Когда отмечают Международный день грамотности? Как провести школьное мероприятие на День грамотности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Быть грамотным необходимо в нашем веке!
Долг каждого - грамотно писать.

Ведущий 1

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Ведущий 2

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

Ведущий 1

Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим « Международный день грамотности в начальной школе».

Ведущий 2

В течение дня вы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.

Учитель

Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.

1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Сколько согласных букв? (21)

Сколько гласных букв? (10)

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)

Как называется часть речи, обозначающая признак предмета? (прилагательное)

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)

2 конкурс «Весёлая грамматика»

Из предложенных слогов составьте и запишите слова:

Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма

3 конкурс «Кто больше»

В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Материал для учителя:

Отгадки к конкурсу:

1. Дельфин

2. Щука

3. Карп

4. Окунь

5. Карась

6. Сом

7. Краб

8. Акула

9. Кит

10. Рак

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

4 конкурс «Доскажи словечко»

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я... (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

6. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц... (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной... (медведь)

5 конкурс «Половинки»

(задание на развитие словесно-логического мышления)

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Век живи, век учись.

Старый друг лучше новых двух.

Делу время, потехе час.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

5 конкурс «Отгадай ребусы»

6 конкурс «Чистописание»

Каждый класс получает текст для списывания. Жюри оценивает чистоту, красоту и грамотность написанных текстов.

Ведущий 1

Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.

Ведущий 2

Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!

Подведение итогов начинает выступление учеников 2-4 классов

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Ведущий 1

Слово нашему жюри. (Озвучивают итоги конкурсов)

Ведущий 2

Учите русский язык –

Годы к ряду,

С душой,

Усердием,

С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”

(Сабир Абдулла)

Ведущий 1

Спасибо за внимание!

Березина Галина Валентиновна
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ДЕНЬ ГРАММОТНОСТИ
Цели:
­ Стимулировать интерес к изучению русского языка;
­ Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
­ Воспитывать уважение к русскому языку.
Техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер.
Дополнительный материал: словари, презентация, раздаточный материал.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости!
ХОД Мероприятия
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к
другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на игре. Теперь
посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что­то
новое.
Слайд 1
Учитель: Прочитайте пословицы и скажите, о чём мы будем говорить на
уроке.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота ­ чтобы знания черпать.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Ответы учеников.
Учитель: Как вы понимаете, что такое грамотность?
Слайд 2
аа
- степень владения человеком навыками письма и чтения на
Гр мотность
родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают
человека, умеющего читать и писать или только читать на каком­либо языке.
В современном смысле это означает способность писать согласно
установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только
читать, называют «полуграмотными».
1

Березина Галина Валентиновна
Учитель: Всегда ли люди были грамотными? Ответы учеников
Учитель: Действительно, люди не всегда и не все были грамотными. Поэтому
ООН в 1966 году учредила дату Международного дня грамотности –
8сентября.
Слайд 3
Международный день грамотности – международный праздник, отмечаемый
в системе ООН 8 сентября. Эта дата была принята в 1966 году ЮНЕСКО
согласно рекомендации «Всемирной конференции министров образования
по ликвидации неграмотности».
Слайд 4
Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда
массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных
взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для
работы с неграмотным населением. Материальную поддержку в этом
направлении оказывали такие люди как В. Маяковский, В. Брюсов, М.
Горький и др. К 30­м годам проблема неграмотности перестала носить острый
социальный характер, к 40­м годам задача ликвидации неграмотности была
почти решена, а уже в 50­е годы СССР стал практически полностью
грамотной страной.
Слайд 5
На сегодняшний день во всем мире число грамотных людей составляет
в среднем четыре миллиарда. Несмотря на такие успехи, более
860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются
неграмотными. Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых
людей не посещают школу.
Слайд 6
Чтобы современного человека можно было причислить к категории
грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше
время необходимо быть всесторонне развитой личностью.
Учитель:
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
2

Березина Галина Валентиновна
Учитель: Наша игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога.
Игра командная. На игровом поле 2 команды: Грамотеи и Умники. Команды
выберите командиров.
Выбор жюри (из числа гостей).
ХОД ИГРЫ
ПРОЛОГ


Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,

«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский
Время – 1 минута.
Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)
Учитель зачитывает правильный ответ.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хотим»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Сверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
РАЗДЕЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 7
II.ЛЕКСИКА
Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.
1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
3

Березина Галина Валентиновна
1.1.Скажи одним словом
∙ Во весь дух. (Быстро)
∙ Рукой подать. (Близко)
∙ Сломя голову. (Быстро)
∙ Прикусить язык. (Замолчать)
За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)
1.2. «Доскажи фразеологизм»
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)

