Служебная записка о запрете курения в вузе. Курение на работе: новые обязанности работодателя

Здравствуйте! Очень жаль конечно что
школьники курят.

С законодательством следующая
картина:
ФЗ «Об охране здоровья
граждан от… табака»
Статья 12. Запрет
курения табака на отдельных территориях,
в помещениях и на объектах
1. Для
предотвращения воздействия окружающего
табачного дыма на здоровье человека
запрещается курение табака: 1) на
территориях и в помещениях, предназначенных
для оказания образовательных услуг,
услуг учреждениями культуры и учреждениями
органов по делам молодежи, услуг в
области физической культуры и спорта;

Как
видим прямой запрет есть, для этого
администрация школы обязана разместить
в школе и на территории таблички о
запрете курения со ссылкой на ст. 12 ФЗ
№ 15-ФЗ.
Вопрос: как привлечь к ответственности несовершеннолетнего
школьника, нарушающего этот закон?
Статья 23. Ответственность за
нарушение настоящего Федерального
закона
За нарушение законодательства
в сфере охраны здоровья граждан от
воздействия окружающего табачного дыма
и последствий потребления табака
устанавливается дисциплинарная,
гражданско-правовая, административная
ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации

Дисциплинарная - 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. (видимо вам этот пункт не подходит, за исключением совершеннолетних работников школы)

Гражданско-правовая - возмещения вреда причиненного жизни и здоровью гражданина. (как доказать вред третьим лицам от курения школьниками на территории школы?, тоже не удобно применять)

Административная (КоАП РФ)

Статья 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. 2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья
6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения
табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
(введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ)
1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей. 2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Итак наиболее приемлемый вариант для Вас:

Штраф в размере от 500 до 1500 рублей.

Нужно уведомить об этом учащихся (развесить таблички со ссылкой на ст. 12 закона с указание размера штрафа).

Как все правильно оформить.

1. Устно предупредили (на собраниях).

2. Таблички развесили (курить запрещено ст. 12 закон 15-ФЗ, штраф от 500 до 1500 руб).

3. Составляйте акт о курении на запрещенной территории с двумя совершеннолетними свидетелями (желательно), с указанием ФИО курящего и ФИО его законных представителей (родителей) (обязательно), адрес регистрации курящего и направляйте на административную комиссию в Администрацию района где прописан несовершеннолетний и его родители или в Администрацию района в котором находится школа (здесь немного не понятно по месту нарушения направлять акт, или по месту жительства нарушителя - видимо лучше позвонить в Администрацию и уточнить, я думаю у них уже какая-то практика нарабатывается по этому вопросу).

Больше пожалуй ничего не скажу, тяжело отвечать без юридической практики такого рода дел. Надеюсь что помог. Осталось только с конечной инстанцией разобраться. Начните с Администрации района где находится школа, так будет проще, если у них есть полномочия такие дела рассматривать, то будете в одно место всегда обращаться.

1. Составили акт о курении в тамбуре. Можно ли не платить?

1.1. Если Вы не согласны с наложенным штрафом и речь идет о привлечении к административной ответственности, то имеете право обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в соответствии с главой 30 КОАП РФ. В этом случае надо в течение 10 дней подать жалобу.


2. Закон о курении в коммуналках, есть ли такое положение? Или нормативный акт?

2.1. коммуналка - общественное место...запрещено...штраф

3. Может ли начальник колонны лишить меня премий на 30% создав акт о курений в неположенном месте если я электрогазосварщик и провожу работы в этом цеху сварочные и если у меня есть свой начальник рмм.

3.1. Здравствуйте, в данном случае процесс выплата премиальных регламентированы внутренними локальными актами предприятия поэтому точно можно будет сказать лишь познакомившись сними.

3.2. Добрый день, уважаемый посетитель!
В данном случае это возможно, но только в том случае, если это не противоречит Положению о премировании
Всего доброго, желаю удачи.

4. Достаточно ли акта о наличии запаха табака изо рта для доказательства курения в школе.

