Попал в яму на дороге повредил. Попал в яму на дороге и повредил колесо или подвеску - с кем судиться, как оформлять дтп

Нередко водителям приходится сталкиваться с ямами на дороге. При этом многие случаи заканчиваются причинением ущерба автомобилю. Что делать в таком случае? Куда жаловаться, если попал в яму на дороге и пробил колесо?

Когда повреждения дороги считают допустимыми?

Государство разработало специальный ГОСТ, по которому определяется, является ли повреждение дороги нормой или уже требуются ремонтные работы. Допустимыми считаются ямы, которые имеют следующие параметры:

  • Длина не более 15 см.
  • Ширина менее 60 см.
  • Глубина не больше 5 см.

Если на дороге образуется углубление с параметрами, не соответствующими ГОСТу, то дорожные службы обязаны устранить его в течение 10 дней. Точный срок зависит от загруженности конкретной дороги, ее важности и иных параметров. Также они обязаны устранять лед на проезжей части в течение 4-6 часов.

Отдельное внимание стоит уделить канализационным ямам. Нередко крышки с них слетают, и водители попадают колесами в них, что влечет значительные повреждения. За люками требуется следить особенно тщательно. Нарушения должны быть устранены в течение 3 часов, максимум на протяжении дня.

Данные положения законодательства важно знать всем водителям, чтобы суметь отстоять свою правоту при возникновении конфликтных ситуаций.

Когда и куда жаловаться?

Жаловаться на работу дорожных служб можно, если водитель попал в яму, которая по своим размерам считается недопустимой. Перед тем, как подавать жалобу или писать претензию, следует выполнить некоторые действия. Стоит рассмотреть процедуру подробнее.

Поиск свидетелей

Если дорога оживленная, то найти свидетелей не составит труда. Следует собрать как можно больше показаний, подтверждающих, что состояние дороги не отвечает требованиям ГОСТ. Важно найти именно очевидцев происшествия, которые видели, как все произошло, с какой скоростью двигался водитель, соблюдал ли правила ПДД.

Также свидетели должны подтвердить, что повреждения на машине возникли именно по причине попадания в углубление дорожного покрытия.

Фиксация места происшествия


Место ДТП важно зафиксировать с помощью камеры. Можно сделать, как фотографии, так и видеозапись. Снять можно с помощью любого аппарата. Обычно под рукой всегда оказывается телефон. Но лучше если будет отдельная камера, которая на фото показывает дату съемки.

Нужно сделать фото на средней дистанции. Это позволит запечатлеть сведения о длине тормозного пути, присутствии в близости знаков. Также сфотографировать вблизи, чтобы было максимально отображено состояние дорожного покрытия.

При фотографировании необходимо обязательно установить знаки аварийной остановки!

Вызов сотрудников ГИБДД

После фиксации происшествия следует вызвать сотрудников ГИБДД. Иногда водители сталкиваются с тем, что работники инспекции отказываются выезжать на место ДТП и предлагают зафиксировать все самостоятельно. В этом случае следует записать ФИО, должность инспектора и подать жалобу на него в вышестоящие инстанции.

До приезда сотрудников ГИБДД требуется находиться на месте, уезжать никуда нельзя. Важно проконтролировать действия работников, передать им собранные показания свидетелей. Особенно нужно проследить за составлением протокола, чтобы в нем были отображены достоверные сведения.

Оценка причиненного ущерба

Перед тем, как требовать возмещения ущерба из-за ямы на дороге, нужно оценить размер причиненного вреда. Для этого следует обратиться к оценщику. Можно выбрать любого на свое усмотрение, подобных организаций существует множество. К эксперту есть смысл обращаться, если ущерб тяжелый.

Если же проблема только в поврежденной резине или деформированных дисках, то можно самостоятельно оценить степень вреда и стоимость ремонта.

При обращении в оценочную компанию заключается договор, после чего оплачиваются услуги эксперта. Затем проводится непосредственно оценка повреждений автомобиля, на основании чего выносится заключение. В нем должна обязательно стоять подпись оценщика.

