Нормирование запасов готовой продукции. Определение потребности в текущих запасах

– это материальные запасы находящиеся на складах трансп-х организаций. Транспортный запас хар-ет размер оборотных средств заключенных в грузах на время нахождения в процессе транспортировки рассчитывается в среднегодовом размере. Норма трансп-го запаса опр-ся расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации. Время нахождения материалов в трансп-х запасах определяется от момента фактической передачи ТМЦ в транспортное средство или соответ-им трансп-ым организациям до момента передачи товаров потребителю 1) Время движения материалов которое зависит от расстояния перевозки, вида транспорта, способа транспортировки 2) Время для завершения различных маневровых работ 3) время погрузочно разгрузочных работ при передаче груза с одного вида транспорта на другой 4) Время хранения материалов на складах транспортных организаций до получения их потребителями

22.Планирование тов-х запасов торговых пр-ий.

1Расчетно-аналитический метод.(для опт-х пр-ий)предполагает опр-е осн-х структурных эл-ов общ норм запаса.Знорм=Зтет+Зподг+Зстрах.

2Опытно-статистический(для оптовых и розн пр-ий) суть данного метода закл-ся в анализе данных о фактич остатках товарооборота за 3-5 периодов.

3Технико-экономический(длярозн-х пр-ий)позволяет учесть ассортиментный спрос.Специфика данного метода закл-ся в том что текущ запас дел-ся на 2 вида а)в торговом зале,кот-й представляет собой асс-ый набор товаров в торг зале и обесп-ет демонстрац и суточн реал-ю тов-в б)Зап текущег пополнения обесп-ет бесперебойность продаж в период м\у поставками нах-ся на складе и исп-ся для пополнения зап-ов в торг зале.

23.Планирование сезонных запасов.

Факторы определяющие сезонные запасы-1сез-ое произв-во сырья и мат-ов 2 сез-е потреб-е 3 сезонность завоза. Методика опр-я сезон зап предполагает деление года на 2 части-1сезон заготовки(заготовка и завоз для удовлетворения годовой потребности с одновременным расходованием) 2 мертвый сезон (нет завоза,а расход-е идет) В соотв-ии с данной методикой опр-ся мах сезонный запас, кот-й создается к концу сезона поступления или к началу сезона потребления.

Змах=Рсут*Дм.с.-длит-ть перерыва в поступлении или потр-я материала.

Мах сез зап служит для 1опр-я потр-ти в обор-х ср-вах 2опр-я размера складских площадей.

24.Орг-я и осн-е виды учета мат-х рес-ов.

Учет запасов-измерение и регистрация запасов в натур,услов-натур, услов и стоимостных единицах.

Условно натур-е единицы исп-ся при учете зап пр-ции, удовл-ют одну и туже потребность. Условные единицы исп-ся в случае когда объем зап изм-ся в нормоднях или в фактич дн запаса. Стоим-е ед прим-чя для опред общего объема зап.

Методы учета-1ежегодн переписи остатков ТМЦ-можно получить полную картину о состоянии запасов на начало отчетного периода.2 Статистич-й учет.3 Первичный (оперативный) учет подразд-ся на складской и инвентаризацию. Складской ведется по каждому виду и сорту в натуральном выражении с присвоением номенклатурного номера.

Инвентаризация-процедура устан-я фактич наличия пр-ции путём пересчёта(снятие остатков и проверка учетных записей).

4 Бух учет зап осущ-ся в след видах-1Бух анал учет по каждому виду и сорту ТМЗ в стоим выражении (1 раз в мес)2 Бух синтетич учет.

25.Контроль за состоянием мат-х запосов.

Это изучение и регул-е уп-я зап с целью выявл отклонений от норм зап-в и прин опер-х мер к ликвид отклонений.

Методы контроля-1 Отслеж-е местонах-я хран-ся пр-ции-по поддоно месту, по месту нах-я короба, поместу нах-я ед-цы наим-я пр-ции 2 отслеживание сост-я хран-я пр-ции- по дате пр-ва, по категории опасности пр-ции, по дате начального-окончат-го срока реал-ции.3 Отслеж-е всех перемещений хран-ся пр-ции.

26. современные методы и автоматизация учета и контроля за состоянием и движением запасов.

1. использование системы штрихового кодирования при усчете и контроле запасов.

Ускорение приемки и отгрузки ТМЦ с одновременным отражением данных в автомат-ой системе управления.

