и медали. Выполняет частные заказы, производит монеты для иностранных государств.

3. Московская печатная фабрика.

4. Московская типография. Печатает почтовые марки, бланки документов, формуляры и т.д.

5. Пермская печатная фабрика. Изготавливает банкноты всех номиналов, бланки документов, паспорта и т.д.

6. Санкт-Петербургская бумажная фабрика.

7. Краснокамская бумажная фабрика. Занимается производством банкнотной бумаги, бумаги для документов. В бумагу на этапе производства внедряются водяные знаки, защитные полосы, цветные волокна и т.д.

8. НИИ Гознака. Здесь ведутся научные разработки, которые в дальнейшем могут быть воплощены при производстве. Демонстрационные и пробные образцы выпускаются на других предприятиях.

Создание компании : в 1818 году в Санкт-Петербурге было создано предприятие при Министерстве финансов и названо «Экспедиция заготовления государственных бумаг».

После революции оно было переименовано в «Гознак», это название сохранилось по сей день.

На предприятиях «Гознака» печатались бланки документов единого образца - свидетельства о рождении, паспорта, бланки дипломов и свидетельств. Знаки почтовой оплаты, марки и конверты также ранее выпускались «Гознаком». На данный момент в предприятие входит восемь производств-филиалов, в том числе Московский монетный двор.

Предприятие выпускает монеты и банкноты, сим-карты к мобильным телефонам, элементы защиты продукции (голограммы и водяные знаки).

Сфера деятельности : изготовление монет и орденов, государственных знаков, защищенных и промышленных бумаг, идентификационных документов, пластиковых карт.

Полное название : федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак».

Штаб-квартира «Гознака» находится в Москве. Предприятие является режимным стратегически важным объектом, относится к федеральной собственности России.

«Гознак» в лицах

Генеральный директор - Аркадий Трачук.

Экспедиция заготовления государственных бумаг приближалась к своему столетию, будучи первоклассно оснащенным предприятием с богатыми традициями. В годы Первой мировой войны ее работа стала более напряженной – объем бумажных денег многократно вырос.

Размен бумажных денег на золотую монету был отменен. Постепенно золотая, серебряная, а затем и медная монеты исчезали из обращения. Назревал разменный кризис: разменять бумажные деньги было не на что. Уже в конце 1915 г. начались попытки его преодоления – были выпущены деньги-марки, а затем разменные казначейские знаки мелких номиналов.

Р. Г. Заррин. Эскиз облигации государственного военного займа, утвержденный министром финансов П. Л. Барком. 1915 г.


Разменная марка образца 1915 г. достоинством 1 копейка (лицевая сторона)


Разменная марка образца 1915 г. достоинством 1 копейка (оборотная сторона)

К 1917 году в повседневной жизни использовались лишь бумажные деньги, которые постепенно обесценивались.

После Февральской революции были выпущены новые банкноты достоинством 1000 и 250 рублей. На 1000-рублевой банкноте помещалось изображение Таврического дворца, где заседала Государственная дума, поэтому в народе эти деньги тут же позвали «думками». Интересно, что в их оформлении использована свастика. Это «наследство» заказа банкнот для Монгольского банка, поступившего в ЭЗГБ незадолго до революции. Заказ выполнен не был, но клише, заготовленные для монгольских банкнот, были использованы при создании новых российских денег.


Р. Г. Заррин. Проектный рисунок государственного кредитного билета достоинством 25 рублей. 1917 г (лицевая сторона)


Р. Г. Заррин. Проектный рисунок государственного кредитного билета достоинством 25 рублей. 1917 г (оборотная сторона)


Государственный кредитный билет образца 1917 г. достоинством 1000 рублей (лицевая сторона)


Государственный кредитный билет образца 1917 г. достоинством 1000 рублей (оборотная сторона)

В 1917 году, перед самым октябрем были выпущены разменные казначейские знаки достоинством 20 и 40 рублей – знаменитые «керенки», название которых стало нарицательным для обозначения ничем не обеспеченных банкнот.

В 1918 году Экспедиция готовилась торжественно отметить свое столетие, несмотря на кризис, всё более захлестывавший Петроград и страну. Однако эпоха брала свое, и юбилей получился не таким громким, как планировалось изначально. В том же году часть ЭЗГБ была эвакуирована в Пензу, а после восстания Чехословацкого корпуса большую часть оборудования ЭЗГБ перевезли из Пензы в Москву.


Г. Г. Рейндорф, М. Антонов. Эскиз памятного жетона к 100- летию ЭЗГБ. 1918 г.


