Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия. Конституционный суд российской федерации Какой срок избираются судьи конституционного суда

Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1 , , или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.

В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Брежнев О.В., заведующий кафедрой государственного строительства и конституционного права Курского института государственной и муниципальной службы, доктор юридических наук.

Срок полномочий представляет собой важный элемент правового статуса любого органа власти и должностного лица. Его значимость обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, срок полномочий устанавливает временные границы реализации компетенции конкретным составом коллегиального органа власти и лицом, замещающим ту или иную должность. Во-вторых, как следствие вышесказанного, законодательно установленный срок полномочий обусловливает обязательное периодическое обновление властвующих элит, что является неотъемлемым признаком современного демократического государства.

Сроки полномочий судей всегда отличались спецификой с точки зрения их законодательной регламентации по причине того, что они тесно связаны с важнейшими принципами, определяющими правовой статус носителей судебной власти, - несменяемостью, независимостью, неприкосновенностью судей (ст. 120 - 122 Конституции Российской Федерации). Срок полномочий, наряду с иными средствами законодательного регулирования статуса судьи, призван обеспечивать невозможность произвольного прекращения или приостановления этого статуса, равно как и перевода судьи на другую должность без его добровольного согласия. Он должен создавать условия, при которых исключалось бы какое-либо внешнее воздействие на судью при исполнении им своих должностных полномочий, эффективно защищались бы его личные права. Исходя из этого, чаще всего сроки полномочий судей значительно превышают сроки полномочий иных органов государственной власти - парламента, главы государства, правительства. Как отмечает Н.В. Витрук, это "обеспечивает известный "консерватизм" в действиях судебной власти, стабильность конституционного строя", но в то же время позволяет обновлять состав судов, делает его подвижным, что, как показывает практика, оправдывает себя <1>.

<1> См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. М., 1998. С. 133.

Все вышесказанное в полной мере относится к проблеме определения сроков полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, ибо в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, что, впрочем, не исключает и возможность специальной законодательной регламентации некоторых особенностей правового положения отдельных категорий судей <2>.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

Анализ российского и зарубежного законодательства о статусе судей конституционных судов позволяет сделать вывод, что в целях определения сроков полномочий данной категории судей законодатель традиционно использует следующие способы:

  1. нормативное ограничение пребывания в должности судьи определенным временным промежутком (в этом случае, как правило, закрепляется норма о недопустимости повторного избрания или назначения судьи на новый срок);
  2. установление предельного возраста, по достижении которого полномочия судьи прекращаются;
  3. закрепление обязательности периодической ротации состава конституционного суда (как правило, на одну треть).

Законодатель может отдать предпочтение какому-либо одному из вышеуказанных способов или использовать их в сочетании. При этом чаще всего закрепляются нормы о том, что судья конституционного суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором он достигает предельно допустимого возраста.

Законодательное регулирование срока полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации исторически прошло несколько этапов.

Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР" впервые в новейшей российской истории закрепил норму (ст. 15) о том, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком <3>. Одновременно с этим был установлен предельный возраст для занятия должности соответствующего судьи - 65 лет. В отношении судей всех иных судов в тот период действовала конституционная норма о десятилетнем сроке полномочий <4>. Таким образом, при принятии Закона "О Конституционном Суде РСФСР" российский законодатель в известной мере предвосхитил последующее правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений, ибо в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. в Конституцию была внесена норма о том, что "полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами Российской Федерации" <5>. Теоретическое обоснование данного положения содержалось в Концепции судебной реформы в РСФСР, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. <6>. В ней, в частности, было отмечено: "Краеугольным камнем преобразований будет несменяемость судей, распространяемая на всех судей, кроме мировых, для которых будет восстановлена выборность населением на 5-летний срок. Прочие судьи будут назначаться... НА СРОК ДО ОТСТАВКИ В СВЯЗИ С ДОСТИЖЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ВОЗРАСТА. Будет упразднен институт отзыва судей (кроме мировых)" (выделено мной. - О.Б.). В соответствии с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. 29 - 30 октября того же года 13 судей Конституционного Суда РСФСР были избраны на соответствующие должности без ограничения срока полномочий, до достижения 65-летнего возраста <7>.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017.
<4> См.: Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1303.
<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 55.
<6> См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
<7> Согласно ч. 1 ст. 3 данного Закона Конституционный Суд состоял из 15 судей. Таким образом, после соответствующего голосования на Съезде народных депутатов Российской Федерации в составе Суда остались две вакантные судейские должности.