Оперативное получение реальных данных коммер-ой службы об остатках ТМЦ.

Сокращение ошибок при вводе информации.

Экономия ирудовых и материальных ресурсов.

2. переход российской системы учета на м/д стандарты финансовой отчетности

Возможность выхода российских орг-ий и п/п на м/д рынок капитала.

Переход на МСФО позволил значительно сократить время и ресурсы,необходимые для разработки и внедрение нового комплекта.

3. автоматизация учета и контроля,создание автоматиз-ой ситемы управление фирмой с автоматиз-ей каждого рабочего места.

Ввод,обработка и выдача данных непосредственно на рабочее место руководителя,что означает повышение уровня инфрм-го обеспечения управления.

Усиление контроля за соблюдением норм запаса.

Социально-психологический фактор.

Краткая хар-ка российских программ:

Подавляющее большинство Рос-их программ производит сводкуи группировку информации в опр-ых разрезах,давая информацию об V продаж,оборачиваемости, кол-ву запасов в днях. Они помогают принимать решение по управлению запасами, а так же подводить итоги работы по управлению. Тем неменее, как и обычная учетная программа, они выполняют обеспечивающие функции, и поэтому относятся к классу информационно-аналитических систем.

Во многих программах не производится прогнозирование спроса,оперативное управление путем выдачи готовых заказов.

30. Структура МЗ и ее виды. анализ структуры МЗ.

МЗ- это находящиеся на разных стадиях произв-ва и обращения продукция произв.-технич-го назначения,изделия народного потребления и другие товары,ожидающие вступление в процесс личного или производственного потребления.

Анализ

Данный анализ проводится в разрезе групп,видов,отражая долю наименований запасов. Он заключается в выявлении тенденции изменения стр-ры запасов за ряд периодов и выявление причин таких тенденций.

Стр-ра МЗ должна отражать для торгового п/п стр-ру ТО, для промышленного п/п-стр-ру потребления.

Анализ стр-ры МЗ начисляется с расчета удельного веса отдельных товарных групп в общей сумме запасов.

При анализе идут от общего к частному, сравнивают с нормативами или среднеотраслевыми данными.

29. анализ эффективности использования запасов.

Анализ - одна из функций управления запасами,связанная с выявлением отклонений и тенденций движения запасов, а так же обоснование причин.

Информационной базой для анализа служат данные цчета и отчетности(первичные,статист-ие,бухгалтерские)

Анализ эффективности использования запасов оценивается с помощью показателей коэф-та оборачиваемости(Коб), длительности оборота(Добб.), высвобождение оборотных средств, вложенных в запасы, рентабельности запасов.

Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.

Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.

В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:

Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.

Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.

Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.

Тподгот = tподгот - Ттек (если tподгот > Ттек ).

Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).

Пример 2 А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.

Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:

Тподгот = tподгот - Ттек = 21 – 18 = 3.

Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.

Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).

- решение задач на определение нормы текущей части запаса;

- решение задач на определение нормы производственного запаса в относительном выражении;

- решение задач на определение нормы производственного запаса в натуральном и денежном выражении

- решение задач на определение нормы производственного запаса по номенклатурной группе.

Методические советы по подготовке к практическому занятию

При подготовке к практическому занятию студент, прежде всего, должен уяснить сущность производственных запасов.

Производственными запасами называются находящиеся на предприятии запасы средств производства, предназначенные для потребления и еще не вступившие в производственный процесс. Их образование связано с несовпадением сроков поступления и потребления материалов и необходимостью бесперебойного обеспечения производства материальными ресурсами.

При решении задач студент должен помнить:

Норма запаса – это минимальное количество материалов, необходимое для нормальной работы предприятия.

Нз(мат.) = Нз.тек + Нз.подг. + Нз.тран. + Нз.техн. + Нз.страх.

Норма текущей части запаса определяется как половина интервала поставки.(Нз.тек.)

Нз.тек. = ½ И

Интервал поставки

Интервал поставки – это время между двумя очередными поставками материала на предприятие. (И)

И = В / Р ср.сут; В – транзитная норма отгрузки;

И = Г / Рср.сут.; Г –грузоподъемность транспортных средств;

И = 360 / n; Рср.сут – среднесуточный расход материала;

И = Пср. / Рср.сут; n - количество поставок;

где: Пср. = ∑П / n; Пср. – средняя партия поставки

Норма обычного подготовительного запаса устанавливается в пределах 1 – 3 дней, а специального – в зависимости от времени на осуществление специальных подготовительных операций. (Нз.подг.) 1 – 3 дня

Норма страхового запаса определяется несколькими способами. (Нз.страх.)