4. Фальшивят, путают слова,
Поют … (кто в лес, кто по дрова)

2. ПОСЛОВИЦЫ.
Учитель:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе ­ не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.
КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»
4

Березина Галина Валентиновна
1 команда
Книга в деревне ­ что окно в избе.
Не красна книга письмом, красна умом.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книги читай, а дела не забывай.
Кто много читает, тот много и знает.
2 команда
Знания нужны в жизни, как винтовка в бою.
Не говори о том, чему учился, а говори о том, что ты познал.
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знание нажил.
За правильное выполнение задания – 1 балл.
Слайд 8
3. СЛОВАРИ.
Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько
подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него.
(А. Франс)
Выставка словарей
Учитель: Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс?
Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы
определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
На вопросы команды отвечают по очереди.
­ Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)
­ Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)
­ Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь
антонимов)
­ Он содержит информацию об истории возникновения слова.
(Этимологический)
­ Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых
в переносном значении. (Фразеологический).
­ Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).
­ В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).
Вопросы: К какой группе относятся слова?
5

Березина Галина Валентиновна
За правильный ответ – 1 балл
Задание 2 команда:
Корень – в слове МОЛОДОЙ.
Суффикс – в слове КОСЦЫ.
Окончание – в слове ТРАВЫ.
(Молодцы)
Слайд 11
V.МОРФОЛОГИЯ
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть
речи.
5.1. Восстанови Текст. Определи Части Речи.



ОТЕЛ.

ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают
орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них. (10
существительных, 5 глаголов).
5.2. Имена
На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны ­ нн­ , ­ лл­ , ­ мм ­.
Какие имена им можно дать?
Задание: записать как можно больше мужских и женских имён с
указанной удвоенной согласной.
Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.
ИМЕНА
ЖЕНСКИ
Е
МУЖСКИЕ
7

Березина Галина Валентиновна
Алла
Анна
Белла
Жанна
Изабелла
Инна
Марианна
Нонна
Нелли
Римма
Стелла
Сусанна
Эмма
Элла
Аполлон
Аполлинарий
Геннадий
Иоанн (устар. от Иван)
Иннокентий
Кирилл

5.3. КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»

количество.
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет)
Слайд 12
VI.ФОНЕТИКА
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
­ БУКВ > ЗВУКОВ;
­ БУКВ < ЗВУКОВ;
­ БУКВ = ЗВУКАМ.
семья.
БУКВ > ЗВУКОВ
БУКВ = ЗВУКАМ
БУКВ < ЗВУКОВ
8

Березина Галина Валентиновна

Команда получает 1 балл за правильность.

Слайд 13
VII.ОРФОГРАФИЯ
Орфография ­ раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

1 команда

свою порц…ю». (5 букв Ы)
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
2 команда
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…клее раз…зжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы. (2 буквы Ы)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГЫ
ЭПИЛОГ
Учитель: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по
очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к другой коианде.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.
Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его
за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного
сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек
9

Березина Галина Валентиновна
будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть.
Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет
безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в
неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А
если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в
ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода)
4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она
была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя
уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это
за съедобный предмет? (Соль)
5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует
в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже
закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности
нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же
это за необходимый предмет? (Шапка)
6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением
ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он
после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное
беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались,
кто это? (Рак)
7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое
удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже
можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят
белки. Что это? (Колесо)
8. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый
месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова,
вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его
обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой.
И что же это? (Мёд)
9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может
быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство
для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое? (Ключ)
10. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом
раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него
даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что
это за предмет? (Яблоко)
11. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а
иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (Хлеб)
12. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта
Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду
ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет? (Нить)
10

Березина Галина Валентиновна
13. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него
похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?
(Медведь)
14. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за
двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них,
будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных
сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)
РЕФЛЕКСИЯ
Игра дала мне для жизни…..
Было интересно…..
Мне захотелось….
Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.
Ученик:
Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский.
_______________________________________________________________
11

Березина Галина Валентиновна
«Найди пару»
1 команда
Книга в деревне ­
Не красна книга письмом,
Книга поможет в труде,
Книги читай,
Кто много читает,

выручит и в беде.
тот много и знает.
что окно в избе.
красна умом.
а дела не забывай.
«Узнай слово»
происхождении (2 балла).
1 команда
По­латыни "дисцэрэ" ­ "учиться", "дисципулюс" ­ "ученик". "……………."
сначала значило "наука", "обучение", затем приобрело также смысл "строгий
порядок", "выдержка" ­ это ведь качества, необходимые при занятиях наукой.
________________________________________________________________
«Восстанови текст»
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.
2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси
рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12

