Продолжительность отдельных следственных действий не может продолжаться. Длительность перерыва при производстве следственных действий необходимо регламентировать

Особенности педагогической деятельности:

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Профессиональный педагог -- это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки. Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Сущность педагогического профессионализма:

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

  • 1. уровень общей культуры;
  • 2. психолого-педагогическая компетентность;
  • 3. владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;
  • 4. способности к целеполаганию и целеосуществлению;
  • 5. способности к педагогической рефлексии;
  • 6. способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

  • а) высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • б) любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
  • в) подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
  • г) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
  • д) потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
  • е) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога.

(Здесь в основном используется материал книги Н. В.Кухарева и В. С.Решетько

«Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества» (Минск, 1996).

Как уже отмечалось, основой для определения уровня профессионализма педагога являются его умения анализировать свою деятельность и ее результаты. Эти умения формируются на базе повышения уровня научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки. Однако опыт показывает, что педагогическая наука следует как бы параллельно с практической деятельностью. Взаимопроникновение и взаимодействие науки и практики осуществляются в том случае, если педагог в ходе систематического изучения достижений науки проверяет изложенные идеи на практике; анализирует и творчески переосмысливает собственную деятельность и соотносит с прогнозируемым результатом; способен определить адекватность полученного результата его образу; анализирует продвижение обучаемых по пути к самообразованию и самовоспитанию, а также деятельность своих коллег.

Профессионализм педагога является концентрированным показателем различных уровней педагогического творчества, обеспечивающих ему успех в профессиональной деятельности.

В связи с этим можно классифицировать уровни педагогического творчества на основе сформированного у педагога умений анализировать процесс своей деятельности и исследовать ее качественные показатели.

Первый уровень – информационно-воспроизводящий. Педагог умеет воспроизводить опыт других преподавателей, решать простые педагогические задачи на пути к результату; анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Этот уровень правомерно отнести к деятельности педагога, не имеющего квалификационной категории.

Может возникнуть вопрос: где же здесь творчество? При более глубоком изучении педагогической деятельности отмечается следующее: даже если педагог выступает в качестве передатчика информации, он обязательно стремится к ее эмоциональному окрашиванию. Своими интонацией, жестами, взглядом он высказывает собственное отношение к тому, о чем говорит. В этом и проявляется его творчество, ибо от эмоциональной окраски во многом зависит восприятие обучаемыми учебного материала.

На первом уровне педагог еще не может постичь психологию обучаемого, не в состоянии предвидеть возможные трудности в своей деятельности. Это объясняется множеством причин: недостаточным уровнем методической подготовленности, незнанием возрастной психологии обучаемых, психологических механизмов общения с ними, неумением реконструировать информацию, т.е. создавать «свои методики», «свой учебник», и т.д.

Второй уровень – адаптивно-прогностический. Педагог умеет трансформировать (преобразовывать) известную ему информацию, отбирать способы, средства и методы взаимодействия с обучаемыми с учетом их потенциальных возможностей и собственных личностных качеств. При этом он предвидит результат этого взаимодействия, понимает, какой эмоциональный отклик у обучаемых находит та или иная отобранная им информация, то или иное его действие. Этот уровень деятельности педагога условно соответствует второй квалификационной категории.


Как правило, на втором уровне педагог значительно перестраивает структуру содержания образования, осуществляет межпредметные связи и дифференцированный подход к обучаемым, достаточно четко представляет образ результата на уровне их знаний и умений. Однако при этом он еще не в состоянии оптимистически прогнозировать развитие личности обучаемого.

Третий уровень – рационализаторский . Педагог проявляет конструктивно-прогностические способности: на основе своего опыта формулировать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения, использовать элементы индивидуальности и новаторства в обучающей деятельности, более целесообразно организовывать педагогический процесс. На этом уровне, на наш взгляд, осуществляет свою деятельность педагог первой квалификационной категории.

Педагог третьего уровня изобретает новые методы и более совершенные методики обучения, создает педагогические инновации и технологии, которые обеспечивают более качественные результаты его деятельности.

