Современная миграционная политика россии и стран снг. Трудовая миграция в россию: страны снг обгоняют еаэс Трудовая миграция в странах снг и защита прав трудящихся-мигрантов


Введение

1. Экономические проблемы миграции рабочей силы в Россию

2. Правовые проблемы трудовой миграции в СНГ

Заключение


Введение


Миграция рабочей силы для России - сравнительно новая форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, Россия активно пытается внедриться на мировой рынок труда, а с другой, в РФ пока не сложился свой реальный отечественный рынок труда. Важным условием становления внутреннего рынка могло бы явиться активное привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья.

Трудовая миграция в странах СНГ стала масштабным и значимым социально-экономическим явлением. По нашей оценке в ней задействовано приблизительно 8-11 млн. человек, или 6-8% экономически активного населения стран региона. Основной причиной трудовой миграции является дифференциация стран СНГ по социально-экономическим показателям. На фоне снижения уровня жизни, свертывания производства и роста безработицы, некоторые государства региона (например, Россия и Казахстан), отличаются социально-экономической стабильностью, емким рынком труда и высоким уровнем заработной платы. Эти факторы в сочетании с географической близостью, безвизовым режимом, «прозрачностью» пересечения границ, общностью культуры и языка, наличием родственных связей и деловых отношений, конвертируемостью дипломов об образовании формируют потоки трудовых мигрантов внутри СНГ в пользу России и Казахстана. Более высокие показатели уровня жизни и зарплаты формируют достаточно большие потоки трудовых мигрантов из стран СНГ в экономически развитые страны.

В работе рассматриваются экономические и правовые проблемы миграции рабочей силы в Россию.

1. Экономические показатели миграции рабочей силы в Россию


Для формирующегося общего рынка труда стран СНГ первостепенное значение имеет трудовая миграция, которая получает все большее распространение в связи с вовлечением бывших союзных республик в международный миграционный обмен.

Ключевой фигурой данной миграции является трудящийся-мигрант. В соответствии с Международной конвенцией о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г., трудящийся-мигрант - это лицо, которое занимается оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. В некоторых научных работах трудовая миграция рассматривается шире, считается одной из разновидностей временной миграции населения, нацеленной на работу за пределами места постоянного жительства, в том числе и за границей. В этом случае к трудовой миграции относятся маятниковая и некоторые другие виды миграции. В контексте проблем формирования рынка труда стран СНГ более правомерно применять термин «трудовая миграция» в трактовке Международной конвенции ООН 1990 г.

По данным МОТ, в настоящее время в международной трудовой миграции ежегодно принимают участие 20 млн. человек из более 100 стран мира.

Практически все страны СНГ являются посылающе-принимающими, т.е. в них экспорт рабочей силы преобладает над импортом. Исключение составляют Россия и Казахстан, которые больше принимают мигрантов, чем направляют в другие страны. Но это деление довольно условно и может изменяться в зависимости от многих факторов: уровня экономического развития стран, демографической ситуации, иммиграционной политики и т.п.

Трудовая миграция осуществляется в легальной и нелегальной формах.

Законность статуса иностранного работника складывается из трех компонентов - это въезд, пребывание и занятость.

Таким образом, нелегальными трудовыми мигрантами можно назвать тех иностранцев, которые отвечают хотя бы одному из требований: незаконно пересекли государственную границу, работают без специального разрешения на трудовую деятельность, не имеют регистрации по месту пребывания в соответствии с национальны законодательством, а также, если нарушили сроки пребывания, или цели пребывания не соответствуют заявленным при въезде.

Трудовая миграция оказывает существенное влияние на страны, отдающие и принимающие трудовых мигрантов.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привела к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двух- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран предоставлена огромным количеством законов и подзаконных актов.

Важно сказать несколько слов об учете трудовой миграции. Со статистической точки зрения учета важной характеристикой трудовой миграции является временный характер пребывания мигранта в месте работы или пребывание с периодическим возвращением к месту постоянного жительства. Именно учет фактора временности пребывания позволяет выделять трудовых мигрантов в статистике. Итак, в России мы имеем несколько источников данных по трудовой миграции: данные Федеральной миграционной службы России (ФМС), данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), данные Министерства внутренних дел России (МВД), данные Пограничной службы Федеральной службы безопасности России (ФСБ), данные Министерства иностранных дел России (МИД), данные министерств и ведомств стран СНГ, данные Межгосударственного статистического комитета (Статкомитета) СНГ, пограничная статистика стран СНГ, данные национальных переписей населения стран СНГ и Балтии, данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), данные национальных переписей и текущего учета населения некоторых стран мира, данные Международной организации труда (МОТ), данные Международного центра по развитию миграционной политики, данные Международной организации по миграции (МОМ)

Основной поток трудовых мигрантов в границах Содружества идет в Россию. Согласно данным федерального государственного статистического наблюдения за трудовой миграцией, осуществляемого ФМС МВД России, за период 1994-2010 гг. на территорию России были привлечены 2.416,5 тыс. рабочих и специалистов из стран Содружества. В среднем это составляет 50,3% общего количества иностранной рабочей силы (4.808,8 тыс. человек), привлеченной Россией из всех зарубежных стран.

Первое место среди стран-экспортеров СНГ занимает Украина, поставившая за двенадцать лет 1.202,6 тыс. работников (49,8% рабочей силы из СНГ). Крупным экспортером остается Молдавия - 240,6 тыс. человек (10 %). До 1997 г. в больших количествах - около 10-11 тыс. человек в год прибывала рабочая сила из Белоруссии, однако в последствии в связи с созданием Союза России и Белоруссии учет белорусских работников в качестве иностранной рабочей силы практически прекратился. В целом же из европейских стран - участниц СНГ за 1994-2010 гг. в Россию прибыло около 62% контингента рабочих и специалистов.

Определенно все большее значение для российской экономики представляет импорт рабочей силы из государств Средней Азии. Из этих стран в России работали по контрактам 608,1 тыс. человек, т.е. 25% рабочей силы из стран СНГ.

Менее активно привлекается рабочая сила из других регионов СНГ. За рассматриваемый период из государств Закавказья, из этих стран в Россию приехало 319,6 тыс. человек, или 12,9% численности рабочей силы из стран Содружества. Причины неравномерного использования трудового потенциала стран Содружества для привлечения рабочей силы в Россию обусловлены географической удаленностью государств Центрально-Азиатского региона, отсутствием традиций трудовой миграции, более низким квалификационным уровнем работников.

По сравнению с Россией численность привлекаемой иностранной рабочей силы другими странами СНГ незначительна и не превышает нескольких тысяч человек ежегодно


Таблица 1 - Примерные средние ежегодные масштабы трудовой миграции в некоторых странах СНГ в 2011 г., тыс. человек

Трудовая иммиграцияТрудовая эмиграцияЧисленность занятого населенияЛегальнаяНелегальнаяЛегальнаяНелегальнаяРоссия460,442056,3н/д66.752,0Беларусь0,5345н/д4.335,0Молдова0,60,6н/д1.389,0Украина7,7645,7н/д21.400,0Казахстан17,3211,7н/д7.182,0Кыргызстан0,71,510,1н/д1.900,0Таджикистанн/дн/д23,3н/д1.887,0Туркменистанн/дн/д0,34н/д1.700,0Узбекистанн/дн/д24,6н/д9.333,0Азербайджанн/дн/д9,9н/д3.764,0Армениян/дн/д17,2н/д1.111,0Грузиян/дн/д3,9н/дВ целом СНГ400800100н/д122.819,0

Таким образом, привлекаемая на контрактной основе иностранная рабочая сила составляет не более 0,3-0,5% занятого населения стран СНГ. Однако в отдельных регионах России доля иностранной рабочей силы среди занятых выше и варьирует от 0,5 до 3,2%. Привлечение граждан из СНГ, а также из третьих стран для работы по договорам носит, как правило, избирательный характер для выполнения тех работ, которые непривлекательны для местного населения (строительство, транспорт, сельское, лесное хозяйство).

