Когда родился святослав. Великий князь святослав игоревич

Князь Святослав Игоревич


Введение


Святослав Игоревич (942 - март 972) - князь новгородский, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.

В византийских синхронных источниках именовался Сфендослав (греч. ?????????????).

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его "Александром (Македонским) нашей древней истории". По словам академика Б. А. Рыбакова: "Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии ".

Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 отца, великого князя Игоря, но самостоятельно правил примерно с 960 года. При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать - княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за постоянного пребывания его в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.


Ранние годы


В 964 г. великокняжеский стол занял Святослав Игоревич. Точно не известно, когда именно он родился, равно как не знаем мы почти ничего и о его детских и юношеских годах. Согласно "Повести временных лет", сын Игоря и Ольги появился на свет в 942 г. у немолодых уже родителей, - княгине Ольге было к тому времени 42-44 года. И, очевидно, был он не первым ребенком, в княжеской семье были еще дети (возможно, девочки или мальчики, умершие в детстве), но на момент смерти Игоря не было наследников мужского пола старше Святослава. Рассказывая о походе на древлян, в котором принимали участие Святослав со своим воспитателем Асмудом, летописец подчеркивает, что в 946 году княжич был еще настолько мал, что не мог как следует бросить копьё.

Существует также версия, что Святослав родился около 935 г., а значит, совершеннолетия достиг в середине 50-х годов X в. Подтверждением этой версии может служить тот факт, что отправляясь в 969 г. во второй болгарский поход, князь поручил Русь собственным сыновьям, двое из которых уже правили самостоятельно и были совершеннолетними. Из летописей известно также, что своему сыну Ярополку Святослав собственноручно привел жену, т. е. в 969 г. старший сын князя уже был женат.

Судьба молодого Святослава складывалась счастливо. Великим князем он стал еще в раннем детстве, получив соответствующее воспитание. Великолепно, владел различными видами оружия, был смелым и решительным, любил подолгу ездить верхом. Дружинники, часто выходцы из различных земель, рассказывали княжичу о богатых далеких странах. Покровителями и защитниками этих людей были языческие боги, освящавшие войну и насилие, захват чужих владений и человеческие жертвы; в то же время Перун, языческий бог-громовержец, был воплощением идеалов мужчины-воина.

Князь Святослав Игоревич с детства воспитывался как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд.

Пока Святослав подрастал, княжеством правила Ольга. С середины 60-х гг. X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Но Святослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга стала христианской, то Святослав оставался язычником - и в общественной жизни, и в быту. Так, скорее всего, все сыновья Святослава были от разных жен, ведь у славян-язычников было многоженство. Например, матерью Владимира была ключница-рабыня Малуша. И хотя ключница, державшая ключи от всех княжеских помещений, считалась важной персоной при дворе, ее сына-князя презрительно называли "робичичем" - сыном рабыни.

Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться". Святослав же не слушался мать и отговаривался: "Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?" Но Ольга любила своего сына и говорила: "Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день.

По-разному мать и сын понимали и свои обязанности правителей государства. Если княгиня Ольга была озабочена сбережением своего княжества, то князь Святослав искал славу в дальних воинских походах, нимало не заботясь о Киевской Руси.


Военная деятельность


Святослав прославился как отважный, храбрый, опытный и талантливый полководец, деливший со своими дружинниками все тяготы изнурительной походной жизни. В "Повести временных лет", когда речь идёт о начале военной карьеры князя в 964 г., читаем: "Князю Святославу взрастьшю и взмужавьшю, нача воя евкупляти много и храбр бе так как и само храбр. И легко ходя, аки пардус, войны многие творяше. Ходя воз по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на угле испек ядяше, ни шатра имяше, но подклад постлаше и седло в головах. Такоже и прочий вой его вси бяху". Детальное описание внешности Святослава оставил византийский писатель Лев Дьякон: "...Среднего роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерны... В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одежда его была белой и отличалась от одежды приближённых только чистотой".

Интересно, что Святослав предупреждал своих врагов о начале кампании: "И посылаше к странам глаголя: "Хочу на вы ити"".

Первыми, на кого "пошел" Святослав в, 964 г., были вятичи - славянское племя, проживавшее в верховьях Оки и Дона и платившее дань хазарам. Хазарский каганат, когда-то могучее государство, главный соперник Руси в Восточной Европе, в эпоху Святослава переживал далеко не лучшие времена, но все еще удерживал значительные восточноевропейские территории. Покорение вятичей неизбежно привело к столкновению с Хазарией и стало началом восточной войны 965-966 гг. Огнем и мечом прошел Святослав по землям волжских булгар, буртасов, ясов и касогов - давних союзников Хазарии. Во время этой кампании была захвачена хорошо укрепленная крепость Саркел, которую на Руси называли Белой Вежей, разгромлены хазарская столица Итиль на Нижней Волге, а также ряд городов на Каспийском побережье. Захватив богатую добычу, Святослав с триумфом возвратился в Киев. А Хазарский каганат, получив столь сокрушительный удар, через несколько лет вообще прекратил существование.

Важное значение Святослав придавал проблемам Балканского региона. Решал он их традиционно - с помощью военной силы. Толчком к новому походу стало прибытие в Киев византийского посла с просьбой о помощи в войне с Болгарским царством. Византийская империя, управляемая императором Никифором Фокой, находилась в весьма затруднительном положении, ей приходилось одновременно воевать на три фронта її помощь Киева была бы весьма уместной. Свое предложение "выступить в поход против болгар", император подкрепил богатыми дарами. По свидетельству Льва Дьякона, Святославу было выплачено 1500 кентинариев (около 455 кг) золота. Тем не менее, воспользовавшись византийскими деньгами, Святослав предпочел "подчинить и удержать страну для собственного пребывания".

