Как решать 21 задание егэ по русскому. Новое задание в егэ по русскому языку

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку исследует функционально-смысловые типы речи, среди которых выделяются описание, рассуждение, повествование. От экзаменуемого потребуется давать правильную характеристику текста, а для этого его предварительно нужно внимательно прочесть и проанализировать.

Описание можно также назвать характеристикой чего-либо: места, обстоятельства, внешности, состояния обстановки или человека или обстановки. Основной признак того, что перед нами описание - наличие в тексте информации о признаках объекта, который описывается. Здесь много прилагательных, причастных оборотов, сравнений.

Повествование сообщает нам о последовательности каких-либо действий - что происходило на первом этапе, что потом. Часто такой тип текста содержит в себе начало действий, развитие сюжета, его кульминацию и развязку. Признаками повествования можно назвать обилие в тексте глаголов, наречий, деепричастий.

Третий функционально-смысловой тип речи, который встречается в задании 21 ЕГЭ по русскому языку, это рассуждение – размышления, доказательства, объяснения. Такой текст обычно содержит в себе много вводных слов и конструкций, в нем есть тезисы, аргументации, пояснения.

Не только объемное литературное произведение содержит в себе множество переплетающихся друг с другом повествовательных, описательных отрывков и рассуждений. Даже небольшой текст, используемый в качестве контрольного в задании № 21 ЕГЭ по русскому языку, может содержать сразу несколько функционально-смысловых типов речи, как отдельных, так и в различных комбинациях.

Задание 21 ЕГЭ 2015.

Функционально-смысловые типы речи

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Предложения 4–5 содержат описание.

В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

Предложения 24–25 содержат повествование.

Предложения 37–41 содержат элементы описания.

В предложении 43 присутствует элемент описания.

Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности.

Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)?

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

Текст-повествование отвечает на вопросы

    Что произошло?

    В какой последовательности происходят события?

    Кто участвует?

Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.

При определении типа речи можно воспользоваться приемом «фотографирования». Если можно «сфотографировать» весь текст последовательным рядом кадров, как комиксы, когда текст можно будет просмотреть, как череду картинок – повествование.

Описание - словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

    общее представление о предмете;

    описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;

Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Это изображение какого- либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Весь текст описательного характера как бы отвечает на вопрос какой?

В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.

Если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром, как картину, где будут видны все элементы текста, то перед нами – описание.

Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей.

Рассуждение строится по следующему плану:

    тезис (высказывается какая-то мысль);

    аргументы, доказывающие его;

    вывод, или заключение.

При определении типа речи «рассуждение» невозможно воспользоваться приёмом «фотографирования»: текст рассуждение нельзя «сфотографировать» .

Алгоритм выполнения задания

    Прочитайте указанные фрагменты текста (номера предложений)

    В каждом варианте ответа попробуйте воспользоваться приёмом «фотографирования».


    В каждом варианте попробуйте ответить «да» или «нет».

    Выберите нужные цифры ответа. Помните, что верных ответов может быть от одного до трёх.

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку представлено двумя видами формулировок. Одна группа вопросов связана с определением типа речи (объяснение и практическая работа представлены ниже), другая группа – с установлением смысловой, логической связи между предложениями. Подобную работу вы делали, выполняя задание 2.

Формулировка задания:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

1) В предложениях 8–10 представлено повествование.

2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится

в предложении 22.

4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

5) В предложениях 45–47 содержится повествование.

Задание 21 содержит два вида формулировок. Чтобы проанализировать утверждение 1, 2, 5, нужно уметь определять типы речи.

Повествование – это связный рассказ о событии, которое протекает во времени, о действии, которое развивается последовательно. Повествование можно перевести в ряд зрительных образов (увидеть кадры кинофильма), к предложениям можно подставить слова: сначала – затем – потом – после этого.

Описание – изображение предмета, лица, явления путем перечисления его характерных признаков. Описание – это один зрительный образ (фотография, картина). Мы встречаемся с описанием человека (портрет), жилища (интерьер), природы (пейзаж). Даже если на картине изображены действия, «кадры» не меняются перед глазами, а значит, вы имеете дело с описанием. (Например, картины Айвазовского наполнены движением, но, описывая то, что вы видите, вы используете такой тип речи, как описание.)

Рассуждение традиционно вызывает затруднение. Дело в том, что в школе мы привыкли иметь дело с классическим видом рассуждения: тезис – доказательства – вывод. Да, рассуждение строится именно так, и вы таким же образом построите свое экзаменационное сочинение. Но в этом задании вам предлагается проанализировать маленький фрагмент текста. Это может быть лишь небольшая часть рассуждения, вы не найдете здесь тезиса, не увидите вывода. Перед вами – мысль автора, его размышление, раздумье. Вы не сможете создать зрительный образ фрагмента, зато сможете сформулировать тему: над чем размышляет автор, о чем он думает, что говорит.

Выполним эту часть задания:

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой.

Извлеченные таким образом из контекста, предложения оказываются не связанными по смыслу. Читая предложение 14, вы зрительно представляете глубокое озеро с чёрной водой, предложение 13 тоже позволяет воображению рисовать картину жаркого, безветренного августа. Не представляя собой единого описания , фрагмент содержит его элементы.

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

Перед нами цепочка действий, которые разворачиваются во времени. Фрагмент можно представить в качестве кинофильма: Берг вернулся в город – обнаружил извещение – сел к столу – написал. Это повествование .

Вторая группа формулировок задания проверяет ваше умение видеть смысловые связи между частями высказывания . Вспомните: выполняя задание 1, вы уже устанавливали эти смысловую, логическую связь.

Напомним, какие вопросы могут прояснять эту связь:

Условие (при каком условии?)

Цель (для чего? с какой целью?)

Причина (почему? по какой причине?)

Следствие, вывод (итак, следовательно)

Пояснительные отношения (то есть, а именно)

Объяснение (чем это объясняется?)

Противопоставление (наоборот, но, а)

Аргументация (во-первых, во-вторых)

Уступительные отношения (хотя, несмотря на то что)

Выполним эту часть задания:

(22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. Задаем вопрос: Почему? По какой причине?

Потому что (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями.

Как видите, предложения потеряли логическую связь, в предложении 23 не содержится указание на причину.

(27)Берг рассердился.

Задаем вопрос: Чем это можно объяснить?

(28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени?

Ответ верный: предложение 28 объясняет, почему рассердился Берг.




Задание 21 ЕГЭ 2018 по русскому языку. Теория.

Сложность 21 задания заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

« Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Возможны и другие формулировки задания:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

В каком предложении выражена основная мысль? и др.

Алгоритм выполнения:

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Е сли вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому. Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз , проверяя достоверность каждого предложения.