На основании этого некоторые исследователи педагогического творчества считают этот уровень высшим, однако мы не совсем согласны с этим – и не без оснований. Многие исследования (в том числе и проводимые авторами данного пособия) свидетельствуют о том, что любой метод, любая методика и даже технология всегда в той или иной степени «личностно окрашены». Как правило, если при выборе методики или технологии педагог не соотносит их с собственными возможностями и личностными качествами, то в его деятельности они не дают ожидаемого эффекта. Это происходит потому, что он глубоко не проникает в сущность той или иной технологии, не адаптирует ее в соответствии с условиями своей деятельности, а также с возможностями обучаемых, не всегда соотносит педагогический процесс с конечным результатом деятельности.

В современных условиях, при обилии предлагаемых методик обучения и педагогических технологий, особенно следует учитывать энергозатраты обучаемых при достижении результатов, а также динамику состояния их здоровья, эмоционального и психического самочувствия.

Почему все педагоги не работают по методу С. Н. Лысенковой или В. Ф. Шаталова? Потому что для этого надо быть С. Н. Лысенковой или В. Ф. Шаталовым.

Четвертый уровень – исследовательский. Педагог умеет определить концептуальную основу собственного поиска, вычленяет системообразующие идеи из опыта любого педагога и свободно комбинирует их, разрабатывает собственную систему педагогической деятельности на основе исследования ее результатов. К этому уровню, как правило, приближаются педагоги высшей категории.

Педагог-исследователь умеет обобщить собственный опыт и сделать его доступным для коллег, если они видят и осознают основополагающие идеи этого опыта. Опора на идеи (или выводы) педагога-исследователя очень эффективна для получения качественных результатов.

Пятый уровень – креативно-прогностический. Педагог способен формулировать сверхзадачи и обосновывать способы их решения; вносит существенные изменения в систему образования, тем самым трансформируя ее концептуальную основу. На этом уровне творчества педагог осуществляет ломку устоявшихся стереотипов. В результате такой деятельности формируется инновационная личность.

Главным ориентиром в деятельности педагога этого уровня выступает его взаимодействие с обучаемыми, которые при этом постоянно соотносят уровень своих возможностей с достигнутыми результатами, самосовершенствуются в процессе внутренней соревновательности с самим собой.

На пятом уровне педагог проявляет себя как педагог-творец или как педагог-исследователь. Необходимость в подготовке педагогов такого уровня давно назрела. Это будет побуждать педагогические коллективы к совершенствованию их деятельности, а также стимулировать творческие возможности и способности педагогов.

На первых двух уровнях творчески работающий педагог «ищет» себя. На третьем уровне он ведет поиск ответа на вопрос: какие формы, методы и средства дают оптимальный результат? На четвертом и пятом уровнях педагог-творец осознает направленность своих действий и становится педагогом-исследователем.

Выделенные уровни педагогического творчества взаимосвязаны: высшие уровни включают в себя предыдущие и основываются на них. В педагогической практике их проявление осуществляется в органическом единстве.

Таким образом, формирование педагога-мастера, педагога-творца начинается с его умения анализировать собственную деятельность и ее результаты. От анализа эффективности решения ситуативных педагогических задач он переходит к осмыслению и анализу тактических задач и затем к осознанию и прогнозированию стратегических задач. На этом пути педагог постоянно реконструирует собственную деятельность, ее содержание и, что особенно важно, корректирует образ результата. В связи с этим значимыми являются:

– вооружение педагогических коллективов конкретными знаниями об образе результата;

– ориентировка педагогических кадров на овладение умениями, обеспечивающими эффективное взаимодействие с обучаемыми;

– формирование у педагогов умений диагностировать педагогические результаты, исследовать качественные показатели собственной деятельности.

В условиях динамизма современной общественной жизни, в том числе и быстроменяющейся ситуации в Российском образовании, становятся особенно востребованными способы определения профессионализма учителя, формы и методы его интенсивного восстановления, в целом, научного исследования этого феномена.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии "профессионализм" отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

О профессионализме можно говорить с точки зрения стандарта его составляющих, обязательных компонентов профессионализма, в сущностном плане, характеризующих понятие "профессионализм учителя". Приоритетов между отдельными компонентами профессионализма можно выявить великое множество. При этом исходными позициями в оценке профессионализма могут стать разные подходы.

Основой профессионализма учителя (особенно учителя начальных классов) на современном этапе является, на наш взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Неслучайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящено личным качествам учителя. Например, книга Е.И. Рогова "Личность учителя: теория и практика" раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это, действительно, необходимо. Но для профессионализма современного учителя, особенно учителя начальных классов, помимо перечисленных качеств (дополненных, к примеру, толерантностью) необходимы еще многие и многие другие.