Березина Галина Валентиновна
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога
пар­. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и
количество.
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост,
семья.
БУКВ > ЗВУКОВ

БУКВ = ЗВУКАМ

БУКВ < ЗВУКОВ

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
1 команда
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц,
куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, ­ ещё получишь
свою порц…ю».
1 конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.
13

Березина Галина Валентиновна
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский
__________________________________________________________________
«Найди пару»
2 команда
Знания нужны в жизни,
Не говори о том, чему учился,
Больше узнаешь
Где нет знаний
Знает не тот, кто много жил
а тот, кто знание нажил.
там нет и смелости.
как винтовка в бою.
а говори о том, что ты познал
сильнее станешь
«Узнай слово»
Задание командам: определить слово (1 балл), дать информацию о
происхождении (2 балла).
2 команда
Одно из слов, которые кажутся чисто русскими, славянскими, а на самом
деле заимствованы, только очень давно. Пришло в глубокой древности из
готского "калдингс" ­ "холодный источник" (вспомним немецкое "кальт" ­
"холодный"). В древнерусском языке жила и точная калька готского слова:
вместо "………." можно было сказать "студенец".
«Восстанови текст»
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.
2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
14

Березина Галина Валентиновна
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси
рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Березина Галина Валентиновна
­ НН­ ­ЛЛ­ ­ММ­
МАЛЬЧИК
ДЕВОЧКА
17

Березина Галина Валентиновна
№ Название конкурса
1
«Говорите правильно»
Грамотеи
Умники
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Скажи одним словом
«Доскажи фразеологизм»
«НАЙДИ ВТОРУЮ
ПОЛОВИНУ»
СЛОВАРИ.
определить слово
«ОТГАДАЙ СЛОВО»
Восстанови Текст. Определи
Части Речи.
Имена
«ТЁМНАЯ КОМНАТА»
распределите слова
сколько в этом тексте букв
Ы?
13
ВИКТОРИНА
Всего баллов
18

Русский язык считается самым трудным в мире после китайского в плане изучения. Для нас – русских – это дико, а вот иностранцам вполне близко и понятно. И произношение, и диалекты, и обилие уменьшительно-ласкательных словечек, синонимов, омонимов, и, наконец, грамматика – все дается большинству из иностранцев, изучающих «великий и могучий», с большим трудом. Однако если безграмотность им простительна, то нас данный факт позорит. Впрочем, подобное явление имеет место быть независимо от языка, на котором говорит человек. призван устранить пагубный недуг, возникающий как последствие нежелания учиться и осваивать родную или нужную речь.


История праздника

Акция International Literacy Day, посвященная искоренению нежелания человека писать и говорить без ошибок, отмечают ежегодно 8 сентября. Данный праздник учредила ЮНЕСКО чуть менее полувека назад – в 1966 году. Поводом к этому событию послужила рекомендация «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности». Мероприятие проходило в Тегеране на год раньше, осенью.

Известно, что до сих пор в мире множество безграмотных людей, не умеющих толком не писать, не читать, несмотря на явный прогресс во всех сферах жизни, особенно в области информации. Ведь кроме продвинутых Европы и Америки есть также Африка, Азия, где немало народов, не имеющих представления о том, как важно владеть навыками письма, притом уметь правильно применять их на практике.

Статистика подтверждает вышесказанное. Действительно, в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что 2/3 данного показателя приходится на долю женского пола. Почти 40% неграмотных взрослых проживает в Индии, 1/5 часть – в государствах Африки. Впрочем, даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей. В государствах-членах ЕС безграмотны 75 млн. человек. Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения.


Понятное дело, ситуация в середине XX века была хуже в разы. Таким образом, ЮНЕСКО преследовала учреждением Международного дня грамотности самую главную цель: объединить и активизировать усилия мировой общественности в процессе повсеместного распространения грамотности и осуществления ликбеза.



2002 год был очень важен для тех, кто создал Международный день грамотности и прилагал все усилия для его процветания. Генеральная Ассамблея ООН объявила «Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций». А годом позже она же утвердила «План действий ООН для Десятилетия грамотности», поручив ЮНЕСКО «должность» координатора, обязанного проводить специфические мероприятия в рамках данного события.