Рабочая сила привлекается в основном в крупные города, где используется для обеспечения необходимыми кадрами отдельных отраслей и производств в трудонедостаточных и малонаселенных районах с относительно стабильной экономической конъюнктурой и устойчивым спросом на представителей массовых профессий и специальностей, а также в регионы, расположенные в непосредственной близости к границам стран-экспортеров рабочей силы. Развитые страны Запада гораздо более широко привлекают на свои рынки труда иностранную рабочую силу, включая рабочих приграничных регионов.

В условиях развития рыночных отношений приглашение специалистов по отдельным отраслям знаний и профессиям, подготовка которых в какой-либо стране СНГ не ведется, вполне оправданное явление. Однако встречаются случаи, когда к работе в странах Содружества привлекаются иностранные граждане по профессиям и специальностям, в избытке имеющимся на местном рынке труда. Такое положение объясняется отсутствием мониторинга за спросом и предложением рабочей силы по профессиям и специальностям, разобщенностью в работе государственных и негосударственных служб занятости, наличием элементов коррупции, ослаблением внимания к аналитической балансовой работе в области труда и занятости.

Оценки масштабов нелегальной трудовой миграции сложны, но, тем не менее, возможны. В их основе могут лежать различные источники информации, включая данные опросов работодателей предприятий, государственных управленческих структур, сведения налоговых служб, результаты проверок ФМС и миграционных инспекций. Совершенно очевидно, что многие из них будут связаны с данными общей нелегальной миграции, которая представляет собой более широкое понятие. В исследовании пришлось отталкиваться от масштабов и методов оценки нелегальной миграции данных другими российскими и зарубежными авторами. Оценки масштабов нелегальной трудовой миграции сложны, но, тем не менее, возможны. В их основе могут лежать различные источники информации, включая данные опросов работодателей предприятий, государственных управленческих структур, сведения налоговых служб, результаты проверок ФМС и миграционных инспекций. Совершенно очевидно, что многие из них будут связаны с данными общей нелегальной миграции, которая представляет собой более широкое понятие. В исследовании пришлось отталкиваться от масштабов и методов оценки нелегальной миграции данных другими российскими и зарубежными авторами. В качестве основной задачи ставилась необходимость определения количества единовременно находящихся и ежегодно пребывающих в страну нелегальных трудовых мигрантов.

Генеральные оценки нелегальной миграции в стране значительно разнятся, причем иногда на несколько миллионов человек. Конечно, можно делать поправку на время этих оценок (как правило, они чем позже, тем больше), но в принципе тот, кто предлагает эти оценки редко ставит акценты на временные точки. Например, представители МВД определяют число нелегальных мигрантов в России в размере 10 млн. человек. Отдельные средства массовой информации называют около 7 млн. нелегальных мигрантов. Последняя цифра, которую обнародовала ФМС (на основе опроса экспертов) - 10,2 млн. нелегальных мигрантов.

Данные обследования МОМ свидетельствуют, что среди нелегальных мигрантов примерно 35% - незаконные мигранты из стран бывшего СССР; около 32% - мигранты из стран «старого» зарубежья, у которых объявленная цель въезда не соответствует их действительным намерениям и занятиям; примерно 13% - въезжающие нелегально (с недействительными документами, в обход контрольно-пропускных пунктов и т.п.), а остальные 20% - это различного рода «транзитные» мигранты. Таким образом, очевидно, что нелегальная миграция в России довольно неоднородна как по формам въезда, так и по мотивам пребывания мигрантов.

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно впервые превысило 1 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.


Рис. 1 - Распределение мигрантов по отраслям


Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2010 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать 2/3. Особенно много трудовых мигрантов в 2010 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%). (16) А в 2011 г. количество легальных иммигрантов из Узбекистана составило 20,1%, Таджикистана - 14,6%, Китая - 13,3%, Украины - 12,2% и Турции - 7,6%. Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья объясняется в первую очередь желанием получить более высокие заработки. При иммиграции тоже сохраняется это желание, но иммиграция из стран СНГ обусловлена еще и тем, что для русскоязычного населения в ряде стран СНГ и Балтии складывается крайне неприятная ситуация, включая и региональные конфликты.

Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Распределение мигрантов по территории нашей страны идет весьма неравномерно. 50% приезжающих устраиваются работать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае и Свердловской области. Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов - 32-33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.

Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35-40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России. Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная часть, которая в предыдущие годы оценивалась в 10-15 млн. человек, за 2011 г. составила 5-7 млн. Это резкое уменьшение теневого рынка связано в первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для граждан СНГ.

Например, экономическая структура китайских мигрантов характеризуется сравнительно высокой долей занятых на работах с применением тяжелого физического труда. По данным социологического исследования, работники из Китая привлекаются главным образом на работы с ручным или машинным трудом. Это отметили почти три четверти (72,4%) опрошенных китайских работников. Только у каждого десятого труд был механизирован или автоматизирован. Однако тяжелым свой труд большинство опрошенных (более 80%) не считают. И это вполне естественно. Ручной или машинно-ручной труд с технологическими особенностями производства (в строительстве, сельском хозяйстве) воспринимается трудящимися-мигрантами как естественно-необходимый. Поэтому свои условия труда они оценивают в основном как нормальные.

Заметно выше среди прибывших из Китая и доля работников, которых устраивают заработная плата, организация труда, а также взаимоотношения с руководством и в коллективе. Предположительно, такое положение объясняется меньшей требовательностью китайских работников к характеру работы и условиям труда в РФ. Вполне вероятно, что такое отношение к труду связано не только и не столько с уровнем его оплаты, сколько с субъективной оценкой соотношения заработной платы и условий труда в России и у себя дома.

Трудовая миграция из КНР в Российскую Федерацию (ее направленность преимущественно в одну сторону) определяется не только факторами «притяжения», вызванными переходом России к рыночным отношениям, но и причинами, «выталкивающими» трудовые ресурсы из КНР, к числу которых относятся прежде всего влияние демографического фактора, давление избыточной рабочей силы, неудовлетворенность большинства населения своим жизненным уровнем.

Трудовая миграция китайской рабочей силы в Россию имеет свои очевидные позитивные итоги. В результате привлечения и использования рабочей силы из КНР решаются проблемы относительной нехватки рабочей силы и многие хозяйственные проблемы регионов, особенно на Востоке страны.Положительными последствиями китайской трудовой иммиграции в Россию являются: покрытие дефицита рабочей силы в низкооплачиваемых отраслях экономики, на непрестижных видах работ, заполнение «ниш» занятости в отдаленных районах; пополнение местного и федерального бюджета (за право использования иностранной рабочей силы); возможность «обживания» малозаселенных территорий; приток дополнительного капитала для инвестирования в экономику. Негативные последствия привлечения китайской рабочей силы связаны в первую очередь с расширением нелегального въезда и пребывания граждан КНР в России. По имеющимся оценкам, масштабы незаконной китайской миграции в Россию составляют сегодня несколько миллионов человек.