Нз.страх = t1 + t2 + t3

t1 – время, необходимое для отгрузки материала поставщиком;

t2 - время, необходимое для нахождения материала в пути;

t3 - время, необходимое для количественной и качественной приемки.

Норма запаса по номенклатурной группе в целом определяется в натуральных и относительных единицах

Нз.нат. ном. гр. = Нз1 + Нз2 + Нз3

Нз.отн.ном.гр. = Нз.нат. ном. гр. / ∑ Рср.сут.

Примеры решения задач

Задача 1

Рассчитайте норму производственного запаса в относительном, натуральном и денежном выражении по стали мелкосортной, если годовая потребность предприятия в стали – 540 т. Транзитная норма отгрузки – 60 тонн. Цена 1 т – 28000 руб. Время для организации отгрузки стали поставщиком – 2 дня, время транспортировки – 4 дня, время приемки на складе предприятия – 1 день.

Решение

1) Определяем среднесуточный расход:

Р ср.сут. = 810: 360 = 2,25 т.

2) Определяем интервал оставки:

И = В / Р ср.сут = 72: 2,25 = 32 дня

3) Определяем норму текущей части запаса:

Нз.тек. = ½ И = 32: 2 = 16 дней

4) Определяем норму страховой части запаса:

Нз.страх. = 16: 2 = 8 дней

6) Определяем норму запаса материала в относительном выражении:

Нз(мат.), относ. = Нз.тек + Нз.подг. + Нз.техн. + Нз.страх. =16 + 3 + 8 = 27 дней

6) Определяем норму запаса материала в натуральном выражении:

Нз(мат.), натур. = 27 * 2,25 =60,75 т.

8) Определяем норму запаса материала в стоимостном выражении:

Нз(мат.), денеж. = 30000 * 60,75 =136687575 руб.

Плановый среднедневной расход сырья - 2 т. Цена 1 тонны - 50 тыс. руб. Поставка сырья в соответствии с договором осуществляется с периодичностью 16 дней. Норма страхового запаса 25% от текущего. Транспортный запас - 2 дня, технологический запас - 1 день, подготовительный - 1 день.

Решение

Нп.з. (дн) = (16: 2) + 0,25 * 8 + 2 + 1 +1 = 14 дн.

Нп.з (нат.) = 2 * 14 = 28 т.

Нп.з (руб.) – 28 * 50 = 1400 (тыс. руб.)

1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. с. 44-51; 63-67.

2. Бондарь Н.М. Экономика предприятия: Учебн. пособие - К.: Изд-во А.С.К., 2004. - С. 114 - 152.

3. Экономика предприятия: Учебник / За общ. редакцией С. Ф. Покропивного.- Изд. 3-е перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2006, с. 149 - 156.

Тема 6. Оборотный капитал

Практическое занятие № 11. Расчет показателей эффективности использования материальных ресурсов

Студент должен знать: сущность и состав материальных ресурсов, нормы расхода материальных ресурсов, факторы, определяющие экономию материальных ресурсов, показатели и пути повышения эффективности использования материальных ресурсов

Студент должен уметь: рассчитывать показатели эффективности использования материальных ресурсов.

Вопросы для обсуждения

1. Материальные ресурсы, их сущность и состав.

2. Показатели эффективности использования материальных ресурсов.

3. Факторы и пути эффективности использования материальных ресурсов.

Тесты для проверки знаний

1. Предметы труда, которые идут на изготовление продукции и образуют ее основное содержание- это:

а) основные материалы;

в) вспомогательные материалы;

2.Исходная форма предмета труда, на добычу или производство которого затрачен труд – это:

а) основные материалы;

в) вспомогательные материалы;

г) правильный ответ отсутствует.

3.Материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам - это:

а) основные материалы;

в) вспомогательные материалы;

г) правильный ответ отсутствует.

4. Норма расхода сырья и материалов – это:

а) чистая масса, объем и т.п. в составе годного изделия;

б) максимально (предельно) допустимое плановое их количество на выпуск единицы продукции в определенных производственных условиях, установленного качества;

в) отходы технологические и прочие;

г) правильный ответ отсутствует.

5. Норма расхода определяется по формуле:

а) Нр. = Чм. + Опр.;

б) Нр. = Чм. + От.;

в) Нр. = Чм. + От. + Опр.;

г) правильный ответ отсутствует.