Обращение в дорожную службу


Зная стоимость предстоящего ремонта, можно смело идти к виновнику ДТП – дорожной службе. В первую очередь следует попытаться решить вопрос без привлечения судебного органа. Требуется направить претензию дорожникам с просьбой возместить ущерб добровольно.

Подача иска в суд

Если дорожная служба не признает свою вину и отказывается возмещать вред, причиненный из-за их недобросовестного отношения к исполнению своих обязанностей. Суду нужно представить все собранные доказательства, можно также привлечь юриста, который грамотно отстоит права своего клиента.

Если суд вынесет решение в пользу пострадавшего лица, то виновник должен будет возместить ущерб в полном объеме.

Что нужно учитывать?

При фиксации места происшествия и доказывании своей правоты в суде нужно обязательно учесть то, что плохое состояние дороги еще не является гарантией того, что водителю возместят компенсацию ущерба. Здесь очень важно доказать, что водитель выполнил все необходимые действия по предотвращению ДТП.

Если не будет достаточно доказательств, дорожная служба может обвинить владельца машины в том, что он не соблюдал необходимый режим движения, превышал скорость, был невнимателен при движении, притормозил слишком поздно и так далее. В результате никто ничего не выплатит.

Ведь правила дорожного движения гласят, что при плохом состоянии дорожного покрытия требуется соблюдать определенные ограничения по скорости. Во время движения водитель должен максимально оценивать дорогу. Если наблюдается впереди яма, автомобилист должен своевременно сбавить скорость и объехать препятствие.

Если же водитель не соблюдал осторожность да еще и нарушал ПДД, то в суде это сыграет не в пользу пострадавшего. Тогда компенсации ущерба можно не ждать.

Водителю важно доказать, что он предпринял все меры по предотвращению ДТП, но это не помогло. Либо доказать, что углубление невозможно было заметить вследствие погодных условий или из-за движения в темное время суток. К примеру, шел дождь, и яму залило, из-за чего ее не было видно.

Как избежать попадания в яму?


Лучше предупредить попадание в яму на дороге, чем потом тратить время и нервы на доказывание своей правоты. К тому же не всегда удается добиться возмещения причиненного ущерба. Поэтому следует соблюдать следующие рекомендации:

  • Ездить внимательно, оценивая состояние дороги. Это позволит своевременно выявить углубление и объехать его.
  • При дождливой погоде нужно двигаться на небольшой скорости, так как ямки заполняются водой, и их становится сложно заметить.
  • Не следует пытаться объехать яму в последний момент. В противном случае повреждения не избежать.
  • Держать дистанцию между машинами побольше, особенно при плохих погодных условиях.

Такие простые правила помогут предотвратить дорожное происшествие. Если же аварии избежать не удалось, то нужно все зафиксировать и потребовать возмещения вреда.

Увеличилось втрое. Такие данные привел в эфире «Милицейской волны» заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Олег Понарьин. За зиму дорожное полотно износилось, а с самого начала весны на магистралях и во дворах появилось огромное количество ям.

Чиновники Минтранса обещают реагировать на обращения граждан через мобильное приложение «Карта убитых дорог», которое вскоре будет интегрировано с информационной системой ведомства. Но обращаться за возмещением стоимости ремонта поврежденного в автомобиля по-прежнему придется самостоятельно.

Какие ямы считаются допустимыми

С сентября прошлого года в России действует обновленный ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры и временные рамки на устранение повреждений покрытия. Яма может иметь длину не более 15 см, глубину — не более 5 см, площадь — не более 60 кв. сантиметров. Если превышен любой из параметров, попавший в яму автомобилист имеет право на компенсацию от дорожников. Кроме того, закон регламентирует и четкие временные рамки на устранение повреждений покрытия: от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги.

Также ГОСТ регламентирует допустимые глубину и длину колеи (2 см и 7 м соответственно на участке полосы движения длиной 100 метров). Такие колеи должны устраняться в срок от 5 до 14 суток.

Что может случиться при попадании в яму

Чаще всего от повреждений дорожного покрытия страдают диски и шины. Стоимость правки стальных составляет несколько сотен рублей, а в случае с легкосплавными счет идет на тысячи. Например, в специализированных сервисах группы РЛД ремонт осевого смещения 17-дюймового диска обойдется в 2200 руб., а ремонт бокового повреждения колеса той же размерности — 2500 рублей. При этом фирменный колесный диск размерностью 17 дюймов может стоить от 10 до 20 тыс. рублей.

