Основы организации тушения пожаров: изучение закономерностей, элементов, обстановки на пожаре и их ликвидация. Основы тушения пожаров Основы организации тушения пожаров общие требования

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Пожарная тактика – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений пожарной охраны для успешной в тех размерах, который он принял к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию людей в случае угрозы для их жизни.

Задачи обучения:

  • приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения боевых действий при пожарах,
  • подготовка личного состава к умелым и отлаженным действиям в составе отделения, караула,
  • совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

  • на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;
  • на территориальном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами;
  • организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
  • разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения;
  • поддержание высокой боевой готовности подразделений;
  • материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий,

предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, и сигнализации, сооружениям и водоисточникам, и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также . Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития пожара (мин) можно определить по формуле:

где τобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время боевого развертывания, мин.

Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.

Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до 40 км/ч.

Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.

Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.

Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть согласно . В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.

Особенности города, района или объекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.

Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, .

Проведение аварийно спасательных работ

Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.

АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.

Что включает в себя АСР

  • поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.
  • вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;
  • вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей) транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
  • подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;
  • укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.

Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.

АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).

Спасение людей организуется и проводится в том случае, если:

  • людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
  • люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при пожаре или другой ЧС;
  • имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям эвакуации;
  • предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

Основные способы спасения людей и имущества

  • перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;
  • защита их от воздействия и их вторичных проявлений.
  • Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Такими путями могут быть:
  • основные входы и выходы;
  • запасные выходы;
  • оконные проемы и балконы с использованием технических средств;
  • люки если через них можно выйти в безопасную зону;
  • проемы проделываемые в строительных конструкциях зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах) транспортных средств для перемещения пострадавших.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара или проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:

  • организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
  • вывода или выноса их из опасной зоны.

Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения.

Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

При спасении людей с верхних этажах зданий с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

  • автолестницы, автоподъемники и другие машины;
  • стационарные и ручные пожарные лестницы;
  • спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
  • средства защиты органов дыхания;
  • аварийно-спасательное оборудование и устройства;

В исключительных случаях для ведения спасательных работ допускается:

  • изготовление и установка подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов;
  • использование надувных и амортизирующих устройств.

Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими основными (главными) действиями.

Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасения людей, другие основные действия не ведутся или приостанавливаются.

Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России – Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

К силам РСЧС относятся

  • силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
  • аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;
  • части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
  • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

Под организацией тушения пожа-ров в городах и населенных пунктах принято понимать комплекс организа-ционных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожар-ных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

Организацию гарнизонной и ка-раульной служб;

Разработку оперативных докумен-тов (планов пожаротушения, привле-чения сил и средств, расписания выез-дов пожарных подразделений на по-жары и т. п.).

Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной такти-ки, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно от-нести:

Создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и опреде-ление им конкретных задач;

Организация связи и взаимодействия между пожарными подразделе-ниями, а также с другими службами города (объекта);

Определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

Разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;

Материально-техническое обеспече-ние пожарных подразделений;

Поддержание высокой боевой го-товности пожарных подразделений.

Тактические возможности первичного и ос-новного пожарного подразделения.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направлен-ных на ликвидацию пожаров и сниже-ние последствий от них.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям при ликвидации пожара, но и в ре-зультате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организа-ции.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и насе-ленных пунктах направлены на свое-временное прибытие пожарных под-разделений к месту пожара и введе-ние в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени все больше воз-растает.

При организации подразделений учитывают размеры города, числен-ность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пунк-та.

Пожарно-профилактические меро-приятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обе-спечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т. п.), выпол-няются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промыш-ленных зданий и сооружений в соот-ветствии с действующими СНиПами, а также правилами пожарной без-опасности.