6. Материалоемкость определяется по формуле:

а) Ме. = Vпрод. / Мз.

б) Ме. =Чм. / Нр.

в) Ме. = Мз. / Vпрод.

г) правильный ответ отсутствует.

7. Ресурсосбережение в промышленности возможно за счет:

а) совершенствования технологий;

б) комплексного использования природных ресурсов;

в) использования вторичных ресурсов;

г) все ответы правильные.

Запаса в размере 90 дней (половины продолжительности интервала между поставками) страховой запас - 50% нормы текущего запаса транспортный и подготовительный запасы - в размере 5 дней.  

ЗАПАСЫ ТРАНСПОРТНЫЕ - продукция, находящаяся в процессе перемещения между предприятиями-поставщиками , снабженческо-сбытовыми организациями и потребителями. Их относительная величина определяется временем транспортировки (включая и маневровые работы) с момента погрузки на транспортное средство и до поступления груза к месту назначения. Время транспортировки (в пути) в свою очередь регламентируется нормативами сроков доставки грузов, утвержденными для различных видов транспорта. Опоздание поступления сопровождающих груз документов и счетов не может служить основанием для отнесения поступивших к потребителям материалов к З.т.  

К наиболее распространенным относятся модели теории игр, теории очередей , модель управления запасами , транспортная задача , а также задача линейного и динамического программирования.  

Логистический план (потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности , запасы, транспортные и трудовые ресурсы . Порядок вычисления логистических потребностей показан в табл. 8.6.  

Приобретение запасов, включая расходы на информационные, посреднические, с поиском запасов, транспортные расходы и прочие согласно П(С)БУ 9 "Запасы" 20 Производственные запасы Субсчета 201 -209 63 Расчеты с поставщиками и подрядчиками, субсчета 631 С отечественными партнерами 632 С иностранными партнерами  

Общий размер задела складывается из внутрицеховых и межцеховых заделов. Внутрицеховые заделы включают в себя технологический (на рабочих местах в процессе обработки), межоперационный, транспортный и контрольный заделы. Межцеховой задел предназначен для обеспечения нормальной работы потребителей, он складывается из текущего и гарантийного запасов.  

Улучшение качества и снижение издержек. Когда есть синергический эффект при сходстве технологий, пс-пользуемых в производстве основной и интегрируемых фирм, результатом интеграции являются преимущества, порождаемые массовым производством . Например, интеграция производства чугуна и стали снижает транспортные издержки , экономит энергию, сокращает материальные запасы . И - что более важно - повышается качество  

По мере более широкого признания концепции маркетинга все больше внимания со стороны фирм привлекает к себе и концепция товародвижения . Товародвижение - это сфера потенциально высокой экономии издержек и обеспечения более полной удовлетворенности клиентов. Решения, принимаемые специалистами по обработке заказов и организации складирования, управляющими службой товарных запасов и экспедиционно-транспортной службой, сказываются на уровнях издержек в других сферах деятельности и на возможностях фирмы управлять спросом. Концепция товародвижения требует координации всех этих решений в рамках некой единой структуры. Встает задача создания системы управления товародвижением, которая позволяла бы обеспечивать желаемый уровень обслуживания клиентов с минимальными общими затратами.  

Успех корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют им закупать большие партии товаров , получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах . Во-вторых, они способны создавать действенные организационные структуры , нанимая хороших управляющих и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта , управления товарно-материальными запасами , ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли , тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать со множеством оптовиков. В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта , закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на нее на большие количества товаров . И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.  

В основу расчета закладывают динамику запаса материалов на производственном объекте, перевалочной базе, опорной (прирельсовой) базе, которая для четырех ранее приведенных транспортных схем показана на >ис. 32. Формулы для расчета текущей части нормы производственных се-  

Динамика текущей части сезонного производственного запаса материалов при различных транспортных схемах доставки грузов  

Для районов с сезонными поставками грузов (северные районы) нормы переходящего запаса оборудования рассчитывают на основе транспортных схем доставки оборудования на приобъектные склады этих районов. Численная величина нормы определяется в днях от первой поставки оборудования на опорную (прирельсовую) базу в году, предшествующем плановому (или предплановому), до момента сдачи этого оборудования в монтаж в плановом году.  