В более тяжелых случаях, объясняет технический эксперт сервиса CarFix Олег Чирков, можно повредить элементы подвески. «В зависимости от силы удара могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора, рычаг и верхняя опора амортизатора, ШРУС, рулевой наконечник и тяга, а также рулевая рейка», — говорит специалист.

Замена рычага или ШРУСа обойдется в сумму от 2000 руб., амортизатора — около 1500 руб., рулевой рейки — от 3000 до 7000 руб. в зависимости от конструкции узла. Общая сумма ремонта с учетом запчастей может достигать нескольких сотен тысяч.


Как правильно оформить ДТП

Автоюрист Сергей Смирнов утверждает, что оформлять повреждения автомобиля нужно так же, как при любом другом , но справок и документов при этом может потребоваться больше. Необходимо вызвать сотрудников ДПС, попытаться найти свидетелей и сделать фотографии места аварии.

«Дополнительно составляется протокол осмотра проезжей части, дорога и знаки проверяются на соответствие техническим стандартам. Если, например, размер ямы не соответствует ГОСТу или отсутствуют знаки, гаишники, как правило, сразу выносят решение о виновности дорожных служб. Они должны вынести постановление о привлечении к ответственности должностного лица или организации», — объясняет Смирнов.

Юрист рекомендует обязательно сделать фотографии места ДТП и упомянуть их наличие в описании ДТП с указанием места и времени съемки. Также инспектор должен зафиксировать данные об освещенности участка, наличии предупредительных знаков и ограждений при проведении ремонтных работ. Пострадавшему нужно получить копии этих документов — они понадобятся при обращении за возмещением.

Следующий этап — при помощи эксперта нужно определить размер ущерба, причем на осмотр необходимо вызвать телеграммой представителей ответственной организации. Другой вариант — составить иск после ремонта с суммой фактически понесенных затрат, которые должны подтверждаться документами, но в этом случае ответчик вправе оспорить сумму.


Можно ли обойтись без оформления аварии

Применить при отсутствии другого участника ДТП не получится, утверждает Сергей Смирнов. А вот ждать сотрудников ГИБДД на месте необязательно, добавляет юрист: «Сотрудники ДПС стараются не выезжать на простые аварии. Водитель может самостоятельно все зафиксировать, составить схему и сфотографировать место ДТП. Хорошо, если с собой окажется линейка или рулетка для измерения размеров ямы».

После зарисовки и фотографирования водитель должен отправиться на ближайший или в дежурную часть ГИБДД. При наличии полиса каско все зависит от условий договора, добавляет Смирнов. Юрист напоминает, что совсем без справок страховщики обычно возмещают либо самые простые повреждения, либо делают ремонт только одного кузовного элемента, а при попадании в яму часто возникают скрытые повреждения. Кроме того, договор страхования часто не покрывает повреждения шин и дисков.


Куда обращаться за возмещением

Информацию о том, кто именно владеет дорогой, должны предоставить сотрудники ГИБДД, утверждает юрист. «Это может быть, например, местное жилхозяйство, федеральные трассы находятся в ведении Росавтодора, а за платные магистрали отвечает госкомпания «Автодор». Незакрытый или сломанный люк — зона ответственности Водоканала, переезды обслуживает РЖД», — перечисляет варианты Смирнов.

Требование о возмещении ущерба нужно направить именно той организации, в зоне ответственности которой произошло ДТП. Она может возместить ущерб как сама, так и через страховую компанию, в которой застрахована ответственность компании. Если же пострадавший имеет полис каско, то обращаться ему нужно к своему страховщику, который возьмет на себя дальнейшие хлопоты по разбирательству с ответчиком.

Если виновник не отвечает на претензии, придется обращаться в суд. Помимо справки о ДТП, акта осмотра дорожного полотна и результатов технической экспертизы, в суд нужно будет отправить исковое заявление и копию претензии, на которую ответчик не отреагировал.