Профессор В.Я. Синенко справедливо считает, что "профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения" .

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую ("человекообразующую").

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

а) потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

б) тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

в) понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

г) умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,

д) предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

е) знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

ж) способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Какие же факторы больше всего влияют на успех педагога? Определенные способности (по Н.В. Кузьминой) :

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные .

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

§ ориентационная;

§ развивающая;

§ мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

§ информационная.

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

§ конструктивная;

§ организаторская;

§ коммуникативная;

§ гностическая.

Так, конструктивная функция обеспечивает:

а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

а) информации в процессе сообщения ее учащимся;

б) различных видов деятельности учащихся;

в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий. Это противоречия между следующими факторами:

Динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;

Динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;

Личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;

Растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;

Потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;

Уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;

Возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

А.К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности:

Специальная или деятельностная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.

Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития. Умение планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему .

Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:

Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.

Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.

Суперпрофессионализм или мастерство - приближение к вершине профессиональных достижений.

"Послепрофессионализм", когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов .

Учитывая активную роль человека в процессе профессионализации можно выделить три критерия по Ю.В. Поваренкову:

Выделим следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:

Мотивационно - волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. - исполнение) проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиск личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствование мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы .

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

Выводы:

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

1. уровень общей культуры;

2. психолого-педагогическая компетентность;

3. владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

4. способности к целеполаганию и целеосуществлению;

5. способности к педагогической рефлексии;

6. способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.

Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности.

Уровни профессионализма педагога:

Допрофессионализм – осуществление человеком общепедагогической деятельности при отсутствии профессиональных знаний и умений, не овладев нормами и правилами педагогической профессии.

Профессионализм – профессиональное становление человека через последовательное овладение качествами педагога-профессионала, нормами и правилами профессии и приобретение специальности и квалификации.Этапы уровня педагогического профессионализма: адаптация учителя к педагогической профессии >самоактуализация в педагогической профессии > свободное владение педагогической профессией (педагогическое мастерство).

Суперпрофессионализм (высший профессионализм) – этап, характе-ризующий педагогическую деятельность человека в ее расцвете и высоких достижениях; творческое обогащение профессии своим личным вкладом.Этапы уровня суперпрофессионализма: свободное, творческое владение педагогической профессией > владение несколькими педагогическими профессиями >самопроектирования себя как педагога .

Непрофессионализм (псевдопрофессионализм) – уровень, характеризующий отсутствие педагогического профессионализма: внешне активная педагогическая деятельность при наличии личностных деформаций в его профессиональном становлении; выполнение неэффективной педагогической работы в сочетании с кипучей внешней деятельностью; неправомерное сведение всего личностного пространства только к профессиональному и т.д.

Послепрофессионализм как возможность обретения новых граней педагогического профессионализма через оказание помощи молодым учителям. Пути развития послепрофессионализма: «педагог в прошлом» (экс-профессионал), консультант, советчик, наставник молодежи, эксперт.

Динамика перехода от одного уровня педагогического профессионализма к другому как последовательное овладение этапами и ступенями педагогического профессионализма

Существует и другой подход к определению уровней профессионализма: профессиональная готовность > профессиональная компетентность > профессиональное мастерство (Б.С. Гершунский, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Л.М. Митина и др.).

Понятие профессиональная готовность отождествляют с понятием профессиональная пригодность. На самом деле профессиональная готовность – понятие более широкое, чем профессиональная пригодность.

Профессиональная пригодность – это совокупность психофизиологических качеств, необходимых для будущей профессии.

Профессиональная готовность – это достижение определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы.

Она определяется как совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту. С одной стороны, это психологическая, психофизиологическая и физическая готовность (то есть профпригодность), а с другой – научно-теоретическая и практическая подготовка. Так, студент по своим психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве педагога, но в силу недостаточной теоретической или практической подготовки еще не готов к ней.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств, отражающую не просто уровень готовности к профессиональной деятельности, а уже ее сформированность, способность эффективно решать профессиональные задачи. Однако следует иметь в виду, природа компетентности такова, что она будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием собственного саморазвития, самообразования и обобщения деятельностного и личностного опыта.