При организации тушения пожа-ров очень важно создать условия, поз-воляющие первому пожарному под-разделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горе-ния требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до начала тушения, т. е. время свобод-ного развития пожара, мин, можно определить по формуле

Все временные значения имеют прямую связь с организацией туше-ния пожаров, борьба за уменьшение каждого из них — повседневная зада-ча подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунк-тов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в го-роде определяется с учетом того, что-бы путь следования пожарной части в своем районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть может прибыть на пожар за 8-10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной по-жарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоя-нии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движе-ния автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет воз-растать.

Уже в 1986-1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомо-билей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесооб-разно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 мин для первого подразделе-ния пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то проме-жуток времени будет затрачен на бое-вое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных — больше, т. е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

Количество основных и специаль-ных пожарных автомобилей в де-журном карауле пожарной части за-висит от особенностей охраняемого района.

В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15 %) составляют автонасосы, т. е. в боевом расчете караула одновременно нахо-дится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономи-чески оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10 % с участием азто-насосов или установкой автоцистерны на водоисточники.

Есть районы выезда, куда пожар-ная часть не может своевременно

прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на рас-стоянии более 5 км от пожарной части.

В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.

В пожарной части в боевой готов-ности содержится 100 %-ный резерв основных пожарных автомобилей.

Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомо-билей. Например, пожарными авто-лестницами и коленчатыми подъемни-ками снабжают части, в районе выез-да которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три — при населении 50-100 тыс. человек (или одна автолестница на две пожарные части).

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республи-канских центрах, или пожароопасных объектах народного хозяйства.

Пожарные подразделения по охра-не объектов народного хозяйства орга-низуются исходя из народнохозяйст-венного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей нор-мируется от 2 до 4 км в зависи-мости от категорий зданий и поме-щений объекта.

Все пожары, независимо от их места и размеров, возникают и развиваются по одной общей закономерности. Они делятся на три фазы.

Первая фаза - распространение пламени до охвата большей части горючих материалов. Эта фаза характеризуется вначале сравнительно небольшой температурой и скоростью распространения пламени. В конце первой фазы наступает наиболее опасный период пожара, так как пламя достигает максимальных размеров, создается возможность его распространения на соседние объекты или слияния отдельных пожаров в один столб пламени. Скорость горения при этом относительно постоянна в течение продолжительного времени. На распространение пожара влияют внешние факторы: метеорологические условия и турбулентный обмен с вышерасположенными слоями атмосферы.

Вторая фаза - установившееся горение до момента разрушения материалов и обрушения конструкций.

Третья фаза - выгорание материалов и обрушенных конструкций. Скорость горения в этот период невелика и тепловая радиация значительно снижается.

Известно, что пожар сопровождается химическими и физическими явлениями: химической радиацией горения, выделением и распространением продуктов сгорания, газовым обменом. Определяющим явлением при пожаре является горение веществ и материалов. Горение может быть прекращено следующими способами:

охлажденной водой, специальными растворами, углекислотой и другими огнетушащими веществами, которые отнимают часть тепла, идущего на поддержание горения;

разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным паром, углекислым газом, азотом и другими газами, не поддерживающими горение;

изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом и т.п., прекращающими поступление горючих веществ или воздуха в зону горения;

химическим торможением реакции горения специальными веществами.

Выбор способов и приемов прекращения горения зависит от условий и обстановки на пожаре, а также от наличия специальных подразделений (формирований) и технических средств, которые можно использовать для тушения. На основе анализа закономерностей развития процессов горения целесообразно применять соответствующие способы тушения. Например, открытые пожары тушатся способом охлаждения или изоляции, а горение нефтепродуктов в резервуарах - способом изоляции.

Обстановка на пожарах в населенных пунктах, в основном, зависит от конструктивных особенностей и объемно-планировочного решения зданий или сооружений, степени возгораемости и огнестойкости конструкций, свойств горючей загрузки.