2. Основные проблемы трудовой миграции в СНГ


Трудовая миграция в последние годы стала самым массовым потоком в России. Процессы в сфере занятости трудовых мигрантов, отражают общие структурные изменения в занятости населения Российской Федерации, и вместе с тем протекают значительно интенсивнее. Нельзя не обратить внимания на то, что значительная часть прибывших трудовых мигрантов работает без официального разрешения и влияние нелегальной трудовой миграции на масштабы и характер занятости на порядок выше, чем легальной миграции.

Трудовая миграция - эффективное средство борьбы с бедностью, один из генераторов среднего класса в стране (благодаря ему, этот слой населения увеличился по меньшей мере на 4 млн. человек), школа бизнеса и рыночных отношений (каждое пятое мигрантское домохозяйство в России на выездные заработки открыло свой бизнес). Значительная часть трудов: мигрантов решили жилищную проблему (20-25%), повысили качество жизни (многие семьи смогли обеспечить себе качественное медицинское обслуживание). Трудовая миграция - действенный инструмент включения России в международный рынок труда, освоения мирового делового опыта, наконец, она катализатор интеграции СНГ, поддерживающий тесные связи между населением стран Содружества, несмотря все административные препоны.

Миграция на основе контрактов и лицензий составляет незначительную часть трудовой миграции, что на фоне масштабности явления само по себе свидетельствует о несовершенстве официальных форм лицензирования трудовых отношений.

Таким образом, трудовая миграция как сложное социально-экономическое явление имеет свои плюсы и минусы.

Безусловно, что трудовая миграция, прежде всего, приносит очевидные социально-экономические выгоды и способствует:

формированию и развитию общего рынка труда стран СНГ, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода;

развитию предпринимательства и малого бизнеса;

наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы страны, амортизации инфляционных процессов;

созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики.

развитию человеческого потенциала путем приобретения опыта работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения квалификации;

поддержанию экономических и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов.

В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.

Одно из главных из них - слабая социальная защита трудящихся-мигрантов либо вообще ее отсутствие. Решающим мотивом трудоустройства является не работа по специальности, а возможность заработать, поэтому трудящиеся-мигранты соглашаются на непрестижные, вредные и тяжелые работы. Данные социологических обследований выявили, что не по своей профессии и специальности работают 43,2% мигрантов. Эта категория трудящихся-мигрантов теряет часть своего потенциала. К недостаткам следует отнести и краткосрочный характер большинства заключаемых контрактов, ограниченный перечень доступных для трудящихся-мигрантов рабочих мест.

Нелегальная миграция является питательной средой для роста преступности, развития торговли наркотиками, оружием, теневой экономики.

Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды, как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств - участников СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда при непосредственном участии в этом процессе России.

Активная миграция 1990-х гг. привела к формированию диаспор из стран СНГ, которые составляют мощный демографический и социально-экономический потенциал. В настоящее время диаспоры выполняют важную роль в социально-экономическом развитии - пересылают денежные переводы, обеспечивают определенный уровень потребления своих домохозяйств, инвестируют средства в экономику стран происхождения

Как результат, страны СНГ получают еще один важный эффект миграции - политическую стабильность в странах происхождения мигрантов. Она достигается за счет повышения уровня доходов домохозяйств, вовлеченных в миграцию, но порой этот ресурс недооценивается властями. Например, в России периодически раздаются призывы к закрытию каналов трудовой миграции и денежных переводов в страны СНГ. В случае реализации этого сценария, Россия вполне может получить в непосредственной близости от своих границ нестабильные государства, раздираемые социальными и межнациональными конфликтами. Страны, отдающие мигрантов, приобретает в лице диаспор «агентов влияния» в принимающих странах. Для самих принимающих стран существует опасность формирования «этнических лобби», но при должной организации процесса интеграции мигрантов в общество этим ресурсом также можно пользоваться в интересах государства.

В настоящее время регулирование трудовой миграции иностранной рабочей силы в России осуществляется на трех уровнях - межгосударственном, государственном и региональном, многие из которых были приняты с учетом новых экономических и политических реалий. При этом многие эксперты уверены, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы, регулирующей привлечение иностранной рабочей силы. В частности, должна быть предусмотрена определенная ответственность для организаций, привлекающих рабочую силу и их обязанности как по отношению к государству, так и иностранным рабочим и специалистам. Необходимо также определить правовое положение приезжих во время пребывания в стране, их права и обязанности, порядок въезда и выезда из страны.

На основе проделанной работы сформулированы цели миграционной политики и рекомендации по их достижению.

Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей «растущей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала для достижения прогресса России.

Основными принципами регулирования миграционных процессов являются:

соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость дискриминации по признаку расы, национальности, языка, происхождения, вероисповедания, политических убеждений, Принадлежности к определенной социальной группе;

защита интересов населения Российской Федерации, согласование интересов России и государств-партнеров в миграционном обмене населением на основе равноправного сотрудничества;

обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России;

предоставление равных возможностей вынужденным мигрантам, обеспечения их интеграции в гражданское общество;

обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан Российской Федерации на трудоустройство, квотирование ежегодного приема иностранных граждан на работу.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи во внешнеполитической области:

защита прав и свобод российских граждан, проживающих за рубежом;

борьба с незаконной миграцией;

развитие сотрудничества Российской Федерации с другими государствами для предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;

заключение Россией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон.

Необходимо обеспечить совершенствование законодательства РФ по вопросам:

свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания, соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

действенности процедур выдворения из России незаконных мигрантов;

использования иностранных работников при условии приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест.

В области науки и информации в Концепции предлагается решение следующих задач:

разработка фундаментальных научных исследований, касающихся социально-экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;

создание федерального автоматизированного банка данных регистрации иммигрантов, федеральной системы учета иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях РФ;

совершенствование автоматизированной системы сбора и распространения информации об условиях приема и размещения иммигрантов, о вакансиях в субъектах РФ.

Концепцией определены также основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации, приоритетными из которых являются:

привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств - участников СНГ, а также стран Балтии;

создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;

содействие привлечению иммигрантов на работу в Россию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;

проведение правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;

совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Должны быть разработаны новые подходы к регулированию как внешней, так и внутренней миграции в России, направленные на обеспечение сохранения численности населения в важных в геополитическом отношении регионах России, стимулирование иммиграции, повышение территориальной мобильности рабочей силы.

В решении этих задач повышается роль федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. В Законе РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ предусмотрены меры по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы; защите отечественного рынка труда; обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест; легализации пребывающих иммигрантов - трудящихся из стран СНГ на территории Российской Федерации; соблюдению работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов.

В соответствии с этим законом предусматривается квотирование привлечения в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы. Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашения на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждаются Правительством Российской Федерации по заявкам региональных органов власти с учетом демографической ситуации на местах, ситуации на рынке труда и возможности по обустройству иностранных граждан.

В целях обоснования квот на привлечение иностранных работников необходимо осуществлять прогноз профессионально-квалификационного состава рабочей силы, исходя из намечаемых структурных сдвигов в экономике и внедрения новых технологий, информационно-вычислительных систем и т.п.