Первый болгарский поход 967-968 гг. был успешным. Флот Святослава с 60-тысячным войском разгромил армию болгарского царя Петра в битве под Доростолом (современная Силистра) и, как сообщает летопись, "захватил городов 80 по Дунаю". Новые земли так понравились князю, что он даже хотел перенести свою столицу из Киева на Дунай, в городок Переяславец: -"...седе княжа в Переяславци, емля дань на Грецех". Здесь он хотел жить, собирая "от Грек Злато, поволоки (дорогие ткани. - Авт.), вино и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони". Осуществиться этим планам так и не удалось.

Разгром Хазарии, служившей на протяжении многих лет довольно сильным щитом против азиатских кочевников, имел неожиданные последствия: на запад ринулась орда печенегов, которые быстро захватили степную полосу и разместилась в непосредственной близости от Киева. Уже в 968 г., воспользовавшись отсутствием Святослава и поддавшись уговорам Византии, печенеги неожиданно напали на город, где "затворилася" Ольга с тремя сыновьями Святослава. Над Киевом нависла страшная угроза. Значительного воинского контингента в городе не было, и выдержать долгую осаду Киев не мог. В летописи сохранился рассказ об отважном юноше, который с огромным риском для жизни пробрался через вражеский лагерь и предупредил Святослава об опасности. Получив весть об осаде столицы, князь вынужден был срочно возвращаться из похода и выручать семью из беды. Однако далеко печенеги не ушли и до конца X в. стояли на Стугне, в 30 км от Киева, создавая постоянную военную угрозу.

Похоронив в 969 г. княгиню Ольгу, Святослав становится единовластным правителем Руси и наконец дает волю своим антихристианским настроениям. Начинается период ужасающих массовых репрессий, направленных как против христиан-иностранцев, так и христиан-русичей. Среди погибших был князь Глеб, которого считали неродным братом Святослава. Возможно, именно он сопровождал Ольгу в ее путешествии в Константинополь и был тем таинственным племянником, который упоминается в источниках. За веру Святослав преследовал как представителей элиты, в том числе своих родственников, так и рядовых христиан: количество убитых достигло нескольких тысяч. Ненависть князя распространилась и на христианские храмы, в частности в Киеве были разрушены церкви Святой Софии и Святого Николая на Аскольдовой могиле, построенные Ольгой.

Поквитавшись с христианами и фактически передав управление Русью своим сыновьям, Святослав собирает новое войско и осенью 969 г. отправляется во второй болгарский поход. Поначалу кампания складывалась довольно успешно: в 970 г. ему удалось подчинить почти всю Болгарию, захватив её столицу и "едва не дойти к Царюграду". С невиданной ранее жестокостью князь расправляется с местными жителями-христианами. Так, захватив Филиополь, он истребил 20 тысяч болгар-христиан, то есть практически все население города. Неудивительно, что в дальнейшем удача отвернулась от князя. В битве при Аркадиополе он впервые в жизни получил сокрушительное поражение и вынужден был отойти и закрепиться в Доростоле. Военная инициатива переходит к Византии, решившей положить конец присутствию русичей на Балканах.

Весна 971 года ознаменовалась началом наступления войск нового византийского императора Иоанна I Цимисхия на болгарскую столицу Преслав. 14 апреля она была захвачена, болгарский царь Борис вместе с семьей попал в плен, а остаткам русского гарнизона пришлось бежать в Доростол, где размещалась ставка Святослава. Именно здесь и развернулись важнейшие события болгарской войны. Выдержав почти трехмесячную осаду, 21 июля Святослав вышел на бой под стены города. Изнурительная битва, в которой погибло около 15000 русов, была проиграна. Большие потери понесли и войска императора. Однако сдаваться Святослав не собирался, хотя и понимал безнадежность своего положения - к военным неудачам добавился голод. Не мог князь и отступить на Русь - византийский флот перекрыл устье Дуная.святослав князь военный русь

В конце июля император наконец согласился начать предложенные Святославом переговоры, которые завершились подписанием крайне невыгодного для Руси мирного договора (текст этого соглашения приводится в "Повести временных лет"). Договор лишал Русь почти всех преимуществ, добытых предыдущими князьями, в частности Киев отказывался от претензий на византийские владения в Крыму. Черное море перестало быть "Русским". Вместе с тем, император гарантировал дружине Святослава беспрепятственный проход домой и обещал предоставить продовольствие на обратный путь. Восстанавливались также торговые отношения между государствами.

После подписания договора Святослав еще довольно долго находился на Балканах и лишь осенью отправился на родину. По дороге русское войско разделилось: одна часть, во главе с воеводой Свинельдом, двинулась по суше, а сам князь "с малом дружини" и военной добычей поплыл по Дунаю и Черному морю к Днепру. Однако на днепровских порогах его поджидали печенеги, предупрежденные посланцем Цимисхия Феофилом Евхаитским о возвращении ослабленного противника. Святослав не отважился на битву и остался зимовать в Белобережье, в устье Днепра. Изможденное голодной и холодной зимовкой русское войско весной 972 г. все же двинулось к Киеву, но так и не смогло прорваться через пороги. Святослав погиб в бою от печенежской сабли, а из его черепа, как сообщает легенда, хан Куря приказал сделать украшенный золотом кубок и "пьяху в нем", надеясь перенять лучшие качества побежденного врага.

Таким стал последний путь князя Святослава, мужественного воина и полководца, больше похожего на былинного богатыря, чем на мудрого и дальновидного государственного деятеля.


Образ Святослава в искусстве


Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, действия которой, как и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае. Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию "Ольга" Я. Б. Княжнина (1772), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя. Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создаёт пьесу, посвящённую жизни Святослава. В картине И. А. Акимова "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" показан конфликт между военной доблестью и верностью семье, отражённый в русских летописях ("Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих" ).