Могут ли водителя признать виновником ДТП

В спорах с дорожными службами, рассказывает юрист, последние могут ссылаться на нарушение водителем пункта 10.1 ПДД, который предписывает ехать с учетом состояния дорожного полотна. Но для того, чтобы доказать вину водителя, необходимо проведение трасологической экспертизы, которая покажет, имел он техническую возможность избежать аварии или нет.

На практике, отмечает Сергей Смирнов, вину водителя доказать сложно, но подобные споры часто приводят к компромиссным судебным решениям. «Показания трасологической экспертизы, доказывающие, что водитель явно не учитывал дорожную обстановку и мог избежать аварии, заставят суд пересмотреть сумму выплаты. Скажем, если сумма ущерба машине составила 100 тыс., то суд может присудить к выплате лишь половину», — объясняет юрист.

Весна приносит не только радость в виде солнца и долгожданного тепла. Сходит снег, а вместе с ним и... асфальт. Перепады температур в околонулевой зоне начинают разрушать покрытие, проваливается грунт, а легковой и особенно грузовой транспорт довершают чёрное дело. Под небольшой лужей может скрываться чуть ли не Марианская впадина, а потому именно во время смены сезона мы часто наблюдаем печальную картину: автовладелец на обочине меняет колесо «железному коню». Но можно компенсировать понесённый ущерб !

1. Вы попали в яму. Что делать?

Лужа, удар, пробили колесо или сломали подвеску? Даже если в результате попадания в яму никто не пострадал, это самое настоящее ДТП. Об этом многие даже не задумываются, но есть пункт 1.2 ПДД РФ.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Пункт 1.2 ПДД РФ

Во время загрузки произошла ошибка.

Поэтому порядок действий должен быть точно таким же , как и при «обычных» ДТП. Если нет пострадавших, то, согласно пункту 2.6.1, водитель «обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». Разумеется, если автомобиль остался на ходу и способен передвигаться.

Далее нужно позвонить в полицию . Скорее всего, «гаишники», узнав об отсутствии пострадавших, предложат приехать к ним в отделение для оформления документов. Вы можете воспользоваться этим предложением, но отказать в выезде на место ДТП они не имеют права. В противном случае звоните в дежурную часть ГУВД и сообщите подробности инцидента в прокуратуру.

Очень хорошо, если есть свидетели - ими могут быть не только проезжавшие мимо водители других автомобилей, но и пассажиры попавшего в яму транспортного средства. Если вы вызвали сотрудников ДПС, то проследите за тем, чтобы в протокол попало максимальное количество сведений: в собственное объяснение впишите имена и данные свидетелей, проследите за качеством составления схемы, а также добивайтесь подробного описания повреждений. И не забудьте вместе с сотрудниками ДПС измерить яму. Если вы решили не дожидаться экипаж, то зафиксируйте всё самостоятельно с использованием подручных средств - в качестве мерила может выступать любой предмет неизменных габаритов, который вы можете потом предоставить для доказательства превышения установленных размеров ямы (мобильный телефон, знак аварийной остановки, пачка сигарет).

2. Зачем измерять яму?

В Российской Федерации есть ГОСТ, устанавливающий предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см

ГОСТ Р 50597-93, пункт 3.1.2

«Убить» колесо или, тем более, элемент подвески в такой скромной ямке практически невозможно. Потому и нужно тщательно измерить выбоину, отразив параметры в протоколе, чтобы зафиксировать превышение указанных норм. И обязательно приложить фотографии. Важный момент - ГИБДД может попытаться обвинить вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства

Пункт 10.1 ПДД РФ

Поэтому в объяснительной нужно писать, что препятствие появилось внезапно, и вы не имели возможности избежать наезда. Или что яма была скрыта лужей. Причиной ДТП следует указать именно состояние дорожного полотна. А если инспектор всё же примет решение обвинить вас в нарушении этого пункта, то можно написать жалобу руководителю подразделения, указав все имеющиеся доказательства. Не лишней будет и запись с видеорегистратора. Делайте всё, чтобы ГИБДД признала вашу невиновность в ДТП!

3. Экипаж ДПС уехал. Что дальше?