4.1. Можете составить акт о наличии запаха изо рта на запрещенной территории в школе с двумя свидетелями с указанием ФИО курящего и ФИО его законных представителей (родителей) (обязательно), адрес регистрации курящего и направляйте на административную комиссию в Администрацию района где прописан несовершеннолетний и его родители

4.2. Данный акт составленный без родителей или законных представителей никакой законной силы иметь не будет. Для профилактики можете составить.

4.3. Добрый день, Ирина! Что вы установите в акте, что из рта исходил запах табака? Необходимо зафиксировать сам факт курения. Тогда можно обращаться с этим актом о принятии мер административной ответственности к родителям. У любой проблемы имеется решение, главное уметь его найти. Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта.

5. Попал в отделение полиции за курение в общественном месте (возле ТРЦ), попался принципиальный активист, который дождался полицию. Акт о нарушении был составлен, штраф якобы 500 рублей, но квитанции не выдали, сказали прийти после выходных в административное отделение вроде для оплаты штрафа. Как быть? Насколько я понимаю что то здесь не так.

5.1. Требуйте квитанцию для оплаты штрафа.

6. Здаствуйте, хочу спросить у вас такой вопрос. Меня на территории предприятия охранники остановили спросили пропуск я его им показал и во рту была не зазженная сигарета. Он проверил пропуск и ушел. После этого он принес акт о не курение в положенном месте и указал в акте что я отказался от обьсянений. И сейчас мне грозит штраф 6000 р. Требуют писать сейчас обьяснительную. Что мне делать подскажите?

6.1. Здравствуйте!
Писать объяснительную. И указывать, что не курили.

Подробную консультацию можете получить или в ВИП категории вопросов или в персональной консультации любого юриста сайта.
Удачи Вам.

7. Попался на работе за курение в неположенном месте, составили акт о данном нарушении, в объяснении сообщил, что нет мест для курения. Чем мне грозит данное нарушение?
P.S. работаю я на заводе, должность наладчик станков. Курил я в мужском туалете возле открытого окна, зашла охранница и составила акт о данном нарушение...

7.1. Штрафом от 500 до 1 500 руб. Больше ни чем.

8. О наболевшем. Проживаем в общежитии вуза. Больше половины живущих на этаже - курящие. Всвязи с законом, курить в общежитии запрещено. Наказание - выселение. Скажите пожалуйста, должно ли быть общежитие в обязательном порядке оборудовано специальными местами для курения? И если да, то каким правовым актом это регулируется?

8.1. Здравствуйте. Никто никаких мест для курения оборудовать в общежитии не обязан. На все воля собственника.

9. Имеет ли права комендант не заселять студента в общежитие? Если студент из неполной семьи, средний прожиточный минимум не превышает и студент учится на контрактной форме обучения. Не заселяет по причине того, что на первом курсе был акт о курени (оказался не в том месте, но не доказал обратное) и больше ничего.

9.1. Здравствуйте! Нет не имеет право. Пишите жалобу в прокуратуру.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Огромный процент жителей РФ имеет вредную привычку курения. При этом многие из них признают, что они не согласны с вступившими в силу законами о запрете курения в общественных местах. По их мнению, введение таких строгих мер ущемляет их интересы и гарантированные государством права.

Последние нововведения, действующие в этой области, включают в себя установление запрета на курение в следующих местах:

  • во время пребывания в наземном или воздушном транспорте;
  • во время нахождения на территории железнодорожных и иных вокзалов;
  • в различных зданиях, принадлежащих общественным и государственным учреждениям;
  • на рабочих местах, включая территорию организации - ее подъезды, цеха и т.д.

Как только лицо будет замечено с сигаретой в вышеуказанных местах - у уполномоченного органа будут иметься абсолютно все основания для привлечения его к административной ответственности. При этом совокупность нарушений может привести к применению более серьезных санкций.