При разработке и обосновании квот на привлечение иностранной рабочей силы целесообразно использовать следующую информацию и методы:

статистику предприятий и организаций;

выборочные обследования населения по проблемам занятости, осуществляемые статистическими службами;

ведомственные источники информации (министерств и ведомств, служб занятости, налоговых органов и др.);

расчет балансов трудовых ресурсов в целом по Российской Федерации и её отдельным территориям;

периодические переписи и микропереписи населения;

социологические обследования проблем занятости, миграции, привлечения и использования иностранной рабочей силы;

нормативную базу по труду, включая нормы затрат на производство единицы продукции, нормативы обслуживания по отраслям экономики и т.п.

Среди мер по упорядочению трудовой миграции следует предусмотреть механизм отбора из числа иностранных граждан лиц, которые собираются заняться предпринимательской деятельностью в России. В вышеназванном законе определено, что иностранным гражданам, осуществившим инвестиции в экономику России в установленном Правительством РФ размере, разрешение на временное проживание может быть выдано без учета утвержденной квоты. Вместе с тем должны быть предусмотрены механизмы, стимулирующие направление иностранных инвестиций в те отрасли и регионы, которые не только приносят максимальную прибыль, но и нуждаются в реконструкции и обновлении основных фондов, создании дополнительных рабочих мест, развитии социальной инфраструктуры.

Таким образом, процессы экономической интеграции и формирование единого рынка труда на пространстве СНГ, сталкиваются со многими проблемами и сложностями. До сих пор не налажен на должном уровне миграционный контроль на границах между странами СНГ, что способствует масштабной нелегальной трудовой миграции в Россию. А в связи с расширяющимися масштабами нелегальной трудовой миграции, многие страны СНГ, включая Россию, вынуждены все более ужесточать миграционный режим со своими непосредственными соседями.

Несомненно, что Россия сохраняет привлекательность для сотен тысяч законных трудовых мигрантов, прежде всего из государств СНГ, и для миллионов незаконных. В этих условиях очень важно, чтобы развитие российского миграционного законодательства шло в таком направлении, чтобы участие России в международном трудовом обмене было выгодно всем участвующим сторонам: самим мигрантам, бизнесу, государству.

Развитие трудовой миграции в Росси сильно тормозится отношением к ней управляющих структур как к незаконной, как к источнику криминала и каналу вывоза капитала. Этот односторонний взгляд на трудовую миграцию через СМИ усиленно насаждается в обществе. При этом позитивные стороны трудовой миграции не акцентируются. А ведь именно благодаря трудовой миграции многим предприятиям России удалось избежать банкротства, а значительной части населения страны - обнищания. Едва ли без опоры на трудовых мигрантов могло бы выжить и малое предпринимательство, не говоря уже о том, что трудовые мигранты готовы занять все рабочие места, не считающиеся престижными у местного населения. В заслугу трудовой миграции можно поставить и взрывоподобное развитие торговли.

Безусловно, необходимо стремиться к тому, чтобы ввести трудовую миграцию в правовое русло. Однако это трудно сделать, пока в тени (и не по вине мигрантов) остается значительная часть рынка труда. Попытки пресечь незаконную миграцию, борясь только с ней, не затрагивая рынок труда, а также не разработав простые правила регистрации по месту жительства и оформления на работе, не дадут результатов. Трудовая миграция больше, чем какой-либо другой вид движения, нуждается в расширении легитимного пространства.

Заключение

трудовой миграция рабочий сила

Трудовая миграция представляет собой многогранное социально-экономическое явление, которое играет противоречивую роль в развитии стран СНГ. С одной стороны, трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики -торговля, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Гастарбайтеры заполняют не престижные ниши на рынке труда. В СНГ трудовая миграция породила мощный поток денежных переводов. По примерным оценкам, гастарбайтеры ежегодно переводят и вывозят из России до 15 млрд. долларов. При абсолютной прозрачности денежных переводов это могло бы давать 4,5 млрд. налоговых отчислений для нашей страны (по самой минимальной ставке налога на доходы физических лиц 30%), не говоря о социальных отчислениях. Главным экономическим эффектом для стран выезда трудовых мигрантов является сокращение дефицита платежных балансов за счет поступления денежных переводов. Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции между некоторыми странами в целом аморфной группировки СНГ.

Вместе с тем не следует идеализировать последствия трудовой миграции, которая имеет ряд негативных аспектов: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией можно считать формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку («этнических анклавов»). Это затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество. Замкнутость общин может усиливать негативное отношение и недоверие к мигрантам со стороны местного населения, приводит к обострению межнациональных отношений.

Список использованной литературы


1.Федеральный закон № 109-ФЗ от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

2.Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

.Выхованец О. Извилистый курс миграционной политики // Независимая газета, от 27.02.2007. - С. 6-8.

.Глущенко Г. Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития // Мировая экономика и международные отношения, 2005. - №12. - С. 50-57.

.Громов В.Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современное право. - 2004. - № 12. - С. 35-38.

.Желенин А. Неотвратимость миграции // Независимая газета, от 28.05.2007. - С. 17-19.

.Кислицына М.В. Межгосударственная миграционная политика в отношении трудовых мигрантов // «Наука на рубеже тысячелетий» («Science on a boundary of millennia))) // Тамбов.: Сб. 4-й Межд. заочной науч.-практ. конф. 30 -31 октября 2007. - Тамбовский государственный технический университет. - 2007.

.Кислицына М.В. Методы государственного регулирования трудовой миграции: от борьбы с нелегальной миграцией до политики привлечения трудовых мигрантов // Энергия промышленного роста. 2007. - №11.

.Рязанцев С. Миграционные потоки и их динамика // Независимая газета, от 27.02.2007. - С. 11-13.

.Цориева Е.С. К вопросу об особенностях и современном состоянии миграции в России. - Владикавказ: ВИУ, 2009. - 26 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В международном праве базовым понятием является термин «мигрант». Понятие «мигрант» также содержится в определении Экономического суда СНГ, согласно которому оно является родовым и включает в себя все категории лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов в рамках СНГ также содержит понятие «мигрант», однако касается лишь одной из категорий, а именно трудящихся-мигрантов, временно выезжающих из государства постоянного места жительства для устройства на работу.

Российская Федерация приложила много усилий для формирования договорно-правовой базы в рамках государств - участников СНГ (как на многосторонней, так и на двусторонней основе). Исходя из определяющего значения института гражданства в регулировании прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация заключила с большинством государств Содружества договоры о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих в соответствующих странах. Это - двусторонние договоры с Арменией (1997 г.), Казахстаном (1995 г.), о равных правах граждан с Беларусью (1998 г.) либо многосторонние как, например, с республиками Беларусь, Казахстан, Киргизия (1998 г.). Подписаны такие важные договоры, как: Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (1993 г.); Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.); Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1993 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.). Однако для ряда государств указанные документы до последнего времени не вступили в силу, поскольку не были ими ратифицированы.

До выхода 5 декабря 2000 года из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников (Бишкек, 1992 г.) Россия заключила со всеми странами СНГ многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Ограничения на передвижение введены только с Грузией и Туркменистаном.

В целом в рамках СНГ на двусторонней основе заключено более 100 соглашений, регулирующих сотрудничество в сфере социально-трудовых отношений, культуры, науки, образования, миграции и т.д.

