Международно-правовые аспекты палестинской проблемы. Статус иерусалима в контексте международно-правового статуса государства палестины

История:

По результатам Первой мировой войны на Конференции в Сан-Ремо (1920) было принято решение об установлении на территории Палестины, до войны входившей в состав распавшейся Османской империи, режима управления Великобритании по мандату Лиги Наций. Помимо территории современного Израиля в состав Мандата входили территории современных Иордании, Иудеи и Самарии (Западного берега реки Иордан) и сектора Газа. Одной из целей мандата было «установление в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».

Палестина будет нести ответственность за свои действия, а не нынешние действующие лица, держащие удостоверения личности, упомянутые Махмудом Дарвишем, величайшим палестинским поэтом. Израиль готов видеть, что немногие оставшиеся союзники, такие как Турция и Египет, уходят от любых партнерских отношений. Арабская весна не только трудно понять, она направлена ​​не только против ее правителей за действия и бездействие, которые они совершали, но и за связь с Соединенными Штатами, которая представляет собой не что иное, как косвенную поддержку израильского государства и его действия против палестинцев.

В начале 1920-х гг. в рамках этого мандата Великобританией было создано зависимое от неё княжество Трансиордания, получившее около 3/4 от территории подмандатной Палестины. При этом, из мандатного соглашения были исключены пункты, разрешавшие евреям селиться на территории княжества. 25 мая 1946 года оно получило независимость.

За 25 лет британского управления оставшейся частью Палестины её население резко возросло: с 750 тыс. человек по переписи 1922 года, до около 1 млн. 850 тыс. человек по состоянию на конец 1946 года (прирост - почти 250 процентов). При этом, численность еврейского населения возросла с 84 тыс. в 1922 году до 608 тыс. в 1946 году (прирост - почти 725 процентов). Значительная часть этого прироста приходится на родившихся в Палестине, однако только легальная иммиграция дала прирост в 376 тыс. человек, а число нелегальных иммигрантов оценивается ещё в 65 тыс. человек, что в совокупности составляет 440 тыс. человек. Примерно 70-75 % еврейского населения проживало в таких городах, как Иерусалим, Яффа, Тель-Авив, Хайфа и в их пригородах. По окончании Второй мировой войны еврейское население Палестины составило 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году.

Израилю следует подумать, что нейтрализация с арабских улиц и площадей на все арабские и мусульманские народы заключается в признании палестинского государства и мира с суверенным государством Палестины. Тот, кто поддерживает палестинцев, не проводит различия между Израилем и Соединенными Штатами.

Обама и Нетаньяху никогда не смогут вести переговоры только по части палестинско-израильской проблемы, и серьезные переговоры должны будут включать такие вопросы, как Иерусалим и Беженцы, и эти вопросы могут быть обсуждены только между двумя суверенными государствами, утверждая, что они равны. Без признания палестинского государства вопросы такого масштаба не могут быть согласованы и без решения этих двух проблем любые переговоры - это обмен фигурки.

Рост еврейского населения подмандатной Палестины сопровождался активным противодействием палестинских арабов, включающим террористические нападения и погромы, в результате, мандатные власти ограничивали иммиграцию евреев в Палестину. Таким образом, Великобритания оказалась вовлечена в арабо-еврейский конфликт, и в 1947 году её правительство заявило о своём желании отказаться от мандата, аргументируя это тем, что оно не способно найти решение, приемлемое для арабов и евреев.

С учетом стратегии интернационализации конфликта, независимо от результатов, палестинцы уже выигрывают, и израильтяне упускают возможность выйти из тупика, в котором они находятся. Первый вопрос: является ли Палестина государством? В международном праве существование государства предполагает, что соответствующая организация имеет суверенное правительство, осуществляющее свою юрисдикцию над определенной территорией и постоянным населением. Эти три правовых критерия согласованы, но обсуждается способ их интерпретации.

Можно считать, что Палестина выполняет три критерия, требуемые международным правом: суверенное правительство, установленное на определенной территории с полномочиями над постоянным населением. Как только эти три элемента будут соблюдены, государства-члены международного сообщества решают, следует ли признавать заинтересованное предприятие как государство. Такое признание связано с суверенным выбором правительства в отношении организации, которой оно признает статус государства. Это политическое решение, которое принимает форму односторонней декларации.

Созданная незадолго до того Организация Объединённых Наций на Второй сессии своей Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 года приняла Резолюцию № 181 о плане раздела Палестины на арабское и еврейское государства с предоставлением особого статуса району Иерусалима под управлением ООН. В отличие от руководства еврейского ишува, принявшего резолюцию, Верховный арабский комитет Палестины и Лига арабских государств (ЛАГ) в целом, её отвергли.

На сегодняшний день 132 государства признали государство Палестина из 193 государств-членов Организации Объединенных Наций. Международное признание не является критерием существования государства, а является незаменимым инструментом для его функционирования на международной арене, поскольку оно позволяет ему иметь двусторонние и многосторонние отношения с другими государствами. В свете всех этих элементов можно поэтому сказать, что Палестина - это государство, даже если еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем она станет полностью суверенным государством, признанным всеми.