Транспортные запасы,или запасы материалов в пути, представляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы и средства производства других видов. Эти запасы образуются при транспортировке материальных ресурсов от поставщиков до потребителей от поставщиков до снабженческих и сбытовых организаций от снабженческих и сбытовых организаций до потребителей.  

Решение. По таблицам 2.5 и 2.6 находим, что положительное одновременное изменение собственного капитала и индикатора устойчивости описано в блоках № 2 и № 5, но и в том, и в другом блоке не предусмотрен положительный прирост нефинансовых активов. Их изменение может быть только отрицательным (AAN прироста капитала и глубины неустойчивости в конце отчетного периода , предшествующего прогнозному. Если I Во I > IДК81, то для достижения равновесия (Bi = 0), требуется, чтобы IД В > AKS. Это можно достичь только в том случае, если снизить нефинансовые активы (AAN транспортных средств или оборудования и превратить их в собственные денежные средства или в другие собственные финансовые активы (вексель к получению, легко реализуемые ценные бумаги).  

СССР сводные данные о 3 в открытой печати до 1987 г не публиковались В конце 80-х гг в СССР по оценкам стоимость 3 составляла около /3 ВНП В США объем 3 в 1962-1972 гг увеличился вдвое, в 1972-1982 гг - втрое, в 1982-1992 гг -только на 25% Замедление роста 3 связано, по мнению ряда специалистов, с применением идей и методов системы точно вовремя В 1987 г стоимость 3 в США составляла 638 млрд долл (14,1% ВНП), в т ч 3 в розничной и оптовой торговле - 311 млрд долл См также Запасов теория, Затраты на формирование и хранение запасов , Контроль за состоянием запасов, Транспортно-заготовителъные расходы  

Транспортно-заготовительные расходы (затраты на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта), за

Сегодня многие компании сталкиваются с проблемой дефицита денежных средств, вызванного неоправданным увеличением запасов сырья и готовой продукции, а также интенсивным ростом дебиторской задолженности. Чтобы избежать такого рода проблем, следует правильно нормировать оборотные средства.

Как известно, оборотные средства — это средства, используемые компанией для осуществления своей постоянной деятельности. Нормирование оборотных средств представляет собой процесс установления норм (относительных величин, соответствующих минимальному, экономически обоснованному запасу товарно-материальных ценностей и устанавливаемых в днях) и нормативов (минимально необходимых сумм денежных средств, обеспечивающих хозяйственную деятельность предприятия) по нормируемой группе оборотных средств. При этом необходимо учитывать зависимость норм от следующих факторов:

  • длительности производственного цикла изготовления продукции;
  • согласованности и четкости работы заготовительных, обрабатывающих и выпускающих цехов;
  • условий снабжения (длительности интервалов поставки, размеров поставляемых партий);
  • удаленности поставщиков от потребителей;
  • скорости перевозок, вида и бесперебойности работы транспорта;
  • времени подготовки материалов для их запуска в производство;
  • периодичности запуска материалов в производство;
  • условий реализации продукции;
  • системы и формы расчетов, скорости документооборота, возможности использования факторинга.

Разработанные в компании нормы по каждому элементу оборотных средств действуют в течение нескольких лет. Однако в случае существенных изменений технологии и организации производства, номенклатуры и объема продукции, адресов кооперированных предприятий, цен спроса и кредитной политики они уточняются с учетом соответствующих реагентов.

Обратите внимание! Нормы оборотных средств характеризуют минимальные запасы товарно-материальных ценностей, рассчитанные в днях запаса или в процентах к определенной базе (товарной продукции, объему основных фондов). Как правило, устанавливаются на квартал или год, но могут действовать и в течение более длительного периода.

При нормировании оборотных средств используются несколько методов:

    прямого счета;

    аналитический;

    опытно-лабораторный;

    отчетно-статистический;

    коэффициентный.

Метод прямого счета основывается на фактической потребности оборотных средств. Используется в том случае, когда можно определить продолжительность выполнения бизнес-процессов, входящих в операционный цикл компании. Предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития компании, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями.

Аналитический метод оценки норматива оборотных средств устанавливается по фактической величине оборотных средств за определенный период с учетом поправки на излишки и ненужные запасы, а также на изменения условий производства и снабжения. Применяется в тех компаниях, где средства, вложенные в материальные ценности и затраты, занимают большой удельный вес в общей сумме оборотных средств.