Конституция Российской Федерации 1993 г. непосредственно не содержала положений о сроке полномочий судьи Конституционного Суда. Поэтому соответствующий вопрос активно обсуждался в процессе подготовки проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и при его рассмотрении в Государственной Думе и Совете Федерации <8>. В итоге большинство депутатов согласилось с мнением о целесообразности ограничения срока полномочий судьи Конституционного Суда 12 годами, при одновременном "повышении" предельно допустимого возраста для занятия судейской должности до 70 лет. Соответствующая норма была закреплена в ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" <9>. По мнению депутатского корпуса, такое решение позволяло оптимально сохранить независимость Конституционного Суда и обеспечивало в то же время периодическое обновление его состава, тем более что законодательно был закреплен и запрет на назначение на должность судьи на второй срок.

<8> См.: Митюков М.А. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": правовые дискуссии при разработке и принятии (введение в тему) // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 12. С. 27 - 37.
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 14. Ст. 1447.

Возник вопрос и о статусе тех 13 судей Конституционного Суда, которые были избраны на соответствующие должности Съездом народных депутатов Российской Федерации без ограничения срока полномочий, до достижения 65-летнего возраста. В п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции России содержалась следующая норма: "После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА, НА КОТОРЫЙ ОНИ БЫЛИ ИЗБРАНЫ. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией" (выделено мной. - О.Б.). Данная норма, по сути, была воспроизведена в п. 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Она породила такое своеобразное явление, как разделение состава Конституционного Суда, который был увеличен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ч. 1 ст. 125) до 19 судей, на две части: избранных на неограниченный срок полномочий, до достижения 65-летнего возраста, и назначенных на 12-летний срок с предельным возрастным ограничением в 70 лет. Хотя формально статус всех судей был единым и регулировался главой II Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", отличия между судьями "первой и второй волны" существовали. Они касались не только сроков полномочий, но и опыта работы в должности судьи Конституционного Суда. Все-таки судьи, избранные Съездом народных депутатов Российской Федерации, получили определенную "закалку" в сложных политических обстоятельствах 1992 - 1993 годов. Как отмечает М.А. Митюков, это обстоятельство даже вызвало определенную дискуссию при рассмотрении Советом Федерации проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <10>. По мнению депутата Е.Б. Мизулиной, разделение судейского корпуса "не обеспечит приоритет Конституции Российской Федерации над политикой и политическими столкновениями" <11>. Депутат А.В. Усс, наоборот, утверждал, что "очень хорошо, что сегодня часть судей Конституционного Суда находится вне пределов нашей досягаемости. Они уже от нас независимы..." <12>. Последняя точка зрения получила признание парламентского большинства.

<10> См.: Митюков М.А. Указ. соч. С. 37.
<11> Там же.
<12> Там же.

Изменение законодательного регулирования срока полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации произошло с принятием Федерального конституционного закона от 8 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", который предусмотрел: увеличение срока полномочий судей Конституционного Суда до 15 лет; отмену предельного возраста для занятия должности судьи в 70 лет; распространение нового регулирования на всех судей Конституционного Суда, назначенных на должность Советом Федерации <13>. Была сохранена норма о недопустимости повторного назначения на должность судьи Конституционного Суда. В Пояснительной записке, направленной Президентом Российской Федерации (субъектом законодательной инициативы) вместе с проектом данного Закона в Государственную Думу, необходимость его принятия обосновывалась следующим образом: "...сложность и специфика деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации таковы, что требуется определенное время, пока судья не начнет работать с полной отдачей. С учетом этих факторов действующее в настоящее время положение, касающееся предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, неоправданно сокращает период его полноценной деятельности. Этими же обстоятельствами обусловлено и предусмотренное законопроектом увеличение срока полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации с 12 до 15 лет" <14>.

<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 7. Ст. 607.
<14> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Дополнительным аргументом в пользу принятия данного Закона послужило и то обстоятельство, что действовавшее в то время законодательство о статусе судей не предусматривало предельного возраста для занятия судейской должности, то есть в данном случае можно было ставить вопрос и об обеспечении единства статуса судей.