Однако обширная нормативно-правовая база, созданная в рамках Содружества, к сожалению, остается сугубо декларативной. Практически все новые независимые государства являются участниками пактов о правах человека, Международной конвенции о ликвидации всех видов расовой дискриминации и других международных соглашений, возлагающих на них существенные юридические обязательства. Значительная часть этих государств признала обязательную силу решений Европейского суда по правам человека. Однако большинство государств - участников СНГ уклоняется от ратификации соглашений, принятых в рамках Содружества (например, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, принятой в 1995 году, а также Конвенции СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, принятой в 1994 году). До сих пор не начала работу Комиссия по правам человека СНГ, Положение о которой было утверждено решением Совета глав государств Содружества еще в 1993 году. В целях содействия в решении проблем вынужденной миграции и формирования единого для государств СНГ правового поля главами государств - участников СНГ в 1993 году было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение стало основой для унифицированного определения статуса беженца и вынужденного переселенца на территории стран Содружества. Однако в силу ряда причин, в первую очередь экономического характера, данное соглашение так и не было реализовано в полном объеме.

Сегодня перед странами СНГ остро стоит необходимость совершенствования и гармонизации их законодательства в области миграции. Основное внимание при этом уделяется двум направлениям сотрудничества: совместным действиям по борьбе с незаконной миграцией и созданию условия для свободного перемещения рабочей силы.

Важным направлением сотрудничества государств - участников СНГ является сотрудничество по вопросам борьбы с незаконной миграцией. В качестве противодействия незаконной миграции во всех государствах СНГ принимаются соответствующие нормативные правовые акты; принят ряд двусторонних и многосторонних договоров, регулирующих вопросы сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией.

Сложность здесь состоит в несогласованности национальных законодательств стран Содружества, регулирующих вопросы въезда, выезда и пребывания с этих странах иностранных граждан и лиц без гражданства. В этой связи вопросам сближения иммиграционного законодательства стран СНГ уделяется повышенное внимание. Одним из первых базовых актов в области совместного противодействия незаконной миграции явилось Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. Соглашением предусматривается осуществление иммиграционного контроля, учет иностранных граждан, незаконно прибывающих на территорию сторон и т.д. Действенность данного Соглашения существенно снижается неприсоединением к нему Грузии, Туркменистана и Узбекистана.

В рамках СНГ уделяется большое внимание проблеме создания условий для свободного перемещения рабочей силы. В частности, такие меры были предусмотрены Программой действий по развитию СНГ на период до 2005 г. (принятой в Москве 20 июня 2000 г., с изменениями от 16 марта 2001 г.), включая разработку Конвенции государств - участников СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов; модельного Трудового кодекса; Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.

Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), заключенное 19 сентября 2003 года (Ялта), также в качестве одного из основных принципов функционирования ЕЭС отмечает свободное движение рабочей силы. Под этим понимается обеспечение беспрепятственного перемещения граждан государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран.

В СНГ зафиксированы разные миграционные модели: а) в основном отдающие (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Молдавия, Армения); б) в основном принимающие (Россия, Казахстан, Украина, Белоруссия);

в) транзитные (почти все государства СНГ). Движение населения в социально-географических и социокультурных параметрах СНГ приобретает признаки МС. Можно выделить факторы, в настоящее время усиливающие неравновесность и дополняемость и ведущие к формированию МС и системной миграционной политики:

Взаимная заинтересованность государств СНГ. Существует постоянный спрос на труд мигрантов из социумов, обладающих «отдающим» потенциалом. Происходит систематический обмен: а) рабочей силы различной квалификации - на развитие и стабилизацию экономик и социальных систем;

б) приема переселенцев - на оптимизацию демографического состава обществ;

в) притока туристов - на репрезентацию территориальных и культурных особенностей. Взаимные выгоды возможны и для принимающих государств, и для государств исхода, и мигрантов, что было отмечено на Всемирном конгрессе по народонаселению и развитию в Каире в1994 г. Так, неравновесность и дополняемость обществ в СНГ позволили смягчить последствия процессов 1980-1990-х гг.

Влияние исторических связей. Международное движение населения быстрее приобретает системный характер при наличии исторически сложившихся связей народов. Миграция из Европы в США опиралась на устойчивость, интенсивность связей в англосаксонской колониальной системе. МС в СНГ (с Россией в качестве «ядра») формировалась благодаря бывшим структурам СССР (единые рынок труда, гражданство, система образования, язык).

В настоящее время в связи с глобализацией всех процессов, в том числе и миграционных - созданием безвизовых зон, увеличением масштабов нелегальной миграции, ростом международного трудового обмена, миграционная политика государств должна становиться одним из главных направлений государственной политики России. Так же и правовое регулирование отношений в области миграции должно адекватно отвечать на вызовы современности. Безусловно, миграционная политика России должна проводиться в комплексе интеграции с политикой других стран СНГ.

Шумилов О.В., аспирант Всероссийской академии внешней торговли.

Внутренние правовые режимы миграции в качестве объекта международно-правового регулирования

В современном мире все больше вопросов внутренней компетенции государств интернационализируются, смещаются в сферу международно-правового регулирования.

Происходит такая интернационализация и в области миграции. Ни глобализация, ни интеграция невозможны, если не двигаться в сторону создания единого рынка труда и к унифицированным правовым режимам миграции.

Создание общего правового поля для миграции и труда имеет место на региональном уровне во всех интеграционных объединениях, в том числе и на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ).

Во внутреннем праве государств нормы, регулирующие миграцию, объединяются институтом под названием миграционное право, который входит в состав отрасли административного права с присущим ему методом публично-правового регулирования. Административным правом, среди прочего, в значительной степени определяется статус гражданина и иностранца, институт гражданства в целом.

В России в сфере миграции в качестве определяющих законодательных актов служат Законы: "О гражданстве Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О вынужденных переселенцах", "О занятости населения в Российской Федерации", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.

Одним из последних (по времени принятия) явился Закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" 2006 г. Положения названных ранее Законов конкретизируются множеством подзаконных актов. Наличие мощного подзаконного регулирования - одна из особенностей рассматриваемого института.

Общая картина миграционных отношений состоит из ряда стадий, этапов, сторон <1>:

<1> См.: Васильева Л.Н. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М., 2006.

  • въезд/выезд из страны по соответствующим документам (заграничные паспорта и т.п.);
  • установление и оформление квот на въезд иностранцев в страну;
  • получение и предъявление визы;
  • получение/выдача приглашения на въезд;
  • прохождение пограничного контроля;
  • заполнение/оформление миграционной карты;
  • получение/выдача разрешения на временное проживание либо вида на жительство - для постоянного проживания;
  • ограничения в свободе передвижения (ПП N 754 от 11 октября 2002 г. и ПП N 470 от 4 июля 1992 г.);
  • допуск к труду, трудовой деятельности (и соответствующие ограничения).

Под трудовой деятельностью иностранца в Законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понимается работа "на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)".

Государство гарантирует гражданам свободу выбора деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, защиту от безработицы, бесплатное содействие в трудоустройстве, информирование о положении на рынке труда, социальную поддержку и т.п. <2>. Трудовые мигранты пользуются большинством этих прав зачастую с ограничениями (например, в отношении торговли на рынках или торговли алкогольной и фармацевтической продукцией).

<2> См.: Чапек В.Н., Долгодушев В.А. Рынок труда. Ростов-на-Дону, 2005; Зинченко Н.Н. Правовое регулирование трудовой миграции в странах Европейского союза // Московский журнал международного права. 2004. N 2. С. 233 - 241.

Правительство России утверждает ежегодные квоты на въезд иностранцев в целях трудовой деятельности - по группам профессий и регионам" (см. ПП N 782 от 30 октября 2002 г.). Порядок подготовительной работы по определению квоты указан в Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 23.