В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. В это время К. В. Лебедев пишет картину, иллюстрирующую описание Льва Диакона встречи Святослава с Цимисхием. В начале XX века Е. Е. Лансере создаёт скульптуру "Святослав на пути к Царь-граду". Святославу посвящено стихотворение Велимира Хлебникова, исторический роман "Святослав" (1958) украинского писателя Семёна Скляренко и повесть "Черные стрелы вятича" В. В. Каргалова. Яркий образ Святослава создан Михаилом Казовским в его историческом романе "Дочка императрицы" (1999). В романах Александра Мазина "Место для битвы" (2001) (окончание романа), "Князь" (2005) и "Герой" (2006) подробно описан жизненный путь Святослава, начиная от сражения сдревлянами (946 год), и заканчивая смертью в 972 году в сражении с печенегами.

Святославу Игоревичу посвящён музыкальный альбом "За солнцем вслед" (2006 год) пэган-метал группы Butterfly Temple. Группа "Иван Царевич" - "Иду на Вы!" Песня повещена победе Святослава над Хазарским каганатом. Образ Святослава используется в песне "Ранним утром" группы "Калинов Мост". Так же группа "Реанимация" посвятила песню гибели князя под названием "Погибель Святослава".

В 2003 году в издательстве "Белые альвы" вышла книга Льва Прозорова "Святослав Хоробре. Иду на Вы!". В последующие годы книга неоднократно переиздавалась.

Портрет Святослава используется в эмблеме ультрас футбольного клуба "Динамо" (Киев), название "Святослав" носит также печатное издание болельщиков киевского "Динамо".


