Системы выборов мажоритарная пропорциональная смешанная. Пропорциональная система голосования

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата.

Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности:

Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.

Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах.

Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующее:

Значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

Две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

Возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;

Непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;

Независимость депутатов от своих партий.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый vox populi. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Сама избирательная система может влиять на электоральное пространство, или избирателей. По характеру воздействия ее эффекты условно делятся на краткосрочные и долгосрочные.

В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют судить о том, насколько электоральные правила обеспечивают принцип пропорционального представительства в выборном органе. Сочетание различных компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительства и тип бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении мест между политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. В данной связи избирательная система может рассматриваться как один из процедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных дебатов и т.д.), воздействующих на исход каких-нибудь выборов.

В долгосрочной перспективе избирательная система во многом определяет уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом, электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой переменной от типа избирательных правил.

Теоретическая модель, релевантная для анализа краткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы – это схема М. Дюверже. Он разделил эффекты электоральной системы на «механический» и «психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя результаты единичных выборов. Любая избирательная система усиливает представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень, в которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов, которые я приводил выше. Установлено, что системы пропорционального представительства с высокой величиной округа в большей степени способствуют пропорциональному распределению мест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительными для слабых акторов. В то же время системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой величиной округа производят большую диспропорциональность, тем самым меньшее число акторов добивается представительства в парламенте.

Для того, чтобы начал действовать психологический эффект избирательной системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов. Он возникает в качестве реакции политических акторов и избирателей на действие механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным партиям или важным кандидатам. Так происходит структурирование электорального пространства в направлении снижения фрагментации.

Важнейшая функция избирательного процесса в состоит в том, что такой значимый для власти, для всякого государства политический и правовой фактор как легитимность, определяется прежде всего по итогам волеизъявления граждан в ходе голосования в период выборов. Именно выборы являются точным индикатором идейно-политических симпатий и антипатий электората.

Таким образом,представляется оправданным определение сущности избирательной системы во-первых, как регулируемую законодательством совокупность правил, приемов и способов политической борьбы за власть, которые регламентируют функционирование механизма формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, избирательная система - это политический механизм, посредством которого политические партии, движения и другие субъекты политического процесса осуществляют на практике свою функцию борьбы за завоевание или удержание государственной власти. В-третьих, избирательный процесс и механизм - это способ обеспечения необходимой для реализации властных полномочий государства степени легитимности власти.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная . Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно - обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

  • 1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;
  • 2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);
  • 3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Ее достоинства реализуются не автоматически, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие .

Во-первых , при мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда - не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие.

Во-вторых , мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

В-третьих , при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий (Верховная Рада Украины – яркий пример)

Наконец, противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса », т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п. Выборы президента в 2004г. в Украине подтвердили это.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам .

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей.

Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно - стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов.

Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии) , которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Смешанная или мажоритарно-пропорциональная избирательная система

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система , которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой.

При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Такая система внастоящее время действует для выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.(До 2005г. смешанная система действовала для выборов Верховной Рады Украины).

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.

В разных странах действуют различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система относительного большинства, а в Австралии – система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором – относительного. Система квалифицированного большинства встречается реже, так как менее результативна, чем две другие.

При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.

Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, еще более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».



Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что избирательные округа формируются таким образом, что при сохранении формального равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число концентрируется в 1–2 округах. То есть партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается сделать это таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа. Она идет на это, чтобы, «потеряв» их, обеспечить себе победу в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически результаты выборов предопределяются заранее.

Законодательство как ряда зарубежных стран (США, Франции, Великобритании, Японии), так и России, исходит из того, что практически невозможно образовать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25 или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа. Это является основой «избирательной географии». Ее цель заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2–3 раза больше округов. Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы еще больше усиливаются.

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием выделяется три типа:

системы, в полной мере реализующие принцип пропорциональности;

системы с недостаточной пропорциональностью;

системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от политической партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» в Египте, например, составляет 8%, в Турции – 10%, в Швеции – 4% по стране и 12% в избирательном округе, в ФРГ и России – 5%. В Израиле этот барьер один самых низких – 1%.

Так как пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.

При системе «жестких» списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.

При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.

Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.

Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Впервые пропорциональная избирательная система была применена на выборах в Бельгии в 1899 году.

Пропорциональная избирательная система

Территория государства или представительного органа объявляется единым . Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

Разновидности пропорциональной избирательной системы

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы – по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список – когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Достоинства пропорциональной избирательной системы

  1. Достоинством пропорциональной избирательной системы, в отличие от , считается то, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер. Поэтому самым справедливым применением пропорциональной системы считаются выборы в Израиле.
  2. Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При этом такая возможность не теряется у меньшинства.
  3. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
  4. В тех странах, где применяются открытые списки, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  5. Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

  1. Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.
  2. В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей.
  3. При закрытых партийных списках также используется «технология паровоза» – когда в начале списка присутствуют популярные в народе личности (например, теле- и кинозвезды), которые потом отказываются от мандатов в пользу неизвестных членов партии.
  4. Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии.
  5. Недостатком является высокий процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.
  6. При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.
  7. Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40–60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и/или необходимости реформ.

Пропорциональная избирательная система в России

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина – по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

избирательный пропорциональный политический выборы

Основными типами избирательных систем являются: мажоритарная, пропорциональная и смешанная

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему относительного большинства и абсолютного большинства. Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, кто получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Это самая простая система. Она всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Огромное преимущество этой системы - исключение второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютного большинства голосов избирателей, т.е. более половины (50% + 1) общего их числа. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, даже если это большинство составляло один голос. В случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства.

Пропорциональная система предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или партийными блоками.

Как и мажоритарная пропорциональная система имеет разновидности. Существует два ее вида:

  • - голосование по закрытым партийным спискам. В этом случае избиратель голосует за партийный список в целом, не меняя порядка расположения кандидатов;
  • - - голосование с открытыми партийными списками. В этом случае избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов в списке по своему выбору.

Мажоритарная и пропорциональная система имеют свои достоинства и недостатки.

К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается путем распределения мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать блоки или коалиции еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по возможности, выполнить свои предвыборные обещания или откликнуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе. Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. Существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через “нарезку избирательных округов”. Зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов. Например, создать чисто сельские и чисто городские округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или иному кандидату и т.д. Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах. Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах. К недостаткам пропорциональной избирательной системы следует отнести относительно меньшую стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоречий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов, депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем своих избирателей. Для того, чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничит возможность проникновения в него мелких партий или же представителей крайне радикальных, а порой и экстремистских сил, многие страны используют так называемые “избирательные пороги” устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов избирателей. В разных странах, использующих пропорциональную систему этот “порог” колеблется. Так в Израиле он составляет 1%, в Дании - 2%, в Украине - 3%, в Италии, Венгрии - 4%, в Германии, России - 5%, в Грузии - 7%, в Турции - 10%. Кандидаты тех партий или партийных блоков, которые не преодолели этот “порог”, автоматически исключаются из списка претендентов. Высокий “избирательный порог” подчас приводит к тому, что значительная часть избирателей оказывается непредставленной в парламенте. Минимальный - по существу оказывается неэффективным. В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного типа. В которых тем или иным образом сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Практическая реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня. Соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим - за политическую партию, объединение.

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже - многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

  • * смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
  • * смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).