Профессиональное мастерство выступает как высший уровень развития профессионализма, выражается в высоком уровне деятельности в ходе выполнения своих обязанностей и проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности, прежде всего в сложных ситуациях. В данном случае профессионализм является результатом не только профессионального образования, но и результатом собственного опыта и творческого саморазвития. К.К. Платонов мастерством определяет свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.

Педагогический профессионализм характеризуется уровнями. Рассмотрим некоторые точки зрения на выделение уровней педагогического профессионализма.

Е.А. Климов выделяет следующие фазы становления профессионализма: оптант (фаза оптанта, оптации), адепта (фаза адепта), адаптант (фаза адаптации), интервал (фаза интервала), мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к её характеристикам), авторитет (или фаза авторитета), наставник (или фаза наставничества). 2

А.К. Маркова в книге «Психология профессионализма» рассматривает допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм (псевдопрофессионализм), послепрофессионализм (экспрофессионализм). 3

«Допрофессионализм, - полагает Н.В. Немова, - включает в себя три этапа: первичное ознакомление с профессией; адаптация в профессии; самоактуализация, осознание себя как индивидуальности, развитие способностей к самодиагностике, определение своих возможностей и своего предназначения в профессии». 4

В работе «Психология труда учителя» А. К. Маркова вводит шесть категорий профессионализма (учитель-стажер, учитель, учитель-мастер, учитель-новатор, учитель-исследователь, учитель-профессионал), которые определяются на основании экспертной оценки педагогической компетентности, включающей, по мнению автора, педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность учителя, обученность и воспитанность. 5

Бублик Н., Панина Т. и другие в работе «Программа психологической подготовленности учителя» полагают, что в зависимости от степени сформированности профессионала, от преобладающего класса задач его деятельности, от специфики личности, профессиональная готовность (компетентность, подготовленность) может реализовываться на разных уровнях профессионального функционирования . Есть основания выделять шесть таких уровней: Информационный - построен на овладении предметными знаниями; технологический - предполагает овладение операциями, действиями, навыками, умениями. При этом достигается профессиональное мастерство, применительное к типовым, стандартным условиям; проблемный - связывается с осознанием и принятием проблемной ситуации в профессиональной деятельности; творческий - предполагает совершенство в овладении информационным и технологически уровнями; преобразующий - предполагает практическую реализацию новых идей, требует творческой антиципации; концептуальный - включает систематизацию всех предшествующих уровней и связывается с разработкой глобальных и перспективных решений. 1

Приведенные подходы выделяют уровни профессионализма с точки зрения его генезиса, связывая установление уровней либо с этапами профессионализации, либо с гетерохронностью возникновения новых структурных элементов, как самостоятельных, так и основывающихся на ранее сформированных элементах профессионализма как системы.

На наш взгляд, профессионализм как интегративное качество работника, реализующего профессиональные компетенции в рамках замещаемой должности, характеризуется уровнем развития и сформированности структурных элементов профессионализма (См. Таблицу 7). Для его измерения нормативно устанавливается номинальная шкала, которая содержит атрибутивные, качественные и количественные признаки каждого уровня. Уровни могут иметь разные наименования: низкий, средний, высокий; первый, второй, третий, четвертый; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; а, б, в, г и т.п. Количество уровней и их наименования определяются задачей нормирования, удобством и традицией употребления вводимых обозначений.

Таблица 7

Уровни педагогического профессионализма

Уровни педагогического профессионализма

Показатели профессионализма на 1 уровне детализации

Низкий

Средний

Высокий

профессиональная направленность

профессиональная компетентность

профессиональная техника

профессиональное общение

профессиональные способности

работоспособность

результативность

В качестве одного из подходов при установлении уровней педагогического профессионализма может использоваться типология профессиональных задач педагога, различающихся уровнем сложности, трудоемкости и т.п. Как отмечается в работе «Непрерывное педагогическое образование: проблемы развития профессионализма», вышедшей под ред. Т.В. Новиковой, «определяющим условием становления системы непрерывного педагогического образования является решение проблемы разработки типологии профессиональных задач педагога, управленца, методиста и т.д. Разработка типологии профессиональных задач позволит создать систему адекватных этим задачам процессов, обеспечивающих непрерывность развития профессионализма специалиста сферы образования». 1