Дальнейшие действия зависят от типа страховки и имеющихся повреждений. Если вы просто повредили машину, и у вас имеется полис КАСКО, то достаточно получить справку о ДТП на месте или в отделе ДПС и приехать на осмотр в страховую компанию. Там автомобиль осмотрят и на предмет скрытых повреждений. Разумеется, сначала нужно ознакомиться с договором и уточнить, входит ли в список покрываемых страховкой КАСКО деталей колёса автомобиля. Хуже, если полиса КАСКО нет. В этом случае придется проводить независимую техническую экспертизу , причём чинить транспортное средство до осмотра нежелательно.

4. Кому предъявлять претензии?

За любой участок дороги ответственность несёт конкретная организация. По закону - это государственная структура, обычно муниципалитет, на территории которого произошло ДТП. Но, как правило, чиновники отправляют потерпевших в организацию, с которой заключён договор на обслуживание данного участка дороги. В любом случае сначала нужно обратиться в ГИБДД, причём иногда ехать в отделение даже не требуется - постановление в отношении юридического лица за ненадлежащее содержание дороги может вынести даже инспектор из приехавшего экипажа ДПС. А дальше начинается самое интересное - в худшем случае будьте готовы к «переводу стрелок» с одного юридического лица на другое.

Когда организация, эксплуатирующая данный участок дороги, будет установлена, лучше вызвать её представителя на экспертизу автомобиля. Сделать это можно с помощью телеграммы или письма с обязательным уведомлением о вручении. Текст может быть произвольным. Например: «30 марта 2016 года в ООО “Дорожная организация” по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, 1, состоится осмотр экспертами и составление калькуляции для исчисления ущерба и определения стоимости ремонта моей автомашины, пострадавшей от ДТП, произошедшего на ул. Липецкой 12 марта 2016 года. Прошу прислать на место осмотра представителя с доверенностью ».

С юридической точки зрения экспертиза в любом случае окажется легитимной, но неприбытие на неё уведомлённых представителей эксплуатирующей организации может дать вам дополнительное преимущество в суде.

Разумеется, представители обслуживающей организации могут либо не явиться, либо не согласиться с результатами экспертизы. Фиксируйте всё это в письменном виде и составляйте досудебную претензию с помощью юриста. Если сумма ущерба невелика, то есть вероятность решить всё мирным путём. Однако чаще всего приходится обращаться в суд. Может быть назначена и повторная экспертиза, поэтому до окончания всей тяжбы вы не можете отремонтировать автомобиль и ездить на нём.

Этот факт, а также отсутствие уверенности в выигрыше дела и приводит к тому, что подавляющее большинство водителей предпочитают устранить полученные повреждения за свой счёт. Особенно, если пострадало только колесо. Беготня по различным инстанциям требует много времени и нервов, да и денег придётся потратить - экспертизу-то нужно делать за свой счёт, как и оплачивать работу юриста, и только потом эти затраты могут компенсировать. Но именно этим и пользуются дорожные службы, халатно относящиеся к своим обязанностям! Чем больше будет водителей, обратившихся в суд с претензиями, тем больше шансов, что дороги начнут ремонтироваться быстрее и лучше.Во время загрузки произошла ошибка.

Можно ли улучшить ситуацию другими способами? Да. Есть проект «Росяма» , куда присылаются фотографии и адреса повреждений дорожного покрытия. Авторы проекта передают данные в ГИБДД, а инспекция связывается непосредственно с обслуживающими организациями. И помните, что ваша внимательность и гражданская позиция может спасти не только пару колёс, но и здоровье и жизни людей - более трети ДТП в стране происходит из-за неудовлетворительного содержания и обустройства улично-дорожной сети! С примерами можно ознакомиться в нашей .

Как не попасть в яму?

  • Следите за погодой. Больше всего ям появляется, когда стрелка термометра пляшет возле нулевой отметки (вода тает днём и замерзает ночью).
  • Снижайте скорость перед лужами. Это полезно со всех точек зрения: меньше риск аквапланирования, ниже вероятность попадания в яму, да и пешеходы будут благодарны.
  • Увеличивайте дистанцию. Больше расстояние до впередиидущей машины - больше места для манёвра. Особенно в ночное время или дождливую погоду, когда видимость хуже.
  • Снижайте скорость, заметив признаки ремонта дороги. Обычно множество заплаток и наспех заделанных ям - верный признак того, что «у них тут гнездо». Вероятно, это участок с нестабильным грунтом или некачественно уложенным асфальтом. Поэтому новые колдобины могут появиться даже на недавно отремонтированном полотне.
  • Отпускайте педаль тормоза перед самой ямой. Так вы снизите нагрузку на подвеску.