14 мая 1948 года, в день окончания Мандата было провозглашено создание Государства Израиль, а 15 мая началась вторжение в Израиль регулярных частей армий пяти стран ЛАГ с целью уничтожения нового еврейского государства и, согласно декларации ЛАГ при вторжении, для защиты арабского населения и создания в Палестине «единого (арабского) государственного образования», «где все жители будут равны перед законом».

Почему Палестина не является государством

Следует, прежде всего, понять, что признание государства в Организации Объединенных Наций отличается от признания этого государства государствами-членами международного сообщества. Эти два вопроса не связаны друг с другом. Принятие государства в Организацию Объединенных Наций облегчает его признание государствами-членами и признание государством государствами-членами прежнего статуса для облегчения его допуска в Организацию Объединенных Наций. Но, по закону, они остаются различными. Признание государства регулируется общим международным правом, тогда как признание государства в Организации Объединенных Наций регулируется Уставом Организации Объединенных Наций.

В результате этой войны арабское государство создано не было, Израиль увеличил территорию, планировавшуюся под создание еврейского государства, Иерусалим был разделен между Трансиорданией и Израилем, сектор Газа и весь Западный берег реки Иордан перешли под контроль соответственно Египта и Трансиордании.

В сентябре 1948 года Лигой арабских государств в Газе было создано Всепалестинское правительство в изгнании. При этом, в декабре того же года на Иерихонской конференции король Трансиордании Абдалла ибн Хусейн был провозглашён «королём арабской Палестины». На конференции, призвавшей объединить арабскую Палестину и Трансиорданию, Абдалла объявил о своем намерении аннексировать Западный берег реки Иордан. Несмотря на возражения других членов ЛАГ, в 1950 году Абдалла в одностороннем порядке аннексировал Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, после чего Трансиордания была переименована в Иорданию.

Каким бы ни был статус юридического лица в Организации Объединенных Наций, этот статус не имеет юридического эффекта для признания государствами на двусторонней основе. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций может принять резолюцию, которая имеет значение для государств-членов. И наоборот, признание государства-члена в Организации Объединенных Наций регулируется четкой процедурой, изложенной в Уставе Организации Объединенных Наций, и она не имеет большого значения для числа признаний, которыми она уже пользуется.

Каковы правовые условия допуска, которые

До сих пор, хотя 132 государства признают Палестину государством, не были соблюдены законные условия для признания Палестины как государства-члена Организации Объединенных Наций.

До сих пор не были выполнены

Прием в качестве члена Организации Объединенных Наций регулируется статьей 4 Устава Организации Объединенных Наций. Эта статья также предусматривает пять критериев приема: быть государством; быть мирным; принимает обязательства по Уставу; и на решение Организации, иметь возможность выполнить их и сделать это.

Противоречия между Иорданией, Египтом и другими членами ЛАГ привели к тому, что вопрос о создании арабского государства в Палестине практически был снят с повестки дня, а большая часть территории, выделенной ООН под его создание, была разделена между Иорданией и Египтом вплоть до их поражения в Шестидневной войне (1967), когда она перешла под контроль Израиля.

Однако эти критерии не связаны с выбором членов Совета Безопасности. Таким образом, голосование за резолюцию, благоприятствующую признанию государства, является результатом политических соображений. 193-й признал государство, Южный Судан, был принят этой процедурой в июле.

Но эта просьба была оставлена, поскольку она столкнулась с политическими реалиями состава Совета Безопасности. Палестина уже признана государством 132 государствами-членами. По логике, палестинская кандидатура получила бы по меньшей мере 132 голоса, чего было достаточно. С другой стороны, основным препятствием является препятствие со стороны Совета Безопасности. Палестинцы должны были иметь большинство в Совете Безопасности, по меньшей мере 9 из 15 голосов и избегать права вето одного из пяти постоянных государств-членов.

«Всепалестинское правительство» в Газе было распущено Насером в 1959 году после объединения Египта и Сирии.

6 июня 1967 года Армия обороны Израиля разгромила египетские войска, удерживающие сектор Газа, и заставила их отступить вглубь Синайского полуострова.

Созданная в 1964 году «Организация освобождения Палестины» (ООП) и её союзники не признавали создания государства Израиль и вели против него террористическую войну. Арабские страны, принявшие в августе 1967 года на арабском саммите в Хартуме решение, называемое «тремя „НЕТ“»: нет миру с Израилем, нет признанию Израиля и нет переговорам с ним, поддерживали ООП.

Каков нынешний статус Палестины в Организации Объединенных Наций?

С одной стороны, не было уверенности, что они получат 9 голосов из 15, а с другой стороны, Соединенные Штаты объявили, что они будут использовать свое вето. Палестина не пользуется статусом государства-члена Организации Объединенных Наций. Этот статус пользуется, например, Международным комитетом Красного Креста.