Законодательное регулирование

Государство возлагает на работодателей определенные обязанности, включая и осуществление постоянной защиты физического здоровья своих сотрудников. Из этого следует, что в интересах работодателя - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, находится наложение запрета на курение на территории предприятия и в рабочей зоне. В том случае, если работодатель не желает накладывать полный запрет - в его обязанности будет входить организация специального места для курения.

Помимо положений нового закона о запрете курения, к виновному лицу могут быть применены и меры административной ответственности.

В случае фиксирования факта отсутствия специально отведенного места для курения в организации, на работодателя будет возложена ответственность за несоблюдение мер пожарной безопасности, а также санитарно-гигиенических норм. В роли основного наказания будет выступать денежный штраф, точный размер которого зависит от действующего порядка, а также от отдельных, дополнительных нюансов.

Если в организации отсутствует возможность по обеспечению и выделению отдельного места для того, чтобы там могли курить сотрудники, работодателю остается только ввести полный запрет на курение. Игнорирование данного факта по причине того, что в организации просто нет свободного места для оборудования в отдельной комнате, будет признано абсолютным нарушением.

Специальные места

Если работодатель пошел навстречу своим курящим сотрудникам и решил сохранить их привычку, перед ним встанет вопрос о том, как именно оборудовать место для курения, и какие действия следует для этого предпринять.

Место для курения должно отвечать одному из этих двух требований:

  • это место должно быть расположено на открытом воздухе. В таком случае допускается сооружение навеса или беседки, павильона;
  • место для курения может находиться в закрытом помещении, например, внутри предприятия в виде отдельной комнаты или кабинета. Но в этом случае оно должно быть оборудовано мощной вытяжной системой, которая будет быстро ликвидировать дым от выкуренных сигарет.

Место для курения обязательно должно быть отмечено соответствующим знаком, оповещающим сотрудников о том, что здесь курение будет являться правомерным.

Следует отметить, что к оборудованию места для курения работодатель должен отнестись со всей ответственностью. Повесить табличку с соответствующим названием комнаты будет недостаточно. Любая проверка обнаружит несоответствие помещения установленным стандартам. Курительная комната, помимо внутреннего оснащения, должна находиться и на достаточном расстоянии от рабочих мест других сотрудников, а также от помещений, предназначенных для приема пищи. В других же помещениях следует, наоборот, разместить информационные таблички, сообщающие о запрете курения в данных местах.

Как показывает практика, многие сотрудники самостоятельно выбирают себе места для курения, выходя, например, на крыльцо либо на территорию организации. В таком случае следует помнить, что отсутствие специально оборудованного места будет приравнено к нарушению действующих норм. Тогда ответственность может коснуться как и самого работодателя, так и его курящих сотрудников.

В отношении времени курения - законодательство не устанавливает определенных временных периодов для того, чтобы курящие сотрудники могли прерваться от выполнения своих обязанностей. Действующие нормы предполагают обязательное представление сотрудникам определенного времени, выделенного для отдыха и приема пищи в течение рабочего дня. Это значит, что фактически оставление сотрудником своего рабочего места с целью покурить является нарушением трудовой дисциплины и существующего распорядка. При желании работодатель может предъявить соответствующие претензии, например, если считает, что сотрудник выходит курить слишком часто, тем самым оказывая серьезное негативное влияние на рабочий процесс.

Штраф как мера ответственности

С момента, когда нормы о запрете курения вступили в свою законную силу, представитель правоохранительных органов сможет арестовать и предъявить официальные обвинения каждому курильщику, находящемуся с сигаретой в неположенном месте.

Наиболее серьезная сумма штрафа будет грозить тем, кто курит на детских площадках. Отягчающим обстоятельством будет считаться и такая ситуация, при которой нарушитель не только курит сам, но и привлекают к курению лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. При этом самим привлечением будет считаться не только непосредственное угощение сигаретой, но и, например, содействие в покупке табачных изделий, активная пропаганда курения и т.д.