Что нас ждет весной? Снова яма на яме. Мне стыдно за мой родной город Нижний Новгород - у нас нет дорог по определению, и притом неважно, центр это города или окраина, порой в центре бывает еще и хуже. Могу сказать только одно: раньше такого не было, сейчас в последние годы с приходом новой региональной власти, город попросту брошен. Вот и приходится по этим колдобинам проезжать медленно, словно "чайник". А налоги у нас одни из самых высоких в стране.

Думаю, состояние дорог по России в целом не слишком отличается от Нижнего, где-то, конечно, лучше, ну а где-то, может, и хуже, за исключением разве что только Москвы и Санкт-Петербурга. Ведь не зря по статистике целых 20% ДТП происходит именно из-за плохих дорог. Для сравнения: ДТП по вине пьяных водителей составляет 7%. Разницу почувствовали?

Как действовать, если повредили машину на яме?

Допустим, вы наехали на яму, в результате чего пострадал ваш автомобиль. Как себя вести в такой ситуации и с кого требовать компенсацию на ремонт?

Первое - сразу найдите свидетелей (двух вполне будет достаточно), перепишите их ФИО, телефон, желательно паспортные данные и, по возможности, краткие их объяснения. Если с вами в машине были пассажиры, значит, свидетели уже есть. Для тех, кто вдруг не знает: родственники тоже могут быть свидетелями.

Второе - вызывайте ГИБДД.

Третье - до приезда инспекторов, выставите знак аварийной остановки и ничего не трогайте, машину с места не сдвигайте. И обязательно сфотографируйте яму, участок дороги, поврежденный автомобиль. Снимите еще и видео. Есть видеорегистратор? Хорошо, воспользуйтесь им.

По приезде сотрудников ГИБДД приобщите видеозапись к делу. Только вот фото, флэшку сразу в руки инспекторам отдавать не надо. Сделайте просто запись в протоколе о том, что вы готовы приобщить к материалам дела фото и видеозапись в отделении ГИБДД в назначенный день разбора.

Суть фото- и видеофиксации заключается в том, что после того, как ГИБДД, проинформирует ответственные за данный участок дороги службы о ДТП, последние могут успеть залатать яму до судебного разбирательства, будто бы ничего и не было (это случается сплошь и рядом). Вот поэтому у вас на руках и должны быть фото- или видеодоказательства существования ямы, желательно с указанием даты и времени съемки.

При наличии КАСКО позвоните в страховую компанию и вызовите их представителя. Возможно, он поможет спланировать дальнейшие действия и понять, нужно ли бороться дальше или страховщики возместят ущерб.

Во время составления протокола проверьте, указаны ли в схеме размеры ямы и факт отсутствия дорожных знаков и ограждений. Если нет, то требуйте внесения этих данных в документ, а также на присутствии при составлении протокола понятых. Настаиваете на том, чтобы вам сразу же выдали копию протокола. Также внесите в протокол просьбу уведомить вас о том, когда и где состоится группа разбора. Это специальное мероприятие, проводимое инспектором ДПС с целью выяснения всех обстоятельств ДТП для последующего принятия решения об установлении виновности того или иного лица (разбор ДТП). На нем может присутствовать кто угодно, а участнику, тем более потерпевшему, настоятельно рекомендуется присутствовать.

Далее составьте акт видеосъемки и фотографирования. Эту бумагу в простой письменной форме составляет пострадавшая сторона, то есть вы. В акте фотографирования водитель указывает, сколько им сделано фотографий и что конкретно изображено на каждой отдельной фотографии. Также и с видео. В акте все подробно описывать не надо, все кратко, только факты на одном листе. Впишите в акт все данные свидетелей, а в конце поставьте подпись и дату. И вот только тогда вы можете спокойно уехать.