Интересно отметить, что первоначально предполагалось распространить новую норму о сроке полномочий судей Конституционного Суда России не только в отношении тех из них, кто был назначен Советом Федерации, но и тех, кто был избран Съездом народных депутатов, за исключением тех судей, срок полномочий которых превышал 15 лет. Однако впоследствии депутаты посчитали более корректным придать обратную силу соответствующей норме только применительно к судьям, назначенным на должность после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации.

15 декабря 2001 г. по инициативе Президента Российской Федерации были приняты три важных Закона: Федеральный конституционный закон "О внесении дополнения и изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" <15>, Федеральный конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <16>, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <17>. Данные Законы привнесли много нового в правовое регулирование статуса судей. Одной из новелл явилось установление предельного возраста для занятия федеральной судейской должности - 65 лет (за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации). Первоначально не предполагалось каким-либо образом изменять нормы о сроке полномочий судей Конституционного Суда. Однако уже в процессе обсуждения соответствующего законопроекта депутаты пришли к выводу о том, что следует восстановить отмененный несколькими месяцами ранее предельный возраст для занятия должности судьи Конституционного Суда в 70 лет. При этом было установлено, что соответствующая норма вступает в силу с 1 января 2005 г., то есть действие прежнего регулирования пролонгировалось в течение некоторого промежутка времени. Была сохранена норма о 15-летнем сроке полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

<15> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4825.
<16> Там же. 2001. N 51. Ст. 4824.
<17> Там же. 2001. N 51. Ст. 4834.

В результате новых изменений законодательства сложилась ситуация, которая очень точно была охарактеризована в одном из заключений Правительства Российской Федерации, представленном в Государственную Думу: "...особенности правового положения отдельных категорий судей в настоящее время не позволяют говорить о реальном единстве статуса судей. Так, одной из гарантий независимости судей является неограниченный срок их полномочий (п. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), однако по отношению к судьям Конституционного Суда Российской Федерации срок полномочий ограничен 15 годами (ст. 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Различен также предельный возраст пребывания судьи в должности. Для судей Конституционного Суда Российской Федерации он определен в 70 лет, для остальных судей предельный возраст пребывания в должности - 65 лет" <18>. Исходя из этого, актуальной задачей стало принятие мер, направленных на устранение неравенства в вопросах срока полномочий между статусом судей Конституционного Суда и статусом иных федеральных судей, с тем, чтобы в конечном счете обеспечить реальность и единство гарантий самостоятельности и независимости всех носителей судебной власти. И такие законодательные меры не заставили себя ждать.

<18> См.: Заключение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 5451п-П4 на проекты Федеральных конституционных законов "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О внесении изменения в статью 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", вносимые в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

5 апреля 2005 г. были приняты следующие законы: Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" <19>, Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <20>, Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" <21>. В соответствии с данными законодательными изменениями было установлено, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Такое же регулирование срока полномочий закреплялось применительно и к другим федеральным судьям.

<19> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 15. Ст. 1274.
<20> Там же. 2005. N 15. Ст. 1273.
<21> Там же. 2005. N 15. Ст. 1278.

Особо отметим, что новой норме о сроке полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации была придана обратная сила. Устанавливалось, что она распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда, то есть как назначенных на должность Советом Федерации, так и избранных Съездом народных депутатов России, в связи с чем были внесены изменения в п. 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Насколько такое решение законодателя правомерно? Хотя судьи "первой волны" избирались без ограничения срока (на что часто ссылаются сторонники такого регулирования), все же "повышение" для них предельно допустимого возраста для занятия судейской должности означает не что иное, как фактическое продление их полномочий, что, безусловно, расходится со смыслом п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации.

Сам Конституционный Суд придерживается на этот счет иной позиции. В его Определениях от 11 марта 2005 г. N 3-О и N 148-О, касающихся проблемы законодательного изменения срока полномочий судей судов общей юрисдикции, указывается: "...введение... предельного возраста пребывания в должности судьи... и распространение названного ограничения на судей, которые ранее были назначены на должность без определения конкретного срока полномочий, не противоречит конституционному принципу несменяемости судей. Нарушением данного принципа было бы распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, МЕНЬШИЙ по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны" <22> (п. 3.1 мотивировочных частей Определений) (выделено мной. - О.Б.).