Опытно-лабораторный метод основан на замерах расхода оборотных средств и объемов произведенной продукции (работ) в лабораторных и опытно-производственных условиях. Нормы расхода устанавливаются путем отбора наиболее достоверных результатов и вычисления среднего значения с использованием методов математической статистики. Наиболее целесообразные сферы применения данных норм — вспомогательное и химическое производство, технологические процессы, добывающие отрасли и строительство.

Отчетно-статистический метод исходит из анализа данных статистической (бухгалтерской или оперативной) отчетности о фактическом расходе материалов на единицу продукции (работ) за прошлый (базисный) период. Рекомендуется для разработки как индивидуальных, так и групповых

норм расхода материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

При коэффициентном методе норматив оборотных средств на планируемый период устанавливается с помощью норматива предшествующего периода и с учетом корректировки на изменение объема производства и ускорение оборачиваемости оборотных средств. Предусматривает их деление на две группы:

    зависящие от изменения объема производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе);

    не зависящие от объема производства (запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов).

Следует отметить, что нормируются следующие элементы оборотных средств :

    производственные запасы;

    незавершенное производство;

    расходы будущих периодов;

    готовая продукция на складе предприятия;

    денежные средства в кассе на хранении.

Рассмотрим более подробно нормирование каждого из элементов.

НОРМИРОВАНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСАХ

Производственные запасы — это материальные ресурсы, находящиеся на предприятии, но не вступившие в производственный процесс. Состав оборотных средств в производственных запасах:

  • сырье;
  • основные материалы и покупные полуфабрикаты;
  • вспомогательные материалы;
  • топливо;
  • тара;
  • запасные части;
  • малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП). В составе МБП учитываются средства труда со сроком службы до одного года, в том числе:

o малоценные и быстроизнашивающиеся инструмент и приспособления;

o малоценный хозяйственный инвентарь;

o специальные одежда и обувь;

o специальные инструмент и приспособления;

o сменное оборудование;

o производственная тара.

В зависимости от назначения запаса и необходимости подготовки материальных ресурсов к использованию в производстве различают текущий, страховой (или гарантийный), технологический (или подготовительный) и транспортный запасы.

Текущий запас необходим для обеспечения бесперебойного хода производства на предприятии в период между очередными поставками. Норма текущего запаса принимается, как правило, равной половине среднего интервала между двумя очередными поставками. Максимальная величина текущего запаса (З тек) определяется по формуле:

З тек = П ср. сут × Т , (1)

где П ср. сут — среднесуточная потребность в данном материале, натуральные единицы измерения;

Т — время между двумя очередными поставками, дни.

Страховой запас предусмотрен для предупреждения последствий, связанных со сбоями в снабжении. Норма страхового запаса устанавливается либо в пределах 30-50 % от нормы текущего, либо равной максимальному времени отклонений от интервала поставок. Страховой, или гарантийный, запас (З стр) рассчитывается по формуле:

З стр = N з. стр × П, (2)

где N з. стр — норма страхового запаса материалов, дни;

П — среднедневная потребность в данном виде материалов, руб.

Подготовительный (технологический) запас (З тех) создается в тех случаях, когда поступающие на предприятие сырье и материалы требуют соответствующей дополнительной подготовки: сушки, сортировки, раскроя, комплектации и т. п. Норма подготовительного запаса определяется с учетом конкретных условий производства и включает в себя время на прием, разгрузку, оформление документов и подготовку к дальнейшему использованию сырья, материалов и комплектующих. Величина такого запаса определяется следующим образом:

З тех = П ср. сут × Т ц, (3)

где Т ц — длительность технологического цикла, дни.

Транспортный запас (З тр) образуется в случае расхождения в сроках движения документооборота и оплаты по ним и времени нахождения материалов в пути. Его величина рассчитывается прямым и аналитическим методами.

Метод прямого счета применяется при незначительной номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. Если поставщик находится на далеком расстоянии, платежные документы на сырье прибывают и оплачиваются компанией раньше, чем поступает груз. Поэтому размер транспортного запаса равен времени промежутка между оплатой счета и поступлением сырья в компанию.

При большом числе поставщиков и значительной номенклатуре потребляемых ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом. Для этого из данных бухгалтерского учета за прошлый год берутся остатки товарно-материальных ценностей в пути на начало каждого квартала минус стоимость ресурсов, задержавшихся в пути сверх установленных сроков.