Затем контролируйте всю ситуацию, включая личное присутствие на группе разбора, куда вы уже принесете свои фото и видео. Сотрудники ГИБДД должны вас проинформировать о том, в чьем ведении находится участок, на котором образовалась эта яма. Эта компания и предстанет перед судом в роли ответчика.

Если инспекторы не выдают виновного, обращайтесь в прокуратуру, которая истребует всю информацию и уже самостоятельно направит дело в суд. Главное - составьте обращение грамотно и укажите о вашем требовании от прокуратуры им самим инициировать судебный процесс. Образец заявления есть ниже.

Если в прокуратуру обращаться не пришлось, и данные о будущем ответчике известны -обращайтесь в оценочную компанию для определения суммы ущерба и отправляйте виновнику письменное требование о добровольном возмещении вреда. Если через месяц ответа не получили или вам дан письменный отказ, то вам дорога только в суд.

Составляем исковое заявление, прикладываем к нему все имеющиеся материалы и подаем в районный суд по месту нахождения ответчика. Если в результате наезда на яму вашему здоровью был причинен вред, подать заявление можно в районный суд по месту жительства.

И не надо бояться потери времени и денег на оценку, судебные издержки и на юриста. Как правило, суды не отказывают автомобилистам в возмещении всех понесенных расходов. Просто не забудьте сохранить все платежные документы.

О законном основании для жалобы

"А должны ли дорожники вообще платить за нанесенный ямами ущерб?" - спросите вы. Должны, еще как. Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" предусматривает ответственность дорожных служб за ДТП, вызванное некачественным ремонтом дороги.

Статья 28 ясно и недвусмысленно гласит: "Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог". Если обращаетесь в суд самостоятельно, укажите этот абзац в заявлении.

О пользе проявления инициативы

Ну а теперь обращаюсь я к тем ругающим нашу власть водителям, которые утверждают, что у нас никому ничего не надо, которые только на кухне кричат, что все бесполезно. А между тем каждый день сами проезжают по одной и той же яме во дворе своего дома или работы и даже не пытаются эту яму залатать. И тут хочется вспомнить Аркадия Райкина в его фильме "Мы с вами где-то встречались", где его герой на концерте изображал дворника, ворчавшего на мусор на улице, но так и не убравшего его.

Приведу я вам свой пример. Около моей прошлой работы, что в центре города у театра Драмы была ужасная дорога вся в ямах и ухабах, и так примерно метров 30. Мне это надоело, и я написал с приложением фото этих ям жалобу в прокуратуру. В течение того же месяца все ямы засыпали каким-то черным песком - я обрадовался, подумал: "Хотя бы так".

Но увы, прошел хороший ливень и через пару недель как ни в чем и не бывало те же ямы образовались снова. Я разозлился и написал снова грозную жалобу в прокуратуру с требованием не засыпать ямы непонятно чем, а заасфальтировать их. Через месяц была сделана полностью новая дорога - все 30 метров.

Образец жалобы в прокуратуру на плохие дороги

Обращаюсь к Вам с жалобой на бездействие Департамента по благоустройству и дорожному хозяйству г.Н.Новгорода, выразившееся в следующем:

Так, между жилыми 5-этажными домами № 9 и № 13 по улице Прыгунова (со стороны хлебного магазина, что в доме № 13) автомобильная дворовая дорога вся в ухабах и ямах. Между 1-м и 2-м подъездом 13-го дома на повороте к дому № 22 А по улице Автомеханическая также большая яма. Между домом № 13 и 9-этажным домом № 15 по той же улице Прыгунова поперек дороги по всей ее ширине вырезан асфальт.

Согласно п.3.1.2 действующего в России ГОСТ 50597-93:

Максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине 15 см, по ширине 60 см, по глубине 5 см.

Если дорожное покрытие не соответствует хотя бы одному из нормативов, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости - заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

Сроки устранения выбоин и трещин составляют от 5 до 10 суток в зависимости от их классификации.

В соответствии с российским законодательством полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несет Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству.

Ямы на указанном дорожном покрытии не соответствуют всем нормативам ГОСТа. Однако ответственным лицом не выставлены дорожные знаки, в темное время суток не устанавливается заграждение с предупредительными сигнальными огнями. И все возможные сроки по устранению ям по сегодняшний день нарушены.