Р. Г. Заррин. Эскиз логотипа ЭЗГБ для юбилейного издания к ее столетию. 1918 г.


Р. Г. Заррин. Эскиз медали в память столетия ЭЗГБ. 1918 г.

В 1919 году был образован Гознак – Управление фабриками по заготовлению государственных знаков, объединившее Московскую, Петроградскую и Пензенскую фабрики. В том же году выпустили первые общероссийские денежные знаки с советской символикой. Назывались они расчетными знаками (в обиходе употреблялось собирательное название «совзнаки») и содержали символы и лозунги нового государства. Эти деньги стремительно обесценивались, поскольку их количество достигло огромных размеров. Это подстегнуло инфляцию и рост цен: в 1921 – 1922 годах счет денег шел на миллионы и миллиарды.

Кризис денежного обращения усугубляло множество фальшивок, а также так называемых «денежных суррогатов» – чеков, бон и т. д. Гражданская война породила такое явление, как «деньготворчество»: свои банкноты печатали местные «белые» и «красные» власти, и даже правления потребительских обществ и магазинов. Только в 1922 году, когда Гражданская война, в основном, закончилась, денежная система начала оправляться от хаоса. Начался новый период – Новая экономическая политика (НЭП), для проведения которой нужна была устойчивая денежная система. Были проведены две деноминации (в 1922 и 1923 годах) и начат выпуск советских червонцев – новых денег, обеспеченных золотом. Бумажные деньги более ранних образцов отошли в прошлое, а вскоре в обращение вернулись монеты и твердые бумажные деньги.

В первые послереволюционные годы фабрики Гознака выполняли важнейшие государственные заказы, работая с полной отдачей сил. В стране продолжался денежный кризис, банкноты печатались огромными тиражами. Кроме того, нужно было налаживать (а по сути – заново организовывать) производство, приспосабливаться к новым условиям.

К 1920-м годам Гознак, как Экспедиция до революции, стал синонимом высочайшего качества полиграфической продукции (монетные дворы войдут в его состав только в военные годы).


Проектный рисунок государственного кредитного билета достоинством 15 рублей с правками Н. Н. Крестинского. 1918 г.


Г. Г. Рейндорф. Эскиз расчетного знака РСФСР достоинством 500 рублей. 1920 г.


Г. Г. Шмидт. Проектный рисунок государственного кредитного билета РСФСР. 1922 г.

Первые советские монеты были отчеканены еще в 1921 году, однако в обращение были выпущены почти через три года – в начале 1924-го, в ходе завершающего этапа денежной реформы, оздоровившей и унифицировавшей денежное обращение в стране. В середине 1920-х годов начался переход на более экономичные и износостойкие сплавы. В 1923 году были отчеканены советские золотые червонцы, которые соответствовали по своим параметрам царским десятирублевым монетам. В обращение они не выпускались, а использовались для внешнеторговых операций.

Банкноты, выпускавшиеся в те годы, отличаются большим разнообразием. Художники Гознака постоянно работали над улучшением их оформления. Именно в те годы взошла звезда Ивана Ивановича Дубасова – художника, создавшего эскизы большинства советских бумажных денег. Банкноты мелких номиналов назывались государственными казначейскими билетами, крупных (от червонца, т. е. 10 рублей) – билетами Госбанка СССР.


Иван Иванович Дубасов. Фото. 1920-е гг.


А. Якимченко. Проект банкноты достоинством 1 рубль. 1923 г.


Червонец 1925 г. Пробная монета. Золото (лицевая сторона)


Червонец 1925 г. Пробная монета. Золото (оборотная сторона)


Пол копейки 1928 г. Медь (лицевая сторона)


Пол копейки 1928 г. Медь (оборотная сторона)

В 1920-х годах проектировали купюры с портретами В. И. Ленина, М. И. Калинина и даже… П. А. Алексеева – рабочего-революционера 1870-х годов. Однако это были только проекты. Лишь в 1937 году на советские банкноты поместили изображение В. И. Ленина, и оно станет обязательным оформлением всех билетов Банка СССР крупных номиналов до 1992 года. Интересно, что в годы войны разрабатывали банкноты с портретами революционеров, ученых и полководцев, но до выпуска их в обращение так и не дошло.


В. К. Куприянов. Проект билета Государственного банка СССР достоинством 10 червонцев с изображением П. А. Алексеева. 1924 г.


Пробный оттиск государственного казначейского билета СССР достоинством 5 рублей с портретом С. Халтурина. 1925 г.