Профессионально-личностные качества

Профессиональный и личностный рост взаимообусловлены. В процессе профессионализации человека происходит их взаимная генерация. Именно профессионально-личностные качества занимают важное место в структуре профессионализма, определяя его социально-личностное содержание. Они являются результатом укоренения отношений работника. «Достаточно устойчивые системы отношений к профессиональной деятельности (к делу и труду, к себе, к коллегам) образуют, - указывает А.К. Маркова в работе «Психология профессионализма», - профессиональный менталитет человека и определяют его профессиональные позиции». 2

Требования к профессионально-личностным качествам работника определяются социальным развитием. По мнению Н.Б. Крыловой, «социальные требования к культуре личности - кумулятивный процесс, фиксирующий социальную динамику, они обновляются каждое десятилетие… Поэтому необходимо определенное «завышение» требований к сегодняшнему специалисту, с тем, чтобы деятельность выпускника высшей школы и через 10-20 лет отвечала динамике социального развития». 1 Во многом социальное развитие отдельной страны, того или иного профессионального сообщества определяется глобальными социо-культурными процессами, к которым следует отнести интернационализацию производственной деятельности, переход от индустриального общества к информационному, ускорение хода исторического времени, необратимость техногенных процессов, снижение роли этической концепции как регулятора профессионального поведения.

Профессионально-личностные качества определяют направленность и интенсивность трудовой активности. Как пишет Н.А. Хроменков, «...на современном этапе недостаточно вооружить людей знаниями, квалификацией; неменее важно развить социальные стороны их личности, от которых, в первую очередь, зависит качество труда». 2 В связи с этим необходимо выявить «социальные стороны личности», которые значимы в сфере общественного производства.

По мнению Ф.М. Русинова, в принципиальной модели менеджера выделяют: 1) знания и умения; 2) личные качества; 3) этические нормы; 4) ресурсы; 5) навыки и способности менеджера эффективно управлять; 6) ограничения саморазвития. 3 Как видим, личные качества поставлены на 2 место, вслед за знаниями и умениями. Действительно, нет оснований полагать, считает Л.М. Ижицкий, что «только знания могут дать человеку сознательную решимость, находчивость и инициативу». 4 Что касается этических норм, то это суть императивы, регулирующие поведение работника и для следования им он должен обладать адекватными личностными качествами.

Общая профессиональная культура специалиста любого профиля, по мнению Н.Б. Крыловой, «…складывается в единстве убежденности в социальной значимости труда и своей профессии; развитого чувства профессиональной гордости; трудолюбия и работоспособности; предприимчивости, энергичности и инициативности; готовности эффективно, быстро и качественно решать возникающие производственные задачи; свободно владеть нормами научной организации труда; знаний теории управления и основ социальной психологии; организаторских способностей; готовности и заинтересованности в овладении основами смежных специальностей, в расширении профессионального опыта». 1 Для выявления структуры профессионально-личностных качеств данная точка зрения имеет большое значение.

Многие из указываемых различными авторами профессионально-личностных качеств имеют нравственную, моральную модальность. «… Если наука формирует, культивирует человека знающего, рационального, искусство – человека чувствующего, то мораль объединяет эти сущностные силы в человеке разумном». 2 Вне нравственности, нет и не может быть истинного профессионализма, ибо профессионализм - интегративная характеристика, отражающая возможности и эффективность участия человека в сфере общественного производства. «Нравственные отношения, - как показывают Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, - пронизывают все сферы жизнедеятельности производственных коллективов – сферу управленческих решений, отношения между руководителем и подчиненным, формы и способы стимулирования труда, организацию производственного процесса и т.д.». 3

Важнейшими профессионально-личностными качествами , на наш взгляд, являются:

1. Убежденность в социальной значимости профессии .

2. Профессиональная гордость . «Профессиональное самосознание, связанное с положительным эмоциональным отношением к делу, - важнейший критерий подготовленности специалиста. Профессионал – это не просто «процессор», но тот, - считает Е.А. Климов, - кто с гордостью причисляет себя к определенной общности делателей». 1

3. Самодеятельность. Как указывает Л. Гольдин, «современная практика показывает, что самое слабое звено в цепи слагаемых успешности деятельности – это «хочу». 2 Именно профессиональные мотивы, интересы и установки определяют основу самодеятельности, в структуру которой входить инициативность, самопочинность и самостоятельность.

4. Дисциплинированность.

5. Трудолюбие.