До 2006 года указанная квота не распространялась на граждан СНГ (с которыми у России действует безвизовый режим), но в связи с проявившейся напряженностью в межнациональных отношениях на рынке труда в ноябре прошлого года были приняты соответствующие постановления Правительства РФ, которыми введены трудовые квоты для граждан СНГ. Одновременно срок действия многократных виз был сокращен со 180 дней до 90 (по стандарту европейских стран).

Серьезные обязанности в правоотношениях с трудящимися-мигрантами и с государством несут работодатели.

Федеральное регулирование во всех этих вопросах дополняется региональным - в субъектах Федерации. Так, в Воронежской области был принят и действует Закон "Об упорядочении миграционного процесса на территории Воронежской области" 1995 г. <3>.

<3> См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 416.

Именно данные вопросы и представляют тот объект регулирования, который в значительной степени подпадает под регулирование при помощи международно-правовых норм на пространстве СНГ. В последние 12 - 14 лет в странах СНГ были приняты специальные законы, посвященные правовому регулированию тех или иных сторон миграционных отношений <4>, среди которых такие: "О внешней миграции" (Киргизия, 2000 г.); "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (Беларусь, 1993 г.); "Об иммиграции" (Беларусь, 1998 г.); "О миграции населения" (Казахстан, 1997 г.); "О правовом положении иностранных граждан" (Таджикистан, 1996 г.).

<4> См.: Кулматов Т.Ш., Сластунина О.А. Правовой режим перемещения граждан государств - участников СНГ // Журнал российского права. 2003. N 10. С. 109 - 121; Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. М., 1996; Рязанцев С. Труд мигрантов в СНГ: тенденции и проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2005. N 11. С. 65 - 69; Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. М., 2006.

В целом внутреннее миграционное право государств СНГ приближено и продолжает приближаться к аналогичным нормам в России. При этом явно обозначилась тенденция к сближению правовых режимов для иностранцев вообще и для иностранцев из стран СНГ.

В то же время существуют и определенные различия в миграционных режимах стран СНГ. Они касаются некоторых основ правового режима трудовой миграции (правил въезда, регистрации, допуска к профессиям), а также и отдельных нюансов: сроков, видов и компетенции государственных органов, наименования и статуса выдаваемых документов, соотношения законов и подзаконных актов и т.п.

На правовом обеспечении международных миграционных отношений отражаются и некоторые различия в государственных интересах отдельных стран СНГ <5>. Так, Россия - это преимущественно страна-импортер трудовых ресурсов, тогда как большинство стран СНГ - экспортеры рабочей силы (только Украину и Белоруссию можно отнести к государствам обеих групп) <6>.

<5> См.: Шумилов В.М. Категория "государственный интерес" в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты) // Право и политика. 2000. N 3. С. 4 - 17.
<6> См.: Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. М., 2003. С. 112.

Таким образом, внутренние миграционные режимы и законодательство в государствах СНГ представляют собой реальный объект для международно-правового регулирования с целью унификации.

Специальные договоры государств - участников СНГ по вопросам миграции

Представляется, что можно выделить несколько направлений международно-правового воздействия на внутренние режимы миграции в странах СНГ, а именно:

  • при помощи императивных универсальных международно-правовых норм о правах человека;
  • посредством многостороннего регулирования в рамках универсальных международных организаций, прежде всего Международной организации по миграции (далее - МОМ);
  • в рамках специальных многосторонних договоров государств - участников СНГ;
  • в рамках специальных двусторонних договоров между отдельными государствами - участниками СНГ;
  • прочие средства воздействия на указанные внутренние режимы.

Из числа актов универсального характера по правам человека миграционных аспектов касаются в той или иной мере Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <7>.

<7> См.: Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995; Пожидаева М.В. Международная защита прав неграждан // Юрист-международник - International Lawyer. 2004. N 2; Саидов А.Х. Международное право прав человека. М., 2002; Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека // Практика Совета Европы. М., 1997.

В названной Декларации (документе "мягкого права") и в Пакте провозглашены, в частности, следующие нормы: право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации; право покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну; право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы.

Императивные нормы и принципы, содержащиеся в основополагающих актах о правах человека, послужили юридической основой, на которой строится миграционное законодательство стран СНГ и которая дает веские основания считать унифицированными правовые режимы миграции и труда. Расхождения в правовых режимах проходят по более глубоким "точкам" внутреннего права.

Интересно, что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. имеется оговорка, разрешающая развивающимся странам определять, в какой мере они будут гарантировать признаваемые права лицам. В СНГ развивающейся страной официально является Туркменистан; следовательно, данное государство имеет право на специальный режим для иностранцев в миграционной сфере (и это следует принимать во внимание при организации правового обеспечения сотрудничества).

На универсальном уровне институциональной основой сферы миграции является Международная организация по миграции - МОМ, созданная в 1951 г. Большинство стран СНГ являются членами МОМ, а Россия и Туркменистан - наблюдателями.

МОМ - это межправительственная организация, занимающаяся проблемами миграции: управлением миграционными потоками, содействием обустройству и интеграции мигрантов в принимающих странах, оказанием миграционных услуг на международном уровне (подготовка к миграции, языковая подготовка, деятельность по информированию мигрантов, медицинское обследование, размещение, мероприятия, способствующие приему и интеграции; консультативные услуги по вопросам миграции и др.).

Нормотворческая сторона деятельности данной международной организации практически отсутствует, а главное для нее - оперативное оказание услуг государствам в сфере миграции. На это обстоятельство также следует обратить внимание в свете полезного опыта, который так или иначе мог бы быть применен внутри СНГ.

Среди специальных многосторонних соглашений по вопросам миграции на пространстве СНГ необходимо, в частности, выделить:

  • Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г.;
  • Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г.;
  • Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств - участников СНГ 1996 г.;
  • Соглашение о порядке выезда граждан государств - участников СНГ в государства, не входящие в СНГ, и выезда из них 1997 г.;
  • Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г.

Кроме того, в Уставе СНГ в качестве одного из основных направлений сотрудничества в экономической и социальной областях (ст. 19) зафиксировано "формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы".

В Соглашении о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) 2003 г. предусмотрена "гармонизация законодательства Сторон" в необходимой для ЕЭП мере (ст. 2), а под "принципом обеспечения свободного движения рабочей силы" понимается "обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО".

В Соглашении о формировании ЕЭП участвуют пока только Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина, но Соглашение открыто для присоединения других государств.

Предметную сферу Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. составляют важные положения, охватывающие наиболее "чувствительные" для сторон аспекты миграционных правоотношений, а именно: вопросы въезда, пребывания и выезда работников; признание документов, необходимых для трудовой деятельности; право государства на возвращение мигранта в его страну.

В большинстве вопросов утверждается приоритет внутреннего права и двустороннего регулирования, предусматривается применение национального режима (с исключениями из него).

Специальным институциональным механизмом в сфере миграции определен Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ (был создан специальным Соглашением 1992 г.).

После подписания указанного ранее Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ одобрила модельный законодательный акт "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ" <8>, который представляет собой международный документ рекомендательного характера. В нем особо оговариваются ограничения на въезд: из-за ситуации на внутреннем рынке труда; по соображениям национальной безопасности; в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; для определенных категорий лиц, совершивших преступления, предусмотренные уголовным законодательством страны трудоустройства.

<8> См.: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1995. N 8.