Вид Московской печатной фабрики Гознака. Фотография. 1928 г.


Образец государственного казначейского билета СССР достоинством 5 рублей, утвержденный председателем СНК СССР В. М. Молотовым. 1938 г (лицевая сторона)


Образец государственного казначейского билета СССР достоинством 5 рублей, утвержденный председателем СНК СССР В. М. Молотовым. 1938 г (оборотная сторона)


И. И. Дубасов. Проектный рисунок билета Государственного банка СССР достоинством 10 червонцев с портретом Ф. Э. Дзержинского. 1940 г.


И. И. Дубасов. Проектный рисунок билета Государственного банка СССР достоинством один червонец с портретом Александра Невского. 1942 – 1943 гг (лицевая сторона)


И. И. Дубасов. Проектный рисунок билета Государственного банка СССР достоинством один червонец с портретом Александра Невского. 1942 – 1943 гг (оборотная сторона)

В 1947 году была проведена послевоенная денежная реформа, которая во многом носила конфискационный характер: ее проводили по сложной схеме, направленной на изъятие излишков денег, выпущенных в годы войны. Были выпущены новые банкноты, монеты остались без изменения.


Пробный оттиск билета Государственного банка СССР достоинством 250 рублей образца 1947 г (лицевая сторона)


Пробный оттиск билета Государственного банка СССР достоинством 250 рублей образца 1947 г (оборотная сторона)

Наконец, в 1961 году, после долгой подготовки, была проведена очередная реформа. В обращение поступили новые банкноты (уменьшенного размера) и монеты. Интересно, что разработка монета образца 1961 года велась несколько лет. Свидетельство этой разработки – редкие пробные монеты 1956 и 1958 годов из разных металлов, в том числе – из алюминия.


5 рублей 1956 г. Пробная монета. Алюминий (лицевая сторона)


5 рублей 1956 г. Пробная монета. Алюминий (оборотная сторона)


Монеты 1958 г. в футляре с подписью министра финансов СССР А. Г. Зверева.


1/2 копейки 1961 г. Пробная монета. Латунь (лицевая сторона)


1/2 копейки 1961 г. Пробная монета. Латунь (оборотная сторона)

Банкноты и монеты 1961 года обращались в течение трех десятилетий. В эти годы была возобновлена практика чеканки памятных монет. Первой такой монетой стал рубль, выпущенный к 20-летию победы в Великой Отечественной войне в 1965 году. Важной вехой стала чеканка монет из серебра, золота и платины, посвященных московской олимпиаде 1980 года.


Пробная памятная монета достоинством 100 рублей, выпущенная к 100-летию В. И. Ленина. Золото (лицевая сторона)


Пробная памятная монета достоинством 100 рублей, выпущенная к 100-летию В. И. Ленина. Золото (оборотная сторона)


Пробный оттиск государственного казначейского билета достоинством 3 рубля. 1970 г.

Последние советские монеты и банкноты были выпущены в 1991 – 1992 годах, когда в условиях нараставшей инфляции потребовались банкноты крупных достоинств – 200, 500 и 1000 рублей.

Все денежные реформы требовали от Гознака большой концентрации сил, самоотверженной напряженной работы. Несмотря на трудности, заказы правительства выполнялись в срок.


Пробная памятная монета «Михаил Горбачев. Гласность. Перестройка». Золото. 1990 г (лицевая сторона)


Пробная памятная монета «Михаил Горбачев. Гласность. Перестройка». Золото. 1990 г (оборотная сторона)


Пробный оттиск билета Государственного банка СССР достоинством 25 рублей образца 1991 г.

К началу 1940-х годов Гознак выпускал самую разную продукцию: банкноты и облигации, паспорта и марки, орденские книжки и дипломы. В его составе были Московская печатная фабрика, Ленинградская бумажная фабрика и бумажная фабрика, открытая в 1937 году в Краснокамске (тогда – Молотовской, а ныне – Пермской области). Фабрика в Пензе была закрыта еще в первые послереволюционные годы.

22 июня 1941 года навсегда изменило жизнь СССР. Гознак, как и вся страна, перестраивался, вставал на военные рельсы. В первые месяцы войны Ленинградский монетный двор – единственный тогда изготовитель монет и наград – был включен в систему Гознака, а вскоре частично эвакуирован в Краснокамск, разместившись в помещении бумажной фабрики. В 1942 году был основан монетный двор в Москве, где освоили производство наград. Монетный двор в Ленинграде возобновил работу в 1943 году, и первой его продукцией стала медаль «За оборону Ленинграда».