Общая норма запасов (З общ) по сырью, основным материалам, покупным полуфабрикатам вычисляется по формуле:

З общ = З тек + З стр + З тех + З тр. (4)

Норматив оборотных средств в производственных запасах (N пз) рассчитывается по формуле:

N пз = З общ × Р, (5)

где Р — среднедневной расход оборотных средств, руб.

Пример 1

Предприятие ОАО «ХХХ» работает с 40 поставщиками с общим циклом поставки 2000 дней. Норма страхового запаса (З стр) устанавливается в 35 % от нормы текущего запаса (З тек). Среднесуточная потребность (П ср. сут) в материале (например, в стали крупносортовой Ст3) составляет 50 кг, цена за 1 кг — 48,6 руб. Длительность технологического цикла составляет 10 дней. Определим норматив оборотных средств в производственных запасах, в данном случае — в стали крупносортовой (N пз).

1. Найдем однодневный расход стали в стоимостном выражении: Р = 50 × 48,6 = 2430 руб.

2. Норма текущего запаса (З тек) равна: 2000 / 40 / 2 = 25 дней.

3. Норма страхового запаса (З стр): 25 × 0,35 = 9 дней.

4. Норма технологического запаса (З тех): 10 дней.

5. Общая норма запасов (З общ): 25 + 9 + 10 = 44 дня.

6. Норматив оборотных средств в производственных запасах (N пз): 44 × 2430 = 106 920 руб.

НОРМИРОВАНИЕ В НЕЗАВЕРШЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Незавершенное производство — продукция, находящаяся на различных стадиях обработки, — от запуска сырья, материалов и комплектующих изделий в производство до принятия отделом технического контроля готовой продукции. Оно определяется величиной авансированных денежных средств, вложенных в затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, электроэнергию, амортизационные отчисления и прочие расходы. Все эти затраты на каждое изделие нарастают по мере движения по цепочке технологического процесса.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Размер оборотных средств, занятых в незавершенном производстве, зависит от длительности производственного цикла, себестоимости изготовляемой продукции и интенсивности нарастания затрат в процессе производства.

Норма оборотных средств, занятых в незавершенном производстве (N нпз), рассчитывается так:

N нпз = С ср × Т ц × К н, (6)

где С ср — среднедневной выпуск продукции по себестоимости, руб.;

Т ц — длительность производственного цикла изготовления данной продукции, дни;

К н — коэффициент нарастания затрат, который характеризует уровень готовности продукции в составе незавершенного производства. Необходимость его расчета обусловлена тем, что затраты в незавершенном производстве осуществляются в разное время.Если они растут равномерно, то коэффициент нарастания затрат находится по формуле:

К н = (МЗ + 0,5 × Р пр) / С план, (7)

где МЗ — плановые материальные затраты, руб.;

Р пр — прочие расходы по элементам затрат, руб.;

С план — плановая себестоимость единицы продукции, руб.

При неравномерном нарастании затрат формула коэффициента изменяется следующим образом:

К н = Ц ср / С произв, (8)

где Ц ср — средняя стоимость изделия в незавершенном производстве;

С произв — производственная себестоимость изделия.

Пример 2

На предприятии ОАО «ХХХ» в незавершенном производстве осталось изделие А , на изготовление которого требуются основные материалы, покупные комплектующие, составляющие материальные затраты, заработная плата производственных рабочих, а также прочие расходы, в которые включены накладные расходы и т. д. Данные для расчета нормы оборотных средств в незавершенном производстве (в изделии А ) представлены в табл. 1.

Таблица 1. Расчет норм оборотных средств, занятых в незавершенном производстве

Наименование

Обозначение

Сумма, руб .

Данные для расчета

Материальные затраты по плану

Заработная плата производственных рабочих

Отчисления на социальное страхование

Прочие расходы

Плановая себестоимость

Производственная себестоимость

Цена изделия в незавершенном производстве

Среднедневной выпуск продукции по себестоимости

Длительность производственного цикла изготовления данной продукции

Расчетная часть

Коэффициент нарастания затрат (при равномерном нарастании затрат)

Коэффициент нарастания затрат (при неравномерном нарастании затрат)

Норма оборотных средств в незавершенном производстве:

при равномерном нарастании затрат

N нпз0

при неравномерном нарастании затрат

N нпз1

Согласно табл. 1 при равномерном нарастании затрат К н0 = (896 876 + 0,5 × 847 889) / 2 074 090 = 0,64; при неравномерном — К н1 = 1 440 341 / 1 920 454 = 0,75.