В 2004 году Совет глав государств Содружества одобрил проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников СНГ (до сих пор не вступила в силу).

В названном международно-правовом документе имеются положения, касающиеся конкретных категорий мигрантов: так называемых "приграничных мигрантов", сезонных трудящихся, трудящихся не по найму и др. (ст. ст. 16 - 19). Предусматривается предоставление мигрантам национального режима по широкому спектру вопросов, что вряд ли несет большие выгоды России как стране - импортеру труда. Налицо расхождение между формально-юридической и материальной взаимностью.

В Соглашении о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г. было закреплено право граждан государств СНГ въезжать и выезжать из своих стран, свободно передвигаться по территории государств СНГ без виз при наличии соответствующих документов.

Предусматривалось сохранение за государствами права на паспортный контроль и на иные меры защиты границ. Визы, которые были выданы государствами СНГ для въезда в третьи страны, должны признаваться другими государствами СНГ; граждане с такими визами допускаются для беспрепятственного транзита в третью страну.

Стороны договорились не выдавать визы иностранцам, въезд которым закрыт в любую из стран СНГ, а также вести централизованный учет таких иностранцев. Было принято решение обмениваться информацией о порядке оформления виз, консульских сборах, образцах паспортно-визовых документов и т.п.

Россия участвовала в этом Соглашении с 1992 г., но в 2000 г. вышла из состава его участников.

Думается, что формальная взаимность в правах и обязанностях, заложенная Соглашением, вновь пришла в противоречие с материальным несоответствием выгод, которые государства получают в результате действия Соглашения. Учитывая потоки мигрантов в Россию, на нашу страну легла основная тяжесть по контролю за потоками. Зачем в такой ситуации связывать себя многосторонними международно-правовыми нормами?

Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г. предусматривает вопросы миграционного контроля, учета незаконных мигрантов и их депортации; обмен информацией; подготовку кадров для данной сферы; гармонизацию национального законодательства в области миграции.

В то же время Соглашение оставляет ряд пробелов. В нем, например, можно было бы гармонизировать отдельные аспекты миграционных отношений, например механизм депортации и т.п.

Среди специальных двусторонних договоров по вопросам миграции следует отметить группу типовых соглашений о трудовой деятельности и социальной защите граждан.

Указанные соглашения практически повторяют многие положения, которые включены в многосторонние договоры, не восполняя имеющиеся пробелы. Возможно, подобные соглашения необходимы в качестве подстраховочного регулирования: если та или иная страна выйдет из многостороннего соглашения, то она останется связанной аналогичными нормами двустороннего соглашения и наоборот.

Более того, круг участников многосторонних соглашений и сторон, связанных двусторонними соглашениями, не всегда совпадает. Это означает, что в миграционной сфере создано несколько разновидностей международно-правовых режимов - с различным составом участников и источников. Такое положение не может не сказаться на эффективности международно-правового регулирования.

Не исключено, что существование одновременно многосторонних и серии двусторонних соглашений с повторяющимися нормами - результат неустоявшейся и неустойчивой политики государств - участников СНГ. Государства пока еще не отдают себе отчета в том, какой метод регулирования является наиболее подходящим для них.

Очевидно, что наиболее разумным и целесообразным подходом было бы сочетание многостороннего и двустороннего методов регулирования, но тогда многосторонние соглашения должны задавать общие нормы и принципы, а двусторонние - детализировать их. В действительности этого нет.

Еще существует значительный ряд двусторонних договоров, касающихся миграционных отношений, а именно договоры: о правовом статусе граждан одного государства СНГ на территории другого государства СНГ; о равных правах граждан; о порядке приобретения гражданства; о правах национальных меньшинств, а также договоры политического и экономического характера (о дружбе и сотрудничестве; об экономическом сотрудничестве).

К проблематике миграции примыкают вопросы образования, медицинского обслуживания и т.п. В каждой из таких сфер на двустороннем уровне действуют свои типовые договоры и договорные положения.

Среди иных средств международно-правового воздействия на внутренние режимы миграции можно упомянуть решения органов СНГ. Так, в сентябре 2004 г. Совет глав правительств СНГ своим решением утвердил Концепцию межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ. Речь идет о более тесных связях между регионами государств СНГ.

В тексте названной Концепции особое внимание уделено сотрудничеству в сфере регулирования миграции населения и рынка труда (раздел II, пункт "ж"). В документе, в частности, намечены следующие меры: упрощение процедур иммиграционного контроля для населения приграничных территорий; разработка согласованных мер по регулированию миграционных потоков; учет особенностей рынка труда на приграничных территориях; заключение соглашений о приеме и возврате (реадмиссии) незаконных мигрантов и др.

На уровне концепций и программ дополнительно согласовываются государствами СНГ и некоторые вопросы противодействия незаконной миграции. Так, в сентябре 2004 г. Совет глав государств своим решением одобрил Концепцию сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции, а в августе 2005 г. - Программу такого сотрудничества на 2006 - 2008 гг.

В контексте изложенного ранее можно сделать некоторые выводы.

Внутренние миграционные режимы и миграционное законодательство стран СНГ, с одной стороны, постепенно унифицируются, но с другой - содержат много различий, пробелов, сильно дифференцированы. Единое правовое поле в данной сфере пока не сформировалось.

Действующий механизм международно-правового регулирования миграционных отношений на пространстве СНГ несовершенен и неэффективен. Он состоит из норм универсального и регионального характера.

При этом правовой режим в вопросах миграционных отношений для мигрантов из стран СНГ в целом оказывается более благоприятным, чем соответствующий режим для мигрантов из третьих стран.

На пространстве СНГ в сфере миграционных отношений ощущается нехватка в институционально-оперативном регулировании. Следует проработать вопрос о создании региональной международной организации по миграции, которая решала бы под эгидой России специфические вопросы, представляющие интерес для государств-участников СНГ (вопросы депортации/реадмиссии, борьбы с незаконной миграцией и т.п.).

Представляется, что России необходимо инициировать создание неправительственных международных организаций в области труда и миграции.

Система специальных двусторонних и многосторонних договоров по вопросам миграции на пространстве СНГ выстроена произвольно, хаотично, противоречиво. В действующих договорах много пробелов.

России не следует подписывать и/или ратифицировать многие специальные соглашения. Выход из некоторых договоров следует признать правильным, поскольку они не обеспечивают России материальной заинтересованности.

Таким образом, меняющийся характер взаимоотношений между Россией и государствами - участниками СНГ <9> настоятельно требует изменений и дополнений в механизме международно-правового регулирования сферы миграции.

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасность колонизации" российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.

С середины 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина, Узбекистан, Таджикистан и др. (рис. 1.).

Рис. 1.

Одна из самых главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах - ее экономическая выгодность. Прежде всего - низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая возникла в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за "прозрачности" российских границ со странами СНГ и либерального иммиграционного законодательства.

Таблица 1 Сравнительные показатели миграции в регионах России на 2013 год, чел.

Численность мигрирующего населения

Число убывших

Миграционный прирост

Число прибывших

Северо-Западный фед. округ

Санкт-Петербург

Ленинградская обл.

Калининградская обл.

Республика Карелия

Новгородская обл.

Вологодская обл.

Псковская обл.

Архангельская обл.

Мурманская обл.

Республика Коми

По уровню миграционного прироста Санкт-Петербург занимает первое место в Северо-Западном Федеральном округе и четвертое место в Российской Федерации после Московской области, Москвы и Краснодарского края.