Медаль «За оборону Ленинграда». 1943 г (лицевая сторона)

Медаль «За оборону Ленинграда». 1943 г (оборотная сторона)

Ленинградская бумажная фабрика (бывшая Экспедиция заготовления государственных бумаг) в годы войны выпускала противоипритную бумагу, пищевую целлюлозу и даже корпуса от мин.

Часть Московской печатной фабрики была эвакуирована в Краснокамск, часть – в Ташкент. Однако уже в начале 1942 года в Москве стали готовиться к выполнению важного правительственного заказа – выпуска облигаций государственного военного займа. Печатала фабрика и другие непривычные для мирного времени документы – продовольственные карточки, пропуска на право проезда по Москве после объявления сигнала воздушной тревоги и пр. По заказам наркомата почт и телеграфов выпускали почтовые марки, бланки открытых писем уже новой – военной – тематики.

Конец войны ознаменовался для Гознака новыми заказами и заботами. Постепенно вырисовывались контуры будущей послевоенной денежной реформы, и нужно было налаживать выпуск новых банкнот; нужно было безотлагательно изготовить денежные знаки для освобожденных Красной Армией стран Европы, для советской оккупационной зоны в Германии. В 1945 году монетные дворы Гознака изготовили первые образцы школьных медалей и академических нагрудных знаков, продолжая при этом усиленный выпуск орденов и медалей: награды должны были вручаться героям отгремевшей войны. К 1946 году Гознак постепенно вернулся к мирной жизни: было ликвидировано монетно-орденское производство в Краснокамске, восстановлен Ленинградский монетный двор, Московской печатная и Ленинградская бумажная фабрики. В те же годы начали работу Московская типография и Научно-исследовательский институт Гознака. Впереди был новый большой заказ: нужно было разрабатывать и заранее напечатать банкноты, для выпуска в обращение после будущей денежной реформы. Ее провели в 1947 году, за две недели обменяв старые советские банкноты 1922 – 1938 годов на новые.


М. А. Шепилевский. Утвержденный эскиз ордена Нахимова I степени. 1944 г.


Монета достоинством 10 копеек 1942 г.


Орден Суворова I степени. Образец. 1945 г.


Малая грамота награжденного орденом «Победа». Образец. 1945 г.


И. И. Дубасов. Пробный оттиск облигации «Займа победы», выпущенной под другим названием. 1945 г.


Приглашение на вечер, посвященный 125-летию Гознака. 1943 г.

С конца 1950-х годов в жизни страны и в работе Гознака появилась новая тема: космос. В 1961 году, когда состоялся полет Юрия Алексеевича Гагарина, Гознак изготовил для него персональную грамоту летчика-космонавта СССР, нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР» и удостоверение к нему. Грамота была помещена в папку, отделанную кожей небесно-голубого цвета.


Приглашение на демонстрацию на Красной площади, посвященную первому полету человека в Космос 14 апреля 1961 г. Образец.


Грамота летчика-космонавта СССР, врученная Ю. А. Гагарину. Образец. 1961 г.

Приглашения на торжественные встречи экипажей космических кораблей тоже печатались здесь. Монетными дворами и фабриками Гознака было выпущено множество нагрудных знаков, сувенирных значков, медалей, открыток, плакатов, марок, связанных с космосом. У Гознака стало для этого больше возможностей, чем было прежде: в 1964 году вступила в строй Пермская печатная фабрика Гознака, которая стала выпускать конверты, открытки и другую продукцию.

Особая продукция монетных дворов Гознака – космические вымпелы: специальные медали или плакетки для автоматических межпланетных станций. Они отправлялись вместе со станциями как опознавательные знаки страны. На них, как правило, изображался государственный герб СССР (затем – РФ), название станции, дата полета.


В. А. Ермаков. Эскиз памятной монеты к 50-летию советской власти. 1966 г.


Поздравительная карточка ко Дню космонавтики. 1964 г.


Почтовая марка, посвященная ветерку и Угольку – собакам, побывавшим в Космосе. Образец. 1966 г.

Гознак увековечивал не только космические, но и спортивные достижения, выпуская нагрудные знаки, медали, дипломы участников соревнований и членов спортивных делегаций.

В конце 1970-х годов Ленинградский и Московский монетные дворы выпустили целую серию памятных монет, посвященных московской олимпиаде 1980 года. Также монетные дворы отчеканили наградные медали этих игр, а Московская печатная фабрика отпечатала удостоверения делегатов, пропуска на церемонии открытия и закрытия Игр.