Необходимо знать, что при пожарах в зданиях и сооружениях быстро повышается температура, помещения задымлены, огонь распространяется скрытыми путями, конструкции теряют несущую способность. Как правило, сильное пламя из оконных и других проемов свидетельствует о большой скорости горения или большом количестве сгораемого материала; большое количество густого дыма - признак горения при недостатке кислорода. При этом признаками возможного разрушения отдельных конструкций могут быть: отслаивание защитного слоя бетона, деформация арматуры железобетонных колонн, образование трещин в пролетах и у опор железобетонных балок, прогиб и характерный треск деревянных балок.

Возможные способы тушения пожаров в населенных пунктах заключаются в следующем. Первичный очаг загорания тушат огнетушителем, засыпают песком или применяют другие подручные средства. Отдельные очаги горения, не представляющие опасности для распространения огня, оставляют для догорания горючего материла.

При тушении крупных и массовых пожаров территория разбивается на отдельные участки. Границы участков определяются с учетом удобства руководства подразделениями (формированиями). Они могут проходить по этажам, периметру зданий, отдельным зо­нам пожара.

Вскрытие и разборка конструкций зданий производится для обеспечения работ по спасению людей и эвакуации имущества, обнаружения скрытых очагов горения, создания условий наиболее эффективного применения огнегасительных веществ, удаления дыма и газов, ликвидации угрозы обрушения, проникновения к очагу пожара или внутрь помещений и создания разрывов, предотвращения распространения огня. При этом вскрытие и разборка конструкций производится только в размерах, необходимых для полного выполнения намеченных работ.

При создании противопожарных разрывов работы по разборке конструкций должны быть закончены до подхода огня к месту создаваемого разрыва. Разборка конструкций проводится таким образом, чтобы не ослаблялись несущие конструкции и не вызывалось и обрушение, не повреждались газопроводы, теплофикационные и электрические сети. Снятие напряжения с электропроводов производится при их горении, повреждении, когда они опасны для работающих или мешают работам по тушению пожара.

Ликвидация лесного пожара складывается из остановки и локализации пожара, окончательной ликвидации очагов горения и охраны района пожарища с целью предотвращения нового возгорания.

При тушении лесных пожаров применяют следующие приемы:

окружение пожара или охват его с фронта или с тыла;

устройство заградительных и минерализованных полос и канав на пути распространения огня;

отжиг (пуск встречного низового огня) от опорной полосы.

Полное окружение кромки пожара применяют при наличии достаточных сил и средств. При охвате пожара с фронта вначале тушится кромка пожара с фронта, а затем переходят на фланги. Иногда начинают тушить пожар охватом с тыла, постепенно продвигаясь к фронту.

Устройство заградительных полос включает удаление лесных насаждений и горючих материалов, находящихся на поверхности земли. При создании минерализованной полосы удаляют всю растительность и подстилку до минерального слоя грунта. При слабом ветре ширина заградительной полосы должно быть равна не менее двойной высоты пламени огня, а при сильном ветре - не менее 100 м. Отжиг как способ тушения лесных пожаров применим при локализации и тушении верховых и низовых пожаров. В качестве опорной полосы используют полосу местности, которую очищают от горючих материалов, а также реки, озера, дороги и т.п. При выборе рубежа опорной полосы учитывают направление движения огня, расстояние до его кромки, характер древостоя и надпочвенного покрова, наличие сил и средств для тушения пожаров. Опорная полоса должна быть шириной не менее 30 м. Убираемый с опорной полосы валежник, деревья, кустарник, сухую траву складывают вдоль полосы на стороне, обращенной к пожару. Когда начнет ощущаться тяга воздуха в сторону пожара, заготовленные здесь горючие материалы поджигаются по всей кромке опорной полосы. Огонь отжига, пущенный навстречу лесному пожару, создает широкую выжженную полосу, которая останавливает его распространение. Ширина выжженной полосы перед фронтом интенсивного низового пожара должна быть не менее 10 м, а перед верховым - 50 м.

Тушение торфяных подземных пожаров чрезвычайно сложно. Сложность заключается в том, что торф горит во всех направлениях ветра. Поэтому основной способ тушения такого пожара - окапывание горящей территории со всех сторон оградительными канавами шириной не менее 0,7 м и глубиной до минеральною грунта или грунтовых вод.