В России в течение последних лет наблюдается неуклонный рост данного показателя в первую очередь за счет иммигрантов из государств-участников СНГ и сокращения числа выбывших за пределы региона. При этом соотношение миграционного прироста к числу прибывших в среднем по России (0,105), что свидетельствует об определенной интенсивности миграционных процессов.

Неблагоприятная экономическая или политическая ситуация в стране заставляет ее жителей искать государства с благоприятными условиями проживания и большими возможностями. Термин миграция, означающий переселение, включает множество видов перемещения граждан, в том числе, не только в Россию, но и из страны.

Количество всех иностранцев, въехавших в страну, подлежит строгому учету. Согласно статистике , с января текущего года по ноябрь миграционная ситуация следующая.

Почти 16,5 миллионов иностранных граждан поставлено на миграционный учет в 2019 году, против 14,5 миллионов учтенных за 2017 год.

Виды миграции

Градация перемещения граждан из одного государства в другое осуществляется по нескольким параметрам:

  1. С точки зрения окончательности (безвозвратная – ПМЖ, возвратная – ВНЖ и другие виды);
  2. По времени пребывания (сезонная – туристическая, маятниковая – трудовая вахта и другие регулярные перемещения);
  3. По направлению (в страну – иммиграция, из страны – эмиграция);
  4. По степени принуждения (добровольная, принудительная, вынужденная).

Кстати. Миграционная ситуация все время изменяется. В настоящее время в России больше иммигрантов, чем тех, кто покинул ее для поисков лучшей жизни за пределами страны. Но специалисты, в связи с ухудшающейся экономической ситуацией, прогнозируют увеличение эмиграционной волны уже в ближайший год.

Зачем иностранцы едут в РФ

Среди основных целей мигрантов практически все касаются нормализации уровня жизни:

  • Личная безопасность и безопасность семьи;
  • Медицинское обслуживание в доступной форме;
  • Возможность получения образования;
  • Наличие работы и средств к существованию;
  • Наличие жилья или возможность его приобретения;
  • Доступность необходимых для качественного питания продуктов.

Кстати. Уровень развития разных стран различен. Из многих государств за всем этим мигранты едут в Россию. Многие эмигрируют за тем же из России в более успешные государства.

Сегодня прогнозируется некоторый иммиграционный спад, но это лишь в сравнении с насыщенными событиями 2013-2014 годов. По сравнению с 2017, 2016 и 2015 в нынешнем году в РФ иммигрировало большее количество человек.

Мигранты из Узбекистана

Узбекистан уже несколько лет лидирует по количеству мигрантов, отправившихся в Российскую Федерацию. В нынешнем году тенденция продолжается.

Кстати. За три квартала 2018 года из этой республики въехало в федерацию более 3,5 миллионов человек. Из них почти полтора миллиона – с рабочими целями (согласно миграционным карточкам).

Разумеется, не всем удалось найти работу: кто-то вернулся обратно, кого-то выслали из страны за нарушения, но в целом узбекские работники по численности потеснили таджикских и заняли прочные лидирующие позиции.

Мигранты из Таджикистана

Это государство на втором почетном месте по числу покинувших его и отправившихся в Россию граждан. Из 1 745 555 гостей России за три первых квартала года работать приехали почти 800 тысяч человек.

Кстати. Поток таджикских трудовых мигрантов снизился, несмотря даже на объявленную правительством России амнистию «невъездных» граждан этой страны и разрешение им пересечь границу федерации.

Мигранты из Украины

Ранее после узбеков и таджиков тройку лидеров формировали киргизские граждане. Но их начиная с 2013 года потеснила Украина, которая и сегодня находится на третьем месте по числу приехавших в Россию жителей. Правда, из более миллиона прибывших украинцев только 347 272 миграционной целью указали трудоустройство.

Распределение по российской территории

Традиционно больше всего работников стремится в Москву и область, а также в Санкт-Петербург.

Таблица. Территориальное распределение иммигрантов

Кроме центральных областей у иммигрантов популярны:

  • Самарская обл.;
  • Иркутская;
  • Новосибирская;
  • Краснодарский край;
  • Ханты-Мансийск;
  • Татарстан.

Незаконная иммиграция

В октябре этого года мэр Москвы, озвучивая доходы города от легальной трудовой миграции, назвал цифру 16 миллиардов рублей.

Разумеется, нелегальная миграция нежелательна государству, и оно борется с данным явлением строгими карательными мерами.

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

В 2019 году вступил в силу ряд обновленных законов и правил, незнание которых не освобождает иностранцев от ответственности:

  • Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
  • Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
  • На 20% снизилась квота для иностранных работников;
  • Стал обязательным полис ДМС;
  • Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
  • Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
  • В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
  • Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.

Все эти меры направлены на легализацию труда иностранцев и их скрупулезный учет.

Эмиграция – куда едут россияне

Наряду с принятием иностранных граждан Россия ежегодно выпускает миллионы жителей, которые совершают миграцию по отношению к государству. Переселение в экономически более развитые, чем Россия, страны – неизбежный процесс.

Ему способствуют:

  • Ослабление рубля;
  • Увеличение показателя безработицы;
  • Снижение уровня жизни в России.

Важно! В отличие от иммиграционного потока, который идет в РФ из ближнего зарубежья и состоит на 80% из неквалифицированных или имеющих низкую квалификацию работников, из России в основном уезжают специалисты средней и высшей квалификации.


Всплеск эмиграционной волны начался после долгого спада в 2013 году в связи с украинским кризисом. Также усилившийся отток эмигрантов аналитики связывают с переизбранием на очередной срок Путина и отсутствием в стране значимых экономических реформ.

Страны, в которые едут россияне:

  • Канада;
  • Австралия;
  • Германия;
  • Финляндия;
  • Грузия;
  • Израиль;
  • Великобритания;
  • Чехия;
  • Норвегия;
  • Испания;
  • Новая Зеландия;
  • Швейцария;
  • Турция;
  • Корея;
  • Эстония.

Все эти страны отличаются стабильностью экономики и широкими возможностями для специалистов реализовать себя профессионально. Также учитывается высокий уровень жизни граждан этих государств и ее качество. Последним, хотя и немаловажным фактором является степень сложности процесса легализации в избранной для эмиграции стране.

Кстати. Если верить статистике, большинство уехавших все же предпочли проживание в странах с равным российскому экономическим уровнем – государствах СНГ.

За предыдущий год уехало из федерации 313 210 человек, 256 480 из них – в СНГ. Это:

  • Казахстан;
  • Армения;
  • Молдова;
  • Узбекистан;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

В остальные страны мира выехало всего 56 730 российских граждан.


Важно! В Российской Федерации, как ни в одной другой стране, развита внутренняя миграция. Когда из дальних округов одни люди едут в центр страны, для престижа, а другие наоборот уезжают в северные округа ради высоких заработков.

Миграционный прогноз

Сегодня наблюдается всплеск оттока граждан из страны и постепенное уменьшение притока мигрантов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Существуют аналитические прогнозы ООН, основанные на статистических данных. Они говорят о том, что такая тенденция сохранится как минимум до 2050 года. Причем отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.


Миграционные процессы неизбежны. В них вовлекается все больше людей. Это не может оцениваться в терминах «хорошо» и «плохо». Каждый человек имеет право выбрать для жизни страну, которая ему нравится. Главное, сделать это легально, не нарушая государственные и миграционные законы.