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

из книги

Альберт МАКСИМОВ

РУСЬ, КОТОРАЯ БЫЛА-2

Альтернативная версия истории

ЯРОПОЛК, ОЛЕГ И ВЛАДИМИР

Итак, Свенельд, возвращаясь из Болгарии, спокойно уходит в Киев, где, оказывая влияние на Ярополка , старшего сына Святослава , захватывает от его имени власть в стране. По ТВ у Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир . Вскоре в битве между войсками Ярополка и другого его брата - Олега последний погибает.
Летопись сообщает, что древлянский князь Олег Святославич до этого на охоте убил сына Свенельда Люта, что и послужило причиной военных действий. Любопытная деталь: Олег был древлянским князем, а именно из-за древлянской дани погиб Игорь. Я думаю, что, возможно, и здесь боевые действия начались именно из-за дани. Свенельд, вероятно, уже считал древлянские земли своей вотчиной, послал туда с войском своего сына Люта, а Олег, защищая свои права, убил его.
Согласно АВ после гибели Олега ПЛЕМЯННИК Святослава Владимир, правивший в Новгороде=Ярославле «испугался и бежал за море». В данном случае нужно считать это бегством в Тмутаракань. Но что же послужило причиной такого панического страха? Ярополк согласно летописи не конфликтовал со своим родным (по ТВ) братом Владимиром, а случай с Олегом - особый, здесь имелась веская причина - убийство Люта. Если же принять альтернативную версию, что Владимир не родной брат Ярополка, а только лишь кузен, да и то не стопроцентный, так как у их деда Игоря было несколько жен, то ситуация заметно проясняется: если Ярополк не пожалел РОДНОГО брата Олега, то полуродному кузену есть чего опасаться.
Слово «родной» выделено не случайно. Информации об Олеге Святославиче немного. Летописи полагают Олега средним среди братьев. Но по АВ Владимир вовсе не родной брат Ярополка, да и намного его старше. А является ли Олег родным братом Ярополку?
Польский историограф Бартош Папроцкий в 1593 году ссылался на какие-то имеющиеся у него «анналы русские и польские». Речь у Папроцкого шла о происхождении знатного моравского рода Жеротинов. По утверждению поляка родоначальником рода Жеротинов был некий русский князь, который был сыном князя Колги Святославича и соответственно племянником князя Ярополка. Этот некий князь был отправлен в Чехию отцом (т. е. Колгой) из опасений перед Ярополком, от руки которого вскоре Колга и погиб. Без сомнения, речь идет о князе Олеге=Колге.
Итак, у Олега был сын, вероятно, от знатной чешки. Олег явно знал о грозившей ему опасности, но по летописи (т. е. по ТВ) смерть Олега была довольно случайна, а Ярополк сильно переживал смерть брата. Но Олег, из сообщения Папроцкого, не просто опасался за свою жизнь, он боялся и за своего сына! А это уже говорит только об одном: Ярополк хотел уничтожить ВСЮ свою родню, всю верхушку правящего рода, вот почему в это же время Владимир так «испугался и бежал за море».
Но был ли все-таки Олег родным братом Ярополка? В те времена нравы были суровы, но все же не настолько, чтобы убивать грудных (а по ТВ сын Олега мог быть только младенцем) детей родных братьев. Но был ли сын Олега грудным младенцем? Сколько же лет могло быть ему? Для этого нужно вернуться к детству князя Святослава.
В 946 году Ольга идет мстить древлянам за убийство ими князя Игоря. Ее сын «Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок». Сколько же лет могло быть Святославу? По летописным данным Святослав родился в 942 году. Что ж, четырехлетний княжич как раз мог бросить (пусть на полметра, но мог) копье перед началом сражения. В таком случае Олег - второй сын Святослава - мог родиться в лучшем случае в 959 году (и то с невероятной натяжкой), а гибнет Олег в 977 году, уже имея сына. Временная цепочка настолько неестественно напряжена, что трудно это не заметить. Ну никак не мог Олег быть отцом в это время. Или… он не был родным сыном Святослава. Может, поэтому и опасался он Ярополка? Не родной брат, а какая-то там вода на киселе. А для Свенельда он и вовсе был чужим, как и Владимир.
Через три года после гибели Олега Владимир с собранной дружиной возвращает себе Новгород и затем, включив в дружину воинов из состава славян, чуди и кривичей, идет на Ярополка в Киев. Дальше я могу привести слова из книги Франклина и Шепарда «Начало Руси: 750-1200»: «…даже если допустить, что он сумел уговорить славян и финно-угров идти с ним в такой дальний поход, шансы свергнуть Ярополка были у Владимира невелики… Владимир не решился подойти к Киеву ближе Дорогожичей, в нескольких километрах к северу от города». Но Ярополк почему-то бежит. Не потому ли бежал юный Ярополк, что Владимир не был его младшим, к тому же полузаконным, братом, как свидетельствуют летописи (ТВ), а старшим в их княжеском роду (по АВ)? И, следовательно, Владимир имел больше прав на власть, чем Ярополк.
В конце этой истории Ярополк был убит, а что стало со Свенельдом, летопись не сообщает. Вероятно, он или погиб, или бежал к своим союзникам печенегам, где и умер от старости.
Согласно «Повести временных лет» матерью Владимира была Малуша - ключница княгини Ольги. По Никоновской летописи: «Володимер бо бе от Малки, ключницы Ольжины. И бе рождение Володимиру в Будутине веси; тамо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи даде св. богородице». То есть Владимир родился в Будутине, куда отослала Ольга в гневе Малушу.
В «Повести...» сказано: «Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин». Историки предполагают, что речь идет о древлянском князе Мале, убившем князя Игоря. Малуша (Малка), бесспорно, считается славянкой. Пока не отрицая этого мнения, тем не менее отмечу, что оно все же не так и бесспорно. Приведенный выше фрагмент из Никоновской летописи позволяет считать, пусть и с натяжками, село Будутино родиной Малуши.
«…в Будутине веси…»: здесь слово «весь» - это небольшое село, но весью называли и финно-угорский народ, живший в районе Приладожья и Белого озера. Эту фразу при некоторых обстоятельствах можно понимать как то, что Будутино - село народа веси. Впрочем, Малуша могла быть и волжской булгаркой. Правителя Булгарии, правившего в Х веке, звали Алмушем. Сравните: Малуша и Алмуша. Если это так, то не удивляет тот факт, что именно Владимира стали называть каганом. Если он внук или, скорее, правнук Алмуша, булгарского кагана, то таким образом понятно, как он получил этот титул. Насколько это правдиво, определить, вероятно, уже невозможно.
Здесь следует отметить и одну из версий Фоменко и Носовского. Слово «малик» (МЛК) означает «царь», отсюда может следовать, что отец Малуши Малк (Мал) Любчанин означает просто «царь», а сама Малуша - это царица или царевна. При таком подходе по-иному трактуется и прозвище ее отца. Любчанин может означать уже не принадлежность его к городу Любечу, а звучать «царь любимый».
По нашим летописям у Малуши был брат Добрыня, ставший известным воеводой у Владимира и новгородским посадником. Если по ТВ Малуша была рабыней, наложницей у Святослава, а это следует из летописей, то какой незавидной должна была быть участь ее брата, сына древлянского князя Мала, убившего князя Игоря, отца Святослава? Меня долго смущала фигура Добрыни, было здесь что-то лубочное, нереальное. И вот у древнего польского историка Стрыковского обнаружил: «Бысть в Новегороде гость знатный Каплушка Малец, имея 2 дочери, Малушу и Добрыню. От сей Малуши, бывшей казначеи при Ольге, родися Святославу сын Владимир». Стрыковский пользовался какими-то промежуточными летописями, где говорилось, что Добрыня была сестрой Малуши. Ну вот, все и встает на свои места. Не было никакого братца Добрыни, все это выдумки тех, кто смело исправлял нашу историю, как выдумка и то, что Владимир был сыном Святослава.
Наконец, почему-то считается, что раз Малуша ключница у Ольги, то, значит, рабыня. А между тем ключница - это по нашим временам что-то вроде управделами при президенте. У ключницы хранились ключи от кладовых, полных добра, и не каждому Ольга в этом смогла бы довериться. Прав был Татищев, когда писал, что «чин ключницы при дворе был великий».