При назначении штрафов следует помнить о том, что сделать это может только уполномоченное лицо. Именно поэтому данное наказание не может быть осуществлено, например, самим работодателем. Также вычитание любой суммы из заработной платы сотрудника будет признано абсолютно незаконным действием работодателя.

В погоне за отказом от пагубных привычек в отношении своих сотрудников работодателю следует проявлять максимальную осторожность. Не допускается дискриминация курящих работников, например, уменьшение размера их заработной платы, лишение премиальных выплат и т.д. Обиженный сотрудник всегда сможет обратиться в судебное учреждение для защиты собственных интересов. В таком случае к работодателю могут быть применены достаточно серьезные меры ответственности за проявление дискриминации.

Какая ответственность может грозить работнику?

Как уже было сказано выше, работодатель не может использовать такую меру как наложение штрафа в качестве наказания сотрудника за курение. Однако руководитель может применить иные санкции, предусмотренные действующими законодательными нормами. К таким санкциям относятся: замечание, выговор и последующее увольнение. Последняя мера должна применяться лишь в исключительных случаях, например, если на сотрудника не действуют ранее предпринятые меры в виде замечания и выговора, и он продолжает нарушать действующий порядок. Увольнение также может быть использовано и в том случае, если нарушения повторились три и более раз одним лицом.

При получении на руки документа от руководителя, свидетельствующего о назначении определенного штрафа, сотрудник имеет полное право отказаться от подписания данного документа и обратиться в учреждение, уполномоченное разрешать трудовые споры.

Как видно из всего вышеизложенного, курение не только является вредной привычкой, но и может доставить серьезные проблемы в области трудовых правоотношений между работником и его работодателем. Помимо этого, постоянное отвлечение на сигарету часто негативно сказывается на рабочем процессе. Сотрудник, постоянно выходящий покурить, в день может терять 1-1,5 часа, не выполняя в это время свои прямые обязанности. Именно поэтому в большинстве случаев установление полного запрета на курение в той или иной организации станет максимально оптимальным решением.

Если же работодатель не может запретить курение по определенным причинам, следует внимательно отнестись ко всем существующим требованиям по поводу оборудования специального помещения.

Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.

Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись.

Работодатель обязан

В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

— соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);

— осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

— обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

— предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

13) на автозаправочных станциях.

Вопрос. Означает ли новый закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: "Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?" Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.

Отметим, что в законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Вопрос. Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

Пример 1

Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

На деле же требования закона уже начали реализовываться на местах.

Пример 2

Распоряжением администрации муниципального района "Печора" (МР "Печора") от 31.05.2013 N 470-р "О запрете курения табака в помещениях администрации МР "Печора" запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района "Печора", с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района "Печора" дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.

Работодатель имеет право

Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

Варианты реализации положений закона

Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового закона.

Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение

Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании, работодатель должен:

— издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;

— ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);

— провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;

— обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ);

— при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

— в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должен быть предусмотрен порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);

— чтобы соблюсти баланс "кнута и пряника", при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

Вопрос. В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю и все еще на его территории (прилегающая к зданию территория), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.

Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить

Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

— испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 N 15-ФЗ);

— после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;

— издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;

— ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;

— применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно- распорядительными документами работодателя (а именно — приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

Вопрос. Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

Анализ норм закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива, таким местом может оказаться, например, территория в 10-15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

Ответственность

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового закона об ограничении курения:

— дисциплинарная;

— гражданско-правовая;

— административная.

Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.

Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машинист, проводник, капитан судна, пилот, стюардесса и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 рублей, такая ответственность мало кого пугает.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

— должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

— предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в раздел 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т.д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований закона о запрете курения все же есть.

Учитывая "молодость" рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.

Нельзя не отметить, что сейчас наступило время "безответственности", как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).

Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно.

Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000-3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 рублей или даже выше.

Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усилении санкций в сфере действия нового закона о запрете курения.

Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого закона "Об ограничении курения табака" и нового "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (см. Таблицу).