Каков статус, который Палестина будет запрашивать

Однако статус наблюдателя имеет два основных ограничения: он не дает права голоса или выдвигает кандидатов в органы Организации Объединенных Наций. Поэтому взвешивание очень относительное. В нем больше внимания уделяется значению голосования Франции, европейских государств и некоторых других западных стран, которые остаются неопределенными: благоприятные, воздержавшиеся или неблагоприятные. И поддержка международного признания палестинского государства была одной из французских обязательств Франции перед Франсуа Олланд.

Программный документ ООП - Палестинская хартия, принятая в Каире в 1968 году, предусматривала ликвидацию Израиля, устранение сионистского присутствия в Палестине, и рассматривала её как «неделимое региональное образование в границах Британского мандата».

Военно-политические организации, входившие в состав ООП, ответственны за убийство многих израильтян и граждан других государств, и были признан рядом стран террористическими. Сама она также считалась таковой до 1988 года.

Почему Палестина является кандидатом?

К этому статусу как государства, не являющегося членом

В политическом плане усиление палестинского статуса ООН является средством, позволяющим Палестине навязывать свое существование на международной арене, тогда как мирные переговоры с Государством Израиль кажутся полностью заторможенными и колонизация, которая продолжает каждый день подрывать основы палестинского государства. С правовой точки зрения самым важным последствием, несомненно, станет возможность для Палестины стать участником основных международных конвенций.

Ситуация начала меняться в конце 1980-х - начале 1990-х гг. после заключения мирного договора между Израилем и Египтом и соответствующих переговоров между Израилем и Иорданией.

13 сентября 1993 года председатель ООП Ясир Арафат и премьер-министр Израиля Ицхак Рабин после длительных переговоров подписали в Вашингтоне «Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению» (так называемое «соглашение Осло-1»), по условиям которого ООП признала право Израиля на мир и безопасность и отказалась от терроризма и других видов насилия, а Израиль дал согласие на создание «Палестинской национальной администрации» (ПНА) на части территорий, находившихся под его контролем. Соглашение предусматривало переходный период, не превышающий 5 лет, в течение которого должна была быть достигнута договорённость об окончательном урегулировании конфликта. Отсчёт переходного периода начался с Каирской Декларации «Газа-Иерихон» от 4 мая 1994.

Следовательно, в случае международных органов, основанных на конвенциях, в которых Организация Объединенных Наций является депозитарием, повышение статуса статуса государства, не являющегося членом Организации, откроет путь для присоединения Палестины. Таким образом, он может стать участником Римского статута Международного уголовного суда.

Это предоставило бы юрисдикцию Суду для всех преступлений в пределах его юрисдикции, совершенных на палестинской территории или палестинского гражданина. В этой связи следует отметить, что среди военных преступлений, перечисленных в Статуте, является «передача оккупирующей силой части его гражданского населения на территорию, в которой он занимает».

На 20-й сессии Центрального совета Палестины, проходившей в Тунисе 10-12 октября 1993, было дано поручение исполкому ООП сформировать Совет Палестинской национальной администрации на переходный период, а Я. Арафат был избран президентом ПНА.

4 мая 1994 года в официальном письме И. Рабину Я. Арафат обязался после прибытия на палестинские территории не использовать титул «Президент Палестины», а именовать себя «Председателем Палестинской администрации» или «Председателем ООП». В совместных российско-палестинских дипломатических документах последних лет также упоминается Палестинская национальная администрация, а не Государство Палестина.

Не будучи непосредственно увязанным, признание Палестины как государства, не являющегося членом Организации Объединенных Наций, должно облегчить ему возможность вступать в различные международные организации. Франция также проголосовала за предложение палестинцев.

Но это будет возможно в организациях, для которых допущение входит в компетенцию руководящего органа, без ущерба для статуса кандидата в Организацию Объединенных Наций. Палестина становится «наблюдательным» государством ООН. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций уступила место исторической резолюции. Проголосовать «да» было 138 стран в девяти странах, 41 воздержался.

28 сентября 1995 в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу р. Иордан и сектору Газа («Осло-2»), предусматривавшее, в частности, избрание Палестинского законодательного совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период.

4 сентября 1999 в египетском городе Шарм-эль-Шейх Эхуд Барак и Ясир Арафат подписали Меморандум, предусматривавший достижение договорённости об окончательном статусе спорных территорий к сентябрю 2000.

Победитель дня Абу Мазен сказал: «Сегодня Палестина собирается на Генеральную Ассамблею, потому что она верит в мир, и ее люди отчаянно нуждаются в этом», - сказал президент УНП. Ранг Палестины возведен в ранг других государств, таких как Ватикан и Швейцария. Через 65 лет после голосования по разделению Святой Земли в двух штатах Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, таким образом, является главным героем другого исторического дня, одобряя резолюцию, которую пожелал президент Абн Абу Мазен.

И руководители Палестинской национальной администрации рассматривают только первый шаг к рождению истинного государства и к признанию Палестины как полноправной страны-члена Организации Объединенных Наций. Соединенные Штаты проголосовали «нет»: «Резолюция, принятая сегодня, не санкционирует рождение палестинского государства», - сказал посол Соединенных Штатов Сьюзан Райс.