6. Ответственность. В условиях глобализации, как полагает А.М. Новиков, необходимо… формирование чувства экологической ответственности. 3 В условиях глобализации концепция ответственной личности приобретает актуальную значимость. При этом «только культура, - отмечает В.П. Зинченко, - в состоянии урегулировать противоречия между человеком и техникой, так как разработка новых технологий давно перешагнула чисто технические границы и превратилась в серьезную нравственную проблему». 4

Профессионально-личностные качества образуют целостное единство, определяя содержание и характер поведения человека в рамках профессии.

Работоспособность

Важнейшим элементом профессионализма является работоспособность.

В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев отмечают, что «работоспособность - характеристика лица, обладающего физическим здоровьем и волевыми качествами, позволяющими при наличии необходимой квалификации и компетентности продолжительно и продуктивно заниматься тем или иным видом деятельности». 5 В качестве факторов работоспособности называются квалификации и компетентности как рядоположенные понятия, а признаков – продолжительность и продуктивность. Представляется неправомерным продуктивность труда считать следствием, условием, признаком работоспособности. Например, мифический герой Сизиф отличался титанической работоспособностью, но нулевой продуктивностью.

В Кратком психологическом словаре говорится: «Работоспособность - способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении... работы». 1 На наш взгляд, работоспособность не связана ни с максимумом энергии, ни с ее экономией, ни с достижением цели. Это атрибуты других феноменов профессиональной деятельности.

В книге «Инженерная психология» говорится: «Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного периода... Основными характеристиками работоспособности являются: продолжительность, точность, надежность, эффективность». 2 В данном случае под работоспособностью понимается способность профессионала поддерживать заданный уровень деятельности в течение определенного периода. Под уровнем понимается уровень физического, интеллектуального, эмоционального, волевого напряжения, связанный с осуществлением действий, операций и движений.

На наш взгляд, работоспособность - это способность к устойчивому, полному и качественному выполнению должностных функций (работ) в течение нормативного интервала времени (рабочий день, неделя, год).

Результативность профессиональной деятельности

В результате определенной профессиональной деятельности возникает один и тот же тип целевого продукта, независимо от уровня профессионализма работников. «Общепризнанно, - пишет А.К. Маркова в «Психологии профессионализма», - что объективными критериями профессионализма являются: высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи...». 3 В данном случае называются признаки мастерства (умение решать разнообразные профессиональные задачи), профессиональной карьеры (достижение определенного профессионального статуса) и признаки результативности (производительность, количество и качество, надежность продукта).

Количество продукции, на наш взгляд, является характеристикой не профессионализма, а производства как единства технологического и трудового процессов. Производительность учитывает количественные характеристики профессиональной деятельности независимо от ее продолжительности. Действительно, «производительность труда … определяется отношением количества выпущенной продукции или услуг к затратам труда, т.е. выработкой на единицу затрат труда… Для определения производительности живого труда… применяют два показателя: выработка, наиболее распространенный и универсальный показатель, и трудоемкость единицы продукции». 1 Следует отметить, что названные два показателя применяют не вместе, а ограничиваются одним, так как «трудоемкость единицы продукции... является величиной, обратной показателю выработки продукции». 2

Надежность – это один из комплексных показателей качества. Например, в учебнике «Управление качеством» указывается, что «комплексный показатель качества – эксплуатационная надежность, определяется через долговечность, безотказность, ремонтопригодность». 3

На наш взгляд, основными показателями продуктивности профессиональной деятельности являются:

1) качество продукции. Качество продукта – степень соответствия стандарту как системе требований. Реальный целевой продукт будет при всей своей качественной определенности различаться сортом, классом и другими характеристиками результативности;

2) производительность труда.

Специфика образования заключается в принципиальной невозможности стандартизации «сырья», «полуфабрикатов» в силу гуманитарного характера этого типа производства. Управление по результатам в данном случае неправомерно.

В качестве показателей результативности профессиональной деятельности педагога можно взять:

1. Показатели образовательного процесса:

Уровень посещаемости учебных занятий у данного педагога;

Качество учебных занятий;

Качество воспитательных мероприятий;

2. Показатели результативности:

2.1. Показатели результативности производства целевого продукта:

Уровень итоговой обученности (за год, ряд лет, курс в целом) на основании внутренних форм аттестации (% не усвоивших стандарт обученности по предмету, % усвоивших стандарт обученности, % усвоивших федеральный стандарт возможной обученности – стандарт содержания обучения, % усвоивших более широкое и глубокое содержание образования, чем федеральный стандарт возможной обученности);

Уровень сдачи ЕГЭ;

Уровень выступления на олимпиадах (конкурсах, смотрах);

Уровень удовлетворенности учащихся процессом обучения;

Уровень удовлетворенности родителей процессом обучения.