Итак, кто же такая Малуша? Булгарская принцесса, купеческая дочка, ключница у Ольги или просто какая-то рабыня? И самое главное: мать ли она вообще Владимиру? Увы, докопаться до истины в этом вопросе уже почти невозможно. Хотя попытаться следует, но об этом чуть ниже. А вот о вероятном возрасте матери князя Владимира решим вопрос сейчас.
По традиционной версии истории Малуша - дочь древлянского князя Мала, или по-другому Малка Любчанина. Князь Мал был убит Ольгой в 946 году, когда Святослав был еще очень мал. Отсюда получался вывод, что Малуша могла быть сверстницей Святославу, то есть родилась не ранее 940 года, если, конечно, Святослав не любил женщин в возрасте. Но такой вывод вступает в противоречие со сведениями «Саги об Олаве Трюггвасоне».
В этой саге говорится о правящем на Востоке в Гардарики конунге Вальдамаре. Мать его была настолько слаба от старости, что в палату ее вносили. Владимир правил в Новгороде в период с 972 по 980-е годы. Неужели сорокалетняя (так получается по ТВ) женщина выглядела такой старухой? Если же Владимир родился в начале сороковых годов (а это следует по АВ), то матери Владимира к 980 году могло быть примерно шестьдесят лет, если не больше. Согласно Татищеву Святослав родился в 920 году. Но, возможно, речь шла о рождении у князя Игоря в этом году не Святослава, а другого сына, по имени Улеб, будущего отца князя Владимира (это по АВ).
«Летописец Переяславля-Суздальского» утверждает, что князь Владимир, умерший в 1015 году, прожил 73 года, следовательно, он родился в 941-942 годах, что прекрасно согласуется с альтернативной версией истории и входит в явное противоречие с ТВ. Как видите, не все еще вычистили из летописей при их правке.
То есть Иоакимовская летопись, на свидетельствах которой Татищев и писал свою «Историю Российскую», просто спутала двух сыновей князя Игоря: безымянного (Улеба), сыном которого был по АВ Владимир, и Святослава. К примеру, Татищев говорит, что Святослав был женат на Предславе, дочери венгерского короля. Почему-то наши историки считают это известие выдумкой (в венгерских летописях нет такой принцессы). То, что венгерские источники о ней ничего не сообщают, это как раз не странно: сведениями о женщинах источники, как правило, скупы. Зато славянское имя венгерки удивляет. Тем не менее то, что Предслава могла быть женой Святослава, подтвердила одна из русских летописей. Верить ли этому?
Имя Предслава встречается в списке послов князя Игоря в договоре с греками и стоит шестым по счету. Здесь уже выдвигалась гипотеза, что эта Предслава, возможно, была женой Игоря, племянника князя Игоря. Роль этого забытого историей князя была вытеснена яркой личностью Святослава. Этот Игорь, под именем Икмор у греческих авторов, погиб в балканском походе Святослава, а имя его жены Предславы было перенесено летописцами на окружение Святослава.
Из того же договора Игоря с греками выходит, что женой Улеба была некая Сфандра, которая, получается, и должна быть матерью Владимира. А как же Малуша? Увы, летописные сведения о ней, скорее всего, позднейшая выдумка. Но Малуша тем не менее личность историческая, просто ее «переправили» в более ранние времена. То же, кстати, сделали и с Рогнедой, о которой мы будем говорить в следующей главе.
Полное имя Малуши - Малфрида. «Повесть временных лет» под 1000 годом сообщает вне связи с какими-либо событиями, что преставилась некая Малфрида. И, кстати, добавляет, что «в то же лето преставилась и Рогнеда, мать Ярослава». Больше событий под этим годом нет, как нет в «Повести...» больше известий о женщине по имени Малфрида. А вот Татищев на основании Иоакимовской летописи сообщает, что Малфрида была женой князя Владимира и родила ему сына Святослава. Речь идет о Святославе, который был убит Святополком Окаянным. Обратите внимание на татищевскую связку имен: Владимир - Малфрида - Святослав. Заменив тяжеловесное имя Малфрида на более ласковое славянское Малуша, мы получим связку Владимир - Малуша - Святослав. Ни о чем это вам не напоминает? По ТВ мы имеем связку Святослав - Малуша - Владимир. Люди-то разные, но имя - общее.
Боюсь, что читатели окончательно запутались в клубке, в который превратили нашу историю правщики. Поэтому, если я добавлю еще несколько странных и путанных летописных сообщений, труднее вам, думаю, уже не станет. Согласно «Повести временных лет» Владимир имел от Рогнеды четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, а от другой, безымянной, жены - Святослава и почему-то опять Мстислава. Один Мстислав явно лишний. В другом списке сыновей Владимира «Повесть...» среди 12 сыновей называет Мстислава только один раз. В главе, посвященной Ярославу Мудрому, этот парадокс летописи будет рассмотрен. Вывод там такой: Мстислав родной брат не Изяслава с братией, а Святослава, а Малфрида (не Рогнеда!) - мать не Святослава, а Изяслава и его братьев.
Почему же Иоакимовская летопись назвала Малфриду матерью именно Святослава? Для ответа на этот вопрос следует учесть, что Иоакимовская летопись - один из первых вариантов русских летописей, но отнюдь не первый. Это вариант, который по ряду причин оказался тупиковым, но он долго существовал и, естественно, неоднократно переписывался. Что-то от ее первоначального варианта взяла себе «Повесть...», а что-то уже позже вносилось в нее из самой «Повести...».
Иоакимовская летопись называет Малфриду матерью Святослава (одного из сыновей князя Владимира), но в те времена монахи-летописцы еще помнили, что тмутараканский князь Мстислав был родным братом Святослава. В то же время им необходимо было объявить Мстислава родным братом Ярослава Мудрого. Вот и появился на страницах «Повести...» князь Мстислав дважды, от двух разных матерей. Эта ошибка так и оказалась в «Повести...» неисправленной. При правке Иоакимовской летописи ошибку учли, и Мстиславу придумали отдельную мать - по имени Адиль.
Соединив, таким образом, имена Малфриды и Святослава (Владимировича), правщики истории сделали дубликат этих имен, получив Малушу, наложницу князя Святослава и мать Владимира.
Здесь уже говорилось, что князь Святослав, сын князя Игоря, якобы был женат на венгерской принцессе по имени Предслава. Имя отнюдь не венгерское. А вот что «Повесть временных лет» пишет о событиях 1015 года: «Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал в Угры». Почему же Святослав Владимирович бежал в Венгрию? Скорее всего, он-то и был женат на венгерской принцессе, но отнюдь не на Предславе. Предслава же - жена Игоря-Икмора и к угорским принцессам никакого отношения не имела.
Таким образом, информация о венгерской принцессе Предславе, на которой был якобы женат князь Святослав Игоревич, появилась путем слияния двух событий-преданий, о которых еще помнили первые летописцы. Это память о Предславе, жене Игоря - племяннике князя Игоря, погибшего в болгарском походе, и сведения о том, что Святослав Владимирович был женат на венгерской принцессе.
Какова была дальнейшая судьба Предславы? Этого никто не знает, как не знает и подробностей ее жизни. «Повесть временных лет» пишет о Рогнеде, «которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино». Не названо ли это село именем вдовы Игоря-Икмора, получившей сельцо в «пенсион»?
Мы закончили рассмотрение истории Руси времен первых Рюриковичей. Но правильнее было бы назвать эту династию - Игоревичами. Рюрика на Руси не было. Это всего лишь фантом болгарского князя Бориса. Да и летописный Олег, правивший, по летописям, пока Игорь, «сын» Рюрика, был мал, тоже оказался «слеплен» древними летописцами из двух исторических персонажей: венгерского князя Альмоша и князя (воеводы) русов Олега.
Начиная с Игоря, все герои древнерусской истории уже реальны. Однако многое в их биографиях довольно сильно искажено. Летописцы «забыли» об Улебе - старшем сыне князя Игоря. Улеб - отец князя Владимира, крестителя Руси. Но правильнее было бы назвать Владимира - крестителем Руси по греческому обряду. Владимир, как видите, оказался вовсе не сыном князя Святослава, а его племянником. Да и Олег, второй сын князя, тоже не сын Святославу. Кто он, об этом можно только строить предположения. Может быть, сын Игоря-Икмора, погибшего вместе с князем Святославом в болгарском походе? Что ж, по возрасту это вполне возможно, а имя Олег ему могло быть дано в честь деда - воеводы князя Игоря.