После создания ПНА проект «Государство Палестина» был в некотором смысле «заморожен». Об этом свидетельствует и тот факт, что в августе 2000 Я. Арафат заявил о намерении вновь провозгласить независимость государства 13 сентября того же года (по истечении 7 лет со дня подписания Вашингтонской «Декларации принципов…»). Россия и США призвали ПНА не делать этого до урегулирования территориального спора с Израилем, и 9-10 сентября на сессии в Газе «Центральный совет Палестины» отложил решение вопроса о независимости до 15 ноября, а потом и вовсе на неопределённый срок - из-за провала переговоров в Кэмп-Дэвиде (2000) и последующих сентябрьских переговоров, на которых Я. Арафат отверг предложенные Э. Бараком значительные уступки, и начавшейся 29 сентября 2000 Интифады аль-Аксы.

Для Абу Мазена это огромная дипломатическая победа, которая укрепляет ее даже на внутреннем фронте и против ХАМАСа. Хотя «да» Палестине Генеральной Ассамблеей ООН, разделенный западный мир делится на историю, разделенный: Соединенные Штаты вместе с Израилем говорят «нет» признанию Палестины как «наблюдающего» государства и европейских стран в разрозненном порядке, не в состоянии говорить одним голосом и достичь общей позиции. Позиция, на которую он надеялся в Италии, которой до последнего времени работала дипломатия нашей страны, которая, в конце концов, решила резолюцию вместе с Францией, Испанией и многими другими государствами ЕС.

Усиление террора против граждан Израиля в ходе интифады привело к внеочередным выборам премьер-министра Израиля, назначенным на 8 февраля 2001 год.

Тем не менее, 28 января 2001 в ходе преговоров в Табе (Египет), состоявшихся уже в канун выборов, была достигнута предварительная палестино-израильская договорённость об окончательном урегулировании, включая проблему Иерусалима и беженцев, но в связи с тем, что 8 февраля 2001 на прямых выборах израильского премьер-министра Ариэль Шарон нанёс поражение действующему премьер-министру Эхуду Бараку и продолжавшимися терактами против граждан Израиля, дальнейшие переговоры возобновлены не были.

В декабре 2001 года Правительство Израиля объявило администрацию ПНА, возглавляемую Я. Арафатом, «организацией, поддерживающей терроризм». Военные подразделения при возглавляемом Арафатом движении ФАТХ, включая «Подразделение 17» и «Танзим» были объявлены «террористическими организациями» и целями для военных акций.

Волна террора в 2001-2002 гг. привела к проведению операции «Защитная стена», ходе которой была зачищена инфраструктура террора на территории ПНА на Западном берегу р. Иордан. Документы, захваченные в ходе операции, явно свидетельствовали о том, что «… Палестинская автономия во главе с Арафатом обеспечивала поддержку и была активным участником террора. Арафат и его близкое окружение прямо отвечают за хладнокровное убийство мирных жителей Израиля».

Дальнейшие попытки проведения переговоров, как правило, перемежались очередным усилением терактов против израильтян. В результате, в 2005 году, А. Шарон, принял решение об отказе двухсторонних переговоров и об одностороннем выводе израильских войск и ликвидации поселений в сектора Газа. Принятие решения Кнессетом и его реализация привели к практическому расколу в правящей партии Ликуд и протестом значительной части израильского общества, считавшего что оно приведёт к усилению террора.

В конечном счёте, уход из Газы в значительной мере привёл у росту популярности движения Хамас: когда в феврале 2006 года в ПНА прошли выборы в Палестинский законодательный совет, оно получило 73 из 133 мест. Через месяц правительство, сформированное Хамасом, во главе с Исмаилом Ханией было приведено к присяге. В том же месяце по приглашению Президента Владимира Путина делегация Хамас во главе с Халедом Машалем посетила Москву, что многими было расценено как шаг по пути признания организации, признанной в ряде других стран террористической. Один из министров правительства Эхуда Ольмерта назвал приглашение Россией делегации ХАМАС «ударом ножом в спину Израиля». «Кроме того, израильтяне обнародовали данные о связях ХАМАСа и чеченских боевиков».

Поскольку программа Хамаса предполагает уничтожение государства Израиль и его замену на исламскую теократию, то его руководство, придя к власти, отказалось признать ранее заключённые ПНА соглашения с Израилем и разоружить своих боевиков. В результате, ряд государств, ранее финансировавших автономию, начали экономический бойкот ПНА.

Успехи Хамаса привели, с одной стороны, к конфликту с Фатх, уже успевшему сформировать легальные силовые структуры, пользующиеся поддержкой США и Европы, а с другой стороны - к обострению конфронтации с Израилем. Похищение израильского солдата Гилада Шалита в июле 2006 года спровоцировало операцию «Летние Дожди», а непрекращающиеся обстрелы Израиля из сектора Газа привели к его экономической блокаде (2007).