Степные и полевые пожары тушат захлестыванием кромки огня метлами, заливом водой. Степные пожары распространяются быстро (до 25 км/ч), поэтому для их тушения требуется большое число людей.

Степные пожары тушат локализацией, устраивая на пути движе ния огня заградительные полосы шириной до 20 м. Кромки заградительной полосы опахивают плугами или бульдозерами, снимают верхний слой грунта, а середину выжигают.

Тушение пожаров газовых, газонефтяных или нефтяных фонтанов условно делится на два этапа: период подготовки и период проведения атаки.

В период подготовки расчищают устья скважины в радиусе не менее 50 м создают необходимые запасы воды или других огнетушащих средств, проводят расстановку сил и технических средств тушения на исходных позициях, устраивают подступы и дороги к горящему фонтану. Запасы воды создают с помощью вновь отрываемых котлованов.

Тушение пожаров газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанов заключается в установке на устье скважины специальных устройств, которые могут регулировать по направлениям (разводить фонтан на два-три направления) или перекрывать полностью подачу нефти и газа. Все работы но борьбе с пожарами газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанов ведутся специализированными подразделениями пожаротушения, имеющими специальную технику.

При организации тушения любых пожаров необходимо провести разведку, оценить обстановку и выработать план тушения пожара.

Для проведения пожарной разведки назначаются и готовятся пожарные разведгруппы. Они как правило, состоят из одного-двух отделений по 6...8 человек на машинах повышенной проходимости и ведут разведку непрерывно до полного завершения работ.

Задачи пожарных разведгрупп:

определять местонахождение людей, устанавливать степень опасности для их жизни и выявлять пожарную обстановку в местах ведения спасательных работ;

устанавливать пути распространения пожара;

определять рубежи безопасности, локализации пожара, ввода подразделений (формирований) для его тушения, пути и способы эвакуации людей и материальных средств;

уточнять необходимую потребность в силах и технических средствах для тушения пожара;

устанавливать степень опасности распространения пожара, возможность взрывов и разрушений.

Оценка обстановки включает: определение характера пожара, времени и продолжительности, наличия и потребности огнеопасных средств, потребности и возможности по привлекаемым к тушению силам и техническим средствам, установление направлений действий как в начальный момент, так и с учетом возможного изменения обстановки.

При этом учитывается размер, вид, место, интенсивность горения, огнестойкость горючих материалов, а также все те условия, которые могут затруднять действия личного состава и способность к быстрому распространению огня.

К условиям, затрудняющим действия личного состава, относятся задымление помещений, действие теплового излучения, загроможденность проходов и выходов, наличие необеспеченных электроприборов и проводов, горение растекающихся жидкостей, взрывы, отсутствие подъездов к источникам водоснабжения и т.п.

Условия, способствующие быстрому распространению огня, включают: наличие ветра, скопление сгораемого имущества и материалов, наличие и возможность взрывов паро-, газо-, пылевоздушных смесей, отсутствие достаточных разрывов между горючими материалами, деформация и обрушение отдельных конструктивных элементов сооружений и т.п.

Решение о способах тушения пожаров принимают на основании данных разведки, оценки сложившейся обстановки и учета имеющихся сил и технических средств. Решение должно включать: выбор средств, способов и приемов тушения; перечень задач, на решение которых необходимо сосредоточить основные усилия и остальные задачи: выделяемые силы и средства на каждом направлении; последовательность выполнения задач; возможный маневр силами и средствами; определение конкретных задач подразделениям (формированиям) и вопросы их взаимодействия; организацию связи и управления; меры безопасности.

При принятии решения учитываются следующие обстоятельства:

если огонь угрожает жизни людей, то основные усилия сосредоточиваются на обеспечении их безопасности и спасения;

если в зоне горения находятся взрывчатые вещества и материалы, то основные силы и средства сосредоточиваются на мероприятиях по предупреждению взрыва; затем все силы и средства переносятся на локализацию пожара с целью препятствия распространению огня; если для тушения пожара имеющихся в наличии сил и средств недостаточно, то до прибытия дополнительных все усилия направляются на сдерживание дальнейшего распространения огня.

  • 5. Содержание курса подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс мчс России.
  • 5.2. Тематика (примерная) и методические указания по учебным предметам.
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср
  • Тема 1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения аср».
  • Тема 3. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества.
  • Тема 4. Классификация чс природного и техногенного характера. Последствия воздействия чс на среду обитания человека.
  • Тема 5. Тактические возможности подразделений гпс по тушению пожаров и ликвидации чс.
  • Тема 6. Основные (главные) действия подразделений по тушению пожаров и проведению аср.
  • Тема 7. Организация управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведении аср.
  • Тема 8. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара.
  • Тема 9. Работы по тушению пожаров и ликвидации чс в непригодной для дыхания среде.
  • Тема 10. Тушение пожаров и ликвидация чс в неблагоприятных климатических условиях.
  • Тема 11. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс при недостатке воды.
  • Тема 12. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс в условиях особой опасности для личного состава.
  • Тема 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте.
  • Тема 14. Тактика тушения пожаров и проведения спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях.
  • Тема 15. Действия специализированных подразделений и формирований при выдвижении к местам тушения крупных пожаров и проведения аср в зоне обслуживания.
  • Тема 16. Проведение первоочередных аср при дтп.
  • Тема 17. Первоочередные аварийно-спасательные работы (паср).
  • Тема 18. О-т изучение района выезда, объектов (участков).
  • Перечень объектов тушения пожаров, рекомендуемый для использования в процессе занятий с пожарным расчетом и дежурной сменой по решению птз на местности.
  • Тема 1. Организация гпн.
  • Тема 2. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре.
  • Тема 3. Обеспечение безопасности людей при пожаре.
  • Тема 4. Основы анализа взрывопожароопасности технологических процессов.
  • Тема 5. Противопожарный режим при эксплуатации газовых нагревательных приборов.
  • Тема 6. Порядок проверки противопожарного состояния жилого сектора.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование».
  • Тема 2. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
  • Тема 3. Пожарные насосы.
  • Тема 4. Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.
  • Тема 5. Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения.
  • Тема 6. Специальные пожарные автомобили.
  • Тема 7. Автоматические стационарные установки пожаротушения.
  • Тема 8. Средства связи и автоматические установки пожарной сигнализации.
  • Тема 9. Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент.
  • Тема 10. Противопожарное водоснабжение.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».
  • Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.
  • Тема 3. Подготовка личного состава работе в сизод.
  • Тема 4. Ппс.
  • Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.
  • Тема 1. Организационная структура го республики (края, области, города).
  • Тема 2. Сигналы оповещения го и действия личного состава при получении сигналов.
  • Тема 3. Поражающие факторы современных средств нападения и их влияние на пожарную обстановку в очаге поражения.
  • Тема 4. Защитные сооружения го и их оборудование.
  • Тема 5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
  • Тема 6. Противопожарное обеспечение мероприятий го.
  • Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения.
  • Тема 8. Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.
  • Тема 9. Анатомия и физиология человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях.
  • Тема 10. Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.
  • Тема 11. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок.
  • Тема 12. Первая медицинская помощь при повреждении головы и позвоночника.
  • Тема 13. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.
  • Тема 14. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.
  • Тема 15. Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и опасными химическими веществами.
  • 5.2.8. Охрана труда.
  • Тема 1. Основные требования законодательства рф о труде и охране труда.
  • Приложение 2
  • П л а н профессиональной подготовки _____________________________ на 200 __ г.
  • План-график
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения радиотелефонистов (диспетчеров) подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения водительского состава подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения старших мастеров (мастеров) гдзс подразделений гпс
  • Журнал учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава, проходящего индивидуальное обучение
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости (теоретический курс)
  • 2. Результаты стажировки (практический курс)
  • 3. Учет результатов контроля занятий (проведения стажировки)
  • Годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения в системе подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости __________________________________________
  • 2. Учет выполнения индивидуальных заданий
  • 3. Учет результатов обучения за ______ учебный год __________________________
  • 4. Учет результатов контроля занятий
  • Примерный расчет часов по разделам служебной подготовки на учебный год
  • Тематический план занятий по служебной подготовке
  • Справка
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср

    Задачи обучения:

    приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

    подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

    совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

    Методические указания.

    Программа основ организации тушения пожаров и проведения АСР включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения АСР, а также рекомендуемый перечень занятий по решению ПТЗ.

    При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

    При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по ПЛЧС субъекта РФ, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

    Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий не менее двух учебных часов. Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли РТП на практических занятиях выступают:

    Начальник дежурной смены;

    начальник ОП и начальник пожарного расчета (для ОП), если иное не установлено настоящей Программой.

    В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

    Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.

    Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены .

    С личным составом ОП занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

    Перечень объектов, подлежащих изучению в О-Т отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС). Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

    Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.

    Темы 12, 14, 15 являются обязательными для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров.

    В объектовых подразделениях ГПС, имеющих выездную пожарную технику, тематический план должен предусматривать не менее 80 % практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, остальные - на объектах города (населенного пункта, подрайона выезда), предусмотренных расписанием выезда подразделений пожарной охраны муниципального образования или планом привлечения сил и средств к тушение пожаров и проведению АСР.

    Рекомендации по выбору объектов, на которых необходимо проводить занятия по решению ПТЗ, разрабатывает начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования) с учетом О-Т особенностей охраняемой пожарной охраной территории и доводят их до подразделений ГПС в сроки, обеспечивающие своевременную разработку документов по планированию основной подготовки.

    проведение инструктажа по ПОТ и производственной санитарии;

    изучение О-Т характеристики объекта и особенностей развития пожара;

    решение пожарно-тактической задачи;

    разбор и подведение итогов занятия.

    Порядок организации и проведения занятий по решению ПТЗ регулируется Указаниями по тактической подготовке.

    Обязательными требованиями подготовки к занятиям являются:

    подбор и изучение необходимых руководств, пособий, а также оперативно - тактических особенностей объекта;

    определение целей и задач занятия, а также тактического замысла;

    подготовка содержания учебного материала (определение объема учебного материала, расчет учебного времени и материально-технических средств, установка связи содержания занятия с ранее изученным материалом, другими предметами обучения, определение порядка и перечня учебных вопросов и др.;

    выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения, элементов обстановки пожара и вводных на ведение основных (главных) действий по тушению пожара и проведения АСР;

    определение структуры занятия;

    расчет сил и средств;

    разработка плана занятия и составление конспекта его проведения.

    Занятия на объектах, где в условиях пожара возможно значительное задымление, выделение едких или токсичных паров и газов, следует совмещать с тренировками газодымозащитников . При наличии радиоактивных, сильно действующих ядовитых и химически опасных веществ необходимо применять специальные средства защиты.

    Порядок использования звеньев ГДЗС, приборов и специальных средств защиты отражается в плане и конспекте проведения занятия.

    При проведении занятий на объектах необходимо учитывать отраслевые правила охраны труда и производственной санитарии, планы ликвидации аварийных ситуаций и аварий.

    К участию в занятиях необходимо привлекать аварийные службы и администрацию объекта, ведомственные пожарные команды и пожарные дружины. Привлечение на занятия указанных подразделений (формирований) в каждом конкретном случае согласовывается с руководителями объектов.

    При проведении практических занятий необходимо обращать внимание на противопожарное состояние объекта, принимать меры к устранению выявленных недочетов или информировать о них соответствующие структуры исполнительной власти области (города).

    Во время решения ПТЗ руководитель занятия обязан обеспечивать оперативно-диспетчерскую связь и связь на пожаре.

    "