Великий князь Святослав Игоревич.

Давно канула в лету эпоха дохристианской Руси, однако в памяти народной до сих пор живут имена героев тех далеких лет и их ратные подвиги. Одним из выдающихся людей того времени и величайшим русским полководцем был Святослав Игоревич, Великий князь Киевский.

Конец I тысячелетия нашей эры в какой - то мере можно назвать переломным для русской земли. С запада уже началось распространение христианства, тогда как Русь до той поры все еще оставалась языческой, на востоке и юге русское государство постоянно находилось под угрозой хазарских и печенегских набегов. Вот в такое неспокойное время и появился на свет князь Святослав. Отцом его был Игорь, Великий князь Киевский и Новгородский, сын основателя династии Рюриков, матерью - княгиня Ольга. Согласно Ипатьевского списка, рождение князя Святослава Игоревича относится к 942 году, однако другие летописные источники называют 930 год.

На сегодняшний день память о Великом князе Святославе увековечена не только в художественных изображениях и скульптурах, но и в рисунках на различных предметах одежды и сувенирах, в частности, в нашем интернет военторге Военпро вы можете с изображением Великого князя Святослава.

В 945 году древлянами был убит отец князя Святослава, Игорь, и формально Святослав становится Великим князем, однако в связи с малолетством князя Святослава фактической правительницей Руси становится его мать, княгиня Ольга. Впрочем, она продолжала управлять государством и после его совершеннолетия ввиду полного отсутствия у князя Святослава Игоревича интереса к хозяйственной и административной деятельности.

С малых лет Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал постигать азы воинского искусства. Его учителями становятся варяг Асмуд, по свидетельству некоторых летописцев приходившийся юному князю Святославу дядькой, и воевода Киева Свенельд. Вместе с Асмудом еще в детстве князь Святослав участвовал в экспедициях к эстам, самоедам, финнам, вероятно, принимал участие и в морских походах русичей. Стратегию и тактику ведения боев князь Святослав Игоревич изучал под руководством воеводы Свенельда.

Походы князя Святослава

Едва возмужав, начинает собирать князь Святослав дружину. В то же время мать князя Святослава, княгиня Ольга, принимает христианство, и пытается склонить к принятию православной веры и сына, который категорически отказывается от крещения. До конца жизни князь Святослав Игоревич поклонялся языческим богам, в частности, Перуну, покровителю князя и княжеской дружины, и Хорсу, олицетворению Солнца. Ввиду этого мы предлагаем вашему вниманию Великого на фоне символического изображения Солнца.

К двадцати годам князь Святослав Игоревич становится опытным и умелым воином, под стать ему подобралась и дружина, и с этого момента начинаются самостоятельные походы князя Святослава, причем целью их была отнюдь не нажива, что был редкий случай для того времени.

Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал успешным «собирателем земель», значительно расширив границы Древнерусского государства, которое за годы правления князя Святослава стало самым крупным в Европе и одним из самых больших в мире. Русским историком Н. Карамзиным князь Святослав Игоревич был охарактеризован как «Александр Македонский древнерусской истории».

Хазарский поход Святослава

В 964 году дружина князя Святослава выступила в восточном направлении с целью послабления влияния Хазарского каганата. Начало разгрома Хазарского каганата было положено в 964 году, 3 июля. Впоследствии эта дата стала считаться Днем памяти князя Святослава Храброго.

Однако здесь необходимо заметить, что вышеприведенные данные, описанные в «Повести временных лет», несколько отличаются от других летописных источников, авторы которых относят хазарский поход Святослава к более позднему времени (965 или 966 годы).

При подготовке наступления на хазаров, Святослав отказался от фронтального натиска через междуречье Волги и Дона, вместо этого он предпринял грандиозный для того времени обходной маневр. Для начала князем Святославом были покорены славянские племена вятичей, зависимые от хазар. Следующим ходом князь Святослав Игоревич разгромил буртасов и волжских булгар, так же подчинявшихся Хазарскому каганату, тем самым обеспечив безопасность северного фланга своего войска. Не ожидавшие нападения князя Святослава с севера, хазары были полностью дезорганизованы, что дало возможность князю Святославу Игоревичу взять их столицу - Итиль.

Далее наступая на хазар, Святослав разгромил их важнейший опорный пункт - крепость Семендер и поставил на ее месте русский форпост Белая Вежа. Так же во время похода князем Святославом были покорены племена касогов, поле чего на Таманском полуострове им было основано Тмутараканское княжество.

Разгром Хазарского каганата Святославом положил начало доминированию Киевской Руси на востоке Европы. Значимость победы Святослава над хазарами обусловлена еще и тем, что через земли хазар и волжских булгар в то время проходил важнейший торговый путь - Великий шелковый и после разгрома Святославом Хазарского каганата русские купцы получили возможность беспошлинно торговать с восточными государствами, что благоприятно сказывалось на экономике Киевской Руси.

Однако военная деятельность князя Святослава на этом не закончилась. После закрепления на восточном направлении устремления князя Святослава Игоревича обратились к Западу, в сторону Дуная. Летописи говорят, что с того времени перед началом нападения соперники князя получали послание от Святослава: «Иду на вы!».

На сайте нашего интернет военторга вы можете купить различные предметы с изображением князя Станислава Великого на фоне его оберега - символа Солнца, в частности, и с изречением «Солнце за нас!».

Болгарские походы князя Святослава

В 967 г. Византийская империя заключила с Киевом антиболгарский договор, и дружина князя Святослава выступила в поход к дунайским берегам. Однако не только союзный договор подстегивал устремления князя Святослава Игоревича в западную сторону. Во время хазарского похода Святослава многие хазары укрылись у болгар, бывших их союзниками, таким образом, и хазарский фактор сыграл немалую роль в болгарском походе князя Святослава Великого.