20 октября 2006 в секторе Газа было совершено покушение на премьер-министра Палестинской автономии Исмаила Ханию (ХАМАС) со стороны активистов ФАТХа. Кортеж был обстрелян боевиками из стрелкового оружия.

В феврале 2007 года между руководителями Фатх и Хамас было достигнуто соглашение и создано коалиционное правительство. Международное сообщество в очередной раз потребовало, чтобы новое правительство ПНА признало Израиль, разоружило боевиков и прекратило насилие. Трёхсторонние переговоры между США, ПНА и Израилем закончились безрезультатно.

В мае - июне 2007 года Хамас попытался отстранить от власти не подчиняющихся министру внутренних дел бывших полицейских - сторонников ФАТХа, которые сначала оказывались подчиняться правительству ФАТХа - ХАМАСа, а потом отказались увольняться с государственной службы. В ответ 14 июня председатель ПНА и лидер Фатх Махмуд Аббас объявил о роспуске правительства, ввёл на территории автономии режим чрезвычайного положения и взял всю полноту власти в свои руки. В результате вспыхнувшей кровопролитной гражданской войны за власть, Хамас сохранил свои позиции лишь в секторе Газа, тогда как на Западном берегу р. Иордан власть сохранили сторонники М. Аббаса. Махмуд Аббас создал на Западном берегу новое правительство и назвал боевиков Хамас «террористами». Тем самым, ПНА раскололась на два враждебных образования: Хамас (сектор Газа) и ФАТХ (Западный берег р. Иордан).

23 ноября 2008 «Центральный совет ООП» - неконституционный и недемократический орган - переизбрал М. Аббаса председателем ПНА (президентом Государства Палестина) на новый срок.

В 2007-2008 гг. правительство Израиля, уже под руководством Эхуда Ольмерта, в ходе активных переговоров с администрацией М. Аббаса, вновь предложило ПНА значительные уступки, «фактически предусматривающие отступление Израиля к границам 1967-го года», в том числе, «протяженную границу с Иорданией по реке Иордан и выход к Мертвому морю» и обмен территориями. Как стало известно в 2009-2011 гг., по плану определения общих границ, ПНА «должно было отойти 93 процента территории Западного берега реки Иордан и часть израильской земли, примыкающей к сектору Газа. Кроме того, палестинцам предлагалось разрешить беспрепятственно перемещаться между сектором Газа и Западным берегом р. Иордан. Взамен Израиль требовал полной демилитаризации Палестинской автономии». Руководство ПНА эти предложения не приняло, а ХАМАС ответил усилением ракетных обстрелов территории Израиля, приведших к проведению операции Литой свинец.

Обострение ситуации в сфере безопасности оказало существенное влияние на результат выборов в Кнессет 2009 года, в результате которых новым премьер-министром Израиля стал Биньямин Нетаньяху.

Несмотря на то, что в своей речи в университете Бар Илан 14 июня 2009 года Б. Нетаньяху «вновь подтвердил приверженность Израиля решению конфликта на базе двух государств», а 25 ноября 2009 года правительство Израиля объявило односторонний мораторий на строительство на территориях сроком на 10 месяцев, руководство ПНА практически отказалось от продолжения прямых переговоров между сторонами, сделав ставку, на односторонние шаги с целью достичь признания Государства Палестина без каких-либо уступок со своей стороны. МИД Израиля также отмечает, что вместо борьбы с террором, руководство ПНА прославляет террористов и ведет анти-израильскую пропаганду на международной арене.

При этом, согласно опросу, проведенному в 2011 году Палестинским институтом общественного мнения, число жителей Западного берега р. Иордан, считающих, что «ведение переговоров предпочтительнее одностороннего обращения в ООН», составляло 60 %, против 35 %, придерживавшихся противоположного мнения.

Руководство Израиля и ряд других источников считают такое решение руководства ПНА прямым нарушением «Соглашений Осло», в результате которых была создана сама ПНА, и согласно которым вопрос о независимости нового государства «должен решаться исключительно на мирных переговорах между официальными представителями двух народов», и объясняют его стремлением М. Аббаса улучшить шаткое положение на внутриполитической арене, где ФАТХ значительно проигрывает ХАМАСу

Признавшие страны:

Палестину признают 110 стран

Флаг:

Карта:


Территория:

Демография:

4 394 323 чел.
Плотность — 667 чел./км²

Религия:

Языки:

Безопасности ООН и ряд государств пока воздерживаются признавать ее как государственное образование.

Все те государства, с которыми у Палестины налажены дипломатические или консульские связи или которые призна­ли её независимость, исходят из резолюции 181(II), принятой ГА ООН, и признают её границы по состоянию на 1967г., т.е. до войны с Израилем.

Государства, которые не признают государственность Па­лестины, полагают, что рассмотрение международного стату­са Палестины должно решаться лишь путем прямых перего­ворах между Израилем и Палестиной. На сегодняшний день Израиль юридически и фактически осуществляет контроль над большинством территорий Палестины, даже там, где офи­циально власть осуществляет Палестина. При таком раскладе хорошо видно, что Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим являются предметом продолжительного спора между конфликтующими сторонами.