Наградные медали Игр XXII Олимпиады в Москве 1980 г.


Пропуск на церемонию закрытия XXII Олимпийских игр в Москве. 1980 г.


Почтовый блок серии «Россия. XX век. Спорт». 2000 г.

После распада СССР предприятиям Гознака пришлось срочно налаживать выпуск новой продукции. Гознак разрабатывал новую символику России для помещения на банкнотах и монетах. 1990-е годы были сложным периодом в жизни страны и в жизни Гознака. Предприятия работали в полную силу, обеспечивая страну банкнотами и монетами.

Первой банкнотой с символикой Российской Федерации стали 5000 рублей образца 1992 года. В 1992 – 1993 годах появились новые российские монеты и банкноты номиналом от 1 до 50 000 рублей. Тогда же прекратили хождение денежные знаки Советского Союза.


Пробный оттиск билета Банка России достоинством 100 000 рублей образца 1993 г.

Первые деньги Российской Федерации отражали инфляцию, которая была яркой приметой того времени и закономерным следствием кризиса российской экономики. Самая крупная купюра в 1991 году – 1000 рублей, в 1992 – 10 000, в 1993 – 50 000, в 1999 – 500 000 рублей. Тем самым удалось побить «рекорд» 1921 года, когда выпустили самую крупную купюру РСФСР – 100 000 рублей.


1000 рублей 1995 г. Медно-никелевый сплав. Пробная монета 28 мм (лицевая сторона)


1000 рублей 1995 г. Медно-никелевый сплав. Пробная монета 28 мм (оборотная сторона)


Билет Банка России достоинством 500 000 рублей образца 1995 г (лицевая сторона)


Билет Банка России достоинством 500 000 рублей образца 1995 г (оборотная сторона)

Именно в девяностые годы появились первые банкноты с изображением достопримечательностей российских городов.

Они вышли в обращение в 1995 году, а в январе 1998 с них «исчезли» три ноля – в стране была проведена деноминация, и тысяча старых рублей стала равняться новому рублю.

Были выпущены новые монеты и банкноты, которые находятся в обращение и сегодня. В период подготовки деноминации была выпущена пробная серия монет с изображением самых известных памятников России – «Медного всадника», памятника Тысячелетию России, памятника Минину и Пожарскому. Однако эти монеты так и остались в проекте. В январе 1998 года в обращение были выпущены другие монеты – с изображением Георгия Победоносца, которыми мы пользуемся и сегодня.



Пробные монеты 1995 – 1998 гг.


Пробные монеты 1995 – 1998 гг.


Пробные монеты 1995 – 1998 гг.


Пробные монеты 1995 – 1998 гг.


Пробные монеты 1995 – 1998 гг.


Неутвержденный вариант оформления билета Банка России достоинством 5000 рублей образца 1997 г.

В конце 1990-х годов вновь возродилась традиция выпуска памятных монет в широкое обращение – первой такой монетой стал рубль к 200-летию А. С. Пушкина. Затем появились целые серии монет разных номиналов, посвященных памятным датам и событиям. Некоторые из выпущенных за последние четверть века памятных монет них получили призы на международных конкурсах.

В 1992 – 1995 годах памятные монеты чеканились не только из серебра и золота, но также из платины и палладия. Сегодня для чеканки памятных монет используются серебро, золото и недрагоценные металлы.

В 2014 произошло знаковое событие для российской бонистики: впервые была выпущена памятная банкнота. Эта банкнота (ее номинал – 100 рублей) была посвящена Олимпийским играм в Сочи. Следующая памятная банкнота, тоже 100-рублевая, вышла в 2015 году – в честь воссоединения Крыма с Россией.

В 2017 году Банк России выпустил новые банкноты достоинством 200 и 2000 рублей. При сохранении общей идеи «городской» серии дизайн новых денежных знаков отличается от предыдущих. Впервые города для новых банкнот выбирались путем всенародного голосования в Интернете, и победителями стали символы Севастополя и Дальнего Востока.

Новые банкноты являются по-настоящему инновационными: для их изготовления и защиты использованы самые современные разработки. В частности, банкнота номиналом 200 рублей напечатана на специальной бумаге с применением технологий, позволяющих увеличить ее срок обращения.

Также в 2017 году АО «Гознак» вышло на рынок IT-решений, ориентированных на конечных пользователей: компания разработала мобильное приложение «Банкноты 2017», которое позволяет при помощи видеокамеры смартфона провести предварительную проверку на подлинность банкнот новых номиналов.