Нормы оборотных средств в изделии А при равномерном и неравномерном нарастании затрат составили, соответственно, N нпз0 = 464 551 × 4 × 0,64 = 1 118 250 руб. и N нпз1 = 464 551 × 4 × 0,75 = 1 393 653 руб.

НОРМИРОВАНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Следующим элементом нормирования оборотных средств является норматив оборотных средств на готовую продукцию — принятые отделом технического контроля и сданные на склад готовой продукции изделия, для которых производственный цикл закончился. Норма оборотных средств на готовую продукцию определяется временем с момента приемки продукции на склад до ее оплаты заказчиком и зависит от ряда факторов:

    порядка отгрузки и времени, необходимого для приемки готовых изделий из цехов;

    времени, необходимого для комплектования и подбора изделий до величины отгружаемой партии и в ассортименте соответственно заказам, нарядам, договорам;

    времени, необходимого для упаковки, маркировки продукции;

    времени, необходимого для доставки упакованной продукции со склада предприятия до железнодорожной станции, пристани и др.;

    времени погрузки продукции в транспортные средства;

    времени хранения продукции на складе.

Норматив оборотных средств в запасах готовой продукции (N гп) на складе определяется по формуле:

N гп = В сут × N згп, (9)

где В сут — среднесуточный выпуск каждого изделия по производственной себестоимости, руб.;

N згп — норма запаса готовой продукции, дни. Включает в себя время, необходимое на приемку изделий из цехов, комплектацию транспортной партии, упаковку и отгрузку продукции, оформление документации.

Пример 3

Используя формулу (9), определим норматив оборотных средств в запасах готовой продукции (табл. 2).

Таблица 2. Расчет норматива оборотных средств в запасах готовой продукции на предприятии ОАО «ХХХ»

НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ

Экономическое содержание расходов будущих периодов состоит в необходимости финансирования некоторых затрат, которые совершаются в настоящем, а списаны на себестоимость будут в последующем времени.

В состав расходов будущих периодов входят следующие затраты: на освоение новых видов продукции и новых технологических процессов; по подписке на периодические издания; на арендную плату; на связь; на налоги и сборы, уплачиваемые за будущее время.Норматив оборотных средств на расходы будущих периодов (N рбп) определяется по формулам:

N рбп = Р буд. пл - Р пл + Р с, (10)

где Р буд. пл — сумма средств в расходах будущих периодов на начало планируемого периода, руб.;

Р пл — расходы, производимые в планируемом периоде, руб.;

Р с — расходы, списываемые на себестоимость продукции в планируемом периоде, руб.;

N рбп = Р 0 + Р пл - Р сп, (11)

где Р 0 — расходы на начало периода, руб.;

Р пл — расходы по плану на год, руб.;

Р сп — расходы, подлежащие списанию в плановом году, руб.

Пример 4

Рассчитаем норматив оборотных средств на расходы будущих периодов (результаты — в табл. 3).

Таблица 3. Расчет норматива оборотных средств на расходы будущих периодов

ОБЩИЙ НОРМАТИВ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Завершая процесс нормирования, устанавливают совокупный норматив оборотных средств путем сложения частных нормативов по производственным запасам, незавершенному производству, расходам будущих периодов и готовой продукции.

Средняя норма оборотных средств по предприятию в целом рассчитывается делением совокупного норматива на однодневный выпуск товарной продукции по производственной себестоимости.

Нормативы оборотных средств рассчитываются в натуральном (штуки, тонны, метры и т. п.) и денежном выражении (руб.) и в днях запаса. Общий норматив оборотных средств предприятия рассчитывается только в денежном выражении и определяется путем суммирования нормативов оборотных средств по отдельным элементам:

N общ = N пз + N нзп + N рбп + N гп. (12)

Пример 5

Согласно табл. 4 общий норматив оборотных средств по предприятию ОАО «ХХХ» составит 60 203 тыс. руб.

Таблица 4. Расчет общего норматива оборотных средств по предприятию ОАО «ХХХ»

Норматив оборотных средств по элементам (статьям), тыс. руб.

Общий норматив, N общ

Производственные запасы, N пз

Незавершенное производство, N нзп

Готовая продукция, N г

Расходы будущих периодов, N рб

Таким образом, правильно проведенное нормирование оборотных средств позволяет экономно использовать финансовые ресурсы, способствует успешному осуществлению хозяйственной деятельности и укреплению финансового состояния компании.

М. В. Алтухова,
экономист ОАО «Рудоавтоматика»