<22> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 5. С. 60, 67.

Глубоко аргументированная критика подобной позиции содержится в Особом мнении по этим Определениям судьи Конституционного Суда Российской Федерации Б.С. Эбзеева <23>. Он акцентирует внимание на необходимость соблюдения п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации при любом законодательном изменении сроков полномочий судей. Из данного конституционного положения, по мнению Б.С. Эбзеева, вытекают следующие выводы: "1) источником полномочий соответствующих судей является не воля Совета Федерации или главы государства, а воля многонационального народа Российской Федерации, выраженная на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.; 2) эта воля, выраженная ясно и недвусмысленно, направлена на сохранение полномочий судей, избранных до вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, до истечения срока, на который они были избраны...; 3) федеральный законодатель не вправе и не может легитимным образом преодолеть данное положение, поскольку оно является выражением воли народа-суверена, которая сама является источником полномочий парламента, главы государства; 4) иные положения Конституции Российской Федерации не могут истолковываться в противоречие с указанным императивным велением Основного Закона. Объективности ради полагаю нужным оговориться, что указанные выводы в полной мере распространяются и на судей Конституционного Суда Российской Федерации, избранных V (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году, включая автора настоящего Особого мнения..." <24>. И далее: "...принцип несменяемости судей в различных правовых системах может наполняться различным нормативным содержанием и по-разному осуществляется: посредством пожизненного избрания или назначения; посредством назначения или избрания на определенный срок; посредством назначения или избрания до достижения определенного возраста. Возможна, как об этом свидетельствует отечественная государственно-правовая практика, и их комбинация. Следовательно, законодатель вправе избрать иной, чем это было сделано ранее, вариант реализации указанного принципа, но такой выбор и его регулятивное воздействие могут распространяться на судей, наделенных соответствующими полномочиями ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬ СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР" <25> (выделено мной. - О.Б.). Только такой взгляд на проблему, как представляется, соответствует содержанию конституционного принципа демократического государства, предполагающего разумную стабильность сроков полномочий судей и недопустимость законодательного "манипулирования" ими.

<23> Там же. С. 69 - 72.
<24> Там же. С. 70.
<25> Там же. С. 72.

    Судьи судебного органа, самостоятельно осуществляющего посредством конституционного судопроизводства конституционный контроль. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - комплекс мер материально финансового, жилищно бытового, иного социального характера, предусмотренных законодательством для судей Конституционного Суда РФ. Комплекс таких мер закреплен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. О… … - структурные части Конституционного Суда, предназначенные для разрешения дел, как отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, так и не подлежащих рассмотрению в его пленарных заседаниях. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, в… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - рабочий орган Конституционного Суда РФ, состоящий из Секретариата и иных подразделений и организаций, обеспечивающий его эффективное функционирование, реализацию им задач конституционного судопроизводства. В частности, Секретариат… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должностное лицо, избираемое Конституционным Судом (КС) для руководства его деятельностью. Согласно Федеральному конституционному закону о Конституционном Суде РФ 1994 г., в пленарном заседании КС судьи тайным голосованием, большинством голосов… …

    ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - организационно правовая форма конституционного судопроизводства, связанная с разрешением любого вопроса, входящего в компетенцию Суда. Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПРИСЯГА СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ - торжественное обещание следующего содержания: Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более. Лицо,… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Журнал «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Вестник ВАС РФ)» Специализация: Юридическая … Википедия

На высокую должность судьи Конституционного Суда назначаются которые имеют большой послужной список в области юриспруденции и незапятнанную репутацию. Помимо этого, кандидат должен обладать необходимыми личностными качествами и отвечать множеству требований.

Подробнее о Конституционном суде

Конституционный суд - осуществляющий Путем конституционного делопроизводства вышеупомянутый орган имеет все права и полномочия для самостоятельного и назависимого осуществления судебной власти.

Полный перечень полномочий и особенности деятельности, а также порядок образования данного судебного органа определяются Конституцией России, а также В составе КС находятся 19 человек. Их назначение происходит путем проведения голосования представителей верхней палаты Федерального Собрания, Совфеда (Совета Федерации) после рассмотрения выдвинутой кандидатуры президентом.