Таким образом, на основании вышеизложенного, для устранения нарушений закона и привлечения виновных к ответственности, прошу Вас провести прокурорскую проверку, по результатам которой принять меры прокурорского реагирования, а именно - вынести в адрес ответственной стороны представление об устранении нарушений в установленные Вами разумные сроки. Также прошу рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении и наложить административный штраф на ответственного за данный участок дороги. Вместе с тем прошу Вас подготовить и направить в суд исковое заявление о признании бездействия виновного незаконным.

<a href="http://polldaddy.com/poll/8684598/">Повреждали когда-нибудь машину в яме?</a>

Дороги во многих российских городах являются некачественными, поэтому нередко на них появляются многочисленные крупные ямы. Это нередко приводит к тому, что если водители двигаются по дороге со скоростью, превышающей 50 км/ч, то они могут попасть в яму и серьезно повредить колесо или другие части автомобиля.

Хотя дорожные службы постоянно проводят ремонтные работы и ограждают наиболее опасные участки, такие случаи встречаются достаточно часто.

В ГОСТе имеются определенные нормативы, при соответствии которых допускается наличие на дороге определенных ям.

Допустимыми параметрами ям являются:

  • ее длина должна находиться в пределах 15 см;
  • ширина не должна превышать 60 см;
  • глубина должна быть не больше 5 см.

Нормативы на повреждения на дорогах. Фото: b1.m24.ru

Если имеющаяся на дороге яма соответствует вышеуказанным условиям, то она может находиться на покрытии до того момента, пока не будет увеличена в размерах, поэтому придется ее заделывать, на что дается не больше 10 дней.

Важно! Срок, в течение которого устраняются ямы, зависит от многих факторов, так как на это влияет загруженность дорожной службы, влажность покрытия на дороге и другие критерии.

Также этот ГОСТ содержит данные о рельсах железной дороги или трамвайных путей, так как не допускается, чтобы какие-либо элементы из металла были выше покрытия больше, чем на 2 см, а иначе дается всего два дня дорожным службам, чтобы устранить проблему.

Крышки, располагаемые на канализационных ямах, должны при повреждении заменяться в течение трех часов, а максимум на это дается все один день.

Но в большинстве ситуаций данная проблема устранятся в течение более длительного промежутка времени.

Что делать, если попали в яму на дороге? Смотрите видео:

Условия, при которых можно обращаться в страховую

Как подать иск в суд

Если добровольно вопрос решить не получается, то подается иск в суд. Образец искового заявления в суд на дорожников можно скачать ниже бесплатно.

Для этого уплачивается госпошлина, размер которой зависит от стоимости ремонта:

  • до 20 тыс. руб. – 4% от стоимости иска, но не меньше 400 руб.;
  • от 20 до 100 тыс. руб. – 800 руб. + 3%;
  • от 100 до 200 тыс. руб. – 3,2 тыс. руб. + 2%;
  • от 200 тыс. руб. до 1 млн. руб. – 5,2 тыс. руб. + 1%;
  • свыше 1 млн. руб. – 13,2 тыс. руб. + 0,5%.

Если суд выигрывает истец, то эта сумма взыскивается с ответчика, но первоначально истец должен оплатить ее самостоятельно.

К иску и квитанции прикладываются документы о ДТП и отчет, выданный независимым экспертом.

Как не попасть в яму

Чтобы не возникало необходимости судиться с дорожными службами, сами водители должны быть аккуратными на дороге, а также пользоваться определенными советами, предотвращающими возможное попадание в яму.

К ним относится:

  • весной надо быть особенно осторожным во время управления машиной, так как в это время обычно на дороге имеется много ям;
  • при наличии воды на дороге надо уменьшить скорость;
  • не надо объезжать яму после непосредственного приближения к ней, поэтому важно совершить маневр заранее.

Таким образом, попадание в яму – это ДТП, при котором может наноситься серьезный вред машине.

Он может быть компенсирован дорожными службами, если грамотно оформить происшествие, правильно составить иск и подготовить другие документы.

Обычно такие судебные разбирательства заканчиваются тем, что суд становится на сторону истца.