В одной битве князь Святослав добился господства над Восточной Болгарией и обосновался в Переяславце. Здесь следует отметить, что, по свидетельству летописцев, после разгрома болгарского войска дальнейшие отношения князя Святослава Игоревича с болгарами были самыми дружественными, по - видимому из-за того, что в Болгарии в то время еще не было распространено христианство и дружина князя Святослава видела в болгарах своих единоверцев и братьев по крови.

Однако мирная жизнь князя Святослава Великого продолжалась недолго. В скором времени из Киевской Руси Святославу пришло известие о нападении на Киев печенегов. В то время в столице Руси оставалась княгиня Ольга и сыновья князя Святослава, воспитанием которых она занималась.

Получив известие о нашествии печенегов, Святослав со своей личной дружиной поспешил на помощь Киеву, оставив в Переяславце воеводу Волка. По пути к дружине князя Святослава присоединилось большое количество «воев» (так во времена Киевской Руси называли всех лиц, владеющих оружием). При подходе князя Святослава Игоревича к Киеву печенеги бежали, но уйти им удалось недалеко.

После основательной трепки, заданной им Святославом, печенеги принесли извинения и запросили мира.

Тогда же князь Святослав Храбрый узнает от печенегов, что подстрекателем в этом набеге выступал уже сильно потрепанный Хазарский каганат, и тогда же он второй раз отправляется в поход на хазар. Второй хазарский поход князя Святослава завершился полным разгромом каганата, его столица была разрушена.

И, как и после любой своей победы, князь Святослав со дружиною благодарил своих богов, принесших им удачу, а у нас на сайте среди различных товаров с изображением князя Святослава Великого вы можете приобрести .

По возвращении князя Святослава Игоревича в Киев умирает его мать, Ольга, являвшаяся фактической правительницей Киевской Руси во время отсутствия сына. Государственное правление князь Святослав решил по-новому: княжить в Киеве он посадил сына Ярполка, на древлянское княжение был посажен сын Святослава Олег, на новгородское - Владимир. Сам же князь Святослав Храбрый в 969 году вновь пошел с войском на Болгарию, откуда поступали тревожные известия. Болгарский царь Петр, заключавший перемирие со Святославом Великим, отрекся от престола, новый царь Борис II разорвал мирное соглашение с русами и начал боевые действия против оставшихся в Болгарии русских гарнизонов. Воевода Волк, остававшийся в Переяславце, не смог противостоять превосходящему противнику и спустился на ладьях по Дунаю, где объединился с войском шедшего ему на подмогу князя Святослава Игоревича. Переяславец был взят вторично, но на этот раз битва была кровопролитной.

После взятия Переяславца князь Святослав Великий двинулся вглубь Болгарии и, практически не встретив сопротивления, вошел в ее столицу - Преслав, где болгарский царь Борис признал себя вассалом князя Святослава Великого.

В это же время в Византии, бывшей ранее союзником князя Святослава Великого, происходит смена власти, и новая большая война становится неизбежной.

Для тех, кому интересна история земли русской, наш военторг Военпро приготовил большое количество сувениров, в том числе и с изображением князя Святослава Игоревича. В частности, у нас можно приобрести с портретом Святослава Великого на фоне солнечного Коловрата.

Война князя Святослава с Византией

Весной 970 г. князь Святослав Игоревич, заключив союз с болгарами, венграми и печенегами, начал наступление на византийские владения во Фракии. Генеральное сражение произошло в 120 км от столицы Византии - Константинополя. В этой битве князь Святослав понес большие потери, однако ему удалось подступить вплотную к городу, после чего Святослав Великий отступил, взяв при этом большую дань. После этого в течение года военные действия не предпринимались ни одной из сторон, пока в 971 году, в апреле, Иоанн I Цимисхий, ставший незадолго до этого византийским императором, не начал боевые действия против князя Святослава Игоревича. Практически сразу византийцам удалось захватить болгарскую столицу Преслав, после чего Иоанн I начал осаду Доростола, где находились основные силы русского войска во главе с князем Святославом.

В течение трех месяцев осады продолжались непрерывные стычки, пока 21 июля не состоялось еще одно генеральное сражение, в котором Святослав Храбрый был тяжело ранен. В ходе боя ни одна из сторон не достигла желаемых результатов, однако после него князь Святослав Игоревич вступил в мирные переговоры с византийцами.

В результате между князем Святославом Игоревичем и византийским императором был заключен почетный мир, согласно которому русичи получали огромные репатриации с условием отказа от болгарских владений.

После заключения мира Святослав Великий с войском покинул пределы Болгарии. Благополучно достигнув устья Днепра, князь Святослав Игоревич предпринял попытку подняться до порогов на ладьях, однако это ему не удалось, и войско князя Святослава осталось зимовать в устье реки. Весной 972 г. князь Святослав Игоревич вновь тронулся в путь, однако бывшие союзники - печенеги поджидали его возле днепровских порогов. Завязался бой, во время которого Святослав Великий погиб.

Древнерусский князь Святослав Игоревич

Уже в течение многих веков историки занимаются изучением личности Святослава Великого, и надо сказать, что мнения о нем неоднозначны, однако вклад этого талантливого полководца в историю развития русского государства несомненен, и не зря Святослав Храбрый входит в первую десятку великих полководцев мира.

Исследования продолжаются и по сей день - в 2011 на дне Днепра был найден старинный меч, предполагают даже, что владельцем меча был сам князь Святослав. В пользу этого предположения говорит богато отделанная рукоять меча. После реставрации «меч Святослава» хранится в музее г. Хортица.

Однако личность Святослава Великого интересует не только ученых мужей, память о князе Святославе живет и в сердцах простых людей, о чем говорят памятники Святославу Храброму. Их несколько - памятник князю Святославу установлен в Киеве, а на территории России скульптурное изображение Святослава Храброго можно увидеть на барельефе в Великом Новгороде, а близ Белгорода в память о Святославе Великом в 1040 летнюю годовщину победы над хазарами была установлена конная статуя князя Святослава работы скульптора Клыкова.