Срок полномочий

Строго регламентированных ограничений по сроку службы полномочия судьи не имеют. Однако существует После достижения гражданином, занимающим данную должность, 70-летнего возраста его полномочия прекращаются в связи с существующим законодательством, однако он продолжает выполнение должностных обязательств до принятия итогового соглашения по делу, слушание которого проходит в обязательном порядке с его непосредственным участием.

Прекращение действующих полномочий происходит в конце месяца, в котором судья достигает предельного возраста.

Существуют исключения. Гражданин продолжит выполнение предписанных должностных обязанностей в том случае, если после его выбытия количество людей, занимаемых должность судей КС, будет менее двух третей от общего количества людей в судейском сообществе и продолжит службу до тех пор, пока на должность не будет назначен новый кандидат.

Ранее пороговый возраст судей составлял 65 лет.

Особенности статуса

Каждый судья РФ имеет определенный правовой статус, что наделяет его перечнем прав, ответственностей и обязанностей, установленных действующим законодательством. Помимо этого, в понятие статуса судьи Конституционного суда РФ заключены гарантии независимости граждан, занимающих данных пост, при выполнении своих обязательств по осуществлению правосудия.

Все граждане, занимающую высокую должность судьи, наделены единым статусом. Главными различиями между ними являются вверенные полномочия и компетенции.

Документы, определяющие статус судьи

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на высокую должность, они становятся обладателями статуса, основы которого задокументированы в ряде документов:

  • в статьях 119-122 Конституции;
  • во второй главе ФКЗ;
  • в положении Закона России о судейском правовом статусе;
  • в Кодексе чести судей РФ.

Последний упомянутый документ устанавливает правила поведения гражданина, занимающего должность судьи, не только во время выполнения профессиональных обязанностей, но и во время неслужебной деятельности. Помимо этого, в Кодексе изложены нормы поведения для членов судейской семьи и для граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе (в отставке), но за которыми сохраняются звание и принадлежность к сообществу судей.

"Кодекс чести судей" - не источник права. Данный документ является сводом правил корпоративной судебной этики.

Полномочия

Заняв гражданин фактически становится секретарем Конституционного Суда России. Приступать к выполнению профессиональных обязанностей можно с момента принятия присяги.

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность, они обязаны приступить к выполнению следующих обязанностей:

  • осуществление непосредственного руководства работой аппарата КС;
  • обеспечение подготовки и проведение заседаний упомянутого судебного органа;
  • доведение до сведения определенных организаций и лиц решения, принятые на заседениях суда;
  • информирование КС об исполнении принятых решений;
  • организация информационного обеспечения всех членов судейского сообщеста данного судебного органа и др.

Гарантии независимости

После того как судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность, для них начинают действовать гарантии независимости, которые обеспечиваются его несменяемостью, а также личной неприкосновенностью и равенством прав всех членов судейского сообщества. Судья обеспечивается правом на отставку. Ему предоставляются материальное и социальное обеспечение, а также гарантии безопасности, которые соответствуют его высокому статусу.

Помимо этого, гарантии независимости обеспечиваются запретом любого рода вмешательства в судебную деятельность.

Также к соответствующим критериям относятся гарантии материальной независимости, которые связаны с предоставлением гражданину, занимаемому столь высокую должность, ежегодного отпуска, регулярную выплату заработной платы, обеспечением жильем и необходимыми жилищными условиями, бытовым обслуживанием, страхованием жизни и здоровья самого судьи и его ближайших родственников, обязательным страхованием имущества.

Требования к кандидату

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначается по результатам тщательного отбора и рассмотрения кандидатуры, которая выдвигается президентом. Данную должность может занимать гражданин России, который строго соответствует определенным требованиям. Возраст кандидата не должен быть меньше 40 лет. Кроме того, гражданин должен иметь высшее юридическое образование и трудовой стаж (по специальности), продолжительность которого должна составлять не менее 15 лет. У кандидата должна быть признанная квалификация в правовой области.

Высокие требования к кандидату обусловлены престижностью занимаемой должности и ответственностью, которая возлагается на гражданина. Репутация судьи должна быть идеальной на протяжении всего периода работы. Помимо этого, играет значение семейное положение лица, рассматриваемого в качестве кандидата на вакантную должность, репутация членов семьи.