В 2018 году по заказу Банка России Гознак разработал и отпечатал тираж первой в российской истории банкноты на полимерном субстрате – памятной банкноты, посвященной Чемпионату мира по футболу в России.


Банкнота Банка России достоинством 100 рублей, выпущенная в память Олимпийских игр в Сочи. 2014 г (лицевая сторона)


Банкнота Банка России достоинством 100 рублей, выпущенная в память Олимпийских игр в Сочи. 2014 г (оборотная сторона)


Билет Банка России образца 2017 г. номиналом 2000 рублей (лицевая сторона)


Билет Банка России образца 2017 г. номиналом 2000 рублей (оборотная сторона)

Важнейшей продукцией ЭЗГБ – Гознака всегда были защищенные документы – облигации и ассигновки, паспорта и свидетельства, удостоверения и пропуска. Для их производства использовалась металлография, орловская печать бумага с водяными знаками. ЭЗГБ выпускала гербовую бумагу для официальных документов, актовую и вексельную бумагу, бланки подорожных и квитанций. После реформ Александра II многократно возросли заказы на акции и облигации. В годы Первой мировой войны были выпущены несколько серий военных займов, красиво и необычно оформленных.


Погрузка облигаций на Московской фабрике Гознака. Фотография. 1920-е гг.

После 1917 года защищенных документов стало еще больше. К тому же именно Гознак разрабатывал новую государственную символику, в частности – рисунок герба СССР. В его создании принимали участие несколько художников – В. П. Корзун, В. Н. Адрианов и И. И. Дубасов, сделавший в 1923 году окончательный вариант рисунка. Памятные людям старшего поколения облигации советских государственных займов тоже печатали фабрики Гознака. При всей неоднозначной роли, которую они играли в советской повседневности, они представляют собой замечательные памятники работы художников Гознака – И. И. Дубасова, С. А. Поманского и других.


Облигация Второго государственного военного займа. Образец. 1943 г.

В 1932 году в СССР были впервые введены единые «внутренние» паспорта. Разработку паспортных книжек поручили Гознаку. Именно здесь были созданы эскизы а затем и первые образцы этих документов. До этого в СССР существовали только дипломатические и заграничные паспорта, бланки которых тоже разработали специалисты Гознака. Внешний вид «внутренних» советских паспортов несколько раз менялся, последний раз – в 1974 году. Через 18 лет после этого в советские паспорта стали вклеивать особые бланки о гражданстве Российской Федерации, отпечатанные Московской типографией Гознака, а еще через несколько лет началось производство российских паспортов.


Эскиз водяного знак для дипломатического паспорта СССР. 1920-е гг.


Первый единый паспорт СССР. Образец. 1933 г.

Кроме паспортов, Гознак выпускал и другие важные документы – бланки свидетельств, дипломов, сберегательных книжек, партийных и комсомольских билетов. Среди них были удостоверения и пропуска должностных лиц, изготавливавшиеся по заказам высших государственных учреждений – Совета народных комиссаров (позднее – Совета Министров), Центрального исполнительного комитета (позднее – Верховного Совета) СССР и союзных республик, высших партийных органов. В 1991 году Гознак выпустил невиданный доселе документ – удостоверение для первого и, как оказалось, последнего Президента СССР М. С. Горбачева. А еще ранее фабрики Гознака неоднократно изготавливали небольшими тиражами визитные карточки для руководителей страны – К. Е. Ворошилова, Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева и других.


Накладная печать Президиума Верховного Совета СССР для грамот. 1954 г.


Удостоверение члена ЦК КПСС Е. А. Фурцевой. Образец. 1956 г.


Эскиз пропуска в Кремль и здания правительства СССР. 1950-е гг.


Удостоверение министра обороны СССР маршала Р. Я. Малиновского. Образец. 1958 г.


Визитные карточки Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева, К. Е. Ворошилова


Удостоверение водителя троллейбуса. Образец. 1957 г.


Удостоверение Президента СССР М. С. Горбачева. Образец. 1990 г.


Вкладыш гражданина Российской Федерации в паспорт СССР. Образец. 1992 г.

История российской наградной системы уходит корнями в XVI век. Именно тогда появились первые «золотые» – особые монеты, которыми награждали за ратные подвиги. Однако разветвленная система наград начала складываться лишь в петровское время. К началу XX века она была полностью сформирована и включала в себя ордена, медали, нагрудные знаки и прочие строго регламентированные поощрения.

До 1917 года Санкт-Петербургский монетный двор не выпускал ордена – их делали по заказам в частных мастерских. Зато на СПМД чеканилась большая часть наградных медалей и знаков отличия. Революция изменила этот порядок, и в 1920-е – 1930-е годы были заложены основы советской наградной системы – учреждены общесоюзные ордена Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Ленина, Красной Звезды, Знак Почета; высшие степени отличия СССР – звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.


Грамота, выданная кавалеру ордена Красного Знамени Демьяну Бедному. Образец. 1922 г

Уже тогда проявилась яркая особенность этой системы – каждой боевой награде соответствовал трудовой «аналог». Новые ордена разрабатывали художники Гознака и Ленинградского монетного двора (он войдет в состав Гознака в годы Великой Отечественной войны). Например, орден Ленина первого типа был создан на основе эскизов И. И. Дубасова по макетам скульпторов И. Д. Шадра и П. И. Таежного. А в 1934 году первый тип ордена заменят на второй, автором которого будет другой известный художник – выдающийся петербургский-ленинградский медальер А. Ф. Васютинский.


И. И. Дубасов. Эскиз ордена Ленина. 1930 г.


Образцы орденов Ленина. 1930 – 1960-е гг.


В. К. Куприянов. Проектный рисунок ордена Красной Звезды, утвержденный А. С. Енукидзе. 1931 г.

Война потребовала новых наград, и они появились уже в 1942 году. Учреждаются медали за оборону, затем за освобождение и, наконец, за взятие городов; медали за победу над Германией и Японией, орден Отечественной войны, орден Славы, орден Победы и целая группа так называемых «полководческих» орденов, вручавшихся командирам Красной Армии и названных в честь русских полководцев и флотоводцев. В фондах Гознака сохранились уникальные утвержденные эскизы наград, их опытные образцы и неутвержденные варианты, например – проекты медалей за участие в Советско-финской войне 1939 – 1940 годов и за беспорочную службу в Красной Армии.

Кроме самих наград, Гознак выпускал документы к ним. Среди них есть интереснейшие памятники нашей истории: орденские книжки и грамоты первых героев Советского Союза, орденские книжки награжденных орденом «Победа», грамота Генералиссимуса СССР. В 1965 году были выпущены грамоты городов-героев и крепостей-героев, и в их числе – грамота городу-герою Ленинграду. Эти документы печатались на бумаге лучшего качества и помещались в папки, обитые кожей безупречной выделки, украшенные золотым тиснением.


Грамота, выданная городу-герою Ленинграду. Образец. 1965 г.


Неутвержденный вариант ордена Трудовой Славы. 1968 г.


Неутвержденный вариант медали «Ветеран Труда». 1973 г.

История монет неразрывно связана с историей медальерного искусства. Когда-то в коллекционеры даже не делали особой разницы между монетами и памятными медалями. До нас дошли блестящие результаты труда древних художников-медальеров – античные монеты. С наступлением эпохи Ренессанса в Европе распространилась мода и на памятные медали.

До XVIII века медальерного искусства, сходного с европейским, в России не было. Все изменилось с приходом Петровской эпохи. Из Европы в Россию постепенно начала приходить мода на красивые памятные медали. Оформление монет существенно усложнилось – на них появились портреты монархов, геральдические композиции и т. п. Все это предопределило развитие искусства медали в России. Интенсивно работали российские резчики; из-за границы приглашались известные медальеры, в том числе специалисты с мировым именем, например – Жак-Антуан Дасье, Иоганн-Карл Гедлингер. Они не только резали штемпели, но и обучали своему мастерству российских учеников.

Постепенно российская медаль стала в один ряд с европейской, и конец XVIII – первую треть XIX века можно назвать временем расцвета российской медали. Оно связано с именами Тимофея Иванова, Карла Леберехта, Федора Толстого, Герниха Губе, Павла Уткина и многих других. Следующий подъем российская медаль переживала на рубеже XIX и XX веков, с развитием стиля модерн в мировом искусстве. В XX веке российское медальерное искусство знало и взлеты, и падения, но она всегда опиралось на богатый опыт и традиции, заложенные несколькими поколениями художников-медальеров, работавших в России на протяжении нескольких столетий.

Традиции оформления бумажных денег не столь давние. Первые ассигнации вообще походили скорее на заполненные бланки, чем на деньги. В 1866 году на российских банкнотах впервые появились портреты российских государей, а в 1887 году была выпущена серия новых купюр в модном тогда «русском стиле», разработанная Н. В. Набоковым. Проекты денежных знаков и другой продукции для ЭЗГБ выполняли выдающиеся художники – М. О. Микешин, А. И. Шарлемань, И. Я. Билибин, Р. Г. Заррин, В. К. Куприянов. Они создали замечательные проектные рисунки денежных знаков, почтовых марок, иллюстрации для изданий ЭЗГБ.

Советская эпоха «в банкнотном» искусстве неразрывно связана с именем Ивана Ивановича Дубасова – многолетнего главного художника Гознака, который был автором проектов многих советских денежных знаков, наград, почтовых марок и пр. До наших дней дошло множество проектов, подписанных его именем.


Штемпель аверса пробной рублевой монеты с портретом императора Николая I. 1827 г. Я. Я. Рейхель


Штемпель медали «Геркулес, убивающий гидру». 1888 г. А. Ф. Васютинский.


Памятная монета достоинством 1 рубль, отчеканенная в честь открытия Александровской колонны в Санкт-Петербурге в 1834 г.


Н. И. Пискарев. Проект монеты СССР достоинством 1 копейка. 1925 г (оборотная сторона)


Т. К. Сейфулин. Проектный рисунок билета Банка России достоинством 1000 рублей с портретом М. В. Ломоносова. 1995 г.

гознак

ГОЗНАК (Главное управление производством государственных знаков, монет и орденов) (б. Экспедиция заготовления государственных бумаг) основан в 1818 в Санкт-Петербурге; в 1919 переведен в Москву. Объединяет бумажные и печатные фабрики, изготавливающие банковские билеты, документы строгого учета, высокохудожественные издания, специальные и высокосортные бумаги; монетные дворы, чеканящие монеты, ордена, награды и памятные медали.

Гознак

Главное управление производством государственных знаков, монет и орденов министерства финансов СССР. Объединяет бумажные и печатные фабрики, изготавливающие денежные билеты и документы строгого учёта (облигации займов, чеки, аккредитивы, сберегательные книжки, лотерейные билеты, знаки почтовой оплаты и др.), а также высокохудожественные издания, специальные и высокосортные бумаги; монетные дворы, изготавливающие разменную монету, ордена, наградные и памятные медали. При Петре I с организацией в 1724 Петербургского монетного двора (ныне Ленинградский монетный двор) централизована чеканка монеты в России, а также начато изготовление различных жетонов и медалей, предназначенных для награждения. В 1818 организована Экспедиция заготовления государственных бумаг, находившаяся в ведении министерства финансов. В экспедиции впервые в истории полиграфической техники русский академик Б. С. Якоби при изготовлении печатных форм применил изобретённую им в 1838 гальванопластику. В 90-х гг. 19 в. сотрудником экспедиции И. И. Орловым был изобретён и разработан новый способ печати, получивший название «орловская печать»; им же были сконструированы многокрасочные машины, послужившие прототипом современных многокрасочных машин. Машины Орлова и разработанный им способ печати применяются в ряде стран.

После победы Октябрьской революции Экспедиция заготовления государственных бумаг была реорганизована (1919) в Управление производством государственных знаков. В 1941 в состав Г. вошёл Монетный двор. Г. имеет Всесоюзный Научно-Исследовательский институт (Москва). В Г. в 1920-х гг. работал виднейший советский скульптор И. Д. Шадр, по рисункам которого были созданы одни из первых образцов денежных знаков в СССР. В 50≈60-х гг. 20 в. благодаря изобретению механиком Московской печатной фабрики Гознака В. А. Олейником оригинального счётного устройства и последующим разработкам ВНИИ Гознака печатные и бумажные фабрики, а также монетные дворы Г. были оснащены счётными машинами.

Н. П. Хрушков.

Википедия

Гознак

Акционерное общество «Гознак» (прежние названия - Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг ; Главное управление производством государственных знаков, монет и орденов ; Объединение государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации , Федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак» ) - российское предприятие, занимающееся исследованиями, разработкой и производством в области государственных знаков.

В настоящее время представляет собой акционерное общество, единственным акционером которого является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Имеет восемь филиалов - семь производственных предприятий (Московская печатная фабрика , Московская типография , Московский монетный двор, Санкт-Петербургский монетный двор, Санкт-Петербургская бумажная фабрика, Пермская печатная фабрика, Краснокамская бумажная фабрика) и один научно-исследовательский институт.

Примеры употребления слова гознак в литературе.

Это касается позиции России в отношении Гохрана, Гознака , имущества ликвидируемого Министерства юстиции СССР, а также монополии на внешнеэкономическую деятельность.

Но жечь все-таки предпочитаем старые купюры с Гознака - из уважения к человеческому труду.