Каждый год Международный день грамотности проходит под определенным девизом . Так, в 2006 году тема праздника звучала как «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», в 2007 – «Грамотность и здоровье», а 4 года назад лозунгом даты являлся тезис «Значение грамотности для женщин». В прошлом, 2013 году, мероприятия Международного дня грамотности организовывали под эгидой темы «Грамотность в XXI веке».

В праздник 8 сентября проводятся множество симпозиумов , церемоний награждения, коллоквиумов и семинаров. Премии вручают за определенные достижения в сфере деятельности, связанной с ликвидацией безграмотности. Например, есть премия имени Кинг Седжонга – обладателями ее становятся лица, добившиеся конкретных результатов в процессе распространения грамотности по земному шару. Другая награда – премия имени Конфуция – находит своих героев в области насаждения грамотности в сельской местности, а также среди женского населения.

Каковы планы ЮНЕСКО на счет дальнейших действий в сфере ликбеза? Основная задача, что стоит перед сотрудниками миротворческой организации, заключается в следующем: добиться к 2015 году сокращения числа безграмотного взрослого населения вдвое, делая особый акцент на женской половине. Иными словами, планируется реализация стратегии «Образование для всех».



Понятие грамотности

Со школьной скамьи нам внушают, что необходимо уметь бегло и правильно читать и писать без ошибок. Иными словами, приучают к грамотности. Ведь человеку грамотному открыты многие двери по жизни. Но грамотность – это не только определенные навыки письма, чтения, правильная речь и умело построенные предложения. Грамотность – это еще и двигатель прогресса (имеется в виду личностное и духовное развитие). Грамотный человек ощущает себя на высоте, умным, компетентным и чувствует, что многое ему по плечу. Благодаря грамотности субъект в состоянии раскрыть в себе заложенный потенциал, развить природные задатки, способности и таланты, а заодно продемонстрировать их публике.

Уровень грамотности человека на определенном этапе жизни служит критерием, по которому можно определить – вероятно ли дальнейшее обучение и развитие индивидуума или нет. Вы можете возразить, что сегодня «деньги решают все». Действительно, множество некомпетентных сотрудников в настоящее время наводняют фирмы различной направленности труда. И это очень плохо – страдает качество производимых товаров и услуг, процесс контактирования производителя и реализатора. Реализатора и потребителя. На основании всего перечисленного можно сделать вывод: грамотность – это право и одновременно обязанность каждого из нас , а также инструмент культурного и цивилизованного развития общества.

Причины безграмотности

Почему ребенок вырастает неграмотным, несмотря на то, что и родители с ним регулярно занимаются, и в школу он ходит, и от природы дана умная голова? Если обратиться с таким вопросом к специалистам, а именно психологам и социологам, то мы получим следующие ответы:

  • Отсутствие любви к чтению. Как следствие – нет привычки ежедневно брать в руки интересную книгу и погружаться в вымышленный, такой притягательный мир. Сегодня мало кто читает, а лица, которые не игнорируют данный процесс, выбирают совсем не то для чтения.
  • Интернет-общение – достаточно влиятельный фактор. Пользователи Сети уже давно выработали свой виртуальный сленг. Вдобавок частое сокращение слов и допущение орфографических ошибок невольно дублируются в стандартную письменную речь.
  • Учебная подготовка. К сожалению, в школах и ВУЗах сегодня она хромает. Все потому, что компетентность педагогов зачастую оставляет желать лучшего. А еще многие преподаватели ленятся выполнять в полной мере свои обязанности.
  • Лень самого обучающегося. Тоже немаловажный фактор развития безграмотности в человеке. Зачем читать книгу, если можно поиграть в увлекательную компьютерную игру или погонять мяч во дворе с друзьями?

Каждый из нас должен ратовать за грамотность – по крайней мере, свою и своих близких. В противном случае произойдет обратное развитие личности, и теория Дарвина осуществится на практике, только в обратную сторону…

Классный час:

«Международный день распространения грамотности».

Цели занятия:

Прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

Воспитывать чувство патриотизма, толерантности;

Расширять кругозор учащихся.

Задачи занятия:

Формирование полного ответа на вопрос;

Формирование умения работать в группе.

Способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

Побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оформление: Плакаты с высказываниями о русском языке, карточки.

1.Всупительное слово учителя:

– У В. Берестова есть замечательное стихотворение, которое я знаю с детства:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!

Согласитесь, лучше про необходимость быть грамотным человеком, пожалуй, и не скажешь!

Сегодня для вас, ребята, прозвенел первый школьный звонок. Ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием - Международный день распространения грамотности.

Поэтому наш классный час имеет название «Международный день распространения грамотности.