Позиция Израиля по поводу государственности Пале­стины такова: государство Палестина не существует по сле­дующим причинам: у Палестины отсутствует определённая территория и действующее эффективное правительство; па­лестинская национальная администрация не контролирует ни сектор Газа, ни Западный берег реки Иордан, 60% которой контролирует Израиль.

Остаётся неясным вопрос только о населении этого, так сказать, гипотетического государства, ведь руководство Па­лестины, выдвигая претензии об интересах всех палестинцев, в тоже время отказывается признавать права палестинских беженцев, в том числе отказывается признавать и защищать права палестинцев, которые живут в секторе Газа и на Запад­ном берегу реки Иордан. Поэтому Израиль ставит под боль­шое сомнение, что руководство Палестины будет признавать и защищать международные права и обычаи, соблюдая права человека, а также создаст мирную обстановку в регионе, что является одним из главных требований для того, чтобы Пале­стина стала полноправным членом ООН.

Несмотря на такую позицию Израиля, рано или поздно Палестину придётся признать как государство не только Из­раилю, но и большинству государств – членов ООН, а также государствам, которые входят в СБ ООН. Конфликтная ситуа­ция на Ближнем Востоке не может продолжаться вечно, надо будет всё ровно найти компромисс для решения этой слож­ной, но, на наш взгляд, разрешимой проблемы.

Несмотря на позицию Израиля по вопросу статуса Пале­стины, последние действия государств – членов ООН показы­вают, что всё идёт к признанию государства Палестина, однако переговорный процесс и урегулирование израильско-пале­стинского конфликта идут не так быстро, как этого хотел бы палестинский народ.

Сегодня, наблюдая спор между Израилем и Палестиной, нельзя не удивиться тому факту, что когда в 1947 г. ООН при­няла резолюцию 181(II), палестинские арабы использовали все средства для того, чтобы эта резолюция не действовала, и бойкотировали этот план раздела Палестины на два государ­ства, т. е. по этой резолюции как еврейское сообщество, так и палестинские арабы могли создать своё государство, а спор­ные вопросы должны были бы решаться под международным мандатом ООН. Но для палестинских арабов было принципи­альным вопросом создать только одно – арабское государство, они, можно так выразиться, упустили момент создания своей государственности.

Амбициозная позиция и неуступчивость еврейскому со­обществу в процессе создания собственного государства обер­нулись для палестинцев трагедией, из-за этого они сегодня платят слишком высокую цену, чтоб обрести независимость на своей земле. Если бы в 1947 г. они согласились вместе с ев­рейским сообществом создать государство, сегодня не было такой проблемы между двумя общинами.

Для ускорения и окончательного определения статуса Палестины считаем жизненно важным начать эффективный процесс переговоров между двумя конфликтующими общи­нами. На первом этапе считаем необходимым начать перего­воры с помощью международных организаций, а в будущем – прямые переговоры между еврейским сообществом и пале­стинскими арабами. Главное, о чём стороны должны договориться, – это без­опасное передвижение и обеспечение безопасности в регионе.

Особенно важным считаем переговоры по поводу по­сещения святых мест. Любой человек независимо от нацио­нальности и вероисповедания должен иметь право безопасно передвигаться по святым местам в святом городе Иерусалиме.

Выступая на сессии Генеральной Ассамблей ООН в сен­тябре 2010 г., президент США Барак Обама заявил, что если удастся разрешить арабо-израильский конфликт, тогда через года два Палестина может стать полноправным членом ООН.

Несмотря на это позитивное заявление, считаем его не очень конкретным и однозначным, ведь все понимают, что без разрешения арабо-израильского конфликта, а также без опре­деления международного статуса города Иерусалима мир в регионе не воцарится никогда.

В сентябре 2011 г. Палестина подала заявку на членство в ЮНЕСКО, а в конце октября стала ее полноправным членом. Палестина стала 195-м членом ЮНЕСКО, а сама ЮНЕСКО стала первой специализированной организацией ООН, кото­рая приняла Палестину в свое членство. 107 государств прого­лосовали за, в том числе и Россия, 14 стран голосовали против, в том числе и США, а 52 государства воздержались, в том числе Великобритания.

После того как Палестина стала полноправным членом ЮНЕСКО, США и Израиль отказались от финансирования ЮНЕСКО и выразили большую озабоченность в связи с ее ре­шением. Позиция США и Израиля сводилась к тому,что, по их мнению, членство в ЮНЕСКО Палестины никак не сможет помочь урегулированию арабо-израильского конфликта, а на­оборот – помешает.

Позиция Израиля ясна, он никак не хочет уступать Па­лестине какую-либо территорию, несмотря на решение ООН, которая приняла множество резолюций по этому поводу. Так­же Израиль не может допустить ещё один раздел Иерусалима, как это было во время мандата в Палестине, он слишком долго шёл к независимости и к самоопределению, чтобы отступить от этого и согласиться не только на независимость Палестины, но также и на раздел Иерусалима, который на сегодня являет­ся столицей государства Израиль.