Таблица. Отличия двух законов для работодателей

Старый закон (утратил силу с 01.06.2013)

Новый закон (вступил в силу с 01.06.2013)

Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Запрещено курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака

Запрещено курение на рабочих местах. Перечень видов иных мест, где курение запрещено, значительно дополнен

Работодатель обязан был оснастить специально отведенные места для курения табака

Работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории

Разрешения кого бы то ни было на оснащение места для курения не требовалось

Работодатель вправе выделить и оснастить места для курения только с разрешения собственника здания, помещения

Работодатель, оснащая место для курения, вправе был делать это в любом месте на своей территории

Место для курения может быть только на свежем воздухе (для зданий)

Ответственность предполагалась только для граждан за курение на транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ)

Для граждан ответственность не поменялась. Теоретически теперь можно наказать и работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ

* * *

Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.

Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место; оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.

Пока меры ответственности за нарушение нового закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного закона.

Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.

Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.

Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

Приказ о запрете курения с недавних пор довольно популярный распорядительный документ во многих организациях. Что послужило основанием для издания приказов о запрете курения и какая информация должна содержаться в подобном требовании работодателя, расскажем в этой статье.

Законодательные основы запрета курения в организациях и общественных местах

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в России 23 февраля 2013 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ.

Несмотря на то что и ранее существовали ограничения на табакокурение в общественных местах, обусловленные правилами санитарной и противопожарной безопасности, нормативами охраны труда, указанный закон установил некоторые новшества в этом вопросе, а также систематизировал прежние требования. Так, курение в ряде общественных мест запрещено (п. 1 ст. 12 закона). К примеру, запрет коснулся территорий и помещений:

  • образовательных заведений;
  • медучреждений;
  • помещений, где располагаются соцслужбы и органы госвласти.

Однако собственникам помещений даётся право организовать специальные зоны для курения (п. 2 ст. 12 закона).

Не знаете свои права?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работодатель собственником помещения не является, то самостоятельно вопрос об организации курилок он решить не может — придется обращаться к владельцу имущества.

Таким образом, в отношении курения на предприятии у работодателя есть 2 варианта действий: запретить курение в компании вообще или запретить это делать везде, кроме специально отведенных для этого территорий. Оформляется волеизъявление работодателя специальным приказом.

Образец приказа о запрете курения на предприятии

Скачать форму приказа

Единая форма приказа о запрете курения в организациях законом не предусмотрена, а значит, работодатели составляют такой приказ самостоятельно, исходя из практики ведения кадрового документооборота и форм документации, установленной на предприятии. Традиционно приказ о запрете курения включает следующую информацию:

  1. Наименование организации, где оформляется приказ.
  2. Дата издания, номер документа и краткое содержание (например, о запрете курения).
  3. Преамбула, которая подводит к основному распоряжению и обычно объясняет, на основании чего или с какими целями издан конкретный приказ (например, во исполнение требований федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
  4. После слова «приказываю» перечисляются конкретные требования работодателя. При этом, если на предприятии специальных мест для курения не отведено, то приказ ограничится запретом курить на территории и в помещениях конкретной организации, а также распоряжением по конкретным специалистам внести соответствующие изменения во внутреннюю документацию предприятия и ознакомить с приказом членов трудового коллектива. Если же курительные зоны оборудованы, то приказ дополнится пунктом об использовании исключительно этих территорий для курения. В этом же приказе могут быть расписаны санкции, применяемые к нарушителям (замечание, выговор, лишение премии и т. д.).
  5. Подписывает приказ о запрете курения руководитель организации или уполномоченный им сотрудник.
  6. Работники подтверждают факт ознакомления с документом путем проставления подписи на приказе или в специальном журнале.

Таким образом, сложностей в разработке вышеназванного приказа возникнуть не должно. Главный момент, с которым потребуется определиться: возлагается ли полный запрет на курение или разрешается курение в специальных местах. Образец приказа о запрете курения на предприятии можно найти на нашем сайте и использовать его в качестве практической помощи.

Скачать форму приказа