Играют роль регалии претендента, звания, ученые степени, достижения в профессиональной сфере. Большинство действующих судей имеют ученую степень или являются докторами наук.

Половая принадлежность кандидата значения не имеет.

Кем назначаются судьи Конституционного Суда РФ

Вся информация о порядке назначения судей Конституционного Суда РФ подробно прописана в ФКЗ о Конституционном Суде. Статья 9 содержит информацию не только о процедуре наделения полномочиями, но и о том, кем именно избирается кандидат.

Предложения касательно кандидатов на столь высокую должность могут быть внесены главе государства членами СовФеда, депутатами Государственной Думы. Помимо этого, предложения могут вносить высшие органы судебного вида и юридические ведомства федерального значения, юридические сообщества всероссийского масштаба, научные и учебные заведения юриидческой направленности.

С момента представления президента касательно возможного кандидата до момента назначения должно пройти не более 14 календарных дней. Вопрос о назначении в течение этого времени рассматривает Совет Федерации.

Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность строго в индивидуальном порядке. Для этого проводится тайное голосование членов СовФеда. Из всех кандидатов назначается гражданин, получивший большую часть голосов.

Если после выбытия одного из участников общее количество судей будет менее двух третей, президентом вносится представление о рассмотрении и последующем назначении другого кандидата на вакантную должность. Причем это делается в срок не позднее одного календарного месяца со дня появления свободного места.

Прекращение полномочий

Досрочная отставка гражданина, занимающего столь высокую должность, помимо достижения предельного возраста может быть связана с состоянием здоровья, а также с потерей возможности выполнения должностных обязательств на протяжении длительного времени по уважительной причине.

Кроме того, основаниями для прекращения полномочий ранее указанного срока могут быть:

  • личное заявление гражданина об отставке;
  • потеря должностным лицом по различным причинам;
  • обвинительный приговор в отношении гражданина, занимавшего должность конституционного судьи;;
  • опороченная репутация и честь в результате совершения проступка;
  • ведение деятельности или совершение поступков, не совместимых с профессиональной деятельностью;
  • неучастие в заседаниях судебных сообществ по неуважительной причине;
  • уклонение от принятия участия в голосовании без наличия достойной причины более двух раз подряд;
  • задокументированная потеря дееспособности гражданина, занимающего данную должность;
  • признание должностного лица безвестно отсутствующим;
  • задокументированное в судебном порядке объявление судьи умершим;
  • смерть гражданина.

Помимо этого, прекращение должностных полномочий последует, если выяснится, что был нарушен порядок назначения гражданина на должность судьи КС.

Прекращение обязанностей осуществляется исключительно после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом, направленного главе государства и Совету Федерации. Данное решение является официальным объявлением о появлении вакантной должности.

Полное прекращение полномочий производится Советом Федерации по решению, предъявленному КС, которое было принято большинством голосов.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации " Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля , самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства . Конституционный Суд РФ - орган правосудия .

Между тем правосудие, осуществляемое Конституционным судом РФ специфично, так же как и его полномочия.

7) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

8) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами , предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Им решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд РФ действует в соответствии с принципами правосудия независимости, гласности, русского языка, конституционного судопроизводства и другими принципами.

Принцип независимости Конституционного Суда РФ и его судей

Задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган судья Конституционного Суда РФ, если его личность не могла быть известна в момент задержания , после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Его личный досмотр не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении него в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ.

В соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

  1. в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  2. судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Конституционный Суд РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда РФ не влечет за собой приостановления выплаты этому судье ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и не лишает его гарантий, установленных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Прекращаются полномочия судьи Конституционного Суда РФ ввиду:

  1. нарушения порядка его назначения на должность, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации";
  2. достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
  3. личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
  4. утраты судьей гражданства Российской Федерации;
  5. вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
  6. совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  7. продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
  8. неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
  9. признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  10. признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  11. объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
  12. смерти судьи;
  13. неспособности судьи по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

О прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ Конституционным Судом РФ выносится решение, которое направляется Президенту РФ , в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

В отставку судья уходит, если его полномочия прекращены ввиду:

а) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
б) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
в) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
г) его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.

Судья Конституционного Суда РФ, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста получает по его выбору пенсию или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда РФ. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

Пребывающий в отставке судья Конституционного Суда РФ обладает также иными правами, составляющими статус судьи, пребывающего в отставке, установленными законодательством Российской Федерации.