В качестве побочных продуктов педагога выступают педагогические разработки (программы, учебники, задачники, технические средства обучения, методики, технологии и т.п.), в которых представлен опыт обучения и воспитания и удовлетворенность трудом, выступающая в качестве субъективного показателя профессионализма. Этот показатель позволяет установить, «насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии». 1

2.2. Показатели результативности производства побочного продукта:

Уровень педагогических разработок;

Уровень удовлетворенности педагога трудом (процессом и результатом).

Данные показатели являются нормативными. Для их оценки необходимы нормативно установленные критерии. При оценке результативности педагога показатели процесса могут компенсировать показатели результата в случае обучения и воспитания детей, имеющих слабые учебные возможности, низкое, а порой и негативное воспитывающее влияние семьи.

Сопоставительные оценки результативности работы педагога совершенно неправомерны при оценке его профессионализма. Сопоставлять можно работу, если она осуществляется в одинаковых условиях и происходит изготовление одинаковых изделий из материала одного и того же сорта (марки). Педагог имеет дело с невероятным разнообразием человеческого материала. Поэтому оценке результативности как показателя профессионализма педагога необходимо переходить на показатели личностного роста каждого конкретного обучаемого (воспитываемого).

Взаимосвязь понятий «профессионализм» и «профессионал»

Рассмотрим взаимосвязь понятий «профессионализм» и «профессионал».

В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев считают, что «профессионал - это лицо, избравшее какое-либо постоянное, оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого знаниями, пониманием дела и умениями. В ряде стран профессионалами называют только лиц свободных профессий, дипломированных специалистов и высших должностных лиц в промышленности или коммерции». 1 Атрибутивными признаками профессионала выступают, в данном случае, наличие должности и компетентности. Вне должности, ее функционала нет профессионала.

По мнению Т.В. Новиковой, «профессионал - это человек, обладающий не только достаточной суммой знаний, умений и навыков для деятельности в определенной области, результаты которой стабильны, соответствуют эталонам, выработанным на определенной стадии исторического развития, но и способностью непрерывного саморазвития. При этом под эталоном понимаются определенные ценности, выработанные в результате исторического процесса (иными словами - социальный заказ)». 2 В качестве атрибутивных признаков выступают компетентность, результативность, способность к саморазвитию. Если результаты соответствуют требованиям к качеству продукции, то они, в силу этого, уже стабильны. Стабильность не может рассматриваться как показатель профессионализма, ибо стабильной может быть и низкая результативность.

«Профессионал, - указывает Е.А. Климов, рассматривая вопрос о психологических аспектах развивающегося профессионализма, - не только что-то специфическое знает, хочет, но еще многое может, способен, умеет». 3 Кроме того, по его мнению, «профессионал – это не просто «процессор», но тот, кто с гордостью причисляет себя к определенной общности делателей». 4 В этих суждениях называются элементы профессиональной компетентности, мотивации, способностей, профессионального самоуважения. На наш взгляд, мотивация, уровень профессионального самоуважения раскрывается в профессиональной направленности как структурном элементе профессионализма.

Профессионал – это работник, уровень профессионализма которого, обеспечивает эффективную реализацию его должностного функционала . Профессионал выступает адептом (носителем, держателем) профессионализма.

Заключение

Для проектирования и реализации процесса развития педагогического профессионализма необходимо установление его качественной определенности в тот или иной момент времени. По мнению В.Н. Сагатовского, «функционирование системы есть процесс ее перехода из состояния в состояние в направлении заданной цели и не сопровождающийся изменением цели и качества. Развитие системы есть изменение ее качества». 1 Появление новообразований, нового качества, является основным признаком развития профессионализма как целостной системы.

Непрерывное возникновение нового в структуре профессионализма, уровне сформированности его структурных элементов и функциях характеризует «непрерывный процесс самодвижения человека как работника». 2

Появление новообразований возможно только в результате функционирования, накопления количественных предпосылок. Для того, чтобы развиваться, необходимо функционировать, выполнять должностные компетенции (функции, работы), в то же время, развиваясь, профессионал обретает новое качество функционирования.

  • Педагогические технологии в обучении географии

    Учебно-методическое пособие

    Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов – Брест.