2.История и традиции.

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад - в 1965 году - собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.

Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.

И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

Библиотечный урок для учащихся 3,4 классов.

Международный день распространения грамотности.

Цель: ознакомить детей с праздником «Международный день распространения грамотности».
Задачи:
- ознакомить детей с праздником «День грамотности»;
- способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход урока.

Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок, посвященный этой дате.
Угадайте загадку:
Пером сеют,
Глазами жнут.
Головой едят.
Памятью переваривают.
(Грамота)
А что для вас значит быть грамотным?
(Ответы детей)

В письме электронном, или в обычном
Делать ошибки отнюдь неприлично!
Чтоб каждый запомнил правила эти
День грамоты есть на нашей планете!
С праздником этим я всех поздравляю
Писать без ошибок всем вам желаю!

Задание .Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, но в зависимости от того, куда мы поставим ударение они имеют различное значение. Поставьте ударение и расскажите что это слово означает.

Итак, пишу на доске: замок-замок, дорога-дорога, искра-Искра, черти-черти, село-село, мука-мука, хлопок-хлопок, стоит-стоит, жила-жила, пропасть-пропасть, трусы-трусы, духи-духи и т.д.( офонимы).

А есть слова, в которых одно и тоже слово имеет различные значения: очки, коса, ключ, бабочка, ручка, лук и др.( омонимы).

В языке хороших слов
Очень даже много.
Портить их - большое зло.
" ДорогА дорОга ".
Одинаково слова
Пишутся порою.
А изменишь звук едва -
Слышится иное.

зАмок есть, а есть замОк .
Есть
искрА и Искра .
Если варит котелок -
Разберёшься быстро.
Запятые ставить враз
Научиться сложно.
Но без них значенье фраз
Потерять возможно!
Говорят: "
Казнить нельзя
Миловать
"... Решитесь.
С пунктуацией в друзьях -
Пригодится в жизни.

Задание. Продолжите пословицы о грамотности.

Выбирай книгу, как выбираешь…(друга.)
Грамоте учиться - всегда… (пригодится.)
Золото добывают из земли, а знания …(из книг.)

Мир освещается солнцем, а мир …(знаньем.)
Неграмотный как слепой, а книга глаза …(открывает.)
Хорошая книга - лучший…(друг.)

А без чего невозможно стать грамотным? Что поможет нам в преодолении неграмотности? Ответы детей.

Задание. Отгадайте загадки .

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)

Какая водица для грамотных годится?
(Чернила.)

На странице букваря -
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)

Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)

Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей.
Итак, что же такое грамотность?

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Почему важно быть грамотным? Ответы детей.
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться.

Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
1.Конкурс. .

1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка .

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак ;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот .

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина ;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья .

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные ;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький ;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая .

2.Игра-хоровое проговаривание.

Есть в русском языке слова, в которых если отнять по одной букве с начала или конца, то остаток слова также имеет смысл.

Например, слово- ПОБЕДА.

В какой гостинице вы жили?

ПОБЕДА».

Чего вы ждали?

- ОБЕДА.

Что случилось?

- БЕДА.

Что пропало?

- ЕДА.

Вы кричали?

- ДА.

Что кричали?

- А!

3.Игра «Собери слово»

След + опыт= следопыт

Зал + ежи= залежи

Газ +ель= газель

Фа +соль=фасоль

Град+ус=градус

Банк + рот=банкрот

Буй +вол=буйвол

4.Игра «Буквы заблудились».

Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку, назвать правильное слово и сказать, какая же буква заблудилась.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И - хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник:- Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

На виду у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке. (маки)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук ( жук)

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мы собрали васильки,

На головах у нас - щенки. (венки)

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом. (коне)

Жучка будку не доела: (булку)

Неохота. Надоело.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

А.Шибаев

4.Задание.

Называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.

Кот- коты

Плот- плоты

Беда- беды

Мука-

Крот- кроты

Грот- гроты

Дуга- дуги

Рука- руки

Еда-

Слива-сливы

Грива- гривы

Диво-

Итог: не всякое слово имеет множественное число.

И в завершить наш урок хотелось бы следующим стихотворением:

Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учится, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся - поглощай.

Приложение .

Чтение по ролям. Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...

- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Используемый материал:

2. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553050/

3.Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 классы, Москва. «ВАКО»,2006г.Серия «Мозаика детского отдыха».

4.Развитие памяти детей.Л.В.Черемошкина.Популярное пособие для родителей и педагогов.,Ярославль: «Академия развития»,1997г.Серия «Вместе учимся, играем».