Жизни и подвигам князя Святослава Великого - последнего языческого князя Руси, посвящено множество художественных полотен, о нем снимаются фильмы и пишутся песни.

Наш же интернет военторг Военпро предлагает вам оригинальные сувениры с изображением легендарного князя, среди которых есть и «князь Святослав».

С полным ассортиментом товаров на тему Древних русичей, славян, родноверия и солнечного Коловрата вы можете ознакомиться, пройдя по .

Правление Святослава (кратко)

Правление князя Святослава - краткое описание

Основную часть своей жизни русский князь Святослав провёл в боевых походах. Его первое боевое крещение состоялось в возрасте четырех лет. Данный поход на древлян был организован матерью Святослава великой княгиней Ольгой, которая решила таким образом отомстить за своего мужа князя Игоря, которого древляне жестоко убили. По славянской традиции вести войско мог только князь, и именно четырёхлетний Святослав метнул первый копьё, тем самым отдав приказ войску.

Внутренние государственные политические дела совсем не интересовали Святослава, и поэтому все права на решение данных вопросов он предоставил своей матери. Князь был настоящим воином, а его дружина была мобильной, так как Святослав не брал с собою ни шатров, ни каких-либо удобств. Кроме того, князь пользовался авторитетом даже у врагов, так как никогда не нападал исподтишка, а предупреждал противника об нападении.

В 964 году князь Святослав выступает в поход в Хазарию. Маршрут его проходит через земли вятичей, плативших дань хазарам. Святослав заставляет их платить дань Руси и снова выступает в путь (к Волге). После разбития Волжской Булгарии великий князь-воин в 965 году полностью побеждает хазар, захватив их основной город Белую Вежу. Данный поход был окончен с захватом Прикавказья.

Отдых в Киеве от ратных трудов был не продолжителен, так как прибывшее посольство Никифора Фоки попросило помощи против болгар, которые жили на придунайских землях. Данный поход также увенчался успехом. Более того князь Святослав даже захотел перенести свою столицу из Киева в Переяславец.

В 968 году во время отсутствия в Киеве Святослава печенеги окружили город. Только благодаря призванному Ольгой воеводе Петичу кочевники отступили. После возвращения в Киевские земли князя были и вовсе прогнаны далеко за границы государства.

После смерти 969 году княгини Ольги Святослав оставляет своих сыновей (Ярополка, Владимира и Олега) править, а сам выдвигает дружину в новый военный поход против болгар, который окончился очень плохо для русской дружины, где в ходе войны с греками Святослав заключил мирный договор по которому он должен был покинуть земли, выдать пленных и препятствовать любым нападениям на Византию.

В это же время Киев снова был окружён печенегами, которые и разбили войско Святослава, убив князя. После него на киевский престол взошёл его сын Владимир.

Князь Святослав краткая биография для детей

В далёком 942 году в княжой семье рождается, в будущем великий полководец, и князь Святослав Игоревич. В трёхлетнем возрасте он остался без отца, и формально стал считаться князем. Желающая отомстить древлянам за смерть мужа княгиня Ольга, берёт своего четырёхлетнего сына в поход. Будучи совсем ещё мальцом в то время, Святослав впервые в своей жизни начал битву броском копья... Так и началась его славная история как полководца и князя.

Князь Святослав кратко говоря, был очень умелым и проворным воином, один летописец сравнил его с гепардом за его быстроту и резвость в бою, так же летописец подчеркнул умение князя подбирать себе лучших ратников в дружину. Он описал его не как напыщенного, и прихотливого князька, а как настоящего воина умеющего переносить все тягости военных походов, он спал под открытым небом, и не баловал себя яствами княжескими. Не принял он христианства как на том настаивала его мать, а остался язычником как и вся его дружина, он боялся что воины не поймут такого поступка...

В 964 году он начал свой первый крупный поход, против Хазар. Он выбрал путь не на прямую по степям, а
вдоль рек, по Оке и Волге. Союзниками его в походе, были Печенеги и Гузы. Взявши Итиль, Семендер, Саркел он полностью выбил Хазар с Волги, чем очень удивил Византию. И после этого, победоносно вернулся в Киев.

После того как великий князь разбил Хазар, в 968 году к нему прибыло посольство из Византии с огромной суммой золота и множеством разных даров, они предложили поход на Болгарию. Совсем скоро Святослав уже сидел в Переяславце в устье Дуная. Но вскоре он вынужден был вернутся в Киев, так как Печенеги его атаковали. Отбивши их от Столицы, он организовал поход, в последствии которого Каганат бы разбит окончательно. После смерти своей матери, он переустроил управление государством посадивши на киевское княжение Ярополка, в Новгороде Владимира, а над древлянами поставил Олега. После чего двинулся с дружиной на Болгарию снова.

После переворота в Византии, политическая обстановка немного изменилась, Болгары кинулись к ней за
помощью. Но пока в Византии размышляли то Болгары вступили в союз с Русичами. И в 970 году вместе с ними, а так же с остальными союзниками Печенегами и Венграми, напали на Византию. Греки сначала окружили Печенегов, и разбили их, потом взялись за основные силы Русичей с ними не было Святослава, он был в Доростоле, куда впоследствии плавно сместилась битва. Город был взят в трёхмесячную осаду. Войско с обеих сторон было изнеможено, Святослав в одной из битв был ранен. В конечном итоге Византия и Русь заключили договор, в последствии которого князь выдал всех пленных греков, и покинул Болгарию, также он обязался не нападать на Византию и защищать её от нападения племён. Тем временем Русь опустошалась печенегами, и когда князь возвращался, печенеги подстерегли его и в этой смертельной схватке князь был убит. Жизнь великого князя и полководца завершилась весной 972 года в устье реки Днепр.