Согласно резолюции ООН, принятой в 1947 г., на терри­тории Палестины должно было быть образовано два независи­мых государства – еврейское и арабское, а что касается города Иерусалим, то город не должен был входить в состав ни одного из этих государств, а должен был иметь международный ста­тус под мандатом наблюдателей ООН.

Отношение стратегического партнёра Израиля – США – сводится к одной позиции: США не против палестинской незави­симости, но при том условии, что переговорный процесс между Палестиной и Израилем должен быть завершён, а также должен быть утверждён статус Палестины, и самое важное – статус горо­да Иерусалим, что является для двух общин принципиальным вопросом, в котором ни одна сторона не хочет уступать.

Размышляя над ситуацией на Ближнем Востоке, прихо­дим к выводу, что без определения статуса города Иерусалима мир на Ближнем Востоке исключён, так как ни одна сторона конфликта не хочет уступать право на святой город, который обе стороны считают частью своей истории, культуры и, ко­нечно же,религии.

На сегодняшний день урегулирование этого спора ка­жется утопическим, так как Израиль никогда не откажется от города Иерусалим, ведь он уже является столицей Израи­ля, а с другой стороны, Палестина также на него претендует и тоже считает Иерусалим своей столицей, но фактически и юридически контроль над городом находится у государства Израиль. Несмотря на позицию международных организаций и многих государств мира и Европы, которые утверждают, что город Иерусалим оккупирован Израилем с 1967 г., принятые резолюции по этому вопросу и в целом мировое сообщество ничего не смогли поменять с ситуацией в регионе.

Считаем большим минусом палестинской стороны то, что она отказывается от планов урегулирования конфликта, кото­рый изначально предложила Великобритания, а затем ООН, ведь одна часть города находилась под контролем Израиля, а вторая под контролем палестинцев. Как тогда, так и сейчас па­лестинцы не могут смириться с присутствием на этой террито­рии ещё одного государства,помимо арабской Палестины.
Не так давно, 29 ноября 2012 г., Организация Объединённых Наций сделала ещё один шаг к выполнению резолюции 181(II) 1947 г.На заседании ООН открытым голосованием было принято решение присвоить Палестине статус государства – наблюдателя в ООН. Конечно, ликованию палестинцев не было предела, это можно сравнить с получением независимости Израиля 14 мая 1948 г.5, когда все еврейское сообщество радовалось приобрете­нию государственной независимости. Но остаётся вопрос: полу­чила ли Палестина то, что она хотела на самом деле? По фактам и действиям, видимо, да, но считаем неправильной позицию, со­гласно которой статус Палестины как государства-наблюдателя может ускорить урегулирование конфликта.

Если в ближайший год государства, которые входят в Совет Безопасности ООН, признают независимость Палестины, всё ров­но этим все проблемы не исчерпаются, ведь в документе можно написать всё, что угодно, но по факту может быть по-другому. На сегодня же контроль над территорией, на которую имеют при­тязания палестинские арабы, фактически осуществляет Израиль. Пока на Ближнем Востоке не будет договорённостей между еврея­ми и арабами по поводу определения статуса города Иерусалима и другим спорным территориям, этот конфликт и неопределён­ность статуса Палестины будет висеть на волоске и обсуждаться на международном уровне.

До принятия решения ГА ООН о присуждении Палести­не статуса государства-наблюдателя таким статусом в ООН пользовался Ватикан. Самое главное, что присвоение этого статуса даёт возможность государству вступать в международ­ные организации, которые находятся по эгидой ООН. Среди них можно выделить Международный уголовный суд (МУС).

Акт независимости государства Израиль от 14 мая 1948 г. 6 Резолюция ООН 181(II) от 29 ноября 1947 г.

В Международном уголовном суде Палестина может по­дать исковую жалобу против Израиля,обвинить в военных преступлениях израильскую сторону и потребовать компен­сацию за них. Но как заявили палестинские дипломаты, они пока не собираются подавать иск против Израиля, они отме­тили, что эта небольшая победа палестинского народа уско­рит переговорный процесс и урегулирование ближневосточ­ной проблемы.
Генеральная Ассамблея ООН выразила надежду, что Со­вет Безопасности ООН с пониманием отнесётся к принятому решению и рассмотрит заявление государства Палестина от 23 сентября 2011 г. о его приёме в полноправные члены этой организации. Генассамблея, конечно же, в очередной раз под­тверждает право палестинского народа на самоопределение и независимость, т.е. создание своего независимого государства на палестинской территории, которая оккупирована с 1967 г.,и подтверждает оккупацию Израилем части Иерусалима, кото­рая находилась до войны под контролем Палестины, несмотря на то, что резолюция ГА ООН, принятая в 1947 г., не допускала правомерность вхождения города Иерусалима в состав одного из двух государств.

Израильская сторона не уверена, что принятые решения сыграют в пользу урегулирования ближневосточного кон­ Решение Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины.

Дипломаты США также уверены в том, что для обрете­ния независимости палестинской стороне необходимо внача­ле добиться согласия на переговорах с израильской стороной об урегулировании спорных вопросов о территориях, а после­думать о полноправном членстве в ООН и в других междуна­родных организациях.США назвали решение ГА ООН контр­продуктивной и поспешной мерой. Против признания также голосовали Канада, Чехия, Панама и ряд стран-островов, в свою очередь Россия проголосовала за принятие резолюции.

Удивляет одно: неужели те государства, которые рань­ше принимали резолюцию 181(II), просто так голосовали за принятие этого документа? Ведь никто эту резолюцию не от­менял, чтобы голосовать против независимости Палестины! пусть задумаются над тем, почему принимали резолюцию 1947 г. и почему препятствуют сегодня, в XXI в., независимо­сти Палестины. Хочется верить, что это не политические игры, ведь сколько уже времени народ Палестины ждёт независи­мости. Самое интересное, никто не спорит о праве на само­определение и обретение независимости. Однако время идёт, а конфликт никак не разрешается.

Все понимают, что проблема с Израилем большая, но, по нашему мнению, если бы Палестине предоставили независи­мость раньше, то этот конфликт был бы если не урегулирован полностью, то,по крайней мере, было бы больше шансов на урегулирование, ведь равноправие даже в процессе перего­воров имеет большое значение. Чем раньше международное сообщество признает независимость Палестины, тем быстрее будет идти переговорный процесс, главное – не препятство­вать переговорному процессу и не обвинять друг друга впре­ступлениях, а найти общий ключ решения этого сложного конфликта.

В заключение можно сказать, что предугадать будущее международно-правового статуса Палестины очень сложно, как неясно и будущее урегулирования ближневосточного конфликта между арабами и евреями; судьба государствен­ности Палестины в руках обеих сторон, которые находятся в конфликтной ситуации.Этот конфликт уже долгое время по­казывает, что вся его неопределённость связана с невозмож­ностьюего разрешения только резолюциями и документами, принимаемыми Организацией Объединённых Нации. Про­двигается ли урегулирование конфликта после признания Палестины государством – наблюдателем ООН? Это покажет время и события, которые будут развиватьсяв этом конфликт­ном регионе.На данном этапе переговоров, к сожалению, ни одна сторона не готова уступать и идти на компромиссы.

Как уже было сказано, пока не будет договорённости между конфликтующими сторонами о статусе города Иеруса­лима и соседних городов, урегулировать и окончательно опре­делить будущее международно-правового статуса государства Палестина будет очень нелегко.

Точкой соприкосновения для обеих сторон всё ровно яв­ляется город Иерусалим, ведь как арабы, так и евреи считают этот святой город наследием своей культуры, истории, тра­диции и, конечно же, наследием своей же государственности. Как видим, всё равно весь конфликт сводится к святому городу Иерусалиму. Неопределённость сторон и затянувшийся пере­говорный процесс по поводу статуса города Иерусалима де­лает невозможным урегулирование этого конфликта, который уже десятилетиями продолжается между арабами и евреями на Ближнем Востоке.

Статус государственности Палестины должен опреде­ляться резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1947 г. 181(II), которую пока никто не отменял. Самым же приемле­мым решением проблемы определения будущего статуса Ие­русалима и Палестины считаем следующие предложения из резолюции 1947 г.:
– на территории Палестины должно существовать два государства, помимо Израиля (еврейского) должно существо­ватьГосударство Палестина(арабское);
– в городе Иерусалиме должен быть международный мандат под эгидой ООН;
– все безисключениядолжны иметь право на святые места;
– по истечении 10-летного срока должен состояться рефе­рендум о будущем статусе города Иерусалима.

В случае если обе стороны будут против международного мандата в городе Иерусалим, считаем нужным, чтоб Иеруса­лим стал столицей двух государств, еврейского и арабского, без какого-либо международного мандата.

Восточная сторона Города должна стать столицей госу­дарства арабской Палестины,западная часть города – столи­цей Израиля. При этом любой человек должен иметь право на посещение святых мест в городе без каких-либо препятствий. Если удастся договориться о статусе Иерусалима, то будущее статуса Государства Палестина будет решено автоматически.

Нам хотелось бы надеяться, что принятие Палестины государством-наблюдателем в Организацию Объединённых Наций позитивно повлияет на урегулирование ближнево­сточного конфликта, и в итоге обе стороны придут к согласию касательно международно-правового статуса города Иеруса­лим, после чего будет легче признать международно-право­вой статус Палестины и будут все основания, чтобы Палестина стала полноправным членом ООН.

Несмотря на наш оптимизм и взгляды относительно ре­шения этой проблемы, вопрос о международно-правовом статусе Палестины и города Иерусалима остаётся открытым и актуальным, ведь ни Израиль, ни палестинские арабы не хотят уступить. А международное сообщество должно понимать, что этот конфликт не должен оставаться вечным конфликтом, пора действовать и принимать реальные решения для того, чтобы его урегулировать. Хочется верить и надеяться, что на Ближнем Востоке наконец-то воцарится мир, и как этот кон­фликт, так и другие нерешённые конфликты получат свое раз­решение.