Финансирование Конституционного Суда РФ производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда РФ средства, которыми Конституционный Суд РФ распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда РФ не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Имущество, необходимое Конституционному Суду РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении , является федеральной собственностью . Конституционный Суд РФ может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Законом запрещено какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ, установленных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Принцип гласности

Общее требование принципа гласности о проведении открытого судебного заседания действует и применительно к Конституционному Суду РФ . По общему правилу присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. Так что кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ. Если же такого разрешения не получено или запрещено применение вышеуказанных средств, а гражданин не подчиняется законным распоряжениям председательствующего, последнего предупреждают о возможности удаления его из зала. При повторном нарушении порядка в заседании или неподчинении законному требованию председательствующего гражданин удаляется из зала судебного заседания. К тому же он может быть подвергнут штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Не является нарушением данного принципа и право Председателя Конституционного Суда РФ с согласия Конституционного Суда РФ распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда РФ о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность вещей в личном досмотре.

В ст. 54 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" отмечено, что лишь в исключительных, прямо предусмотренных в законе случаях заседания Конституционного Суда РФ могут не проходить открыто. Конституционный Суд РФ назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо:

  • для сохранения охраняемой законом тайны ;
  • обеспечения безопасности граждан;
  • защиты общественной нравственности.

В закрытом заседании рассматривается также вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ. В закрытом совещании происходит и обсуждение (принятие) Конституционным Судом РФ любого итогового решения по делу (п. 6 § 13, § 58 Регламента Конституционного Суда РФ).

Но и в закрытых заседаниях дела рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства . Решения Конституционного Суда РФ провозглашаются публично.

Между тем обычно на закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда РФ, стороны и их представители. Иногда решением председательствующего по согласованию с судьями допускается присутствие и иных лиц. Таковыми могут быть другие участники процесса и сотрудники Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающие нормальный ход заседания.

Принцип русского языка конституционного судопроизводства

В отличие от общих правил, составляющих принцип национального языка судопроизводства , в Конституционном Суде РФ судопроизводство всегда и при любых обстоятельствах ведется только на русском языке.

Но и здесь участникам процесса, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Численный состав Конституционного Суда РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий. Порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ

  • гражданин Российской Федерации;
  • возраста не менее сорока лет;
  • обладающий безупречной репутацией;
  • имеющий высшее юридическое образование;
  • имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет;
  • обладающий признанной высокой квалификацией в области права ;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Каждый судья Конституционного Суда РФ Советом Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации .

Срок полномочий Конституционного Суда РФ не ограничен. Закреплен лишь предельный возраст судьи Конституционного Суда РФ - семьдесят лет. Но и он не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Структура Суда, вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда РФ

  1. руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ;
  2. созывает плановые, а в случаях, предусмотренных Регламентом Конституционного Суда РФ, - внеплановые заседания Конституционного Суда, а также закрытые совещания судей (по выработке итогового решения) или рабочие совещания судей, председательствует на них (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  3. вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
  4. поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, адресованного в Конституционный Суд РФ (ч. 1 ст. 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  5. ставит вопрос о замене судьи-докладчика (п. 1 § 32 Регламента Конституционного Суда РФ);
  6. подписывает протокол заседания Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 59 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  7. представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями , по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени (ст. 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  8. для решения вопросов индивидуального характера может создавать рабочие группы (п. 3 § 3 Регламента Конституционного Суда РФ);
  9. представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда РФ проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  10. направляет судей в служебные командировки (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  11. осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ, структуру (ст. 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), численность и штатное расписание аппарата (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  12. при рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета в Государственной Думе выступает или представляет доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации (абз. 4 ч. 1 ст. 264.11 Бюджетного кодекса РФ);
  13. издает приказы и распоряжения (ст. 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Кроме того, Председателю Конституционного Суда РФ предоставлены права :
  14. с согласия Конституционного Суда РФ распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда РФ о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность , а также о досмотре проносимых в зал вещей в личном досмотре (ч. 2 ст. 54 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  15. принимать участие в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации);
  16. взаимодействовать с Правительством РФ , разрабатывающим проект федерального бюджета в части финансирования судов (ч. 3 ст. 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации");
  17. на предоставление государственной охраны (ст. 8 Федерального закона "О государственной охране");
  18. при возникновении такой необходимости вносить Президенту РФ представление о предоставлении государственной охраны отдельным государственным служащим Конституционного Суда РФ (ст. 9 Федерального закона "О государственной охране");
  19. реализовывать иные предусмотренные законом полномочия.

Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей. Каждый из таковых вправе (обязан):

1) требовать созыва заседания Конституционного Суда РФ (п. 2 § 1 Регламента Конституционного Суда РФ);

2) в случае поступления в Конституционный Суд представления о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Конституционного Суда РФ или о привлечении его в качестве обвиняемого, либо о заключении его под стражу, либо о совершении в отношении Председателя Конституционного Суда РФ следственных и иных процессуальных действий, когда для их совершения в соответствии с законодательством требуется согласие Конституционного Суда РФ, в течение трех часов передать поступившие материалы судьям для предварительного изучения и установить дату заседания для рассмотрения вопроса по поступившему представлению (п. 1 § 12 Регламента Конституционного Суда РФ);

3) осуществлять по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ его отдельные полномочия, в том числе:

  • созывать рабочие совещания судей (п. 2 § 2 Регламента Конституционного Суда РФ);
  • подписывать протокол заседания Конституционного Суда РФ;
  • определять руководителей и сотрудников структурных подразделений аппарата Конституционного Суда РФ, которые должны обеспечивать достоверность информации о деятельности Конституционного Суда РФ, размещаемой на официальном интернет-портале Конституционного Суда РФ, а также своевременное и оперативное обновление указанной информации (п. 3 § 70 Регламента Конституционного Суда РФ);
  • временно исполнять обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии их исполнять;
  • выполнять иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда РФ.

4) по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия.

Как Председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Порядок избрания на должность, процедура освобождения от должности Председателя Конституционного Суда РФ и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ

9) Отдел по связям со средствами массовой информации - проводит аккредитацию журналистов при Конституционном Суде РФ, помогает представителям СМИ получать нужную им информацию о деятельности Конституционного Суда РФ, создает пресс-релизы к каждому заседанию, осуществляет консультирование журналистов; готовит для судей дайджесты по материалам информационных агентств и подборки публикаций о работе Конституционного Суда РФ;

10) Отдел по приему граждан и работе с письмами - ведет прием посетителей, разъясняет порядок обращения в Конституционный Суд РФ, предоставляет справочную информацию о ходе рассмотрения обращений, осуществляет первичную обработку и экспертизу всей поступающей в Суд корреспонденции, передает отвечающие требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращения подразделениям Секретариата Конституционного Суда РФ или, при явном несоответствии указанным требованиям, сообщает заявителям о несоответствии их обращений этим требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации";

11) Отдел по обеспечению делопроизводства - регистрирует поступающие документы, следит за движением дел в Конституционном Суде РФ, ведет прием и отправку корреспонденции.

Российской Федерации;

2) разрешен спор о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) проверена конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дано толкование Конституции РФ.

Заключением, в свою очередь, именуется итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства , называются определениями. При том что в заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Порядок принятия решения Конституционным Судом РФ предполагает:

  • принятие постановления и дачу заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении;
  • обоснование решения материалами, исследованными в судебном заседании;
  • принятие решения большинством участвовавших в голосовании судей;
  • запрет воздерживаться при голосовании (уклоняться от голосования);
  • проведение открытого голосования;
  • подготовку постановления (заключения) в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия;
  • подписание итогового решения всеми судьями , участвовавшими в голосовании;
  • право судьи на особое мнение;
  • провозглашение решения, вынесенного по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого без проведения слушания, в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.

Открытое голосование осуществляется путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях высказывает свое мнение и голосует последним. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Однако в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" сделаны некоторые уточнения. Так, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение же по спорам о компетенции в любом случае принимается большинством голосов.

При толковании Конституции РФ решение принимается большинством, не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ.

Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" или решением Конституционного Суда РФ.

Не согласный с решением судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением Конституционного Суда РФ. Оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.

Любое решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит. Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Постановление Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, принятое без проведения слушания, вступает в силу со дня его официального опубликования. Иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления , предприятий , учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

За неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность.