Моя гражданская позиция и гражданская активность белгородцев. Гражданская позиция - это что такое? Понятие активной гражданской позиции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «РГСУ»)

Факультет социального управления и социологии

Кафедра государственного, муниципального управления и социальной инженерии

Исследование

По дисциплине: исследование в системе государственного и муниципального управления

на тему: Гражданская активность населения: основные тенденции и факторы

Выполнили:

Студентка

3-ого курса ГМУ-ЗБ-3, з/о

Горшкова Татьяна Германовна

_____________________________

_____________________________

Проверила:

д.с.н., профессор

Фролова Елена Викторовна

___________________________

____________________________

Москва 2016 г.

Понятие активной гражданской позиции

Что такое гражданская активность? Это одна из форм общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять собственную гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, это осознание личной ответственности за благополучие государства. Слишком много сегодня происходит всего такого, что не позволяет нам остаться равнодушными, затрагивает нашу совесть и нашу гражданственность. Такого, что невозможно оставить без внимания.

Актуальность данной темы исследования:

В современных условиях российский демократический процесс во многом обусловлен несформированностью реальных институтов гражданского общества, что проявляется в отсутствии четких механизмов взаимодействия власти и таких его субъектов как некоммерческая организация, органы местного самоуправления, благотворительные фонды и пр. В сложившейся ситуации возникает потребность в выявлении всего комплекса факторов , определяющих направленность и содержание процесса становления гражданского общества, но в то же время необходимо обозначить наиболее значимый, фундаментальный для институционализации российской демократии фактор. Несмотря на то, что в советский период демократия во многом была декларативной, ее идеологические установки до сих пор влияют на характер отношений между народом и властью. В наибольшей степени это относится к реализации такого атрибута гражданского общества как гражданская активность.

Проблема данного исследования заключается в потребности исследования гражданской активности, в связи с необходимостью создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти.

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России . Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу.

Следует отметить, что гражданское общество не может быть заимствовано, оно должно формироваться на основе российской традиционной культуры. Развитие культуры (в том числе и прежде всего политической) – в определенной степени стихийный процесс, сочетающий в себе элементы сознательной деятельности и случайных, непредсказуемо развивающихся явлений. Случайность развития культуры дает возможность основной массе населения приобрести собственный политический и гражданский опыт, который впоследствии воплощается в новых политических и гражданских ценностях. В то же время не исключается целенаправленное воздействие на процесс формирования гражданской политической культуры со стороны государственных структур и структур гражданского общества. Политическая и сопряжённая с ней правовая культура являются способами реализации сущностных сил человека в сфере гражданской деятельности. Политическая культура является важной составляющей духовной жизни общества, находит своё выражение в политическом сознании и гражданском менталитете. Из всего этого, можно резюмировать, что основной проблемой гражданского общества является недостаточный уровень гражданской активности населения.

В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия.

Наиболее традиционной, стала точка зрения, согласно которой "гражданское общество" появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие "гражданское общество" используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества - сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д.

Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в трех основных формах:

1) в свободной самодеятельности граждан;

2) в добровольных объединениях граждан в разнообразные негосударственные организации;

3) в развитии негосударственных общественных отношений - семейных, экономических, политических, социальных, духовных, культурных, религиозных и др. Все они направлены на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества.

Каковы же главные принципы формирования гражданского общества? Выделим их из всего множества составляющих:

Основополагающим началом является неотъемлемое право конкретного человека, индивида на личную свободу, самореализацию.

2. Принцип достаточности при определении общества как гражданского; суть его состоит в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы.

Таким образом, в современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная, многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и вмешательства государства.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правого государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная проблема актуальна для Российского государства в целом , для построения устойчивой политической системы. К тому же данная проблема будет актуальна для муниципальной власти , так как население выступает первичным субъектом местного самоуправления, для некоммерческого сектора и средств массовой информации, а также для структур, заинтересованных в расширении сферы проявления гражданской активности.

Впервые попытка сформулировать понятие «гражданская активность» была предпринята в работах Г.В.Ф. Гегеля, который предлагал рассматривать государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

М. Вебер, А. Грамши, Р. Даль, Э. Дюркгейм, К. Маркс, А. де Токвиль рассматривают феномен гражданской активности с точки зрения таких показателей, как равноправие, самоорганизация, мобилизация сил и способностей.

Ученые М.У. Фоули и Т. Каротерс внесли вклад в разработку термина «гражданская активность», под которой они понимали необходимую составляющую эффективного развития и функционирования гражданского общества, а значит и демократии.

В научном обороте имеется значительное количество работ разного уровня, посвященных гражданской активности, в их тенденциях и факторах, однако данная проблема еще не получила комплексного освещения в трудах отечественных политологов, что требует системных исследований междисциплинарного характера в данной области.

Новая информация в данном исследовании, которая будет получена:

1) Значимость работы определяется возможностью использования полученных теоретических положений для работы в современном гражданском обществе, вектора дальнейшего направления в деятельности институтов гражданской и политической социализации, прежде всего органов образования, некоммерческих организаций, молодежных организаций, средств массовой информации.

2) Материалы исследования могут представлять интерес для органов государственной власти, некоммерческого сектора и средств массовой информации, а также для структур, заинтересованных в расширении сферы проявления гражданской активности.

3) Выявленные в работе особенности, общетеоретические выводы и обобщения могут быть использованы в качестве базы для дальнейшего изучения гражданской активности.

В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.

Определение термина

Прежде чем давать определение ГП, нужно для начала выяснить, что означает термин «позиция». Позиция - это многообразное качество индивидуума, проявляющееся как в отношении человека к самому себе, так и к окружающей действительности (обществу, государству). Она включает в себя линию поведения субъекта, как социальной единицы в реализации своих жизненных приоритетов и ценностей.

Гражданская позиция - это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП - это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.

Гражданская позиция - это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.

С чего зарождается гражданская позиция?

Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.

Именно он формирует неравнодушное отношения к происходящим процессам в окружающем мире и стимулирует сознательное выполнение гражданского долга.

Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.

Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека - это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.

Формирование гражданской позиции

Формирование ГП начинается с малого. Какие-то основы и зачатки закладываются еще в раннем возрасте. Конечно, ребенок еще не в состоянии понять, что такое гражданский долг. Однако воспитывая в нем уважение к родной земле и своим согражданам, а также прививая бережное отношения к природе - родители тем самым подготавливают почву для формирования у ребенка в будущем неравнодушного отношения к происходящим вокруг событиям.

Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе - социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.

Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов - очень важный этап в формировании социально активного общества.

СМИ как важный инструмент формирования ГП

Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.

Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.

Развитие гражданской позиции

Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.

И если общество ранее не особо вдавалось в тонкости общественной и политической жизни страны, занятое удовлетворением своих насущных потребностей, то в моменты опасностей и серьёзных перемен практически никто не остаётся равнодушным к происходящим событиям.

В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.

Активная гражданская позиция

Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?

Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.

Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.

Почему важна активная гражданская позиция?

Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.

По закону каждый человек имеет право выражать свою гражданскую позицию. Каждый субъект имеет возможность принимать посильное участие в политической сфере жизни. Не нужно думать, что всё уже решено свыше и твое мнение ни на что не может повлиять. Необходимо следить за событиями, происходящими в стране, анализировать информацию, поступающую из различных источников, делать выводы, и оказывать посильное влияние на то, что происходит в государстве. Из-за молчаливого согласия и покорности людей стали возможными Холокост, Голодомор, Красный террор и прочие страшные события в истории человечества.

Гражданский долг

Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.

Гражданский долг - это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.

Выполнение гражданского долга - это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.

В заключение

Развитие гражданской позиции - это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность - велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.

Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.

Формирование активной гражданской позиции молодых людей, является наиболее важной задачей государственной политики. Включает в себя социальную адаптацию молодого поколения, самоопределения личности, ее включенности в социальные процессы экономической и политической жизни. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.

В словосочетании «гражданская позиция» родовым понятием является слово «позиция».

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой оно рассматривается как многозначное: «положение, расположение», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе», «положение тела, поза», «полоса участок местности, акватории, занимаемые для подготовки и ведения боя» .

В толком словаре живого великорусского языка В.И.Даля «позиция» -положение, расположение чего-либо, иногда исходное, отправное» .

Позиция личности является предметом изучения целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики - в рамках каждой из которых исследователи подходят к рассмотрению данного понятия с точки зрения своего предмета.

Философский словарь рассматривает понятие «позиция» и как точку зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-либо, и как положение, место, занимаемое чем-либо, кем-либо. Относительно человека это слово приобретает многозначность: «выбор места действия», «определение своего положения», «точка отсчета», «мотив», «готовность действовать, так или иначе».

В психологическом словаре «позиция» рассматривается как «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре».

В психологических исследованиях понятие «позиция» рассматривается как позиция личности. Так, Б.Г.Ананьев определил позицию личности как ее положение в обществе (экономическое, правовое и т.д.), как общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи, что сближает его точку зрения с точкой зрения И.С.Кона и Е.А.Ануфриева.

А.Г.Асмолов рассматривает позицию человека как систему общественных связей, общений, которые открываются ему, как то, что, ради чего и как использует человек врожденное и приобретенное им (даже черты своего темперамента и, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление). То же относится и к внешним условиям, к объективным возможностям удовлетворения потребностей человека.

Позиция человека есть некоторая система, имеющая объективно-субъективный характер, считает Н.Ф.Радионова. Она объективна, поскольку детерминирована общественным бытием, а содержание ее предопределено характером общественных отношений. Она субъективна, так как складывается при непосредственном участии людей, под влиянием их сознания.

Позиция, с точки зрения ученого, фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется «движение» человека (в которое он включен объективно), и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Она описывает также и временную организацию: каждое отношение имеет определенный период воспроизводства (т.е. «возвращения» его к личности через механизмы объективирования и субъективирования), на протяжении которого оно является активным, значимым; а все в совокупности эти отношения характеризуют структуру личностного времени, которое детерминирует взаимодействие личности с миром, происходящее в объективном времени.

Так позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.

С.М.Ковалев критерием культуры личности считает ее социальную позицию. У К. К. Платонова позиция личности выступает как проявление ее «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).

Кроме сказанного, в психолого-педагогической литературе «позиция», «позиция» рассматривается в контексте проблем жизненного, профессионального, личностного самоопределения.

О.С.Газман выделяет понятие «организаторская позиция», как одно из условий формирования социального типа человека, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность. Как известно, профессиональная деятельность - одна из важнейших социальных функций человека, существенная часть его социального бытия. Этим объясняется важность исследования профессиональной позиции педагога и процессов ее становления.

А.И.Григорьева, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков единодушны во мнении, что позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности; это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности, поэтому имеет смысл говорить о деятельностной позиции педагога как воспитателя. В этой связи обретение позиции - не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности человека.

Под профессиональной позицией педагога А.П.Чернявская понимает «интегральную характеристику личности, характеризующуюся устойчивой системой отношений к объективным и субъективным условиям профессии и проявляющуюся в теоретических ориентациях, нравственном самоопределении, взглядах, представлениях, установках, поведении и

поступках, которые отстаиваются и реализуются ею в профессиональной деятельности».

С точки зрения социологических наук, «позиция» - понятие, отражающее положение личности в обществе, которое определяется системой ее прав и обязанностей. С понятием «социальная позиция» в социологии соотносится понятие «социальная роль», определяющее место индивида в системе социальных отношений. Тем самым социологи пытаются определить позицию и место человека в социальной системе общества, то есть социальную позицию, и как совокупность социальных ролей, которые осуществляет человек в жизни.

Социальная позиция описывает общественное положение людей или группы, с которым связаны из права и обязанности, не зависящие от индивидуальных свойств, совокупность общественных ролей, ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, ее занимающим.

Проявление социальной позиции С.М.Ковалевым рассматривается как критерий культуры личности, а К.К.Платоновым - подструктурой личности, выступающей за проявление «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).

В старорусском языке первоначально оно имело значение «горожанин», а затем стало характеризовать человека, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет, причем многопланово - в национальном, культурном смысле, в экономическом и т.д.

В европейский языках слово «гражданин» (греч. «polities», лат. «civis», англ. «citizen») - это лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств: «гражданин» - это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы .

Юридические публикации регламентируют роль гражданина в государстве перечнем особых функций, к числу которых относят: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.

В своих статьях и публичных выступлениях политик В.Новодворская утверждала, что в любом обществе есть «граждане» и «неграждане». Граждане, с ее точки зрения, - это те, кто выступает против власти, против режима; те, кто не выступает, кто «как стадо себя ведет», - неграждане. Права в обществе должны иметь только граждане, которые своей борьбой за свободу, за независимость получают права и привилегии, в том числе и политические».

Термин «гражданский» (лат. «civilis») впервые начал применяться в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения

и понятия, например: «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и другие.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова он уже имеет четыре основных значения:

  • юридическое толкование: «гражданский» - относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом («гражданское право», «гражданский кодекс», «гражданский процесс»);
  • военное толкование: «гражданская», то есть не военная жизнь людей («гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок»);
  • церковное толкование: «гражданский», то есть светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие от церковных обрядов («гражданский брак», «гражданская панихида»);
  • общественное толкование: «гражданский», то есть сопряженный с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина («гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество») .

«Гражданская позиция» как дефиниция достаточно распространена в диссертационных исследованиях. Изучив их материалы, мы выяснили, что единство мнений среди ученых отсутствует.

В структуре гражданской позиции она выделила три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.

Познавательный компонент включает в себя приобретение знаний о гражданской позиции, формирование базисных ценностных ориентации, обеспечивающих становление направленности личности, усвоение норм социального поведения.

Гражданская позиция школьников в сфере познания, с точки зрения ученого, характеризуется познавательной самостоятельностью и проявляется в их повышенном интересе к социальным проблемам, умении по своему подойти к анализу сложных проблем жизни общества, способности высказать собственную точку зрения. Показателем гражданской позиции школьников в познавательной сфере служит их отношение к основному познавательному процессу - учебе.

Развитие всех трех компонентов гражданской позиции тесно связано между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое.

Процесс формирования гражданской позиции школьников приводит к превращению знаний о мире в устойчивые умения и навыки взаимодействия с ним, помогает им овладеть способами активной самореализации в обществе.

Все мы любим, когда неукоснительно соблюдаются наши права. Любое посягательство на них каждый человек воспринимает как личную угрозу. Однако исполнение обязанностей, возложенных государством на своих граждан, нас тяготит. Многие игнорируют необходимость выражать свою гражданскую позицию и участвовать в политической жизни своей страны. К чему может привести подобное поведение? И на что может повлиять каждый из нас?

Причины и последствия равнодушия

Многие из нас не верят в то, что их поведение способно оказать ощутимое влияние на политическую и социальную обстановку в нашей стране.

Мы привыкли полагать, что исход выборов всегда предрешен заранее, а любые акции - митинги и шествия - ничего не значат. Так зачем же тратить свое личное время на столь бесполезные занятия?

Впрочем, есть и другой путь, способный привести к более серьезным изменениям в жизни людей: создание общественных движений, союзов и тому подобных организаций. Однако участие в них, а тем более руководство ими, подразумевает вложение значительных сил. А это далеко не всем кажется разумным и оправданным.

Исходя из подобных соображений, большинство сограждан предпочитают ограничивать свою причастность к политике простым обсуждением на кухне за вечерним чаем действий и личностей правителей. Такое молчаливое согласие со всем, что происходит в стране, дает власти право и возможность претворять в жизнь любые, даже самые непопулярные и вредоносные решения. В результате происходит снижение жизненного уровня, ужесточение разнообразных санкций, повышение налогового бремени и значительное сокращение списка свобод. В определенный момент все это может перерасти в установление тоталитаризма.

Так стоит ли молчать?

Понимая все опасности равнодушия к политической сфере жизни, успешный человек всегда будет принимать в ней посильное участие. Он разберется в том, насколько сильно его личное влияние на все, что происходит в государстве. У него всегда будет свое мнение по всем насущным, злободневным вопросам, сформированное на основе анализа информации, поступающей из различных источников. Сильная личность всегда будет готова выразить свою гражданскую позицию. Для этого она будет следить за всеми событиями, которые могут хоть как-то отразиться на ее судьбе.

Успешный человек не позволит кому-то сделать выбор за него, ведь никто не может представлять его интересы лучше, чем он сам. Чтобы иметь влияние на ситуацию в стране, он будет прикладывать все усилия для прихода к власти разумных, демократически настроенных людей. Только при демократической форме управления государством человек может реализовать все свои права и нести ответственность за свою жизнь. А эти условия являются основополагающими для достижения благополучия.

Желая добиться благосостояния и быть уверенным в завтрашнем дне, человек, нацеленный на успех, будет активно участвовать в политической жизни страны. Он прогонит лень и равнодушие, понимая, что промолчав однажды, он рискует потерять слишком многое. В его интересах бороться за развитие своей страны, за совершенствование в ней всех систем и органов управления.

Успешный человек понимает, что каждый гражданин ответственен за политическую ситуацию, складывающуюся в его стране. Поэтому он принимает самое активное участие во всех событиях, способных повлиять на основные сферы жизни. Он интересуется всеми изменениями, происходящими в обществе, и формирует собственную позицию по каждому важному вопросу. В результате он всегда может аргументировано высказать мнение о ситуации. А иногда и повлиять на нее, используя рычаги, предоставленные ему законом. Все это позволяет ему с уверенностью смотреть в завтрашний день и гордо нести ответственность за свое благосостояние и качество жизни.